Включить версию для слабовидящих

Ломоносов Михаил Васильевич

^Back To Top

foto1 foto2 foto3 foto4 foto5

Календарь праздников

Праздники России

Контакты

346780 Ростовская область

г. Азов, Петровский б-р 20 

тел.(86342) 4-49-43, 4-06-15 

E-mail: This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it.

Besucherzahler
счетчик посещений

МИХАИЛ ВАСИЛЬЕВИЧ ЛОМОНОСОВ

(1711-1765 гг.)

 

Биография 1

 

Кто из нас не любовался звёздным небом! Какое величественное, волнующее и торжественное зрелище... И невольно вспоминаются строки:

Открылась бездна, звёзд полна;

Звездам числа нет, бездне - дна.

Строки эти написал великий русский учёный Михаил Васильевич Ломоносов. Его научное и творческое наследие тоже можно сравнить с бездонным небом, полным сияющих звёзд.

Но лучше и точнее о Ломоносове сказал другой гений - Александр Сергеевич Пушкин: «Жажда наукибыла сильнейшей страстью сейдуши... Историк, ритор, механик, химик, минералог, художник и стихотворец, он всё испытал и всё проник».

image002А наш рассказ о великом учёном мы можем начать с курьёзного, но в чём-то символичного случая. Однажды на Ломоносова тёмным вечером напали грабители. Но Михаил Васильевич был не робкого десятка, да и силой бог не обидел... В итоге грабители сами убежали - в буквальном смысле без штанов.

Вот так и всю жизнь Ломоносову приходилось преодолевать все трудности на своём пути в науке, отбиваться от недоброжелателей иклеветников.

Родился Михаил Васильевич Ломоносов в поморской деревнеМишанинскойблиз Холмогор, что в Архангельской губернии, в 1711 году. Его отец промышлял морского зверя, ловил рыбу. С ранних лет и Михаил ходил юнгой-зуйком на небольшом парусном судне в студёное Белое море, в суровый Ледовитый океан.

Любознательному юноше было интересно всё - и почему в небе мерцают холодные всполохи северного сияния, ипо чемутак жарко горят чёрные камни - уголь? И куда летят перелётные птицы? И чтозачудеснаясила управляет стрелкой компаса?

Искал он ответы в книгах, которые удавалось достать. Самостоятельно осилил «Арифметику» Л. Магницкого, «Славянскую грамматику» М.Смотрицкогои «Псалтырь»СимеонаПолоцкого. Позже Ломоносов назовёт эти книги «вратами своей учёности». Не все домашние одобряли его страсть к чтению и наукам. «Злая и завистливая мачеха, - позже вспоминал Михаил Васильевич, - всячески старалась произвести гнев в отце моём, представляя, что я всегда сижу попусту за книгами; для того многократно я принуждён был читать и учиться, чему возможно было, в уединённых и пустых местах, и терпеть стужу и голод».

В декабре 1730 года Михаил Ломоносов, тайно выправив паспорт, вместе с рыбным обозом ушёл в Москву. И уже в январе поступил в знаменитую Славяно-греко-латинскую академию.

Учиться было нелегко. На день выдавалось скудное жалованье - «на денежку хлеба, на денежку кваса, прочее на одежду, на обувь и другие нужды». А чтобы добыть перья для письма, приходилось тайком общипывать чужих гусей. Над рослым пареньком-помором смеялись младшие ученики: «Смотрите, какой болван в двадцать лет пришёл латыни учиться!» Но как бы то ни было, двенадцатилетний курс обучения Ломоносов прошёл всего за пять. И в числелучшихбыл переведён в Петербург в Академический университет.

Вскоре Ломоносов и ещё несколько студентов университета были направлены «для усовершенствования в знаниях» за границу, в Германию. Около трёх лет Ломоносов с усердием занимался в университете города Марбург под руководством известного ученогоX. Вольфа. Профессор читал свои лекции не на латыни, как было принято в то время, а на немецком языке. Пройдут годы, и Михаил Васильевич Ломоносов будет добиваться, чтобы и в России в Академии наук общедоступные лекции звучали на русском языке.

А пока Ломоносов дни и ночи проводил в лабораториях, в библиотеках, что, впрочем, не мешало ему брать уроки фехтования и танцевать на вечеринках. Правда, содержание от академии поступало нерегулярно,приходилосьи голодать, и жить в долг.

