Включить версию для слабовидящих

И взвившись занавес шумит

^Back To Top

foto1 foto2 foto3 foto4 foto5

Календарь праздников

Праздники России

Контакты

346780 Ростовская область

г. Азов, Петровский б-р 20 

тел.(86342) 4-49-43, 4-06-15 

E-mail: This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it.

 

      !!!  Новое !!!

kids

Besucherzahler
счетчик посещений
Яндекс.Метрика

«И, ВЗВИВШИСЬ, ЗАНАВЕС ШУМИТ…»
Истории из театральной жизни, к году театра в России

(Занавес открывается. Тихо звучит музыка. Слышен шум дождя. Выходят Коломбина и Петрушка)

   КОЛОМБИНА: В каких только странах я не побывала! И всё же одна запомнилась мне больше всего.

   ПЕТРУШКА: Почему? Что тебе так понравилось в ней?

   КОЛОМБИНА: О, в этой чудесной стране дороги освещены трепетным огнём факелов, благородным сиянием свечей, таинственным блеском софитов. А вместо стука дождей и капелей здесь постоянно звучат аплодисменты.

   ПЕТРУШКА: Как называется эта удивительная страна? Подскажите, ребята.

   КОЛОМБИНА: Верно. Тот, кто хоть однажды гостил в стране Театр, обязательно согласится со мной: равнодушно покинуть её невозможно. А сколько интересных историй можно услышать о ней! Не верите? Тогда слушайте...

(Коломбина и Петрушка уходят)

«ВЫ И ЕСТЬ - МОЯ СИСТЕМА»

(Выходят Библиотекарь, которая держит в руках книгу об истории театра, и Денис)

  БИБЛИОТЕКАРЬ: Здравствуй, Денис. Рада тебя видеть. Ну как, определился ты с жизненным выбором? Какой профессии отдаёшь предпочтение?

   ДЕНИС: Решил в артисты податься. Думаю, осилю, да и модно это сейчас.

   БИБЛИОТЕКАРЬ: Хороший выбор. А справишься? Ведь быть артистом совсем не просто.

   ДЕНИС: Неужели? А вы откуда знаете?

   БИБЛИОТЕКАРЬ:  Просто я очень люблю театр. Читаю о нём (показывает книгу), хожу на премьеры, встречаюсь с интересными людьми. Меня волнует всё, что с ним связано. Ведь это особый мир. Помнишь, как у Пушкина в «Евгении Онегине»...

<...>
Театр уж полон; ложи блещут;
Партер и кресла — всё кипит;
В райке нетерпеливо плещут,
И, взвившись, занавес шумит.
<...>
А.С. Пушкин. Евгений Онегин

   ДЕНИС: Тогда расскажите нам о театре. Мы с ребятами (указывает в зал) с удовольствием послушаем.

   БИБЛИОТЕКАРЬ: Предложение принято. (Задумчиво) С чего же начать?.. Пожалуй, с дебюта.

   ДЕНИС: С чего?

   БИБЛИОТЕКАРЬ: Денис, как ты полагаешь, в первый раз выходить на сцену страшно?

   ДЕНИС: Нет, не страшно. А чего бояться-то?

   БИБЛИОТЕКАРЬ (с улыбкой): Многие так думают... и ошибаются. История театра знает великое множество «провальных» примеров. Приведу лишь один. Когда впервые на сценические подмостки вышел известный артист Ефим Копелян...

   ДЕНИС: Это его голос звучит за кадром в легендарном телесериале «Семнадцать мгновений весны»?

   БИБЛИОТЕКАРЬ: Верно. Так вот, он очень волновался, к тому же плохо знал, как устроена сцена. На троне восседал Н.Ф. Монахов, игравший царя, а Копелян с подносом топтался у его ног. И вдруг дебютант заметил, что партнёр смотрит не на, а за него. Молодой артист обернулся и, к своему ужасу, понял, что вошёл на сцену через окно. Ефим так испугался и запаниковал, что, бросив поднос, убежал за кулисы.
   
После спектакля Копелян извинился перед Николаем Фёдоровичем. Тот, усмехнувшись по-доброму и разглядывая коллегу, сказал: «Что ты вошёл в окно — полбеды, а вот то, что ушёл в камин, — беда».

