Включить версию для слабовидящих

ЕСЕНИН Сергей Александрович

^Back To Top

foto1 foto2 foto3 foto4 foto5

Календарь праздников

Праздники России

Контакты

346780 Ростовская область

г. Азов, Петровский б-р 20 

тел.(86342) 4-49-43, 4-06-15 

E-mail: This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it.

Besucherzahler
счетчик посещений

СЕРГЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ ЕСЕНИН

(3 октября 1895 – 28 декабря 1925)

 

image050Сергей Александрович Есенин – поэт, проживший очень короткую жизнь, всего 30 лет. Но за эти годы им были написаны сотни прекрасных стихотворений, множество «маленьких» поэм и крупных эпических произведений, художественная проза, а также обширное эпистолярное наследие, куда вошли размышления Есенина о духовной жизни, философии и религии, России и революции, отклики поэта на события культурной жизни России и зарубежных стран, раздумья о величайших произведениях мировой литературы.

« <…> не напрасно я живу…», − писал Сергей Есенин в 1914 году. Его яркая и стремительная жизнь оставила глубокий след и в истории русской литературы и в сердце каждого человека.

Бурной и печальной была судьба Сергея Есенина. Яркая и беспокойная жизнь во многом способствовала неимоверной популярности его стихов – задушевных и музыкальных, близких и понятных самым разным людям. О ней ещё при жизни поэта складывались легенды.

Сергей Александрович Есенин родился 3 октября 1895 года в семье крестьянина Александра Никитича Есенина в селе Константиново Рязанской области. Его мать, Татьяна Титова, вышла замуж по воле своего своенравного отца. Вскоре, не выдержав вражды со свекровью и не желая покоряться нелюбимому мужу, она с трёхлетним Сергеем ушла к родителям. Дед с бабушкой взяли внука на воспитание, а дочь послали в Рязань на заработки. Так и получилось, что Есенин рос на попечении бабушки, которая знала множество песен, сказок и частушек. По признанию самого поэта, именно она давала «толчки» к написанию первых стихов. Сергей Александрович вспоминал: «Она рассказывала сказки. Некоторые сказки с плохими концами мне не нравились, и я их переделывал на свой лад. Стихи начал писать, подражая частушкам».

В одной из своих биографий Есенин пишет: «А в детстве я рос, дыша атмосферой народной поэзии. Бабка, которая меня очень баловала, была очень набожна, собирала нищих и калек, которые распевали духовные стихи. Очень рано узнал я стих о Миколе. Потом я и сам захотел по-своему изобразить «Миколу». Еще больше значения имел дед, который сам знал множество духовных стихов наизусть и хорошо разбирался в них. Из-за меня у него были постоянные споры с бабкой. Она хотела, чтобы я рос на радость и утешение родителям, а я был озорным мальчишкой. Оба они видели, что я слаб и тщедушен, но бабка меня хотела всячески уберечь, а он, напротив, закалить. Он говорил: плох он будет, если не сумеет давать сдачи. Так его совсем затрут. И то, что я был забиякой, его радовало. Вообще крепкий человек был мой дед».

О своём детстве Есенин писал: «С двух лет был отдан на воспитание довольно зажиточному деду по матери, у которого было трое взрослых неженатых сыновей, с которыми протекло почти все мое детство. Дядья мои были ребята озорные и отчаянные. Трех с половиной лет они посадили меня на лошадь без седла и сразу пустили в галоп. Потом меня учили плавать. Дядя Саша брал меня в лодку, отъезжал от берега, снимал с меня белье и, как щенка, бросал в воду. Я неумело и испуганно плескал руками и, пока не захлебывался, он все кричал: «Эх, стерва! Ну, куда ты годишься?» «Стерва» - у него было слово ласкательное. Среди мальчишек всегда был коноводом и драчуном и ходил всегда в царапинах. За озорство меня ругала только одна бабка, а дедушка часто говорил бабке: «Ты у меня, дура, его не тронь, он так будет крепче!».

Но вот проходит время, и в 1904 году уже подросшего Серёжу определяют в Константиновское земское четырёхгодичное училище, затем — в церковно-учительскую школу в маленьком городке Спас-Клепиках. Четырнадцатилетний подросток оказывается вдали от дома, в закрытой школе-интернате. Единственным его утешением становится дружба с товарищем по классу Гришей Панфиловым. Очень часто собирались они с приятелями в доме Панфиловых, засиживались допоздна – пели, играли, танцевали, а иногда читали друг другу стихи. Правда склонность к сочинительству не прибавляла юноше авторитета в глазах ребят. Всё больше и больше начинает он чувствовать себя «белой вороной», впрочем не без скрытой гордости ощущая свою исключительность, избранность.

В августе 1912 года Есенин едет в Москву, где поначалу работает в мясной лавке вместе с отцом. Вскоре, порвав с ним, поступает в типографию — помощником корректора. «Теперь решено. Я один. Жить теперь буду без посторонней помощи...» — пишет восемнадцатилетний Есенин своему другу Грише Панфилову.

Вскоре он становится членом Суриковского литературно-музыкального кружка, объединявшего начинающих писателей и поэтов из рабочих и крестьян. Многие из них были настроены революционно. Какое-то время Есенин участвует вместе с ними в рабочих массовках, распространяет листовки. Но игра в сознательного рабочего увлекает его ненадолго.

Анна Изряднова, первая жена поэта, так описывает Есенина тех лет: «Настроение было у него упадочное - он поэт, никто не хочет этого понять, редакции не принимают в печать, отец журит, что занимается не делом, надо работать. Слыл за передового, посещал собрания, распространял нелегальную литературу. На книги набрасывался, все свободное время читал, все свое жалованье тратил на книги, журналы, нисколько не думал, как жить...».

Ходит поэт и на занятия народного университета Шанявского - первого в стране учебного заведения, которое можно было бесплатно посещать вольнослушателям. Там Есенин получает основы гуманитарного образования - слушает лекции о западноевропейской литературе, о русских писателях.

На одном из поэтических вечеров в университете Есенин читал новые стихи. Слушателям особенно запомнилось:

 

Гой ты, Русь моя родная.

Хаты — в ризах образа...

Не видать конца и края,

Только синь сосёт глаза.

…………………………..

Пахнет яблоком и мёдом

По церквам твой кроткий Спас.

