Включить версию для слабовидящих

Владимир Мономах и его время

^Back To Top

foto1 foto2 foto3 foto4 foto5

Календарь праздников

Праздники России

Контакты

346780 Ростовская область

г. Азов, Петровский б-р 20 

тел.(86342) 4-49-43, 4-06-15 

E-mail: This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it.

Besucherzahler
счетчик посещений

59Владимир Мономах - великий князь киевский в 1113—1125, государственный деятель, военачальник и писатель. Один из самых выдающихся деятелей древней Руси, первый серьезный реформатор.

С именем Владимира связан не только значительный период русской культуры, но и такое крупное историческое событие, как объединение разрозненных земель в могучую державу.

Долгие века Русь хранила память о Владимире Мономахе как об идеале своего князя-правителя. Исключительным свойством Мономаха было миролюбие, заставлявшее его охотнее отдавать свои вотчины иным русским князьям, нежели проливать кровь соотечественников в усобицах. Тем не менее границы Русских земель были для него святы, и он не раз собирал князей в единую рать, совершая победоносные походы в половецкие степи. Годы великого княжения Владимира Мономаха (1113 -1125) на «золотом Киевском столе» стали временем наибольшего расцвета Руси.

При Владимире и его сыне Мстиславе был создан наиболее полный свод законов – «Пространная Русская Правда», трактовавший вопросы собственности, наследования, правового положения женщин, ограничивавший права князя по отношению к боярству и тому подобное. Большую роль играли собственные литературные произведения Мономаха, обладавшего незаурядным писательским даром.   Им были созданы «Поучение» и «Письмо Владимира Мономаха Олегу Святославичу» – яркие образцы древнерусской литературы. Деятельность Владимира Мономаха позволила объединить большую часть территории Руси и отодвинуть время начала феодальной раздробленности.

Дайджест посвящен знаменательной дате – 960-летию со дня рождения Владимира Мономаха. При составлении дайджеста были использованы материалы сайтов, ресурсы научной электронной библиотекиhttp://elibrary.ru; ресурсы МБУК ЦБС города Азова.

 

 

 

 

 

Владимир II Всеволодович Мономах
Великий Князь Киевский
Годы жизни: 1053-1125
Годы правления: 1113-1125

 

Почти все события русской истории 2-ой половины XI века и 1-ой половины XII века связаны с именем Владимира Мономаха.  Ярослав Мудрый, поделив Киевскую Русь на 5 частей, завещает править этими землями своим сыновьям, но между братьями происходят ссоры, которые положили начало дроблению Руси на княжества. Единственный кто на время это остановил бы - был Владимир Мономах.

Владимир родился в 1053 году, за год до смерти своего деда Ярослава (1054). Любимый сын Всеволода, Великого Киевского князя.  Мать - Анна, последняя жена Всеволода. Дочь византийского императора Константина Мономаха, Византийская царевна. У Владимира было три имени: Владимир - княжеское, Василий – крестное, Мономах – дедовское (со стороны матери).

Великий Киевский князь Всеволод завещал своему сыну Владимиру Великое княжение, но он отказался и провозгласил Великим Киевским князем своего двоюродного брата Святополка II Изяславича. Вместе со Святославом и без него участвовал во многих походах против половцев. Были и поражения и победы. Борьба с половцами была затяжной. Да и половцы не стремились к завоеванию земель. Их целью были грабежи, которые российским князьям никак не удавалось прекратить, хоть и были иногда успехи. В ответ на нападение половцев Владимир Мономах выступал инициатором, вел наступательную политику и, если была такая возможность, старался  закончить дело миром. По словам Владимира, он девятнадцать раз заключал договор с половцами.

Владимир пользовался народной любовью и снискал себе славу миротворца и победителя половцев.  С другими князьями старался поддерживать мир.  Не желая устраивать сражение,  в 1094 году ушел из Чернигова в Переславль, где княжил, а позже передал Переславль брату Ростиславу, а сам княжил в  Смоленске.

В 1113 году умер Святополк, и киевляне решили, что следующим киевским князем должен стать Владимир Мономах, но Владимир медлил. Послав к нему во второй раз гонцов, он снова отказался стать великим князем, считая, что княжество должно перейти к его двоюродным братьям Святославовичам по праву старшинства. Киевляне не желали слышать ни о каком другом князе. "Спаси нас, говорили их Послы, от неистовства черни; спаси от грабителей дом печальной супруги Святополковой, собственные наши домы и святыню монастырей".  Владимир дал согласие, приехал в Киев и принял Великое княжение.

Время правления Владимира Мономаха, вплоть до самой смерти, было самым лучшим для Киевской Руси. Ни половцы, ни другие племена не беспокоили Русь в это время. В 1116 году Владимир сам послал своего сына Ярополка  на Дон, где тот  завоевал у половцев три города и привез себе жену ясского хана. Мстислав, другой сын Владимира, вместе с новгородцами побил чудь на балтийском побережье.  В 1120 году Юрий, князь Ростовский, еще один из десяти сыновей  его, разгромил болгар на Волге.

В русской истории Владимир Мономах известен не только как "собиратель русских земель", но и законодатель. Ростовщики устанавливали высокие проценты, и первым делом Владимира стало ограничение "ростов" и внесение этого ограничения в законодательство.

Ко времени Мономаха можно отнести постановление о наследстве. По русскому праву все сыновья наследовали поровну, а дочери получали приданое при замужестве. Каждый мог распорядиться своим имуществом по завещанию. Имение жены оставалось неприкосновенным для мужа. Если после смерти мужа, вдова не выходила снова замуж, то она оставалась хозяйкой в доме покойного мужа и дети не могли ее выгнать.

