Включить версию для слабовидящих

Современные молодежные культуры

^Back To Top

foto1 foto2 foto3 foto4 foto5

Календарь праздников

Информер праздники сегодня

Контакты

346780 Ростовская область

г. Азов, Петровский б-р 20 

тел.(86342) 4-49-43, 4-06-15 

E-mail: This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it.

Besucherzahler
счетчик посещений

ДАЙДЖЕСТ «СОВРЕМЕННЫЕ МОЛОДЕЖНЫЕ КУЛЬТУРЫ»

УВАЖАЕМЫЕ ЧИТАТЕЛИ!

Молодежные субкультуры – сравнительно новое явление в истории человечества, феномен ХХ века. Условия современной городской жизни создают предпосылки для объединения молодежи в разнообразные группы и движения. Каждый выбирает свое течение, и этот выбор подчас меняется несколько раз на протяжении пары лет. В 14 лет такой выбор, как правило, обусловлен модой, окружением, социальным статусом, в 18 – попытками участвовать в общественной и политической жизни, или, напротив, найти в ней свое обособленное место. Вопрос «Что такое молодежные неформальные объединения» до сих пор остается открытым как для родителей подростков, так и для практиков, работающих с молодым поколением.

Трудно поспорить с утверждением, что бурные процессы социально – экономических изменений в обществе оказывают влияние на социализацию подростков и молодёжи. Современные школьники часто отдых и досуг рассматривают как ведущую форму жизнедеятельности, которая вытесняет труд как важнейшую потребность. От удовлетворенностью времяпровождением теперь зависит удовлетворенность жизнью в целом. Молодежь очень чутко воспринимает любые новые формы развития в сфере досуга со всеми позитивными и негативными явлениями. Ради каких только интересов не объединяются люди! Число различных объединений измеряется десятками тысяч, а количество их участников — миллионами. У неформалов свой мир и свои правила.

Всё больше подростков каждый день во всех странах мира становятся участниками неформальных течений. Поэтому необходимо владеть информацией об этой культурной нише и быть готовым столкнуться с ее представителями в реальной жизни.   

Довольно часто появление феномена молодежной субкультуры исследователи связывают с конфликтом поколений. Однако, как показывают социологические исследования, это представление верно лишь отчасти. Определенное несоответствие во взглядах, вкусах, предпочтениях, ценностях поколений в той или иной форме существовало всегда, но оно необязательно оборачивается возникновением молодежной субкультуры. О проблеме конфликта поколений рассуждали еще Платон и Аристотель.

Конфликт между «отцами» и «детьми» является не причиной ухода молодого человека в молодежную субкультуру, а, скорее, его следствием. Причины того, что молодежная субкультура является структурным элементом индустриально развитых социальных систем, кроются в невиданном ранее удлинении периода обучения, вызванном тем, что новые технологии и техника требуют не просто образованных, но особенно хорошо образованных, специально подготовленных работников. В результате самостоятельность приходит к молодому человеку значительно позднее. Возникают «ножницы»: биологически он уже взрослый, а полного социального статуса у него еще долго не будет. Это положение «ножниц» усугубляется и современной биологической акселерацией, в силу которой в старшей школе обучаются с физиологической точки зрения вовсе не дети. Кроме того, длительный официально признанный период «невзрослости» сам по себе существенно ослабляет для многих молодых людей и стремление к успеху, и желание вхождения во взрослую жизнь и во взрослый мир. Идея нескончаемого детства витает в большинстве молодежных субкультур. Потребность в самовыражении и неопределенность социальной роли молодых людей, порождающая значительную неуверенность у них в занимаемых социальных статусах, приводят их к спонтанному созданию частичной культуры, каковой является молодежная субкультура.

Пока в обществе за молодым человеком не будет признан и закреплен тот или иной социальный статус, ему самому необходимо его создавать, поскольку его потребность в статусе, ощущение принадлежности к некоторому обществу не могут удовлетворить ни семья, ни школа, ни любая формальная молодежная организация. Поэтому и возникают неформальные контактные группы, в которые подростки собираются инстинктивно. Прямой контакт со сверстниками ценен для молодежи как таковой.

 

Соотношение понятий «молодежная субкультура» и «культура для молодых»

Молодые люди, основным занятием которых была учеба, имели много свободного времени, которое можно было тратить на развлечения. А потому заработала индустрия производства культуры для молодых людей. Но создаваемая культура нивелировала их еще не сформировавшиеся личности. «Культура для молодых» – это всего лишь форма «массовой культуры» («поп -культуры», «коммерческой культуры», «индустрии развлечений»). Попыткой противостоять этому явилась молодежная субкультура. Правда, желание сохранить собственную индивидуальность обернулось лишь иной формой ее потери, поскольку в молодежных субкультурах одно из основных требований к ее членам – принятие определенных общих норм, ценностей, стандартов, языка, манер данной культуры.

Молодежная субкультура и культура для молодых сосуществуют – порой параллельно, порой пересекаясь, но никогда не сливаясь.