(Слайды —- Е.З. Копелян и Н.Ф. Монахов)

   ДЕНИС: Надо же! Кстати, я столько читал о Станиславском, а всё в толк не возьму его систему.

   БИБЛИОТЕКАРЬ: Великий драматург А.Н. Островский говорил, что у каждого искусства м даже ремесла есть своя азбука, называемая техникой, без знания которой нельзя быть ни художником, ни хорошим мастеровым. А через полвека гениальный режиссёр и актёр К.С. Станиславский создал свою знаменитую систему.

   ДЕНИС (задумчиво): То есть актёрскую «азбуку»?

   БИБЛИОТЕКАРЬ: Да, специальный метод, теорию, для того чтобы все артисты могли овладевать профессиональной техникой.

(Слайды — А.Н. Островский и К.С. Станиславский)

   Константин Сергеевич кропотливо изучал лучшие традиции мастеров русской драматургии — Пушкина, Гоголя, Островского, Толстого, много наблюдал за творчеством великих артистов своего времени как в России, так и за рубежом, беседовал с ними.
   
Известен такой случай. Знаменитая актриса Е.П. Корчагина-Александровская сказала как-то Станиславскому: «Простите, но я не понимаю вашей системы. Да и стара я садиться за учение». На что Константин Сергеевич ответил: «А вам, Екатерина Павловна, и не надо изучать мою систему. Вы и есть — моя система».

   ДЕНИС: Думаю, эта актриса была очень талантлива.

   БИБЛИОТЕКАРЬ: И трудолюбива. Не зря же А.С. Пушкин сказал: «Талант — это предрасположение человека к труду». Ребята, как вы понимаете это выражение?

(Ребята отвечают)

   А ты что скажешь, Денис?

   ДЕНИС: Нуда, я согласен с ребятами: одного дара маловато, следует ещё и много работать.

МАЛЕНЬКИХ РОЛЕЙ НЕ БЫВАЕТ

   БИБЛИОТЕКАРЬ: Актёрская профессия предполагает мастерство «чувствования» образа, психологии каждого героя. Согласитесь, это очень трудное дело. Ты понимаешь, о чём я?

   ДЕНИС: (не подавая виду, что не понимает) Ну да… А может вы лучше на примере объясните? Для наглядности.

   БИБЛИОТЕКАРЬ: (с улыбкой) Хорошо. Однажды искусство перевоплощения помогло великому трагику В.А. Каратыгину заслужить милость императора Николая I. И вот каким образом. Как-то царь в сопровождении адъютанта зашёл к актёру за кулисы Александрийского театра и сказал: «Изобрази-ка меня, Каратыгин. Ты, говорят, мастак на такие шутки». Артист попытался отказаться, скромно ответив, что не смеет, но государь грозно повторил приказ.
   
Делать нечего, Василий  Андреевич встал в соответствующую позу, вскинул голову, глаза его вдруг стали оловянными, и голосом Николая  I он небрежно бросил адъютанту через плечо: «Послушай, пошли-ка этому актёришке Каратыгину корзину шампанского». Царь от души рассмеялся и тут же сказал: «Быть посему». На следующий день утром Каратыгину доставили подарок.

(Слайд – В.А. Каратыгин)

   ДЕНИС: Интересно, а главные роли играть легче?

   БИБЛИОТЕКАРЬ: Знаешь, если артист отмечен талантом, то ему удаётся «слепить» великолепный образ и в маленькой, почти бессловесной роли. Кстати, один из законов театра гласит: « Нет маленьких ролей, есть маленькие актёры». Ребята, не напомните, кто такой статист?

(Ребята отвечают)

   Да, это актёр кино или театра, исполняющий роли без слов (или состоявшие из нескольких реплик), участник массовых сцен, не занятый в основном действии.

   ДЕНИС: Наверняка у вас и про таких история припасена.

    БИБЛИОТЕКАРЬ: Угадал. Итак, в далёком 1919 году в петербургский Мариинский театр поступил статистом Н.К. Черкасов, впоследствии ставший замечательным актёром, сыгравшим десятки ролей в театре и кино. Но на тот момент этот долговязый 16-летний юноша делал лишь первые шаги на театральных подмостках. Однако работа для него была настоящим праздником: он был неистощим на выдумки, фантазия била из него ключом.

