Включить версию для слабовидящих

Васильев Константин

^Back To Top

foto1 foto2 foto3 foto4 foto5

Календарь праздников

Информер праздники сегодня

Контакты

346780 Ростовская область

г. Азов, Петровский б-р 20 

тел.(86342) 4-49-43, 4-06-15 

E-mail: This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it.

Besucherzahler
счетчик посещений

КОНСТАНТИН АЛЕКСЕЕВИЧ ВАСИЛЬЕВ

(3 сентября 1942 – 29 октября 1976)

Константин Алексеевич Васильев за свою короткую жизнь создал более 400 произведений живописи и графики. Среди его произведений наиболее известными являются картины на сказочные и исторические сюжеты, портреты, пейзажи, картины былинного, мифологического, батального жанров.

Отец художника Алексей Алексеевич – уроженец Петербурга, инженер, всю жизнь проработал на руководящей работе в промышленности. Мама – Клавдия Пармёновна была из рода саратовских крестьян.

Перед самой войной молодая семья приезжает в Майкоп, где Алексей Алексеевич трудился главным инженером на одном из майкопских заводов. С нетерпением ждали первенца. Но за месяц до его рождения Алексей Алексеевич ушёл в партизанский отряд, к Майкопу приближались немцы. 8 августа 1942 года Майкоп был оккупирован, а третьего сентября на свет появился Константин Васильев, будущий художник. На долю молодой мамы и малыша выпало немало тягот и лишений, часто их жизнь висела буквально на волоске. Их спасло только стремительное наступление советских войск, Майкоп был освобождён 3 февраля 1943 года.

После войны семья переезжает в Казань, а в 1949 году в посёлок Васильево на левом берегу Волги. Юного Костю поразила красота этих мест, особой красотой, созданной великой рекой. С детских лет Константин увлекался рисованием, всегда возился с красками, карандашом и бумагой. Отец часто брал его с собой на рыбалку и Костя рисовал реку, лодки, собаку Орлика, и всё, что поражало его воображение.

Надо сказать, что мама - Клавдия Парменовна - всё своё свободное время отдавала детям. Костя на всю жизнь запомнил, как они с матерью ходили на берег Волги, любовались рекой и древним Свияжском. Девятилетний мальчик любил слушать рассказы матери о том, как давным-давно, когда Иван Грозный осаждал Казань, он повелел выстроить здесь крепость. И была она заготовлена в Нижнем Новгороде, потом пригнали ее плотами и построили в две недели на Столовой горе среди заливных лугов — «Казанскому хану как бельмо на глазу...». Уже тогда Костя делал множество зарисовок крепости в своем альбоме. А потом, став художником, Васильев часто бывал здесь и с высокого берега Волги, с Лысой горы, смотрел на Свияжск, где, по преданию, стоял царь Иван Грозный. Появилось желание написать картину. И в 1967 г. художник пишет ее и называет «Свияжск». На полотне — город-крепость в разливе рек. Ощущение такое, будто художник сам побывал здесь в то далекое-далекое время.

Клавдия Парменовна сумела собрать хорошую домашнюю библиотеку. Это дало ей возможность познакомить детей и с русским устным народным творчеством, и с классической литературой, и с шедеврами мировой литературы и искусства. Пройдут годы — и это принесет свои плоды: Васильев напишет целую серию картин «Русь былинная». Это будет не простое любование стариной, которое порой сводится лишь к стилизации. Нет! Это подлинный, глубинный интерес к историческому прошлому своей страны, стремление найти в нем и понять истоки того мужества, стойкости и патриотизма, коими всегда был славен русский народ.

Родители видели, что мальчик одарён, жить не может без рисования и поэтому решили послать сына в художественную школу. В 1954 году Константин Алексеевич сдал все экзамены на «отлично» в Московскую среднюю художественную школу при институте имени В.И. Сурикова. Школа располагалась в тихом Лаврушинском переулке, напротив Третьяковской галереи. Для будущего художника открылся новый мир – Третьяковка и  Пушкинский музей, Большой театр и консерватория. Но проучиться Косте в училище пришлось недолго – всего два года. Умер отец и ему пришлось вернуться домой. Продолжил он учёбу в Казанском художественном училище. К этому периоду жизни Васильев мог писать в любой манере, под кого угодно. Ремеслом владел мастерски. Но ему предстояло найти свой путь и, как всякому художнику, хотелось сказать и свое собственное слово. Он рос и искал себя. Весной 1961 года Константин закончил Казанское художественное училище. Дипломной работой были эскизы декораций к опере Римского-Корсакова «Снегурочка». Защита прошла с блеском. Работа была оценена на «отлично», но, к сожалению не сохранилась.

