Включить версию для слабовидящих

Мусоргский Модест Петрович

^Back To Top

foto1 foto2 foto3 foto4 foto5

Календарь праздников

Информер праздники сегодня

Контакты

346780 Ростовская область

г. Азов, Петровский б-р 20 

тел.(86342) 4-49-43, 4-06-15 

E-mail: This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it.

Besucherzahler
счетчик посещений

МУСОРГСКИЙ МОДЕСТ ПЕТРОВИЧ, родился 21 марта 1839 года в имении своего отца, небогатого помещика, в селе КаревоТоропецкогоуезда (нынеКуньинскогорайона) на Псковщине, умер 28 марта1881 года в Петербурге).

Детские годы провёл в имении родителей; в автобиографии Мусоргский писал: "... ознакомление с духом народной жизни было главным импульсом музыкальных импровизаций до начала ознакомления ещё с самыми элементарными правилами игры на фортепиано". Шести лет Мусоргский начал заниматься музыкой под руководством матери. В 1849 поступил в Петропавловскую школу в Петербурге, в 1852-56 учился в Школе гвардейских подпрапорщиков. Одновременно брал уроки музыки у пианиста А. А.Герке. В 1852 было издано первое произведение Мусоргского - полька для фортепиано "Подпрапорщик".

image00511В 1856-57 он познакомился с А.С. Даргомыжским, В.В. Стасовым и М.А. Балакиревым, которые оказали глубокое влияние на его общее и музыкальное развитие. Под руководством Балакирева Мусоргский начал серьёзно заниматься композицией; решив посвятить себя музыке, в 1858 ушёл с военной службы. В конце 50 - начале 60-х гг. Мусоргский написал ряд романсов и инструментальных произведений, в которых уже проявились своеобразные черты его творческой индивидуальности. В 1863-66 работал над оперой "Саламбо" (по одноименному роману Г. Флобера, неокончена), отличающейся драматизмом народно-массовых сцен. К середине 60-х гг. складывается мировоззрение Мусоргского как художника-реалиста, близкого идеям революционных демократов.Обращаясь к актуальной, социально заострённой тематике из народной жизни, он создал песни и романсы на слова Н.А. Некрасова, Т.Г. Шевченко, А.Н. Островского и на собственные тексты ("Калистрат", "Колыбельная Ерёмушки", "Спи, усни, крестьянский сын", "Сиротка", "Семинарист" и др.), в которых проявились его дар бытописателя, умение создавать ярко характерные человеческие образы.Богатством и сочностью звуковых красок отличается симфоническая картина "Ночь на Лысой горе" (1867), созданная по мотивам народных сказок и легенд. Смелым экспериментом явилась неоконченная опера Мусоргского "Женитьба" (на неизмененный текст комедии Н. В. Гоголя, 1868), вокальные партии которой основаны на непосредственном претворении интонаций живой разговорной речи.

Все эти работы подготовили Мусоргского к созданию одного из величайших его творений - оперы "Борис Годунов" (по трагедии А.С.Пушкина). Первая редакция оперы (1869) не была принята к постановке дирекцией императорских театров. После переработки "Борис Годунов" был поставлен в петербургском Мариинском театре (1874), но с большими сокращениями. В 70-х гг. Мусоргский работал над грандиозной по замыслу "народной музыкальной драмой" из эпохи стрелецких бунтов конца 17 в. "Хованщина" (1872),идеякоторой была ему подсказана В. В. Стасовым, и комической оперой "Сорочинскаяярмарка" (по повести Гоголя, 1874-80). Одновременно создал вокальные циклы "Без солнца" (1874), "Песни и пляски смерти" (1875-77), сюиту для фортепиано "Картинки с выставки" (1874) и др. В последние годы жизни Мусоргский испытывал тяжёлую депрессию, вызванную непризнанием его творчества, одиночеством, бытовыми и материальными затруднениями. Умер он в бедности в Николаевском солдатском госпитале. Неоконченная композитором "Хованщина" была завершена после его смерти Римским-Корсаковым, над "Сорочинскойярмаркой" работали А.К. Лядов, Ц.А. Кюи и др. В 1896 Римским-Корсаковым была сделана новая редакция "Бориса Годунова". В советское время Д. Д. Шостаковичем заново отредактированы и оркестрованы "Борис Годунов" и "Хованщина" (1959). Самостоятельный вариант завершения "Сорочинскойярмарки" принадлежит В. Я. Шебалину (1930).