(Слайды – Н.К. Черкасов и Ф.И. Шаляпин)

   Как-то ему довелось играть на сцене вместе с самим Ф.И. Шаляпиным – русским оперным «алмазом». Перед Николаем Константиновичем, которому поручили «ответственную» роль балаганного зазывалы, стояла задача всячески привлекать внимание зрителя.

    ДЕНИС: И как он с ней справился?

   БИБЛИОТЕКАРЬ: Отлично! Черкасов так вжился в образ, продумав до мелочей его детали, что из крошечной роли получился настоящий «бриллиант». Артист выделывал такие уморительные фокусы, что зрительный зал напрочь забыл не только об опере, но даже о Шаляпине: все следили за игрой статиста и его необыкновенными трюками.

ИСТИННАЯ ЛЮБОВЬ К ПРОФЕССИИ.

   БИБЛИОТЕКАРЬ: Знаешь, Денис, чтобы быть настоящим актёром, одного таланта недостаточно, нужно быть всецело преданным своей профессии. Знаменитейшая актриса русской сцены В.Ф. Комиссаржевская писала: «В Парижской галерее изящных искусств есть знаменитая статуя. Она была последним произведением великого художника, который, подобно многим гениальным людям, жил на чердаке, служившем ему мастерской и спальней.
   
Когда статуя была почти совсем готова, ночью сделался в Париже мороз. Скульптор не мог спать от холода и думал о том, что глина не успела ещё высохнуть, что вода в её порах замерзнет, и в один час статуя будет испорчена, и разрушится мечта всей его жизни. Тогда он встал и закутал свою статую одеялом. На следующее утро скульптора нашли мёртвым, зато статуя была невредима».

(Слайд – В.Ф. Комиссаржевская)

   ДЕНИС: Какая грустная, но потрясающая история!

   БИБЛИОТЕКАРЬ: Согласна. Вот так же Комиссаржевская любила своё актёрское ремесло. На неё как из рога изобилия сыпались предложения играть на сценах театров крупных российских городов. Но актриса отправилась на гастроли по местечкам тогдашнего Туркестана, горя желанием донести свою любовь до тех людей, которые никогда в жизни не видели театральных постановок. Там она и умерла, заразившись чёрной оспой.

   ДЕНИС: Вот это любовь к профессии!..

   БИБЛИОТЕКАРЬ: Не могу удержаться, чтобы не привести ещё один яркий пример. Речь пойдёт об удивительном актёре-самородке, человеке редкого таланта А.А. Остужеве.

(Слайд —АЛ. Остужев)

   Когда он был в зените славы, к нему внезапно подкралась беда — любимец публики стал глохнуть. А что такое для артиста потеря слуха? Это «прощай, сцена». Ведь он должен слышать реплики своих коллег, наставления режиссёра, музыку, подсказки суфлёра, наконец, аплодисменты благодарного зрителя, дыхание зала. И что же сделал Остужев, как вы думаете, ребята?

(Ребята отвечают)

    ДЕНИС: Так что же?

   БИБЛИОТЕКАРЬ: Он стал учиться читать по губам, репетировал свои реплики, выучил наизусть десятки пьес, чтобы знать назубок все роли. В результате у Остужева развилось идеальное чувство ритма, времени, паузы. И когда в 1935 г., уже совершенно глухой, он с блеском сыграл роль Отелло, зал стонал и плакал. Глухой артист провёл на сцене около 40 лет. Разве это не чудо?

    ДЕНИС (восхищённо): Ещё какое! А случилось оно потому, что Александр Алексеевич больше всего на свете любил театр.

ИСКУСНЫЕ ГРИМЁРЫ

   БИБЛИОТЕКАРЬ: Ребята, а теперь позвольте мне перейти к профессиональным вопросам. Например, ответьте, что помогает актёру в создании нужного образа?

(Ребята отвечают)

   Верно, и грим в том числе! Его история уходит в те далёкие времена, когда наши предки, участвуя в обрядах и играх, преображались внешне. О непреходящей роли грима в жизни актёра я и хочу вам рассказать. Вот какой забавный случай приключился однажды с писателем Максимом Горьким.

