Включить версию для слабовидящих

АНАТОЛИЙ ГЕОРГИЕВИЧ АЛЕКСИН

^Back To Top

foto1 foto2 foto3 foto4 foto5

Календарь праздников

Праздники России

Контакты

346780 Ростовская область

г. Азов, Петровский б-р 20 

тел.(86342) 4-49-43, 4-06-15 

E-mail: This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it.

Besucherzahler
счетчик посещений

АНАТОЛИЙ ГЕОРГИЕВИЧ АЛЕКСИН

(3 августа 1924)

Анатолий Георгиевич Алексин — известный русский писатель, чьи книги пользуются любовью у юных и взрослых читателей.

Отмечая достоинство и популярность произведений А. Алексина, русский писатель Вадим Кожевников писал: «Детство и юность в повестях, рассказах, пьесах Анатолия Алексина, как и в жизни, — пора непрестанных жизнерадостных открытий, поэзии романтического поиска. Это пора, когда впервые решаются многие сложные проблемы всей будущей человеческой жизни. Но какие бы трудные вопросы ни вставали на пути алексинских героев, их никогда не покидает чувство юмора, оптимизма, вера в торжество справедливости и добра».

image001Биография Анатолия Георгиевича целиком принадлежит своему времени. Он родился в семье старого большевика - участника революционных событий на Дальнем Востоке и в Сибири. После революции отец был одним из первых редакторов томской газеты «Красное знамя», а потом, уже в Москве, редактировал партийный журнал. В 1937 году отец был репрессирован.

Здесь, в Москве, и прошло детство будущего писателя. 30-е годы, любимые книги, посещение театра, музыка, которой мальчик так увлекся, что решил сочинить либретто оперы на сюжет сказок Пушкина. «Уже тогда тянуло писать - и статьи и прозу. Но, как и большинство детей, - вспоминает Алексин, - кроме стихов о природе, я писал о том, о чем не имел ни малейшего представления, например повесть «Приключения Володи» - о путешествии московского мальчика в Бомбей». Может быть, детская мечта о дальних экзотических странах и привела потом Алексина в Московский институт востоковедения? В 1950 году Алексин окончил индийское отделение Московского института востоковедения.

Нужно заметить, что уже в первых написанных для детей повестях, так же как и в «Записках Эльвиры», где действует герой юношеского возраста, можно увидеть в зачатке черты своеобразного алексинского стиля того периода, когда он начал писать только о юношестве и для него. Алексин, видимо, изначально тяготел к юношеской теме, вернее, к теме становления личности.

Именно этой теме посвятил он повести, сыгравшие заметную роль не только в литературе, но и в самосознании тех лет. Читатель искал в них ответы на вопросы морального и нравственного характера, причем более острые, чем предполагал автор. Да и выводы социального порядка читатель должен был сделать сам. Сказанное относится в первую очередь к таким повестям, как «Поздний ребенок» (1968), «Действующие лица и исполнители» (1972), «Безумная Евдокия» (1976), «Сердечная недостаточность» (1978), «Раздел имущества» (1979), «Дневник жениха» (1980), «Здоровые и больные» (1982).

Беря за основу банальную ситуацию, с которой столь часто сталкивается человек, Алексин разрешает возникшие конфликты с позиций нравственности и морали общечеловеческой, а не той, что предписывалась «моральным кодексом строителя коммунизма». Хотя писатель всегда стремился к использованию материала окружающей жизни, его повести все более приобретали оттенок метафизичности и конфликт разрешался уже как бы в безвоздушном пространстве.

Но когда Алексин вглядывался в своего героя, еще не достигшего юношеского возраста, то для его изображения использовал достаточно сочные, яркие краски, все оттенки юмора, иронию, склонность к психологизму, не оставившую его и позже. Сюжеты, характеры и поэтику детских повестей Алексина определили сочувствие к непростым судьбам детей - его современников, неполноценно проживающих эту единственную, неповторимую пору жизни: то из-за жестоких жизненных обстоятельств, то из-за тяжелых комплексов. К сожалению, на писателя в какой-то мере влияли тенденции детской литературы 50-х годов: стремление на пионерской теме выстроить некий «кукольный дом», как, например, в повести «Тридцать один день», хотя автор и приводит такие детали, как многочисленные таблички с надписью «разминировано» или выжженный на руке ребенка номер из фашистского концлагеря.

