Включить версию для слабовидящих

Смотрите на меня как на равного

^Back To Top

foto1 foto2 foto3 foto4 foto5

Календарь праздников

Праздники России

Контакты

346780 Ростовская область

г. Азов, Петровский б-р 20 

тел.(86342) 4-49-43, 4-06-15 

E-mail: This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it.

Besucherzahler
счетчик посещений

«Самое дорогое у человека – это жизнь. Она дается ему один раз,

и прожить ее надо так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы,

чтобы не жёг позор за подленькое и мелочное прошлое и чтобы, умирая, мог сказать:

вся жизнь и все силы отданы самому главному в мире: борьбе за освобождение человечества.

И надо спешить жить. Ведь нелепая болезнь или какая-либо трагическая случайность могут прервать её».

Николай Островский

В последние годы проблема инвалидности в Российской Федерации не теряет актуальности. Постоянно растущее количество инвалидов и возрастающий коэффициент демографической нагрузки, с одной стороны, и инвалиды с их собственными ресурсами, позволяющими решать, при соответствующих условиях, часть проблем самостоятельно – с другой, ставят перед руководством страны новые задачи.

Сегодня каждый десятый житель России имеет те или иные ограничения жизнедеятельности и ему присвоен статус «инвалид». Около 60% инвалидов — люди пожилого возраста, 5% — дети, остальные — люди трудоспособного возраста, причем 60% из них способны и хотят трудиться. Проблемы этой категории граждан давно перестали быть их личными и перешли в ранг государственных. Именно поэтому реабилитация инвалидов, социальная адаптация их в обществе, реализация их огромного разностороннего потенциала является одной из первостепенных задач государства. Решить ее можно только через создание системы реабилитации инвалидов — службы, которая способна обеспечить социализацию любого человека, имеющего ограничения жизнедеятельности, независимо от возраста и тяжести этого ограничения.

 

Сегодня мы все чаще употребляем термин «люди с ограниченными возможностями». Жизнь людей с ограниченными возможностями – огромное испытание, но нередко они добиваются столь многого в жизни, что это вызывает восхищение. В пособии «Олимпийские игры» выделана целая рубрика «Паралимпийские игры», на страницах которой вы сможете узнать о спортивных достижениях паралимпийцев. В Лондоне в 2012 году команда России заняла второе место, а в 2010 в Ванкувере стала лучшей сборной.

Многие люди с ограниченными возможностями внесли свой вклад в жизнь общества. Среди них есть актеры, актрисы, знаменитости, певцы, политики и многие другие известные люди. Есть, конечно, и миллионы никому не известных людей, которые живут и преодолевают свою болезнь каждый день. Жизнь этих людей доказывает, что преодолеть так называемый барьер инвалидности возможно.

Людвиг ван Бетховен, создавая знаменитую Девятую симфонию, к тому времени почти полностью потерял слух. После ампутации ноги знаменитая французская актриса Сара Бернар продолжала играть в театре. Мигель Сервантес – испанский писатель. В 1571 году Сервантес, состоя на военной службе во флоте, принял участие сражении при Лепанто, где был серьезно ранен выстрелом из аркебузы и потерял левую руку.

После ампутации обеих ног Алексей Маресьев, советский летчик, продолжал летать и сражаться с фашистскими самолетами. Первым незрячим скалолазом, достигшим вершины Эвереста, стал Эрик Вайхенмайер. Знаменитый музыкант Стиви Уандер был слеп от рождения, но играл на нескольких инструментах и был автором многих своих альбомов.

Кристофер Рив, американский актер, сыгравший роль Супермена, получил паралич после падения с лошади. Но после многих месяцев изнурительной терапии Рив смог вернуться к активной деятельности.

В 1962 году Валентин Дикуль упал с большой высоты во время выполнения трюка в цирке. Приговор врачей был безжалостен: «Компрессионный перелом позвоночника в поясничном отделе и черепно-мозговая травма». Одним из главных достижений Дикуля стала его собственная методика реабилитации, защищённая авторскими свидетельствами и патентами.

Актер Павел Луспекаев играл в фильме «Белое солнце пустыни» с ампутированными ступнями ног.

 

Многие считают, что инвалидность человека способна поставить крест на его жизни. К сожалению, в нашей стране нередко бывает именно так. Однако история убедительно говорит нам, что физическое здоровье – ничто, когда человек стремится к своей цели. И это подтверждают судьбы людей с серьезными заболеваниями, которые достигли вершин в своих областях, невзирая на физические недостатки. 

 

Предлагаем познакомиться с небольшим обзором произведений, героями которых являются люди с различными ограничениями.

 

ЖИЗНЬ КАК ИСПЫТАНИЕ

Указатель литературы для всех возрастов

Амлинский , В.И. Жизнь Эрнста Шаталова

 

Жизнь главного героя – инвалида на костылях мрачна, мучительна, тягостна. Положение усугубляют сложные отношения с соседями по коммунальной квартире. Но и такая жизнь не лишена радостей: «Я мыслю – значит, я существую. Да, мыслю, читаю, думаю, смотрю на людей, слушаю их или просто лежу, полузакрыв глаза, и тысячи сложнейших ощущений и ассоциаций трогают меня. Значит, я живой, значит, у меня есть мой собственный мир, исковерканный, но не лишенный смысла».

Базен Э. Встань и иди

 

«Встань и иди» - произведение, вскрывающее социально-психологические последствия второй мировой войны. В этом романе Э. Базен воспевает мужество, усилие, побеждающее зло, борьбу за жизнь и за то, что делает жизнь прекраснее. Автор рассказывает о девушке, КонстанцииОрглез, попавшей под бомбежку и ставшей инвалидом. Она прикована к инвалидной коляске, но мужественно борется с недугом, да еще и старается помочь другим.

Ермолаев Ю. И. Дом отважных трусишек

 

Повесть "Дом отважных трусишек" (так называет в книге главный доктор детское отделение клиники) не документальна. В ней не рассказывается о том, какие новые методы лечения нашeл и успешно применяет зауральский доктор. Писатель прежде всего стремится показать маленьких пациентов, передать их огромное желание преодолеть свой недуг и стать здоровыми. Вместе с Надей Ермаковой и еe подружками по палате Варей Осиповой, ДжаннатШамхаловой и маленькой Олечкой ты, читатель, пройдeшь через многие испытания и узнаешь радость победы, которую одержала героиня книги над собой. И эта радость была для неe самой большой на свете. 

Катаев В.П. Цветик-семицветик

 

«Вели, чтобы Витя был здоров!», – проговорила девочка Женя, отрывая последний лепесток волшебного цветка. И в ту же минуту мальчик Витя, обреченный пожизненно ходить в уродливом башмаке на очень толстой подошве, «…вскочил со скамьи, стал играть с Женей в салки и бегал так хорошо, что девочка не могла его догнать, как ни старалась». Сказка со счастливым концом, которого могло и не быть. Ведь предыдущие желания Жени были совсем другими…

Короленко В. Слепой музыкант

 

В семье помещика Юго-западного края родился слепой ребенок. Трудно передать горе матери и близких. Обостренная чувствительность к звукам и необычный музыкальный слух заставляют родственников беспокоиться за судьбу слепого. Взрослея, он все больше задается вопросом - зачем он живет на свете? Несмотря на то, что он встретил свою любовь, был окружен заботой и вниманием, его постоянно охватывают мрачные чувства безысходности и ненужности. Брат матери, дядя Максим, бывший Гарибальдиец потерявший ногу на полях сражений, видит опасность в излишней опеке ребенка. Он прилагает весь свой педагогический талант для того, чтобы мальчик не испытывал чувство неполноценности, и вселяет в него уверенность в возможность духовного прозрения.

Крапивин В. Та сторона, где ветер

 

Спасая вместе с друзьями котенка, трехлетний Владик получил травму головы и ослеп. Сейчас ему уже одиннадцать лет и он неустанно ведет борьбу со своей бедой. Рядом с Вадиком – все понимающий отец и верные друзья, всегда готовые прийти на помощь.

 

Красавин, Ю.В. Теплый переулок

 

Мальчик Митя попадает в больницу, которая находится в Теплом переулке. Отношения с ребятами в больничной палате у него не складываются. А все потому, что ему предстоит всего лишь одна несложная операция по исправлению сустава на руке. И он недолго задержится в больнице и вскоре вернется домой. Другие ребята из палаты об этом могут только мечтать.

А еще эта повесть о первой любви – полной нежности и заботы. И о первой тяжкой утрате. Но, не смотря на это, Митя на протяжении всей своей жизни с большой теплотой вспоминает о Теплом переулке.

Литтл Д. Слышишь пение?

