Включить версию для слабовидящих

Коррупция в России – пути решения проблемы:

^Back To Top

foto1 foto2 foto3 foto4 foto5

Календарь праздников

Праздники России

Контакты

346780 Ростовская область

г. Азов, Петровский б-р 20 

тел.(86342) 4-49-43, 4-06-15 

E-mail: This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it.

Besucherzahler
счетчик посещений

ИНФОРМАЦИОННЫЙ ДАЙДЖЕСТ

«КОРРУПЦИЯ В РОССИИ – ПУТИ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ»

 Разросшаяся до непомерных размеров коррупция - современная беда России. Она требует объединения всех, кто считает себя ответственным за будущее страны.  Задача по противодействию коррупции очень сложная. «Победима ли коррупция в современном обществе?» Эта тема широко обсуждалась  в СМИ. Одним из путей решения проблемы называли ужесточение контроля, и ужесточение названия тех, кто распространяет коррупцию.

Вопросам борьбы с коррупцией, противодействию ей в настоящее время уделяется большое внимание, как со стороны центральных органов власти, так и местными органами. Задача по противодействию коррупции очень сложная. Ей посвящены многочисленные статьи и выступления ведущих учёных страны, руководителей государства и правительства, создан Национальный план противодействия коррупции, сформирована нормативно-правовая база и т.д. Вопросам коррупции и эффективной борьбы с ней и посвящен наш информационный дайджест.

 «Богатству иных людей не стоит завидовать:

они приобрели его такой ценой, которая нам не по карману,

они пожертвовали ради него покоем, здоровьем, честью,  совестью.

Это слишком дорого; сделка принесла бы нам лишь убытки».

Жан де Лабрюйер, французский философ

  

ИСТОРИЯ КОРРУПЦИИ

В Шумерских клинописях, датируемых III тысячелетием до нашей эры, рассказывается о попытках царяУрукагинапресечь все попытки своего чиновничества вымогать у граждан страны «вознаграждения» за свои прямые обязанности. Но если о методахУрукагинане известно ровным счетом ничего, то в записях вавилонского царя Хаммурапи, датируемых второй половиной XIX века до нашей эры, сказано прямо: «…Если судья разобрал дело, вынес решение и изготовил документ с печатью, а затем решение свое изменил, то этого судью следует изобличить в изменении решения, которое он постановил, и исковую сумму, имевшуюся в этом деле, он должен уплатить в двенадцатикратном размере; кроме того, в собрании его должны согнать с его судейского кресла, и он не должен возвращаться и заседать вместе с судьями в суде…».

В древнеиндийском тракте по управлению государством «Артхашастре» (IV век до нашей эры) говорится о том, что борьба с казнокрадством – первейшая задача любого царя. Далее приводится 40 способов этого самого казнокрадства и подводится итог: «…Легче угадать путь птиц в небесах, чем уловки хитроумных чиновников. Так же, как нельзя распознать, пьют ли воду плавающие в ней рыбы, нельзя определить, присваивают ли имущество чиновники, приставленные к делам…». Основным средством борьбы с коррупцией в Древней Индии была банальная слежка. Доносчик при этом имел свою выгоду – он получал процент от исходной суммы раскрытого преступления.

Первые новости о коррупции относятся и к миру эллинов. Предприимчивый наместник ЕгиптаКлеомен, в 320-е годы н.э. умудрился использовать свою должность для спекуляций на рынке зерна, в результате чего жители Греции оказались на грани голодной смерти. СамКлеомен, само собой, неплохо заработал. Однако радоваться нажитому непосильным трудом богатству царю оставалось недолго: узнав о происшедшем, Александр Македонский приказалмздоимцаказнить, сварив в кипящем масле.

Камбис, царствовавший в древней Персии, столкнулся как-то раз с неприятной ситуацией: один из его главных судей оказался взяточником. Царь, отличавшийся не только мудростью, но и крутым нравом, вышел из ситуации с честью. Он пригласил сынамздоимцазанять место судьи в центральном суде. Когда будущий судья пришел на работу, то обнаружил стоящее за своим столом изысканное кресло. Обивка его была сделана из кожи, которуюКамбисснял с отца-коррупционера.image030

Становление единой Китайской империи привело, помимо всего прочего, к уникальной ситуации: большая часть денежных средств целой страны оказалась в руках крупнейших торговцев. Не в последнюю очередь, к этому причастен высокий коррупционный уровень среди чиновников. Устав боротьсясовзяточниками привычными китайскими способами (как-то варка в кипящем масле и последовательное лишение разнообразных частей тела) император Цинь Шихуандирешил просто опередить всех мздоимцев сам. Для начала, он построил себе 700 дворцов — по паре в каждой провинции. Метод сработал только отчасти: многие чиновники просто были лишены самого источника взяток, ведь большая часть лишних денег шла напрямую императору.

Но наиболее значительные масштабы коррупция приобрела в Европе времен Ренессанса, что связано с развитием товарно-денежных отношений. По словам Фомы Аквинского коррупция тогда рассматривалась, как неотъемлемая часть общества, хоть и называлась «дьявольским обольщением». И, тем не менее, тогда все проблемы решали очень быстро – сожжением на костре.

Самый знаменитый случай средневековой коррупции связан с уничтожением Ордена Тамплиеров. Король Франции Филипп Красивый изрядно задолжал храмовникам, а потому сговорился с Папой Климентом V, который, само собой, тоже был «при деле», об истреблении Ордена и присваивании всех его богатств (весьма немалых, надо сказать!) «народу Европы». По факту тамплиеры были не виновны, они как раз и были самыми серьезными на то время борцами с коррупцией. У них даже в уставе было прописано, что если при погибшем рыцаре обнаружат сумму, превышающую допустимый максимум (который высчитывался по минимум – только затраты на похороны), то такого рыцаря немедля отлучали от церкви и отказывали ему в каноническом погребении.