И гудит за корогодом

На лугах весёлый пляс.

…………………………..

Если крикнет рать святая:

- Кинь ты Русь, живи в раю!».

Я скажу: «Не надо рая!

Дайте родину мою!».

 

Тем временем Москва всё более и более начинает тяготить поэта. Ведь она, по его же словам, «не есть двигатель литературного развития…. Она всем пользуется готовым из Петербурга…» Да, все основные события литературной жизни происходят в Петербурге. И весной 1915 года поэт решает перебраться туда. В Петербурге Есенин посетил Блока, но не застав его дома, оставил записку: «Александр Александрович! Я хотел поговорить с Вами. Дело для меня очень важное. Вы меня не знаете, а может быть, где и встречали по журналам мою фамилию. Хотел бы зайти часа в 4. С почтением Сергей Есенин». Записка сохранилась, а на обороте рукой Блока написано: «Стихи свежие, чистые, голосистые…»

О начале своей петербургской жизни Есенин вспоминал: «Восемнадцати лет я был удивлен, разослав свои стихи по журналам, тем, что их не печатают, и поехал в Петербург. Там меня приняли весьма радушно. Первый, кого я увидел, был Блок, второй - Городецкий. Когда я смотрел на Блока, с меня капал пот, потому что в первый раз видел живого поэта. Городецкий меня свел с Клюевым, о котором я раньше не слыхал ни слова. С Клюевым у нас завязалась, при всей нашей внутренней распре, большая дружба».

Александр Блок горячо поддержал юное дарование, и вскоре Есенина стали печатать во всех передовых литературных журналах.

...Буквально в несколько недель дотоле никому не известный молодой человек завоевал шумную славу в самых изысканных и влиятельных петербургских литературных кругах. Очень скоро о нём заговорили как о чуде. Его наперебой приглашали в различные салоны, а стихи печатали лучшие журналы того времени.

Вот как описывает свои встречи с Есениным в петербургских салонах 1915 г. поэт Георгий Иванов: «Шелест шёлка, запах духов, смешанная русско-парижская болтовня... Рослые лакеи в камзолах и белых чулках разносят чай, шерри-бренди, сладости. И среди всего этого звонкий голос Есенина, как предостережение из другого мира, как ледяной ветерок в душистой оранжерее...».

Кто-то воспринимал Есенина лишь как будоражащего воображение паренька из деревни (зачастую он сознательно притворялся таким). Однако стихи молодого поэта многих поразили новизной, трогательностью, настоящим поэтическим чувством. По свидетельству современника, «он читал гораздо громче, чем говорил... простые строки рубились упрямо и крепко, без всякой приторности... Ему пришлось разъяснять свой словарь, — вокруг были «иностранцы»...». Ведь в его стихах столь часто появлялись словечки из древнего языка или местной и областной речи. Возможно, не обошлось без некоторой доли лукавства, желания понравиться слушателям. Но, главное, Есенин был убеждён: там, в глубокой старине, — источник живого поэтического образа.

Сергей Есенин очень не любил, когда его называли поэтом «из низов». Он всегда говорил: «Я просто поэт». Деревенский юноша с копной золотых волос и васильковыми глазами эстетствующие окололитературные слои еще долго воспринимали как простачка.

В литературных кругах постоянно обсуждалась и личная жизнь Есенина, связанные с ним скандалы, дебоши. Есенин, очень любивший розыгрыши, с удовольствием играл роль гуляки, выпивохи и драчуна.

В конце 1915 — начале 1916 г. имя Есенина встречается на страницах многих изданий рядом с именами самых известных поэтов.

В это же время Есенин знакомится и сближается с поэтом Николаем Александровичем Клюевым, выходцем из крестьян-старообрядцев Олонецкой губернии. Проникнутые патриархальными религиозными мотивами, связанные с культурой старообрядческого Севера, с русским фольклором, стихи Клюева во многом перекликались с есенинской музой. Оба поэта выступают под единым «крестьянским» знаменем, печатаются в одних и тех же изданиях, вместе посещают салоны и литературные собрания, где Есенин неизменно появляется «в щегольских сафьянных сапожках, голубой шёлковой рубахе, подпоясанный золотым шнурком...». Роднило двух поэтов действительно многое – тоска по патриархальному деревенскому кладу, увлечение фольклором, древностью. Но и в поэзии, и в поведении Клюева Есенину виделось наигранное смирение, замкнутость. Клюев сознательно отгораживался от современного мира, не такой был Есенин с его стихийной, мятущейся душой – впечатлительный, пылкий и нетерпеливый. Не случайно через несколько лет Есенин будет советовать одному поэту: «Брось ты петь эту стилизационную клюевскую Русь с её несуществующим Китежем... Жизнь, настоящая жизнь Руси куда лучше застывшего рисунка старообрядчества…».

И эта «настоящая жизнь Руси» несла Есенина на «корабле современности» всё дальше… Шла Первая мировая война.

В первой половине 1916 г. Есенин призывается в армию, но благодаря хлопотам друзей получает назначение («с высочайшего соизволения») санитаром в Царскосельский военно-санитарный поезд № 143 Ее Императорского Величества Государыни Императрицы Александры Федоровны, что позволяет ему беспрепятственно посещать литературные салоны, бывать на приемах у меценатов, выступать на концертах. На одном из концертов в лазарете, к которому он был прикомандирован (здесь же несли службу сестер милосердия императрица и царевны), происходит его встреча с царской семьей.

Известно также, что в Царском Селе Есенин посетил Николая Гумилёва и Анну Ахматову. Анну Андреевну особенно поразило одно стихотворение, которое заканчивалось четверостишием. Оно показалось Анне Андреевне пророческим:

 

Всё встречаю, всё приемлю,

Рад и счастлив душу вынуть.

Я пришёл на эту землю,

Чтоб скорей её покинуть.

 

Февральскую революцию 1917 г. Есенин встретил восторженно. Ему чудилось, что из пламени, охватившего страну, вот-вот «Фениксом, жаром-птицею возлетит мужицкая Русь». Неведомая, чудесная доля мчалась навстречу и несла, как казалось, не гибель и разруху, а надежду на новое, преображённое бытие:

 

О Русь, взмахни крылом

Поставь иную крепь!

С иными временами

Встаёт иная степь.

………………………..

