Включить версию для слабовидящих

Чернышев Арсений

^Back To Top

foto1 foto2 foto3 foto4 foto5

Календарь праздников

Праздники России

Контакты

346780 Ростовская область

г. Азов, Петровский б-р 20 

тел.(86342) 4-49-43, 4-06-15 

E-mail: This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it.

 

      !!!  Новое !!!

kids

Besucherzahler
счетчик посещений
Яндекс.Метрика

АРСЕНИЙ ЧЕРНЫШЁВ –
автор знаменитых эпических полотен

        Арсений Макеевич Чернышёв с женой и сыновьями около двадцати послевоенных лет проживал в Доме актёра.
    Чернышев 1  Он происходил из казачьей семьи хутора Голубиновка Белокалитвинского района, где родился в 1923 году. В 1930-м семья переехала в пос. Артёмовский, вскоре включённый в г. Шахты. Здесь в изостудии определился его интерес к художественному творчеству, который не остановила ни смерть отца в 1936 году, ни бедность семьи, в которой кроме него у матери на руках остались младшие сестра и брат.
    Окончив школу в 1938 году, Арсений поступил в Краснодарское художественное училище, но со второго курса перевёлся в Ростовское училище им. М. Б. Грекова. Учёбу прервала Великая Отечественная война. После её начала он около полугода работает в Шахтах. Затем направляется военкоматом в пехотное училище. Оттуда восемнадцатилетним лейтенантом Арсений Чернышёв попал в пекло Сталинградской битвы. Сражался в составе 13-й гвардейской дивизии, не позволившей немецким частям в конце сентября 1942 года полностью овладеть Сталинградом. Будучи раненным, попал в плен. Освобождённый в апреле 1945 года и вскоре восстановленный в звании лейтенанта, был направлен в воинскую часть.
    После демобилизации, в феврале 1946 года, он приступил к занятиям в Ростовском художественном училище. Первые работы художника («Кондратий Булавин», 1947; «Счастливое материнство», 1948) принесли ему признание.
     В 1949 году двадцатипятилетний А. М. Чернышёв стал членом Союза художников РСФСР. В том же году он поступил в Киевский художественный институт. Однако в следующем году вернулся в Ростов по семейным обстоятельствам, к жене и трёхлетнему сыну Юре. В 1954 году родился младший сын Серёжа. Тогда семья уже проживала в Доме актёра.
    В это время А. Чернышёв много работал как живописец в разных жанрах. С 1957 года по предложению председателя Ростовского отделения Союза художников В. Г. Лень Арсений Макеевич начал преподавать в Ростовском художественном училище. Среди его учеников были впоследствии известные донские художники: Б. П. Бельмасов, И. Г. Фролов, И. А. Курков, А. Г. Лазарев, В. И. Костров, С. К. Журановский, А. И. Шагинов, Г. Р. Гарбузов, С. А. Килафян и другие.Чернышев 2

    На областной выставке 1958 года была представлена портретная серия, выполненная А. Чернышёвым («Портрет жены», «Любаша», «Женский портрет», «Портрет пенсионера Г. Т. Кругликова», «Портрет хирурга Маклецова»), особой теплотой и обаянием выделялся портрет сына Серёжи.
   Интересен в этом ряду «Портрет заслуженной артистки РСФСР Н. И. Подоваловой» - жительницы Дома актёра тех лет. Портрет был подарен актрисе. Но художник в 1960 году выполняет авторский повтор портрета, изменяя его общий настрой светлым нежным тоном. Ныне этот вариант портрета находится в коллекции Ростовского областного музея изобразительных искусств.
    В начале 1960-х годов в творчестве Чернышёва появляются жанровые полотна: «Игорь Святославич у половцев в плену», «Проводник», «Хозяин полей», «Рыбаки Дона».
    В это же время А. Чернышёвым была написана великолепная по замыслу и исполнению диорама «Штурм турецкой крепости Азов российской армией и флотом 18 июля 1696 года». Её создание было приурочено к 900-летнему юбилею Азова.
   По рассказам художника Б. П. Бельмасова, очевидца рождения этого исторического полотна, Арсений Макеевич сам натягивал огромный холст длиною более тринадцати метров, который был расположен в специально выделенном для работы помещении верхнего этажа Ростовского драмтеатра им. М. Горького. Художник работал над диорамой на высоком эмоциональном подъёме, целиком отдаваясь творчеству.
    Осенью 1967 года в Ростове на юбилейной областной выставке были представлены фотокопия и три фрагмента диорамы. Одновременно художник выставил «Портрет заслуженного артиста РСФСР - актёра драматического театра им. М. Горького П. Г. Лободы».

