Включить версию для слабовидящих

БИАНКИ Виталий Валентинович

^Back To Top

foto1 foto2 foto3 foto4 foto5

Календарь праздников

Праздники России

Контакты

346780 Ростовская область

г. Азов, Петровский б-р 20 

тел.(86342) 4-49-43, 4-06-15 

E-mail: This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it.

Besucherzahler
счетчик посещений

ВИТАЛИЙ ВАЛЕНТИНОВИЧ БИАНКИ

(11 февраля 1894 – 10 июня 1959)

 

Для ребят, для взрослых, для всех писал Виталий Валентинович Бианки. По мнению его ученика, друга и писателя-натуралиста Николая Ивановича Сладкова, В. В. Бианки имел «лесное ухо». Лесное ухо из хаоса звуков умело выделить самое главное, самое интересное, самое важное и нужное. Оно никогда не дремало, оно было всегда начеку: в поле, в лесу, у костра, в жизни… Главная тема его произведений – лес и его обитатели. Всё написанное Виталием Валентиновичем Бианки – от первой сказки «Путешествие красноголового воробья» (1923) до последней – «Гоголенок» (1959) – это увлекательное путешествие в лесной мир природы, где писатель становится волшебником и поэтом, натуралистом и ученым, проводником и переводчиком. Перед читателями открывается при этом огромный, неведомый край, полный «дивья» – дивных героев и событий, больших тайн и маленьких image015отгадок, – настоящая «страна Див». Эту Страну Див писатель дарит не только юным читателям, но и взрослым, папам и мамам, бабушкам и дедушкам. Недаром в предисловии к одному из своих последних сборников («Птицы мира»), Виталий Валентинович раскрывает эту мысль: «Я всегда старался писать свои сказки и рассказы так, чтобы они были доступны и взрослым. А теперь понял, что всю жизнь писал и для взрослых, сохранивших в душе ребенка».

Писатель был очень внимателен к детям, учил их видеть, удивляться, размышлять, быть гуманными и добрыми. Он называл детей «маленькими Робинзонами», заново открывающими для себя мир, которые учатся понимать природу, жить, различая в ней полезное и вредное.

Сказки, рассказы, повести Виталия Валентиновича Бианки – это своеобразный самоучитель любви к природе.

Певучая фамилия Бианки досталась ему от предков-итальянцев. Возможно, от них и увлекающаяся, артистическая натура Виталия Валентиновича.

Виталий Валентинович родился 30 января (11 февраля) 1894 в Санкт-Петербурге в семье ученого-орнитолога. Его отец — Валентин Львович Бианки (1857—1920) был учёным и работал в энтомологическом отделении Зоологического музея Академии наук. Квартира Бианки находилась прямо напротив музея, и дети – трое сыновей – часто были посетителями залов музея. Там за стеклянными витринами замерли животные, привезенные со всего земного шара. Настоящие были дома. В большой академической квартире – вольеры и клетки с птицами, аквариумы с рыбами, террариумы с черепахами, ящерицами, змеями.

Отец Бианки, которого писатель называл своим первым и главным «лесным учителем», приобщал его к биологической науке – не только водил в Зоологический музей, но и поручал ведение натуралистических заметок. Бианки продолжал вести эти записи и во время учебы на естественном отделении физико-математического факультета Петроградского университета, а затем в Институте истории искусств.

Как и все мальчишки, Виталий Валентинович ходил в гимназию, играл в футбол. Отец, Валентин Львович, сердился: «Головой работать надо, а не ногами! Тогда не будешь по математике тройки хватать...» Но сын хватал тройки все равно. Просто его не интересовала математика. Интересовало другое – живое. Летом семья Бианки уезжала в деревню Лебяжье. Здесь Витя впервые отправился в настоящее лесное путешествие. Было ему тогда 5-6 лет. Интерес в лесной жизни сделал его страстным охотником. Недаром первое ружье ему подарили в 13 лет. А еще он очень любил поэзию.