Довольно гнить и ноятъ,

И славить взлётом гнусь —

Уж смыла, стёрла дёготь

Воспрянувшая Русь.

 

Уж повела крылами

Её немая крепь!

С иными временами

Встаёт иная степь.

«О Русь, взмахни крылами...», 1917 г.

 

В эту пору в Есенине ощущалась большая перемена. Он казался мужественнее, выпрямленнее, взволнованно-серьёзнее, чем в первые годы петербургской жизни. Никто больше не рассматривал его в лорнет, как некогда в столичных литературных салонах. А сам поэт чувствовал себя одним из пророков, возвещающих наступление нового, «крестьянского» рая на Земле. По свидетельству современников, он находился в непрерывно-созидающем состоянии.

Есенин сближается с эсерами, с которыми, по его же словам, работал «не как партийный, а как поэт». Он мечтает о возрождении древнего крестьянского уклада и надеется найти среди новых друзей отклик своим чаяниям на построение новой, справедливой жизни.

И вот одну за другой Есенин пишет небольшие поэмы, совершенно отличные от того, что им было создано прежде: «Отчарь» (1917 г.), «Октоих» (1917 г.), «Иорданская голубица» (1918 г.) и, пожалуй, наиболее скандально-известную «Инонию» (1918 г.). Однажды на недоуменный вопрос собеседника, что означает это слово, он рассмеялся и ответил: «Это у меня будет такая поэма... Инония — иная страна». Есенин тщится уже здесь, на Земле, а не где-то в далёком обетованном рае обрести утраченную гармонию и восстановить справедливость.

Тем временем события разворачиваются с угрожающей быстротой. Россия разорвана, растерзана. Кипит Гражданская война. Разруха идёт по старане, голов и неустройство…

В 1918 году восторженное и приподнятое настроение сменяются у поэта растерянностью и недоумением. Этот год связан в жизни Сергея Есенина с Москвой. Здесь, совместно с поэтами А.Б. Мариенгофом, В.Г. Шершеневичем, А.Б. Кусиковым, И.В. Грузиновым он основывает литературное движении имажинистов, от английского слова «image» − образ. Поэзия имажинистов наполнена сложными, метафорическими образами.

В 1919 году была опубликована «Декларация» имажинизма, гласившая: «Нам смешно, когда говорят о содержании искусства… Тема, содержание – это слепая кишка искусства – не должны выпирать… из произведений… Искусство, построенное на содержании, искусство, опирающееся на интуицию… должно было погибнуть от истерики».

Однако С.А. Есенин не принимал некоторые положения своих «собратьев по перу». Он был уверен, что стихотворение не может быть просто «каталогом образов», образ должен быть смыслосодержащим.

Наивысшим проявлением своего имажинизма С.А. Есенин называл поэму «Пугачев», над которой он работал в 1920-1921 гг. Поэма было высоко оценена русскими и зарубежными читателями.

Смысл, гармоничность образа поэт отстаивает в статье «Быт и искусство»: «Собратьям моим кажется, что искусство существует как искусство. Вне всяких влияний жизни и её уклада… У собратьев моих не чувства родины во всём широком смысле этого слова, поэтому у них так и несогласовано всё…»

У Есенина же «чувство родины» было развито чрезвычайно. Душа его не могла примириться с несбывшимися надеждами на обретение нового «града живых» в России. Есенин по-своему бросает вызов «страшному миру». Он пишет стихотворение «Кобыльи корабли» (1919 г.), полное щемящей жалости ко всему живому:

Если волк на звезду завыл,

Значит, небо тучами изглодано.

Рваные животы кобыл,

Чёрные паруса воронов...

………………………………….

Кто это? Русь моя, кто ты? кто?

Чей черпак снегов твоих накипь?

На дорогах голодным ртом

Сосут край зари собаки.

 

«Пророк несбывшихся чудес», Есенин так и не примкнул к революционерам, а от родной деревни, давно потерявшей прежнюю духовную основу, безнадёжно далеко отошёл. И он окунается в стихию бунтарства и озорства. Вместе со своими приятелями вешает на стенах Страстного монастыря объявления: «Господи, отелись!», «Граждане, бельё исподнее меняйте» - или отправляется сдирать старые таблички с московских улиц и вешать новые: «ул. имажиниста Мариенгофа», «ул. имажиниста Есенина»... Называет себя «хулиганом», «скандалистом» и с отчаянной решимостью подводит итог прошлой жизни:

Да! Теперь решено. Без возврата

Я покинул родные поля.

Уж не будут листвою крылатой

Надо мною звенеть тополя.

 

Низкий дом без меня ссутулится,

Старый пёс мой давно издох.

На московских изогнутых улицах

Умереть, знать, судил мне Бог...

1922 г.

 

Осенью 1921 г. в Москву приехала известная танцовщица Айседора Дункан, одинокая, уже немолодая женщина. Она встретила Есенина, и вскоре они стали мужем и женой. Весной 1922 года супруги улетели в свадебное путешествие, сначала в Европу, а потом в США.

Заграничные впечатления поэта противоречивы. Как многим впервые попавшим в Европу русским людям, ему сначала нравится, что там «всё прибрано и выглажено под утюг», но очень скоро он начинает «хлопать себя по колену и скулить, как собака».

«Что сказать мне вам об этом ужаснейшем царстве мещанства... — пишет Есенин в 1922 г. из Германии. — Человека я пока ещё не встречал и не знаю, где им пахнет. В страшной моде Господин доллар, а на искусство начихать...»

И в Америке, и в Европе Есенину не хватает именно «души», а встречи с русскими эмигрантами наводят тоску и щемящую грусть. В Берлине «послк долгих бесед в ночи» «под гитару» своего друга поэта А. Кусикова, к тому времени эмигрировавшего, он создаёт первые стихи из цикла «Москва кабацкая»:

Снова пьют здесь, дерутся и плачут

Под гармоники жёлтую грусть.

Проклинают свои неудачи,

Вспоминают московскую Русь.

………………………………..

Что-то всеми навек утрачено.

Май мой синий! Июнь голубой!

Не с того ль так чадит мертвячиной

Над пропащею этой гульбой.

…………………………………..

Нет, таких не подмять, не рассеять.

Бесшабашность им гнилью дана.

Ты, Рассея моя... Рас...сея...

Азиатская сторона!

