Включить версию для слабовидящих

БУЛЫЧЕВ Кир

^Back To Top

foto1 foto2 foto3 foto4 foto5

Календарь праздников

Праздники России

Контакты

346780 Ростовская область

г. Азов, Петровский б-р 20 

тел.(86342) 4-49-43, 4-06-15 

E-mail: This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it.

Besucherzahler
счетчик посещений

КИР БУЛЫЧЕВ

(настоящее имя – Игорь Всеволодович Можейко)

(18 октября 1934 г. - 5 сентября 2003 г.)

 

image020Игорь Всеволодович Можейко — один из известнейших советских писателей-фантастов, учёный-востоковед, фалерист, сценарист.

Игорь Всеволодович Можейко родился 18 октября 1934 года в Москве, в семье Всеволода Николаевича Можейко и Марии Михайловны Булычёвой.

Отец, Всеволод Николаевич Можейко, выходец из белорусско-литовских шляхтичей Можейко, в пятнадцать лет формально ушёл из дома, скрыв своё дворянское происхождение и устроившись учеником на завод. В 1922 году в возрасте 17 лет он прибыл в Петроград, работал там слесарем, а по окончании рабфака поступил на юридический факультет университета, параллельно работая в профсоюзе. Инспектируя однажды карандашную фабрику Хаммера, он познакомился там с работницей Марией Михайловной Булычёвой, с которой вступил в брак в 1925 году.

Мать была дочерью офицера, полковника Михаила Булычёва, преподавателя фехтования Первого Кадетского корпуса, и до революции обучалась в Смольном институте благородных девиц. После революции она освоила рабочую специальность, а затем окончила автодорожный институт. В 1930-е годы служила комендантом Шлиссельбургской крепости, а во время войны работала начальником авиадесантной школы в г. Чистополь.

Арбатскому мальчишке Игорю Можейко хотелось путешествовать, жить в палатке, делать научные открытия. Воображая себя исследователем, он вдоль и поперек исходил Подмосковье, штудировал книги Ивана Ефремова об экспедициях в пустыню Гоби, собирал обширные коллекции минералов. И, конечно же, представлял себя настоящим геологом с мужественным лицом и обветренными руками…

Однако вышло все по-другому. Едва окончив среднюю школу, Игорь, по общепринятой в те времена комсомольской разнарядке, поступает учиться в МГУ иностранных языков им. М. Тореза, и в 1957 году, получив диплом, начинает работу в Бирме корреспондентом и переводчиком. Проработав на этой должности два года, Игорь возвращается в Москву и становится аспирантом Института востоковедения Академии наук СССР.

В 1965 году Игорь Всеволодович защитил кандидатскую диссертацию по теме «Паганское государство (XI—XIII века)», в 1981 году — докторскую диссертацию по теме «Буддийская сангха и государство в Бирме». В научном сообществе известен трудами по истории Юго-Восточной Азии.

Фантастические произведения Игорь Можейко стал публиковать с 1965 года, правда, исключительно под псевдонимами. Его первое произведение в жанре фантастики – «Долг гостеприимства» - был выдан за перевод Маун Сейн Джи, бирманского писателя, не существовавшего на самом деле. Впоследствии Игорь Можейко подписывает этим псевдонимом еще несколько произведений. Потом появился псевдоним Кирилл Булычев. А дело было так…

Редакция альманаха «Искатель» попала в трудное положение. Дело в том, что перед самой сдачей материалов в типографию решено было не публиковать один из фантастических рассказов. Однако художник уже нарисовал к этому произведению иллюстрацию, и картинка, как нарочно, красовалась на обложке выпуска. С нее на сотрудников редакции смотрел сидящий в банке крохотный динозавр. Для того, чтобы спасти ситуацию, решено было написать несколько фантастических рассказов и выбрать из них лучший для сборника. В конкурсе принял участие и ученый-востоковед Игорь Можейко. К этому времени Игорь Всеволодович имел уже литературный опыт, в альманахе «Мир приключений» была опубликована подборка его коротких рассказов «Девочка, с которой ничего не случится». Рассказ, придуманный Можейко – «Когда вымерли динозавры» - был признан самым удачным, и его срочно вставили в выпуск.