Основные их различия отражены в таблице:

 

Молодежная субкультура

Культура для молодых

63

создается самими молодыми людьми для молодых

создается «отцами» для «детей»

явление элитарное, через него проходят немногие молодые люди

явление массовое, для всех биологически молодых людей

отклоняясь от традиционной культуры, в действительности нацелена на включение молодых людей в общество

сегмент современной массовой культуры, а потому удерживает молодых людей в рамках общества

эзотерична, конкретные ее варианты понятны лишь знающим и посвященным

предельно доступна и апеллирует более к биологическим, нежели к интеллектуальным реакциям и способностям молодых людей

характеризуется эскапизмом, поскольку молодые люди бегут в нее из общества

характеризуется стремлением быть сопричастной той культуре, которую молодым навязывает общество

является урбанистическим феноменом, характерным для крупных городов

рассчитана на всех молодых людей вне зависимости от того, где они живут

 

В научной литературе, кроме термина «молодежная субкультура», употребляется понятие «молодежная культура». Они являются синонимами. Вместе с тем в средствах массовой информации и в обыденном восприятии наблюдается подмена понятий: под термином «молодежная культура» понимается «культура для молодых». Поэтому вместо размытого термина «молодежная культура» мы используем более строгое и менее подвергшееся эрозии понятие «молодежная субкультура».

С 60-х годов ХХ в. понятие «молодежная субкультура» начинают связывать с понятием «контркультура». Главная задача контркультуры – создание «нового человека», формирование новых отношений между людьми, выработка новых социальных, моральных норм, принципов, идеалов, этических и эстетических критериев. Молодежная субкультура начинает перерастать в контркультуру, когда у нее появляется некий общий враг, которым может стать либо общество в целом, либо определенные социальные несоответствия реалиям времени.

Причины вступления в ту или иную субкультуру:

-        одиночество – 27%;

-        непонимание родителей – 24 %.

64Среди прочих были названы:

-        стремление к защищенности;

-        обособленность;

-        группирование;

-        свобода;

-        эмоциональная насыщенность общения;

-        стремление компенсировать недостатки традиционных институтов – семьи и школы.

Черты характера, которые нравятся им в субкультуре:

-        умение постоять за себя (54%),

-        смелость (40%),

-        независимость (35 %).

 

 

Субкультура

Субкультура (лат. sub — под и cultura — культура; подкультура) в социологии и культурологии — часть культуры общества, отличающаяся от преобладающей, а также социальные группы носителей этой культуры. Субкультура может отличаться от доминирующей культуры собственной системой ценностей, языком, манерой поведения, одеждой и другими аспектами. Различают субкультуры, формирующиеся на национальной, демографической, профессиональной, географической и других базах. В частности, субкультуры образуются этническими общностями, отличающимися своим диалектом от языковой нормы. Другим известным примером являются молодёжные субкультуры.

История термина.

В 1950 году американский социолог Дэвид Райзмен в своих исследованиях вывел понятие субкультуры как группы людей, преднамеренно избирающих стиль и ценности, предпочитаемые меньшинством. Более тщательный анализ явления и понятия субкультуры провел Дик Хэбдидж в своей книге «Субкультура: значение стиля». По его мнению, субкультуры привлекают людей со схожими вкусами, которых не удовлетворяют общепринятые стандарты и ценности.

Француз Мишель Мафессоли в своих трудах использовал понятие «городские племена» для обозначения молодёжных субкультур. Виктор Дольник в книге «Непослушное дитя биосферы» использовал понятие «клубы».   

В СССР для обозначения членов молодёжных субкультур использовался термин «Неформальные объединения молодёжи», отсюда жаргонное слово «неформалы». Для обозначения субкультурного сообщества иногда используется жаргонное слово «тусовка».

Фэндом и возникновение молодежных субкультур

Фэндом (англ. fandom — фанатство) — сообщество поклонников, как правило, определенного предмета (писателя, исполнителя, стиля). Фэндом может иметь определенные черты единой культуры, такие как «тусовочный» юмор и сленг, схожие интересы за пределами фэндома, свои издания и сайты. По некоторым признакам фанатство и различные увлечения могут приобретать черты субкультуры. Так, например, произошло с панк -роком, готической музыкой и многими другими интересами. Однако большинство фэндомов и хобби не образуют субкультур, будучи сосредоточены только вокруг предмета своего интереса.

Если фанатство чаще всего связанно с отдельными личностями (музыкальные группы, музыкальные исполнители, известные художники), которых фанаты считают своими кумирами, то субкультура не зависит от явных или символических лидеров, и на смену одному идеологу приходит другой. Сообщества людей с общим хобби (геймеры , хакеры, и 65т.п.) могут образовывать устойчивый фэндом, но при этом не иметь признаков субкультуры (общего имиджа, мировоззрения, единых вкусов во многих сферах).

Чаще всего субкультуры носят замкнутый характер и стремятся к изоляции от массовой культуры.. Это вызвано как происхождением субкультур (замкнутые сообщества по интересам), так и стремлением отделиться от основной культуры, противопоставить ее субкультуре. Входя в конфликт с основной культурой, субкультуры могут носить агрессивный и иногда даже экстремистский характер. Такие движения, вступающие в конфликт с ценностями традиционной культуры, называют контркультурой . В молодёжных субкультурах характерен как протест, так и эскапизм (бегство от реальности), что является одной из фаз самоопределения.

Развиваясь, субкультуры вырабатывают единый стиль одежды (имидж), язык (жаргон, сленг), атрибутику (символику), также общее мировоззрение для своих членов. Характерный имидж и манера поведения является маркером, отделяющим «своих» (представителей субкультуры) от посторонних людей. В этом проявляется сходство новых субкультур 20-го века и традиционных народных культур. Поэтому методы изучения субкультур схожи с методами изучения культур традиционных. А именно, это историко-лингвистический анализ, анализ предметов культуры и мифо-поэтический анализ.