1922 г.

 

В августе 1923 г. он уже снова в Москве, и снова одинокий: брак с Айседорой Дункан оказался непрочным.

В последние годы жизни Есенин то пытается обрести душевное равновесие и примириться с советской властью, то, по свидетельству одного из современников, начинает «так «крыть» большевиков, как это... не могло и в голову прийти никому в Советской России». Однако Есенина как широко известного «поэта деревни» трогать не решались. Более того — всем милицейским участкам Москвы было дано негласное распоряжение: после каждого скандала отпускать поэта, задерживая его лишь для вида и не давая делу хода.

Несмотря на перепады настроения и ощущение бездомности, Есенин после возвращения из Европы и Америки очень напряжённо и увлечённо работает, много ездит по стране. Так, в 1924—1925 гг. он посещает Грузию и Азербайджан, где, по его же словам, ему «работается и пишется... дьявольски хорошо».

Лирика Есенина становится одновременно и трагичнее, и сложнее. Одну за другой он пишет «маленькие поэмы» с красноречивыми названиями, говорящими сами за себя: «Возвращение на родину», «Русь советская», «Русь бесприютная», Русь уходящая», «Письмо к женщине». В этих поэмах поэт пророчески правдивым словом защищает и «уходящую», и «советскую» Русь, понимая, что у России нет пути назад и её ожидает тернистый, нелегкий путь.

А в стихах — шедеврах любовной лирики — льётся через край неподвластная никаким политическим перипетиям искренность:

Ты такая ж простая, как все,

Как сто тысяч других в России.

Знаешь ты одинокий рассвет,

Знаешь холод осени синий.

………………………………….

Не хочу я лететь в зенит.

Слишком многое телу надо.

Что ж так имя твоё звенит,

Словно августовская прохлада.

«Ты такая ж простая, как все...», 1923 г.

 

Певучи и на удивление мелодичны стихи из цикла «Персидские мотивы», написанные во время поездки в Грузию и Азербайджан:

Шаганэ ты моя, Шаганэ!

Потому, что я с севера, что ли,

Я готов рассказать тебе поле,

Про волнистую рожь при луне.

Шаганэ ты моя, Шаганэ.

 

Потому что я с севера, что ли.

Что луна там огромней в сто раз,

Как бы ни был красив Шираз,

Он не лучше рязанских раздолий.

Потому что я с севера, что ли...

«Шаганэ ты моя, Шаганэ!..», 1924 г.

В Баку была начата и закончена уже в Москве поэма «Анна Снегина» (1925 г.). Воспоминания о родной деревне, о революционных событиях, нарушивших веками складывавшийся крестьянский уклад жизни, наконец, о юношеской любви поэта к молодой помещице Кашиной, ставшей прототипом главной героини, делают поэму автобиографичной. Подобно блудному сыну из библейской легенды, герой возвращается от всех своих жизненных блужданий и ошибок к тому, что «любил как бы до своего грехопадения»:

Иду я разросшимся садом,

Лицо задевает сирень.

Так мил моим вспыхнувшим взглядам

 image004

Погорбившийся плетень.

Когда-то у той вон калитки

Мне было шестнадцать лет.

И девушка в белой накидке

Сказала мне ласково: «Нет!».

 

Далёкие, милые были!..

Тот образ во мне не угас.

 

Мы все в эти годы любили,

Но, значит, любили и нас.

Однако между «скромным мальчишкой» «с кудрявыми волосами», влюблённым в молодую помещицу, и автором этих строк пролегла непроходимая пропасть. Возвращение к истокам уже невозможно. Как и многие «дети страшных лет России», Есенин и тоскует по разгромленной вере отцов, и с ужасом видит, что сам стал другим. Душа его, кажется, больна от несбывшихся надежд, разочарований и отчаяния.

Друг мой, друг мой,

Я очень и очень болен.

Сам не знаю, откуда взялась эта боль...

То ли ветер свистит

Над пустым и безлюдным полем,

Толь, как рощу в сентябрь,

Осыпает мозги алкоголь... —

скажет он в своей последней, предсмертной поэме «Чёрный человек» (1925 г.), пытаясь написать собственную духовную биографию и разобраться в ней. Но смысл судьбы будто ускользает от автора, в прошлом — «мальчика», жившего «в простой крестьянской семье», «желтоволосого», «с голубыми глазами», а ныне — «прохвоста и забулдыги», которого преследует «чёрный человек». Олицетворение всего самого тёмного во внутреннем мире автора, этот жуткий гость в чём-то подобен совести, терзающей душу. Он «спать не даёт... всю ночь», «водит пальцем по мерзкой книге», перечисляет грехи своей жертвы. Беда же автора не только в том, что он не справился с силами хаоса в собственной душе, но и в том, что ему было суждено родиться и жить в страшное для России время:

«Слушай, слушай, —

Бормочет он мне, —

В книге много прекраснейших

Мыслей и планов.

Этот человек

Проживал в стране

Самых отвратительных

Громил и шарлатанов».

Переполненный гневом и отвращением, поэт бросает свою трость «прямо к морде его, в переносицу...», но разбивает только зеркало...

Чуть ли не каждое стихотворение, написанное поэтом в эти годы, явно или подспудно свидетельствует о том, что развязка его судьбы близка. В том числе и маленький шедевр «Отговорила роща золотая...» (1924 г.) где пронзительно звучат характерные для всего творчества Есенина мотивы странничества, кратковременного пребывания человека на земле:

Отговорила роща золотая

Берёзовым, весёлым языком,

И журавли, печально пролетая,

Уж не жалеют больше ни о ком.

Кого жалеть? Ведь каждый

в мире странник —

Пройдёт, зайдёт и вновь оставит дом.

О всех ушедших грезит конопляник

С широким месяцем

над голубым прудом.

Стою один среди равнины голой,

А журавлей относит ветер вдаль.

Я полон дум о юности весёлой,

Но ничего в прошедшем мне не жаль.

Не жаль мне лет, растраченных

напрасно,

Не жаль души сиреневую цветь.

В саду горит костёр рябины, красной.

Но никого не может он согреть.

Не обгорят рябиновые кисти,

От желтизны не пропадёт трава,

Как дерево роняет тихо листья,

Так я роняю грустные слова.

И если время, ветром разметая,

Сгребёт их все в ненужный ком…

Скажите так… что роща золотая

Отговорила милым языком.

