Включить версию для слабовидящих

Семейное воспитание

^Back To Top

foto1 foto2 foto3 foto4 foto5

Календарь праздников

Праздники России

Контакты

346780 Ростовская область

г. Азов, Петровский б-р 20 

тел.(86342) 4-49-43, 4-06-15 

E-mail: This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it.

Besucherzahler
счетчик посещений

Оглавление

  1. I.Проблемы семейного воспитания
  2. II.Дошкольное воспитание
  3. III.Советы родителям
  4. IV.Советы педагогам
  5. V.Сценарии праздников, классные часы, родительские собрания, методические материалы
  6. VI.Семейное воспитание (сайты Интернет)

Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Семья – это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и важнейшую роль.

40Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие на личность ребенка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей – матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры, не относится к ребенку лучше, не любит его так и не заботится столько о нем.

Но вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья. У тревожных матерей часто вырастают тревожные дети; честолюбивые родители нередко так подавляют своих детей, что это приводит к появлению у них комплекса неполноценности; несдержанный отец, выходящий из себя по малейшему поводу, нередко, сам того не ведая, формирует подобный же тип поведения у своих детей и т.д.

В связи с особой воспитательной ролью семьи возникает вопрос о том, как сделать так, чтобы максимизировать положительные и свести к минимуму отрицательные влияния семьи на воспитание ребенка. Главное в воспитании маленького человека – достижение душевного единения, нравственной связи родителей с ребенком. Родителям ни в коем случае не стоит пускать процесс воспитания на самотек и в более старшем возрасте, оставлять повзрослевшего ребенка наедине самим с собой.

Именно в семье ребенок получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения и учится как себя вести в различных ситуациях. Очень важно, чтобы то, чему мы учим ребенка, подкреплялось конкретными примерами, чтобы он видел, что у взрослых теория не расходится с практикой. (Если Ваш ребенок видит, что его мама и папа, которые каждый день твердят ему, что лгать нехорошо, сами того не замечая, отступают от этого правила, все воспитание может пойти насмарку). Целью семейного воспитания является формирование таких качеств личности, которые помогут достойно преодолеть трудности и преграды, встречающиеся на жизненном пути. Развитие интеллекта и творческих способностей, первичного опыта трудовой деятельности, нравственное и эстетическое формирование, эмоциональная культура и физическое здоровье детей, их счастье – все это зависит от семьи, от родителей, и все это составляет задачи семейного воспитания. Именно родители – первые воспитатели – имеют самое сильное влияние на детей. Еще Ж.-Ж. Руссо утверждал, что каждый последующий воспитатель оказывает на ребенка меньшее влияние, чем предыдущий.

Семейному воспитанию присущи свои методы, а вернее, приоритетное использование некоторых из них. Это личный пример, обсуждение, доверие, показ, любовь, сопереживание, возвышение личности, контроль, юмор, поручение, традиции, похвала, сочувствие и т.д. Отбор идет сугубо индивидуально с учетом конкретных ситуационных условий.

Предлагаемый Вам библиографический список поможет родителям и педагогам разобраться в трудных вопросах семейного воспитания. Список составлен по материалам базы данных ДГПБ и Центральной библиотеки. С помощью статей данного списка родители и педагоги смогут выяснить, как создать максимальные условия для роста и развития ребенка, как организовать социально-экономическую и психологическую защиту ребенка, воспитать чувство собственного достоинства, ценности собственного «я».

Список дополнен сайтами Интернет по вопросам семейного воспитания.

I. ПРОБЛЕМЫ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ

  1. Агеева И. А., Воспитание детей в семьях, принадлежащих к различным этническим общностям//Семейная психология и семейная терапия. – 2005. - № 1. - С. 34-43.

Содержание и результаты исследования по изучению различных стратегий поведения родителей по отношению к мальчикам и девочкам в семьях европейской и азиатской этнических общностей.

  1. Адзиев Х. Г., Семья как институт гражданского общества //Социально-гуманитарные знания. – 2006. - № 6. - С. 88-102.

О семье как социальном явлении написано немало работ, но ряд вопросов, в частности нравственная ответственность семьи за воспитание детей, влияние межнациональных отношений на семью еще не привлекли к себе должного внимания. Эта статья может в известной степени восполнить данный пробел.

  1. Акутина С. П., Воспитание = семья и школа//Классный руководитель. – 2006. - № 7. - С. 26-43.

Функции и особенности современной семьи. Факты, задачи и методы нравственного развития ребенка в семье. Варианты намечающегося неблагополучия семьи. Типы семей и семейных отношений. Формы и функции взаимодействия классного руководителя с родителями.

  1. Басаргина А., Традиции русской семьи: мудрость народного воспитания //Сельская школа. – 2007. - № 2. - С. 45-55.

В течение многих веков высшим смыслом жизни русского человека было создание семьи, рождение и воспитание детей. Ради этого собиралось богатство, делалась карьера. Семейные отношения имеют свои особенности в крестьянской среде.

  1. Бикметов Е. Ю., Взаимодействие семьи и школы в социализации индивида //Социологические исследования. – 2007. - № 9. - С. 86-92.

Представлены результаты исследования по выявлению степени влияния различных агентов на социализацию подрастающего поколения и формирование его морально-нравственных ценностей, а также по изучению образа жизни учащейся молодежи.

  1. Брутова М. А., Сопровождение приемной семьи как одна из форм социально-педагогической поддержки ребенка в России в ХVIII - ХIХ вв. //Вестник Поморского университета. Сер. Физиологические и психолого-педагогические науки. – 2006. - №3. - С. 29-33.