После окончания училища художник увлёкся сюрреализмом. В это время им создана целая серия интересных сюрреалистических произведений: «Струна», «Апостол», «Вознесение». Но очень скоро Васильев охладел к этому направлению, считая, что с его помощью невозможно добиться выражения на холсте истинных глубинных чувств.

Следующий этап творчества художника – увлечение экспрессионизмом. В этот период из-под его кисти выходят такие картины, как «Икона памяти», «Грусть королевы», «Музыка ресниц», «Видение». Однако в скором времени мастер отказался и от экспрессионизма, считая это направление в искусстве поверхностным.

Константин Алексеевич занялся пейзажными зарисовками. За свою короткую творческую жизнь он создал неповторимые по своей красоте пейзажи. Но в это время определилась и основное направление его творчества: «Внутреннюю силу всего живого, силы духа – вот что должен выражать художник!» Красота и величие духа, вот что стало главным в творчестве художника. Так родились его работы «Северный орёл», «Ожидание», «У чужого окна», «Северная легенда», «Человек с филином», работы «васильевского стиля», который нельзя спутать ни с чем. Прославился он и как художник-баталист. Его авторству принадлежит портрет маршала Жукова, картины «Прощание славянки», «Парад 41-го», «Тоска по Родине».

Константин Васильев — художник, который создавал свои шедевры под музыку. Когда он рисовал, в его мастерской звучали русские народные песни, патриотические произведения военных лет, сочинения Шостаковича и других композиторов-классиков. Любовь к музыке нашла своё отображение и в творчестве Константина Алексеевича. В начале 60-х годов он создал целую серию графических портретов знаменитых композиторов («Римский-Корсаков», «Шостакович», «Бетховен», «Моцарт», «Дебюсси» и др.).

В 1973 г. Васильев пишет картину «Плач Ярославны» на сюжет памятника русской литературы «Слово о полку Игореве», где сознательно использует принцип театральной декорации. Картина была задумана как часть триптиха, но завершить его художник не успел.

В цикле картин «Русь былинная», воскрешая полусказочный, полуисторический мир былин, художник поднялся до философских обобщений. Близость к фольклору видна не только в трактовке образов героев русских былин — Ильи Муромца и Микулы Селяниновича, Святогора и Вольги, Садко и Василия Буслаева, — но и в особенностях стилевого решения. Привлекает внимание, к примеру, орнамент, использованный в картинах. Чтобы лучше изучить и выверить детали заинтересовавших его древних рисунков, элементов старинной одежды, резьбы, соответствующих именно той эпохе, когда действуют герои, Васильев обращается к архивам, много работает с различными документальными источниками.

Женские образы, созданные Константином  Васильевым, прекрасны. Что ни полотно — то яркий, запоминающийся характер: «Ожидание», «Жница», «Нечаянная встреча» (в некоторых случаях репродукции этой картины имеют другое название: «Встреча у окна», «У окна», «Под чужим окном»). Художник не только пишет конкретные образы, но и выносит на наш суд свое представление о русской красавице. Для Васильева этот образ, бесспорно, олицетворяет все те исконные нравственные начала, которые независимо от внешности делали русскую женщину красивой.

Зритель, конечно же, обращает внимание на то, что на картинах Васильева, где ему нужна была прекрасная женщина, — одна и та же модель. Но кто она? Кто-то предполагал, что это мать художника, другие утверждали, что его сестра... А в очерке Владимира Солоухина «Продолжение времени. Письма из разных мест» мы читаем: «Потом, когда удалось увидеть другие картины Васильева, оказалось все же, что не сестра. Есть у него портрет Лены Асеновой. Нетрудно увидеть, что она и служила художнику моделью для многих картин». Однако вполне возможно, что красавицы на полотнах Васильева вобрали в себя черты всех упомянутых здесь женщин.

Погиб Константин Васильев при весьма странных и загадочных обстоятельствах. Официальная версия - был сбит вместе с другом на железнодорожном переезде проходящим поездом. Произошло это 29 октября 1976 года. Родственники и друзья Кости не согласны с этим - слишком много непонятных совпадений, связанных с его смертью. Несчастье это потрясло многих. Похоронили Константина в березовой роще, в том самом лесу, где он очень любил бывать.