 

Ждать осталось недолго. 24 декабря 1924 года Есенин приехал из Москвы в Ленинград, как он говорил на постоянное место жительства.

27 декабря, утром, в гостинице, сочинил стихотворение и, не найдя в номере чернил, разрезал в нескольких местах руку, обмакнул в собственную кровь перо и написал:

До свиданья, друг мой, до свиданья,

Милый мой, ты у меня в груди:

Предназначенное расставанье

Обещает встречу впереди.

 

До свиданья, друг мой, без руки, без слова,

Не грусти и не печаль бровей.

В этой жизни умирать не ново,

Но и жить, конечно, не новей.

image005     А в ночь с 27 на 28 декабря Есенина не стало. Официальная причина смерти – самоубийство. Его нашли повешенным на трубе в ленинградской гостинице «Англетер». Как писал поэт и критик В. Ходасевич, «он обернул вокруг своей шеи… верёвку от чемодана, вывезенного из Европы, выбил из-под ног табуретку и повис лицом к синей ночи, смотря на Исаакиевскую площадь».

Тело Есенина было перевезено в Москву для захоронения на Ваганьковском кладбище. Похороны были грандиозные. По свидетельству современников, так не хоронили ни одного русского поэта.

В последние десятилетия выдвигается множество альтернативных версий о причинах смерти Есенина. Считается, что поэт был убит.

«Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к родине. Чувство родины — основное в моем творчестве», — говорил Есенин.

Поэзия Есенина необыкновенна по своей предельной искренности. Как писал Горький, «Сергей Есенин не столько человек, сколько орган, созданный природой исключительно для поэзии».

Лучшие страницы Есенина ярко запечатлели духовную красоту русского человека. Тончайший лирик, волшебник русского пейзажа, удивительно чуткий к земным краскам, звукам и запахам, Есенин был большим и смелым мастером стиха. Его емкие и ошеломляюще свежие образы — почти всегда настоящее художественное открытие. Пушкинская простота и прозрачность — вот идеал, который руководил Есениным в последние годы его работы.

 

ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ

Сергей Александрович Есенин. – Режим доступа: http://www.esenin-sergej.ru/

Сергей Есенин. – Режим доступа: http://esenin.niv.ru/

Сергей Есенин: стихи. – Режим доступа: http://www.stihi-rus.ru/1/Esenin/

Сергей Александрович Есенин, Библиотека поэзии. – Режим доступа: http://esenin.ouc.ru/

Сергей Есенин. Стихи о любви. – Режим доступа: http://www.loveparadise.ru/poet-5.html

Сергей Александрович Есенин. – Режим доступа: http://www.sesenin.ru/

Сергей Есенин: биография, стихи, поэмы, фотографии. – Режим доступа: http://esenin.biografy.ru/biography.php

 

Хронологическая канва жизни и творчества Сергея Александрович Есенина. – Режим доступа: http://www.museum-esenin.ru/biography

 

image051

 Родители Сергея Есенина – Александр Никитич и Татьяна Федоровна 1905 год

image052

Сергей Есенин с сестрами Катей и Шурой 1912 год

image053

С.А. Есенин и С.М. Городецкий

1915 год

image054

Сергей Есенин с Николаем Клюевым

Осень 1916 года

image055

Сергей Есенин с Айсидорой Дункан

1922 год 

image056

С.А. Есенин

1924 год 

image057

Сергей Есенин с сестрой Екатериной Есениной на Пречистенском бульваре в Москве

1925 год 

image058

Сергей Есенин

1925 год 

  

ПАМЯТНЫЕ МЕСТА. МУЗЕИ.

 ПАМЯТНИКИ СЕРГЕЮ ЕСЕНИНУ

 СЕЛО КОНСТАНТИНОВО

«Несказанное, синее, нежное», «край любимый», «голубая Русь», – как душевно и проникновенно отзывался Сергей Есенин о своей Родине, рязанском селе Константинове!

 Чтобы в общих чертах описать Константиново, приведу слова младшей сестры поэта, Екатерины Есениной: «Прямо перед глазами заливные луга, без конца и без края, до самого леса. По лугу широкой лентой раскинулась Ока. Синее небо чашей опрокинулось над нами. Тишина, простор». Эта картина и стала для поэта символом любимой крестьянской Руси. 

image060Ежегодно приезжая на Родину отдохнуть от городской суеты и жизненных бурь, поэт, как и прежде, бродил по окским раздольям, возвращаясь просветленным, избавленным от тяжких дум. 

Став известным поэтом, Есенин не забывал родное Константиново и каждое лето возвращался сюда, как он сам говорил, «домой». В родной двор он въезжал на лихом извозчике или на мчащейся паре лошадей. По воспоминаниям сестер поэта, от такого эффектного приезда всем сразу становилось веселее, забывались на время житейские трудности. Здесь, в Константиново, Есенин написал множество стихотворений: «Отговорила роща золотая», «Возвращение на родину», «Я последний поэт деревни», «Видно так заведено навеки». В родительском доме он подолгу стоял у окна, любуясь на закаты и восходы. А ночью у открытого окна подсвистывал соловьям. 

Во время пребывания в родном доме Есенин старался не упустить ни минуты: матери помогал по хозяйству, убирал с отцом сенокос. Сенокосную пору он очень любил, ей посвящено стихотворение «Я люблю над покосной стоянкою…». Поэт жил в амбаре, работая целыми часами без перерыва. В основном он работал утром, а в полдень шел с сестрами на высокий берег Оки. Там они сидели подолгу, смотря вдаль, каждый в своих мыслях. Вокруг – трескотня кузнечиков, гул комаров, вдали темнеют в синеватой дымке леса, сверкают озера. Точно так же им нравилось сидеть и ночами, созерцая звездное небо.

Все в родном селе было дорого поэту. Во время волнений в 1918 году он отстоял усадьбу Лидии Кашиной, которую хотели разрушить. На собрании колхоза Есенин тогда сказал: «Растащите, разломаете все, и никакой пользы! А так хоть школа будет или амбулатория. Ведь ничего нет у нас». Через год, как вспоминает Александра Есенина, в усадьбе на самом деле открылась амбулатория, а из барской конюшни сделали клуб. Сейчас в усадьбе находится музей поэмы «Анна Снегина», ведь Лидия Кашина является прототипом главной героини.