(Слайд — М. Горький)

   Оказался он как-то проездом в маленьком итальянском городишке, куда был приглашён в местный театр на премьеру своей пьесы. И хотя настроение у Горького было превосходное, в один миг оно оказалось испорчено одним досадным эпизодом. Когда после спектакля публика, как обычно, начала требовать автора и Горький почти уже был готов выйти на поклон, к величайшему изумлению писателя, на сцену поднялся его двойник.
   
Вначале литератор потерял дар речи, а затем потребовал от импресарио представить его другому «Горькому». Несчастный самозванец, увидев его, сразу смекнул, что дела плохи, начал умолять не выдавать его, оправдывая себя тем, что в своё время он играл видные роли, а теперь довольствуется тем, что «заменяет» авторов, поскольку очень хорошо владеет техникой грима.
   
Тогда Горькому, сменившему гнев на милость, стало очевидно, что перед ним — гениальный гримёр. Пожелав самозванцу успехов, мастер слова покинул театр.

   ДЕНИС: Наверное, для раскрытия роли любой актёр должен найти свой грим?

   БИБЛИОТЕКАРЬ: Конечно. Настоящий артист не станет довольствоваться однажды найденным удачным вариантом.
    
Он будет искать новые возможности изменить внешность согласно своему образу, всё глубже «исследуя» роль.
   
Таким вечным искателем можно назвать Ф.И. Шаляпина. У него было особое отношение к гриму, который он накладывал себе сам, никому не доверяя столь ответственное дело. Певец садился к зеркалу, подчас задолго до начала спектакля, и начинал создавать необходимый ему образ. Так его Мефистофель от спектакля к спектаклю становился всё более старым, исполненным сатанинской злобы и нечеловеческой мощи. Посмотрите на экран, и вы убедитесь в этом.

(Слайд — Ф.И. Шаляпин в роли Мефистофеля)

    ДЕНИС: И костюм у него такой впечатляющий!

    БИБЛИОТЕКАРЬ: Кстати, ребята, а вы знаете, кто создал первый русский театральный костюм?

(Ребята отвечают)

    Правильно, скоморохи. И пусть они выходили к публике в одежде городских бедняков и крестьян — кафтанах, лаптях, рубахах, — зато их нехитрый наряд обязательно дополняли яркие колпаки, пёстрые кушаки, цветастые лоскуты. Мимо таких образов не могли пройти В.М. Васнецов, А.Н. Бенуа, М.А. Врубель, К.А. Коровин, известные нам как...

    ДЕНИС: ...Крупнейшие отечественные художники.

(Слайды —В.М. Васнецов, А.Н. Бенуа, М.А. Врубель, К.А Коровин)

    БИБЛИОТЕКАРЬ (радостно): Какой же у меня сегодня замечательный собеседник! Но не все знают, что эти живописцы в начале XX в. «сочиняли» и театральные костюмы. И вот вам новая история.
   
Жил в Петербурге известный актёр Н.Ф. Монахов, о котором я уже упоминала.

(Слайд — Н.Ф. Монахов)

   Поручили ему как-то роль старого китайца. Да только, несмотря на убедительные просьбы режиссёра создать образ мягкого и вкрадчивого пожилого человека, роль у артиста никак не получалась. Вконец отчаявшись, Николай Фёдорович пришёл к руководителю театра, разрыдался и отказался играть в спектакле.

   ДЕНИС (заинтересованно): Что, артист сдался?

   БИБЛИОТЕКАРЬ: Кто знает, чем бы закончилось дело, если бы не вмешался его величество случай. В это время в кабинете оказался художник-костюмер Н.В. Воробьёв, который посоветовал Монахову отойти от роли на несколько дней с тем, чтобы как следует отдохнуть, а затем прибыть на очередную репетицию на полчаса раньше обычного.
   
Артист послушался художника. Когда же он вновь пришёл в театр, Воробьёв попросил его раздеться и надеть шёлковое бельё, специально сшитое в мастерских театра. И уж потом облачиться в китайский костюм. Исполнив всё в точности, Монахов вышел на сцену. (Загадочно замолкает)

   ДЕНИС (нетерпеливо): Ну, что же было дальше? Прямо эксперимент какой-то... театральный.