Перед своей смертью Мономах поучает своих детей не давать сильным губить слабых,  защищать вдов, сирот и убогих. Всякого встречного обласкать добрым словом,  посещать больных и отдавать последний долг мертвым, помня, что все смертны. Уважать старших как отцов, а младших как братьев. Относительно войны советует детям снаряжать войско самим, а не надеяться на воевод. Во время походов не предаваться сну и не пировать. И самое главное велит учиться читать и приводит в пример своего отца, Всеволода, который выучил 5 языков сидя дома.

19 мая 1125 года в возрасте 72 лет близ Переславля, у церкви, построенной на Альте, Владимир II Мономах скончался. Похоронен в Киеве в церкви Святой Софии.

Владимир Мономах был поистине великим князем. Дела его были направлены на развитие всех сторон Киевской Руси, как на пользу жителям, так и государственного образования. С. М. Соловьев писал о нем: "Мономах не возвышался над понятиями своего века, не шел наперекор им, не хотел изменить существующий порядок вещей, но личными доблестями, строгим исполнением обязанностей прикрывал недостатки существующего порядка, делал его не только сносным для народа, но даже способным удовлетворить его общественные потребности".

 

Источник:http://www.kremlion.ru/praviteli/monomah

 

 

ВЛАДИМИР ВСЕВОЛОДОВИЧ МОНОМАХ

 

Владимир Всеволодович Мономах (колено 7). Из рода Рюриковичей. Сын Всеволода I Ярославича и греческой царевны Анны (по другим сведениям - Марии) Константиновны. Род. в 1053 г. Кн. Ростовский в 1066 - 1073 гг. Кн. Смоленский в 1073 - 1078 гг. Кн. Черниговский в 1078 - 1093 гг. Кн. Переяславский в 1094 - 1113 гг. Вел. кн. Киевский в 1113-1125 гг.

 

С детства Владимир отличался отчаянной храбростью. Уже на закате своей жизни, в "Поучении детям", он вспоминал о бурных днях молодости. "Любя охоту, часто ловил зверей с отцом, - писал он. - Своими руками в густых лесах вязал я диких коней сразу по несколько. Два раза буйный вол метал меня на рогах, олень бодал, лось топтал ногами) вепрь сорвал меч с бедра моего. Медведь пронзил седло; лютый зверь однажды бросился и повалил коня вместе со мной. Сколько раз я падал с лошади! Дважды разбивал себе голову, повреждал руки и ногу, не дорожа жизнью в юности и не щадя головы своей". Он рано привык исполнять сложные, недетские поручения. Будучи всего тринадцати лет от роду, он был отправлен отцом на княжение в далекий Ростов. Затем пошли ратные походы и битвы, которым не было числа.

 

60Владимир Мономах был глубоким религиозно-философским мыслителем. Об это свидетельствует его знаменитое «Поучение » — наказ, завещание, которое Владимир Мономах предназначал для своих детей. «Поучение» — это первая в нашей истории настоящая, очень подробная автобиография, помимо прочего представляющая собой выдающийся памятник древнерусской религиозно-философской мысли.

Текст «Поучения» показывает, насколько глубоко к н. XII в. христианское миросозерцание проникло в души и сердца мирских людей. Ведь, по сути дела, «Поучение» Владимира Мономаха — это первое известное нам в Киевской Руси светское произведение, основанное на христианском вероучении. Иначе говоря, это первое русское христианское сочинение, написанное светским человеком, а не монахом или священнослужителем.

Конечно, в «Поучении» можно увидеть, что на бытовом уровне в жизни русских людей XII в. еще сохраняются языческие обычаи. Так, сам Владимир Мономах продолжает носить 2 имени — «нареченный в крещении Василием, русским именем Владимир». Языческий образ ожидания смерти — «на санех седя» — используется вел. князем для объяснения причин создания «Поучения». Именно по древней, но сохраняющейся еще на Руси языческой традиции, умершего везли либо в ладье, либо в санях. Следовательно, вел. князь написал свое «Поучение», находясь на склоне лет, готовясь отойти в мир иной. Не чуждо Владимиру Мономаху и воспевание воинской доблести князей, своими корнями уходящее в языческую древность.

И тем не менее весь строй, вся основная символика и основные идеи «Поучения» Владимира Мономаха — глубоко христианские. Многочисленные и объемные цитаты из Псалтири и трудов Василия Великого, приведенные в тексте «Поучения», показывают не только хорошее знание Владимиром Мономахом христианской литературы, но и то, что именно христианские идеи были фундаментом всего мироощущения Киевского вел. князя. И главный наказ, который он обращает к своим детям, заключается в том, чтобы они всей душой приняли и исполняли правила христианского благочестия, хранили в своих сердцах истинную веру. И тогда у них сохранится надежда на избавление от грехов, обретение вечного спасения и вечную жизнь в Царствие Небесном, которая окрыляет душу всякого христианина и составляет главную цель земного бытия: «…Избыти грееховъ своихъ и Царствия не лишитися».

Красными нитями через текст всего «Поучения» проходят 2 глубинных христианских символа. Первый из них — символ сердца. В христианском понимании сердце — это вместилище и хранилище Божией благодати, средоточие и ядро всей человеческой личности. Поэтому именно к сердцам своих детей взывает Владимир Мономах, надеясь, что они примут его наказ «в сердце свое». И также к сердцам своих детей обращается он в надежде на то, что, истинно уверовав, они не будут лишены Божией благодати: «Аще вы Богъ умякчить сердце, и слезы своя испустите о гресех своих».