В повестях «Саша и Шура» (1955), «Необычайные похождения СевыКотлова» (1957), «Говорит седьмой этаж» (1958) Алексин определенно проявляет желание к преодолению мертвящих педагогических запретов, направленных на то, чтобы подавить, подчинить растущего человека. Можно сказать, что с первых же шагов в литературе Алексин показал себя поборником педагогики, утверждающейсамоценностьчеловеческой личности, признающей право детства на радостное, светлое восприятие мира. В таком стремлении Алексин не был одинок. Свойственная детству радость жизни, предприимчивость и живость характера, отнюдь не скованные педагогическими запретами, наполняют книги Н. Носова, Ю. Сотника, В. Драгунского, Ю. Томина и других писателей, особенно чутких к общественной атмосфере первого послевоенного десятилетия,

В названных произведениях Алексина складывается система образов, среди которых выделяется образ подростка-рассказчика, наделенного юмором и наблюдательностью, проявляющимися на уровне его возраста; видна работа писателя над средствами языковой характеристики - в лексике, строе речи.

С самого начала Алексин был убежден, что классические истоки детской литературы сложились измарктвеновскогоначала - юмора, изображения неистовых, необузданных мальчишек-фантазеров, всегда, впрочем, с добрым сердцем, - и диккенсовского, полного грусти взгляда на детство.Очень важен для Алексина был также точный возрастной адрес: он любит повторять слова Марка Твена, что удачная книга, написанная для двенадцатилетних, становится книгой для всех, между тем как книга, рассчитанная на все детские возрасты, чаще всего не интересна никому.

В последующих повестях Алексина разрешение нравственного конфликта становится его основной писательской задачей. В повести «Коля пишет Оле, Оля пишет Коле» (1963) писатель дает нам почувствовать, как одинок мальчик и как важно недатьего душе закостенеть в ощущениинепонятостии одиночества. Повесть-сказка «В стране Вечных каникул» (1964) оказывается вполне реалистическим экспериментом: заговором детей и взрослых, решивших проучить ленивого, бесхарактерного мальчишку. Именно здесь писатель прибегает к новому для себя приему: о событиях вспоминает герой, уже ставший взрослым. В последующих своих произведениях писатель не раз прибегал к этому приему (например, в повести «В тылу как в тылу»).

Изучению психологии подростка в связи с той или иной нравственной коллизией Алексин посвящает повесть «Мой брат играет на кларнете» (1967), где осуждает деспотизм любви. Эта тема продолжилась в юношеских повестях «Безумная Евдокия» (1976) и «Дневник жениха» (1980).

Семья как естественная среда существования ребенка - постоянно в сфере внимания писателя. Причем его герой в меру своих возможностей пытается сам, без посторонней помощи разрешить возникающие семейные проблемы. Началось это еще с повести «А тем временем где-то», а затем получило углубление и развитие в ряде повестей («Поздний ребенок» и т.д.).

Память - историческая или о тех, кто помог тебе в трудный час, - для Алексина тоже категория нравственная. Поэтому столь горьки размышления старой учительницы в повести «Третий в пятом ряду» (1975) о своем погибшем на фронте ученике, о том, как несправедливо она оценивала его когда-то. Теперь же эти воспоминания заставляют ее пересмотреть свою жизнь. Поэтому столь пронзительно звучит нота сожаления о погибших на войне юношах в рассказе «Письмо 1970 году», как и в пьесе «Молодая гвардия» (1973), созданной по роману А. Фадеева.

Анатолий Алексин - один из самых читаемых авторов в 70-80-е годы. Используя разнообразную повествовательную форму вплоть до детектива в «Повести АликаДеткина» (1988), писатель концентрировал внимание читателя, причем не только детского, подросткового, но даже юношеского и взрослого, на насущных проблемах современности.