Великий гуманист, демократ и правдолюбец, Мусоргский стремился деятельно служить своим творчеством народу. С огромной силой отразил он острые социальные конфликты, создал могучие, полные драматизма образы восставшего и борющегося за свои права народа. Вместе с тем Мусоргский был чутким психологом, знатоком человеческой души. В музыкальных драмах "Борис Годунов" и "Хованщина" необычайно динамичные, красочные массовые народные сцены сочетаются с разнообразием индивидуальных характеристик, психологической глубиной и сложностью отдельных образов. В сюжетах из отечественного прошлого Мусоргский искал ответа на животрепещущие вопросы современности. "Прошедшее в настоящем - вот моя задача", - писал он Стасову, работая над "Хованщиной". Как гениальный драматург проявил себя Мусоргский и в произведениях малой формы. Некоторые из его песен представляют собой подобие небольших драматических сценок, в центре которых - живой и законченный человеческий образ. Вслушиваясь в интонации разговорной речи и в мелодии русской народной песни, Мусоргский создал глубоко оригинальный, выразительный музыкальный язык, отличающийся острой реалистической характерностью, тонкостью и многообразием психологических оттенков. Творчество его оказало большое влияние на многих композиторов: С.С. Прокофьева, Д.Д. Шостаковича, Л. Яначека, К. Дебюсси и др.

Мусоргский — большой самобытный талант, и притом талант чисто русский; он принадлежит к группе музыкальных деятелей, стремившихся к оформленному реализму. Национальность Мусоргского, как композитора, сквозит и в уменье обращаться с народной песней, и в самом складе его музыки, в её мелодических, гармонических и ритмических особенностях, наконец — в выборе сюжетов, главным образом, из русской жизни. Мусоргский — ненавистник рутины, для него в музыке не существует авторитетов; на правила музыкальной грамматики он обращал мало внимания, усматривая в них не положения науки, а лишь сборник композиторских приемов прежних эпох. Всюду Мусоргский отдается своей пылкой фантазии, всюду стремится к новизне. Юмористическая музыка вообще удавалась Мусоргскому, и в этом жанре он разнообразен, остроумен и находчив; стоит только вспомнить его сказку про «Козла», историю долбящего латынь «Семинариста», влюбленного в поповскую дочь, «По грибы» (текст Мея), «Пирушку».

Мусоргский не любит останавливаться на лирических темах, да они ему и плохо даются (лучше других его лирические романсы «Ночь», на слова Пушкина, и «Еврейская мелодия», на слова Мея); зато широко проявляется творчество Мусоргского в тех случаях, когда он обращается к русской крестьянской жизни. Богатой колоритностью отмечены песни Мусоргского: «Калистрат», «Колыбельная Еремушки» (слова Некрасова), «Спи-усни, крестьянский сын» (из «Воеводы» Островского), «Гопак» (из «Гайдамаков»Шевченка), «СветикСавишна» и «Озорник» (обе последние — на слова самого Мусоргского) и др.; Мусоргский весьма удачно нашёл здесь правдивое и глубоко-драматичное музыкальное выражение для той тяжелой, безысходной скорби, которая скрыта под внешним юмором текста песен.

Сильное впечатление производят выразительной декламацией песни «Сиротка» и «Забытый» (на сюжет известной картины В. В. Верещагина).

image008В такой тесной, казалось бы, области музыки, как «романсы и песни», Мусоргский сумел найти совсем новые, оригинальные задачи, и вместе с тем применить новые своеобразные приемы для их выполнения, что ярко выразилось в его вокальных картинах из детской жизни, под общим заглавием «Детская» (текст самого М.), в 4-х романсах под общим заглавием «Песни и пляски смерти» (18751877;слова Голенищева-Кутузова; «Трепак» — картина замерзающего в лесу, в метель, подвыпившего крестьянина; «Колыбельная» рисует мать у постели умирающего ребенка; другие два:«Серенада» и «Полководец»; все весьма колоритны и драматичны), в «Царе Сауле» (для мужского голоса с аккомпанементом фортепиано; текст самого Мусоргского), в «ПораженииСеннахериба» (для хора с оркестром; слова Байрона), в «Иисусе Навине», удачно построенном на оригинальных еврейских темах.