  БИБЛИОТЕКАРЬ (улыбаясь): Эксперимент? Возможно. Главное, что он удался. Потому что и дальнейшие репетиции, и премьера, и все последующие спектакли прошли с триумфом. Позже в своих воспоминаниях артист признавался, что мягкий шёлк, касавшийся его тела, придал всему его существу такую мягкость, вкрадчивость и ласковость в обращении со словами, о какой он и помыслить не мог. А это значит, что ощутить и передать характер персонажа пьесы помог ему... (Вопросительно смотрит на Дениса)

   ДЕНИС (медленно, под впечатлением): ...Сценический костюм. Невероятно! Кто бы мог подумать, что именно он оказался главнейшей деталью в создании искомого образа.

АКТЁРЫ - КАК ДЕТИ

   БИБЛИОТЕКАРЬ: Сегодня, в век интернета и нанотехнологий, любая информация быстро становится достоянием народа. Не исключение и театральная сфера. А вот в прошлые века актёрам было гораздо сложнее рассказать о себе. Как вы думаете, что они делали, чтобы стать популярнее?

   ДЕНИС (неуверенно): По городам разным ездили, то есть гастролировали. Ещё... (Замявшись) А что ещё?.. (Смотрит в зал с надеждой услышать подсказку)

   БИБЛИОТЕКАРЬ: Хорошо, я подскажу. Ребята, говорит вам о чём-нибудь слово «бенефис»?

(Ребята отвечают)

   В переводе с французского языка это значит «польза, барыш». В российских театрах, да и во всём мире существовала традиция давать бенефисы, которых, впрочем, заслуживали не все, а лишь избранные, самые талантливые актёры. Денежный сбор от такого спектакля или полностью шёл «виновнику действа», или доставался ему частично, или же делился на нескольких актёров, которых называли бенефициантами. К слову, таковыми могли быть не только артисты, но и драматурги, композиторы.

    ДЕНИС: И в чём суть бенефиса?

   БИБЛИОТЕКАРЬ: А в том, мой юный друг, чтобы дать мастеру возможность представить свой талант зрителю, оказаться в центре внимания публики.

    ДЕНИС: А кто организовывал такие мероприятия? Сам бенефициант?

    БИБЛИОТЕКАРЬ: Нет, антрепренёры.

   ДЕНИС (с недоумением): Кто- кто?

   БИБЛИОТЕКАРЬ:       Ребята, а вам знакомо это слово?

(Ребята отвечают)

    На самом деле вы хорошо знаете его значение. С французского языка оно переводится как «предприниматель». В Англии антрепренёров именовали менеджерами, в Италии — импресарио, в Америке — продюсерами.

    ДЕНИС: Теперь понятно. Кто такой продюсер, всем известно. (Смеётся)

    БИБЛИОТЕКАРЬ: В России были сотни достойных антрепренёров. Назову лишь несколько имён — А.А. Рассказов, Н.Н. Синельников, А.А. Бренко, С.П. Дягилев.

(Слайды — АЛ. Рассказов, Н.Н. Синельников, АЛ. Бренко, С.П. Дягилев)

    ДЕНИС: Наверное, в театральном мире антрепренёр был самым главным?

   БИБЛИОТЕКАРЬ: Вероятнее всего, ведь от него зависело очень многое, если не всё. В компетенцию антрепренёра входило решение самых разных вопросов: жалованье актёров, выбор здания, где будет проходить представление, маршруты гастролей, распространение афиш, билетов и др.

     ДЕНИС: А мог он повлиять на успех спектакля?

     БИБЛИОТЕКАРЬ: Вполне. И вот новая история. Русский актёр, режиссёр, педагог Николай Николаевич Синельников был ещё и талантливым антрепренёром, настоящим психологом.

(Слайд — Н.Н. Синельников)

    Однажды приехал он со своей труппой в Харьков. Да только вот беда, к началу сезона из-за болезни не явилась знаменитая драматическая актриса Полевицкая, которую харьковчане обожали. По такому случаю для выступлений срочным образом пришлось готовить другую артистку — Барановскую, с которой Синельников репетировал сам. Однако первый же акт спектакля она провалила. Публика пришла в негодование.

   ДЕНИС: Как же повёл себя Синельников?