 

Продолжение книги «Неуклюжая Анна». Теперь Анна уже подросток, а не маленькая девочка, которой постоянно необходимы защитники – теперь она возвращает то тепло, ту доброту, которой так щедро делились с ней и ее первая канадская учительница, и соученики в классе для слабовидящих детей, и, конечно же, ее отец, Эрнст Зольтен. Но семью Анны настигает другое несчастье – в результате несчастного случая на корабле слепнет ее старший брат Руди. И никто другой из всей семьи, только Анна придумывает, как помочь брату.

Лиханов А.А. Солнечное затмение 

 

«Все беды – это солнечные затмения, – сказала Лена, – а жизнь – само солнце». У Лены хорошая, дружная семья. Но девочка в результате родовой травмы лишена возможности передвигаться. Почти все время она проводит в интернате среди таких же больных. Теперь, летом, живя дома, она особенно болезненно ощущает свое несчастье. Ее переживания обостряет знакомство с Федором, у которого свои проблемы: пьющий отец, вызывающий всеобщие насмешки.

Маршалл А. Я умею прыгать через лужи

 

Повесть «Я умею прыгать через лужи» - первая и самая популярная часть автобиографической трилогии известного австралийского писателя Алана Маршалла (1902-1984). В повести раскрывается картина жизни Австралии начала XX века. В центре книги - жизнь мальчика, перенесшего полиомиелит в раннем детстве, его борьба с тяжелым недугом. Герой повести Алан - сын смелого объездчика диких лошадей. С раннего возраста Алан мечтает стать таким же, как отец, но после тяжелой болезни его ноги перестают служить ему. Писатель показывает становление человеческого характера, процесс нравственного формирования героя произведения.

Мурашова Е.В. Класс коррекции

 

«Жизненная сказка» про детей, отвергнутых обществом, которые живут, мечтают, надеются. Но все их мечты и желания сбываются в другом, параллельном мире. Реальный мир наполнен жестокостью. Тема детей, отвергаемых обществом – умственно неполноценных, инвалидов, социально запущенных, слишком неудобна и некрасива, трудно решиться говорить об этом. Автор призывает своих читателей, и детей, и взрослых к совместной душевной и нравственной работе.

7 «Е» - класс коррекции, позор и бич всей школы – в страшную минуту для Стефании сумел объединиться, чтобы противостоять всем: педагогам, лучшему ученику гимназического 10 «А», сыну влиятельного чиновника, а заодно и главного спонсора школы, милиции. Объединиться, чтобы не позволить окончательно поломать жизнь девочке, которой и так досталось немало. Досталось по вине взрослых!

Назаркин Н. Изумрудная рыбка

 

Эта книга о ребятах, которые тяжело, часто неизлечимо, больны. Большую часть своей жизни они проводят в больничной палате: уколы, капельницы, перевязки. И вместе с тем – забавные приключения и выдумки, первые влюбленности, чтение интересных книг.

Автор книги о больничной жизни знает не понаслышке – сам проводил в больнице по шесть месяцев в году, а став взрослым, работал во Всероссийском обществе гемофилии.

Островский Н.А. Как закалялась сталь 

 

Герой романа Павка Корчагин в пятнадцать лет сел на коня и с дивизией Григория Котовского участвовал в боях за установление власти Советов. Потом восстанавливал разрушенное хозяйство страны, прокладывал железнодорожную ветку из леса к городу, замерзающему без дров. Все это не могло не сказаться на здоровье. И после героической жизни наступило ужасное для Павла бездействие: он прикован к постели. Но и во время болезни Корчагин ищет дело, полезное для людей. Поверженный жестокой, неизлечимой болезнью он начал писать свой роман.

Роман Николая Островского издан в 1932 году, он сразу приобрел огромную популярность, стал настольной книгой для многих поколений людей, причем не только в нашей стране. Он учил мужеству, терпению, вдохновлял на подвиг. К автору романа, пока он был жив, со всех концов страны и из-за рубежа нескончаемым потоком ехали гости, чтобы от него – недвижимого, с окостеневшими суставами, испытывающими страшные боли, могущего только слышать и говорить – напитаться силой духа.

Полевой Б.Н. Повесть о настоящем человеке

 

Произведение посвящено Алексею Петровичу Маресьеву, лётчику, участнику Великой Отечественной войны. Его самолет был подбит в апреле 1942 года и совершил вынужденную посадку на территории, оккупированной немцами. 18 суток, раненый, голодный, с обмороженными руками и ногами, он добрался до своих. Ценой героических усилий Маресьев вернулся в строй и продолжал летать. Всего за годы войны он совершил 86 боевых вылетов, сбил 11 самолетов противника, семь из них после ранения. Алексей Маресьев доказал, что если человек чего-то очень сильно захочет, он обязательно этого добьется.

 

Семенова, М.В. Там, где лес не растет

 

Мария Семенова – первооткрыватель жанра славянской фэнтези. Главный герой ее нового романа Коренга ни в чем не уступает знаменитому Волкодаву. У Коренги есть одна отличительная особенность – он калека. На него наложено родовое проклятие – у Коренги не ходят ноги. Чтобы избавить свой род от векового проклятия, Коренга отправляется в путешествие на тележке, построенной его умельцем-отцом. Передвигаться Коренге помогает огромный волкодав Торон.

Титов, В. Всем смертям назло

 

Спасая жизни своих друзей шахтеров во время аварии на одной из донбасских шахт, главный герой книги Сергей Петров получает множественные ранения и становится инвалидом: ампутированы обе руки. Выйдя из больницы, этот упрямый, целеустремленный, волевой человек начинает борьбу за выход в большую и деятельную жизнь. Сумев пережить множество операций и длинных страшных дней ожиданий и раздумий, он преодолел все и услышал от своих друзей: «Счастливый ты, Сережка!»

 

 

Свой вариант указателя литературы по этой тематике предлагает Центральная городская детская библиотека им. А. Гайдара (г. Москва). В предисловии составители указателя написали: «Указатель объединил книги о тех, кто преодолел тяжкий недуг или научился достойно жить с неизлечимой болезнью. Эти книги - лекарство от собственного бессилия, отчаянья и малодушия. От эгоизма и чёрствости окружающих. Попытку собрать эти книги вместе предприняли детские библиотекари Москвы».

Книги помогающие жить: рекоменд. указатель . – Режим доступа:http://www.gaidarovka.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=253&Itemid=1486

Многие произведения из рекомендательного указателя книг экранизированы. Есть и фильмы, не имеющие литературной основы. Познакомиться с фильмографией можно на сайте Центральной городской детской библиотеки им. А. Гайдара.

Особые герои на экране: фильмография . – Режим доступа:http://www.gaidarovka.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=274&Itemid=1486

ЛЮДИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ

Мы пытаемся доказать, что люди с ограниченными возможностями могут являться полноценными членами обществами и ни в чем не уступать обычным людям. Однако наши предшественники на своем личном примере показали, что определенные физические недостатки не могут помешать человеку быть величайшими представителями человечества.

 

 

56

 

 

Мигель Сервантес  (1547 - 1616) - испанский писатель. Сервантес известен, прежде всего, как автор одного из величайших произведений мировой литературы - романа «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский».

В 1571 году Сервантес, состоя на военной службе во флоте, принял участие сражении при Лепанто, где был серьезно ранен выстрелом из аркебузы, из-за чего потерял левую руку. Позднее он написал, что «лишив меня левой руки, Бог заставил мою правую трудиться сильнее и сильнее».

 

 

57

 

 

 

Людвиг ван Бетховен  (1770 - 1827) - немецкий композитор, представитель венской классической школы.

В 1796 году, будучи уже известным композитором, Бетховен начал терять слух: у него развился тинит - воспаление внутреннего уха. К 1802 году Бетховен полностью оглох, но именно с этого времени композитор создал свои самые известные произведения. В 1803-1804 годах Бетховеном была написана Героическая симфония, в 1803-1805 годах - опера «Фиделио». Кроме того, в это время Бетховеном были написаны фортепианные сонаты с Двадцать восьмой по последнюю - Тридцать вторую; две сонаты для виолончели, квартеты, вокальный цикл «К далекой возлюбленной».

Будучи абсолютно глухим, Бетховен создал два своих самых монументальных сочинения - Торжественную мессу и Девятую симфонию с хором (1824).

 

 

58

 

 

Луи Брайль  (1809 - 1852) - французский тифлопедагог.

В 3-летнем возрасте Брайль поранил себе глаз шорным ножом, отчего развилось симпатическое воспаление глаз, и он ослеп.

В 1829 году Луи Брайль разработал используемый до настоящего времени во всем мире рельефно-точечный шрифт для слепых - шрифт Брайля. Кроме букв и цифр на основе тех же принципов он разработал нотопись и преподавал музыку слепым.