Второй символ — символ страха Божиего, который неразрывно связан с символом сердца. Уже в начале «Поучения» Владимир Мономах пишет: «Первое, Бога для и душа своея, страх имейте Божий в сердци своемь и милостыню творя неоскудну, то бо есть начатокъ всякому добру». По сути дела, здесь мы встречаемся с почти дословным прочтением библейской мудрости. «Начало мудрости — страх Господень», — говорится в Псалтири (111, 10) и в Притчах Соломона (1, 7; 9, 7). Более того, в тех же Притчах утверждается: «страх Господень прибавляет дней, лета же нечестивых сократятся» (Пр. 10, 27). Следовательно, испытание страхом Господним — это один из важнейших путей к спасению. Ведь, согласно православному вероучению, Господь насылает Свои кары и страх Божий для того, чтобы очистить человека от скверны и избавить от грехов. Результатом же такого очищения является обретение премудрости и познание Божиих тайн. И недаром, завершая свои наказы детям, Владимир Мономах вновь возвращается к этому символу: «Се же вы конець всему: страхъ Божий имейте выше всего».

В этом отношении интересен тот факт, что идея страха Божиего уже вышла из монашеской среды и проникла в умы и души светских людей, даже властителей.

Необходимо отметить, что позднее символы сердца, как вместилища Божией благодати, и страха Божиего, как начала мудрости, станут одними из важнейших во всей древнерусской религиозно-философской мысли. Более того, эти символы будут сохранять свое значение и в XVIII—XX вв., став основой целого направления в отечественной философии, получившего именование «метафизика сердца».

В «Поучении» Владимира Мономаха перед нами разворачивается настоящая яркая и образная картина христианского благочестия. И это тоже не случайно. Ведь одна из целей «Поучения» — показать идеальный образ христианского властелина. Покаяние, милосердие, молитва, попечение о слабых, справедливость, упование на Бога объявляются Владимиром Мономахом теми «малыми делами», которые доступны всем и которые должны служить основными принципами управления государством: «Да то вы, дети мои, не тяжька заповедь Божья, оже тееми делы 3-ми избыти грееховъ своихъ и Царствия не лишитися». Среди этих принципов — и обязательный союз с церковью, уважительное отношение к священнослужителям. Но при этом Владимир Мономах постоянно делает акцент на главной для него в этом случае идее — инициатива истинного христианского благочестия должна исходить от правителя.

Интересно в этом отношении, что Владимир Мономах, будучи светским правителем, довольно-таки скептически относится ко все более нараставшему с к. XI в. аскетизму. Наоборот, он утверждает, что исполнение Божиих заповедей не составляет больших трудностей, а включает в себя всего лишь «три малых добрых дела»: покаяние, слезы и милостыня. Он призывает своих детей: «А Бога для не леенитеся, молю вы ся, не забывайте 3-х деелъ теехъ: не бо суть тяжка; ни одиночьство, ни чернечьство, ни голодъ, яко иние добрии терпять, но малым деломь можно улучити милость Божию».

Идея «спасения малыми делами», столь ярко представленная в «Поучении» Владимира Мономаха — это явный отголосок все еще сохраняющего свое влияние раннего древнерусского христианства, близкого к кирилло-мефодиевской традиции. Ведь и само христианское мироощущение вел. князя — достаточно светлое и оптимистичное даже несмотря на то, что ему близка идея страха Божиего. В этом смысле «Поучение» Владимира Мономаха — это пересечение двух христианских традиций внутри православной веры. А, по сути дела, даже трех традиций, если учитывать некоторое влияние языческих верований.

Важнейшей задачей истинного христианского правителя, помимо насаждения христианского благочестия, является сохранение единства своего государства. Поэтому, когда Владимир Мономах излагает в «Поучении» историю своей жизни, столь ярко вырисовывается идея единства Руси. Именно этой идее и служил сам Владимир Мономах. Понимая неизбежность процесса дробления Руси на отдельные княжества, он стремился убедить своих наследников сохранить их политическое, военное и культурное единство. Любопытен приведенный Владимиром Всеволодовичем пример: прилетающие весной из рая птицы, занимают свое принадлежащее лишь им место; слабые занимают свое, а сильные — свое. И ни одна не пытается согнать др. и занять лучшее место — каждая довольствуется своим уделом. Так, считал Мономах, должны поступать и князья Рюриковичи. Так всю свою жизнь поступал и сам Владимир Всеволодович, правивший в согласии со своей совестью, чувствуя нужды родной земли.

Об этом свидетельствует еще одно его произведение, дошедшее до нас — «Письмо к Олегу Святославичу», внуку Ярослава Мудрого и многолетнему сопернику Мономаха. В этом письме Владимир Мономах призывает своего соперника отказаться от кровопролитной борьбы и мести, несмотря даже на то, что Олег Святославич убил в междоусобной борьбе за г. Муром сына Мономаха — Изяслава.

Это письмо — свидетельство того, как сам Владимир Мономах, обуреваемый жаждой мести, подавляет в себе это низменное начало и пытается замириться с братом. Интересно, что в этом послании вновь важное место занимает символ сердца: «О многострастный и печалны азъ! — восклицает Владимир Мономах. — Много борешися сердцемъ, и одолевши, душе, сердцю моему, зане, тленьне сущи, помышляю, како стати пред Страшным Судьею, каянья и смиеренья не приимшим межю собой».