Живя в столице и встречаясь с односельчанами, поэт первым делом расспрашивал о жизни в Константинове, вспоминал вольное детство на берегу Оки. Последний раз Есенин навестил родное село в 1924 году. Весной возле плетня рядом с домом он посадил тополь, который растет до сих пор. В августе того же года, по воспоминаниям сестры Александры, он исходил все окрестности, пропадая целыми днями и возвращаясь домой под утро, как будто предчувствуя что-то. В роковом декабре 1925 года Есенин очень хотел приехать в Константиново к родным, но, к великому сожалению, этому не суждено было сбыться…

В наши дни в рязанское село Константиново не перестают идти люди со всех концов России. Они идут посмотреть эти места, воспетые Есениным. Только здесь, на высоком берегу Оки, когда взгляд устремляется в бесконечные дали, которым «не видать конца и края», под этим огромным небом, наедине с вольными русскими просторами, можно до конца понять «нежность грустную русской души» – великий талант Сергея Александровича Есенина.

 

Государственный музей-заповедник С.А. Есенина. – Режим доступа: http://www.museum-esenin.ru/

 

 

ДИВОВО, СТАНЦИЯ-МУЗЕЙ

 

image061Дивово - это памятное историческое место, связанное с жизнью С.А. Есенина.

В далеком 1912 году 17-летний Есенин сел на поезд и отправился в Москву. Как С. Есенин сам говорил о себе:

«... Мечтатель сельский —

Я в столице

Стал первокласснейший поэт».

Так вот, путь Есенина в Москву, в Петроград, путь его в большую литературу начинался отсюда, проходил здесь — через станцию Дивово. И на протяжении своей жизни С. Есенин много раз приезжал в родное село Константиново, и неизменно останавливался здесь, на станции Дивово. Она была для него частью дороги, которая вела его в родное село, в родные места, к теплу родного очага.

К 110-летию со дня рождения С.А. Есенина по инициативе руководства Московско-Рязанской ж/д (и на средства дороги) на станции Дивово был установлен памятник С.А. Есенину. Авторы скульптурной работы — московские скульпторы А. Гудко и М. Сотников, архитектор В. Иванов.

 

СЕЛО СПАС-КЛЕПИКИ

Село Спас-Клепики (с января 1920 года – город) – центр Мещёры. Оно раскинулось на левом берегу реки Пры у речки Совки, через село проходил Московско-Саратовский тракт. Спас-Клепики окружают почти сплошные леса с непроходимыми болотами и многочисленными живописными озёрами. С Рязанью село соединялось проселочной дорогой, труднопроезжей летом из-за песчаной почвы, и узкоколейной железной дорогой, строительство которой началось в 1892 году, а регулярное движение Рязань – Тума открылось в 1899 году.

Первый раз Сергея привезла в Спас-Клепики мать. Вот как эту поездку (отъезд) вспоминает его сестра Екатерина: «После отъезда отца мать часто ходила к Поповым, что-то шила, принесла маленький сундучок и уложила туда вещи Сергея. Потом к нашей избе подъехала лошадь, вошел чужой мужик, молились богу, и мать с Сергеем уехали, оставив меня дома с соседкой. Сергей уехал учиться во второклассную учительскую школу в Спас-Клепики».

В настоящее время в этом здании расположен Клепиковский отдел Государственного музея-заповедника С.А. Есенина. По старым фотографиям восстановлен кирпичный забор с фасадной части школы. Открытие музея после реконструкции состоялось 1 октября 2005 г.

ЕСЕНИН В ПЕТЕРБУРГЕ

В Петербурге немало памятных мест, связанных с жизнью и творчеством великого русского поэта Сергея Есенина. Именно здесь, в городе на Неве, начался расцвет его поэтического гения, стремительный путь к ошеломляющей славе. Сюда, в бывшую столицу Российской империи, Есенин приехал ранней весной 1915 года. Здесь вышел его первый сборник стихов «Радуница». Октябрь 1917 года поэт встретил также в этом городе. В Петрограде была единственная семейная квартира Есенина. В последние годы жизни с городом на Неве он связывал многие творческие планы, которым не суждено было осуществиться. В Ленинграде трагически оборвалась жизнь Сергея Александровича Есенина. 

image062

Литейный, 33 (дом, где жил Есенин в 1917-1918) 

image063

Доска на Литейном, 33

image064

Гостиница Англетер в 30-е годы

image065

Доска на гостинице Англетер

 

МУЗЕЙ СЕРГЕЯ ЕСЕНИНА В МОСКВЕ

Музей Сергея Александровича Есенина в Москве открылся в 1995 году, к 100-летию со дня рождения поэта. Экспозиция музея, посвященная жизни и творчеству самого читаемого русского поэта в мире (по официальному признанию ЮНЕСКО), была сделана на общественных началах и подарена городу, в любви к которому неоднократно признавался в своих произведениях С.А. Есенин.

Дом № 24 по Большому Строченовскому переулку в Замоскворечье является единственным официальным адресом Сергея Есенина в Москве, где поэт жил и был прописан с 1911 по 1918 годы. Статус государственного музей получил в 1996 году, распахнув свои двери для многочисленных поклонников творчества поэта.

В 2010 году музею было передано здание, по адресу пер. Чернышевского д.4, стр.2. В этом доме неоднократно бывал Сергей Есенин. С 1912 года поэт начал активное сотрудничество с Суриковским литературно-музыкальным кружком, собрания которого часто проходили в этом доме. В настоящее время в здании проходят проектные работы по сохранению исторического облика этого уникального особняка и приспособлению его под музейные цели.

В новом здании музея, расположенном по адресу ул. Клязьминская, д. 21, корп. 2, в перспективе будет открыт Есенинский культурно-просветительский центр. Все жители отдаленного от центра Северного округа Москвы смогут в непосредственной близости провести свой досуг в атмосфере есенинской поэзии. Здесь планируется проведение различных мероприятий с детьми, концертов, творческих вечеров, а также экспонирование уникальных выставок музея.

 

Музей С.А. Есенина в Москве. – Режим доступа: http://esenin-museum.ru/portfolios/esenin

 

МУЗЕЙ СЕРГЕЯ ЕСЕНИНА В ГОРОДЕ ЛИПЕЦК

Музейную коллекцию на протяжении почти 40 лет собирал Валентин Иванович Синельников – почетный гражданин г. Липецка, член Международного есенинского общества «Радуница», лауреат Всероссийской Есенинской премии.