    В конце 1960-х годов несколько полотен А. Чернышёв посвящает гражданской войне: «Освобождение станицы Вёшенской», «Разгром армии Деникина под Егорлыкской», «Бой Первой Конной армии», «Пятый Донской в тылу врага».
    В 1972 году, после встречи с боевыми товарищами в Волгограде, художник приступил к созданию диорамы «Освобождение города Ростова-на-Дону от фашистских захватчиков».
    После окончания её, в 1977 году, разработал эскиз диорамы «Пётр I в Старочеркасске. 1695 год». Однако осуществление её прервала работа над грандиозной «Плевенской эпопеей».
     Начиналась она неожиданно. В 1973 году в Ростове находилась делегация из города-побратима Плевена. Болгары, узнав о диораме А. М. Чернышёва, размещённой в Азовском пороховом погребе, попросили организовать встречу с художником. А после осмотра эпического полотна родилась идея о возможности создания подобной диорамы, отражающей бои за Плевен в ходе русско-турецкой войны 1877-1878 годов. Вскоре после этого в Плевен была направлена творческая группа художников, в которую входили А. М. Чернышёв, Н.В. Овечкин, А. Н. Лемешев, В. П. Черноусенко. Руководителем творческого коллектива был назначен Николай Васильевич Овечкин (будущий народный художник СССР).
   Вернувшись в Ростов, Арсений Макеевич напряжённо работал над эскизами к задуманной панораме (изучал военные мундиры того времени, оружие, снаряды, знаки отличия войск, участвовавших в далёкой войне). Осмысливая композиционное решение, он выполнил многочисленные эскизы рельефа местности и предметов: повозок, пушек, знамён, амуниции.
     В декабре 1976 года утвердили план строительства здания панорамы по проекту болгарских архитекторов Пламена Цагева, Иво Петрова; подписали контракты на работу специалистов, поставку техники и оборудования.
    Проект панорамного комплекса предусматривал создание четырёх залов. Первый - вводный зал из четырёх картин; панорамный зал (полотно 15x115 метров) - отражающий самый драматический момент третьего штурма Плевена русскими и румынскими войсками; диорамный зал (полотно 5x17 метров) - показывающий разгром турецкой армии в долине реки Вит под Плевеном; заключительный зал (картина 4x3,6 метра) - представляющий капитуляцию Осман-паши и зимний переход русской армии через Балканы.
    Работы в Плевене по составленным ранее эскизам начались в конце июля 1977 года. Сюда прибыла группа из одиннадцати советских художников, в том числе ростовчане: А. М. Чернышёв, В. Н. Лемешев, И. С. Кабанов, В. П. Есаулов, А. В. Троценко, Г. В. Есаулов.
    Создание «Плевенской эпопеи» завершили 10 декабря 1977 года. За ведущую роль в этой грандиозной работе Арсений Макеевич Чернышёв был награждён юбилейной медалью «60 лет Вооружённых Сил СССР».
    В последующие годы художник вернулся к жанру портрета и пейзажа, выполнял эскизы для больших полотен.
    В середине 1980-х увлёкся темой древней земли Дона, на которой долгое время жил и работал. Он успел выполнить только набросок картины «Древний Танаис». Тяжёлая болезнь лишила его сил.
    Жена художника - его муза, хранительница и сподвижница - была с ним до последней минуты.
    Арсений Макеевич ушёл из жизни в 1988-м, наполненный творческими замыслами, оставив эскизы и незавершённые полотна.

    Его сыновья Юрий и Сергей стали профессиональными художниками.    
  В годовщину кончины А. М. Чернышёва, 19 августа 1989 года, в выставочном зале археологического музея-заповедника открылась его персональная выставка. Следующая выставка состоялась в начале 1990-х в хуторе Пухляковском, где было выставлено двадцать его картин. 28 сентября 1995 года благодаря Анне Григорьевне Чернышёвой в выставочном зале Ростовского отделения Союза художников состоялась третья посмертная выставка, включившая более ста живописных и графических работ. В 2008 году в том же зале проходила его четвёртая выставка. На её открытии коротко и ёмко прозвучали слова искусствоведа В. В. Рязанова:
    «Художник ушёл, но остались его произведения, осталось сказанное им собственное слово в истории донского искусства - слово веское, яркое».

Волошинова, Л.Ф. Дом актёра – забытая легенда Ростова/ Л.Ф. Волошинова.- Ростов н/Д.: Донской Издательский Дом, 2018.- 264 с.: ил.

 

 

2     425    facebooklarger