Источником его мирных намерений служат, во-первых, идея Христовой любви, а во-вторых, забота о единстве Русской земли. Даже со смертью сына готов примириться Владимир Мономах, во имя прекращения междоусобицы. Поэтому и обращается он к Олегу Святославичу с призывом к смирению и покаянию, утверждая: «…Не хочю я лиха, но добра хочю братьи и Русьской земли».

Произведения Владимира Мономаха — «Поучение» и «Письмо к Олегу Святославичу» — дошли до нас в единственном экземпляре в составе Лаврентьевской летописи. Но это не значит, что они не были известны современникам и потомкам. Идеи, проповедуемые Владимиром Мономахом, были очень популярны в Древней Руси. А сам образ Владимира Мономаха, князя-воина и князя-мыслителя, постоянно присутствовал в древнерусской литературе. Более того, в XVI в., когда встал вопрос о принятии московскими великими князьями царского титула, именно Владимир Мономах, как внук константинопольского императора, стал важнейшим звеном в генеалогическом древе, обосновывающим царские претензии московских государей. И недаром царский венец, которым стали венчаться на царство, получил название «шапки Мономаха».

Перевезенцев С.

Источникhttp://www.hrono.info/biograf/bio_we/vladim2mono.php

 

 

ВЛАДИМИР МОНОМАХ

1053–1125

 

Полководец и государственный деятель Древней Руси, князь смоленский (с 1067 года), черниговский (с 1078 года), переяславский (с 1093 года), великий князь киевский (с 1113 года).

Внук Ярослава Мудрого, сын князя Всеволода Ярославича – одна из самых ярких личностей в древнерусской истории. Мать его была дочерью византийского императора Константина Мономаха (отсюда его историческое прозвище – Мономах, по деду).

Всю свою долгую жизнь Владимир Мономах посвятил объединению Русской земли и защите ее от постоянных набегов половцев. Воевать с ними Владимир Мономах начал, когда получил в удельное правление порубежное Переяславльское княжество, стоявшее на краю Дикого поля, или, как его тогда называли на протяжении целого столетия, Половецкой степи.

Отечественная история донесла до нас горестные цифры: с зимы 1061 года по 1210‑й половцы совершили 46 только больших набегов на Русь, не считая малых. Больше всего от них досталось приграничной Переяславльской земле. Девятнадцать раз половецкие орды волной накатывались на это княжество, прикрывавшее собой без малого пол‑Руси.

По подсчетам историка С.М. Соловьева, еще в княжение своего отца Владимир Мономах одержал над половцами 12 побед в сражениях. Почти все – на степном порубежье Русской земли.

В период правления в стольном граде Киеве Владимиру Мономаху удалось объединить вокруг себя большую часть Русской земли. На княжеском съезде в городе Любеч, состоявшемся осенью 1097 года (по летописи – «в год 6605»), Мономах убедил крупнейших русских князей объединить дружины для борьбы с половецкой опасностью и «устроить мир» на земле Отчизны, прекратив междоусобицы. Он явился организатором и вдохновителем целого ряда совместных походов русских князей против половцев. Самыми большими из них были походы 1103, 1107, 1111 годов.

В постоянной борьбе с Диким полем великий ратоборец Русской земли показал себя выдающимся тактиком и стратегом. Он основательно изучил характер набегов половцев на Русь и пришел к выводу, что эти набеги нужно упреждать. Кочевники обычно нападали на русские княжества в самом начале лета. Мономах же предложил совершать походы в степь ранней весной, когда после зимней бескормицы половецкие кони еще не набрали силы. Он же предложил громить половцев не в приграничье, а на территории их родовых кочевий.

Первый крупный дальний поход русской рати состоялся в 1103 году после Долобского совета князей. Владимир Мономах выступил в поход вместе с князем Святополком Киевским. Их войско состояло из конницы, которая шла берегом Днепра, и пеших воев, плывших на ладьях. В районе острова Хортица пешие ратники высадились на берег и вместе с конниками двинулись в степь. Русское войско за четыре дня прошло примерно 100 километров. Впереди двигался большой отряд – «сторожа», который выполнял функции сторожевого охранения и разведки.

Когда о движении русских полков стало известно в половецких вежах, ханы собрались на «съезд», чтобы обсудить такое небывалое дело – противник зашел в глубь Дикого поля. Ханы решили разбить русскую рать и затем незамедлительно совершить большой набег на Русь.

Первое большое сражение с кочевниками произошло в урочище Сутень. Русская «сторожа» окружила здесь и уничтожила большой половецкий отряд во главе с ханом Алтунопой. Так половцев впервые разбили на их собственной земле.

Битва же с главными силами степного народа состоялась утром 4 апреля на реке Молочной. Летописец так описывает ее пролог: «И двинулись полки половецкие, как лес, конца им не было видно; и Русь пошла им навстречу».

Сражение, как и ожидалось, началось яростными атаками несметной половецкой конницы, но русские ряды не дрогнули. Пешая рать, составлявшая «чело» (расположенная в центре), не позволила половецкой коннице разорвать себя и притянула к себе главные силы врага. Княжеские конные дружины, стоявшие на флангах (крыльях), начали разгром войска ханов. После жаркой сечи половцы обратились в бегство, русская конница преследовала противника, кони которого после зимовки потеряли прежнюю резвость. В той битве погибли 20 половецких ханов.