Премудрости горного дела Ломоносов отправился постигать воФрейберг,кгорногодела советнику И.Генкелю. Обучение проходило не только в классах, но и на практике - на рудниках и металлургических заводах. Однако отношения сГенкелемне сложились, и Михаил Ломоносов оставилФрейберг. Он рассчитывал встретиться с русским послом, но встреча так и не состоялась. Зато на рослого, сильного студента обратили внимание вербовщики прусской армии. Однако ни крепостные стены, ни глубокий ров с водой, ни военные караулы не стали преградой. Ломоносов сбежал из крепости.

В 1741 году, после пятилетнего пребывания за границей, М.В. Ломоносов вернулся в Россию. В Академии наук он был назначен адъюнктом физики, а позже стал профессором химии. Химия и физика - их Ломоносов почитал за главные науки. И неудивительно, что он стал основоположником нового направления - физической химии. Но, наверное, не было такой науки, в которой Михаил Васильевич не оставил бы свой яркий след.

Он создал первую в России настоящую химическую лабораторию. В ней он проводил исследования состава стекла, фарфора, смальты. Именно из смальты он создавал свои знаменитые мозаичные картины. А ведь были ещё труды по геологии, географии, астрономии, метеорологии, истории, языкознанию.

Ломоносов первым открыл и сформулировал закон сохранения вещества и энергии. Ещё в 1748 году учёный писал: «Все перемены, в натуре случающиеся, такого суть состояния, что...ежелигде убудет несколько материи, то умножится в другом месте... Сей всеобщий естественный закон простирается и в самые правила движения».

В 1753 году Ломоносов со своим другом и соратником академикомРихманомизучают атмосферное электричество с помощью устроенной ими «громовой машины». Во время сильной грозы Ломоносов чудом остаётся жив, аРихманпогибает от разряда молнии. Михаил Васильевич не только хлопотал о помощи семье погибшего друга, но и беспокоился о том, чтобы этот трагический случай «не былпротолкованпротивуприращения наук».

В 1761 году учёные многих стран наблюдали редкое явление - прохождение Венеры на фоне солнечного диска. Ломоносов сам соорудил «ночезрительнуютрубу» - телескоп. И с его помощью он сделал важное открытие: Венера окружена атмосферой!

Часто свои научные наблюдения Михаил Васильевич выражал в стихотворной форме. Вот какие строки он посвятил Солнцу:

Тамогненнывалы стремятся,

И не находят берегов;

Там вихри пламенны крутятся...

Там камни, как вода, кипят,

Горящитам дожди шумят.

Современные космические съёмки подтверждают этот поэтический образ.

По инициативе Ломоносова был основан Московский университет. И можно вновь вспомнить слова А.С. Пушкина, сказанные им о Ломоносове: «Он создал первый университет; он, лучше сказать, сам был первым нашим университетом».

В Академии наук у Ломоносова, как у человека талантливого, яркого, независимого, хватало недоброжелателей. Порой научные споры заканчивались потасовкой и жалобами на Михаила Васильевича, на этого «упрямого себялюбца». В ответ русский учёный заявлялклеветникам, что он борется «с неприятелями наук российских, которые не дают возрасти свободно наследию Петра Великого».

Но большинству современников великий учёный был известен скорее как поэт. Именно в этом качестве его ценили придворе. Однажды, за сочинённую оду в честь вступления на престол императрицы Елизаветы Петровны, получил Ломоносов награду - две тысячи рублей. Это было гораздо больше, чем он получал за научные труды. Но в ту пору в казначействе были только медные монеты. Пришлось награду везти на двух возах.

Весной 1765 года Михаил Васильевич тяжело заболел. Незадолго до кончины он написал: «Я нетужуо смерти: пожил... и знаю, что обо мне дети отечества пожалеют». Похоронен великий учёный в Александро-Невской лавре в Санкт-Петербурге.

«Все испытал и все проник…»: Михаил Васильевич Ломоносов //Детская энциклопедия. – 2010. - № 3. – С. 5-9.

 

Биография 2

 

МИХАИЛ ВАСИЛЬЕВИЧ ЛОМОНОСОВ

(19 ноября 1711 – 15 апреля 1765)

 

«...Не столп, воздвигнутый над тлением твоим, сохранит память твою в дальнейшее потомство. Не каменьсоиссечением имени твоего принесёт славу твою в будущие столетия. Слово твоё, живущее присно иво векив творениях твоих, слово Российского племени, тобою в языке нашем обновлённое, пролетит в устах народных за необозримый горизонт... Беги, толпа завистливая! Всё потомство о нём судит. Оно - нелицемерно!..»