 

 

59

 

 

Сара Бернар  (1844 - 1923) - французская актриса.

Многие выдающиеся деятели театра, например Константин Станиславский, считали искусство Бернар образцом технического совершенства. В 1914 году после несчастного случая у нее ампутировали ногу, но актриса продолжала выступать. В 1922 году Сара Бернар последний раз вышла на сцену. Ей было уже под 80 лет, и она играла в «Даме с камелиями» сидя в кресле.

 

 

60

 

 

Джозеф Пулитцер  (1847 - 1911) - американский издатель, журналист, родоначальник жанра «желтой прессы».

Ослеп в 40 лет. После своей смерти он оставил 2 млн долларов Колумбийскому университету. Три четверти этих средств пошли на создание Высшей школы журналистики, а на оставшуюся сумму была учреждена премия для американских журналистов, которую вручают с 1917 года.

 

 

61

 

 

 

Хелен Келлер  (1880 - 1968) - американская писательница, преподаватель и общественный деятель.

После болезни, перенесенной в полуторагодовалом возрасте, осталась слепоглухонемой. С 1887 года с ней занималась молодая преподавательница Института Перкинса Энн Салливан. В ходе долгих месяцев напряженной работы девочка овладела знаковым языком, а затем стала учиться говорить, освоив правильные движения губ и гортани. В 1900 году Хелен Келлер поступила в Рэдклиффский колледж и в 1904 году окончила его с отличием. Она написала и опубликовала более десятка книг о себе, своих ощущениях, учебе, мировоззрении и понимании религии, среди которых «Мир, в котором я живу», «Дневник Хелен Келлер» и др., выступала за включение слепоглухонемых в активную жизнь общества.

История Хелен легла в основу знаменитой пьесы Гибсона «Сотворившая чудо» (1959), экранизированной в 1962 году.

 

 

62

 

 

 

Франклин Делано Рузвельт  (1882 - 1945) – 32-й президент США (1933 - 1945).

В 1921 году Рузвельт тяжело заболел полиомиелитом. Несмотря на предпринимаемые  в течение многих лет попытки победить болезнь, Рузвельт остался парализованным и прикованным к инвалидной коляске. С его именем связаны одни из самых значительных страниц в истории внешней политики и дипломатии США, в частности, установление и нормализация дипломатических отношений с Советским Союзом и участие США в антигитлеровской коалиции.

 

 

63

 

 

Лина По  - псевдоним, который взяла Полина Михайловна Горенштейн (1899 - 1948), когда в 1918 году стала выступать как балерина, танцовщица.

В 1934 году Лина По заболела энцефалитом, ее разбил паралич, она полностью потеряла зрение. После случившейся трагедии Лина По начала заниматься лепкой, и уже в 1937 году ее работы появляются на выставке в Музее изобразительных искусств им. А.С. Пушкина. В 1939 году Лину По приняли в Московский союз советских художников. В настоящее время единичные работы Лины По имеются в коллекциях Третьяковской галереи и других музеев страны. Но главное собрание скульптур - в мемориальном зале Лины По, открытом в музее Всероссийского общества слепых.

 

 

64

 

 

Ванга  (ВангелияПандеваГуштерова, урождённая Димитрова). (1911 – 1996) — болгарская женщина, которой приписывают дар предвидения.

В 12-летнем возрасте Ванга потеряла зрение из-за урагана, который отбросил ее на сотни метров. Нашли ее только вечером с забитыми песком глазами. Отец с мачехой не в состоянии были провести лечение и Ванга ослепла. Она привлекла к себе внимание в годы Второй мировой войны, когда по деревням прошел слух, что она способна определить местонахождение пропавших людей, будь они живы, или места, где они погибли.

 

 

65

 

 

Алексей Маресьев  (1916 - 2001) - легендарный летчик, Герой Советского Союза.

4 апреля 1942 года в районе так называемого «Демянского котла» (Новгородская область) в бою с немцами самолет Алексея Маресьева был подбит, а сам Алексей тяжело ранен. Восемнадцать суток раненый в ноги летчик ползком пробирался к линии фронта. В госпитале ему ампутировали обе ноги. Но он, выписавшись из больницы, снова сел за штурвал самолета. Всего за время войны совершил 86 боевых вылетов, сбил 11 самолетов врага: четыре до ранения и семь - после ранения.

Маресьев стал прототипом героя повести Бориса Полевого «Повесть о настоящем человеке».

 

 

66

 

 

Михаил Суворов (1930 - 1998) - автор шестнадцати поэтических сборников.

В 13 лет от взрыва мины потерял зрение. Многие стихотворения поэта положены на музыку и получили широкое признание: «Красная гвоздика», «Поют девчонки о любви», «Не грусти» и другие.

Более тридцати лет Михаил Суворов преподавал в специализированной очно-заочной школе рабочей молодежи для слепых. Ему было присвоено звание Заслуженного учителя Российской Федерации. 

 

 

67

 

 

 

Рэй Чарльз (1930 - 2004) - американский музыкант, человек - легенда, автор более 70 студийных альбомов, один из известнейших в мире исполнителей музыки в стилях соул, джаз и ритм-энд-блюз.

Ослеп в семилетнем возрасте - предположительно вследствие глаукомы. Рэй Чарльз - самый знаменитый слепой музыкант современности; он был награжден 12 премиями "Грэмми", попал в залы славы рок-н-ролла, джаза, кантри и блюза, в зал славы штата Джорджия, его записи были включены в Библиотеку Конгресса США. Фрэнк Синатра назвал Чарльза "единственным настоящим гением в шоу-бизнесе". В 2004 году журнал RollingStone поставил Рэя Чарльза под номером 10 своего "Списка Бессмертных" - 100 величайших артистов всех времен.

 

 

68

 

 

 

Кристи Браун (1932 — 1981) - ирландский писатель и художник, рождённый с церебральным параличом и имевший возможность писать и рисовать лишь пальцами одной ноги.

Ирландец Кристи Браун родился с ограниченными возможностями – ему был поставлен диагноз ДЦП. Врачи сочли его бесперспективным – ребенок не мог ходить и даже передвигаться, отставал в развитии. Но мать не отказалась от него, а ухаживала за малышом и не оставляла надежды научить его ходить, говорить, писать, читать. Ее поступок заслуживает глубокого уважения – семья Брауна была очень бедной, а отец вообще не воспринимал «неполноценного» сына.

Фактически, полноценно Браун управлял только левой ногой. И именно нею он и начал рисовать и писать, освоив сначала мел, потом кисть, затем ручку и печатную машинку. Он не просто научился читать, говорить и писать, но и стал известным художником и новеллистом. О его жизни был снят фильм «Кристи Браун: Моя левая нога», сценарий к которому написал сам Браун.

 

 

 

69

 

 

Стивен Хокинг  (1942) - известный английский физик-теоретик и астрофизик, автор теории о первичных черных дырах и многих других.

В 1962 году окончил Оксфордский университет и начал занятия теоретической физикой. Тогда же у Хокинга стали проявляться признаки бокового амиотрофического склероза, которые привели к параличу. После операции на горле в 1985 году Стивен Хокинг потерял способность говорить. У него двигаются только пальцы правой руки, которыми он управляет своим креслом и специальным компьютером, который за него говорит. В настоящее время Стивен Хокинг занимает должность Лукасовского профессора математики в Кембриджском университете, должность, которую три столетия назад занимал Исаак Ньютон. Несмотря на тяжелую болезнь, Хокинг ведет активную жизнь. В 2007 году он совершил полет в невесомости на специальном самолете и объявил, что намерен в 2009 году совершить суборбитальный полет на космоплане.

 

 

70

 

 

Валерий Фефелов  (1949) - участник диссидентского движения в СССР, борец за права инвалидов.

Работая электромонтером, в 1966 году получил производственную травму - упал с опоры ЛЭП и сломал позвоночник - после чего на всю жизнь остался инвалидом, мог передвигаться только на кресле-коляске.

В мае 1978 года вместе с Юрием Киселевым (Москва) и Файзуллой Хусаиновым (Чистополь, Татарстан) создал Инициативную группу защиты прав инвалидов в СССР. Своей главной целью группа называла создание Всесоюзного общества инвалидов. Деятельность Инициативной группы была сочтена властями антисоветской.

В мае 1982 года против Валерия Фефелова было заведено уголовное дело по статье "сопротивление властям". Под угрозой ареста Фефелов согласился на требование КГБ выехать за границу и в октябре 1982 года выехал в ФРГ, где в 1983 году он и его семья получили политическое убежище.

Автор книги "В СССР инвалидов нет!", изданной на русском, английском и голландском языках.

 

 

71

 

 

 

Стиви Уандер  (1950) - американский музыкант, певец, композитор, мультиинструменталист, аранжировщик и продюсер.