Но как подписать столь непредвиденное творение? Все-таки он ученый, историк, а тут какие-то динозавры в банках. Автор решил взять имя жены плюс девичью фамилию мамы. Так появился Кир Булычев. Вероятно, это все-таки немножко легенда. Но как бы то ни было факт остается фактом – серьезный историк Можейко начал писать «несерьезную» фантастику. Про девочку Алису из XXI века, про захолустный городок Великий Гусляр и славного жителя Корнелия Удалова, про космического доктора Владислава Павлыша…

Надо сказать, что Игорь Можейко взял себе псевдоним, исходя из вполне конкретных соображений: работая на серьезной должности в институте востоковедения, он боялся, что руководство может счесть написание фантастики несерьезным делом и уволит его. О том, кто же на самом деле скрывается под псевдонимами, общественность узнала только в 1982 году.

image021Сегодня - это один из самых продуктивных авторов русской детской и юношеской фантастики, хотя немало его произведений обращено и к взрослым читателям. Тем не менее по собственному утверждению Булычева, критики ему отыскали «экологическую нишу» оптимистического детского фантаста, который пишет книжки о девочке из будущего и характерен своим светлым и задушевным взглядом на завтрашний день.

Действительно, среди первых произведений писателя были сказочно-фантастические истории о девочке Алисе-жительнице XXI века. По его словам, «Цель их была - найти пути к детской литературе, которая была бы адекватна поколениям детей, взращенных телевизором, а потом и компьютером». С этих историй начинается сказочно-фантастический цикл произведений под общим названием «Девочка с Земли», получивший широкую известность и популярность в 80-ые – 90-ые гг. Ряд произведений цикла был экранизирован в кино и мультипликации.

«Девочка с Земли» - это оригинальный сплав сказки, фантастики, заимствованный из устного народного творчества и известных произведений детской литературы, где все находит свое место: и шагающие кустики, и живые роботы, и шапка-невидимка, и три мушкетера. Обращенное к детям это произведение как-бы погружает читателя в самобытный культурно-литературный коктейль разных времен и народов, где ребенок дня сегодняшнего должен освоиться сообразно своему особому взгляду на мир.

Героиню цикла - Алису - отличает универсальное сочетание ярко-современного характера с общим для всех времен чертами ребенка: не случайно она так напоминает свою тезку из сказок Л. Кэррола «Алиса в стране чудес» и «Алиса в Зазеркалье». Правда, сам Булычев утверждает, что имя Алиса заимствовано им у дочери, но и у героини Л. Кэррола тоже был реальный прототип - десятилетняя Алиса Лидделп - тем не менее, имя в читательском восприятии давно стало нарицательным. Потому, думается, параллель между двумя Алисами не случайна; скорее Алиса Булычева - современная наследница Алисы Л. Кэррола - бесстрашной исследовательницы загадок окружающего ее мира, видимого и невидимого невооруженным глазом.

image022Цикл о вымышленном городе Великий Гусляр (прототипом которого послужил Великий Устюг Вологодской области). В Гусляр наведываются инопланетяне, там множество странных жителей, там происходят необычайные события. И там же живут обычные нормальные люди, которым, из-за особенностей окружения, время от времени приходится решать совершенно неожиданные проблемы и даже в самых странных обстоятельствах оставаться прежде всего людьми. Произведения цикла написаны очень легко и с юмором, их приятно и неутомительно читать, при том, что в них нередко затрагиваются вполне серьёзные вопросы и проблемы. Гуслярский цикл содержит около семидесяти произведений, в нём семь повестей (некоторые из них в разное время издавались под разными названиями), остальное — рассказы. Первый рассказ — «Связи личного характера» — появился из дорожного знака «Ремонтные работы», на котором, как показалось автору, у рабочего было три ноги. Рассказ был написан специально для болгарского журнала. Произведения цикла создавались в течение почти тридцати пяти лет, начиная с 1967 года. Цикл рождался стихийно, оттого в ранних рассказах появляются герои-однодневки или герои, которые уезжают из города навсегда, но в следующих рассказах вдруг снова появляются. На карте вымышленного города постепенно появлялись новые объекты, и в середине 90-х годов в журнале «Уральский следопыт» появилась карта города Великий Гусляр. Постепенно цикл рос, сейчас его повести и рассказы располагаются по пяти сборникам: «Чудеса в Гусляре», «Пришельцы в Гусляре», «Возвращение в Гусляр», «Гусляр-2000» и «Господа Гуслярцы». Некоторые рассказы цикла в официальные сборники не входят.