От такого удара половецкие орды не сразу пришли в себя. В мае 1107 года степняки во главе с ханами Боняком и Шаруканом совершили набег на окрестности порубежного города‑крепости Переяславля. В августе они повторили набег и дошли до реки Сулы близ Лубеня. Владимир Мономах вновь поднял русских князей на совместный поход и внезапно обрушился на походный стан кочевников. Половцы не успели даже выстроиться для битвы. Захватив большой полон, русские дружины «с победой великой» вернулись домой.

Чтобы обезопасить Русь от разорительных набегов половцев, Владимир Мономах использовал не только военную силу, но и прибегал к дипломатическим приемам. Он женил двух своих сыновей – Юрия, будущего Долгорукого, и Андрея – на дочерях знатных половецких ханов. Так поступали и другие удельные князья. Однако и это не удержало степные орды от набегов на северных соседей.

Тогда Владимир Мономах задумал совершить сверхдальный поход в Половецкую степь, выйти к Дону и там разгромить те половецкие вежи (кочевья), которые до сих пор избегали удара русских дружин. Этот поход состоялся в 1111 году, в конце февраля, когда степь находилась еще под снегом. Пешие русские ратники выступили в дальнюю дорогу на санях. На санях же везли тяжелое оружие и корм для коней.

Маршрут объединенного войска нескольких русских князей пролегал в стороне от ближайших к границам Руси кочевий, что обеспечило скрытность похода. В конце марта русское войско вышло на берега реки Северский Донец и взяло половецкие городки Шарукань и Сугров, освободив здесь много пленников.

Появление многотысячной русской рати в самом центре Дикого поля заставило половецких ханов соединиться в одно огромное конное войско. Произошло два больших сражения. Одно из них, состоявшееся 27 марта на берегах Днепра, отличалось необычной ожесточенностью. Владимир Мономах выстроил русские полки в привычный боевой порядок: пешие воины стали в центре, а княжеские конные дружины – на флангах (крыльях). Они составляли одну боевую линию. Но на сей раз древнерусский полководец поставил и вторую линию – ее составили полки самого Мономаха и черниговского князя Давыда Святославича.

Половецкая конница всей массой обрушилась на первую линию русских воев. Однако теснота на поле битвы не позволяла им вести прицельную стрельбу из луков, и степняки так и не смогли прорвать строй противника. Напрасно ханы раз за разом посылали своих воинов в атаку. Когда Владимир Мономах убедился, что наступательный пыл половцев иссяк, он ввел в сражение вторую линию. Такого большого поражения от русских, что произошло на берегу Дона, половцы еще не знали.

После разгрома в 1111 году половецкие вежи, чтобы избежать полного уничтожения, откочевали за Дунай, а до 40 тысяч половецких воинов вместе с семьями и стадами ушли в Грузию, нанявшись на военную службу к царю Давиду IV Строителю.

В последние годы правления и жизни Владимира Мономаха кочевые орды из Дикого поля больше не тревожили русских земель. Безопасными стали жизнь в порубежье и торговые пути по Днепру. Черта земледелия продвинулась на юг.

Владимир Мономах – автор знаменитого «Поучения» своим сыновьям, содержащего сведения о походах и войнах его времени и призывающего укреплять единство Руси. (В частности, в этом историческом документе говорится, что за свою жизнь великий князь‑воитель совершил 83 больших и малых похода.)

Шишов А.В. Сто великих военоначальников

 

Источник:http://interpretive.ru/dictionary/967/word/vladimir-monomah

 

 

Материалы сайта:http://www.monomah.vladimir.ru/

 

Владимир-Василий Всеволодович

(cтатья из «Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона» 1890–1907. Статья приведена с сохранением орфографии и пунктуации оригинала.)

Владимир-Василий Всеволодович, прозванный Мономах, великий князь киевский, сын В. Ярославича — самый замечательный из русских князей дотатарского периода нашей истории, оставивший после себя громкую славу и добрую память. В. род. в 1053 г. Когда Святослав черниговский отнял Киев у Изяслава и, Всеволод сел в Чернигове, а сын его Владимир — в Смоленске (1067 — 68 гг.). В. служил и Святославу и опять занявшему Киев Изяславу, как старейшим князьям: по поручению первого он помогал (1075) полякам против немецкого императора Генриха IV, на которого ходил через Богемию за г. Глогау, в нынешней Силезии; по приказанию второго он дважды ходил на полоцких князей (1077)

читать дальше...

Поучение

(в переводе, кратко)

Я, худой, дедом своим Ярославом, благословенным, славным, нареченный в крещении Василием, русским именем Владимир, отцом возлюбленным и матерью своею из рода Мономахов... и христианских ради людей, ибо сколько их соблюл по милости своей и по отцовской молитве от всех бед! Сидя на санях, помыслил я в душе своей и воздал хвалу Богу, который меня до этих дней, грешного, сохранил. Дети мои или иной кто, слушая эту грамотку, не посмейтесь, но кому из детей моих она будет люба, пусть примет ее в сердце свое и не станет лениться, а будет трудиться.

читать дальше...

Поучение Владимира Мономаха

(полный вариант)

Азъ худый, дедомъ своимъ Ярославомъ, благословленымъ, славнымъ, нареченный въ крещении Василий, русьскымь именемь Володимиръ, отцемь взълюбленымь и матерью своею Мьномахы ... и хрестьяных людий деля, колико бо сблюдъ по милости своей и по отие молитве от всех бедъ! Седя на санех, помыслих в души своей и похвалих бога, иже мя сихъ дневъ грешнаго допровади. Да дети мои, или инъ кто, слышавъ ею грамотицю, не посмейтеся, но ему же люба детий моих, а приметь е в сердце свое, и не ленитися начнеть, тако же и тружатися.