В средние века Брюгге являлся одним из крупнейших центров торговли. Это было обусловлено и географическим положением города, и экономической политикой Западной Фландрии. Само собой, коррупция здесь процветала — до определенного момента. В 1498 году, городские власти, уставшие от такого произвола, заказали серию оригинальных картин. На полотнах во всех деталях были изображены пытки, предусмотренные для пойманных с поличным взяточников. Все работы вывесили в городской ратуше, где их могли лицезреть заседающие в суде и магистратуре чиновники. Как ни странно, метод оказался действенным: пока картины не сняли, уровень коррупции оставался на поразительно низком уровне.    

В Нидерландах до 1698 года зарегистрировано огромное количество взяток и неконтролируемых сделок, пока один ушлый юрист по имениНиколаас Майс Ван Хоулине добился того, чтобы все сделки регистрировались официально. С Голландией тоже было не все чисто. Например, губернатор Явы (тогда остров бы колонией Голландии) с жалованием 700 гульденов в год, привозил домой по 10 миллионов в означенный период. А младшие торговцы вообще официально платили за назначение на пост – 3500 гульденов. Не отставали и Англичане, о которых Томас Гоббс писал: «…Люди, кичащиеся своим богатством, смело совершают преступления в надежде, что им удастся избежать наказания путем коррумпирования государственной юстиции или получить прощение за деньги или другие формы вознаграждения … Коррупция есть корень, из которого вытекает во все времена и при всяких соблазнах презрение ко всем законам…».

Коррупция была и в древней Руси. С нею многими веками боролись великие князья, но первым, кто преуспел на этом нелегком поприще, стал небезызвестный царь Иван IV, прозванный Грозным. Лучше всего о методах и успешности Грозного может сказать эта цитата, принадлежащая французскому дипломату Арнольду Шамю: «Московию не узнать – страх смерти изменил эту страну так, что наши купцы теперь не знают, как дела вести. Даже местные княжны подарков не берут, ибо каждый деньмздоимцев прелюдноразрубают на куски прямо на городской площади».

Иван IV считал борьбу с коррупцией делом первостепенной важности и зачастую сам проводил суды. Например, одному из дьяков, получившему взятку золотыми монетами, спрятанными в гусе, справедливый царь приказал по локоть отрубить руки, и по колено ноги. При этом царь все спрашивал участливо: «Вкусно ли гусиное мясо?»

При Петре I получение взятки в любой форме стало считаться преступлением, так как чиновникам начали платить фиксированную зарплату. Был изобличен в коррупции и повешен сибирский губернатор Гагарин, а Меньшиков чудом избежал ссылки в Сибирь, когда выяснилось, что он брал взятки за предоставление выгодных военных подрядов.

Екатерина II действовала мягче. Она запретила взятки, но взяточников не казнили. Их имена объявлялись для всеобщего ознакомления.

   

«Думая, что всё могут купить за свои богатства,

многие, прежде всего, продали себя».

Бэкон Френсис, английский философ

ЧТО МЫ ЗНАЕМ О КОРРУПЦИИ

Коррупция известна человечеству с глубокой древности, и продолжает существовать в настоящее время. Формы проявления коррупции эволюционировали с развитием человеческого общества. Вследствие того, что коррупция является сложным социально-культурным явлением, у коррупции не существует единого определения. Существуют обширное множество подходов к пониманию и трактовке данного феномена.

С латинскогоcorrumpireпереводится как подкупкого либо деньгами или иными материальными благам; произошло от сочетания латинских слов «cor» (сердце, душа, дух, рассудок)ruptum(портить, разрушать, развращать) и имел широкую трактовку как разложение, разрушение, дезинтеграции, распаде той или иной системы (объекта), в том числе и органов государственной власти.

Коррупция — это отсутствие порядочности и честности (особенно подверженность взяточничеству); использование должностного положения для получения выгоды нечестным путем.

Коррупция — это злоупотребление служебным положением для личной выгоды.

Коррупция имеет много разновидностей: взяточничество, незаконное присвоение товаров и услуг, предназначенных для общественного потребления, кумовство (кimage001огда при приеме на работу предпочтение отдается членам семьи), оказание влияния при выработке законов и правил в целях получения личной выгоды — все это распространенные примеры правонарушений и должностных преступлений.

На сегодняшний день существует четкое определение понятия «коррупция», установленное законом.

Определение понятия «коррупция» приведено в Федеральном законе от 25.12.2008 N 273-ФЗ «О противодействии коррупции»:

Коррупцией считается злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическимилицами, а также совершение указанных деяний от имени или в интересах юридического лица.

Если человек принимает участие в незаконном использовании своего или чьего-либо должностного положения с целью получения материальной или нематериальной выгоды - он становится частью коррупционной системы.

К сожалению, для большой группы людей дача мелких взяток для решения бытовых вопросов не противоречит собственному мировоззрению, нравственным ограничениям. Поэтому трудно найти людей, никогда не дававших мелких взяток. Устоялось мнение о том, что тот, кто предлагает взятку или дает ее - ничего не нарушает, и, напротив, во всем виноваты те, кому взятки дают.

К коррупционным деяниям относятся следующие преступления: злоупотребление служебным положением (статьи 285 и 286 Уголовного кодекса Российской Федерации, далее - УК РФ), дача взятки (статья 291 УК РФ), получение взятки (статья 290 УК РФ), злоупотребление полномочиями (статья 201 УК РФ), коммерческий подкуп (статья 204 УК РФ), а также иные деяния, попадающие под понятие «коррупция», указанное выше.

Сущность коррупции

Коррупция не появляется в обществе в одночасье. Сущность коррупции проявляется в тех социальных явлениях, с которыми она глубоко взаимосвязана. К их числу относятся нравственное разложение общества, правовой нигилизм и недостаточная правовая грамотность граждан, слабая гражданская позиция граждан, слабая реализация конституционных прав и свобод граждан и многое другое.