Имидж для представителя субкультуры — это не только одежда, это демонстрация своим видом убеждений и ценностей, которые пропагандирует субкультура. Наиболее известный пример — денди XIX века. Со временем отдельные элементы и целые стили одежды вливаются в общую культуру. У представителей субкультур со временем вырабатывается свой язык. Частично он наследуется от субкультуры прародителя, частично вырабатывается самостоятельно. Многие элементы сленга — неологизмы.

С культурологической точки зрения символ и символизм являются определяющими в описании той или иной культуры и культурного произведения. Символы субкультур — это с одной стороны самоопределение субкультуры среди множества других культур, с другой стороны связь с культурным наследием прошлого. Например, знак анкха в субкультуре готов — это с одной стороны символ вечной жизни, как наследие Египта, с другой — символ, самоопределяющий культуру в настоящее время.

ПРИМЕРЫ СУБКУЛЬТУР

Музыкальные субкультуры

Одной из самых ярких и известных субкультурных общностей являются молодежные движения, связанные с определенными жанрами музыки. 66Имидж музыкальных субкультур формируется во многом в подражании сценическому имиджу популярных в данной субкультуре исполнителей.      Одной из первых музыкально-молодежных субкультур современности были хиппи , молодежное движение пацифистов и поклонников рок-музыки. Многое из их имиджа (в частности, мода на длинные волосы) и мировоззрения перекочевало в другие субкультуры. Связана с хиппи субкультура битников. На Ямайке возникло религиозно-музыкальное движение Растафари (растаманы), которое, помимо музыки рэгги и специфического имиджа, обладало определенной идеологией.

В 1970-80-е вслед за новыми жанрами в рок-музыке сформировались металлисты и панки. Первые культивировали личностную свободу и независимость. Последние же обладали ярко выраженной политической позицией: девизом панк-рока была и остается идеализированная анархия. С появлением готик-рока, в 1980-е появилась готическая субкультура. Характерные ее черты — мрачность, культ меланхолии, эстетика фильмов ужасов и готических романов. В Нью-Йорке, благодаря эмигрантам с Ямайки, появилась хип-хоп культура со своей музыкой, имиджем и образом жизни.

В 90-е годы сильными молодежными субкультурами стали Эмо -киды и Киберпанки. Субкультура Эмо одна из самых молодых (большинство ее представителей несовершеннолетние), она пропагандирует яркие чувства и демонстративность поведения. Киберы, как ответвление индастриал-рока, увлечены идеями скорого техногенного апокалипсиса и засилием технократии.

Арт-субкультуры

Большинство молодежных субкультур не связанных с музыкальными жанрами произошли из увлечений определенным видом искусства или Хобби .

Например, зародившиеся в середине 20-го века ролевое движение . В нашей стране с ролевым движением связанно Игротехническое общество.

Увлечение японской анимацией породило фэндом аниме , который в итоге перерос в субкультуру отаку. Для нее характерно увлечение японской поп-музыкой и косплеем.

Однажды самым обычным днем ты захочешь посмотреть, казалось бы, самый обычный японский мультфильм. А в результате попадешь в особый мир, из которого очень сложно выбраться. Затягивает!

Японское слово «аниме», означающее «анимация», восходит корнями к английскому слову «animation», заимствованному и урезанному до трех слогов. Аниме – это просто - напросто название японской анимации. История аниме началась задолго до появления мультипликации – с японских комиксов - манга. Современное название «манга» (буквально – « странные или веселые картинки»), закрепилось за японскими комиксами только в ХХ столетии. Знаменитый график Кацусика Хокусай ввел этот термин еще в 1814 году, но использовал его для обозначения рисунков «из жизни».

67 Если хочешь совершить марш-бросок на территорию аниме и манги, загляни на сайты www.anime.ru и   www.animemanga.ru, там много всяких полезных ссылок и куча информации.

Источник: Скобелева, К. Полное АНИМЕние /К.Скобелева // Маруся, 2009.- №4.- С.22-24

Также в последнее время появилось такое явление, как фурри , увлечение антропозооморфными персонажами анимации, а также арт-дизайн антропозооморфных персонажей.

Интернет-сообщество и интернет-культуры

С середины 90-х годов 20-го века, с распространением повсеместно Интернет -технологий, стали расти появляться интерактивные субкультуры. Самой первой можно считать Фидо-сообщество. Нередко хакеров относят к субкультуре.

Индустриальные и спортивные субкультуры

В начале 20-го века с романтизацией городского образа жизни и неспособности части молодежи жить вне города возникают индустриальные (городские) субкультуры . Часть индустриальных субкультур вышли из фанатов музыки индастриал, но наибольшее влияние на эти субкультуры оказали компьютерные игры.

  К спортивным субкультурам можно отнести Паркур , а также футбольных фанатов.

Контркультуры

Старейшей является контркультура преступного мира. Ее появление было вызвано естественным обособлением лиц, нарушающих закон (ссылки в отдаленные места, тюремное заключение, «сходки») от основной культуры. В результате этого образовалась очень жесткая субкультура с четкой иерархической лестницей и своими законами .

В разных странах эта субкультура имеет свои отличительные особенности.

Молодежная субкультура и контркультура могут:

1) не иметь ничего общего одна с другой;

2) взаимопересекаться;

3) сливаться в одно целое, создавая некий симбиоз.