читать дальше...

Владимир Всеволодович Мономах

(статья из журнала "Мир Науки и Культуры")

(1053-1125) - великий князь Киевский, автор «Поучения». Получил свое прозвание по линии матери - дочери византийского императора Константина Мономаха. Он был крупнейшим политическим и военным деятелем Руси на рубеже XI и XII в. и вместе с тем выдающимся писателем, чьи произведения строго следовали его политической программе и направлению его покровительства литературной, летописной, законодательной работе своего времени и пропаганде политических идей.

читать дальше...

краткая биография

Из рода Рюриковичей. Сын Всеволода I Ярославича и греческой царевны Анны (по другим сведениям - Марии) Константиновны. Род. в 1053 г. Кн. Ростовский в 1066 - 1073 гг. Кн. Смоленский в 1073 - 1078 гг. Кн. Черниговский в 1078 - 1093 гг. Кн. Переяславский в 1094 - 1113 гг. Вел. кн. Киевский в 1113-1125 гг.

читать дальше...

Рассказ Мономаха о своей жизни

А из Чернигова в Киев около ста раз ездил к отцу, за один день проезжая, до вечерни. А всего походов было восемьдесят и три великих, а остальных и не упомню меньших. И миров заключил с половецкими князьями без одного двадцать, и при отце и без отца, а раздаривал много скота и много одежды своей. И отпустил из оков лучших князей половецких столько: Шаруканевых двух братьев, Багубарсовых трех, Осеневых братьев четырех, а всего других лучших князей сто. А самих князей Бог живыми в руки давал: Коксусь с сыном, Аклан Бурчевич, таревский князь Азгулуй и иных витязей молодых пятнадцать, этих я, приведя живых, иссек и бросил в ту речку Сальню. А врозь перебил их в то время около двухсот лучших мужей.

читать дальше...

Письмо к Олегу Святославичу

О я, многострадальный и печальный! Много борешься, душа, с сердцем и одолеваешь сердце мое; все мы тленны, и потому помышляю, как бы не предстать перед страшным Судьею, не покаявшись и не помирившись между собою.

читать дальше...

 

 

 

Шапка Мономаха  — главная регалия русских великих князей и царей. Символ-корона самодержавия в России. Представляет собой золотой филигранный остроконечный головной убор, предположительно восточной работы конца XIII — начала XIV века с собольей опушкой, украшенный драгоценными камнями: жемчугом, рубинами, изумрудами и крестом.

«Шапка Мономаха» относится к числу самых древних регалий, хранящихся в Оружейной палате Московского Кремля. Начиная с Ивана Калиты, во всех духовных грамотах московских князей упоминается «шапка золотая».

Легенда и история

Шапка представляет собой среднеазиатский головной убор. Не исключено, что эта наследственная регалия московских государей — дар Узбек-хана Юрию Даниловичу или Ивану Калите, которым он покровительствовал. Среди историков распространено мнение, что шапка Мономаха является реликвией московско-ордынского союза, который стал залогом политического взлёта Москвы в начале XIV века. Н. С. Борисов, например, пишет: «Тех, кто верно служил хану, он награждал одеждой и обувью. Среди историков существует мнение, что знаменитая шапка Мономаха — это не что иное, как золотая тюбетейка, которой хан Узбек наградил за преданность Ивана Калиту».

В связи с переориентацией Московского княжества с Золотой Орды на Византию при Иване III происходит и переосмысление значения шапки в русле концепции «Москва — Третий Рим». В «Сказании о князьях Владимирских» (около 1518 года) формулируется официальная версия её происхождения: этот дар византийского императора Константина IX Мономаха своему внуку, киевскому князю Владимиру Всеволодовичу Мономаху, должен был символизировать преемственность власти русских правителей от византийских императоров. В действительности такое происхождение убора крайне сомнительно — как потому, что Константин умер в 1055, когда Владимиру было всего 2 года и вероятность того, что он получит Киев, была довольно скромной, так и с искусствоведческой точки зрения.

Впервые наименование «шапка Мономаха» появляется в русских источниках в Летописной редакции чина поставления Дмитрия, внука Ивана III, на великое княжение, составленной в 1518 г. Шапка фигурирует в легенде, согласно которой византийские императоры, прежде чем передать её и прочие регалии на Русь, сами отправили за ней экспедицию в Вавилон, где нашли её в числе прочих сокровищ, оставшихся от царя Навуходоносора вблизи гробницы Трёх отроков.

Особый статус венца диктовал его использование — до конца XVII века при поставлении на престол всех русских государей. Царь надевал шапку Мономаха только в день венчания на царство, в дальнейшем он пользовался личным головным убором — «венцом». Этот венец входил в состав Большого наряда. Последним русским царём, венчанным на царство шапкой Мономаха, был Иван V, соправителем которого был его брат Пётр I, в 1682 году. Сам Пётр I, коронованный вместе с братом как младший соправитель, был венчан на царство специально изготовленной «шапкой второго наряда», воспроизводившей форму и убранство исторической шапки Мономаха, однако с упрощениями и не на столь высоком художественном уровне. Шапка второго наряда также хранится в Оружейной палате.

 

Источник:http://ru.wikipedia.org/

 

Литература о Владимире Мономахе

 

-         Богатырев, С. Золото шапки Мономаха: тайна царского венца /С. Богатырев //Родина. – 2012. - №9. – С. 132-135.

