Включить версию для слабовидящих

Гайдаровская библионочь

^Back To Top

Календарь праздников

Праздники России

Контакты

346780 Ростовская область

г. Азов, Петровский б-р 20 

тел.(86342) 4-49-43, 4-06-15 

E-mail: This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it.

qr VK

Besucherzahler
бзҐвзЁЄ Ї®бҐйҐ­Ё©

Яндекс.Метрика

ГАЙДАРОВСКАЯ БИБЛИОНОЧЬ
/сценарий литературно-театрализованной программы  
для детей младшего и среднего школьного возраста/

Оформление и реквизит:
1) выставка «Гайдара книг читаем строки...»
2) реквизит для оформления читального зала: тёмно-синяя ткань, плоские картонные жёлтые звёзды - 20 шт., плоский картонный жёлтый месяц, заголовок «БИБЛИОНОЧЬ - 2019», подзаголовок «2019 год - Год театра в России»,  подзаголовок «115 лет со дня рождения А. П. Гайдара»;
3) реквизит для оформления фотозоны «Галерея Гайдаровских героев»: картины - тантамарески «Мальчиш-Кибальчиш», «Чук и Гек», «Тимур, Гейка, Коля Колокольчиков»;
4) дидактический материал для проведения литературно-поисковой экспедиции: гайдаровские объёмные звёзды с петельками, буквами и цифрами - 13 шт.; звезда плоская красная, звезда плоская красная с чёрной окантовкой; большая сумка для звёзд; конверты с заданиями - 4 шт.; вертушка; картонные кубики; керамическая голубая чашка; бинокль; обувная жёлтая коробка; жестяная коробка; штурвал с проводом и консервными банками; яблоко (муляж); букварь; барабан;
5) реквизит для показа кукольного спектакля: занавес, декорации (яблоневые деревья, лес), куклы-перчатки (дедушка - колхозный сторож, мальчик - Ивашка Кудряшкин);
6) музыкальное оформление:
    д) для  начала мероприятия - песня  «Ты гори мой костёр» из х/ф «Бронзовая птица» (слова Булата Окуджавы, музыка Станислава Пожлакова);
   б) для экспедиции - музыкальная тема по мотивам  песни «Мой конь вороной» из х/ф «Конец императора тайги» (композитор Евгений Крылатов);
     в) для  кукольного спектакля - музыка из х/ф «Ворошиловский стрелок» (композитор Владимир Дашкевич);
а) для проведения фотосессии  - песня  «Ты - человек»  из х/ф «Приключения Электроника» (слова Юрия Энтина, музыка Евгения Крылатова);
    г) для финальной части мероприятия - музыкальная тема «Появление Алисы в финале» из х/ф «Гостья из будущего»  (композитор Евгений Крылатов).

СЦЕНАРИЙ

    Звучит  песня  «Ты гори, мой костёр» из х/ф «Бронзовая птица» (слова Булата Окуджавы, музыка Станислава Пожлакова). Дети входят в библиотеку. Звук мелодии убавляется, когда ведущий обращается к детям.

Ведущий: Здравствуйте, дорогие ребята. Мы приветствуем вас  в Детской библиотеке им. А. Гайдара. Сегодня необычный день – по всей стране проходит Всероссийская (Международная) акция «Библионочь-2019». Эта акция проводится с 2012 года ежегодно в конце апреля. Наша библиотека участвует в акции уже в восьмой раз, начиная с 2012 года.
    Что такое «Библионочь» и для чего она проводится? Акция «Библионочь» проводится в библиотеках не в обычное для читателей время, а в вечернее или ночное время после закрытия библиотеки. В детских библиотеках мероприятия проводятся в вечернее время и называются «Библио -  сумерки». Принять участие в различных интересных мероприятиях могут все, не только читатели библиотеки. Акция проводится для того, чтобы привлечь людей к чтению. Принимая участие в акции, вы тем самым поддерживаете  чтение. А для чего нужно читать?