На протяжении ХVIII- ХIХ вв. в России проходил процесс становления системы сопровождения приемной семьи, воспитывающей обездоленного ребенка.

  1. Вершинин В., Детские судьбы на картах социальных игр//Социальная педагогика. – 2007. - № 1. - С. 89-98.

Воспитание детей в детских домах и семейное воспитание.

  1. Всероссийская конференция "Пути решения проблемы сиротства в России" //Социальная педагогика. – 2007. - № 1. - С. 3-8.

Проблемы сиротства в России, воспитание детей в семье и в интернатных учреждениях.

  1. Герасимов В. Н., Некоторые проблемы реализации принципа приоритета семейного воспитания //Семейное и жилищное право. – 2005. - № 4. - С. 3-8.

О проблемах развития форм семейного воспитания детей, оставшихся без попечения родителей. В статье предлагаются меры, направленные на реализацию принципа приоритета семейного воспитания.

  1. Дараган И., Профилактика отклоняющегося поведения ребенка в начальной школе //Воспитание школьников. – 2006. - № 8. - С. 32-37.

Рассматривается опыт внедрения в практику социально-педагогической работы в школе программ совместной деятельности родителей, педагогов и психологов.

  1. Дружинина Н., Педагогическая поддержка подростков из неполных семей //Социальная педагогика. – 2007. - № 1. - С. 45-50.

Успешность семейного воспитания во многом зависит от типа семьи, от ее социального статуса. Наиболее значимые различия в воспитании детей наблюдаются между полной и неполной семьей.

  1. Жолковская Л. А., Образ родителей глазами подростков //Вестник Сыктывкарского университета. Сер. 4, Психология. Педагогика. Социальная работа. – 2005. - № 4. - С. 171-175.

Исследования поведения родителей глазами подростков. Для этого был использован опросник "Поведение родителей и отношение подростков к ним".

  1. Замолоцких Е. Г., Семья как фактор формирования культуры межличностного общения младших подростков //Социально-гуманитарные знания. – 2005. - № 5. - С. 173-183.

Роль семьи в воспитании подрастающего поколения, взаимодействие семьи и школы в воспитательном процессе.

  1. Зикратов В., Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних: взаимодействие семьи и школы //Социальная педагогика. – 2006. - № 3. - С. 75-79.

Проблема профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в г. Барнауле.

  1. Ильдарханова Ф., Школа и/или семья? //Социальная педагогика. – 2004. - № 3. - С. 25-30.

Как объединить школьную систему воспитания и народную педагогику.

  1. Ильичева Н. А., Христос рождается, славите! //Русский Дом. - 2005. - № 1. - С. 3.

Значение православных традиций, в том числе празднования Рождества, в воспитании детей.

  1. Илющенко Р. А., Безотцовщина//Русский Дом. – 2007. - № 11. - С. 44-45.

Размышления о роли и значимости влияния отцов в воспитании защитников Отечества.

  1. Исаев Э. А., Этические воззрения вайнахов в системе трудового воспитания личности //Гуманитарные и социально-экономические науки. – 2007. - № 2. - С. 104-108.

Роль семьи в трудовом воспитании детей в Чечне и Ингушетии.

  1. Копосов Р. А., Роль личности и родительского воспитания в аддиктивном поведении подростков //Российский психиатрический журнал. – 2004. - № 6. - С. 53-59.

Рассмотрены общие закономерности предрасположенности подростков к аддиктивному поведению.

  1. Котова И., Альтруисты, или эгоисты //Крестьянка. – 2005. - № 5. - С. 16-17.

Проблема сиротства стоит остро в нашей стране. Мнение профессионалов и читателей "Крестьянки" об усыновлении и о других формах семейного воспитания.

  1. Криволан Н., Домашнее насилие и агрессия //Сельская школа. – 2007. - № 5. - С. 49-51.

Статистика красноречиво свидетельствует, с какой частотой люди ранят и убивают друг друга, причиняют боль и страдания своим близким. Вероятность агрессивного поведения детей зависит от того, сталкиваются ли они с проявлениями агрессии у себя дома. Агрессии они также обучаются при взаимодействии со сверстниками, зачастую узнавая о преимуществах агрессивного поведения во время игр.

  1. Кузнецова Е. В., Работа с родителями и общественными организациями в условиях села //Воспитание и дополнительное образование. – 2006. - № 2. - С. 33-35.

Семья меняется вместе с развитием общества. Укрепление дополнительного образовательного пространства со стороны родителей и общественных организаций особенно необходимо. Но здесь требуется непрерывный поиск новых путей взаимодействия, непрерывное совершенствование содержания, форм и методов сотруднического взаимодействия. Как это должно происходить в условиях села?

  1. Маркарьян Р., Пусть родители ответят за детей – террористов //Человек и закон. – 2004. - № 11. - С. 42-46.

Возможные правовые способы борьбы с терроризмом: привлечение к административной ответственности родителей за ненадлежащее выполнение конституционной обязанности по воспитанию детей.

  1. Медведева И., Высокое давление любви //Воспитание школьников. – 2004. - № 1. - С. 55-60.

Авторы рассуждают о перекосах в воспитании, наблюдающихся, с их точки зрения, в современном обществе.

  1. Медведева И., Одичалость //Воспитание школьников. – 2004. - № 9. - С. 63-68.

Психологи размышляют о взаимоотношениях воспитателей и воспитываемых: учителей и учащихся, родителей и детей; о разрушении иерархических отношений и о том, к чему ведут партнерские отношения.

  1. Медведева И., Порча образа //Воспитание школьников. – 2004. - № 3. - С. 61-65.

Авторы рассуждают о современной массовой культуре, искажающей общечеловеческие ценности и нравственные нормы.

