Включить версию для слабовидящих

Кривоногов Петр Александрович

^Back To Top

foto1 foto2 foto3 foto4 foto5

Календарь праздников

Праздники России

Контакты

346780 Ростовская область

г. Азов, Петровский б-р 20 

тел.(86342) 4-49-43, 4-06-15 

E-mail: This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it.

Besucherzahler
счетчик посещений

Кривоногов Петр Александрович (1911-1967)

 

Родившийся в Удмуртии Петр Александрович Кривоногов в 1939 году окончил Ленинградский институт живописи, скульптуры и архитектуры. Вскоре он оказался в Студии военных художников имени М.Б. Грекова. В последний предвоенный год художник начал экспонировать свои картины на выставках. 

Советский живописец-баталист, заслуженный деятель искусств РСФСР Великую Отечественную войну Кривоногов прошёл в действующих войсках, вместе с войсками image006прошел страшный и героический путь от Волоколамска до Берлина, создавал зарисовки и картины. Во время войны появляются многочисленные рисунки и графические работы П. Кривоногова, выполненные в боевых частях Красной Армии. Среди них много портретов, в том числе и простых солдат, «пропахавших по-пластунски пол-Европы».

«Тяжелые испытания, выпавшие на долю моего народа, жгучей болью отозвались в моем сердце”, – скажет художник позднее. А тогда, на войне, он не только стоял с нашими частями насмерть, но выплескивал боль и ярость своего сердца на бумагу и полотно. Эту боль назовут художественной правдой, гимном народному единению в подвиге. Но назовут потом. Картина «Победа» этого художника стала своеобразным символом великой Победы над фашизмом. 

Это полотно-апофеоз, отображающее восторженную радость солдат и офицеров у взятого ими рейхстага. Они безмерно счастливы, ликуют — логово фашистского зверя разгромлено! По многим деталям видно, что бой недавно закончился. Вокруг много дыма и пыли, вырывается пламя из окна здания. От снарядов и мин повреждены стены и колонны. По выражению лиц воинов понятно: они кричат громовое «Ура!». Многие размахивают автоматами, касками, пилотками. Кое-где на винтовочных штыках алеют красные полотнища. Да, это долгожданная победа над сильным и коварным врагом, завершившаяся там, откуда он пришел. И картина это образно и ярко показывает. 

Автор «Победы» - участник Великой Отечественной войны, художник-фронтовик Петр Александрович Кривоногов. Поступив в Студию военных художников в 1940 году, молодой живописец крепко запомнил напутственные слова Митрофана Борисовича Грекова, обращенные к коллегам: «Военным художником может быть не всякий, хоть бы и самый одаренный живописец и рисовальщик. Надо очень хорошо изучить военное дело, знать его тайны, запахи, уметь точно представлять действия войсковых масс, подразделений и отдельных солдат и офицеров... И самое главное - надо ближе узнать народ на войне, почувствовать его дух». Все это П. Кривоногов, прошедший через горнило боев и сражений, сполна познал в ходе Великой Отечественной. А завершил он свой боевой путь именно у стен рейхстага! И это очень важно: художник своими глазами видел и пережил атаки и горькие потери, взрывы и бомбежки - все то, что потом смог так верно и образно отобразить в батальной живописи. На Западный фронт Петр попал в числе других военных художников студии: А. Горпенко, К. Гогиберидзе, Е, Комарова, Н. Беляева, Г. Храпака. Часть грековцев ушла в действующую армию с оружием в руках, а бригада художников была направлена в агитационные пункты, где выпускались «Листки красноармейцев», плакаты «Отстоим Москву!», «Боец, Украина ждет тебя!», «Дойдем до Берлина!» и другие. Такая изобразительная продукция призывала воинов к выполнению патриотического долга. Рисовали портреты отличившихся в боях - для тех же листков и армейских газет. В сложных походных условиях художники делали зарисовки, наброски карандашом, эскизы для будущих картин, перенося вместе с воинами все тяготы и лишения фронтовой жизни. Среди художников были и потери (Карло Гогиберидзе), и тяжелые ранения (Николай Беляев).