Разными были его интересы, таким же – образование. Вначале гимназия, потом естественное отделение физико-математического факультета Петроградского университета, но началась война. В 1916 г. Виталий был призван в армию и после окончания ускоренного курса Владимирского военного училища в чине прапорщика направлен в артиллерийскую бригаду. Недолгий период 1917–1918 гг. оказался наполнен событиями и невольными путешествиями. Повороты войны и перемещения армий бросали от Поволжья до Алтая. Он успел пережить недолгое увлечение эсерством и мобилизацию в Колчаковскую армию. Но вскоре дезертировал оттуда и был вынужден жить под чужой фамилией. Это было на Алтае, в Бийске. По документам он значился Виталием Беляниным, студентом Петроградского университета и орнитологом-коллектором Зоологического музея Российской Академии наук. Настоящую свою фамилию скрывал вплоть до изгнания колчаковцев. Двойная фамилия Бианки-Белянин осталась в его паспорте до конца жизни.

Осенью 1922 года Бианки возвращается в Петроград. В те годы при одной из библиотек существовал интереснейший литературный кружок, где собирались писатели, работавшие для детей. Сюда приходили Чуковский, Житков, Маршак. Он и привел с собой однажды Виталия Бианки.

Первая сказка В. Бианки - «Путешествие красноголового воробья» - была опубликована в 1923 году в журнале «Воробей». Затем последовали «Лесные домишки», «Чьи это ноги?», «Кто чем поет?», «Чей нос лучше?», «Первая охота» и множество других произведений (более трехсот). Сам он называл те из них, что относились к художественно-познавательному жанру, - «сказки-несказки».

Бианки высоко ценил народные сказки за сжатость и простоту. Их стиль он и взял как модель для своих произведений, намереваясь дать детям знания о мире. Он создал более тридцати сказок о жизни леса, животных, птиц. На страницах этих сказок оживают увиденные поэтом-натуралистом лесные обитатели во всей неповторимости их облика и повадок.

В «Лесных домишках» рассказано о жилье разных птиц. Главный персонаж - юная ласточка Береговушка. Заблудившись в незнакомом лесу, она ищет пристанище на ночь - в жилище Зуйка, Витютня, Иволги - и чуть не попадает на зуб белке. Береговушка находит свой дом, а дети в конце рассказа узнают, как устроено ласточкино гнездо на речном обрыве: «В обрыве -д ырки, дырки, дырки. Это всё ласточкины норки. В одну из них юркнула Береговушка. Юркнула и побежала по длинному-длинному, узкому-узкому коридору. Добежала до его конца и впорхнула в просторную круглую комнату. Тут уже давно ждала ее мама. Сладко спалось в ту ночь усталой маленькой Береговушке на мягкой теплой постельке из травинок, конского волоса и перьев...»

Сюжет в сказке о Береговушке разворачивается стремительно, события драматичны, приключения увлекательны, а в результате ребенок усваивает новые сведения о природе, испытывая к тому же целую гамму чувств: удивление перед многообразием природы, жалость к заблудившейся птичке, страх за ее жизнь.

Не менее драматично разворачиваются события в сказке «Как Муравьишка домой спешил». Произошла весьма неприятная история: любопытный Муравьишка забрался на высокое дерево, а сухой листок обломился, и ветер отнес Муравьишку далеко от родного дома; между тем скоро «сядет солнце, муравьи все ходы и выходы закроют - и спать. А кто опоздал, тот хоть на улице ночуй». Бедный Муравьишка к тому же при падении ноги себе зашиб, так что сам до дому не добежит. Вот и приходится ему обращаться за помощью к Пауку, Жужелице, Землемеру, Кузнечику, Водомеру. И маленькие читатели узнают, как передвигаются эти насекомые по земле и по воде. Это не только урок занимательной энтомологии, но и урок доброты: ведь Муравьишке никто из маленьких обитателей леса не отказывает в помощи. 