Коррупция - словно раковая опухоль: увеличиваясь сама, повсеместно распространяет свои метастазы. Вот некоторые последствия коррупции: неэффективное и несправедливое распределение и расходование материальных и нематериальных благ, снижение эффективности деятельности государственных и муниципальных органов, замедление темпов экономического роста, снижение уровня доверия к власти и другое.

Можно искать виновных в коррупции вокруг, можно разводить руками, демонстрируя беспомощность перед этой машиной зла, оправдывать свое неблаговидное поведение вынужденными обстоятельствами. Однако коррупция - это в первую очередь система, и, если вы, уважаемый читатель, когда-либо давали или брали взятку, превышали свои полномочия ради собственной выгоды - вы тоже часть этой системы и персонально ответственны за развитие ее преступной деятельности.

Участники коррупции

В коррупционном процессе всегда участвуют две стороны: взяткодатель и взяткополучатель.

Взяткодатель - это, во многих случаях, первоисточник коррупции. Согласитесь, если бы не было тех, кто желает получить определенные преференции или блага путем дачи взятки, вряд ли появились бы те, кто эти взятки принимает. Здесь работают законы экономической теории: при наличииустойчивого спроса формируется предложение.

Взяткодателем является человек, который предоставляет взяткополучателю некую выгоду в обмен на возможность пользоваться полномочиями этого лица в своих целях. Выгодой могут быть деньги, материальные ценности, услуги, льготы и прочее. При этом обязательным условием является наличие у взяткополучателя распорядительных или административных функций.

Взяткополучателем может быть должностное лицо, сотрудник частной фирмы, государственный и муниципальный служащий, который "продает" свои полномочия заинтересованным людям. От него могут ожидать исполнения, а также неисполнения его обязанностей, передачи информации и т.д. При этом он может выполнять требования самостоятельно либо способствовать выполнению требования другими лицами, используя свое положение, влияние и власть.

Причины коррупции

Даже без проведения глубокого социально-экономического исследования очевиден ряд объективных причин существования и даже процветания коррупции в нашей стране.

В настоящее время среди населения имеется достаточно большая группа граждан, которые предпочитают расценивать коррупцию как нечто само собой разумеющееся: "Если иначе нельзя, то приходится. Чем я хуже тех, которые дают и берут взятки?" Такие люди часто избирают самый "простой" способ решения той или иной проблемы. Они предпочитают не соблюдать закон и, конечно, не хотят нести за это заслуженное наказание. Такие люди считают, что "деньги могут все решить". Однако в этом кроется их недальновидный эгоизм. Когда человек дает или берет взятку, он не просто становится нарушителем, он унижает права людей, окружающих его (в том числе права своих родных и близких). Коррупция - это путь слабых и ведомых людей. Такие люди мыслят по принципу "все так делают - значит, и мне можно". Такие люди, может быть, и осуждают коррупцию в целом, однако считают ее чем-то естественным и сами к ней подстрекают.

Многие совершенно не испытывают чувства ответственности за свои действия. А ведь наши поступки - это пример для окружающих. Когда человек, решив проблему незаконным способом, хвастается этим перед друзьями, он, фактически, предлагает воспользоваться его примером. Не стыдится своего преступления, не опасается ответственности, а наоборот - пропагандирует его. При этом в ситуации, когда интересы такого деятеля пострадают от аналогичных действий его коллеги или третьего лица, трудно найти более возмущенного несправедливостью и беззаконием человека. Поэтому коррупция - это путь безответственных людей. Людей, не думающих о своей стране, о себе, будущем своих детей.

image002Человек, дающий или берущий взятку, получает сиюминутную выгоду. Именно поэтому в предыдущем абзаце мы выделили "простоту" коррупционного решения кавычками. Как правило, взяткодатель или взяткополучатель не думает о том, какими последствиями для него самого это может обернуться. Быстро решив свои задачи в обход закона, он построит дом на песке.

Рано или поздно встанет вопрос о законности совершенных действий, легальности полученного дохода, диплома об образовании и прочего. Тогда все результаты быстро решенной проблемы в лучшем случае исчезнут как мираж, а скорее обернутся гораздо более серьезными проблемами. Решение своей проблемы в обход закона или существующего порядка - создание бессрочного риска потерять все приобретенные блага при выяснении оснований возникновения прав на них в будущем.

Коррупция - это преступление, которое влечет уголовную ответственность! Кроме того, законодательством предусмотрены экономические меры наказания в виде крупных штрафов.

Таким образом, коррупция - это еще и путь нерациональных людей.

Многие даже не задумываются, что именно их действия не позволяют эффективно бороться с коррупцией. Что же является причиной такого пассивного отношения граждан к коррупционной ситуации в стране и к личной судьбе? К причинам коррупционного поведения можно отнести:

- толерантность населения к проявлениям коррупции;

- слабое правосознание граждан;

- отсутствие опасения потерять полученное благо в будущем при проверке оснований его приобретения;

- наличие у должностного лица выбора варианта поведения, когда он может решить поставленный перед ним вопрос как положительно, так и отрицательно;

- психологическая неуверенность гражданина при разговоре с должностным лицом;

- незнание гражданином своих прав, а также прав и обязанностей чиновника или лица, выполняющего управленческие функции в коммерческой или иной организации;

- отсутствие должного контроля со стороны руководства за поведением должностного лица.

  

ЭТА МНОГОЛИКАЯ КОРРУПЦИЯ

ФОРМЫ КОРРУПЦИИ

Взятка. Основным коррупционным деянием является взятка. Взятка - это не только деньги, но и другие материальные и нематериальные ценности. Услуги, льготы, социальные выгоды - так называемый "блат", - полученные за осуществление или неосуществление должностным лицом своих полномочий, также относятся к взяткам.