Но с нами остались картины художника, его необыкновенное дарование, которые оставили несравнимый след в русской живописи. Его полотна легко узнаваемы. Его можно не признавать вообще, некоторые его работы спорны, но увидев однажды работы Васильева уже нельзя остаться к ним равнодушным. Картины Константина Васильева с названиями и датами легко найти на просторах сети. Увидеть произведения художника можно в музеях в Москве и в Казани.

«Ожидание»Ожидание

Незадолго до смерти Васильев рисует картину «Ожидание», на которой изображена русская красавица со свечой в руках. Девушка глядит в покрытое инеем окошко в ожидании кого-то из родных. Неизвестно, кого выглядывает героиня картины. Вероятно, задержавшегося где-то в дороге жениха, но может быть и мужа, который долго не возвращается с войны. Неизменное для русских женщин на протяжении многих веков ожидание счастливого мгновения и одновременно готовность принять на себя чужую боль, разделить ее с несчастным. В лице девушки, освещённом пламенем свечи, просматривается тревога за близкого человека. Огонь мастер нарисовал на холсте светящейся краской, благодаря чему он выглядит очень реалистично. Васильев написал эту картину ко дню рождения своей мамы, из-за чего многие думают, что в образе барышни он изобразил её в молодом возрасте.

 старец«Старец»

В 1968 году он нарисовал маслом на холсте картину «Старец», которая сейчас хранится в музее Константина Васильева в Москве.

На черном фоне нарисован старец, в его глазах видны знания, жизненная мудрость, которые он получил за собственную трудную и долгую жизнь.

Старцу не нужно много, в жизни он и так всего повидал. Его взгляд сосредоточен и немного напряжен, брови сдвинуты. Возможно, в своих мыслях он занят переосмыслением своего бытия, поиском дальнейшего пути, в котором не будет проблем. Голова уже вся седая, длинная борода. Своими синеватыми глазами он словно проникает в душу. Его взгляд кристально чистый, что говорит о правильно пройденном, хотя и не простом жизненном пути. Решительность и мудрость, вот что мы читаем во взгляде старца. Только опытный, мудрый и старый человек попадет туда, где воедино соединяются все стихии, которые могут возродить или погубить.

«Северный орёл»Северный орел

История картины очень интересна. Друг художника, заядлый охотник, рассказал, что на опушке леса увидел орла. Птица не испугалась человека, а открыто посмотрела ему в глаза, словно хозяин на незваного гостя. Этот рассказ очень впечатлил художника, и он обещал нарисовать на этот сюжет картину. Вот так и появилась картина «Северный орёл», в которой создан образ покорителя и хозяина тайги. Этот мужественный человек олицетворяет мужество, лесную стихию, непоколебимую волю.

Полотно сияет, поражая уникальностью игры света и красивых узоров окружающих веток, инея, стволов деревьев. Особенное внимание уделяется внешней атмосфере, которая окружает «Северного орла». Очень реалистично прописан снег, который лежит на ели и вокруг. Уникальная игра тени и света, бликов, которые падают на него, все это делает картину уникальной и яркой.

Необходимо добавить, что эта картина является одной из переломных для мастера, так как он наконец-то обнаруживает свой стиль. Таким образом, картина становится визитной карточкой мастера.

Особое место в творчестве Константина Васильева, рождённого в годы военного лихолетья, занимают картины о войне. Они словно продолжают созданный автором цикл о богатырях русских.

«Портрет Жукова»Жуков

Константин Васильев в своем творчестве особую любовь проявил к военной тематике. Жуков – важная историческая личность, его портрет пытались изобразить многие художники. Кто-то делал это удачно, а некоторые заняли видные места в самых знаменитых музеях мира.

Этот портрет маршала Жукова является второй частью знаменитого триптиха. На первый взгляд кажется, что это вовсе не реальный человек, а мифический бог войны, сошедший к нам с Олимпа. Его шинель словно вылета из стали, а не сшита по традиционным технологиям. Стройный Жуков твердо стоит на своих ногах. Он ведет великий народ к победе, ему нельзя сомневаться и колеблется. Автор смог передать в этом портрете весь боевой дух мужчине и мощь. Такие личности в истории появляются только однажды. Его стратегический ум привел народ к победам, без него события могли развернуться в совершенно иную сторону.