  1. Погодин И. А., Возрастные аспекты суицидального поведения //Семейная психология и семейная терапия. – 2006. - № 3. - С. 108-115.

О возрастном своеобразии суицидального поведения на разных этапах онтогенетического развития.

  1. Полехина М., Дворовые отряды - путь социализации трудных подростков //Социальная педагогика. – 2007. - № 1. - С. 51-57.

Главный воспитатель трудных детей в летний период - улица. Как ей противостоять? Как сделать улицу помощником в воспитании? Помогут решить эти вопросы дворовые отряды.

  1. Преодоление детского неблагополучия и развитие семейных форм воспитания детей, нуждающихся в государственной защите, в городе Москве на 2006-2009 годы //Социальная педагогика. – 2006. - № 1. - С. 27-31.

Семейное воспитание детей. Социальный патронат как форма профилактики социального сиротства. Преодоление детского неблагополучия.

  1. Проблема наркомании с позиций православного мировоззрения //Нарконет. – 2005. - № 5/6. - С. 24-26.

В настоящее время наркомания в России приняла характер эпидемии. Современной молодежи сегодня не хватает осознания значимости духовных и нравственных ценностей. Православная Церковь готова принять активное участие в реализации национальных программ профилактики наркомании.

  1. Реан А. А., Семьи и дети группы риска //Семейное право. – 2004. - № 1. - С. 25-27.

О месте семьи и правоохранительных органов в социализации личности несовершеннолетних.

  1. Свердлова О. Г., Большая семья. Миф или реальность? //Знак вопроса. – 2005. - № 2. - С. 98-115.

Кризис семьи, нежелание рожать детей и хоть чем-то поступиться - одно из самых страшных явлений последнего времени. А между тем, отцовство и материнство становятся для каждого из родителей прекрасной возможностью дальнейшего развития своей личности.

  1. Свиридов А., Сотрудничество: семья и школа //Народное образование. – 2006. - № 8. - С. 220-224.

О моделях внутрисемейных коммуникаций и воспитании ребенка в современной семье.

  1. Селиверстов В. И., О некоторых аспектах государственной политики в области защиты семей, воспитывающих детей с нарушениями в развитии //Логопедия. – 2006. - № 4. - С. 50-52.

Анализ отечественной и зарубежной литературы и нормативных правовых актов по вопросам семейной политики.

  1. Солодилова О. П., Семейный совет как личностно-ориентированнаая модель взаимодействия родителей с детьми //Семейная психология и семейная терапия. – 2005. - № 1. - С. 62-70.

О семейном совете как единственно возможной форме организации бесконфликтной жизни в семье и эффективной воспитательной технологии.

  1. Спиридонова Н. В., Влияние стиля семейного воспитания на характер отношений подростков с родителями и близкими сверстниками //Семейная психология и семейная терапия. – 2006. - № 3. - С. 45-65.

В статье рассмотрена степень влияния стилей воспитания отцов и матерей на характер отношений мальчиков и девочек подросткового возраста с близкими людьми.

  1. Стрэйж Э. А., Влияние переменных семейного контекста на развитие саморегуляции у студентов колледжа //Социология образования. – 2007. - № 3. - С. 79-80.

Исследование взаимосвязей родительских методов воспитания и ценностей с саморегуляцией обучения студентов колледжа.

  1. Терехина С. А., Семейный контекст делинквентного поведения девочек-подростков //Российский психиатрический журнал. – 2006. - № 3. - С. 70-73.

Охарактеризована траектория развития делинквентных девочек-подростков в контексте их семейного воспитания. Выделены типы родительских семей девочек-подростков с делинквентным поведением, представляющие различные стадии нарушения в функционировании семейной системы.

  1. Толстой Л.Н., Советы родителям //Воспитание школьников. – 2003. - № 9. - С.34,43.

Мысли великих людей о воспитании детей в семье.

  1. Узденова Е. К., Формирование ценностного отношения к родительству как основе полноценной семьи у учащихся школ и студентов ссузов //Среднее профессиональное образование. – 2006. - № 9. - С. 74-75.
  2. Федеричи Р. С., Постинтернатное воспитание ребенка: риск, трудности и новые методы лечения //Коррекционная педагогика. – 2005. - № 1. - С. 71-81.

Особенности интернатного воспитания, его негативное влияние на адаптацию после усыновления, рекомендации родителям и специалистам.

  1. Шакурова М., Работа с семьей: содержание и мониторинг. Целевая программа "Семья" //Сельская школа. – 2006. - № 3. - С. 48-61.

Социологическими исследованиями выявлено, что влияние семьи на ребенка сильнее, чем влияние школы, средств массовой информации, улицы. От микроклимата в семье, духовного и физического развития в ней детей в наибольшей степени зависит успешность развития и социализации ребенка.

  1. Шевченко Е., Принципы и подходы к организации воспитательного процесса в семье //ОБЖ. Основы безопасности жизни. – 2006. - № 9. - С. 63-64.

Проблемы семейного воспитания с точки зрения современной науки.

  1. Штейн А., Семеро по лавкам //Крестьянка. – 2007. - № 2. - С. 84-87.

О жизни многодетных семей в современном обществе и о том, как многодетные семьи, и в материальном и в психологическом отношении принципиально отличается от такой же семьи, как в отдаленном, так и в сравнительно недавнем прошлом.

II. ДОШКОЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ

  1. Григорян М., Идем в детский сад //Работница. – 2007. - № 8. - С. 20-21.

Отрывок из книги известного психолога Михаила Григоряна "Все мы родом из детства", где он рассказывает о воспитании детей дошкольного возраста.