Еще раз обращаем внимание на то, что взяткой признается передача и получение материальныхценностейкак за общее покровительство, так и за попустительство по службе. К общему покровительству по службе могут быть отнесены, в частности, действия, связанные с незаслуженным поощрением, внеочередным необоснованным повышением в должности, совершением других действий, не вызываемых необходимостью. К попустительству по службе следует относить, например, непринятие должностным лицом мер за упущения или нарушения в служебной деятельности взяткодателя или представляемых им лиц, недобросовестное реагирование на его неправомерные действия.

Злоупотребление полномочиями. Злоупотребление - это использование коррупционером своего служебного положения вопреки интересам службы (организации) либо явно выходящие за пределы его полномочий, если такие действия (бездействие) совершены им из корыстной или иной личной заинтересованности и влекут существенное нарушение прав и законных интересов общества.

Должностное лицо или лицо, выполняющее управленческие функции в коммерческой или иной организации, в таких случаях действует в пределах своих полномочий по формальным основаниям либо выходит за пределы имеющихся у него полномочий. Это часто происходит вопреки интересам службы и организации.

Коммерческий подкуп. Схожим по своим признакам с составом таких преступлений, как дача взятки и получение взятки, является коммерческий подкуп, который также включен в понятие "коррупция".image003

Различие этих преступлений заключается в том, что при коммерческом подкупе получение материальных ценностей, а равно незаконное пользование услугами имущественного характера за совершение действий (бездействия) в интересах дающего (оказывающего), осуществляется лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации.

Так же, как и за взяточничество, за коммерческий подкуп Уголовным кодексом Российской Федерации предусматривается уголовная ответственность (вплоть до лишения свободы на срок до 5 лет) как лица подкупаемого, так и лица подкупающего.

Однако, в отличие от взятки, уголовной ответственности подлежит только тот коммерческий подкуп, который совершен по договоренности, вне зависимости от того, когда была осуществлена передача подкупа.

Взятка и подарок. Важное разъяснение: существует отличие взятки-вознаграждения от подарка. Если у вас есть знакомый - должностноелицои вы хотите сделать ему подарок, то вы должны знать, что служащему органа власти и управления в связи с исполнением им должностных обязанностей запрещено получать вознаграждение от физических и юридических лиц: подарки, денежные выплаты, ссуды, любые услуги имущественного характера, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и т.д. Подарки, полученные служащими в связи с протокольными мероприятиями, со служебными командировками и другими официальными мероприятиями, признаются федеральной собственностью или собственностью субъекта Российской Федерации и должны передаваться гражданским служащим по акту в государственный орган, в котором он служит. Тем не менее статьей 575 Гражданского кодекса Российской Федерации позволено преподносить государственным и муниципальным служащим подарки стоимостью не выше трех тысяч рублей.

  

ПОСЛЕДСТВИЯ КОРРУПЦИИ

 

Социальные

Экономические

Политические

Коррупция создает организованную преступность как устойчивое общественное явление, так как она не может существовать сколь-нибудь долго без сращивания с государством. 

Коррупция расширяет теневую экономику, что сокращает поступления в бюджет и лишает государство рычагов управления.

Коррумпированность правоохранительных органов и государства в целом усиливает организованную преступность и открывает ей дорогу к политической власти.

Коррупция снижает зависимость государства от населения, а тем самым - его заинтересованность в решении социальных проблем

Коррупция разрушает конкуренцию, так как взятка обеспечивает предоставление неконкурентных преимуществ. Это подрывает рыночные отношения как таковые, создает новые, коррупционные монополии (часто связанные с организованной преступностью), снижает эффективность экономики в целом.

Меняя мотивацию управленцев, коррупция меняет мотивацию всего государства и бизнеса. Государство перестает служить тем, кто платит деньги ему как целому, и начинает служить тем, кто оплачивает его отдельные элементы. Тем самым оно исчезает как целое, распадается на группы выразителей отдельных интересов, не скрепленных ни организацией, ни ответственностью. 

Из-за нарушения бюджетных обязательств не выполняются важнейшие социальные программы.

Коррупция лишает государство возможности обеспечивать соблюдение честных правил рыночной игры, что дискредитирует и саму идею рынка, и авторитет государства как арбитра и судьи. Практически сложилась ситуация, когда коррупция стала важнейшим тормозом формирования цивилизованных рыночных отношений, создания новых предприятий, экономического роста. 

В коррумпированном государстве права человека, ответственность власти, свободные выборы и другие фундаментальные элементы демократии существуют в крайне ограниченном и извращенном виде, что резко сокращает эффективность государства. Демократия превращается в ширму, прикрывающую господство более или менее криминальных структур.

 Делая бесправных бедных еще беднее, а влиятельных богатых еще богаче, коррупция поддерживает высокую социальную дифференциацию, а с ней - и высокую социальную напряженность.

 Коррупция увеличивает издержки субъектов экономики, что перекладывается на потребителей через повышение цен и тарифов.

Коррупция ведет к потере руководством легитимности во внешнем мире и дискредитации государства, создает реальную угрозу возникновения вокруг нее частичного «санитарного кордона» и выталкивания ее на так называемый африканский путь развития, который означает не только невозможность возврата в число богатых и влиятельных стран, но и повышенную угрозу территориального разрушения. 

Коррупция дискредитирует право как основной инструмент регулирования жизни государства и общества, формирует устойчивые представления о беззащитности граждан и перед преступностью, и перед государством.

 Коррупция в нынешних российских масштабах практически исключает возможность успешного экономического развития. Для не имеющих поддержки власти развитие невозможно, так как завтра власть вас разорит и за это никто не будет отвечать. Для тех же, кто с властью дружит, более рентабельны инвестиции не в реальный сектор и развитие, а в краткосрочные операции: финансовые спекуляции, передел собственности и дальнейшее коррумпирование власти. 

Коррупция дискредитирует демократию как таковую и создает угрозу установления диктатуры на антикоррупционной волне.

 Распространяясь «сверху вниз» и пронизывая все уровни общественной жизни, коррупция усиливает нравственную деградацию общества, создает терпимость по отношению к ней и преступности вообще (например, даже к заказным убийствам). Все шире распространяется восприятие коррупции как единственно возможной формы эффективных отношений между обществом и государством.