Потерял зрение в грудном возрасте. В кислородный бокс, куда положили ребенка, было подано слишком много кислорода. Результат - пигментная дегенерация сетчатой оболочки глаза и слепота.

Его называют одним из величайших музыкантов нашего времени: 22 раза получал премию "Грэмми"; стал одним из музыкантов, фактически определивших популярные стили "черной" музыки – ритм-энд-блюз и соул середины XX века.

Имя Уандера увековечено в "Зале славы рок-н-ролла" и "Зале славы композиторов" в США. За свою карьеру он записал более 30 альбомов.

 

 

72

 

 

Кристофер Рив  (1952-2004) - американский актер театра и кино, режиссер, сценарист, общественный деятель.

В 1978 году получил мировую известность благодаря роли Супермена в одноименном американском фильме и его продолжениях. В 1995 году во время скачек упал с лошади, получил тяжелейшую травму и остался полностью парализованным. С тех пор он посвятил свою жизнь реабилитационной терапии и совместно с женой открыл центр по обучению парализованных навыкам самостоятельного существования. Несмотря на травму, Кристофер Рив до последних дней продолжал работать на телевидении, в кино и участвовать в общественной деятельности.

Он работал режиссером, а в 1998 году сыграл главную роль в фильме "Окно во двор", новой версии классического триллера Хичкока. "Я отказываюсь позволить своей инвалидности определять мою жизнь, - говорил он. - Я не хочу показаться безрассудным, но мне кажется, что если ставить себе слегка пугающие цели, это поможет выздоровлению". 

 

 

73

 

 

Марли Матлин  (1965) - американская актриса.

Потеряла слух в полтора года, и, несмотря на это, в семь лет начала играть в детском театре. В 21 год получила "Оскар" за свой дебютный фильм "Дети меньшего бога", став самой молодой в истории обладательницей "Оскара" в номинации "за лучшую женскую роль".

 

 

74

 

 

Эрик Вайхенмайер  (1968) - первый в мире скалолаз, который достиг вершины Эвереста, будучи незрячим.

Эрик Вайхенмайер потерял зрение, когда ему было 13 лет. Однако он закончил учебы, а потом и сам стал учителем средней школы, затем тренером по борьбе и спортсменом мирового класса. О путешествии Вайхенмайера режиссер Питер Уинтер снял игровой телевизионный фильм "Коснуться вершины мира". Кроме Эвереста Вайхенмайер покорил семерку самых высоких горных пиков мира, включая Килиманджаро и Эльбрус.

 

 

75

 

 

Эстер Вергеер (1981) - голландская теннисистка.

Считается одной из величайших теннисисток-колясочниц в истории. Она прикована к кровати с девяти лет, когда в результате операции на спинном мозге у нее отнялись ноги.

ЭстерВергеер - неоднократная победительница турниров Большого Шлема, семикратная чемпионка мира, четырехкратная олимпийская чемпионка. В Сиднее и в Афинах она первенствовала как самостоятельно, так и в паре. С января 2003 года Вергеер не потерпела ни одного поражения, выиграв 240 сетов подряд. В 2002 и 2008 годах становилась лауреатом премии "Лучший спортсмен с ограниченными возможностями", вручаемой Мировой академией спорта "Лауреус".

 

 

76

 

 

Ник (Николас) Вуйчич (1982) - христианский протестантский проповедник и профессиональный мотивационный оратор, рождённый с синдромом тетраамелии — редким наследственным заболеванием, приводящим к отсутствию четырёх конечностей.

Переживая по поводу своей инвалидности в детстве, он научился жить со своим недостатком, делясь своим опытом с окружающими и став всемирно известным мотивационным спикером. Его выступления, в основном, обращены к детям и молодёжи (в том числе и с ограниченными возможностями), в надежде на активизацию в них поиска смысла жизни и развития своих способностей. Ник говорит о своей христианской вере, что Бог меняет сердца людей и делает свою работу, и что Бог велик, потому что даёт человеку возможность преодолеть любые трудности.

 

 

77

 

 

Оскар Писториус (1986) — бегун на короткие дистанции из ЮАР с ампутацией конечностей обеих ног ниже колен. Шестикратный чемпион летних Паралимпийских игр.

Оскар Писториус, инвалид с рождения, достиг выдающихся результатов в сфере, где традиционно люди с ограниченными возможностями не могут соревноваться со здоровыми людьми. Не имея ног ниже колена, он стал легкоатлетом-бегуном, причем после многочисленных побед на соревнованиях для инвалидов он добился права соревноваться с полностью здоровыми спортсменами и достиг больших успехов. Он также является популяризатором спорта среди людей с ограниченными возможностями, активным участников программ поддержки инвалидов и своеобразным символом того, сколь высоких успехов может достигнуть человек с физическими недостатками даже в такой специфической сфере, как спорт.

 

 

 

 

 

 

 

5 МАЯ - МЕЖДУНАРОДНЫЙ ДЕНЬ БОРЬБЫ ЗА ПРАВА ИНВАЛИДОВ

5 мая мировое сообщество отмечает Международный день борьбы за права инвалидов. Ни одна категория граждан не должна остаться без внимания власти. Независимо от национальности, религии, имущественного положения, состояния здоровья.

У нас говорят – инвалиды. На Западе – люди с ограниченными возможностями здоровья. По сути – одно и то же, но в России инвалиды – одна из самых слабозащищенных категорий населения, – считают борцы за их права.

В России по последним официальным статистическим данным количество инвалидов приближается к 13 миллионам. Ежегодно инвалидами становятся более 700 тысяч

 

 

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ДЕНЬ ГЛУХОНЕМЫХ (последнее воскресенье сентября)

Международный день глухонемых учрежден в 1951 году, в честь создания Международной федерации глухонемых. По статистике, нарушениями слуха страдает каждый девятый человек. Его теряют в результате травмы, болезни или врожденных пороков.

Началом становления и развития социумов глухонемых людей во многих странах стало возможным благодаря встречам и объединениям выпускников школ для глухих.

Основоположником мимического метода общения и сторонником языка жестов принято считать французского аббата Шарля Мишеля де Л’Эпе, основавшего в 18-ом веке первый в мире институт глухонемых в Париже. С начала 19-ого столетия выпускники этого заведения, возвели в традицию, отмечание дня рождения де Л’Эпе. На двухсотлетний юбилей рождения великого француза, было приглашено множество глухонемых из различных стран, и это стало первой международной встречей сообществ, положившей начало контактам.

На планете около двух с половиной тысяч языков, но есть одна форма общения — язык взглядов и жестов. В 50-е годы Всемирной Федерацией глухонемых в целях обслуживания международных мероприятий глухих, была разработана специальная система жестов, которую назвали Жестуно. В первом словаре Жестуно, опубликованном в 1965 году зафиксировано 300 жестов, в третьем издании уже 1500.

В отличие от Жестуно, международный язык жестов развивался естественным путём, в ходе изучения которого отмечается использование естественных и иконических жестов, большое количество повторов, применение рисунков и надписей, лексических и грамматических элементов национальных жестовых языков. Чем свободнее глухонемой человек владеет национальным языком жестов, тем проще ему даётся интернациональное общение.

Огромный вклад в развитие языка жестов внёс Генеральный секретарь Всемирного Союза Глухих Магов, СаймонКармел. Кармел долгое время изучает быт и культуру глухих в разных странах мира и в совершенстве владеет жестовым языком. Также он является автором книги под названием «Международная ручная азбука Глухих», в которой описывается 43 дактильных алфавита, используемые в 59 странах мира.

Не верьте в тот миф, что глухие замкнуты и необщительны. Десятки замечательных личностей были глухими. Пьер де Ронсар - поэт эпохи Возрождения, которого называли «принцем французских поэтов», был прекрасным фехтовальщиком и танцовщиком. В историю вошла его замечательная фраза «С плохим слухом во дворце делать нечего». Гюго - автор «Собора Парижской Богоматери». Бетховен - величайший композитор. Антонио Станьоли - один из итальянских художников. Десен - французский скульптор. Жан Жак Руссо - писатель.

 

 

13 НОЯБРЯ - МЕЖДУНАРОДНЫЙ ДЕНЬ СЛЕПЫХ

13 ноября 1745 года во Франции родился Валентин Гаюи - известный педагог, основавший в Париже и Петербурге несколько школ и предприятий для слепых. По решению Всемирной организации здравоохранения именно эта дата отмечается как «День слепых».

До XVIII века мир не знал учебных заведений для слепых. Валентин Гаюи впервые продемонстрировал свой метод обучения слепых, посредством придуманного им шрифта. В 1784 году в Париже без поддержки правительства и благотворительных обществ, на свои личные средства в своем собственном доме открыл первую в мире школу для слепых детей под названием «Мастерская трудящихся слепых». Первым учеником Валентина Гаюи был подобранный на церковной паперти мальчик Франсуа де Лезюер. Потом в школу поступили еще 11 его беспризорных сверстников.