Различия между этими типами культур отражены в таблице:

Молодежная субкультура

Контркультура

основная атмосфера – игра

основная стихия – митинг

наличие оппозиции «они» – «мы»

наличие общего значимого врага

конструктивная деятельность, направленная на создание своего мира

деструктивная деятельность, направленная на победу над «врагом»

борьба за выживание

борьба за победу

закрытость, эскапизм

открытость, противостояние и война

уход от встреч с врагом

постоянный поиск встреч с врагом

пассивно-оборонительная позиция

агрессивно-наступательная позиция

цель – изменение самого себя

цель – изменение общества

 

Багулина, В.А. Молодежные субкультуры (методическое пособие для кураторов учебных групп).- Калининград, 2008 [Электронный ресурс].//www. fizkult-kgtu.narod.ru › metodsubcult.html

 

Мы рассмотрим

характерные особенности нескольких представителей

наиболее распространенных молодежных субкультур:

их интересы, взгляды, внешний вид.

 

 

БАЙКЕРЫ

69Байкеры (англ. biker, от bike – «мотоцикл») — любители и поклонники мотоциклов. В отличие от обычных мотоциклистов, у байкеров 68мотоцикл является частью образа жизни. Характерным также является объединение с единомышленниками на основе этого образа жизни.

Стереотипный внешний вид байкера: бандана (головной платок тёмных тонов, завязанный на пиратский манер на затылке) или черная вязаная шапочка, «косуха» (кожаная куртка с замком наискосок) или кожаная мотокуртка (часто поверх мотокуртки надевается джинсовая или кожаная жилетка без рукавов с «цветами» (символикой) мотоклуба), кожаные штаны. Байкеры часто отпускают длинные волосы, усы, бороды. Для защиты глаз от ветра носят очки, нередко игнорируют шлемы. Тем не менее, в среде байкеров такой внешний вид не всегда является обязательным. Байкер может носить спортивную мотоодежду и экипировку.

Взгляды: образ байкера как свободного, сильного человека, не очень уважительно относящегося к закону и обывателям, серьёзно повлиял на массовую культуру. К настоящему времени этот образ теряет свою значимость, постепенно уступая его другим.

Музыка: тяжелая - рок , хард-рок, метал.

 

ГОТЫ

Го́ты — представители готической субкультуры , зародившейся в конце 70-х годов 20-го века на волне пост-панка. Готическая субкультура разнообразна и неоднородна, благодаря тому, что культивирует индивидуальность, тем не менее, выделяются многие общие для неё черты, такие как любовь к готической музыке (готик-року, дэт-року, дарквейву), мрачный имидж, интерес к мистицизму и эзотерике, декадансу, любовь к хоррор-литературе и фильмам.

Внешний вид: Готы имеют свой имидж, который за последнее время претерпел значительные изменения. Как бы не развивалась готика, остаются два неизменных основных элемента: всегда только черный цвет одежды (иногда с элементами других цветов), а также исключительно серебряные украшения (как знак презрения к золоту, символу обычных, 70избитых ценностей, цвету бессмысленно пролитой людской крови, а также цвету солнца, серебро - цвет луны). У девушек яркий, выразительный стиль Вамп — плотная черная косметика, подводки, спектр цветов помады и ногтей — от ярко-красного (кровавого) до черного.

Хотя в готической одежде и преобладают мрачные цвета, в своих проявлениях она весьма разнообразна: начиная от обыкновенной кожаной юбки для девушки и заканчивая 71шутовским нарядом арлекина для юноши. Общий контекст объединяет множество стилей и фасонов одежды, хотя кожа остаётся наиболее распространенным и используемым материалом. И мужчина, и женщина-гот могут одеваться почти одинаково, — черные плащи или камзолы с широким поднятым воротником, а-ля граф Дракула приемлемы и для тех, и для других. Девушки чаще всего носят корсеты и длинные платья. Романтические элементы прошлых столетий часто фигурируют в готическом образе: кружева, жабо, бархат, корсеты и т.д.

B имидже готов обоих полов прическа играет весьма важную роль. Это могут быть просто прямые длинные волосы, или же их поднимают гелем или собирают в большие пучки, часто волосы красят в красный, чёрный с белыми прядями цвета.       

Взгляды: в основе философии готов лежит сочетание нескольких основных элементов. Жизнь по принципам абсолютного индивидуализма и нео- или dark-романтики, стремление к большему во всех сферах жизни, поиск красоты даже в том мире, где ее нет. Попытки изменить каждый серый, банальный день – внести в него эмоции путем музыки, стиля одежды и мейк-апа. Жить – одним днем, любить – так до конца, выглядеть – притягательно или индивидуально, говорить – так правду.

Музыка: Пост-панк , Готик-рок, Готабилли, Готик-метал

 

МЕТАЛЛИСТЫ

Металли́сты (металхэ́ды или мета́ллеры) — это молодёжная субкультура , вдохновлённая музыкой в стиле метал, появившаяся в 1980-е годы.

Внешний вид:

72Длинные волосы у мужчин

Кожаная куртка «косуха », кожаный жилет.

Чёрные футболки или балахоны с логотипом любимой металлической группы.

Напульсники — кожаные браслеты с заклёпками и/или шипами(Порки), шипастые, проклёпанные ремни, цепи на джинсах.

Нашивки — Нашивки на одежде и прочих окружающих предметах с изображениями любимых метал-групп.

Грубая обувь — «камелоты», «гриндерсы», «мартинсы», «стилы», «гады», обычные высокие ботинки. Короткие сапоги с цепями — «казаки». Туфли (как правило, остроносые, «готические» штиблеты).

