Включить версию для слабовидящих
^Back To Top
ТОКАРНАЯ ИГРУШКА
Токарное искусство вятских мастеров-«посудников» и «веретенщиков» повлияло на развитие игрушечного производства. С появлением самопрялок во второй половине XIX века токари переключились на выработку игрушек.
Главным сырьем для игрушечников была липа – из нее делали разъемные игрушки – шары, яйца, чашки, матрешки.
Осину, березу, клен, яблоню и ольху использовали для изготовления пирамид, кеглей, крокета, шахмат, бирюлек, настольных детских игр. Из можжевельника вытачивали бусы, кукольную посуду, самоварчики. В это время в Вятском уезде в промысле было занято около 1000 семей. Это подтверждают прейскуранты Вятского кустарного склада.
Заготовки вели до Петрова дня (12 июля), затем с заготовок снимали кору, распиливали на части, сушили.
Для производства токарного изделия требовалось осуществить несколько операций, каждую из которых выполнял отдельный мастер. После заготовки дерева (болванок) к ее наружной обрезке приступал «болваночник». Тесальщик долбил болванку, а затем токарь выделывал форму изделия на станке.
Изготовляли токари в 1870-х годах помимо игрушек хлебные чашки, деревянные тарелки, ступицы для колес, поставы (деревянные чашки – подставки под бочки для стока смолы), прялки, веретена, балясины и другие изделия.
Токарные станки мастера делали сами. Инструментами были: топор, долото, стамеска. Первые станки были примитивными «с очепом» (длинным шестом, с помощью которого приводилась в движение рабочая часть станка).
Станок, приводимый в движение с помощью махового колеса и ремня, был внедрен в губернии в 1860 – 1870-х годах. Первым такой станок изготовил Егор Вачкин – крестьянин из села Шурмы (ныне Уржумский район). Послужив в армии и побывав за пределами Вятской губернии, этот наблюдательный человек высмотрел конструкцию усовершенствованного токарного станка. Вернувшись в Шурму, он сам смастерил токарный станок.
Токари работали в особом помещении, вдвоем. Один приводил в движении станок, вращая маховое колесо, а второй – обтачивал в это время деревянные заготовки. На токарном станке два мастера могли за неделю изготовить до 100 – 150 чашек. Встречались токари, которые, помимо посуды и игрушек, выделывали деревянные курительные трубки.
Мастеру, точившему различные изделия, на сезон работы обычно требовалось до двух кубометров древесины. Занимались работой в специально построенных помещениях под одной крышей с жилой избой или отдельно, где устраивали печь и ставили токарные станки. По стенам от пола до потолка сооружали нары для подсушивания древесины. Выточенные изделия шкурили, затем окрашивали, полировали. К политуре добавляли разные красители – фуксин, крон канареечный, ультрамарин, сажу. Во время вращения на станке краска тонким слоем ложилась на поверхность изделия, а последующая полировка придавала изделиям необыкновенный блеск.
Применявшиеся в XIX веке примитивные токарные станки превратились сейчас в компактную высокопроизводственную технику, которая дает резчику возможность получать прекрасную заготовку для ее художественного оформления. Таким образом, традиционная русская токарная посуда и игрушка не только не ушла в прошлое, но и возродилась в более высоком качестве и разнообразии.
В 1928 году была организована артель «Игрушка», основной ассортимент которой составили токарная игрушка и изделия из дерева, украшенные росписью и выжиганием. Через год в артели работало около 100 человек. В 1946 году артель «Игрушка» преобразована в артель «Победа» по производству изделий из дерева.
Во второй половине ХХ века профессиональный художник Валерий Васильевич Жигальцев продолжил развитие вятского токарного мастерства. Он окончил Московское художественно-промышленное училище имени М.И. Калинина, работал художником творческо-экспериментальной лаборатории фабрики художественных изделий «Идеал», затем Кировского производстенного объединения «Умелец».
Помимо создания образцов продукции для предприятий, Жигальцев много творчески работал как автор отдельных токарных произведений и целых композиций. Художник в совершенстве овладел токарной обработкой своего любимого материала – дерева, которое умело сочетал с берестой, выжиганием, тонировкой и росписью. Он создал не только сборную токарную сувенирную игрушку, но и стал выполнять сюжетные композиции, собирая их в декоративные рельефные панно.
В основе работ художника лежит стилистика русского лубка (народные картинки). Жигальцев разрабатывал в игрушке различные темы: народные гулянья, история транспорта, русские пословицы и поговорки и другие. Все работы художника проникнуты тонким юмором и добротой.
С 2006 года изготовлением токарной посуды (блюда, миски разного размера, солонки), детской мебели и игрушек (архитектурные конструкторы, пирамидки, волчки, яйца, фигурки животных, людей, и т.п.) в городе Кирове занимается ООО «СтругЪ». Предприятие ставит своей целью возрождение и сохранение традиций русского деревянного конструирования как художественного промысла и повышение его роли во всестороннем и полноценном воспитании детей.