В положение Робинзона Крузо попадает Мышонок Пик, при этом он наделен вполне человеческими реакциями на все происходящее. Увидав пучеглазого лягушонка, он рассматривает «с удивлением и страхом его голую скользкую кожу». Как найти в незнакомом месте себе подобных? - задумывается герой и вспоминает, что мыши живут стаями. Строит он себе дом - воздушное гнездо, - «как строили все мыши одной с ним породы». Мышонок радуется сделанным на зиму запасам, в ужасе удирает из гнезда совы, и ему «очень горько, что его серые родственники не захотели принять его в свою семью». Сказка «Мышонок Пик», как и все сказки и рассказы Бианки для дошкольников, относится к художественно-познавательным произведениям.

Повествование в сказке о мышонке членится на главы, заключающие в себе как эпизоды приключения, так и этапы внутреннего развития героя. Причем сближение его переживаний с человеческими не отрывает героя от подлинной его биологической природы: во всех злоключениях поведение Пика подчинено инстинкту - он-то и помогает ему выжить.

Приручение Пика детьми в конце рассказа - важный нравственный момент. Мышонок слушает игру мальчика на дудочке, музыка кажется ему красивой, и он совсем забывает про опасность. В сказках и рассказах Бианки часто появляются дети, приручающие животных. Писатель много усилий тратил на то, чтобы пробудить в маленьких читателях чувство сопричастности к миру природы, к миру животных. Как и у Пришвина и Житкова, человек у него не покоритель природы, а ее неотъемлемая часть. Вред, причиняемый природе, неизбежно скажется на существовании всего живого на Земле, не уставал напоминать писатель. 

Заботой Бианки было и воспитание самих воспитателей. «Задумал я сбить для детских садовниц (так он называл воспитательниц детских садов) целую большую книгу (или маленькую энциклопедию) - о простых чудесах... Такое написать, чтобы в самом простом изнутри светила тайна, сияло чудо, как оно и есть в природе. Так написать, чтобы можно было вслух читать самым маленьким «цветам», а «садовницы» глаза бы разинули на то, мимо чего они проходят, не замечая». В 1946 году эта книга вышла, называется она «Четыре времени года». Кроме сказок и рассказов самого Бианки в нее включены произведения Льва Толстого, Пришвина, Паустовского и других авторов.

Еще в начале 30-х годов у Виталия Бианки возникла мысль написать «лирическое пособие» для начинающих детских да и «взрослых» писателей - «Рассказ о рассказах». Полностью закончить его Бианки так и не успел, хотя работал над ним долгие годы. Среди многих практических советов в этом «пособии» есть совет помнить слова Вольтера: «Единственный порочный жанр - это скучный». «А чтобы ваш рассказ не был скучным, - обращается писатель к начинающим, - держите вожжи внимания читателя в руках, то натягивайте их, то опускайте, но ни на минуту не выпускайте из рук. Для этого в вашем распоряжении все человеческие чувства. Напугайте читателя: пусть поволнуется за жизнь ваших героев. Дайте читателю поразмыслить... как им выбраться из трудного положения. Заставьте читателя посмеяться, погрустить, дайте чуточку отдохнуть - и опять, окуная его то в горячую, то в холодную воду, играя на всех струнах человеческого сердца, уверенно ведите его своей дорогой».

Блестящим воплощением этого совета явились как сказки и короткие рассказы Бианки для малышей, так и его произведения более крупной формы, предназначенные для детей постарше, например, повести «На великом морском пути», «Мурзук», «Одинец». 

«Мурзук » - повесть о диком, еще плохо изученном животном - рыси. Повесть была так хорошо встречена читателями и критикой, что Бианки окончательно утвердился в правильности избранного им метода: «Теперь я крепче обопрусь на своих трех китов, на которых строил «Мурзука»: 1) эмоции, 2) фабульность, 3) простота языка».