Взгляды: независимость, самостоятельность и уверенность в себе, культ «сильной личности». Отношение к религии различно, но традиционно считается, что металлисты не религиозны.

Известна давняя связь культуры металлистов с культурой байкеров . Мотоциклы и скорость вообще воспеваются метал-группами как символ силы и независимости, поэтому мотоциклетное хобби распространено среди металлистов. В свою очередь, среди байкеров хэви-метал является наиболее популярной музыкой.

Музыка: Мета́лл, или мета́л, ме́тал — (от англ. metal) — жанр рок-музыки, характеризуется «тяжёлыми» риффами электрогитар, искажённых эффектом дисторшн, затяжными гитарными соло и агрессивным ритмом.

 

ПАНКИ

Панк, панки, панк-рокеры (англ. punk) — молодёжная субкультура, возникшая в конце 60-х годов в Великобритании, США, Канаде и Австралии, характерными особенностями которой являются любовь к музыке панк-рок, критическое отношение к обществу и политике.

Внешний вид: панки отличаются пёстрым эпатажным имиджем. Многие панки красят волосы в яркие неестественные цвета, начёсывают и 73фиксируют их лаком, гелем или 74пивом, чтобы они стояли торчком. В 80-х у панков стала модной причёска «ирокез». Носят закатанные джинсы, некоторые предварительно вымачивают джинсы в растворе отбеливателя, чтобы те пошли рыжими разводами. Носят тяжёлые ботинки, а также кеды. Манеру носить кеды начали группа Ramones, а саму эту манеру они переняли у мексиканской шпаны (также именуемой как «латиносы»). В одежде преобладает стиль «DEAD» то есть «мёртвый стиль». Панки наносят черепа и знаки на одежду и аксессуары. Носят браслеты из кожи, реже — с иглами. Многие панки делают татуировки. Также носят рваные протёртые джинсы (которые они сами специально режут). Цепи от собачьих поводков прицепляют к джинсам. Девушки панки 21 века также носят вид неформалов или эмо-кидов. Берут некоторые вещи из стиля готики. Чёрные лак и подводку глаз. Металлические ошейники.

Взгляды: стремление к личной свободе и независимости (индивидуализм ). Большинство панков поддерживает нонконформизм, исповедуя при этом принципы «полагаться на самого себя», и «не продаваться». По политическим взглядам многих панков можно охарактеризовать как «левых» и приверженцев прогрессивизма, присутствуют и аполитичные люди. Некоторые направления в политике панков включают в себя анархизм, социализм, антиавторитаризм, антимилитаризм, антикапитализм, антирасизм, вегетарианство и борьбу за права животных.

Музыка: для композиций панк-рока в целом свойственны быстрый темп, иногда — небольшая продолжительность по времени, простой аккомпанемент, развязная и зачастую агрессивная манера пения.

 

РЭЙВЕРЫ

76Рэйверы - молодёжная субкультура постоянных участников рейвоввечеринок электронной танцевальной 75музыки, получивших массовую известность в 1988 году в Великобритании.

Внешний вид: характерны яркие цвета в одежде, пластиковые солнцезащитные очки, короткие крашенные волосы у юношей, цветные пряди длинных волос у девушек. Крайне популярен пирсинг , а в дизайне использовался символ «смайлик».       

Взгляды: гедонистическое мировоззрение, развлечения и невмешательство.

Музыка: Техно - характеризуется искусственностью звука, акцентом на механических ритмах, многократным повторением структурных элементов музыкального произведения.

 

РЭПЕРЫ

7877Внешний вид: Носят широкую, на несколько размеров больше одежду. Спортивны. Любимый вид спорта - баскетбол. Из украшений носят значки и серьги. Волосы коротко стрижены.

Взгляды: «любовь, единение, согласие и веселье» (идеология хип-хопа)

Музыка: Рэп (англ. rap, rapping) — один из четырёх элементов хип-хопа; речитатив, обычно читающийся под музыку с тяжёлым битом.

 

 

ЭМО

Внешний вид: Традиционной причёской эмо считается косая, рваная чёлка до кончика носа, закрывающая один глаз, а сзади короткие волосы, торчащие в разные стороны. 80Предпочтение отдаётся жёстким прямым чёрным волосам. У девушек возможны детские, смешные причёски — два маленьких хвостика, яркие заколочки — сердечки по бокам, 79бантики. Часто эмо-киды прокалывают уши или делают тоннели. Помимо того, на лице эмо-кида может быть пирсинг (например, в губах и левой ноздре, бровях, переносице) да и вообще где угодно.       И юноши, и девушки могут красить губы под цвет кожи, использовать светлый тональный крем. Глаза густо подводят карандашом или тушью, благодаря чему они выглядят ярким пятном на лице. Ногти покрывают чёрным лаком. Эмо носят одежду в розово-чёрных тонах с двуцветными узорами и стилизованными значками. Основными цветами в одежде являются чёрный и розовый (пурпурный), хотя и другие шокирующе-яркие цвета считаются допустимыми. Характерная для эмо обувь — кеды типа конверс , а также флипы (тряпичные тапочки в ромбик), вэнсы с узором в шашечку.

Взгляды: для представителей этой субкультуры основными ценностями являются: разум, чувства, эмоции. Умение сочетать все три компонента и есть основная суть эмо. Основанный на эстетике прекрасного принципиально инфантильный взгляд на мир, интровертность, акцент на внутренних переживаниях. Большое значение придаётся таким ценностям как дружба и любовь. Также высоким духовным атрибутом культуры является правда и честность.