В начале 70-х гг. он создал музей любимого писателя, который размещался сначала в однокомнатной, а с 1991 г. – в трехкомнатной квартире.

Благодаря В. И. Синельникову в городе также появились школьный музей С. Есенина, бульвар Есенина и памятник великому поэту.

 

Музей Сергея Есенина, город Липецк. – Режим доступа: http://library.lipetsk.ru/lipmap/index.php/pamyatnye-mesta/literaturnye-muzei/25-muzej-esenina-v-tsentralnoj-gorodskoj-biblioteke-lipetska

 

image066

image067

 Памятник Сергею Есенину в Белгороде 

Памятник Сергею Есенину открыт в 2012 году на пересечении улиц Есенина и Буденного. Автор – заслуженный художник России Анатолий Шишков изобразил поэта в бронзе, в полный рост, а рядом собаку Качалова – «Дай, Джим, на счастье лапу мне».

«Ой ты, Русь моя, Родина кроткая…» - эти слова как будто с любовью и печалью вырываются из уст самого поэта

Окружает скульптурную композицию уютный сквер, где высажены четыреста деревьев – по числу стихотворных произведений великого поэта.

Несмотря на прошедшие годы стихи Сергея Есенина – человека, поэта, гражданина, звучат в сердцах людей, наполняя душу любовью, добром и верой.

image068

image069 

Памятник Сергею Есенину в Москве

на Тверском бульваре

Памятник поэту Сергею Александровичу Есенину торжественно открыли на Тверском бульваре в 1995 году 2 октября, приурочив событие к празднованию 100-летнего юбилея со дня его рождения.

Авторами монумента стали скульптор Анатолий Андреевич Бичуков и архитектор Анатолий Васильевич Климочкин.

Скульптурная композиция представлена ростовой фигурой поэта, установленной на округлом постаменте. Скульптор постарался придать образу свойственные характеру Есенина черты.

Мы видим его с расстегнутой рубахой, что определяет открытость его души, и некоторую незащищенность. Взгляд сосредоточенно устремлен вдаль, а в облике чувствуется взъерошенность, что передает его несогласие с некоторыми жизненными устоями его времени.

Рядом с монументом установлено изваяние Пегаса, что по мнению некоторых является лишней деталью ансамбля. Но, скорее всего, причиной его появления являются строки из стихотворения «Кипение Красного Пегаса», которое принадлежит талантливому поэту.

Установка памятника Есенину на Тверском бульваре не случайное действие. Дело в том, что в годы так называемого «Серебряного века» на нем находилось весьма популярное в Москве кафе под вывеской «Стойло Пегаса», где часто собирались именитые поэты того времени и их поклонники.

Стоит отметить, что Сергей Есенин прожил яркую и довольно трагическую жизнь, что легло отпечатком на все его творчество.

Поселившись вместе с отцом в Москве, этот рязанский парень стал со временем одним из самых известных российских поэтов, которого почитают не только в стране, но и за рубежом.

Легче всего подойти к памятнику Сергею Есенину по Тверскому бульвару со стороны метро «Пушкинская». Каждый год, в день рождения поэта, которое приходится на 3 октября, здесь собираются его почитатели, которые возлагают к подножию цветы и декламируют стихотворения мастера.

image068

Памятник Сергею Есенину в Москве на Есенинском бульваре

Памятник поэту Сергею Есенину на Есенинском бульваре в городе Москве открыли в 1972 году, приурочив событие к празднованию 3 октября дня рождения любимца многих почитателей литературы.

Монумент был выполнен скульптором Владимиром Ефимовичем Цигалем при участии архитекторов Сергея Евгеньевича Вахтангова и Юрия Васильевича Юрова.

Бронзовая скульптура поэта представлена в образе шагающего по дороге деревенского паренька в крестьянской рубахе и переброшенным через плечо пиджаком. На голове копна узнаваемой есенинской прически из пышных волос. Расположенные вокруг памятника живые березы будто подчеркивают задуманный скульптором образ Есенина, горячо любившего природу родной Рязанщины.

Стоит отметить, что установка памятника в те годы советского периода была непростой задачей, встретив сопротивление партийных работников и чиновничества. И это не случайно, так как в жизни Сергей Есенин был не только романтиком, но и бунтарем, не всегда согласным с действиями молодой советской республики.

Ко всему прочему, скульптура Цигаля отступала от канонов тогдашнего социалистического реализма, но на защиту памятника стала дочь поэта - Татьяна Сергеевна, которая доказывала, что от этого образа веет поэзией и создана неимоверная погруженность в природу.

Установка памятника Есенину на пересечении Волгоградского проспекта и Есенинского бульвара сопровождалась многочисленными курьезами: то заранее в прессу закидывались сообщения об уже прошедшем открытии, то перед самой церемонией на этом месте засеяли зачем то рожь.

Открытие монумента, как это ни печально, произошло кулуарно. В созданное из московских курсантов оцепление пропускали только людей, имевших официальные приглашения.

Прошло совсем немного времени, и этот памятник Сергею Есенину утратил свой бунтарский ореол. В 1984 году даже председатель Московского Горисполкома Владимир Федорович Промыслов отзывался об этом творении, как о ярком и своеобразном скульптурном произведении.

В 1995 году, из-за производственного брака при отливке, скульптура упала на землю. Установили ее на прежнее место в достаточно короткие сроки.

Каждый год 3 октября, как и у памятника Есенину в центре столицы, здесь, на Есенинском бульваре, собираются и отдают дань поэту его преданные почитатели - от мала до велика.

image070

Памятник Сергею Есенину в Санкт-Петербурге в Таврическом саду

С инициативой установить памятник Сергею Александровичу Есенину выступил благотворительный фонд имени поэта, он и взял на себя все расходы по проектированию и изготовлению. Мероприятие по установке памятника имело хороший повод - 100 лет со дня рождения поэта.

Конкурс на лучший проект не устраивали, работу доверили скульптору Альберту Чаркину. Идей у скульптора было множество. Им были сделаны эскизы, на которых Есенин был изображен на прогулке, отдыхающий на берегу озера. Но для памятника был выбран «Есенин сидящий на скамейке».