  1. Евтеева Т. В., Развитие музыкального слуха дошкольников. рекомендации родителям (по В. М. Бехтереву) //Дошкольная педагогика. – 2006. - № 3. - С. 69.

Речь идет о важности развития музыкального слуха у детей дошкольного возраста.

  1. Кончина О. А., Взаимодействие ДОУ с семьей в процессе реализации программы валеологического образования //Дошкольная педагогика. 2006 N 3. - С. 44-49.

Материал познакомит с интересным экспериментом новгородских педагогов по разработке и внедрению модели взаимодействия ДОУ с семьей в оздоровительной работе с детьми. Реализация программы состоит из этапов.

  1. Свиридов А., Социально-педагогический проект "Материнская школа" //Социальная педагогика. – 2007. - № 1. - С. 70-74.

Идея создания проекта "Материнская школа" родилась в коллективе барнаульского ДОУ N 182.

III. СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ

  1. Агапова И., Комплекс мнимого уродства //Воспитание школьников. – 2004. - № 9. - С. 41-43.

Советы родителям, как уберечь детей от комплексов.

  1. Андреевская Н., Катаемся на роликах //Работница. – 2007. - № 6.

Как научить детей кататься на роликах.

  1. Волков В., Чтобы потом не казнить себя (семейный курс ОБЖ) //Воспитание школьников. - 2006 - № 1. - С. 46-54.

Советы и рекомендации, призванные помочь родителям выступить в роли преподавателей семейного курса ОБЖ.

  1. Ганелин Л. М., Оттиск Вселенной. Загадка тайной кнопки //Природа и человек (Свет). – 2006. - № 1. - С. 64-67.

О воспитании детей в семье.

  1. Гаркунова Н., Советы "сумасшедшей" бабушки //Работница. – 2007. - №  6. - С. 20-21.

Помощь бабушки в воспитании детей в семье.

  1. Еретнова Г. М., Ребенок не говорит. Что делать? //Логопедия. – 2007. - № 1. - С. 30-32.

Цикл бесед "В помощь семье неговорящего ребенка" для развития речи.

  1. Игнатова С., Родительская шпаргалка //Работница. – 2007. - № 6.

О новой книге детского психолога Михаила Григоряна "Все мы родом из детства", в которой он рассказывает об особенностях детского развития в первые шесть лет жизни.

  1. Козлова Т., "Куда ты, маленький? Мир полон бед..." //Воспитание школьников. – 2004. - № 8. - С. 52-55.

Советы родителям, как уберечь детей от опасностей современного мира и в то же время не сделать их зависимыми от ложных страхов и тревог.

  1. Костенко М., Нехороший бизнес //Социальная защита. – 2004. - № 4.

Семейное воспитание, меры пресечения воровства у детей.

  1. Курбатова Т., За будущее отвечаю я //Человек без границ. – 2007. - № 5. - С. 34-37.

Как найти взаимопонимание с ребенком школьного возраста.

  1. Мегедь В. В., Пути улучшения взаимопонимания с детьми //Менеджмент и кадры: психология управления, соционика и социология. – 2007. - № 9. - С. 54-61.

Рекомендации по улучшению взаимоотношений между родителями и детьми в зависимости от их типа.

  1. Медведева И., Как часто вы хвалите детей? //Нарконет. – 2004. - № 1/2. - С. 78-81.

О роли родительской похвалы в жизни ребенка.

  1. Медведь К., Разрешите ребенку "мешать" вам //Работница. – 2007. - № 7.

Чтобы малыш в семье рос самостоятельным и трудолюбивым, необходимо разрешить ему участвовать во взрослых домашних делах.

  1. Новый год: семейные традиции //Воспитание школьников. – 2004. - № 9. - С. 45-47.

О том, как устраивать семейные праздники, чтобы детям было хорошо в семье.

  1. Панина Л. Н., Стиль сближения - основа домашнего воспитания //Директор школы. – 2006. - № 2. - С. 93-97.
  2. Петелина В., Ошибки в воспитании //Будь здоров. – 2005. - № 1. - С. 75-77.

Памятки родителям, которые помогут избежать ошибок в воспитании ребенка.

  1. Робинсон Н., Бабушки и дедушки: каким образом они (и, может быть, только они) могут помочь развить таланты своих внуков //Одаренный ребенок. – 2007. - № 2. - С. 108-111.

Значение семейного окружения для развития талантов у детей.

  1. Соловьева С. А., Мама колдует у плиты, а я - на столе //Дошкольная педагогика. – 2007. - № 3. - С. 66.

Полезное занятие для ребенка. Развитие моторики.

  1. Ступакова Н., Когда ребенок провинился //Воспитание школьников. – 2004. - № 9. - С. 43-44.

Советы родителям, как относиться к проступкам ребенка.

  1. Теплюк С., "Как прекрасен этот мир - посмотри! " Сказки о временах года для детей и родителей //Дошкольное воспитание. – 2005. - № 3. - С. 111-114.

Слушая сказки, ребенок сможет получить первые представления о лесных жителях и разнообразии растительного мира, незаметно для себя познакомиться с таким непростым понятием, как время года. Данная статья посвящена весне.

  1. Ткачева В. В., Модель "Сотрудничество" как база оптимального пути воспитания ребенка с психофизическими недостатками //Коррекционная педагогика. – 2007. - № 2 (20). - С. 68-77.

Модель воспитания "сотрудничество" означает контакт и помощь родителя ребенку в преодолении имеющихся проблем.

  1. Филиппов Н., Невыносимый ребенок //Будь здоров! – 2007. - № 1. - С. 64-69.

Семейное воспитание капризных, нервных, агрессивных детей.