Музыка: Эмо - альтернативное направление в музыке, сопровождающееся тяжелой гитарной партией и сильным соло.

 

ТОЛКИНИСТЫ

Толкинисты (от Толкин ) — фэндом поклонников книг Дж. Р. Р. Толкина, имеющий тесную связь с субкультурой ролевиков. Фанатизм от Толкина в основном связан с успехом его эпопеи «Властелин Колец». Книга была одобрительно встречена критикой, но поначалу не вызвала особого ажиотажа. Настоящий «бум» на Толкина начался после выпуска в 1965 году в США дешёвого издания «Властелина Колец» в мягкой обложке, доступного по цене для подростковой и юношеской аудитории. Что интересно, это издание было пиратским, и сам Джон Толкин пытался воспрепятствовать ему. И уже через несколько месяцев официальное издание, так же теперь выходившее в мягкой обложке, перекрыло миллионным тиражом стотысячный тираж Ace Book. «Властелин Колец» попал на благодатную почву. Молодёжь 1960-х, увлеченная движением «хиппи» и идеями мира и свободы, увидела в Толкине единомышленника. Многие трактовали книгу как аллегорию борьбы с несправедливым общественным устройством, хотя сам Толкин никогда подобного не утверждал. Сам Джон был недоволен своим «культом», хотя и признавал, что такой успех ему льстит. Ему даже пришлось поменять номер, потому что поклонники надоедали ему звонками.

Толкинизм в России можно отсчитывать от первого издания «Хоббита» в 1976 или «Властелина Колец» в 1982. Однако только в Перестройку книги Толкина стали по-настоящему доступны читателю. Россия пережила бум толкиенизма в 1990-е. Это можно связать как с тем, что, наконец исчезла цензура и западная мода на фэнтези достигла России, так с потребностью молодёжи в эскапизме в тяжёлый исторический период.

Очередная волна популярности Толкина наступила в начале 2000-х с выходом крайне популярной кинотрилогии Питера Джексона «Властелин колец». Экранизация увлекла в толкинистский фэндом множество людей.

81Черты: толкинисты любят играть в описанные у Профессора (как часто именуют Толкина) события на ролевых играх, называют себя именами персонажей Толкина или придумывают себе имена, руководствуясь языками из мира Толкина (Средиземья ). Они называют себя представителями волшебных народов, описанных у Толкина: эльфами, гномами, энтами, орками, гоблинами, хоббитами, и прочими.   Во время переписи населения в 2002 году многие толкинисты самовыражались, указывая в качестве национальности «эльфы», или «Хоббиты». Самый большой процент «этнических эльфов» был выявлен в Перми, где местный клуб толкинистов специально организовал флешмоб. Некоторые толкинисты считают, что мир, описанный в книгах Толкина, в самом деле, существовал, и ищут тому подтверждение или живут соответственно данному утверждению, и зачастую «помнят» тот мир и верят, что имеют там воплощение; либо наоборот — данное их воплощение лишь тень жившего там, и что они не люди, а эльфы. Обычно это не мешает им чётко осознавать, что на самом деле они люди — это проявление так называемого «мифологического мышления».

 

Ролевые игры

Ролевые игры особенно тесно ассоциированы с толкинистами. Они проводят «полёвки», конвенты, ролевые игры, посвящённые вселенной Толкина. В какой-то период слова «ролевики» и «толкинисты» были для непосвящённых как синонимы. С развитием движения исторической реконструкции, однако, все больше ролевиков предпочитают реконструкцию толкинизму.

Самый известный в России конвент ролевиков — Зиланткон (от татарского Зилант — мифический дракон, изображённый на гербе города Казани), проводящийся ежегодно в ноябре в Казани.

ТРЕШ

Треш вызывает у обычных людей смешанные чувства шока, отвращения, растерянности и глумления.

83Треш - это протест против шаблонов, рамок и правил, против социальных норм и полированной массовой культуры. В мире, где люди стремятся не 82выделяться, хотят быть похожими друг на друга, носить одну и ту же одежду (которую увидели в одних и тех же журналах мод) и есть одну и ту же еду (которую увидели в одной и той же рекламе на одном и том же телеканале на экране телевизора одной и той же фирмы). В таком мире становится очень скучно и мерзко. И тогда появляется треш – та же самая массовая культура, но доведенная до абсурда и вывернутая на изнанку. А именно: никаких по-голливудски смазливых рож, никаких милых глазу тонов, которые вы привыкли видеть в модных журналах, никакого сюжета в обычном смысле этого слова. Безвкусная, конечно же, только на взгляд тех, кто в своей жизни ограничен рамками и правилами. Любыми рамками и любыми правилами.

Потому что для треша рамки и правила неприемлемы вообще.

Треш культура неразрывно связана с вайт-трэш культурой (white trash). Это слово возникло в Америке для обозначения «белых отбросов» общества, которые отвергали общество и массовую американскую культуру. Они придавали большое значение тому, что по мнению обычного человека являлось дурновкусием, вульгарностью и, собственно, мусором (trash – англ. Мусор). Они не то, чтобы отрицали массовую культуру – они ею жили. Только в обратном смысле. Делали все наоборот.