Обучение и воспитание слепых детей Валентин Гаюи поставил на научную основу. Он разработал рельефно-линейный шрифт «унциал». Этот шрифт получил название от латинского слова, означающего «равный по длине одной унции». Это были крупные ровные буквы, выдавленные рельефом на плотной бумаге. Главное достоинство «унциала» заключалось в том, что при помощи этого шрифта можно было обучать слепых детей чтению и печатать книги для слепых. Шрифт был передвижной, и это помогало слепым детям делать набор нужного текста. Кроме этого Валентин Гаюи сконструировал приборы для слепых и матрицы для изготовления рельефных наглядных пособий, географических карт и глобусов. Этому ремеслу он обучал и своих воспитанников. Идея создания книг для слепых также принадлежит Валентину Гаюи.

Несмотря на огромные материальные затруднения, Валентин Гаюи построил при школе типографию и напечатал в ней несколько книг рельефно-линейным шрифтом - «унциалом». Это были первые книги для слепых. По книгам Валентина Гаюи незрячие обучались вплоть до изобретения Луи Брайлем шрифта рельефного шеститочия. (В 1829 году француз Луи Брайль - воспитанник Парижского национального института для слепых детей разработал универсальную систему рельефно-точечного шрифта, нашедшего распространение во всех странах мира).

В 1803 году Валентин Гаюи получил предложение российского императора Александра I открыть в Санкт-Петербурге учебно-воспитательное заведение для слепых. В 1807 году Александром I были утверждены Устав, штаты и бюджет Санкт-Петербургского института рабочих слепых. Эту дату принято считать началом деятельности первого учебно-воспитательного заведения для слепых детей в России. В память о первом зачинателе первых учебных заведений для незрячих в мире и отмечается «Международный день слепых».

 

 

3 ДЕКАБРЯ - МЕЖДУНАРОДНЫЙ ДЕНЬ ИНВАЛИДОВ

В 1992 году в конце «Десятилетия инвалидов Организации Объединенных Наций» (1983-1992 годы) Генеральная Ассамблея провозгласила 3 декабря «Международным днем инвалидов».

Это десятилетие было периодом повышения информированности и принятия мер в целях улучшения положения инвалидов и обеспечения для них равных возможностей. Позднее Ассамблея призвала государства-члены проводить мероприятия в ознаменование Дня, имея в виду дальнейшую интеграцию в жизнь общества лиц с инвалидностью.

Проведение 3 декабря «Международного дня инвалидов» направлено на привлечение внимания к проблемам инвалидов, защиту их достоинства, прав и благополучия, на привлечение внимания общества на преимущества которые оно получает от участия инвалидов в политической, социальной, экономической и культурной жизни.

Цели, ради которых этот день был провозглашен, - полное и равное соблюдение прав человека и участие инвалидов в жизни общества. Эти цели были поставлены во Всемирной программе действий в отношении инвалидов, принятой Генеральной Ассамблеей в 1982 году.

 

 

 

Список литературы, опубликованный в этом пособии, поможет студентам, преподавателям, библиотекарям, социальным работникам и всем, кто интересуется данной проблемой. Опубликованные статьи вы сможете найти в Центральной библиотеке им. Н. Крупской в Информационном компьютерном центре.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫЕ НОРМЫ О СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЕ ИНВАЛИДОВ

-           Конвенция о правах инвалидов [Электронный ресурс]: Заключена в г. Нью-Йорке 13.12.2006. - Доступ из СПС «Консультант Плюс»

-           Модельный закон о социальной защите инвалидов [Электронный ресурс]: Принят в г. Санкт-Петербурге 25.11.2008 Постановлением 31-19 на 31-ом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ. - Доступ из СПС «Консультант Плюс»

-           Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов [Электронный ресурс]: Приняты в г. Нью-Йорке 20.12.1993 Резолюцией 48/96 Генеральной Ассамблеи ООН. - Доступ из СПС «Консультант Плюс»

 

ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ЗАЩИЩАЮЩИЕ ПРАВА ИНВАЛИДОВ

-           О дополнительных мерах государственной поддержки инвалидов [Электронный ресурс]: Указ Президента РФ от 02.10.1992 N 1157 (ред. от 24.09.2007). - Доступ из СПС «Консультант Плюс»

-           О ежемесячных выплатах лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами и инвалидами с детства I группы [Электронный ресурс]: Указ Президента РФ от 26.02.2013 N 175. - Доступ из СПС «Консультант Плюс»

-           О мерах государственной поддержки деятельности общероссийских общественных объединений инвалидов [Электронный ресурс]: Указ Президента РФ от 22.12.1993 N 2254 (ред. от 06.03.1995). - Доступ из СПС «Консультант Плюс»

-           О некоторых мерах социальной поддержки инвалидов [Электронный ресурс]: Указ Президента РФ от 06.05.2008 N 685. - Доступ из СПС «Консультант Плюс»

-           О нормативе финансовых затрат в месяц на одного гражданина, получающего государственную социальную помощь в виде социальной услуги по обеспечению лекарственными препаратами, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов, на 2013 год [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 29.12.2012 N 274-ФЗ. - Доступ из СПС «Консультант Плюс»

-           О социальной защите инвалидов в Российской Федерации [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ (ред. от 23.02.2013). – Доступ из СПС «Консультант Плюс»

-           О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 02.08.1995 N 122-ФЗ (ред. от 21.11.2011). – Доступ из СПС «Консультант Плюс»

НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ ИНВАЛИДОВ

-           Андреева, О.А. Конституционно-правовая институциализация социальных прав инвалидов в процесс имплементации норм и принципов международного права /О.А. Андреева //Социальное и пенсионное право. – 2011. - №4. - Доступ из СПС «Консультант Плюс»

-           Бунина, А.С. Ратификация Конвенции ООН о правах инвалидов: надежды на решение старых проблем /А.С. Бунина //Вестник Московского государственного гуманитарно-экономического института. – 2012. - №2. – С. 19-22.

-           Бутенко, Е.И. Некоторые вопросы процедуры установления инвалидности в праве социального обеспечения /Е.И. Бутенко //Социальное и пенсионное право. – 2010. - №1. - Доступ из СПС «Консультант Плюс»

-           Деменцова, Э. Инвалидам тоже нужен Интернет. Юридические проблемы использования стандарта DAISY /Э. Деменцова //ЭЖ-Юрист. – 2011. - №4. - Доступ из СПС «Консультант Плюс»

-           Денисова, А. Минздравсоцразвития России подготовило проект Закона о социальной защите инвалидов /А. Денисова // Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2012

-           Ефремов, А.В. Некоторые правовые вопросы, возникающие в сфере социально-пенсионного обеспечения инвалидов из числа ветеранов подразделений особого риска и членов семей умерших ветеранов таких подразделений /А.В. Ефремов //Право в Вооруженных Силах. – 2012. - №11. - Доступ из СПС «Консультант Плюс»

-           Жаворонков, Р.Н. Законодательное регулирование порядка оказания реабилитационных услуг инвалидам /Р.Н. Жаворонков //Журнал российского права. – 2013. - №1. – С. 79-86.

-           Жаворонков, Р.Н. Законодательное регулирование порядка оказания реабилитационных услуг инвалидам /Р.Н. Жаворонков //Журнал российского права. – 2013. - № 1. - Доступ из СПС «Консультант Плюс»

-           Жаворонков, Р.Н. Международно-правовое регулирование социального обслуживания инвалидов /Р.Н. Жаворонков //Социальное и пенсионное право. – 2012. - №3. - Доступ из СПС «Консультант Плюс»

-           Жаворонков, Р.Н. Совершенствование правового регулирования труда инвалидов /Р.Н. Жаворонков //Законы России: опыт, анализ, практика. – 2012. - №10. - Доступ из СПС «Консультант Плюс»

-           Иванченков, Ю.В. Преимущества в отношении инвалидов в процессуальном законодательстве социального государства /Ю.В. Иванченков //Социальное и пенсионное право. – 2012. - №1. - Доступ из СПС «Консультант Плюс»

-           Тишин, Р. Право инвалидов на жилье: есть ли препятствия, преодолимы ли они? //Жилищное право. – 2012. - №1. - Доступ из СПС «Консультант Плюс»

-           Крылова, В.П. Инвалиды и жилье - правоприменительная практика /В.П. Крылова //Жилищное право. – 2011. - №7. - Доступ из СПС «Консультант Плюс»

-           Минчин, Л. Квоты для инвалидов: дополнительная защита закона /Л. Минчин // ЭЖ-Юрист. – 2013. - № 8. – Доступ из СПС «Консультант Плюс»

-           Радуто, В.И. Административно-правовая составляющая обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры/В.И. Радуто //Социальное и пенсионное право. – 2010. - №4. - Доступ из СПС «Консультант Плюс»

-           Радуто, В.И. К вопросу об ответственности за реализацию индивидуальных программ реабилитации инвалидов /В.И. Радуто //Социальное и пенсионное право. – 2010. - №1. - Доступ из СПС «Консультант Плюс»

-           Симанович, Л.Н. Правовое регулирование социальной защиты инвалидов /Л.Н. Симанович //Социальное и пенсионное право. – 2010. - №1. - Доступ из СПС «Консультант Плюс»

-           Смолин, О.Н. Конвенция о правах инвалидов: образование и доступная среда /О.Н. Смолин //Вестник Московского государственного гуманитарно-экономического института. – 2012. - №4. – С. 27-35.