  1. Хаустова С. Н., О воспитании с обоснованием //Природа и человек (Свет). – 2006. - № 2. - С. 7.

Советы родителям по воспитанию детей.

  1. Чейпи Д., Самодиагностика для родителей и психологов //Обруч: образование, ребенок, ученик. – 2005. - № 2. - С. 14-16.

Предложен специальный тест для родителей, с помощью которого они смогут оценить уровень развития своих детей.

  1. Шемшурина А. И., Родителям для размышлений. Десять ошибок, которые совершают родители //Этическое воспитание. – 2006. - № 2. - С. 74-78.

Все родители воспитывают в меру своего умения и понимания жизни и редко задумываются о том, почему в определенных ситуациях поступают так, а не иначе. Однако у каждой матери и отца бывают ситуации, когда поведение любимого ребенка ставит в тупик. Но, может быть, сами взрослые, применяя свои методы воспитания, делают нечто такое, из-за чего потом бывает стыдно?

  1. Шишова Т., Воспитание мальчиков //Крестьянка. – 2005. - № 11. - С. 22-24.

О проблемах воспитания сыновей с точки зрения психологии.

  1. Шишова Т., Ох, уж эти уроки! //Крестьянка. – 2005. - № 3. - С. 22-24.

Автор статьи, психолог Татьяна Шишова, на примере своего личного опыта дает советы родителям школьников как помочь детям преодолеть психологические трудности в процессе обучения.

IV. СОВЕТЫ ПЕДАГОГАМ

  1. Бик С. И., Финансовая грамотность - не роскошь, а средство выживания //Экономика в школе. – 2007. - № 1.

Размышления и рекомендации о необходимости изучения основ финансовой грамотности на уроках экономики, что должно способствовать формированию элементов новой финансовой культуры у старшеклассников.

  1. Виноградова Л., Ищем новые формы взаимодействия с родительской общественностью //Воспитание школьников. – 2005. - № 6. - С. 9-16.

Опыт создания Ассамблеи родительской общественности города Липецка.

  1. 41Горошко С. А., Семейная педагогика: наука и искусство личного счастья //Внешкольник. – 2004. - № 3. - С. 21-24.

О программе по подготовке учащихся к семейной жизни в образовательных учреждениях Ивановской области.

  1. Дюльдина Ж. Н., Проблема необходимости просвещения молодежи по вопросам семьи //Среднее профессиональное образование. – 2007. - № 4. - С. 39-40.

Семейное воспитание молодежи. Программа по просвещению молодых людей "Психолого-педагогические основы семейной жизни, однонациональная и многонациональная семья".

  1. Как работать с проблемной семьей //Социальная педагогика. – 2004. - № 2. - С. 60-78.

О профилактической работе с детьми. Деятельность Центра семейного воспитания в г. Люберцы.

  1. Каухова А., Проект "Идеальный родитель" //Воспитание школьников. – 2005. - № 2. - С. 8-14.

Содержание адресной программы коррекции недостатков семейного воспитания "Идеальный родитель".

  1. Копвиллем Н. Н., Элементарные правила взаимодействия семьи и школы //Директор школы. – 2005. - № 5. - С. 87-92.
  2. Кузнецова М. П., Работа с семьей в условиях центра ПМСС //Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2006. - № 3. - С. 43-46.

Опыт работы с семьей в Череповецком Центре психолого-медико-социального сопровождения. Примерное содержание родительской гостиной на тему "Если отношения с ребенком вышли из-под контроля".

  1. Мелина С., Мировоззренческие аспекты работы с семьей (классному руководителю) //Воспитание школьников. – 2005. - № 5. - С. 17-21.

Изучение влияния семейного воспитания на формирование мировоззренческой устойчивости учащихся.

  1. Ризванова Е., Кто поможет подростку в семье //Воспитание школьников. – 2005. - № 4. - С. 44-51.

О психологической поддержке ребенка в семье.

  1. Романова Г. А., Проект "Гражданин" //Профессиональное образование. – 2005. - № 3. - С. 32.

Материалы научно-практического семинара по гражданскому воспитанию. Представлен опыт Губернского колледжа - уникальная возможность применения на практике новой идеологии и методики воспитания.

  1. Романова Е. А., Школа помогает семье, а семья - школе //Директор школы. – 2006. - № 7. - С. 92-98.

Взаимодействие семьи и школы в воспитательной работе. Интересные формы воспитания школьников. Опыт работы средней школы N 31 г. Тамбов.

  1. Семина О., Вечные ценности //Протокол и этикет. – 2006. - № 2. - С. 60-61.

Как ориентировать современного ребенка на вечные ценности.

  1. Волкова Т. П., Присоединение ребенка и его семьи к неизменным социокультурным ценностям в целях формирования основы для самоутверждения личности //Школьная библиотека. – 2006. - № 5. - С. 6-8.

Педагоги и библиотекари Горицкой школы разработали проект "Социокультурные истоки", целью, которого является формирование духовной культуры ребенка через взаимодействие семьи и школы.

  1. Степанов П. В., Воспитание. ru //Классный руководитель. – 2006. - № 6. - С. 16-17.

Ресурсы Интернет для педагогов. Адреса полезных сайтов по семейному воспитанию.

  1. Татаринова Т. В., Тематика педагогического лектория для родителей //Классный руководитель. – 2005. - № 6. - С. 44-46.

Темы педагогических лекций для родителей учащихся 1-11-х классов.

  1. Тимофеева Н. М., Клуб молодой семьи //Классный руководитель. – 2007. - № 6. - С. 140-143.

Опыт работы клуба молодой семьи "Светоч".