Маршал вышел из самого пекла войны, за ним горят пожары и падают фашистские самолеты. На заднем плане виднеется скелет какого-то городка. С другой стороны, за спиной предводителя стоят тысячи молодых солдат, они готовы идти до победного конца. Их родина будет освобождена от врагов.

Грудь Жукова украшена медалями и орденами, они непобедимой броней защищают его от пуль и неприятеля. На лице мы видим взгляд, смотрящий вдаль. Даже в этот момент маршал продумывает беспроигрышные партии наступления на вражеские отряды. Седые волосы и напряженная улыбка, выдают усталость, но расслабляться нельзя. Нужно стремительно идти дальше к победе. Это портрет настоящего героя, сильного и мужественного человека. Он повидал много на своем пути, ему пришлось принимать серьезные решения, от которых зависела жизнь всего государства. Васильев смог передать при помощи кисти и красок боевой дух и безмерный патриотизм. Видно, что Жуков любит свою Родину и для победы необходимо быть именно таким.

нашествие 1«Нашествие»

При взгляде на это грандиозную картину чувствуется нашествие чего-то странного, непонятного для обычного человека. Мы видим армию, которая идет вдаль. Лица солдат абсолютно серьезные, на них не отражается ни одной эмоции. Возникает ощущение безнадежности и неотвратимости.

Мы ощущаем неминуемую поступь нацистских полчищ, которые идут на русскую землю. Неслучайно название картины «Нашествие». Васильев не изображает собственно немецких захватчиков. У зрителя складывается ощущение, что это враги, которые не имеют временной характеристики. Они были всегда. Картина посвящена Великой Отечественной войне, но ее тематика намного шире. Она поистине философская, раскрывает мироощущение и миропонимание художника.

Для того, чтобы лучше понять идейный смысл картины, стоит вспомнить особенности употребления этого слова в русском языке: нашествие татаро-монгольской орды, нашествие Наполеона, нашествие врагов и даже нашествие саранчи. Попробуйте произнести эти словосочетания вслух, и вы поймете, что сказали про сильное, страшное и неотвратимое событие.

Рассматривая колористические особенности «Нашествия» невозможно не заметить, что главный цвет на картине – серый. Этот оттенок окрашивает землю, костер, тучи и даже образы святых. Как правило, серый – это унылый, грустный и печальный символ человеческой жизни. Психологические особенности серого цвета заключаются в создании состояния уныния, печали и грусти. Только этот оттенок способен создать гнетущее настроение и чувство тяжести. Серый – это монотонность, трагичность и непередаваемая печаль.

Грозовые серые тона картины не могут не нагнетать депрессивное состояние. Да и ему есть, откуда появиться: руины на фоне свинцово-серого неба, лики святых с нечеловеческой скорбью в глазах. Все полотно охвачено единым слуховым образом – тишиной, причем тяжелой и зловещей. Единственное, что слышно в безмолвии – это марш вражеского войска по дороге.

Васильев словно подталкивает нас к разделению мира на две части. С правой стороны он изображает войско захватчиков, точнее, полчища. Они кажутся бесконечными и заполонившими собой часть этого мира. Слева мы видим разруху, которая затронула и одну из главных человеческих святынь – храм. Посмотрите на небо: оно серое с оттенками синего и грязными фиолетовым разводами. Там, где видно просвет между тучами, проглядывают бледные, даже мертвенно-бледные блики.

Эта картина невероятно символична. Васильев посвятил свою картину событиям Великой Отечественной войны. Люди должны обязательно помнить о них, чтобы не принимать войну в целом. Сегодня картина «Нашествие» актуальна, как никогда раньше. Художник раскрывает здесь не свое понимание военного времени как такового, а делает величайшее обобщение: враги во все времена стремятся раз и навсегда покончить с культурой России и ее особенной духовностью. Художник свято верил в то, что самосознание русского народа бессмертно. Именно это становится доминантой всего его творчества.

«Прощание славянки»прощание славянки

Именно музыка навеяла художнику некоторые темы для его картин. Так, например, русская народная песня «Горят, горят пожары...» дала Васильеву эмоциональный импульс для написания картины с одноименным названием, а под впечатлением от музыки военного марша «Прощание славянки» художник создал удивительное по силе своего воздействия на зрителя живописное полотно с таким же названием.