-           Стрельников, В.В. Гражданские дела, связанные с трудовой деятельностью инвалидов и лиц с ограниченной трудоспособностью //Трудовое право. – 2012. - №3. - Доступ из СПС «Консультант Плюс»

-           Холод, Г.Г. Возмещение вреда здоровью военнослужащим, ставшим инвалидами вследствие увечья, полученного при исполнении обязанностей военной службы, должно быть адекватным на весь период утраты ими трудоспособности (комментарий к Постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 17 мая 2011 года N 8-П) /Г.Г. Холод //Право в Вооруженных Силах. – 2011. – №12. - Доступ из СПС «Консультант Плюс»

-           Шестаков, В.П. Современные аспекты правового регулирования в сфере социальной защиты инвалидов в Российской Федерации /В.П. Шестаков, А.А. Свинцов, В.И. Радуто, Е.А. Радькова, Г.И. Чернова //Социальное и пенсионное право. – 2013. - № 1. - Доступ из СПС «Консультант Плюс»

-           Шестаков, В.П. Современные подходы к нормативно-правовому регулированию в области оказания ситуационной помощи инвалидам /В.П. Шестаков, А.А. Свинцов, В.И. Радуто //Социальное и пенсионное право. – 2012. - №4. - Доступ из СПС «Консультант Плюс»

-           Юнусов, Ф.А. К вопросу совершенствования статистики инвалидности в контексте Конвенции о правах инвалидов и возможностях применения Международной классификации функционирования /Ф.А. Юнусов, Т.А. Лыхина //Медицинское право. – 2010. -0 №4. - Доступ из СПС «Консультант Плюс»

ИСТОРИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ИНСТИТУТА РЕАБИЛИТАЦИИ ИНВАЛИДОВ

-           Басов, Н.Ф. Развитие социальной защиты и поддержки инвалидов в России: дореволюционный период /Н.Ф. Басов //Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика, психология, социальная работа, ювенология, социокинетика. – 2012. – Т. 18, №3. – С. 213-219.

-           Басов, Н.Ф. Социальное обеспечение, защита и поддержка инвалидов в советской и современной России /Н.Ф. Басов //Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика, психология, социальная работа, ювенология, социокинетика. – 2012. – Т. 18, №4. – С. 143-149.

-           Гребёнкин, А.Ю, Отношение к инвалидам в различные исторические эпохи /А.Ю. Гребёнкин //Вестник Московского государственного гуманитарно-экономического института. – 2012. - №2. – С. 27-31.

-           Гусарова, М.Е. Правовые основы призрения военных инвалидов в России в XVIII веке /М.Е. Гусарова //Военно-юридический журнал. – 2013. - № 1. - Доступ из СПС «Консультант Плюс»

-           Иванова, Ж.Е. Генезис благотворительности в России в аспекте помощи инвалидам (IX – XIX век) /Ж.Е. Иванова, А.Е. Крухмалев, Л.Б. Кулемина //Вестник Московского государственного гуманитарно-экономического института. – 2012. - №2. – С. 31-40.

-           Ковалев, А.С. Развитие общественной инициативы в организации социальной помощи инвалидам в 1920-х гг. /А.С. Ковалев //Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. – 2010. - №12. – С. 93-97.

-           Косенкова, Т.В. Эволюция формирования института реабилитации инвалидов /Т.В. Косенкова //Социально-гуманитарные знания. – 2010. - № 5. – С. 333-339.

-           Красноженова, Е.Е. Социальное обеспечение инвалидов в период Великой Отечественной войны (на материалах Нижнего Поволжья) /Е.Е. Красноженова //Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. – 2012. - №5. – С. 81-83.

-           Марасанова, В.М. Положение женщин-инвалидов в Российской империи в XVII – начале XX в. /В.М. Марасанова, И.Ф. Албегова, Г.Л. Шаматонова //Женщина в российском обществе. – 2010. - №2. – С. 39-56.

-           Щербинина, Ю.В. Социальные практики и призрение военных инвалидов в Российской империи в XIX в. /Ю.В. Щербинина //Социально-экономические явления и процессы. – 2012. - №7-8. – С. 200-204.

-           Юсупов, Р.Г. Исторический аспект социальной интеграции инвалидов после Великой Отечественной войны (1946-1950-е годы) /Р.Г. Юсупов //Вестник УГАЭС. Наука, образование, экономика. Серия: Экономика. – 2012. - №1. – С. 100-102.

 

СОЦИАЛЬНАЯ ПОМОЩЬ И ЗАЩИТА ИНВАЛИДОВ

-           Абросимова, М.Е. Социальная работа с инвалидами в XXI веке (региональный аспект) /М.Е. Абросимова //Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Социология. Политология. – 2011. - №11. – С. 47-50.

-           Аверина, Е.А. Интеграция инвалидов в общество: теоретическое осмысление проблемы /Е.А. Аверина //Вестник Томского государственного университета. Философия, социология, политология. – 2011. - №1. – С. 5-11.

-           Аверина, Е.А. Теоретические основы социальной политики в области защиты инвалидов в современной России /Е.А. Аверина //Вестник Томского государственного университета. Философия, социология, политология. – 2012. - №1. – С. 141-147.

-           Алексеенок, А.А. Инвалиды в структуре российского общества /А.А. Алексеенок, А.Ю. Домбровская //Фундаментальные исследования. – 2013. - №1-3. – С. 656-659.

-           Ефремов, А.В. О некоторых вопросах предоставления мер социальной поддержки участникам Великой Отечественной войны, указанным в подпункте "з" подпункта 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона "О ветеранах", ставшим инвалидами вследствие общего заболевания /А.В. Ефремов //Право в Вооруженных Силах. – 2012. - №5. - Доступ из СПС «Консультант Плюс»

-           Коростелева, Н.А. Социальная модель инвалидности как основа формирования толерантного отношения к инвалидам /Н.А. Коростелева //Вестник Челябинского государственного педагогического университета. – 2012. - №8. – С. 81-94.

-           Малофеев, И.В. Модернизация системы социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов на дому в городе Москве /И.В. Малофеев // Социальная политика и социология. – 2011. - № 3. – С. 42-52.

-           Малофеев, И.В. Оценка удовлетворения потребностей пожилых людей и инвалидов в предоставлении социальных услуг /И.В. Малофеев //Социальная политика и социология. – 2012. - № 1. – С. 48-56.

-           Радуто, В.И. Некоторые аспекты решения проблем инвалидности и инвалидов программно-целевым методом /В.И. Радуто //Социальное и пенсионное право. – 2012. - №2. -

-           Сидорова, А.Ю. Социальная защита и интеграция инвалидов в России: проблемы и пути их решения /А.Ю. Сидорова //Социология и право. – 2012. - №1. – С. 44-49.

-           Соколов, А.Н. О перспективах развития института приемной семьи для граждан пожилого возраста и инвалидов в России /А.Н. Соколов //Гражданское право. -0 2012. - №6. - Доступ из СПС «Консультант Плюс»

-           Фиошин, А.В. Некоторые особенности социальной поддержки инвалидов в России /А.В. Фиошин //Социальное и пенсионное право. – 2012. - №3. - Доступ из СПС «Консультант Плюс»

-           Фоминых, Е.С. Психологические особенности взаимодействия в системе «здоровый – инвалид» //Е.С. Фоминых //Сборники конференций НИЦ Социосфера. – 2011. - №22. – С. 103-106.

-           Фролов, Ф.П. Здоровье населения в социальном контексте: социальные аспекты работы с инвалидами /Ф.П. Фролов //Вестник Южно-российского государственного технического университета. Серия: Социально-экономические науки. – 2010. -№1. – С. 138-142.

-           Фролов, Ф.П. Организационные формы и методы социализации инвалидов в современной России /Ф.П. Фролов //Вестник Южно-российского государственного технического университета. Серия: Социально-экономические науки. – 2011. - №3. – С. 287-292.