    БИБЛИОТЕКАРЬ: У этого человека, я повторю, оказались прекрасные психологические способности. Они-то и решили успех предприятия! В антракте, влетев в гримёрную к Барановской, он встал перед нею на колени и страстно воскликнул: «Вы даже представить себе не можете, какая вы актриса!»
   
Он целовал ей руки, обливался слезами, восторгался её талантом настолько, что актриса и сама поверила в свои скрытые возможности. А вера, как мы знаем, это огромная сила. Барановская воодушевилась и сыграла. Да на таком подъёме, что публика устроила ей бурные овации. А Синельников после этого случая любил приговаривать, что актёры — это дети. И ласкою с ними что угодно сделаешь.

ПОМОЩНИК - НЕВИДИМКА

   ДЕНИС: По роду своей деятельности артисту необходимо учить наизусть большие тексты. А если он вдруг что-то забудет прямо на сцене? Как быть?

    БИБЛИОТЕКАРЬ: Хороший вопрос. В таком случае помочь исполнителю может он сам. (Загадочно улыбаясь) В театре разные случаи происходят...

    ДЕНИС: Да? И как это понимать?.. (В зал) Сплошные загадки.

    БИБЛИОТЕКАРЬ: Актёр непременно должен уметь импровизировать. Расскажу про один забавный случай. К.С. Станиславский играл Аргана в «Мнимом больном» Мольера. И вот как- то на одном из спектаклей у него прямо на сцене отклеился нос. И знаешь, что он сделал?

    ДЕНИС: Даже не представляю!

    БИБЛИОТЕКАРЬ: А вот что. Нисколько не растерявшись, Константин Сергеевич тут же на глазах публики начал спокойно прикреплять отвалившуюся деталь грима, глядя в зеркало и приговаривая: «Вот беда, вот и нос заболел. Это, наверное, что-то нервное».

    ДЕНИС: А бывает так, что зрители помогают актёру во время действия?

    БИБЛИОТЕКАРЬ: В театре всякое случается. Между прочим, на тему зрителей и их реакций также существует множество историй. Хотите послушать?

(Ребята отвечают)

    Известный провинциальный актёр и режиссёр Николай Карлович Милославский изображал на сцене умирающего Моора в трагедии Шиллера «Разбойники». Но поскольку эту часть своей роли он произносил очень слабым голосом, зрители с галёрки попросили: «Громче!» Милославский, ничуть не смутившись, спокойно на весь зал пояснил: «Моор умирает, громче говорить не может».

(Слайд—Н.К. Милославский)

   ДЕНИС: А если актёра всё-таки подведёт его находчивость, что тогда?

   БИБЛИОТЕКАРЬ: Для таких целей в театре существует невидимка. Не удивляйтесь. Так называют суфлёра, в обязанности которого входит подсказывание актёрам текстов ролей. Без него спектакль может сбиться с ритма: артисты либо замолчат и будут лишь безгласно присутствовать на сцене, либо начнут нести отсебятину, не имеющую ничего общего с авторским текстом.
   
Знаю я и такую историю. В одном из провинциальных российских театров некий актёр Выходцев перевирал до неузнаваемости фамилии, особенно иностранные. В один из вечеров шла трагедия Гёте «Торквато Тассо». Суфлёр из будки подал реплику Выходцеву: «А вот и сам Торквато Тассо». Артист молчал. Суфлёр снова подсказал: «...Тор-квато Тас-со». И тут Выходцев, что называется, выдал: «А вот и сам квартальный Тарасов... с квасом». Зал, конечно, взорвался от хохота.

    ДЕНИС: Да, мир служителей Мельпомены загадочен и непредсказуем.

   БИБЛИОТЕКАРЬ: Ребята, а есть среди вас настоящие театралы?

(Ребята отвечают)

   Замечательно! Но учтите, что мало только посещать спектакли и интересоваться театральной жизнью, нужно ещё быть большим эрудитом в данной сфере. А это значит — что?.. (Вопросительно смотрит на Дениса)

   ДЕНИС: Понятное дело, читать, и как можно больше.

   БИБЛИОТЕКАРЬ: Верно. И теперь, юные театралы, предлагаю вам разбиться на две команды. Я вам раздам карточки с заданиями, которые вы должны выполнить.