Главное правило треша – никаких правил. Оно работало во все времена. Одежда – один из самых подходящих и красноречивых способов проявления треша. Можно одевать все. Любые года, начиная с 30-х и заканчивая 90-ми, любые стили - от панка до синтипопа.

Элементы треш - стиля: 1.Многочисленные аксессуары, например золотые или с   мультипликационными персонажами, диадемы; .Принты, леопардовый и с теми же мультиками...; 3.Сочетание порой не сочетаемых вещей; 4.Цветные волосы, "еноты", накладные дреды и ресницы, так же жгуты и т.п.

 

84Фрики- это такие личности, которые преднамеренно шокируют «приличную» публику экзотическим внешним видом и нелепым поведением. Между прочим, среди знаменитостей звезд таких чудиков полным-полно, и многие делают свою странность настоящей «фишкой»!

Английское слово «freak» переводится не только как «уродство», у него есть и другие значения – «причуда», «каприз», «шалость». Фрики начали свое шествие по планете в 80-е годы. Представители этого движения считают, что их знаменитой предшественницей была писательница Жорж Санд, которая в 19 веке повергла в ужас консервативных французских обывателей, поскольку носила короткую стрижку и мужской костюм (по тем временам нечто более скандальное придумать было трудно).

Двух одинаковых фриков нет, у каждого своя фишка. Их девиз – никаких стереотипов, одевайся, как хочешь, будь не похожим на других, удивляй всех вокруг, излучая при этом позитивную энергию.

В Лондоне с 1972 года ежегодно проходит одно из самых грандиозных мероприятий, посвященных фрик-течению, - конкурс на звание «Лучшей Альтернативной Мисс Мира». А в России в 2006 году прошел первый фрик-парад.

Букина, Л. Шоу ОДНОГО человека /Л.Букина // Маруся, 2008.- №4.- С.24 - 26

 

СТИЛЯГИ

Стиляги — молодёжная субкультура в СССР, получившее широкое распространение в крупных советских городах на рубеже 1950-х — начала 1960-х годов, имевшая в качестве эталона западный (преимущественно, американский) образ жизни. Стиляг отличала нарочитая аполитичность, определённый цинизм в суждениях, отрицательное (или безразличное) отношение к некоторым нормам советской морали. Стиляги выделялись яркой, часто нелепой, одеждой, определённой манерой разговора (особый сленг). Им был присущ повышенный интерес к западной музыке и танцам. Субкультура стиляг явилась своеобразным стихийным протестом против принятых в советском обществе стереотипов поведения, а также против единообразия в одежде, в музыке и в стиле жизни.

Слово вошло в обиход с 1949 года после публикации в журнале «Крокодил» фельетона Д. Г. Беляева «Стиляги».

Одной из главных причин появления движения «стиляг» стала активизация международных контактов СССР, как в годы войны, так и после неё. Увеличение числа дипломатических работников автоматически увеличило и количество членов их семей, живущих в другой, «несоветской» реальности, ассоциирующейся с успехом и процветанием. При этом если официальная пропаганда продолжала игнорировать факты заимствования СССР западных научных и технических достижений, то на бытовом уровне советские инженеры, копировавшие зарубежные образцы, и экономисты, изучающие конъюнктуру рынков «стран капитала» на предмет экспорта туда сырьевых товаров и закупок оборудования, не испытывали пиетета перед советской идеологией и передавали эти настроения молодому поколению[источник?]. Те, в свою очередь, способствовали их 8586распространению среди широких слоев городской молодёжи.

Если для детей советской элиты пристрастие к западной культуре было элементом показательного протеста и признаком «особости», то для большинства молодых людей того времени новая субкультура стала психологической защитой от нищеты и разрухи послевоенных лет. Несоответствие убогой реальности с красочностью кино-мира, запечатлённого в так называемых «трофейных фильмах», вызывало у молодых людей состояние дискомфорта. Кроме того, вернувшиеся из Европы победители привезли с собой огромное количество трофейной одежды, обуви, украшений и модных журналов. Эти вышедшие из моды на Западе предметы и стали основой для создания гардероба стиляг «из народа». Помимо вещей, после войны в СССР стали популярны зарубежные пластинки с джазовыми композициями и неизвестные доселе танцы. Так, танец буги-вуги был впервые увиден советскими людьми во время встречи на Эльбе с американскими солдатами.

Писатель Эдуард Лимонов в своей книге «У нас была великая эпоха» так описывает сложившуюся после войны ситуацию:Фильмы, ставшие культовыми для стиляг: «Серенада Солнечной Долины», «Джордж из Динки-джаза», «Тарзан», «Девушка моей мечты», «Судьба солдата в Америке», киноленты с участием Дины Дурбин.

Появление термина «стиляга»: возникновение термина относится к концу 1940-х годов. Существует мнение, что термин «стиляги» пришёл из языка джазистов, музыкантов. «Стилять» (англ. steal — воровать; либо англ. style — стиль) у исполнителей джаза означало играть в чужом стиле, кого-то копировать, отсюда презрительное выражение «стилягу дует» — это о саксофонисте, который играет в чужой манере. И, соответственно, термин переносится на самого исполнителя — «стиляга».

«Стиляга» — это не самоназвание; сами себя эти молодые люди либо никак не называли, либо именовались «штатниками» (то есть — «горячие поклонники Соединённых Штатов»).

 

 

 

 

Недопонимание между поколениями вызывает напряженность в обществе, настороженность и недоверие. В Сургуте удалось собрать в музейном пространстве представителей разных по времени популярности и по атрибутам, но равных по значимости субкультур. Проект был призван помочь понять истоки и ценности каждой из них. Учитывая высокую социальную значимость проекта, предлагаем ознакомиться с его внутренней «кухней» и взять на заметку использованные при его реализации методы.