Из оркестровых произведений Мусоргского заслуживает внимания «Интермеццо» (сочинено в 1861г., инструментовано в 1867г.), построенное на теме сурового характера, напоминающей музыку XVIII в. и изданное в числе посмертных произведений Мусоргского, с инструментовкой Римского-Корсакова. Талантливая фантазия: «Ночь на Лысой горе» также закончена и инструментована Н. Римским-Корсаковым и с большим успехом исполнена в 1886г. в Санкт-Петербурге.;это — ярко колоритная картина «шабаша духов тьмы» и «величанияЧернобога».

 

Сюита "Картинки с выставки"

Первым большим законченным произведением после оперы «Борис Годунов» были «Картинки с выставки». Это стало новой страницей в творчестве не только самого Мусоргского, но и в фортепианной программной музыке его времени.

В трудной жизни Мусоргского редким островком чистой радости и полного упоения творчеством стал июнь 1874 года.

В это время 35-ти летний композитор создал произведение поистине уникальное в мировой музыкальной литературе - фортепианную сюиту «Картинки с выставки».

Название точно соответствует содержанию «Картинки» написаны Мусоргским под впечатлением посмертной выставки художника и архитектора В.К.Гартмана.

Гартман был человеком живым, легким в общении, увлекающимся. Богатство фантазии и воображения, изобретательность во всяких выдумках и розыгрышах делали художника незаменимым в дружеской компании. С Мусоргским Гартмана связывали теплая дружба и взаимное уважение. Поэтому страшная весть о скоропостижной смерти друга в 1873 году потрясла Модеста Петровича.

Свое произведение, рожденное под впечатлением выставки в память о друге, Мусоргский первоначально озаглавил «Гартман».

Устроители на выставке собрали картины, акварели,архитектурные проекты, эскизы театральных декораций и костюмов, рисунков с натуры, а также художественные изделия - например, каменные часы в русском стиле в виде избушки на курьих ножках, щипцы для раскалывания орехов. Здесь представлены были жанровые сцены и типы, нарисованные Гартманом в годы его путешествий по Италии, Франции и Польше, а также заимствованные из русской национальной поэзии и жизни. Из них 10 произведений Мусоргский переложил на язык музыки, которые составили преоригинальную сюиту - чередование картинных зарисовок.

Композитор поставил перед собой оригинальную задачу - отобразить инструментальными средствами содержание картин, рисунков иархитектурных проектовГартмана. Цикл состоит из десяти характерных пьес, объединенных связками - интермедиями («прогулками», как назвал их Мусоргский). Сюжеты пьес разнообразны и характерны:«Гном», «Избушка на курьих ножках», «Баба-Яга» - сказочные картинки; «Ссора детей во время игры», «Быдло», «Два еврея», «Рынок в Лиможе» - бытовые; «Старый замок», «Катакомбы» - романтические.Финальная пьеса «Богатырские ворота в Киеве» - музыкальная картина древнерусской жизни. Цикл «Картинки с выставки» - новое оригинальное явление в мировой фортепианной литературе, новый тип программной сюиты.

«Картинки с выставки» были созданы им на взлете вдохновения и в необычайно короткий срок - за 3 недели июня 1874 года. Во время работы он сообщает Стасову: «Мой дорогой generallissime, Гартманкипиткак кипел «Борис, - звуки и мысль в воздухе повисли, глотаю и объедаюсь, едва успеваю царапать на бумаге. Хочу скорее и надёжнее сделать ... До сих пор считаю удачным». (2.106)

Это признание удачи особенно ценно, потому что автор всегда был до придирчивости строг к себе.

Он очень вольно подошёл к истолкованию отдельных произведений Гартмана. Взяв за основу отдельного номера сюиты сюжет того или иного рисунка, эскиза или макета, он предоставлял затем полную свободу своей фантазии. Так выросла целая серия музыкальных зарисовок. Сюда вошли картинки быта и природы, портреты, комические и даже сказочные сценки.

По словам Семёна Исааковича Шлифштейнасюита оригинальна. Оригинальность заключается, преждевсегов самом типе сюиты: не романтическая сюита - карнавал, а разнородные мотивы самой жизни вперемежку с народно-сказочной фантастикой и образами прошлого, романтическое, ирреальное уживается в «Картинках» с жизненно повседневным, «высокое» с «низким».