-         Великий князь Владимир Всеволодович Мономах //Энциклопедия царей и императоров. Россия. IX – XX вв. – М.: РОССА, 2011. – С. 40-41.

-         Владимир IIВсеволодович Мономах. Великий князь Киевский //Валькова, В.. Правители России /В. Валькова. – М.: Айрис-Пресс, 1999. – С. 43-48.

-         Владимир IIМономах //Большая историческая энциклопедия /Новиков С.В. и др. – М.: Олма-Пресс, 2003. – С. 197-199.

-         Владимир Всеволодович Мономах //Богуславский, В.В. Правитель России /В.В. Богуславский. – М.: Олма-Пресс, 2006. – С. 184-187.

-         Владимир Всеволодович Мономах //Рыжов К.В. Все монархи России: 600 кратких жизнеописаний /К.В. Рыжов. – С.: Вече, 2007. – С. 152-155.

-         Владимир Всеволодович Мономах //Советская историческая энциклопедия. Т. 3. – М.: Советская энциклопедия, 1963. – Стлб. 524-525.

-         Владимир Мономах //Рыжов, К. Сто великих россиян /К. Рыжов. – М.: «Вече», 2001. – С 43-48.

-         Владимир Мономах //Энциклопедия для детей. Т.5. История России и ее ближайших соседей. Ч. 1. От древних славян до Петра I /Гл. ред. М.Д. Аксенова. – М.: Аванта +, 2001. – С. 156-159; 169-172.

-         Владимир Мономах, защитник земли русской //Полевой, П.Н. История России. – М.: АСТ, 2006. – С. 43-46.

-         Гайденко, П.И. Несколько замечаний об интересах церкви в восстании 1113 года /П.И. Гайденко //Вестник Екатеринбургской духовной семинарии. – 2011. - №2. – С. 173-184.

-         Греков, Б. Киевская Русь /Б. Греков [электронный ресурс] //http://www.bibliotekar.ru/rusFroyanov/index.htm

-         Дорофеева, Л.Г. «Помыслил я в душе своей…»: о чем пишет Владимир Мономах /Л.Г. Дорофеева //Слово. ру. – 2011. - №3-4. – С. 195-198.

-         Дорофеева, Л.Г. «Поучение» Владимира Мономаха как исповедь-самоотчет: к проблеме интерпретации /Л.Г. Дорофеева //Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. – 2010. - №8. – С. 97-101.

-         Ладинский, А. Последний путь Мономаха /А. Ладинский. – М., 1966.

-         Лядов, В.В. Мораль и право в политико-правовой мысли Древней Руси /В.В. Лядов //Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. – 2012. - №2. – С. 50-53.

-         Мильков, В.В. Концепция малых дел в Древней Руси: об одной из особенностей морально-этического сознания отечественного средневековья /В.В. Мильков //Философский журнал. – 2010. - №1. – 79-92.

 

 

Мономах Владимир Всеволодович –

афоризмы, цитаты, высказывания и изречения

 

Без нужды не клянитесь, но дав клятву и поцеловав крест к братье, соблюдайте клятву крепко.

Больного посетите. Праху мертвеца поклонитесь, ибо все мы смертны.

В доме своем не полагайтесь на слуг, отроков и туинов, чтобы не посмеялись приходящие к вам над вашим домом и над вашим обедом.

Да не застанет вас солнце в постели. Узрев солнце, прославьте Бога и садитесь думать с дружиною, или судить людей, или поезжайте на охоту.

И малыми делами можно заслужить милость Божью. Птица радуется весне, а младенец - матери. Не забывайте того доброго, что умеете, а чего не умеете, тому учитесь.

Куда поедете, не давайте вашим слугам притеснять жителей тех мест, по которым будете проезжать. Напротив, где сделаете остановку, напоите и накормите просящих.

Ложась, оружие с себя не снимайте.

Не гордитесь, ибо все мы смертны: сегодня живы, а завтра в фобу.

Не забывайте того хорошего, что вы умеете, а чего не умеете, тому учитесь - как отец мой, дома научился пяти языкам, в этом ведь часть от других стран.

Не ленитесь ни на что доброе, а особенно не будьте ленивы к церкви.

Старых уважай, как отца, а молодых - как братьев.

Чтите приходящих к вам гостей и послов. Если не можете оказать им почесть дарами, угостите их едою и питьем. Гости по всем землям разносят молву о человеке и создают ему славу или добрую, или худую.

Что знаете хорошего, того не забывайте, а чего не знаете, тому учитесь… А леность - мать всему дурному: ленивый что умеет, забывает, а чего не умеет, тому не учится; вы же поступая хорошо, не ленитесь на все доброе.

 

Источник:

http://www.aphorisme.ru/by-authors/monomah/?q=4703&p=1

 

 

 

Памятники Владимиру Мономаху

 

 

61

 

 

 

 

 

62

63

 

 

 

 

Васнецов В. Отдых великого князя Владимира Мономаха после охоты

Владимир Мономах имел в русской государственности, и в частности в истории придворных охот особое значение. В данном случае наиболее важным было то, что Мономах, обладая мощной силой и охотничьей сноровкой, представлял собой законченный тип князя-охотника. Он относился к охоте не как к забаве, княжеской потехе, но как к серьезному делу, потому и охотился «не блюдя живота своего, не щадя головы своей (...), 64полагая, что смерть наступит не раньше, чем в час урочный, Богом положенный час».