Александр Радищев

 

19 ноября 2011 года исполнилось 300 лет со дня рождения Михаила Васильевича Ломоносова - величайшего русского учёного, реформатора, поэта, который всей своей жизнью, трудами на благо российской словесности и науки заслужил право называться Великим...

В далёкой и суровой северной земле, недалеко от города Архангельска, река Северная Двина разделяется на несколько рукавов и притоков, между которыми лежат девять больших и маленьких островов. На одном из них (Курострове) в начале XVIII века было несколько небольших деревень, в которых жили черносошные крестьяне. Кто они такие? Люди свободные, никогда не знавшие ни крепостного права, ни монголо-татарского ига, сильные духом, закалённые морозами и морскими ветрами. Поморы (так они себя называли) славились как отважные мореходы. Ходили они на своих судах в Белое море, в Ледовитый океан. Жили они богаче, чем помещичьи крестьяне. Торговали рыбой, зверем, лесом.

image007Вот в этом суровом краю, наКурострове, в деревнеМишанинской8 ноября 1711 года у помора ВасилияДорофеевичаЛомоносова родился сын Михайло. Необыкновенный он был ребёнок, всех вокруг объяснить просил: почему солнце то в воду падает, то снова на небо взлетает; почему, как компас ни поверни, стрелка всё равно на север показывает; зачем молния сверкает и гром грохочет; как времена года друг друга сменяют? Лёд ли лежит, шумят ли могучие корабельные рощи, пробиваются ли крохотные деревца в тундре, полыхает ли северное сияние, наступает ли час морского прилива - всё интересно ему. Вот только никто вразумительных объяснений ему не давал, да и не мог тогда дать: неведомо поморам было всё это. Но знания можно получить из книг! И Михайло научился читать и писать у соседа Ивана Шубина и местного дьячка СемёнаСабельникова. Да так выучился, что земляки стали обращаться к нему, когда случалась нужда в грамотном человеке.

Много лет наКуростровеиз уст в уста передавалось предание о том, как Семён Сабельников однажды упал перед своим учеником на колени и со смиренным благоговением сказал ему, что больше ничему научить его не может. Однако учился-то Михайло по церковным книгам и старообрядческим рукописям, а содержание их никак не помогало ответить на интересующие его вопросы. Следующий шаг к познанию мира Михайло сделал благодаря книгам, которые хранили в своём доме братья Василий, Егор и Осип Дудины. Осип был знаменитым косторезом, Егор - известным мореплавателем, а Василий, который взялся учить Михайло Ломоносова, служил приказчиком на верфи, где строят корабли.

Братья как зеницу ока берегли книги, купленные отцом, ведь в то далёкое время очень трудно было их приобрести. Были среди других две поистине уникальные: «Арифметика» Леонтия Магницкого и «Грамматика»МелетияСмотрицкого. Однажды увидев их, Михайло стал умолять отдать ему эти книги. Нисколько не смущаясь отказом, он снова и снова выпрашивал книги, пока братья не сдались. «Мудролюбивыйотрок» получил свои сокровища и просто не выпускал их из рук. Он выучил обекниги наизусть, называлих «вратами своей учёности» и никогда с ними не расставался.

Многое он теперь понимал и мог осмыслить. Но и этого было мало. Для того чтобы получить научные знания, нужно изучать древние и иностранные языки. Но где же было учиться Ломоносову? Его, крестьянского сына, не приняли бы в ближайшую Холмогорскую словесную школу. Да и обучали там только чтению и письму по Псалтырю. Читать и писать он уже умел, и книги церковные ему были известны. Надо было идти в Москву. Но отец и слышать не хотел об учёбе сына, ведь тот был единственным наследником. Он начал подбирать невесту для Михайло. Думал, появится семья, дети - и некогда будет мечтать об учёности. Но...

Как хотел получить юный Ломоносов знания! Так хотел, что «неявным образом», то есть тайком от отца, в одну из декабрьских ночей 1730 года, прихватив любимые книги, в лютый мороз и пургу ушёл из дома. На третий день пути он добрался доАнтониево-Сийскогомонастыря, продал кафтан, заработал, помогая при богослужениях, ещё немного денег на дорогу, дождался очередного рыбного обоза (поморы регулярно возили свежую рыбу в столицы) и с ним пешком отправилсявпервопрестольную. Путь оказался длинным - целых три морозные недели.