При этом ещё одной особенностью «Картинок» является внутреннее единство - единство самого подхода композитора к воплощаемому им миру художника. Замечательное произведение Мусоргского не знает аналогий ни в европейском, ни в русском музыкальном искусстве. Оригинальность построения крепко связанного между собой одной музыкальной темой в русском стиле - «Прогулкой» создала практически уникальный по форме образец программной сюиты. У Гартмана прототипа «Прогулки» нет, этот образ создан самим Мусоргским. Стасов пояснял: «Произведение «Прогулка» как бы иллюстрирует переход зрителя к следующему экспонату выставки и что здесь Мусоргский изобразил сам себя».

«Именно в этой теме «перехода» от одной картинки к другой видна, по выражению автора, его физиономия. Тема спокойная, распевная, напоминающая одноголосный запев с хоровым подхватом,свойственныерусским песням». Но вместе с тем Мусоргский придал теме обобщённый характер. В ней даже можно уловить отголоски эпических и величальных народных песен, а рояль временами удачно передаёт звучание хора. Это воплощение русского народного духа.

Особое место отведено в «Картинках с выставки» изображениюфантастического. Один из фантастических образов «Гном» представляет собой в творчестве Мусоргского совершенно новый образ. Это не бытовая изобразительность и не народная сказочность, а поэтический вымысел, мир творческого воображения. «Конечно, ни о какой иллюстративности музыки здесь не может быть и речи, так глубоко «личностна» звучащая в ней «нота» у самого композитора. (У Гартмана - это всего-навсего детская ёлочная игрушка, изображающая кривоногого безобразного карлика)». Причудливые изломы мелодии, судорожный ритм передают ужимки этого смешного, уродливого человека. Но иногда всё-таки прорываются интонации жалобы, стона, это заставляет нас посочувствовать гному, этому обездоленному существу, его затаённому горю. Мусоргский как волшебник оживляет фигурку, отталкиваясь отгротескностик экспрессивности персонажа. Для воплощения фантастического портрета в музыке композитор выбирает музыкальные краски с удивительной точностью. Кажется, что гном затаился и осторожно перебегает с места на место. Он топчется на месте, спотыкается, его маленькие кривые ножки заплетаются. Он то чегоо боится, то начинает охать, стонать, жаловаться, то опять бежит без оглядки. Этот образ рисует и изломанная мелодия, которая ассоциируется с быстрыми, угловатыми движениями, и чередование быстрых пробегающих звуков с длинными, замирающими. Все это похоже надвиженияперебегающего с места на место испугавшегося, скрывающегося человека. Гном кажется злым, жалким, испуганным, обиженным. Это подчёркивает холодная мрачная тональность ми бемоль минор. Но вместе с тем это сказочный, фантастический образ. Это ощущение усиливает гармония неустойчивая, застывшая и неопределенная в 1-ой теме, опирающаяся на уменьшенный септаккорд и синкопированный «хромающий» ритм во 2-ой теме. 2-ая тема, благодаря синкопированному ритму и нисходящим ходам по секундам, кажется ещё осторожнее, ещё таинственнее.

Ещё от Глинки в русской школе идёт традиция воплощения фантастики и сказочности через жизненно-равные звучания цело-тонной гаммы, умещённого септаккорда. Использует их и Мусоргский. Однако при всех устрашающих чертах гном у Мусоргского остается игрушкой: застывшая, неустойчивая гармония и короткие форшлаги в окончаниях фаз придают музыке оттенокигрушечности,скерцозности, отодвигаюттрагическоев сферу сказочности.

Средняя часть пьесы более трагическая. Она выражает чувства гнома, даёт его характеристику. Гном как вы останавливается и начинает размышлять. Но тяжёлые, горестные мысли его выдают и мрачная ладовая окраска, и острые интонационные тяготения, и раскачивающиеся басы. И вот наступают минуты полного отчаяния. На громкой динамике идёт длинная нисходящая хроматическая линия, создающая впечатление плача, страдания, горя. «В музыке нет света и радости: фантастическая игрушка лишена надежды на тепло и человеческое счастье». Но вот гном насторожился, как бы почувствовал опасность. Здесь начинается реприза. Возвращается синкопированный ритм 2-ой темы 1-ой части. Но это тема звучит более трагично и гневно. Последняя фраза налетает как ураган и уносит за собой печали и горести гнома. Отзвучала музыка, но так хочется верить, что бедный маленький гном пройдёт свой путь «по лесным кочкам и трущобам» и выйдет туда, где сияет солнце и ждёт его счастье.

