Включить версию для слабовидящих

ДРАГУНСКИЙ Виктор Юзефович

^Back To Top

foto1 foto2 foto3 foto4 foto5

Календарь праздников

Праздники России

Контакты

346780 Ростовская область

г. Азов, Петровский б-р 20 

тел.(86342) 4-49-43, 4-06-15 

E-mail: This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it.

Besucherzahler
счетчик посещений

ВИКТОР ЮЗЕФОВИЧ ДРАГУНСКИЙ

1 декабря 1913, Нью-Йорк — 6 мая 1972, Москва

русский писатель

 

image043Виктор Драгунский занимает по праву достойное место в детской литературе не только отечественной, но и мировой. Его добрые, весёлые истории про девчонок и мальчишек читаются детьми с интересом и удовольствием. В замечательных рассказах Виктора Драгунского приоткрывается завеса над самой обыкновенной жизнью ребят. Как они общаются с друзьями и подружками, как ведут себя с родителями, в какие попадают интересные и забавные ситуации.

Самым известным изданием Виктора Юзефовича можно назвать серию «Денискины рассказы». Кто из нас не помнит такие рассказы как, например, «Тайное становится явным» или «Он живой и светится». Их герой – озорной Дениска Кораблёв - часто попадает в поучительные и удивительные истории. Мастерство и талант писателя позволили ему рассказать читателям о самых бытовых и ежедневных ситуациях ярко и радостно. Виктор Юзефович замечал незаметные вещи, находил интересное и необыкновенное в самом обыденном.

А как юные читатели любят Дениску - этого шустрого мальчика! Читая про него небольшие, но содержательные рассказы, они учатся сопоставлять и сравнивать, фантазировать и мечтать, со смехом и задором относиться к своим, таким же заводным поступкам.

Рассказы Виктора Драгунского освещает любовь к детям, знание их психологии, душевная доброта. Прототипом главного героя был сын автора, а отец в этих рассказах – сам писатель. Виктор Драгунский писал не только задорные истории, большинство которых, вероятно, и происходило с его Дениской, но также немного грустные и поучительные («Человек с голубым лицом»). Добрые и светлые впечатления остаются после прочтения каждого из этих рассказов, многие из которых экранизированы. Дети и взрослые с удовольствием перечитывают их снова и снова.

Но вот что странно — произвестного писателя Драгунского не так уж много известно.

Виктор Юзефович родился 30 ноября 1913 в Нью-Йорке, где поселились его родители, эмигрировавшие из России в поисках лучшей жизни. Известно, что вскоре после рождения сына родители вернулись из-за границы. По приезде на родину жили в Белоруссии, в небольшом г. Гомеле. Отца, умершего от сыпного тифа, Драгунский почти не помнил.

Отчим, комиссар Ипполит Войцехович, погиб в Гражданскую войну, но память о нем Драгунский сохранил на долгие годы.

В 1925 семья с новым отчимом, актером Михаилом Рубиным, переехала в Москву. Но и этот брак закончился для матери драматически: в конце 1920-х отчим отправился на гастроли в Латвию и не вернулся.

Драгунскому надо было зарабатывать на жизнь самостоятельно. Трудовая биография началась в 16 лет — он перепробовал ряд профессий, был рабочим, шорником, даже лодочником. Но главной в его жизни оказалась мечта о театре, которая стала обретать черты реальности, когда Драгунскому удалось поступить в Литературно-театральные мастерские.

С 1935 г. началась его актерская биография в Московском театре транспорта (ныне — театр им. Н.В. Гоголя), затем— Театре сатиры, Театре-студии киноактера. Работал он и в цирке, пробовал себя в кинематографе.

С 1940 года он начал писать фельетоны, клоунады, сценки-репризы для эстрады (ему, например, принадлежит сценарий одноактной пьесы «Великая сила искусства», исполнявшейся А. Райкиным). Драгунский и сам выступал на эстраде с песнями собственного сочинения. Прославился Драгунский и как автор слов песни на музыку А. Цфасмана «Три вальса», известной в исполнении Клавдии Шульженко.

Во время Великой Отечественной войны из-за невозможности находиться на передовой по состоянию здоровья (был комиссован по болезни, астма) Драгунский состоял в ополчении, работал в армейских газетах. Личные впечатления писателя о событиях той поры позже легли в основу повести «Он упал на траву...» (1961).

Любимым детищем Драгунского стал ансамбль литературно-театральной пародии «Синяя птичка», художественным руководителем которого он работал десять лет (1948-1958). Мгновенно прославившийся коллектив приглашали в Дом актера, в научно-исследовательские институты. По предложению руководства Мосэстрады Драгунский организовал эстрадный ансамбль, который также назывался «Синяя птичка» и ставил концертные программы. Здесь играли Е. Весник, Б. Сичкин, тексты писали В. Масс, В. Дыховичный, В. Бахнов. Для этих программ Драгунский придумывал интермедии и сценки, сочинял куплеты, эстрадные монологи, цирковые клоунады. В соавторстве с поэтессой Л. Давидович сочинил несколько популярных песен («Три вальса», «Чудо-песенка», «Теплоход», «Звезда моих полей», «Березонька»). По общему признанию, Драгунский был очень талантливым человеком, но вряд ли кто-то предполагал, что он станет прозаиком – это произошло как бы в одночасье.

Человек постоянного творческого поиска, Драгунский в 30 лет неожиданно для всех смог предпринять необычный эксперимент: уйти из театра и немногим больше года проработать на манеже Московского цирка Рыжим клоуном. Жизнь цирка и цирковых артистов стала темой его лирической повести для взрослых «Сегодня и ежедневно» (1964).