ОСОБЕННОСТИ РЕАБИЛИТАЦИИ ИНВАЛИДОВ

-           Бронников, В.А. Актуальные проблемы комплексной реабилитации и социальной интеграции инвалидов /В.А. Бронников, Ю.А. Мавликаева //Социальная политика и социология. – 2011. - № 1. – С. 40-54.

-           Новикова, К.Н. Реабилитация инвалидов – критерий социальной безопасности государства /К.Н. Новикова //Право и безопасность. – 2010. - №2. – С. 70-73.

-           Радуто, В.И. Характер реабилитационных услуг, оказываемых инвалидам в системе социальных служб /В.И. Радуто //Социальное и пенсионное право. – 2012. - №3. - Доступ из СПС «Консультант Плюс»

-           Сабурова, Ю.А. Индивидуальная программа реабилитации инвалида: проблемное нововведение /Ю.А. Сабурова //Социальное и пенсионное право. – 2010. - №1. - Доступ из СПС «Консультант Плюс»

-           Суханов, В.Г. Стомированные инвалиды инновационный подход к реабилитации /В.Г. Суханов //Социальная политика и социология. – 2012. - №4. – С.141-156.

-           Шошмин, А. Организационные и экономические аспекты реабилитации инвалидов /А. Шошмин, Н. Мартынова, Я. Бесстрашнова, Т. Зима //Социальная политика и социальное партнерство. – 2010. - №2. – С. 42-46.

СОЦИАЛЬНАЯ ПОМОЩЬ И ЗАЩИТА ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ

-           Ахмадинуров, Р.М. Социальные проблемы реабилитации детей-инвалидов с умственной отсталостью /Р.М. Ахмадуринов //Социальная политика и социология. – 2012. - №9. – С. 8-16.

-           Бабич, Е.Г. Семья, воспитывающая ребенка-инвалида: жизненные трудности и совладание с ними /Е.Г. Бабич //Социальная политика и социология. – 2011. - № 2. – С. 267-275.

-           Брянцева, М.В. Проблема социальной помощи и защиты детей-инвалидов в национальных проектах Российской Федерации /М.В. Брянцева //Социальная политика и социология. – 2010. - № 10. – С. 53-60.

-           Бубеева, Б.Н. Социальное положение и образ жизни семей с детьми-инвалидами /Б.Н. Бубеева //Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. – 2011. - №2. – С. 50-52.

-           Галасюк, И.Н. Диагностическое обследование семей, воспитывающих ребенка-инвалида /И.Н. Галасюк //Акмеология. – 2012. - №3. – С. 87-92.

-           Галасюк, И.Н. Консультирование семьи ребенка-инвалида, воспитывающегося в стационарном учреждении социального обслуживания /И.Н. Галасюк //Актуальные проблемы психологического знания. – 2012. - №2. – С. 104-111.

-           Герасимов, В.Н. Правовая и социальная поддержка семей с детьми-инвалидами /В.Н. Герасимов //Социальное и пенсионное право. – 2011. - №3. - Доступ из СПС «Консультант Плюс»

-           Доржиева, С.В. Некоторые вопросы реализации приемными детьми-инвалидами права на получение образования /С.В. Доржиева //Социальное и пенсионное право. – 2011. - Доступ из СПС «Консультант Плюс»

-           Ерохина, В.Е. Дети-инвалиды в России: социально-правовая сторона вопроса /В.Е. Ерохина //Вестник Владимирского юридического института. – 2010. - №3. – С. 84-87.

-           Зиатдинова, Г.Р. Формы и методы социализации ребенка-инвалида средствами социально-культурной деятельности /Г.Р. Зиатдинова //Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. – 2010. - №4. – С. 13-16.

-           Инжуваткина, О.В. Проблема «доступной среды» для детей-инвалидов в современной России /О.В. Инжуваткина //Научный поиск. – 2012. - №4. – С. 22-24.

-           Мезенцева, А. Дети-инвалиды в казенных учреждениях /А. Мезенцева, М. Аносов //ЭЖ-Юрист. – 2012. – №25. - Доступ из СПС «Консультант Плюс»

-           Мосин, В.О. Становление и развитие учреждений для детей-инвалидов в России /В.О. Мосин //Вестник Томского государственного архитектурно-строительного университета. – 2010. - №4. – С. 93-99.

-           Пугачев, А.С. Законодательство Российской Федерации в области социальной работы с детьми-инвалидами /А.С. Пугачев //Научные исследования в образовании. – 2012. - №1. – С. 26-29.

-           Пшеницын, О.А. Льготы для семей, воспитывающих ребенка-инвалида /О.А. Пшеницын // Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2011

-           Шебанец, Е.Ю. Связь личностных особенностей матери, имеющей ребенка-инвалида с уровнем ее субъективного благополучия /Е.Ю. Шебанец, Т.К. Хозяинова //Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. – 2011. - №4. – С. 111-117.

-           Юркевич, Г.П. Социальные проблемы детей-инвалидов в условиях современного российского общества /Г.П. Юркевич //Международный журнал экспериментального образования. – 2011. - №6. – С. 54-56.

ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ И ТРУДОУСТРОЙСТВА ИНВАЛИДОВ

 

-           Андикян, Б.Д. Особенности занятости и трудоустройства инвалидов /Б.Д. Андикян // Вестник Московского государственного гуманитарно-экономического института. – 2012. - №3. – С. 84-92.

-           Жариков, В.В. Инвалиды на рынке труда и управление процессом их трудоустройства в регионе /В.В. Жариков //Вестник Московского государственного гуманитарно-экономического института. – 2013. - №1. – С. 44-52.

-           Корсаненкова, Ю.Б. Квотирование рабочих мест для инвалидов: проблемы правового регулирования /Ю.Б. Корсаненкова //Трудовое право в России и за рубежом. – 2010. - №2. - Доступ из СПС «Консультант Плюс»

-           Криволапова, Е.Р. Доступность и качество высшего образования для инвалидов /Е.Р. Криволапова, И.Р. Позднякова //Международный журнал экспериментального образования. – 2010. - №1. – С. 29-30.

-           Парфенова, Т.А. Проблемы занятости инвалидов /Т.А. Парфенова //Социальное и пенсионное право. – 2010. - №1. - Доступ из СПС «Консультант Плюс»

-           Пескова, Ю.В. Некоторые проблемы трудоустройства инвалидов в Российской Федерации /Ю.В. Пескова //Социальное и пенсионное право. – 2012. - №3. - Доступ из СПС «Консультант Плюс»

-           Расулов, М.А. Инвалиды – невостребованный трудовой ресурс /М.А. Расулов //Вопросы структуризации экономики. – 2010. - №2. – С. 401-405.

-           Родина, И.В. Студент-инвалид как субъект образовательного процесса: постановка проблемы исследования /И.В. Родина //Вестник Московского государственного гуманитарно-экономического института. – 2012. - №4. – С. 35-42.

-           Сорокина, Е.Г. Значение психологических факторов для организации трудовой реабилитации инвалидов /Е.Г. Сорокина //Современная социальная психология: теоретические подходы и прикладные исследования. – 2010. - №4. – С. 119-125.

-           Фитисов, А.В. Влияние трудовой деятельности на социальное самочувствие инвалидов /А.В. Фитисов //Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. – 2012. - №1. – С. 15-18.

БИБЛИОСРЕДА ДЛЯ ЛЮДЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ

-           Александрова, О. Путешествие во времени и пространстве: опыт содружества библиотеки и музея /О. Александрова, Н. Крепостнова //Библиотечное дело. – 2013. - №3. – С. 22-24.

Авторы рассказывают об особенностях краеведческой работы с читателями, имеющими проблемы со зрением. Основополагающим в работе по краеведению и патриотическому воспитанию во Владимирской областной специальной библиотеке для слепых стал принцип равных возможностей. Не менее важно, по мнению библиотекарей, изменить сознание людей, воспитать в них толерантное отношение к инвалидам.

-           Белокопытова, Ю. Просьба к зрячим: не будьте «слепыми»! /Ю. Белокопытова //Библиотекарь. – 2013. - №3. – С. 57-58.

Об опыте работы Областной библиотеки для слепых в городе Липецке. С целью привлечения внимания к проблемам обеспечения безбарьерной среды для инвалидов была разработана программа мероприятий «Выбираем дорогу здравого смысла».

-           Бородина, В. Чтение как фактор личностного роста особых групп читателей /В. Бородина //Библиотечное дело. – 2013. - №3. – С. 6-9.

Что мы подразумеваем, говоря о чтении как факторе личностного роста читателя – в частности читателя особого – и каков вклад библиотеки в развитие личности человека с ограниченными возможностями? На этот вопрос отвечает Валентина Бородина в своей статье.