Прирученная стариком Андреичем рысь попадает по воле злых людей в зверинец. Описание страданий зверей в клетках и их бунта способно тронуть даже не слишком чувствительное сердце. Мурзук, привыкший доверять человеку, вдруг оказался во власти людей жестоких и равнодушных. И он снова становится диким, а вырвавшись из неволи, наводит страх на всю округу. Преследование Мурзука охотниками, его приключения в лесу вносят в развитие действия острую напряженность. Короткими, четкими фразами переданы мысли Андреича и поведение рыси. «Жалость с новой силой охватила старика... Тот не человек, кто об звере не сочувствует!»; «Мурзук не сразу вернулся домой. Он опять скрылся в лес и занялся там охотой... Однако есть добычу Мурзук не стал. Он придушил птицу и с нею в зубах вернулся к хозяину».

Как и в большинстве природоведческих произведений Бианки, герой этой повести - зверь. И симпатии автора оказываются на его стороне, а не на стороне людей. Ведь Андреич сам стал причиной сиротства Мурзука, убив его мать и маленьких братьев. В повести явно слышны отзвуки рассказов Э. Сетона-Томпсона, в которых всегда противопоставляются свободный мир животных и злая, разрушительная воля человека. Известно, что произведениями этого писателя Бианки в детстве очень увлекался. 

Самой знаменитой стала книга Бианки «Лесная газета».

«Лесная газета» появилась на свет первоначально как постоянный природоведческий отдел в журнале «Воробей». В 1926-1927 годах Бианки работал над материалами этого отдела для издания книги «Лесная газета на каждый год», и в 1928 году книга вышла в свет.

Первоначально знакомство читателя с основными биологическими закономерностями и взаимосвязями происходит в «Лесной газете» в форме увлекательной игры. Обыгрывается форма газеты - периодичность выпуска ее номеров. Первый номер - «Месяц пробуждений», четвертый - «Месяц гнезд», восьмой - «Месяц полных кладовых» и т. п.

В расположении материала имитируются газетные отделы: статьи - корреспонденции - письма читателей. Броские заголовки, веселые объявления, стихи и шутки задают тон всей «Лесной газете», отнюдь не умаляя главного ее направления - «быть самоучителем любви к родной природе».

«В жизни животных и растений событий не меньше, чем у нас – людей. Каждый день в лесу масса происшествий. Кто-то строит дом, у кого-то свадьба. Обо всех этих новостях расскажет «Лесная газета», из которой можно узнать: «Что делали рыбы зимой?», «Какая птица кричит драной кошкой?»; «Дышит ли цыпленок в яйце?» И еще массу интересных вещей.

Все самое любопытное, самое необычное и самое обычное, что происходило в природе каждый месяц и день, попадало на страницы «Лесной газеты». Здесь можно было найти объявление скворцов «Ищем квартиры», или сообщение о первом «ку-ку», прозвучавшем в парке, или отзыв о спектакле, который давали на тихом лесном озере птицы-чомги. Была даже уголовная хроника: беда в лесу не редкость.

Книга «выросла» из небольшого журнального отдела. Бианки работал над ней с 1924 года до конца жизни, постоянно внося какие-то изменения. С 1928 года она несколько раз переиздавалась, становилась толще, ее переводили на разные языки мира. Рассказы из «Лесной газеты» звучали по радио, печатались на страницах журналов и газет. Переведенная на многие языки, «Лесная газета» входит в золотой фонд мировой детской литературы. По существу, входит в него и все творчество Виталия Бианки. 

Бианки не только сам постоянно работал над новыми книгами (он автор более трехсот произведений), ему удалось собрать вокруг себя замечательных людей, любивших и знавших зверей и птиц. Это были Н. Сладков, С. Сахарнов, Э. Шим. Бианки помогал им в работе над книгами. Вместе они вели одну из интереснейших радиопередач «Вести из леса». 

За 35 лет творческой работы В.В. Бианки написал более 300 рассказов, повестей, сказок, статей и очерков о природе. В течение всей жизни вёл дневники и заметки натуралиста, отвечал на множество читательских писем. Общий тираж произведений Виталия Бианки превышает 40 миллионов экземпляров, они переведены на многие языки мира. Незадолго до своей смерти В.В. Бианки написал в предисловии к одному из своих произведений: "Я всегда старался писать свои сказки и рассказы так, чтобы они были доступны и взрослым. А теперь понял, что всю жизнь писал и для взрослых, сохранивших в душе ребёнка". Его жизнь трудно назвать лёгкой и безоблачной – война, ссылки, аресты, больное сердце; однако одни проблемы сменялись другими, а он так и остался "чудаком", для которого взгляд на распустившийся цветок или птицу, порхающую с ветки на ветку, компенсировал все неудачи, вместе взятые. Последняя книга писателя «Опознаватель птиц на воле» осталась незавершённой. 