Мужественные воины-художники побывали в сражающемся Сталинграде, Крыму, Заполярье, на других участках фронта. После завершения Корсунь-Шевченковской операции П. Кривоногое по горячим следам собрал натурные материалы, которые позднее дали ему возможность создать два больших полотна. Вместе с наступающими войсками пути многих студийцев привели к Берлину. Здесь, в предместьях и на улицах города, зафиксировали ряд боевых эпизодов В. Медведев, Б. Неменский, И. Лукомский, К. Китайка, Г. Прокопинский. А Петр Кривоногов, входивший в берлинскую бригаду грековцев, обосновался в полуразрушенном доме на Потсдамерштрассе. В дни самых ожесточенных схваток с обреченными гитлеровцами он выходил на этюды с мольбертом. Когда наши части ворвались в здание рейхстага и водрузили над ним Знамя Победы, Петр сделал с натуры этюд к своей будущей знаменитой картине. О задумке создать полотно, в котором должен звучать гимн победе над гитлеровской Германией, он поведал коллегам там же, в Берлине.

Фронтовая атмосфера в городе была весьма напряженной, вместе с тем чувствовалось, что с гитлеровцами скоро будет покончено. В летописи студии сохранились восторженные слова темпераментного художника В. Богаткина, написанные им в дневнике 9 мая 1945 года: «Вот она, Победа! Победа! Победа! Ходим по улицам Берлина, и гордость за свою Родину переполняет сердца наши. Работать, работать, работать, чтобы донести важную страницу истории нашим потомкам». Владимир Богаткин оставил нам автолитографии: «Парад 7 ноября 1941 года», «Штурм рейхстага», «На окраине», которыевыставлены в Центральном музее Вооруженных Сил. 

Фронтовик П. Кривоногов почти три года вынашивал и осуществлял свою идею. Одновременно много работал над другими полотнами. Собрав за годы войны огромный фактический материал, сделав сотни этюдов, он создал интересные работы: «Будьте прокляты!» — взволнованный художественный отклик на бесчинства оккупантов в одной из деревень, «Зверства в Речицах» — автор с негодованием узнал, что в этом месте гитлеровцы наступали на наши позиции под прикрытием русских женщин, а бегущая впереди девочка крикнула: «Товарищи красноармейцы, стреляйте, сзади нас немцы!» Этот трагический эпизод, о котором Петр узнал от местных жителей, он разместил в центре картины. Чтобы написать картину «Защитники Брестской крепости», автор съездил на место, поговорил с людьми, запасся необходимыми этюдами, в подземных казематах крепости с замиранием сердца читал слова, высеченные ножом и написанные кровью героев-защитников: «Я умираю, но не сдаюсь, прощай Родина... 20 июля 1941 г.». Продумывая, как передать решимость воинов до конца защищать крепость, выразить их внутреннее состояние, высокую воинскую дисциплину и товарищество, осознанность массового подвига, П. Кривоногов вспоминал опыт создания батальных полотен Суриковым и Верещагиным, Савицким и Грековым. В результате он написал не одну «Брестскую крепость», а целую галерею, которую специалисты называют оптимистической трагедией.

Этот же замечательный баталист оставил о себе память полотнами о битве за Москву — «Рейд Доватора», «Советская конница в боях под Москвой», «В Волоколамске», за Сталинград - «Поверженный враг», картиной о завершающей операции - «Капитуляция фашистских войск в Берлине». Значительны и другие его произведения: «На Курской дуге», «У переправы через Днестр», «Корсунь-Шевченковское побоище». Исполнены они в духе русской классической живописи.

Завершила кривоноговскую галерею о Великой Отечественной войне «Победа». Автор как бы приглашает зрителей на великое торжество: смотрите на этих славных героев, кто прошел от берегов Волги до Берлина! Это и есть наш народ, одержавший победу над сильным и коварным врагом всего человечества. Всматриваясь в мужественные и радостные лица солдат-победителей, понимаешь: сила нашей армии заключалась вот в таких богатырях, несгибаемых воинах-патриотах. Работая над «Победой», автор написал ряд портретов.

За картину "Победа" (1948, ГТГ) художник был удостоен Государственной премии.

...Горит рейхстаг. Над площадью висят клубы дыма. Всюду видны следы только что закончившегося боя. Осколками, пулями выщерблены колонны. И всюду наши бойцы, закопченные пороховым дымом, утомленные боями, радостные и взволнованные.

Над куполом рейхстага реет красное Знамя Победы, и в воздух летят пилотки, взметнулись руки с винтовками, автоматами - звучит могучее русское "Ура!".

Трудно было сочетать объем большого архитектурного сооружения и стоящих у его подножия воинов, но Кривоногов удачно справился с этим, противопоставив мрачному ритму колонн и огромному зданию бурную волну народного ликования и торжества победы.

 

Черноусько Л. Как создавалась картина-апофеоз /Л. Черноусько //Лазурь. – 2010. - № 5. – С. 15-17.

2     425    facebooklarger