 

image004

 

  

СИСТЕМА ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА КОРРУПЦИЮ

Необходимо обратить внимание на то, что Уголовным кодексом Российской Федерации предусматривается уголовная ответственность вплоть до лишения свободы на срок до 8леткак за получение взятки, так и за дачу взятки.

То есть перед законом отвечает не только лицо, которое получает взятку, но и то лицо, которое взятку дает, или от чьего имени взятка передается взяткополучателю.В случае,если взятка передается через посредника, то он также подлежит уголовной ответственности за пособничество в даче взятки.

Понятие взяточничества охватывает два вида преступлений: получение взятки (статья 290 УК РФ) и дача взятки (статья 291 УК РФ). Близки к ним такие уголовно наказуемые деяния, как коммерческий подкуп (статья 204 УК РФ) и провокация взятки либо коммерческого подкупа (статья 304 УК РФ).

Состав преступления (взяточничества) будет иметь место независимо от того, когда была принята взятка - до или после выполнения соответствующих действий, а также независимо от того, имелась ли предварительная договоренность между взяткодателем и взяткополучателем.

Дача взятки (передача должностному лицу лично или через посредника материальных ценностей) - это преступление, направленное на склонение должностного лица к совершению законных или заведомо незаконных действий (бездействия) в пользу дающего: для получения им преимуществ, за общее покровительство или за попустительство по службе (статья 291 УК РФ).

Дача взятки при отсутствии обстоятельств, отягчающих ответственность, наказывается штрафом до 200 тысяч рублей или в размере заработной платы, или иного дохода осужденного за период до 18 месяцев либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет, либо арестом на срок от трех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до трех лет.

При наличии обстоятельств, отягчающих ответственность (дача взятки должностному лицу за совершение им заведомо незаконных действий (бездействия)), дача взятки наказывается штрафом в размере от 100 тысяч до 500 тысяч рублей или в размере заработной платы, или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет либо лишением свободы на срок до восьми лет.

Дача взятки может осуществляться с помощью посредника. Посредничеством во взяточничестве признается совершение действий, направленных на передачу взятки: непосредственная передача предмета взятки, создание условий для такой передачи. Ответственность посредника во взяточничестве наступает независимо от того, получил ли посредник за это вознаграждение от взяткодателя (взяткополучателя) или не получил.

Если взятка передается должностному лицу через посредника, то такой посредник подлежит ответственности за пособничество в даче взятки.image005

Необходимо помнить, что лицо, давшее взятку, освобождается от уголовной ответственности, если имело место:

а) вымогательство взятки со стороны должностного лица;

б) если лицо добровольно сообщило органу, имеющему право возбудить уголовное дело, о даче взятки.

Необходимо знать, что получение взятки - одно из самых общественно опасных должностных преступлений, особенно если оно совершено в крупном размере группой лиц по предварительному сговору или организованной группой с вымогательством взятки.

Обстоятельствами, отягчающими уголовную ответственность за получение взятки, являются:

- получение должностным лицом взятки за незаконные действия (бездействие);

- получение взятки лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, а равно главой органа местного самоуправления;

- получение взятки группой лиц по предварительному сговору или организованной группой (2 и более человек);

- вымогательство взятки;

- получение взятки в крупном размере (крупным размером признаются сумма денег, стоимость ценных бумаг, иного имущества или выгод имущественного характера, превышающие 150 тысяч рублей).

Получение взятки при отягчающих обстоятельствах наказывается лишением свободы на срок от трех до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

Самым мягким наказанием за взятку является штраф, а самым суровым - лишение свободы на срок до 12 лет. Кроме того, за получение взятки лишают права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

Таким образом, попытка получить блага, преимущества, избежать неприятностей при помощи взятки имеет своим последствием уголовное преследование и наказание.

Борьба с коррупцией, прежде всего, должна выражаться в нежелании граждан участвовать в коррупционных отношениях.

Именно поэтому для того, чтобы не оказаться жертвой коррупции, а равно самому не встать на путь преступления закона, необходимо иметь четкие представления о способах борьбы с коррупцией.

Как себя вести?

Попробуем разобраться, что же может сделать гражданин самостоятельно для того, чтобы не попасть в сети коррупционеров, не стать участником преступления.

Перед тем как обратиться в государственные, муниципальные органы и учреждения либо в коммерческие или иные организации, мы рекомендуем изучить нормативную базу, на основе которой действует тот или иной орган, учреждение, организация. Ведь именно знание законов поможет понять, когда должностное лицо начинает злоупотреблять своим положением либо вымогать взятку за действия, которые он и так должен выполнить в силу своих должностных обязанностей.

Проще это сделать в отношении государственных и муниципальных органов и учреждений. Для того чтобы информационная прозрачность деятельности государственной власти могла помочь простым гражданам самостоятельно бороться с коррупцией, все органы государственной и муниципальной власти обязаны размещать на своих официальных сайтах в Интернете нормативные акты, регламентирующие их деятельность. Поэтому перед обращением в тот или иной орган государственной или муниципальной власти мы рекомендуем изучить информацию о деятельности данного органа, имеющуюся, например, на сайте в Интернете.

Обобщенная информация по многим государственным услугам представлена на сайте www.gosuslugi.ru.

С коммерческими и иными организациями дело обстоит сложнее. Законодатель в отношении данных организаций не может принять аналогичные меры по информационной прозрачности, которые он принял в отношении государственных и муниципальных органов и учреждений. Однако не стоит считать, что деятельность коммерческих и иных организаций ничем не регулируется.

Указанные организации должны подчиняться законам, которые регламентируют ту сферу деятельности, в которой действует данная организация. Так, если вы собираетесь обратиться в организацию, которая занимается торговлей, оказанием услуг или выполнением работ, то целесообразно предварительно прочитать Закон Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителя". Также следует помнить о том, что данный закон, а также ряд других документов, касающихся деятельности данной организации, должны быть размещены в торговом зале, на специальном стенде.