-           Бутенко, Л. Лучик надежды светит всем: доброта и милосердие для особых читателей /Л. Бутенко //Библиотечное дело. – 2013. - №3. – С. 14-16.

Человеческое тепло, забота о ближнем, милосердие – эти понятия никогда не устаревают, они всегда востребованы, и всегда рядом с нами есть те, кому нужны наша помощь и поддержка. О работе библиотеки Усть-Каменогорска с детьми с ограниченными возможностями рассказывает Людмила Васильевна Бутенко.

-           Давлетханова, Н. Брайль по-башкирски: мир на кончиках пальцев /Н. Давлетханова //Библиотечное дело. – 2013. - №3. – С. 17-19.

Задача библиотеки для слепых состоит в предоставлении незрячим необходимой информации в нужном объеме и на интересующем пользователя языке. НазиляДавлетханова рассказывает об особенностях фонда Башкирской библиотеки для слепых.

-           Дорошко, Е. Бубен, джэмбэ и марокасы: перкуссионизм как путь к самореализации /Е. Дорошко //Библиотечное дело. – 2013. - №3. – С. 20-21.

Одним из центральных вопросов в жизни человека считается вопрос самореализации. Что же это такое? Почему она так важна, в чем ее измерить и кого считать успешным, самореализовавшимся человеком? Елена Дорошко рассказывает о дискуссии, которая была проведена в Красноярской краевой специальной библиотеке-центре социокультурной реабилитации инвалидов по зрению.

-           Максименко, С. Два века на ощупь: рельефно-графические пособия как инструмент познания /С. Максименко //Библиотека. – 2012. - № 6. – С. 53-56.

Внимание библиотек к проблемам организации семейного чтения и продвижения книги в среду незрячих не ослабевает. Подтверждением тому служат такие масштабные мероприятия, как всероссийские конкурсы на лучшее издание для слепых и слабовидящих. Статья Светланы Максименко о конкурсе «Книга и инвалиды по зрению: организация семейного чтения».

-           Попова, М. Волшебная сказка для Золушек. Особым детям – особые книги /М. Попова //Библиотека. – 2013. - №3. – С.53-56.

Дети больше, чем взрослые, стремятся к познанию. Они хотят исследовать внешний мир со всем многообразием его явлений. Обычному здоровому ребенку это, как правило, дается без труда. Но как же быть другим, у которых от рождения есть заболевание, сильно затрудняющее контакты со всем окружающим? И здесь есть ответ: помогут книги. Однако - книги особые. Потрогав их страницы, можно увидеть мир «собственными руками». Статья М. Поповой посвящена проекту «Особым детям – особые книги». Тактильная книга – это разноцветная книга с рисунками, которые выполнены из различных материалов, максимально приближенных к оригиналу. Для этого при изготовлении тактильной книги используются различные виды рукоделия: вышивка (название книги, оформление одежды), вязание крючком и спицами (растения), мягкая игрушка (главные герои, животные), бисер (дождь, лужи – ощущение мокрого и холодного), соленое тесто (лица) и т.д.  Читая тактильную книгу (иными словами, ощупывая предметы пальчиками), слепой ребенок знакомится со сказкой, природными явлениями, животным миром, предметами домашнего обихода и пр. нащупывая мелкие предметы из различных материалов, ребенок ассоциативно связывает их с настоящими предметами. С помощью тактильных книг ребенок впервые получает представление об очень крупных или, наоборот, очень мелких предметах, которые невозможно обследовать руками в реальных пропорциях. Главная функция тактильных книг – помощь слепому или слабовидящему ребенку в обследовании и восприятии окружающего мира.

-           Порунова, В. Горизонты становятся шире. Реабилитация инвалидов /В. Порунова //Библиотека. – 2013. - №4. – С. 29-31.

Социальная адаптация незрячих и слабовидящих людей – важное направление в современной библиотечной деятельности. Оно позволяет не только расширить горизонты общения инвалидов, но и изменить менталитет самих библиотекарей, сделать их участниками благородной миссии включения в полноценную информационную среду сограждан с дефектами здоровья. Статья рассказывает об особенностях работы Специальной библиотеки для слепых.

-           Рыбакова, И. Красота на ощупь: тифлоэстетика как способ познания мира /И. Рыбакова //Библиотечное дело. – 2013. - №3. – С.10-13.

Российская государственная библиотека для слепых занимается эстетическим воспитанием своих читателей не одно десятилетие. Ее опыт еще раз подтверждает: людям с нарушениями зрения доступны многие радости.

ОБЗОР ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ

Интернет стал настоящим спасением для тех, кто по состоянию здоровья не может передвигаться, общаться с друзьями. Поговорить на волнующие темы инвалидам теперь можно, не выходя из дома. В Интернете огромное количество сайтов, которые могут предложить свою площадку.

Заблудиться во всемирной паутине очень просто, поэтому мы предлагаем вам обзор сайтов для общения инвалидов, где можно найти много полезного.

ВСЕМИРНАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ГЛУХИХ

http://wfdeaf.org/

ВСЕРОССИЙСКОЕ ОБЩЕСТВО ГЛУХИХ

http://www.voginfo.ru/

ВСЕРОССИЙСКОЕ ОБЩЕСТВО ИНВАЛИДОВ

http://www.voi.ru/

ВСЕРОССИЙСКОЕ ОБЩЕСТВО СЛЕПЫХ

http://www.vos.org.ru/

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО И ПРАВА ЧЕЛОВЕКА

http://www.memo.ru/prawo/

ИНФОРМАЦИОННО-НОВОСТНОЙ САЙТ ДЛЯ ИНВАЛИДОВ

http://www.invalirus.ru/

КОММУНАЛКА.DE

Творческий Интернет-журнал глухих и слабослышащих друзей со всего мира

http://www.kommunalka.de/

МЕЖРЕГИОНАЛЬНАЯ ОБЩЕСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ИНВАЛИДОВ «ПИЛИГРИМ»

http://www.pilig.ru/

МИР ИНТЕРНЕТА ДЛЯ ИНВАЛИДОВ

http://www.invalirus.ru/116-mir-interneta-dlya-invalidov.html

ПЕРВЫЙ РОССИЙСКИЙ ИНТЕРНЕТ-ПОРТАЛ ДЛЯ ИНВАЛИДОВ

http://www.disability.ru/

РАБОТА ДЛЯ ИНВАЛИДОВ В ИНТЕРНЕТЕ

http://www.wmz-portal.ru/page-al-rabota_dlja_invalidov_v_internete.html

РЕГИОНАЛЬНАЯ ОБЩЕСТВЕННАЯ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ИНВАЛИДОВ

http://www.roboi.ru/

РЕГИОНАЛЬНАЯ ОБЩЕСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ИНВАЛИДОВ РОСТОВА-НА-ДОНУ «ПЕРСПЕКТИВА»

http://perspektiva-inva.ru/about/

РЕГИОНАЛЬНАЯ ОБЩЕСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ИНВАЛИДОВ С ДЕТСТВА

http://www.rooid.ru/

РЕГИОНАЛЬНАЯ ОБЩЕСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ИНВАЛИДОВ «СТРАТЕГИЯ»

http://www.ooi.ru/

РОССИЙСКОЕ ИНФОРМАЦИОННО-НОВОСТНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИНВАЛИДОВ И ИХ ДОСТУПА К ИНФОРМАЦИИ

http://www.deafnet.ru/www/

РОСТОВСКАЯ ГОРОДСКАЯ ОБЩЕСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ИНВАЛИДОВ «ФЕНИКС»

http://www.fenix-inva.rostov.ru/

САЙТ ДЛЯ ИНВАЛИДОВ КОЛЯСОЧНИКОВ

Жизнь после травмы спинного мозга

http://www.paralife.narod.ru/

САЙТЫ ДЛЯ ОБЩЕНИЯ ИНВАЛИДОВ В ИНТЕРНЕТЕ

http://www.soczaschita.ru/?p=1500

СОБЫТИЯ, НОВОСТИ МИРА ГЛУХИХ

http://deafinfo.ru/

СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА

http://www.soczaschita.ru/?p=1133

СОЦИАЛЬНЫЙ СЕРВЕР ДЛЯ ИНВАЛИДОВ

http://www.invalid.ru/

СОЮЗ ИНВАЛИДОВ РОССИИ

http://www.rosinvalid.ru/

«СТРАНА ГЛУХИХ»

http://www.deafworld.ru/

«ФИЛАНТРОП»

некоммерческая организация, осуществляющая благотворительные проекты для инвалидов и др. программы

http://www.filantrop.ru/

ЦЕНТР ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ ГОРОДА РОСТОВА-НА-ДОНУ

http://www.czn-rostov.ru/

2     425    facebooklarger