Главным в реализации проекта являлось создание выставки, посвященное молодежным субкультурам. В связи с большим объемом информационного материала и экспонатов проведение выставки было решено разделить на два этапа:

1) «Шестигранник». Эта часть выставки ознакомила посетителей с самовыражением сургутской молодежи и молодежными субкультурами советского периода. Данное название было выбрано не случайно- так в середине прошлого столетия называлась легендарная танцевальная площадка в московском парке культуры и отдыха им. Горького. Пришедшие посетители смогли не только увидеть предметы советской эпохи, но и соприкоснуться с основными идеями и ценностями, ставшими символами советских субкультур. Кроме того, прошло выступление молодежных коллективов.

2) «Заводной апельсин». Название было позаимствовано у английского писателя Э. Берджеса. Выражение «Заводной апельсин» ссылаясь на лондонское просторечие «странный, как заводной апельсин», что означало «человек с причудами». В создании второй части выставки активное участие приняли местные байкерские сообщества, ребята, увлекающиеся эсктремальными видами спорта, музыкальные объединения и коллективы города.

Органично соединившись воедино, обе части выставки смогли представить посетителям общую картину городских субкультурных движений в нашем городе как существовавших в прошлом, так и существующих ныне. Это помогло «оживить» воспоминания молодежи 1960-1980 гг. («отцов»), а современную молодежь («детей») – ознакомить с молодежной неформальной культурой их родителей.

Благодаря проекту, музей выступил не только как хранитель и интерпретатор исторического наследия, но и как транслятор современной молодежной культуры. Многочисленные одобрительные отзывы посетителей о мероприятиях проекта «Музей – территория равных: от стиляг до эмо», резонанс в местной прессе и на телевидении, а также увеличение числа посетителей музея подтверждают успех проекта.

Назаров, П.В. Реализация молодежного проекта «Музей-территория равных: от стиляг до эмо» П.В. Назаров // Справочник руководителя учреждения культуры, 2010.- №9.- С.51-60

 

 

 

Слово к родителям

Трудно и одновременно очень интересно жить в начале XXI века! Каждый день появляется что-то новое. В том числе и в культуре, особенно — молодежной. А что подросткам — развлечение, то родителям чаще всего — головная боль. И если к таким молодежным субкультурам, как панки и металлисты, мамы с папами уже более-менее привыкли, то недавно появившиеся у нас в стране готы, эмо и другие новые неформальные объединения многих по-настоящему пугают. Но так ли обоснованны родительские опасения?

Когда ребенок из забавного карапуза превращается в подростка, близкие порой не знают, как себя с ним вести. Старая модель воспитания уже «мала», а как общаться с взрослеющим ребенком по-новому — пока непонятно. Родители в растерянности: мало того, что у ребенка меняется характер, так тут еще вызывающий внешний вид, пристрастие к которому подросток объясняет не только веянием моды, но и правом на самовыражение. И эти странные звуки из комнаты... И на музыку-то не похоже: громко, резко, необычно — и оттого страшно. Новые друзья, такие же “сумасшедшие”: длинноволосые или с косой челкой, в черном балахоне с мрачной символикой или в широченных штанах.

Воспринимайте увлечение вашего взрослеющего ребенка как повод стать еще ближе. Сделайте шаг навстречу, вместо критики — похвалите, выразите желание понять. Сходите вместе в клуб, на концерт или фестиваль. И тогда связующая ниточка между вами станет крепче.

Вам уже заранее страшно? Не бойтесь! Быть рядом с растущей и меняющейся личностью — это интересно, иногда трудно, но очень нужно. Становясь неформалом, подросток ищет себя, учится общаться, отстаивать свое мнение, находит друзей и творчески раскрывается. И обязанность родителей — быть рядом, в меру контролировать и помогать. Изучайте его, узнавайте что-то новое — и тогда конфликтов «отцов и детей» станет меньше.

 

Слово к подросткам

Ты сам должен сделать шаг навстречу: не оттолкнуть родителей, когда они искренне захотят понять тебя. Будь готов ответить даже на самые наивные их вопросы о своей субкультуре — и произойдет маленькое чудо: тебя, скорее всего наконец-то отпустят в рок-клуб (или на тусовку), а сами взрослые, всегда такие серьезные люди, по-детски обрадуются тому, что мир — не черно-белый!

 

«КАК ХОРОШО, ЧТО МИР НЕ ЧЕРНО-БЕЛЫЙ!»

Мир многообразен и многокультурен: культур огромное множество, и они настолько важны друг для друга, что мы должны наконец-то начать познавать их особенности — отбросив страхи и стереотипы. Надо стать чуточку внимательнее не только к детям и подросткам с их увлечениями и проблемами, но и к другим народам, религиям, языкам...        И тогда мирного неба станет чуточку больше, а конфликтов «отцов и детей» — чуточку меньше.

 

Свечников, С.К. Молодежь и рок-культура [Электронный ресурс].- //www. piorme.narod.ru subkult.htm

Треш [Электронный ресурс].- //www. superkids.webtalk.ru viewtopic.php…

Стиляги [Электронный ресурс].- //www. miramirov.proilim.ru.

Субкультуры [Электронный ресурс].- //www.wikipedia.org

2     425    facebooklarger