 

«ЦИТАТА НА ПАМЯТЬ»

(цитаты из произведений Анатолия Алексина)

 

«Он болезненно переживал чужие успехи. Ему всюду чудились выгоды и привилегии, которыми обладают другие. Если кто-то заболевал, он говорил: «Ясно! Решил отдохнуть». Если кто-то получал пятёрку за домашнее сочинение, он спрашивал: «Что? Мамочка с папочкой постарались?»

(«Третий в пятом ряду», учительница вспоминает СенюГолубкина)

 

«Жить только собой – это полбеды, - жёстко произнесла она. – Гораздо страшнее, живя только собой,затрагиватьпоходя чужие судьбы».

(«Безумная Евдокия», Евдокия Савельевна – о проблемах Оли)

 

«У тебя же есть просто замечательные друзья. Слишком уж расширять этот круг – всёравночто разбавлять вино водопроводной водой, оно крепче от этого не становится. У тебя же есть такие отличные друзья. Такие надёжные! Все к тебе тянутся…»

(«Поздний ребёнок», отец Лёни - своему сыну)

 

«На мужчин, я заметила, никто так сильно не действует, как успех женщины сразу у многих. Это и на мальчишек тоже распространяется. Поэтому-то, я заметила, почти в каждом классе обязательно есть какая-нибудь общепризнанная красавица. И чаще всего она ничуть не лучше других. Просто однажды в неё случайно влюбились двое мальчишек сразу, а остальные подумали: раз за ней бегают двое, значит, она того заслуживает. И пошла цепная реакция!»

(«Мой брат играет на кларнете», размышления Лёвиной сестры)

 

«Мама как-то сказала, что ребята в моём возрасте очень смелы, потому что у них нет опыта, и они ещё не успели себе набить шишек. Мама очень хочет, чтобы я учитывал её опыт, её ошибки. Но я всё больше убеждаюсь в том, что на её шишках мне будет трудно чему-нибудь научиться. И вообще, очень получится благородно, если один будет набивать себе синяки, а другой на этих синяках (на чужом, значит, горе) будет учиться!»

(«Позавчера и послезавтра», рассуждения Миши)

 

«На друзей обижаться смешно. Я вообще обидчивых людей не люблю. Чаще всего это недалёкие люди. Они не понимают, что, если говорит хороший человек,надо к нему прислушаться. А если плохой,точто же на него обижаться?»

(«Действующие лица и исполнители», точка зрения Зины Балабановой)

 

«Он, должно быть, не знает, что в ад попадают «предатели своих благодетелей». Люди, не помнящие добра…»

(«Позавчера и послезавтра», мысли МишиКутусовао поступкеНаливина)

 

«Странное дело, маму я люблю больше, но не думаю целый день о том, что люблю её. А Наташу люблю меньше, но думаю об этом всё время. О как много в нашей жизни необъяснимого».

(«Очень страшная история»; мысли АликаДеткина)

 

«Они (дети) должны уметь плакать… Ине только тогда, когда расшибают коленку. Но и когда коленка болит у кого-то другого».

(«Третий в пятом ряду», Алёна)

 

«Но когда цельный человек влюбляется, с ним ничего невозможно поделать. Ему ничего нельзя объяснить. Великие люди имеют право на странности, и эти странности им надо прощать. Потому что великий человек, с одной стороны, «весь в себе», а с другой – немножечко не в себе».

(«Мой брат играет на кларнете»)

 

«Книги и фильмы, если они талантливы, не теряют от времени своих достоинств. Они созданы как бы раз и навсегда. Создатели их умирают, а они продолжают существовать в том же первоначальном качестве – ни одна мысль не уходит, ни одна строка не меняется. Попробуй переставить хоть один знак препинания в каком-нибудь знаменитом стихотворении!»

(«Действующие лица и исполнители», рассуждения Зины)

 

ИСТОЧНИКИ

Анатолий Алексин [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.peoples.ru/art/literature/prose/anatoly_aleksin/

Анатолий Алексин: официальный сайт писателя[Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.anatoly-aleksin.com/

Уроки Анатолия Алексина: собеседование из цикла «Любимые книги наших бабушек и дедушек» //Объединяя поколения /ред.-сост. Л.В.Нестерович. – Мн.:Красико-Принт, 2013. – С.53-64.

2     425    facebooklarger