Если вы хотите обратиться в организацию, оказывающую медицинские услуги, вам, кроме Закона "О защите прав потребителей", необходимо знать, какие медицинские услуги вам обязаны предоставить бесплатно в рамках имеющегося у вас полиса обязательного медицинского страхования, а также при наличии полиса добровольного медицинского страхования. Кроме того, целесообразно ознакомиться с нормативными актами, которые регламентируют порядок оказания медицинских услуг. Например, Закон Российской Федерации от 28.06.1991 N 1499-1 "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации", Постановление Правительства Российской Федерации от 02.10.2009 N 811 "О программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2010 год".

image006Если вы устраиваетесь на работу, то вам необходимо изучить те разделы Трудового кодекса Российской Федерации, которые касаются прав и обязанностей работника и работодателя.

Кроме изучения актов, регламентирующих деятельность государственных и муниципальных органов и учреждений, а также коммерческих и иных организаций, необходимо себя психологически подготовить к такому общению. Сейчас существует достаточное количество литературы о приемах ведения переговоров. Необходимо помнить, что главное в любых переговорах - это уверенность в собственной позиции, которую может дать только ваша компетентность. Именно она заставит лицо, наделенное полномочиями, лишний раз задуматься, стоит ли в отношении конкретно вас злоупотреблять имеющейся властью или вымогать у вас взятку.

Дополнительные меры

Возможно, будет не лишним предпринять некоторые дополнительные меры.

Можно проконсультироваться с юристом, что позволит вам увереннее чувствовать себя в разговоре. Вы можете взять с собой диктофон и записать ваш разговор. Данную запись можно будет предъявить вышестоящей организации или компетентным органам, если вы посчитаете, что действия чиновника нарушили ваши законные права и интересы.

По возможности, оформляйте обращение в письменной форме и сдавайте его в канцелярию того органа, в который вы обращаетесь. Если вы обращаетесь в государственный или муниципальный орган, то, в соответствии с Федеральным законом от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", ответ вам обязаны дать в течение 30 дней с момента вашего обращения.

В случае,если вы стали жертвой злоупотребления должностным лицом либо лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, своим служебным положением и полномочиями, то алгоритм ваших действий должен быть точно таким же, как при вымогательстве у вас взятки, коммерческого подкупа.

В случае,если в отношении вас идет какая-либо проверка со стороны государственных и муниципальных органов (составляют протокол о нарушении правил дорожного движения или таможенного режима, останавливают и просят предъявить паспорт для проверки и т.д.), то в целях самозащиты от злоупотребления служебным положением со стороны должностных лиц вам следует:

- проверить полномочия должностного лица, посмотрев его служебное удостоверение, и запомнить либо записать его ФИО и должность (звание);

- уточнить основания применения к вам санкций, совершения действий в отношении вас или вашего имущества норму закона, на которую ссылается должностное лицо, запомните эту информацию или запишите;

- в случаесоставления в отношении вас протокола или акта настоять на заполнении должностным лицом всех граф, не оставляя их пустыми;

- настоять, чтобы в протоколе были указаны все свидетели, которых вы считаете необходимым указать (или понятые);

- настоять, чтобы в протоколе были указаны все документы, на которые вы ссылались при даче объяснений должностному лицу. Если должностное лицо отказывается принять указанные документы, потребовать от него письменного отказа;

- не подписывать протокол или акт, не прочитав его внимательно;

- в случае несогласия со сведениями, занесенными в протокол или акт, указать об этом перед проставлением подписи, для того чтобы можно было оспорить указанный протокол или акт;

- никогда не подписывать пустые листы или незаполненные формы;

- в строке протокола об административном правонарушении, в которой вы должны подписаться под тем, что вам разъяснены ваши права и обязанности, проставить слово "нет" или прочерк, если должностное лицо, составляющее протокол, вам их не разъяснило или предложило прочитать их на обороте. Вы не должны читать о своих правах и обязанностях, вам должны их разъяснить;

- настоять на выдаче вам на руки копии протокола или акта.

Также вам необходимо знать, что, в соответствии с положениями статьи 28.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, протокол об административном правонарушении должен составляться немедленно после выявления административного правонарушения. Кроме того, вы не должны доказывать свою невиновность.

Пленум Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 указал: "Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность. Вина в совершении административного правонарушения устанавливается судьями, органами, должностными лицами, уполномоченными рассматривать дела об административных правонарушениях. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, должны толковаться в пользу этого лица".

 НАКАЗАНИЕ ЗА ВЗЯТОЧНИЧЕСТВО

 Законодательство США предусматривает наказание за активный и пассивный подкуп в виде штрафа, сумма которого исчисляется тройным размером взятки, или лишением свободы до 15 лет. То и другое наказание могут быть совмещены по решению суда.

Государственный служащий в Канаде, занимающий должность в суде или в законодательном органе Канады, за одно лишь согласие получить материальные и иные блага взамен на совершение определенного действия или попустительства такому действию подлежит тюремному заключению на срок до 14 лет.

Законодательство Франции предусматривает наказание за взяточничество в виде лишения свободы до 7 лет для руководителей и служащих промышленных или коммерческих предприятий, и тюремное заключение на срок до 10 лет для должностных лиц. Кроме того, законодательство Франции запрещает должностным лицам получение различного рода подарков (не зависимо от их стоимости) под угрозой наказания в виде лишения свободы на срок от 2-х до 10 лет или крупного штрафа.

В Германии должностное лицо, требующее имущественной или иной выгоды либо принимающее таковую выгоду или обещание ее в будущем за совершение какого-либо действия в настоящем или будущем, наказывается лишением свободы на срок до 3 лет или штрафом.