Умер В.В. Бианки в Ленинграде 10 июня 1959 года в возрасте 65 лет. Он был похоронен на Богословском кладбище, где ему поставили маленький, но очень добрый памятник, на котором написано: “Виталию Валентиновичу Бианки, человеку и писателю”. Книги В.В. Бианки остались в памяти нескольких поколений детей. Патриотизм, любовь и бережное отношение к родной природе, наблюдательность, готовность всегда прийти на помощь слабому, разносторонние знания – вот что выносит каждый, кто обращается к его произведениям, одинаково интересным не только для детей, но и для взрослых. Орнитолог по призванию, исследователь, следопыт и путешественник по образу жизни, поэт по мироощущению, деятельный и трудолюбивый по натуре, обладающий незаурядными литературными способностями, хороший рассказчик и просто добрый, общительный человек, Бианки стал одним из основателей целого направления в литературе для детей, посвятив своё творчество научно-художественному отображению жизни леса и его обитателей.

 

БИАНКИ В.В. В ИНТЕРНЕТ

Бианки Виталий Валентинович [Электронный ресурс] Режим доступа: http://bibliogid.ru/pisateli/o-pisatelyakh/535-bianki-vitalij-valentinovich

Бианки Виталий Валентинович [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.krugosvet.ru/enc/kultura_i_obrazovanie/literatura/BIANKI_VITALI_VALENTINOVICH.html

Бианки Виталий Валентинович [Электронный ресурс] Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/%C1%E8%E0%ED%EA%E8,_%C2%E8%F2%E0%EB%E8%E9_%C2%E0%EB%E5%ED%F2%E8%ED%EE%E2%E8%F7

Бианки Виталий Валентинович (региональный сайт детских библиотек) [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.deti.spb.ru/writers_rus/?a_id=38

Бианки Виталий Валентинович [Электронный ресурс] Режим доступа: http://funeral-spb.ru/necropols/bogoslovskoe/bianki/

Бианки Виталий Валентинович [Электронный ресурс] Режим доступа: http://bianki.lit-info.ru/

Бианки Виталий Валентинович [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.hrono.ru/biograf/bio_b/bianki_vv.php

Бианки Виталий Валентинович [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.people.su/14078

Бианки Виталий Валентинович [Электронный ресурс] Режим доступа: http://skazochnikonline.ru/index/bianki_vitalij_valentinovich/0-1820

Бианки Виталий Валентинович [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.noisette-software.com/bianki-vitalij-valentinovich-1894-1959/

Бианки В.В. Рассказы и сказки [Электронный ресурс] Режим доступа: http://modernlib.ru/books/bianki_vitaliy_valentinovich/rasskazi_i_skazki/read/

Бианки В.В. Рассказы и сказки [Электронный ресурс] Режим доступа: http://g-lu-natali2011.narod.ru/index/0-25

Бианки В.В. Рассказы и сказки [Электронный ресурс] Режим доступа: http://lib.ru/TALES/BIANKI/

Бианки В.В. Сказки [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.teremok.in/Pisateli/Rus_Pisateli/bianki/bianki.htm

Рассказы Виталия Бианки [Электронный ресурс] Режим доступа: http://vseskazki.su/vitaly-bianki-rasskazi.html

Рассказы о животных Валентина Бианки [Электронный ресурс] Режим доступа: http://peskarlib.ru/lib.php?id_sec=48

Страна Див Виталия Бианки [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.cls-kuntsevo.ru/electronic_resources/ukazateli/biankiukazatel.htm

2     425    facebooklarger