После окончания работ по изготовлению памятника было определено и место его установки - выделен участок в Таврическом саду.

3 октября 1995 года прошла торжественная церемония открытия памятника Сергею Есенину к 100-летнему юбилею со дня рождения поэта.

Памятник выполнен из белого карельского мрамора, постамент из серого гранита.

Вдоль плинта мраморного сооружения выгравирована надпись «Сергей Есенин».

image072

Памятник Сергею Есенину в Санкт-Петербурге на улице Есенина

Памятник установлен 7 октября 2009 года на пересечении улицы имени Сергея Есенина и Северного проспекта. Автор памятника Альберт Чуркин.

Стоит скульптура на открытом месте, и доступна взорам практически со всех сторон.

image073

Памятник Сергею Есенину в Рязани

Памятник великому лирику России Сергею Есенину был открыт 2 октября 1975 года в дни, когда вся наша страна отмечала 80-летие со дня рождения поэта.

Установлен на набережной Трубежа около памятника архитектуры, церкви Спаса-на-Яру, напротив Рязанского кремля.

Решен в нетрадиционной горизонт, форме, с фигурой поэта-исполина, выходящего из земли.

Материал - бронза. Автор скульптуры - народный художник СССР, академик А.П. Кибальников, почетный гражданин Рязани. Архитектурное оформление из серо-зеленого гранита. Автор - архитектор Р.А. Бегунц.

Композиция памятника несколько необычна. Фигура поэта словно вырастает из земли. Есенин изображен вдохновенно читающим стихи. Его лицо, одухотворено. Широк жест рук. Расстегнут ворот рубашки. Пьедестал выполнен из очень редкого, добываемого на Памире полированного зеленого гранита (амазонита). Позади памятника в особом углублении постамента растут любимые поэтом березки, рябины и клены. Составная часть монумента — особый монолитный камень, на котором высечена фигура летящего журавля...

На открытии памятника присутствовали трудящиеся Рязани, многие любители поэзии Сергея Есенина, писатели и поэты.. Здесь были сестры поэта Александра Александровна и Екатерина Александровна, сын поэта Константин Сергеевич. 

image074

Памятник Сергею Есенину в Константиново

В 1970 году рядом с усадьбой Есениных был разбит парк, где посажены деревья, дорогие сердцу поэта: берёзы, клёны, сирень, липы, рябины…

4 октября 2007 года в парке был установлен бронзовый памятник Сергею Есенину работы скульптора А.А. Бичукова.

А.А. Бичуков является автором и других известных памятников Сергею Есенину. Один из них расположен в Москве на Тверском бульваре, другой - тоже в Москве, в парке Музеон.

image075

Памятник Сергею Есенину в Воронеже

Памятник Сергею Есенину был установлен в Воронеже в 2007 году. Место для монумента было выбрано в сквере на улице Кардашова, в его выборе принимал активное участие известный российский актер Сергей Безруков, блистательно сыгравший великого поэта в одноименном фильме. Помимо участия в выборе места для памятника Безруков также пожертвовал немалую сумму на изготовление и установку постамента.

Автором бюста выступил известный московский скульптор Анатолий Бичуков, вице-президент московской Академии художеств. Он изобразил поэта в момент размышления - голова слегка наклонена, одна рука лежит в кармане пальто, а второй он придерживает воротник. Словно остановился на мгновение, чтобы обдумать посетившую его мысль или рифму...

Бронзовый бюст возвышается на гранитном постаменте. Общий вес памятника составил 250 килограмм.

Во время торжественной церемонии открытия монумент был освящен настоятелем Казанского храма села Константиново, где более ста лет крестили будущего литературного гения.

image076

Памятник Сергею Есенину в Краснодаре

Памятник появился в Краснодаре к 100-летию Сергея Есенина в 1995 году. Создание памятника поэту было инициировано и профинансировано заслуженным строителем Кубани Сергеем Фроловым, который является большим любителем поэзии.

Автор и скульптор - Заслуженный художник России Александр Аполлонов.

Изначально памятник был установлен на улице Лизы Чайкиной. В сентябре 2010 года был перенесен в парк культуры и отдыха «Солнечный остров».

image077

Памятный знак, посвященный выступлению Сергея Есенина в Ростове-на-Дону

По воспоминаниям современников Сергей Есенин побывал в Ростове-на-Дону дважды. Первый раз — в июле 1920-го, через полгода после освобождения южной столицы от белой гвардии. Как рассказывают очевидцы, он вошел  в книжную лавку ростовского Союза поэтов на улице Садовой, приветливо улыбнулся и попросил расклеить афиши, приглашающие на вечер поэзии. Его он собирался провести вместе с поэтом Анатолием Мариенгофом.

В кинотеатре "Колизей" собралось множество поклонников новой поэзии. Сергей Александрович читал самозабвенно и его так бурно приветствовали после каждого стихотворения, что он никак не мог уступить места другому гостю. Звучали "Исповедь хулигана", "Кобыльи корабли", космическая концовка "Пантократора". Здание на улице Большой Садовой прекрасно сохранилось и сегодня. На его фасаде установлена мемориальная доска.

Второй приезд Есенина пришелся на февраль 1922 года и всего на один день. Он успел поделиться с местными литераторами новыми творениями, с гордостью рассказывал о трудной работе над драматической поэмой "Пугачев" и читал из нее отрывки.

image078

Надгробие на могиле Сергея Есенина на Ваганьковском кладбище

См. также:

Памятники Сергею Есенину. – Режим доступа: http://esenin.ru/esenin-v-izobrazitelnom-iskusstve/skulptura/pamiatniki-eseninu

 

БИБЛИОТЕКИ ИМ. С. ЕСЕНИНА

Библиотека им. С. Есенина города Люберцы. – Режим доступа: http://xn--80ajamkqb2a.xn--p1ai/

Научная библиотека Рязанского государственного университета им. С. Есенина. – Режим доступа: http://library.rsu.edu.ru/

 

МЕЖДУНАРОДНАЯ ЛИТЕРАТУРНАЯ ПРЕМИЯ ИМЕНИ СЕРГЕЯ ЕСЕНИНА

«О Русь, взмахни крылами…». – Режим доступа: http://www.eseninsergey.ru/

2     425    facebooklarger