Самые радикальные меры по борьбе с коррупцией предпринимаются в странах Азии. В Китае, например, за взятку вполне могут казнить. Столь радикальная мера появилась в китайском уголовном кодексе в начале 1980-х годов. Расстрел проводится публично. Подобных приговоров может быть несколько тысяч в год, в том числе и в отношении довольно крупных чиновников, и в отношении менеджеров крупных корпораций.

Казнь за взяточничество полагается и на Кубе. Не слишком гуманно общество по отношению к коррупционерам и в Арабских Эмиратах. Там за коррупцию отрубают руку, как за воровство.  

 

«Лучше впасть в нищету, голодать или красть,

Чем в число блюдолизов презренных попасть.

Лучше кости глодать, чем прельститься сластями

За столом у мерзавцев, имеющих власть».

Омар Хайям, персидский поэт, философ, учёный

  ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ О КОРРУПЦИИ 

В древней Персии за мздоимство легко было поплатиться собственной кожей. Если верить историку Геродоту (хотя он там много чего навертел в своих сочинениях), в VI веке до н.э. персидский царь Камбис повелел заживо содрать кожу с продажного судьи Сизамна и обтянуть ею судейское кресло. На пост судьи был назначен сын казненного: чтобы судья всегда помнил, чем может закончиться его карьера. 

 Строительство трёхэтажного здания суда округа Нью-Йорк на Чамберс-стрит, 52 обошлось в полтора раза дороже покупки Аляски у России из-за тотальной коррумпированности властей, возникшей благодаря лидеру организации демократической партии штата Нью- Йорк Уильяму Твиду. В конце концов он стал настолько компрометировать демократов, что однопартийцы стали главными разоблачителями Твида. После судебного приговора Твид умер в тюрьме Ладлоу, на строительстве которой он также незаконно обогатился. 

 image007Английский пират и мореплаватель Фрэнсис Дрейк прославился своими набегами на испанские колонии в Южной Америке, награбив много золота. Однако его злодеяния преувеличены в несколько раз. Сами испанские чиновники пользовались удобным случаем и списывали на Дрейка всё наворованное у королевской казны. 

 Откуда взялись выражения «зарубить на носу» и «остаться с носом»? Раньше носом помимо части лица называли бирку, которую носили при себе и на которой ставили зарубки для учёта работы, долгов и т.п. Благодаря этому возникло выражение «зарубить на носу». В другом значении носом называлась взятка, подношение. Выражение «остаться с носом» значило уйти с непринятым подношением, не договорившись. 

 Особенно аморальным способом взяток у населения прославились врачи Зимбабве. В стране, где за роды нужно заплатить $50 – примерно треть годового дохода среднего зимбабвийца – акушеры придумали еще и штрафовать рожениц на $5 за каждый крик во время схваток. В итоге мамашам вместе с новорождёнными приходилось бежать из роддома через окно, чтобы не платить неподъемные штрафы. 

 Петр I первым из отечественных монархов учредил в России фискальскую службу для выявления «всяких взяток», а населению велел «без всякого страха» извещать Сенат о коррупционерах. В 1721 году видного коррупционера того времени, сибирского губернатора М.П. Гагарина, повесили под окнами Юстиц-коллегии в Петербурге, а труп после казни несколько раз перевозили с места на место в назидание чиновникам. 

 В Китае взяточничество карается смертной казнью, причем, казнь показывают по национальному телевидению. С 2000 года в Китае расстреляны за коррупцию около 10 тысяч чиновников, еще 120 тысяч получили от 10 до 20 лет заключения 

По данным Всемирного банка, ежегодный объем взяток по всему миру составляет более $1 триллиона. 

ПАМЯТКА ГРАЖДАНИНУ О ТОМ, ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ У ВАС ВЫМОГАЮТ ВЗЯТКУ:

1. Отказать в даче взятки.

2. В случае вымогательства взятки или отсутствия возможности отказать в даче взятки (например, при угрозе жизни и здоровью) - об этом необходимо сообщить в правоохранительные органы, но при этом следует соблюдать следующие рекомендации в общении с вымогателем взятки:

- вести себя крайне осторожно, вежливо, не допуская опрометчивых высказываний, которые могли бы трактоваться вымогателем как готовность дать взятку;

- внимательно выслушать и точно запомнить поставленные вам условия (размеры сумм, наименование товаров и характер услуг, сроки и способы передачи взятки и т.д.);

- постараться отложить вопрос о времени и месте передачи взятки до следующей беседы;

- не брать инициативу в разговоре на себя, позволить "взяточнику" выговориться, сообщить вам как можно больше информации;

- незамедлительно обратиться в правоохранительные органы.

Куда обращаться?

Возможны следующие варианты действий:

Обжалование незаконных действий в рамках действующих административных процедур - подача жалобы непосредственному начальству или жалобы в вышестоящие инстанции.

Жалоба в контролирующие органы (в рамках потребительских отношений это могут быть территориальные учреждения Роспотребнадзора, Федеральной антимонопольной службы; в рамках отношений с организациями жилищно-коммунального хозяйства - жилищные комитеты и жилищные инспекции) или прокуратуру. Будьте внимательны: обвинения не должны быть голословными, жалоба должна содержать image008конкретные сведения и факты.

Вы также должны сообщить о факте вымогательства в правоохранительные органы или в управления собственной безопасности, которые, например, есть при Министерстве внутренних дел (МВД России) и Федеральной службе безопасности (ФСБ России). Устные сообщения и письменные заявления о преступлениях принимаются в правоохранительных органах круглосуточно, независимо от места и времени совершения преступления.

Вы можете обратиться в приемную прокуратуры, в дежурную часть органа МВД России, ФСБ России, таможенного органа или органа наркоконтроля. Вас обязаны выслушать и принять сообщение в устной или письменной форме. При этом вам следует узнать фамилию, должность и рабочий телефон сотрудника, принявшего сообщение.

Обращаем ваше внимание, что если вы выполните требования вымогателя и не заявите о факте дачи взятки в компетентные органы, то будете привлечены к уголовной ответственности при выявлении правоохранительными органами факта взятки.