Андрей Брюс, агент Космофлота, является персонажем двух произведений — «Агент КФ» и «Подземелье ведьм». В ходе своих путешествий по делам межпланетного космического агентства, герой сталкивается с необходимостью проявить настоящее, неподдельное мужество и решимость.

В первом романе Андрей Брюс сталкивается с заговором на планете Пэ-У, в реалиях которой узнаётся знакомая автору Мьянма. Второй роман — «Подземелье ведьм» (экранизирован в 1989 году, роль Брюса исполнил Сергей Жигунов), посвящён последствиям удивительного эксперимента по ускорению эволюции животного и растительного мира, и социального развития людей, который провели на одной дальней планете неведомые представители высокоразвитой цивилизации. Произведения, посвящённые Андрею Брюсу, написаны в жёсткой, достоверной манере, особое внимание в них уделено моральным и социальным вопросам.

Серия книг о приключениях агента ИнтерГалактической полиции Коры Орват. Время действия приблизительно соответствует времени действия книг про Алису Селезнёву. Кора — девушка, найденная в космосе, воспитывалась в школе-интернате для необычных найдёнышей, затем была привлечена к работе в ИнтерГполе начальником этой организации, комиссаром Милодаром. Книги этой серии — фантастические детективы, по ходу сюжета Кора занимается раскрытием преступлений и распутыванием различных загадок. По словам самого писателя, Кора Орват — это своего рода «повзрослевший вариант Алисы Селезнёвой». Вместе с тем Кора заметно отличается от Алисы характером, в частности, мещанскими суждениями. В поздних произведениях Кора и Алиса иногда пересекаются. Цикл также пересекается с циклом о Великом Гусляре.

image023Творческое наследие Игоря Можейко – это несколько десятков книг, в которых собраны сотни произведений. Кроме того, он занимался еще и переводами американских фантастов на русский язык. Более двух десятков его произведений были экранизированы, по повести «Сто лет тому вперед» снят известный пятисерийный художественный фильм «Гостья из будущего». Кстати, именно из-за экранизаций Игорю Всеволодовичу пришлось раскрыть свое настоящее имя, поскольку его полнометражный мультфильм «Тайна третьей планеты» и сценарий к художественному фильму «Через тернии к звездам» были удостоены Государственной премии. Впрочем, увольнять из института его никто не собирался.

Его жена, Сошинская Кира Алексеевна, также писательница фантастического жанра, хотя по образованию – архитектор. Именно она выступала иллюстратором большинства книг мужа. В браке родилась дочь Алиса (1960 год), давшая имя главной героине упоминаемого художественного фильма.

В возрасте 68 лет Кир Булычев серьезно заболел и, так и не найдя способа справиться с болезнью, 5 сентября 2003 года умер.

А в 2006 году, к сожалению, лишь посмертно, Игорь Можейко становится лауреатом 6-й международной премии, вручаемой за достижения в направлении фантастической литературы имени братьев Стругацких.

 

ПРОИЗВЕДЕНИЯ КИРА БУЛЫЧЕВА (ИГОРЯ МОЖЕЙКО)

 

«Марсианское зелье»

Где еще, как не в России, вы найдете городок Великий Гусляр? И его обитателей, способных не терять присутствия духа в самых неожиданных ситуациях, будь то покупка в зоомагазине говорящих золотых рыбок, очередное гениальное открытие профессора Льва Христофоровича Минца или встреча с космическими пришельцами, от которых в последнее время в городе стало как-то даже тесновато?..

Не секрет, что в Великом Гусляре буквально под каждой улицей находятся подземные ходы и клады. Одним из таких кладов может оказаться, к примеру, пузатая бутыль, содержащая настоящий эликсир молодости….