КОНКУРС «ОБЪЯСНИ СЛОВА»

(Библиотекарь раздаёт командам карточки с заданиями. Ребятам необходимо объяснить значение написанных терминов. За правильные ответы участники получают жетоны)

Задания

  1. Амплуа. (Характер ролей, исполняемых актёром; тип театральных ролей, соответствующих возрасту, внешности и стилю игры актёра)
  2. Анонс. (Объявление о предстоящих гастролях, концертах, спектаклях)
  3. Бутафория. (Специально изготовляемые предметы (скульптура, мебель, посуда, украшения, оружие и др.), употребляемые в театральных постановках взамен настоящих вещей)
  4. Декоратор. (Художник, создающий декорации, задники к спектаклям и представлениям)
  5. Кулисы. (Вертикальные полосы ткани, обрамляющие сцену)
  6. Ложа. (Места в зрительном зале, расположенные вокруг партера и на ярусах, отделённые перегородкой или барьером)
  7. Маскарад. (Увеселительный бал или шествие в масках и часто в костюмах)
  8. Оркестровая яма. (В театре специальное помещение для музыкантов, которое находится перед сценой, обычно ниже уровня партера, и огорожено барьером от зрительного зала)
  9. Партер. (Места в зрительном зале ниже уровня сцены)
  10. Рампа. (Часть осветительной аппаратуры, которую устанавливают по переднему краю пола сцены. 2. Граница между сценой и зрительным залом)
  11. Софиты. (Специальные сценические приборы, состоящие из светильников рассеянного света)
  12. Сцена. (Площадка-возвышение или подмостки, на которых происходит театральное представление)
  13. Труппа. (Творческий коллектив театра)
  14. Феерия. (Волшебное, сказочное зрелище; театральное или цирковое представление, большей частью с фантастическим сюжетом, эффектной постановкой, роскошными декорациями и костюмами, множеством сценических эффектов)
  15. Фойе. (Помещение в театре (кинотеатре, цирке), предназначенное для пребывания зрителей в ожидании сеанса, спектакля, представления, а также для отдыха публики во время антракта)

   БИБЛИОТЕКАРЬ: С этим заданием вы справились. Но впереди ещё одно испытание. Предлагаю ответить на вопросы викторины.

ВИКТОРИНА «ПО ТУ СТОРОНУ РАМПЫ»

(Библиотекарь задаёт вопросы. Ребята отвечают, за правильные варианты получая жетоны)

Вопросы

  1. Назовите музу трагедии Древней Греции. (Мельпомена)
  2. Кому принадлежат слова, ставшие крылатыми: «Друзья, помните — театр начинается с вешалки»? (К.С. Станиславскому, великому русскому режиссёру)
  3. Перечислите основные театральные жанры. (Трагедия, комедия, драма)
  4. Как в пушкинские времена звалась галёрка? (Раёк)
  5. Где зародилось выражение «хлеба и зрелищ»? (В Древнем Риме)
  6. Как назывался театр Уильяма Шекспира? («Глобус»)
  7. Назовите самый грандиозный и совершенный по архитектуре амфитеатр. (Колизей, сооружённый в Риме в 80 г.)
  8. Где находился самый древний амфитеатр? (В Помпеях, построен он в 70 г. до н. э. В нём помещалось около 15 тысяч зрителей)
  9. Что означает выражение: «Он (она) увидит свет рампы»? (Скоро актёр (актриса) появится на сцене, сыграет роль в спектакле)
  10. Как называется традиционный японский театр? (Кабуки)
  11. Человека какой должности называют в театре «ходячей энциклопедией» и почему? (Реквизитора. Он должен хорошо знать историю, приметы разных эпох)
  12. Каковы основные правила поведения в театре? (Приходить необходимо за 15-20 минут до начала спектакля. Между рядами двигаться лицом к сидящим; если сидишь — встать, чтобы пропустить проходящих. Нельзя разговаривать, стучать ногами, есть во время спектакля и кричать «бис». Это можно сделать только в конце постановки, на поклоне актёров)

   БИБЛИОТЕКАРЬ: Молодцы! А теперь — самое сложное задание.

(Выносит ватман с кроссвордом и прикрепляет его к стене.)