Васнецов определил для князя центральное место, выделив его среди бражничающих участников охоты, но при этом избежал наивной центричность, отодвинув влево его фигуру. И посадил он князя не под какую-то там сосенку или березку, а выбрал под стать ему мощный кряжистый дуб, а для того, чтобы подчеркнуть княжескую недюжинную силу, контрастно противопоставил ему нежного в своей безмятежной юности отрока-кравчего с по-детски льняными волосами. И охоту художник изобразил не зверовую, с участием охотничьих собак, а соколиную, предпочитаемую Мономахом. Отметил Васнецов и обилие охотничьей добычи – богатство тех далеких времен. Справа, в углу листа, свалена груда разнообразных охотничьих трофеев, в том числе внушительная медвежья туша. Возможно, она включена в композицию как памятка о той охоте на медведя, изображенной на северной башне киевского Софийского собора. Также непросто сочинил Васнецов пейзажный фон. Известно, что Мономах часто охотился близ Вырубецкого монастыря, где кругом степей стояли дремучие леса, перемежавшиеся с открытой местностью, изрытой оврагами. Именно таков фон иллюстрации.

Немного об образной трактовке Васнецовым великого князя. Здесь художник, по-видимому, исходил из своего личного опыта. Мономах был в числе главных персонажей Владимирского собора в Киеве. Даже непокрытая встрепанная голова князя (все остальные персонажи в шапках), надо полагать, исторически оправдана: так же простоволос его возможный прообраз – великий князь в Георгиевском приделе (в позе Оранты) того же собора. Любопытно и небольшое погрудное изображение Мономаха в церковном облачении в Государственном Русском музее, где он, как и в иллюстрации, исполнен суровой силы и строгости, и руки у него по-мужицки (и по передвижнически) крепкие и мозолистые.

Казалось, наибольшие трудности ожидали художника за дальностью времен в костюмировании своих героев. Но и здесь он нашел историческое подспорье. Вновь на помощь пришла фресковая роспись в Софийском соборе. Кстати, сцены охоты в его северной башне – единственный памятник светской живописи, сохранившийся от близких Мономаху времен. Особенно полезной для Васнецова оказалась сцена охоты на медведя. В ней прекрасно сохранилась одежда охотника. Как и на нем, на Мономахе длинная просторная рубаха до колен, обрамленная по низу каймой и подобранная поясом – некое византийски-национальное производное от древнегреческой туники, а также облегавшие штаны – результат уже чисто азиатского влияния. Несколько большую вольность Васнецов позволил себе в изображении шапок приближенных князя. Во избежание монотонности художник использовал разновременные образцы, распространенные в начале второго тысячелетия. Отметим, что вскоре многие материалы, связанные с работой над данной иллюстрацией, Васнецов удачно использует в иллюстрациях к пушкинской «Песне о вещем Олеге» (1899 г.).

В творчестве Васнецова акварель «Великий князь Владимир Мономах на отдыхе после охоты», выдержанная в хорошо гармонизированной мягкой, чуть притемненной красочной гамме, с тактом декорированной, стала еще одним свидетельством основательности его мастерства. Более того, она имела для художника этапное значение. Правда, эта иллюстрация во многом все еще основывалась на прежних станковых традициях искусства художника – отсюда иллюзорность в передаче пространства и пластической формы, а также круго-вая композиция, центрирующая главного героя. И все же в ней наметились грядущие художественные перемены, ощутимо стало преддверие стиля модерн. Новые веяния проявились в сюжетной мотивировке, в отсутствии активного действия, столь типичного для передвижников и чуждого для времен мо-дерна, в сумрачности князя, но особенно в романтическом настроении, веющем от закатного, порозовевшего к вечеру неба и дымков горящих костров, возле которых бражничают дружинники.

Р. И. Власова Иллюстрации и художественное оформление очерков Н. И. Кутепова «Великокняжеская, царская и императорская охота на Руcи» //http://www.isaac.spb.ru/digest/num8/vlasova

 

 

 

 

Кившенко А.Д. Долобский съезд князей - свидание князя Владимира Мономаха с князем Святополком

65

Долобский съезд  — съезд русских князей, состоявшийся в начале 1103 года у Долобского озера вблизи Киева. В нём приняли участие переяславский князь Владимир Мономах и князь киевский Святополк Изяславович. Является одним из значительных этапов в попытках древнерусских князей прекратить раздоры и объединить усилия перед половецкой угрозой.

 

А разговор можно представить такой цитатой из "Повести временных лет" : В 1103 году Бог вложил в сердце князьям русским Святополку и Владимиру, и съехались они для думы в Долобске. Сел Святополк со своей дружиной, а Владимир со своей в одном шатре. Начала думать и говорить дружина Святополка: «Неудобно теперь, весной, итти: погубим смердов и пашню их». Сказал Владимир: «Удивительно мне, дружина, что лошадей вы жалеете, на которой кто пашет, а почему о том не подумаете: начнет пахать смерд, а приедет половчин, убьет его стрелой, лошадь его заберет, а, приехав в его село, захватит жену его, детей и все имущество его? Лошади-то жаль, а его самого не жалко ли?» Не могла отвечать дружина Святополка. Сказал Святополк: «Вот я уже готов», и встал Святополк. Сказал ему Владимир: «Вот, брат, большое добро сделаешь ты земле русской».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Владимир Мономах и его время (960 лет со дня рождения): Дайджест [Текст] /Сост. Л. Калашникова. – Азов: Центральная библиотека им. Н. Крупской, 2013. – 20 с.

2     425    facebooklarger