 

V. СЦЕНАРИИ ПРАЗДНИКОВ, КЛАССНЫЕ ЧАСЫ, РОДИТЕЛЬСКИЕ СОБРАНИЯ,

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

  1. Аксельрод В., "Изучая предков, мы изучаем самих себя" //Воспитание школьников. – 2005. - № 7. - С. 11-14.

Методические рекомендации для проведения совместной работы школы и семьи по составлению родословной, проведению городских конкурсов творческих работ по родословию.

  1. Браткова Т., "Сладку ягоду рвали вместе..." //Воспитание школьников. – 2004. - № 7. - С. 50-54.

О любви, женском достоинстве и воспитании девушек.

  1. Брюхова В. Н., Второй шаг к партнерству //Директор школы. – 2005. - № 2. - С. 77-81.

Предложен сценарий родительского собрания "Особенности психофизического развития подростков и их учет в семейном воспитании". В родительском собрании принимают участие школьный врач и школьный психолог.

  1. Василихин Н., Семейные праздники //Профессионал. – 2006. - № 2. - С. 21-22.

Приведены семейные праздники с древности до наших дней, сохранившиеся во многих странах мира.

  1. Габидулина Р., Отцы глазами детей //Воспитание школьников. – 2004. - № 10. - С. 47-48.

Материал для бесед с родителями, о том, как дети воспринимают своих отцов.

  1. Гвоздицкая Н. И., Классный час - круг общения "Всему начало - отчий дом" //Классный руководитель. – 2006. - № 7. - С. 87-92.

Материалы для подготовки и проведения классного часа - круг общения "Всему начало - отчий дом". Цель: воспитание отношения к семье как к базовой ценности общества.

  1. Зацепина М., Праздники для детей раннего возраста в семье //Дошкольное воспитание. – 2005. - № 1. - С. 100-105.

Ребенок первого и второго года жизни на семейных праздниках (Новый год, день рождения, праздники в кругу друзей)

  1. 100.Землянская Е., Экономические методы воспитания: PRO ET CONTRA //Экономика в школе. – 2005. - № 1. - С. 23-28.

Стало обыденным, что дети получают от своих родителей деньги за оценки и за работу по дому. Статья построена в форме стенограммы воображаемого суда над экономическими методами воспитания. Заслушиваются обвинители, защитники, эксперты. Свидетели и присяжные выносят вердикт, имеют ли экономические методы на жизнь среди прочих методов воспитания или нет?

  1. 101.Козлова Т., Сочувствие //Воспитание школьников. – 2006. - № 2. - С. 65-67.

Методические материалы для бесед с родителями о сочувствии.

  1. 102.Козлова Т., Щедрость //Воспитание школьников. – 2006. - № 1. - С. 62-65.

Методические материалы для бесед с родителями о щедрости.

  1. 103.Курганский С. М., Педагогические советы: материал к родительскому собранию //Классный руководитель. – 2006. - № 7. - С. 116-119.

Этика общения с ребенком в семье. Развитие самоуважения и чувства собственного достоинства у детей. Детские обиды. Педагогические советы родителям, которые могут быть использованы для подготовки родительского собрания.

  1. 104.Медведева И., Этюды по преодолению застенчивости //Воспитание школьников. – 2004. - № 6. - С. 53-56.

О недостатке похвалы в жизни ребенка как причине его застенчивости.

  1. 105.Мозговой А., Непутевые сыновья //Воспитание школьников. – 2006. - № 8. - С. 63-68.

О недостаточном мужском влиянии в семье, особенностях воспитания мальчиков матерями.

  1. 106.Пасечкина Т. Н., Программа родительского всеобуча //Классный руководитель. – 2006. - № 7. - С. 60-62.

Предложена программа родительского всеобуча.

  1. 107.Платова А., Почему детям необходима музыка //Воспитание школьников. – 2006. - № 1. - С. 65-66.

Методические материалы для бесед с родителями о необходимости музыкального воспитания в семье.

  1. 108.Рогачева А., Родительское собрание на тему "Формирование у учащихся адекватной положительной самооценки" //Воспитание школьников. – 2004. - № 10. - С. 45-46.

Методическая разработка родительского собрания.

  1. 109.Ряжских М., Дочки-матери. Сценарий конкурсной программы "Быть женщиной - великий шаг..." //Сценарии и репертуар. – 2007. - № 3. - С. 73-77.

Сценарий конкурсной программы, посвященной празднику 8 Марта. Участницы, каждая мама и дочка, расскажут о своей семье, своих увлечениях.

  1. 110.Сковородина Л. Р., Программа "Семья" //Классный руководитель. – 2006. - № 7. - С. 57-60.

Основные направления и план реализации программы "Семья".

  1. 111.Суханевич А., "Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались" //Воспитание школьников. – 2005. - № 2. - С. 79-80.

Методическая разработка сценария семейного вечера отдыха в школе.

  1. 112.Фринкельштейн Б. Б., Маленький семейный математический праздник для детей 5-9 лет //Дошкольная педагогика. – 2007. - № 3. - С. 47-48.

Ожидание праздника и подготовка к нему доставляет не меньше радости, чем само событие, и создают праздничную атмосферу. Попробуем удивить ребенка, совместно устроить математический праздник. Подготовка не должна быть длительной, чтобы ребенок не потерял интерес. Рекомендуется затратить на нее 5 дней.

  1. 113.Шейко О. И., Дом, который построим мы: игра, посвященная Всемирному дню семьи //Классный руководитель. – 2005. - № 3. - С. 133-139.

Сценарий игры, посвященной Всемирному дню семьи "Дом, который построим мы". Предложены викторины, конкурсы, шуточные задания.