   Перед вами — «лестничный» кроссворд. Денис вам раздаст карточки с вопросами, слова вам надо вписывать лишь по горизонтали. Если правильно заполните всё поле, то из первых букв по вертикали должно получиться ключевое слово — «персонаж».

(Денис раздаёт карточки с вопросами. Ребята подходят и вписывают слова, за каждый правильный ответ получая жетон)

    Итак, приступайте! Смелее!

КРОССВОРД «ТЕАТРАЛЬНЫЕ СТУПЕНЬКИ»

Вопросы

  1. Нижний этаж зрительного зала в театре с местами для публики ниже уровня сцены. (Партер)
  2. Популярнейший, любимый многими российский актёр, достойный продолжатель известной актёрской династии. (Ефремов)
  3. Творческий работник театра, в обязанности которого входит постановка пьесы. (Режиссёр)
  4. Бродячие актёры и музыканты на Руси. (Скоморохи)
  5. Великий русский драматург XIX столетия. (Островский)
  6. Наблюдая за хорошей игрой актёров, зритель получает величайшее художественное... (Наслаждение)
  7. Знак одобрения, восхищения спектаклем, отдельной его частью, игрой актёров, выражаемое публикой. (Аплодисменты)
  8. В народном театре стран Западной Европы бродячие актёры предпочитали добавлять к игре этот элемент циркового мастерства. (Жонглирование)

   БИБЛИОТЕКАРЬ: Ребята, во время нашего мероприятия мы лишь приоткрыли окошко в тот огромный мир, который называется Театр. Но, думаю, и этого достаточно, чтобы понять, насколько он велик и какое множество интересных судеб вмещает — актёрских и зрительских.

   ДЕНИС (восхищённо): Да уж! Это целая вселенная!

   БИБЛИОТЕКАРЬ: Но, подытоживая наш сегодняшний разговор, хочу сказать: как знать, может быть, и ваше имя однажды прозвучит в театральных историях-воспоминаниях.

   ДЕНИС (тихо): А почему бы и нет?..

   БИБЛИОТЕКАРЬ: Было бы замечательно, если б это воспоминание запечатлело вас тонко чувствующим, сострадающим зрителем, всей душой понимающим актёрскую игру, а не человеком, оказавшимся в театре по воле случая.

   ДЕНИС: Догадываюсь, что нас ждёт ещё одна история...

   БИБЛИОТЕКАРЬ: Увы, последняя на сегодня. Во времена Николая I один барин с большой охотой отпустил своего слугу в театр, узнав, что тот прежде никогда там не был. А на другой день поинтересовался, понравилось ли. Слуга ответил: «Ещё как понравилось!» Но любопытный хозяин, желая узнать, что больше всего пришлось ему по душе, продолжал расспрос.
     
Слуга честно признался: «Да всё мне понравилось: светло, тепло, пребогатейшая люстра, так и горит, народу много, ложи наполнены знатными господами и барынями, музыка играет. Праздник, да и только». О самой постановке же не было сказано ни слова. «Ну а спектакль, что ты вынес из него?» — допытывался помещик. «Когда занавес подняли да актёры стали разговоры разговаривать про свои дела между собою, я и слушать их не стал», — признался простодушный мужик.

(Выходят Коломбина и Петрушка)

   КОЛОМБИНА: Ребята, теперь вы убедились, что эту замечательную страну создают тысячи людей: драматурги, артисты, художники...

    БИБЛИОТЕКАРЬ: И, конечно же, мы, зрители...

    ДЕНИС: Верные ценители и поклонники!

   ПЕТРУШКА: Ступайте, ступайте в театр!

   ВСЕ: Да здравствует театр!

(Занавес закрывается. Денис и Библиотекарь на авансцене кланяются и собираются уходить)

    ДЕНИС: Ой, а призы ребятам вручить?

   БИБЛИОТЕКАРЬ: Чуть не забыли!

(Ведущие подводят итоги конкурсов и под аплодисменты вручают сувениры победителям)

Перепелица, В.В. «И, взвившись, занавес шумит…» / В.В. Перепелица // Читаем, учимся, играем, 2018.- № 12.- С. 89-96.

 

 

2     425    facebooklarger