Наконец в январе 1731 года Михайло Ломоносов пришёл в Москву. Он держал экзамен в самое престижное по тем временам учебное заведение - Славяно-греко-латинскую академию. НО! Принимали туда только детей дворян. И Ломоносов пошёл на обман: объявил себя сыном холмогорского дворянина. Ректор Герман, убедившись в блестящей подготовке юноши, предпочёл не заметить обмана, записал его в учётные книги как дворянина и определил в начальный класс «фару». Это был своего рода подготовительный курс, где воспитанников обучали грамоте и письму. Время обучения зависело от способностей и успеваемости учеников, которым, кстати, было по 10-15 лет. Михайло сел за парту «фары» двадцати лет от роду...

За полтора года Ломоносов закончил четыре низших класса, а за следующие два с половиной года - классы поэтики, риторики и логики, на которые отводилось пять лет. Упорным трудом он овладел греческим языком, философией. И всё это с блеском. А латинский язык выучил в совершенстве и впоследствии был признан одним из лучших латинистов Европы. Первые рубежи в науке были взяты.

В 1735 году по запросу Академии наук Михаил Ломоносов в числе двенадцати наиболее способных учеников отправлен для дальнейшего обучения в Петербург. Из Петербурга, по требованию Сената, лучших троих из лучших двенадцати - ГуставаРайзера, Михаила Ломоносова и Дмитрия Виноградова - направляют оканчивать курс в Германию. (ГуставРайзерпо возвращении в Россию станет горным инженером и создаст новое сложное производство, Дмитрий Виноградов прославится созданием русского фарфора.) Всем им предложено пройти курс обучения у известнейшего профессора-минералогаГенкеля, но сначала, остановившись на несколько месяцев в Марбурге, прослушать курс лекций самого популярного в Европе лектора - профессора Вольфа.

Учились «петербургские руссы» усердно, постигая всевозможные науки и знания. А немецкому языку Ломоносов и Виноградов выучились так, будто в Германии родились.

Вот как выглядел обычный студенческий день Ломоносова в Марбурге:

- с 9 до 10 часов - занятия экспериментальной физикой;

-  с 10 до 11 - рисование;

-  с 11 до 12 - теоретическая физика;

-  далее перерыв на обед и короткий отдых;

-  с 15 до 16 часов - занятия метафизикой,

-  с 16 до 17 - логикой.

Добавьте сюда ежедневные уроки французского языка, фехтования, танцев, а также самостоятельную работу Ломоносова в области теории русского стиха... Но большая учебная нагрузка не представляла для него трудности, учился он легко и с азартом.

Переехав воФрайберг, к профессоруГенкелю, студенты продолжили изучение философии, физики, химии, минералогии, горного дела и металлургии. После ссоры сГенкелемЛомоносов целый год самостоятельно странствовал по рудникам и заводам Германии, выезжал в Голландию. Четыре с половиной года провёл он в Германии. Основательно изучил экспериментальную и теоретическую физику, философию и естественную историю, горное дело и многие-многие научные дисциплины; спускался в рудники, изучал устройство применяемых механизмов; работал в химических лабораториях; стоял у плавильных печей; учился у лучших специалистов в горнодобывающей промышленности и металлургии; овладел немецким, французским и итальянским языками; стал отличным рисовальщиком; написал интереснейшую статью «Письмо о правилах российского стихотворства» и три научные работы по физике; сделал несколько стихотворных переводов с греческого; сочинил «Оду на взятие Хотина». И это помимо учёбы! Невероятная, непостижимая, титаническая работоспособность!

В 1741 году он возвратился в Россию подлинным учёным, специалистом во многих областях. Казалось, вот-вот сбудется его заветная мечта: самостоятельные научные исследования, чтение лекций, занятия со студентами. Но... В Петербургской академии наук его встретили прохладно. На должность не определили. Самостоятельной работы не дали. А что в то время представляла собой Академия наук? Основана она была по указу Петра I в 1724 году и, по его грандиозному замыслу, должна была стать центром науки в России.