 

«Нужна свободная планета» и «Глубокоуважаемый микроб»

«Вы очевидно не представляете себе трудностей и опасностей космического путешествия», - говорил Корнелию Удалову инопланетный пришелец Гнец-18. – вы можете погибнуть, дематериализоваться, провалиться в прошлое, попасть в шестое измерение, превратиться в женщину. Наконец, вы можете стать жертвой космических драконов или подцепить галактическую сухотку».

Однако великогуслярский начальник стройконторы, которого вдруг обуяла жажда странствий, твердо решил помочь Гнецу-18 отыскать в бесконечном Космосе свободную планету, жизненно необходимую соотечественника «брата по разуму»…

Заслуги Корнелия Ивановича перед Галактикой по достоинству были оценены, и ему пришлось еще раз отправиться в дальнее космическое странствие, описанное в продолжении – повести «Глубокоуважаемый микроб».

 

Галактическая полиция. Кн. 1: На полпути с обрыва; кн. 2: Покушение на Тесея; кн. 3: Предсказатель прошлого; кн. 4: Зеркало зла.

Агент Интергалактической полиции Кора Овант – чрезвычайно обаятельная предприимчивая особа. Некоторые, кстати, считают ее как бы повзрослевшей Алисой Селезневой. Ничего подобного. С Корой Алиса знакома, но будем надеяться, что из нее вырастет серьезный ученый, а не такая отпетая «сорви-голова». Как бы то ни было, приключений на долю Коры выпало ничуть не меньше, да таких, что Алисе и не снилось: Кора и вторжение из параллельного мира отражала, и в Древнюю Грецию путешествовала, и куриной шкуре побывала, и пропавших драконов искала, и даже с легендарным комиссаром Милодаром на дружеской ноге!

 

«Агент КФ» и «Подземелье ведьм»

На варварских планетах, сильно отставших от Земли в своем развитии, агенту Космофлота Андрею Брюсу нередко приходится видеть, как дикость и жестокость берут верх над силами добра и человеколюбия. Но возможно ли искусственно ускорить прогресс? И допустимо ли для этого вмешательство извне?..

 

«Город наверху»

В сумрачном подземном мире, вся жизнь в котором поделена на ярусы и этажи, тяжко приходится бедному трубарю Крони, одинокому и всеми презираемому. Подобно другим обитателям подземелья, он никогда не видел солнца и даже не знает, что это такое. Но существует запретная легенда о Городе Наверху, рассказывать которую нельзя под страхом смерти…

 

«Поселок»

«Шестнадцать лет назад Олегу и Дику было меньше двух лет. Марьяны еще не было на свете. И они не помнили, как опустился здесь, в горах, исследовательский корабль «Полюс». Их первые воспоминания были связаны с поселком, с лесом; повадки шустрых рыжих грибов и хищных лиан они узнали раньше, чем услышали от старших о том, что есть звезды и другой мир».

Шестнадцать лет на далекой планете с враждебной человеку флорой и фауной существует маленькая колония, основанная уцелевшими после аварии пассажирами космического календаря «Полюс», которые пытаются выжить в совершенно чужом для людей мире…

Неужели спасения нет, и возврат к дикости, а затем медленная гибель этого крохотного осколка цивилизации неизбежны?

 

«Последняя война»

На далекой Муне, куда прибывает земной звездолет «Сегежа», произошла страшная ядерная война, превратившая планету в бескрайнюю, безжизненную пустыню. Только в глубоких подземельях все еще теплятся остатки жизни…

 

«Похищение чародея»

Кин – пришелец XXVIII столетия – рассказывает нашей современнице Анне о цели своего визита, попутно объясняя ей принцип путешествий во времени: «Мы с вами – частички, плывущие в спиральном потоке, и ничто в мире не в силах замедлить или ускорить это движение. Но существует другая возможность – двигаться прямо, вне потока, как бы пересекая виток за витком».

Нелегкая задача стоит перед людьми из далекого будущего: они намереваются спасти от неминуемой гибели безвестного гения тринадцатого века…

 

«Царицын ключ»

Фольклорная экспедиция, отправившаяся за песнями и сказками в далекую уральскую деревушку Полуехтовы Ручьи, никак не ожидала обнаружить здесь настоящее волшебное царство. В этом глухом уголке растет малина величиной с кулак, живет говорящий ворон Григорий, бродит сама собой мельница и, следуя старинной традиции, каждое утро стреляет из пушки медведь!..