Предложенные рекомендации, к сожалению, не могут считаться универсальными, исчерпывающими и единственно верными. В каждой конкретной ситуации вам приходится самостоятельно решать, какие методы и в какой мере применять для достижения наилучшего результата в общении с должностными лицами. Приведенные выше рекомендации - это основные направления для укрепления и защиты позиции граждан, не желающих мириться с коррупцией в своей повседневной жизни.

Письменные обращения в Генеральную прокуратуру Российской Федерации направлять по адресу: ГСП-3 125993, г. Москва, ул. Большая Дмитровка, 15а.

Справочная по обращениям в Генеральную прокуратуру Российской Федерации: (495) 987-56-56.

В Следственном комитете Российской Федерации работает телефон горячей линии. Любой гражданин, обладающий информацией о совершенном или готовящемся преступлении может сообщить об этом непосредственно в главное следственное ведомство. Также по этому номеру принимаются звонки о незаконных действиях либо бездействии самих следователей Следственного комитета. Телефон горячей линии: (495) 640-20-52.

Письменные обращения в Департамент собственной безопасности МВД России направлять по адресу: 115054, г. Москва, ул. Большая Пионерская, дом 6/8.

Телефон дежурной части ДСБ МВД России: (495) 667-07-30.

Телефон доверия МВД России: (495) 250-98-10, 200-90-81.

В администрации города  Азова установлен  телефон  «горячей линии» комиссии по противодействию коррупции  муниципального образования «Город Азов» -  4-70-18. Телефон  «горячей линии» оснащен системой регистрации телефонных вызовов, речевых сообщений и факсограмм. Поступившие звонки размещаются в базу данных фонограмм с регистрацией телефонных номеров, даты и времени записи. Речевое сообщение, поступившее по телефону «горячей линии», преобразуется в текстовое сообщение и направляется непосредственно председателю городской комиссии по противодействию коррупции - мэру города  Азова.

 ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

-  Федеральный закон от 25.12.2008 N 273-ФЗ (ред. от 22.12.2014) "О противодействии коррупции" //СПС КонсультантПлюс, 2015.

-  Указ Президента РФ от 08.03.2015 N 120 (ред. от 15.07.2015) "О некоторых вопросах противодействия коррупции"//СПС КонсультантПлюс, 2015.

-  Указ Президента РФ от 11.04.2014 N 226 (ред. от 15.07.2015) "О Национальном плане противодействия коррупции на 2014 - 2015 годы" //СПС КонсультантПлюс, 2015.

-  Актуальные проблемы противодействия коррупционным преступлениям: Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции (19 апреля 2013 г., г. Хабаровск) / В.А. Авдеев, О.А. Авдеева, В.В. Агильдин и др.; под ред. Т.Б. Басовой, К.А. Волкова; Хабаровский краевой суд, Дальневосточный филиал Российской академии правосудия. Хабаровск: ООО Издательство "Юрист", 2013. 200 с.

-  Борков В.Н. Коррупционное преступление как основной элемент системы коррупционных отношений // Современное право. 2015. N 4. С. 114 - 119.

-  Гриб В.Г., Адамян Р.Э. Факторы, влияющие на борьбу с хищениями и коррупцией, и меры по их устранению // Российский следователь. 2015. N 13. С. 24 - 29.

-  Григорьев В.В. Комментарий к Федеральному закону от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" (постатейный) // СПС КонсультантПлюс. 2013.

-  Илий С.К. Административные правонарушения коррупционной направленности // Административное и муниципальное право. 2015. N 5. С. 460 - 468.

-  Левакин И.В. Этический кодекс государственного и муниципального служащего: зарубежный и российский опыт противодействия коррупции // Российская юстиция. 2015. N 6. С. 47 - 49.

-  Спектор Е.И. Коррупционные правонарушения: проблемные вопросы юридической квалификации // Журнал российского права. 2015. N 8. С. 40 - 46.

- Тохтарбаева С.М. Организационно-правовая регламентация взаимодействия органов внутренних дел и институтов гражданского общества России в борьбе с коррупцией // Современное право. 2015. N 5. С. 124 - 129.

-  Уголовно-правовые меры по противодействию коррупции за рубежом: сравнительно-правовое исследование / В.Ю. Артемов, И.С. Власов, Н.А. Голованова и др.; отв. ред. И.С. Власов. М.: Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ, 2014. 432 с.

-   Участие институтов гражданского общества в борьбе с коррупцией: научно-практическое пособие / Т.А. Едкова, О.А. Иванюк, А.В. Сороко и др.; отв. ред. Ю.А. Тихомиров. М.: Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ, ПОЛИГРАФ-ПЛЮС, 2013. 160 с.

-    Шокот И.Ю. К вопросу о понятии коррупции, ее сущности и признаках // Военно-юридический журнал. 2015. N 7. С. 8 - 12.

-    Шугрина Е.С. Понятие и признаки коррупции: особенности правового просвещения учащихся // Административное право и процесс. 2015. N 6. С. 54 - 57.

ИНТЕРНЕТ – РЕСУРСЫ

-  Коррупция в России!. – Режим доступа: http://korrossia.ru/

-  Рейтинг стран мира по уровню восприятия коррупции. – Режим доступаhttp://gtmarket.ru/ratings/corruption-perceptions-index/info

-  Противодействие коррупции. Официальный сайт ГУФСИН России по Ростовской области. – Режим доступа: http://www.61.fsin.su/anticorrup_to/

-  Противодействие коррупции. Официальный сайт администрации города Азова. – Режим доступаhttp://gorodazov.ru/anticorruption.html

-  Митрополит Иларион о коррупции. – Режим доступаhttp://www.pravmir.ru/mitropolit-ilarion-alfeev-o-korrupcii/

-  Против коррупции. Экскурс по странам мира: информационная брошюра. – Режим доступаhttp://gsn.tatarstan.ru/rus/file/pub/pub_180851.pdf

 

 

2     425    facebooklarger