Пётр пригласил в Академию виднейших иностранных учёных. Среди первых преподавателей Академии были многие выдающиеся деятели наук того времени: физики и математики Эйлер, Герман,Бюльфингер, Бернулли. Увы, к 741 году из Петербургской академии уехали практически все ученые, чей светлый ум отличался широтой научных интересов. А те, кто остался, в развитие русской науки не верили, русских студентов презирали, а Михаилу Ломоносову в работе просто мешали. А он, переполненный идеями, жаждал воплощения своих замыслов во славу российской науки. И он боролся! Его даже подвергли семимесячному домашнему аресту за своеволие и неподчинение.За восемь месяцев ожидания должности он составил «Каталог камней и окаменелостей Минерального кабинета Кунсткамеры Академии наук»; создал солнечную печь и к ней написал «Рассуждение окатоптрико-диоптрическом зажигательном инструменте»; написал «Физико-химические размышления о соответствии серебра и ртути», две похвальные оды; перевёл статьи «О сохранении здравия», «Продолжение о твёрдости разных тел» и «О варении селитры»;трудился над самостоятельным исследованием «Элементы математической химии»; занимался переводами снемецкого, писал стихи...

Но нет должности - нет денег. Значит, нет книг, нет еды, нет одежды.И Ломоносов 7 января 1742 года составил прошение на имя императрицы Елизаветы Петровны, в котором «бил челом», то есть просил о пожаловании его должностью.Императрица повелела просьбу удовлетворить! Однако академический совет, возглавляемый профессором Шумахером (злейшим врагом Ломоносова), определил его на самую «низкую» в Академии должность - адъюнкт физического класса. Думали унизить Михайло Васильевича. А он с этой низкой должности своим умом да трудом стал первым российским академиком. Постепенно для Ломоносова всё яснее становились истинные цели Шумахера, методы его деятельности, а также масштабы материального и морального ущерба, нанесённого им Академии. Громадные деньги, определённые Петром I на просвещение «российского юношества», оседали в профессорских карманах.

Академия превращалась в «учёную кормушку» для авантюристов от науки. Об этом было написано Ломоносовым за год до его смерти в «Краткой истории о поведении Академической канцелярии» - обличительном документе, в котором Шумахеру и его преемникам предъявлялось обвинение по семидесяти одному вопросу. «Молодых людей учат медленно и неправильно» - было одним из основных пунктов. Всю свою жизнь он боролся с корыстью и кознями Шумахера и его людей, плотно засевших в стенах Петербургской академии наук и разваливавших её, боролся с неверием в российскую науку. Он первым всеми доступными ему средствами начал продвигать науку в родной стране. В ней он видел могучую силу для улучшения жизни народа. Переводил научные труды на русский язык, читал публичные лекции на русском языке. Как жаль, что так много времени уходило на борьбу с невеждами! При его кипучей гениальности как много он мог ещё сделать за это время!

Но и сделано немало. Химия и физика, астрономия и минералогия, основы геологии и почвоведения, горное дело и металлургия, география, мореходство и картография, литература - ни одно дело, начатое Ломоносовым, не осталось без научного открытия, без продолжения его учениками. Трудно представить, как один человек, даже гениально одарённый, мог заниматься всеми этими науками. А ещё именно он возродил в России мозаичное дело. А ещё он является одним из создателей современного русского языка. А ещё он утверждал, что Вселенная бесконечна, что и наша Земля, и всё существующее в природе непрерывно меняется и развивается.

А ещё в 1755 году по его инициативе и по его проекту был основан Московский университет, «открытый для всех лиц, способных к наукам», а не только для дворян. Это было очень трудно. Мечту о доступном всем высшем учебном заведении Михаилу Васильевичу помог осуществить граф Иван Иванович Шувалов, фаворит императрицы Елизаветы Петровны. Но традиции и нравы России XVIII века были таковы, что 25 января, в день открытия университета, в честь императрицы и Шувалова сверкали иллюминация и фейерверк. О Ломоносове же не было сказано ни слова, и на открытии он не был. Но и в тот день, и позже, через десятилетия, все понимали и знали, что истинный основатель Московского университета - Михаил Васильевич Ломоносов.

В наши дни это высшее учебное заведение носит его имя. «Он создал первый университет; он, лучше сказать, сам был первым нашим университетом», - сказал о нём А. С. Пушкин. Вот куда привела Михайло Ломоносова мечта. Он стал великим учёным. По необъятности интересов он занимает одно из самых видных мест в истории науки и культуры всего человечества.

 

См. также:

Михаил Васильевич Ломоносов: биография. – Режим доступа: http://www.biografguru.ru/about/lomonosov/?q=905

Биография Михаила Ломоносова. – Режим доступа: http://biografix.ru/biografii/uchenye/18-biografiya-mihaila-lomonosova.html

Михаил Васильевич Ломоносов: биография. – Режим доступа: http://to-name.ru/biography/mihail-lomonosov.htm

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2     425    facebooklarger