А все потому, что в незапамятные времена в долину Царицына ключа упал огромный метеорит. «Принесенные из глубины космоса странные соединения тамошних неведомых веществ пропитали родник, бьющий из земли, сказочной силой, и вода здесь приобрела свойства, которых нет больше нигде на свете».

 

«Англия: Боги и герои»

Неизвестно, существовали ли на самом деле могущественные боги древних жителей Британии – кельтов, но вот герои – «вовсе не плод фантазии или поэтического вымысла. Сами англичане считают, что их древние герои, такие как Боудикка, король Артур, сэр Ланселот Озерный, Робин Гуд, жили на самом деле. И даже покажут вам Круглый стол короля Артура, который хранят в одном из соборов…»

 

«Атлантида: Боги и герои»

«…был на свете один народ, от которого не сохранилось не только ни одной книги или надписи, но даже ни одного глиняного черепка, даже бусинки или монетки, не говоря уже о развалинах дворцов…

Этот народ – атланты.

Их страна называлась Атлантидой…

Говорят, что Атлантида затонула целиком, вместе с городами, полями, горами и болотами.

А прочесть о ней можно только в одной книге…

Атлантида – одна из неразгаданных тайн истории Земли…»

 

Фантастический бестиарий

«Бестиарий» - книга о зверях, а «фантастический бестиарий» - книга о вымышленных зверях. Киру Булычеву захотелось рассказать «о созданиях, которых никогда не существовало… и посмотреть на них нашими глазами. Тогда страшные сказки становятся забавными, а порой трогательными». Для этого он отобрал в свой удивительный зверинец: единорога, кракена, дракона, ехидну, сфинкса, василиска, русалку, кикимору – всех и не перечислишь! Но среди существ, придуманных еще в древности, попадаются и другие – те, что были неведомы монахам Средневековья, - им посвящен особый раздел «Выдумки наших дней».

 

Можейко И. Пираты, корсары, рейдеры: очерки истории пиратства в Индийском океане и Южных морях (XV – XX века)

«Пиратство возникло в глубокой древности. Есть основания полагать, что в тот день, когда первый морской торговец нагрузил свою лодку товарами, вслед за ним отправился и первый морской разбойник».

Книжки про пиратов – лучшее чтение на свете. И хотя книга «Пираты, корсары, рейдеры» - не роман, а всего лишь собрание исторических очерков, от нее так же сложно оторваться, как от «Острова сокровищ» Р. Л. Стивенсона.

 

Можейко И.В. 7 и 37 чудес

Семь – число, конечно, замечательное, а может быть, даже магическое. Но чудес света было не семь, а больше!.. И.В. Можейко решил рассказать не только о египетских пирамидах, висячих садах Семирамиды или Галикарнасском мавзолее, но и о десятках других чудес, что были созданы руками людей.

 

Можейко И.В. 1185 год (Восток - Запад)

«Мне захотелось увидеть и показать читателю, - писал И.В. Можейко во «Вступлении» к этой книге, - мир одного года (или нескольких лет), но не сегодняшний и не близкий нам по времени, а отдаленный… Мне захотелось показать читателю, что великие мыслители и художники, воины и поэты далекого прошлого были частицами человечества, пусть и разделенными горами и лесами… Для тех же, кто не любит историю за то, что в ней много дат и их надо зубрить, я сделаю большую поблажку. Дата будет одна…»

1185 год… К этому времени относятся события, описанные в «Слове о полку Игореве». Историк И.В. Можейко приглашает на с увлекательное путешествие с Востока на Запад, чтобы, двигаясь по Великому шелковому пути, встретиться не только с князем Игорем, но и с грузинской царицей Тамарой, Чингисханом, Низами, Фридрихом Барбароссой, рыцарями-крестоносцами и даже самим Ричардом Львиное Сердце…

 

Кир Булычев: электронная библиотека. – Режим доступа: http://bulichev.ru/

Кир Булычев. – Режим доступа: http://fantlab.ru/autor15

2     425    facebooklarger