VI. СЕМЕЙНОЕ ВОСПИТАНИЕ (сайты Интернет)

  1. 114.http://www.7ya.ru

Семь Я. Сайт для будущих и настоящих родителей. Обмен опытом и публикации по темам: ждем ребенка, все о детях, образование и карьера, семья, отдых, быт и т.п.

  1. 115.http://www.solnyshko.ee

Детский развлекательно-познавательный портал “Солнышко”. Для детей - развлечения (игры, мультфильмы, сказки, раскраски) и полезные материалы ("почемучка", советы Поварешкина, рассказы о зверятах, уроки хороших манер). Для родителей и педагогов, ищущих информацию в интернете, - масса стишков и загадок, собранных по темам, пословицы, сценарии к детским праздникам.

  1. 116.http://parents.agava.ru

Родительский клуб. На сайте собраны разнообразные материалы по воспитанию и раннему развитию детей: тексты книг, статей и публикаций о проблемах воспитания, детские песни и стихи, медицинские советы, описание различных методик раннего развития детей.

  1. 117.http://playroom.com.ru

Детская игровая комната. На сайте представлены детские песни из кинофильмов и мультипликационных фильмов, компьютерные игры для детей разного возраста, развивающие игры, уроки английского языка, сценарии детских праздников, сказки и другие материалы, интересные для родителей и детей. Имеются ссылки на интернет-ресурсы подобной тематики.

  1. 118.http://www.kid.ru

Детский информационный сервер: публикации электронного журнала “Kid”; материалы для родителей о развитии детей, их здоровье, питании, образовании и воспитании; советы юристов и психологов; энциклопедии «Ребенок и лекарства»; электронные издания в разделах «Детская библиотека» и «Библиотека для мам».

  1. 119.http://www.rustoys.ru/

Умная игрушка. Сайт Интернет-магазина развивающих игр отечественного производства. Помимо каталога развивающих игр с возможностью заказа и покупки через Интернет, на сайте размещены статьи психологов о роли игрушек в воспитании детей, а в разделе «Игровая» собраны различные игры и занятия на развитие различных способностей ребенка.

  1. 120.http://www.sciteclibrary.ru/family/

Семейное воспитание. Для родителей, заботящихся о здоровье и будущем своего ребенка – собрание различной информации по воспитанию и уходу за детьми. Сайт является разделом Научно-технической библиотеки SciTecLibrary, посвященным вопросам планирования семьи. 

  1. 121.http://www.parenting.ru/

Мамам о детях. Разнообразная информация для мам – от рейтинга роддомов, ухода за младенцем, питания и здоровья, до развития и обучения ребенка и психологии воспитания.

  1. 122.http://www.i-deti.ru/index.php?pid=1

"Игра и дети". Журнал для детей, их родителей и всех, кто по роду своей работы связан с образованием, обучением и воспитанием. На сайте представлено содержание последнего номера журнала с анонсами статей и избранными полными текстами статей; архив журнала с 2003 года; информация о конкурсах; описание игр, о которых было рассказано в журнале.

  1. 123.http://www.deti-pogodki.ru/

Дети-погодки. Сайт для родителей, у кого уже растут дети-погодки или ожидается их появление. В статьях, публикующихся на сайте, охватывается весь спектр проблем, возникающих у родителей таких детей - питание и распорядок дня, ревность и взаимоотношения между погодками, воспитание и обучение таких детей дома, в детском саду и в школе и многое другое. 

  1. 124. http://www.lukoshko.net/

Лукошко сказок. Сайт предлагает сказки, стихи и рассказы для детей. Здесь можно найти русские народные сказки и сказки других народов, сказки известных писателей-сказочников, рассказы о животных, стихи и песни для детей. Имеется словарь, который поможет понять значения непонятных слов, встречающихся в сказках, особенно в народных.

  1. 125.http://www.forkids.ru/

Отдых и досуг детей. На сайте можно найти разнообразную информацию, посвященную отдыху и досугу детей: о лагерях и базах отдыха, о танцевальных студиях и спортивных секциях, экскурсиях и досуге в Москве, а также описание различных игр для детей (для самых маленьких и постарше, игры для пионерского лагеря).

  1. 126.http://www.raskraska.ru/

Раскраска. Интернет-студия Александра Бабушкина. Здесь можно найти для  малыша любой рисунок для раскраски и распечатать его в черно-белом варианте, чтобы ребенок мог раскрасить выбранную картинку. Все раскраски предоставляются бесплатно.

  1. 127.http://www.skazka.com.ru/index.htm

Сказка. На сайте можно найти мифы и легенды народов мира, сказки народов мира, литературные сказки, сказки для малышей и взрослых, сатирические сказки. Есть возможность добавить свою сказку, а также осуществить поиск на сайте по автору и по названию сказки.

  1. 128.http://www.fw.ru/index.html

Интернет-система "Мир семьи". На сайте - разнообразная полезная информация по вопросам семьи и семейной политики: база данный российских и зарубежных организаций, ведущих деятельность в области семьи и семейной политики; законодательство о семье; аналитические материалы; журнал "Мир семьи"; семейный клуб.

  1. 129.http://baby.inlife.ru/baby.php

Ребенок и семья. Сайт дает родителям разнообразную информацию о детях: здоровье и питание, умственное и физическое развитие, уход за ребенком, игры и игрушки, вредные привычки, проблемы воспитания и взаимоотношений в семье. Сайт ведут врач-педиатр и врач-психолог.

  1. 130.http://www.razvivalki.ru

Развивалки.ру. На сайте можно получить бесплатную консультацию психолога в режиме он-лайн, заказать составление индивидуальной программы развития вашего ребенка. Также работает форум, куда можно зайти, обсудить свои проблемы. В магазине можно приобрести полезные развивающие игры, которые необходимы ребенку для всестороннего гармоничного развития и расширения кругозора - по развитию мелкой моторики рук, речи, освоению навыков логического мышления, азов геометрии и математики.