На полотне «Прощание славянки» выделяется фигура солдата в таком стремительном движении к священной защите, что кажется: за ним не отряд воинов, а весь народ. Справа на картине — фигура женщины с девочкой; женщина неестественно выпрямилась в последнем усилии, дабы не поддаться отчаянию. Женщина неотрывно смотрит на уходящую колонну бойцов — и мы понимаем, что там, в этой колонне, и ее муж... Кажется, что мы даже слышим размеренный звук удаляющихся шагов, в ритм которых вплетаются симоновские строки: «жди меня, и я вернусь... только очень жди... жди... жди... жди...». А в глазах женщины будто бы ответ на это звучащее как заклинание «жди».

Движение воинов и застывшее отчаяние провожающих запечатлено художником на фоне беспокойного неба в холодно-серых тучах и сияющих огнем просветах. Всю эту композицию незримо пронизывает и возвышает музыка знакомого нам военного марша.

парад«Парад 41-го»

Цикл картин о Великой Отечественной войне у Васильева является продолжением эпическо-богатырской идеи. Здесь ощущается великий дух народный, рождающий самоотверженный подвиг. На полотне «Парад 41-го» солдаты отправляются на войну прямо с торжественного парада. При всей простоте этой, казалось бы, не новой композиции - воины прямо с парада уходят на фронт, художник находит свойственное ему оригинальное решение. Прежде всего, найден необычный ракурс. Зритель смотрит на происходящее как бы со стен храма Василия Блаженного, поверх памятника Минину и Пожарскому, нарочно увеличенному в размерах и доминирующему на холсте. И сразу же возникают два символических васильевских плана.

Первый план - формального узнавания. Мы видим ритмические серо-стальные колонны солдат и невольно чувствуем драматическую атмосферу происходящего. В то же время фигуры Минина и Пожарского, изображенные в античных тогах, сразу дают нам другой мощный духовный план - бесконечности, неистребимости народа, вызывая исторические ассоциации с нашими пращурами. Эти герои отечественной истории словно благословляют новых героев на защиту самого дорогого - Родины.

Удивительно, что мы, зная победоносный конец войны, переживаем в этой картине напряженность ее начала, испытываем ту вдохновляющую силу, которая является только в грозные дни, наполняя патриотизмом сердца. Конструктивно произведение поражает исключительной силой и специалистов живописи, и тех, кто, безусловно, никогда не видел подобного художественного решения. Эта работа принадлежит теперь Казанскому музею изобразительных искусств.

«Человек с филином»человек с филином

Эта картина является вершиной творчества Константина Алексеевича и, по печальному стечению обстоятельств, его последней работой.

Картина полна символизма, для понимания которого не нужно быть экспертом.
И старик, и филин - символы мудрости. В правой руке старца свеча – символ истины. А возле ног лежит полыхающий пергамент. На нем написано всего два слова и дата – Константин Великоросс 1976. Именно так – Константином Великороссом – нередко называл себя Васильев, считая это своим творческим псевдонимом.

Старик устал, однако впереди у него долгая дорога. На вытянутой вверх левой руке у него сидит филин. Старик возвышается над заснеженной землёй, смотря вдаль суровым взглядом. Над головой у него — звёздное небо, а у его ног разведён костёр из бумажного свитка с именем художника. Картина производит неизгладимое впечатление на окружающих. Возле неё хочется задержаться подольше и попытаться увидеть то, о чём хотел поведать художник человечеству.

РЕСУРСЫ ИНТЕРНЕТ

Картины Константина Васильева //Мир тесен. Артгалерея. – Режим доступа: http://artgalereya.mirtesen.ru/blog/43968797523/Kartinyi-Konstantina-Vasileva (29.08.2017)

Константин Васильев. Картины //Славянский мир. – Режим доступа: http://slavs.org.ua/konstantin_vasiliev (29.08.2017)

Доронин А.И. Художник Константин Васильев: рассказ о творчестве //Большая онлайн библиотека. - Режим чтения: http://www.e-reading.club/bookreader.php/20352/Doronin_-_Hudozhnik_Konstantin_Vasil%27ev.html (29.08.2017)

Васильев Константин Алексеевич //Арт-рисунок. – Режим доступа: http://www.art-drawing.ru/biographies/brief-biographies/3516-vasilev-konstantin-alekseevich (29.08.2017)

Составитель: Л.И. Калашникова, зав ИКЦ Центральной библиотеки им. Н. Крупской

2     425    facebooklarger