Дети: (говорят свои версии)

Ведущий: Правильно. Во-первых, чтение - это очень полезное занятие, которое делает человека умнее. Учёные уже доказали, что во время чтения у человека развивается мозг. Развиваются мышление, внимание, воображение, память, речь (письменная и устная).  А во-вторых, если человек читает ещё и хорошую художественную литературу, у него развивается душа и человек приобретает  такие духовные качества как доброту, милосердие, верность, честность, бескорыстие и др. Хорошая книга научит отличать добро от зла, научит дружить, быть настоящим гражданином; любить своих близких, свой город, свой край, свою страну. Как это происходит? А очень просто... Во время чтения хороших книг мы симпатизируем тем или иным добрым, смелым, отважным, милосердным, великодушным, трудолюбивым литературным героям и хотим быть похожи на них. Жизнь литературного героя становится для нас примером. И мы поступаем так же, как герой книги.
    В этом году акция «Библионочь» посвящена, как я уже сказала, чтению  и Году театра. А в нашей библиотеке ещё и юбилею Аркадия Петровича Гайдара (115 лет со дня рождения). Имя Гайдара с гордостью носит наша библиотека. Это был необыкновенный человек.  Гайдар был участником Гражданской и Великой Отечественной войн. А ещё замечательным детским писателем, который написал много книг для детей.
     А кто из вас бывал в театре?

Дети: (рассказывают, кто был в театре, делятся впечатлениями)

Ведущий: А кто хочет прямо сейчас побывать в театре?

Дети: (поднимают руки)

Ведущий: Сегодня мы с вами обязательно попадём в театр. В кукольный театр. «Как же мы попадём? Ведь библиотека - не театр!» - спросите вы. Да. Не театр. Я вам открою секрет, чтобы библиотека может превратиться в театр, в волшебный мир театра. Только надо знать волшебные слова. Вы знаете волшебные слова? Какие?

Дети: (произносят хором волшебные слова, которые вспомнят - например, «пожалуйста», «будьте добры», «разрешите пройти» и др.)

Ведущий: Какие молодцы! Столько знаете волшебных слов. Но они нам почему–то не помогают. И мы не можем с их помощью попасть в театр. Видно сегодня, в «Библионочь», нужны особые, специальные волшебные слова.  Наверное, это волшебные слова из сказок. Давайте их вспомним - волшебные сказочные слова.

Дети: (произносят хором сказочные волшебные слова, которые вспомнят - например, «по-щучьему велению, по-моему хотению», «крибле-крабле-бумс», «Сим-Сим откройся», «крекс-фекс-пекс» или др.)

Ведущий: Нет. Не получается. Не подходят эти слова... Что же нам делать?  Я знаю, что делать! Прямо сейчас мы отправимся за волшебными словами в литературно-поисковую экспедицию по книжной Стране Гайдара. Это необыкновенная страна, непохожая ни на одну страну. Там всё необычное. И даже звёзды…
     (начинает звучать музыкальная тема по мотивам песни «Мой конь вороной» из х/ф «Конец императора тайги» композитора Евгения Крылатова  и продолжает негромко звучать на протяжении всей экспедиции)
    Наверное, ребята, вы обратили внимание, что сегодня в это библиосумеречное время  на нашем библионебе «зажглись» звёзды. И среди обычных жёлто-золотых звёзд, появились особенные - путеводные гайдаровские звёзды. Если хорошенько приглядеться к ним, то можно увидеть на них  буквы. Я думаю, если мы с вами соберём эти звёзды, то сможем из букв сложить волшебные слова, которые помогут попасть в чудесный мир театра, в волшебный мир театра.
    Но просто так в библионочь звёзды с неба не падают. Для того, чтобы нам получить все гайдаровские звезды, надо отгадать загадки, выполнить задания, которые вам прислали литературные герои книг Аркадия Петровича Гайдара. Но литературные герои книг Гайдара такие затейники, они решили спрятать свои задания среди книг, на книжных полках. Мы должны найти задания.  Ребята, внимательно смотрите на полки с книгами. И если вы вдруг заметите секретный конверт, необычный предмет, то сразу мне говорите. Начнём с книжного стеллажа, где находится книжная выставка, посвящённая А. П. Гайдару. Смотрим внимательно…

Дети: (замечают конверт у выставки, посвящённой жизни и творчеству Гайдара)