Будучи вполне зрелым человеком, почти в 47 лет, в 1961, Драгунский выпустил свою первую книжку для детей «Он живой и светится» (16 рассказов).

image044Драгунский обладал особым чутьем на мелочи жизни. Мемуаристы вспоминают, что он находил какие-то замечательные московские уголки, неизвестные другим, знал, где продают чудесные бублики или можно увидеть что-нибудь интересное. Он ходил по городу и впитывал краски, звуки и запахи. Этот весёлый заводной человек жил в чудесном мире. Мире, где разъезжают прозрачные троллейбусы, где собак и вожатых зовут Люсями, где водятся зелёнчатые леопарды, где лучшее приветствие — «здорóво!», а высшая похвала — «здóрово!». Рос у Виктора Юзефовича младший сын. И было у этого под стол ходящего мальчика своё credo — «Что я люблю… И чего не люблю», под которым не раздумывая подпишется всякий, кто хоть раз в жизни «…висел на папином колене, как бельё на заборе, …слушал, как копается жук в коробочке, …гримасничал перед зеркалом, как будто Петрушка из кукольного театра и… любил лошадей за такие их красивые добрые лица». Ну как не написать о таком ребёнке! Писателю и выдумывать ничего не приходилось. Отец в этих рассказах — это сам Виктор Юзефович, а Дениска — это… Дениска.

Центральный персонаж "Денискиных рассказов" — на удивление счастливый ребенок, одаренный в полной мере пониманием и участием окружающих (родителей, товарищей, учителей). Он простодушен, полон доброго отношения к людям, готов поделиться с окружающими всем, что имеет, видит и чувствует. Дениска — обыкновенный мальчишка, и в то же время в душе он — поэт, отсюда его искренняя заинтересованность в окружающих, участливость, умение видеть чудесное в привычном и абсолютное бескорыстие. Для понимания сути образа важен рассказ "Что я люблю", в котором огромный перечень любимого Дениской, а главное— характер отбора, сопоставительный ряд заставляют старого учителя (а с ним и читателя) восхититься: "...ты ведь еще маленький, а... любишь как много! Целый мир!"

Все рассказы о Дениске — история постижения ребенком мира в его положительных и отрицательных сторонах, серия выборов — преодолений себя в больших и малых проблемах жизни, своеобразный дневник мальчика, погруженного в переживания своего детства. Истории о Дениске неоднородны в стилевом и смысловом отношении, в них смешное соседствует с грустным, а бытовое — с лиропоэтическим. Нередко это соединение неразделимо, но тем не менее большинство рассказов можно условно разделить на "веселые" (те, в которых доминирует комическое начало) и "грустные" (отмеченные психологизмом и откровенной лирикой). Среди последних — "На Садовой большое движение", "Девочка на шаре", "Он живой и светится", "Красный шарик в синем небе", "Старый мореход", "Поют колеса тра-та-та" — рассказы, знакомящие мальчика с дисгармонией окружающего мира, вселяющие в него тоску по недостижимому совершенству, пробуждающие в нем неведомые ранее чувства и ощущения. На первый взгляд в них можно легко обнаружить традиционные для Д. комические приемы, смешные детали, но не они определяют дух и стилистику этих произведений, а психологический подтекст.

image045Тем не менее, веселых рассказов о Дениске больше, ведь жизнерадостная натура героя, его вера в людей, естественная гармония с миром предполагают преобладание оптимистических интонаций. Комизм рассказов о Дениске чаще всего заключается в самом характере героя, его эмоциональности, непосредственности, доверчивости, неуемной активности, свойственной детям неспособности оценить реально свои возможности. При этом мальчик не воспринимает свои действия как озорство, хотя именно такими они видятся со стороны. Попытки объяснить себя, свою логику только усиливают юмористический эффект рассказов "Сражение у Чистой речки", "Тайное становится явным", "Сверху вниз, наискосок" и др. Нередко встречается в рассказах и комизм положения ("Пожар во флигеле, или Подвиг во льдах", "Похититель собак", "Где это видано, где это слыхано..."), и комизм, основанный на несовпадении логики взрослых и детей, языковой комизм ("Профессор кислых щей", "Главные реки", "Заколдованная буква").

Кроме детских рассказов, есть у Драгунского две повести, адресованные преимущественно взрослым читателям: "Он упал на траву..." (1961) — о событиях Великой Отечественной войны, "Сегодня и ежедневно" (1964) — о цирке и жизни цирковых артистов. Последняя повесть своеобразно продолжает, "уточнив в образах и лицах", известный рассказ "Девочка на шаре". Обращает на себя внимание смена авторской тональности: обе повести предельно лиризированы, пронизаны горькими воспоминаниями и размышлениями о хрупкости, беззащитности красоты, гармонии, радости, о силах, которые их разрушают. Как и в "Денискиных рассказах", повествование ведется от первого лица. Можно предположить, что все произведения Драгунского автобиографичны по сути, по духу, по типу мировосприятия главных героев и составляют своеобразный лирический дневник автора.

Алла Драгунская: он «часто выступал по радио со своими рассказами, нередко бывал в детских домах, интернатах, школах, библиотеках. Он замечательно читал свои весёлые произведения — ведь в недалёком прошлом он был актёром. Драгунский часто получал письма от юных читателей и всегда старался ответить на них. Каждое своё послание он заканчивал девизом: “ДРУЖБА! ВЕРНОСТЬ! ЧЕСТЬ!”»

 

 

ИСТОЧНИКИ

Виктор Драгунский и его Денискины рассказы [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://peskarlib.ru/lib.php?id_sec=32

Драгунский Виктор Юзефович [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://bibliogid.ru/pisateli/o-pisatelyakh/513-dragunskij-viktor-yuzefovich

Драгунский Виктор Юзефович [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://hrono.ru/biograf/bio_d/dragunski_yuri.php

2     425    facebooklarger