И хотя «Картинки с выставки» единственное из значительных фортепианных произведений Мусоргского, в нём отражена индивидуальность автора, неповторимая образность его мышления.

«Картинки с выставки» были изданы 5 лет спустя после смерти Мусоргского. Композиторов-симфонистов постоянно привлекало в них богатство красок. Одно из оркестровых переложений цикла осуществил французский композитор - импрессионист Морис Равель.

 

Опера "Борис Годунов"

Внимание композитора к трагедии А. С. Пушкина "Борис Годунов" привлек в 1868 его друг, историк русской словесности и фольклорист профессор В.В. Никольский. Фабула пушкинской трагедии относится к началу XVII века, одной из переломных эпох в истории русского народа; ее коллизии позволяли провести смелые параллели с новейшими временами. Мусоргский сам пишет либретто, несколько сократив количество сцен и действующих лиц и изменив некоторые стихи.

К сочинению музыки Мусоргский приступил в октябре 1868 года. Через год партитура оперы в четырех частях была окончена, а осенью 1870 года представлена в дирекцию императорских театров. Однако опера не была "одобрена для исполнения на русской оперной сцене". В 1871-72 годах композитор создает вторую редакцию оперы, завершив ее сценой народного восстания под Кромами, что по-новому осветило ее содержание.

Снова представленная в театральную дирекцию, опера была еще раз отвергнута. Н.А. Римский-Корсаков объяснял это новизной музыки, поставившей "в тупик почтенный комитет". Действительно, если новаторской была трагедия Пушкина, то не менее смело нарушила общепринятые каноны и опера Мусоргского.

Композитор построил музыкальную драматургию оперы на полном совпадении музыки и драматического действия, точной обрисовке сценических положений и их психологической детализации. Декламационный характер вокальных партий, распевные интонации в мелодике, близкой к старинной крестьянской песне и народному говору, - результат исканий Мусоргского в области музыкального претворения человеческой речи - были далеки от привычных представлений о пении в опере.

Только в 1874 году "Борис Годунов" прозвучал почти целиком (без сцены в келье Пимена). Опера имела большой успех и давалась в течение ближайших сезонов.

В 1881 году Мусоргский скончался. Его рукописи оказались у Римского-Корсакова - "для приведения их в порядок и приготовления к изданию". В ближайшие годы композитор сделал собственную редакцию оперы, по своему усмотрению изменив текст, структуру сцен и инструментовку Мусоргского. Исполненная в этой редакции на сцене Русской частной оперы С. И. Мамонтова в 1898 году, опера снова получила полное признание. Партию царя Бориса впервые пел Ф. И. Шаляпин. В последующие годы гениальная опера Мусоргского продолжала завоевывать все большую и большую популярность на столичной и провинциальной оперной сцене в России, а после "русских сезонов" в Париже, начиная с 1908 года, также и за рубежом.

 

Опера «Хованщина»

Весной 1870 года Мусоргский заинтересовался русской историей конца XVII века, периодом, связанным с движением стрельцов и раскольников. Через два года, по совету В. В. Стасова, он решил писать оперу об исторических событиях. В отличие от других произведений Мусоргского либретто "Хованщины" не имеет какого-либо литературного первоисточника. Материал для сюжета оперы композитор черпал в различных исторических исследованиях и подлинных документах XVII века. Живое, деятельное участие в работе принимал В.В. Стасов, которому Мусоргский посвятил свое творение. Смерть помешала композитору довести сочинение до конца. Н.А. Римский-Корсаков привел в порядок оставшиеся материалы, дописал последний акт, инструментовал оперу и в 1883 году предложил ее дирекции императорских театров. Однако предложение было отклонено. "Хованщина" впервые прозвучала на частной петербургской сцене 9 (21) февраля 1886 года.

В опере показаны судьбы русского народа в период, непосредственно предшествовавший царствованию Петра I. Воссоздавая эпизоды борьбы реакционных сил старой феодальной России против прогрессивных стремлений юного Петра, композитор связал ее с заговором главаря стрельцов Ивана Хованского, которого поддерживали раскольники. Идея оперы глубоко трагична. Как чуткий художник, Мусоргский чувствовал неизбежность гибели старого порядка, но видел, что и петровские реформы не принесли народу облегчения. Широкий социальный фон, правдивый колорит эпохи, яркие характеристики исторических личностей и различных слоев народа делают "Хованщину" выдающимся произведением искусства.

2     425    facebooklarger