  1. 131.http://www.humans.ru/humans/family

Интернет-сообщество «Семья и детство». Сайт предлагает материалы и публикации по различным аспектам воспитания и обучения детей, взаимоотношения взрослых и детей, народным традициям воспитания, библиотеку. Члены сообщества имеют возможность обсуждать различные проблемы на форуме.

  1. 132.http://www.nashideti.narod.ru/main.html

Наши дети. Сайт поможет родителям найти ответы на самые разнообразные вопросы, касающиеся детей: здоровье детей и права ребенка, жилищное законодательство и медико-социальная экспертиза, выбор детского сада и организация досуга. Сайт создан в поддержку Интегративного Родительского Клуба, организованного при Институте Раннего Вмешательства в Санкт-Петебурге.

  1. 133.http://www.plohich.ru/

Заметки отца. Дневник отца, наблюдающего за ростом своих детей и принимающего в их развитии активное участие, а также советы по изготовлению поделок и аппликаций с детьми, в библиотеке - некоторые стихи, сказки и рассказы.

  1. 134. http://www.kostyor.ru/main.html

"Костер". Журнал для веселых и любознательных. Интернет-версия хорошо всем известного журнала для детей и школьников "Костер". На его страницах публикуются стихи и рассказы,  викторины и игры, детские кроссворды он-лайн, искусство общения и правила этикета, рассказы о природе, детские рисунки и много другой полезной и интересной информации. Журнал выходит ежемесячно. Имеется архив номеров с 2001 года.

  1. 135.http://detstvo.ru/

Детство. Сайт для детей, пап и мам. На сайте  имеется электронная детская библиотека, кулинарная книга, песни и сказки. Кроме того, можно прослушать он-лайн программы детского радио.

  1. 136.http://www.skazochki.narod.ru

Детский мир. Сайт для детей и родителей: сказки в текстовом и аудио-формате, загадки и задачки, детские песенки и мультфильмы он-лайн.

 

  1. 137.http://www.psytoys.ru/

Игры и игрушки. Сайт учебно-методического центра предоставляет родителям информацию о различных развивающих игрушках и видах игр, рассказывает об истории игрушки, дает советы родителям по подбору игрушек для детей различных возрастов. В разделе "Библиотека" - аннотированный каталог психологической и педагогической литературы (книг и статей) для родителей и специалистов.

  1. 138.http://beautiful-all.nm.ru/deti/deti.html

Все лучшее - детям. Копилка детских ресурсов. В каталоге собраны ссылки на русскоязычные и иноязычные ресурсы для детей: сказки, материалы по праздникам различных времен года, обои и картинки, обзор интересных сайтов и кулинарные рецепты, вопросы здоровья.

  1. 139.http://www.r-komitet.ru/

Родительский комитет. Сайт некоммерческое партнерство в защиту семьи, детства, личности и охраны здоровья «Родительский комитет», созданного по инициативе и при участии родителей и педагогов г. Москвы и Московской области. Первоочередными задачами организации являются: сохранение и укрепление нравственных устоев семьи; содействие охране прав детей и родителей в области образования, здравоохранения, средств массовой информации и рекламы; охрана и обеспечение условий, гарантирующих соблюдение достоинства личности, прав и свобод человека, предусмотренных Конституцией РФ. На сайте размещена информация по вопросам деятельности НП «Родительский комитет», а также по другим темам, затрагивающим интересы семьи и детства.

  1. 140.http://www.za-partoi.ru/

Здоровье школьника. Сайт ежемесячного журнала для родителей. «Здоровье школьника» -  журнал о психологии взросления и физическом развитии детей, о возможностях современной медицины, о взаимоотношениях родителей, детей и учителей, о досуге и здоровом образе жизни. Журнал ориентирован на широкий круг читателей, и в первую очередь, на родителей детей школьного возраста. Журнал «Здоровье школьника» состоит из четырех постоянных разделов: «Годы взросления» (актуальные психологические проблемы детского и подросткового возраста), «Школьный мир» (проблемы обучения и воспитания ребенка), «Медосмотр» (физическое здоровье ребенка, профилактика и лечение различных заболеваний), «Стиль жизни» (семейный досуг и здоровый образ жизни). Имеется архив номеров с 2006 года.

  1. 141.http://reflektion.chat.ru/

Заботливым родителям. На страницах сайта можно найти ответы на вопросы, связанные с воспитанием и обучением детей, а также игры и советы логопеда.

  1. 142.http://www.deti.mos.ru/

Растем вместе с Москвой. Детский портал г. Москвы включает в себя три раздела. Портал для родителей предлагает новости; статьи и обзоры о здоровье, воспитании и образовании детей разных возрастов; консультации специалистов, опросы и форумы; справочную информацию; материалы по социальной поддержке и вопросам усыновления и опекунства. Портал для школьников включает материалы по различным школьным предметам, в том числе занимательные; игры и конкурсы; справочную информацию и многое другое. Портал для малышей предлагает материалы по истории Москвы для детей; книгу Олега Кургузова "По следам почемучки"; мультфильмы и аудио-сказки; поделки и развивающие игры.

  1. 143.http://detochka.ru/

Деточка. Информационный семейный сетевой ресурс. Грудничковое и детское плавание, игры с детьми и закаливание, беременность и роды, семейные отношения и семья после рождения ребенка, кормление и воспитание. Форум и рассылки.

Составитель: зав. БИЦ Калашникова Л.И. 

2     425    facebooklarger