Ведущий: (открывает конверт № 1 и читает) Ребята, этот конверт прислали литературные герои, они просят узнать человека по описанию. Слушайте внимательно… «Он был щедрым человеком. Был не только писателем совершенно особого и чистого, как лесной ключ, таланта, но и человек необыкновенной отваги, верный своей родине солдат и истинный знаток ребячьей души. Сердце у него было мальчишески-весёлое, честное. Он хотел, чтобы читатели его книг стали в будущем настоящими бойцами краснозвёздной гвардии. Его называли человеком-легендой. Ему было 13 лет, когда произошла Октябрьская революция. В 14 лет он вступил в ряды Красной Армии, а в 16 лет уже командовал полком. Из-за ранения, полученного на фронте во время Гражданской войны, он был комиссован и вернулся домой. Без службы в Красной Армии он не представлял своей жизни. Потом подумал и решил стать детским писателем. Он написал много хороших детских книг, которые очень полюбились ребятишкам. Его книги не только читали, в них ещё и играли. Так появилась игра в «тимуровцев». Которая потом стала серьёзным делом и переросла в тимуровское движение. Почти все книги этого писателя были экранизированы - по ним сняли фильмы. Когда началась Великая Отечественная война, он не смог оставаться в стороне и пошёл на войну военным корреспондентом. Если случалось на своём журналистском пути встретить неприятеля, то он откладывал блокнот и карандаш, брал в руки автомат и наравне  другими бойцами сражался с фашистами. В одном из таких боёв он пал смертью храбрых». Кто это? Узнали?

Дети: Гайдар.

Ведущий:  Молодцы!  Забираем звезду и кладём в эту сумку (дети складывают все «заработанные» звёзды в большую сумку)...  Идём дальше… отыскиваем новое задание… 
         (переход к следующей звезде)

Дети: (отыскивают очередное задание – конверт № 2)

Ведущий: Нашли. Молодцы! Читаю задание… Слушайте внимательно... (читает задание из конверта) «Ребята, вы, наверное, умеете играть в кубики. Сложите кубики так, чтобы получились иллюстрации к книгам Гайдара. Вспомните названия книг Гайдара, иллюстрации которых вам удалось «собрать».

Дети: (складывают кубики и говорят  названия книг - «Чук и Гек», «Тимур и его команда», «Горячий камень», «Совесть», «Сказка о военной тайне, о Мальчише-Кибильчише и его твёрдом слове», «Голубая чашка»)

Ведущий: Молодцы! У нас появилась ещё звезда. Вперёд! Нам ещё много нужно разгадать…
          (переход к следующей звезде)

Дети: (находят конверт № 3)

Ведущий: (читает задание из конверта № 3) Это задание из книги «Тимур и его команда» - «Однажды Тимур и ребята из его команды написали Мишке Квакину, который вместе с другими хулиганами обирали сады – воровали яблоки. Вот отрывок из письма: «… Если ты днём или ночью ещё раз такой знак где-либо увидишь, ты беги прочь от этого места, как будто тебя кипятком ошпарили…» Что это за знак и где его рисовали?

Дети: Звезда; знак «звезда» означал, что кто-то (муж, сын, брат..) отсутствовали в семье по причине того, что служили в Красной Армии. Звезды рисовали на заборах, где проживали красноармейцы.

Ведущий: Молодцы! Всё верно. Ещё одна звезда наша! Идём дальше ... ищем ещё задание.
          (переход к следующей звезде)

Дети: (приносят конверт с заданием № 4 ведущему)

Ведущий: (достаёт из конверта № 4 звёзды и читает задание) В повести «Тимур и его команда» на заборах рисовали звёзды. Но на одних были нарисованы обычные красные звёзды, а на других – звёзды с чёрной окантовкой. Что означала звезда с чёрной окантовкой?

Дети: Траурная чёрная окантовка означала, что ушедший служить в Красную Армию погиб.

Ведущий: Молодцы! Забираем ещё одну звезду. И идём дальше за заданиями.
         (переход к следующей звезде)

Дети: (находят бинокль)

Ведущий: Ребята, подумайте, кому и в какой книге принадлежал бинокль?

Дети: Тимуру из книги А. Гайдара «Тимур и его команда».

Ведущий: Молодцы! Снимаем с неба ещё одну звезду и отправляемся к следующей путеводной звезде.
        (переход к следующей звезде)

Дети: (находят жёлтую картонную коробку из-под обуви)

Ведущий: Посмотрите внимательно и вспомните, в каком произведении Гайдара и у кого была такая коробка.

Дети: В рассказе Гайдара «Чук и Гек» жёлтая обувная коробка из-под маминых ботинок была у Чука. В ней он хранил жестяную дудку, три цветных значка от Октябрьских праздников и деньги - сорок шесть копеек, которые он не истратил, как его брат Гек, на разные глупости, а запасливо приберёг в дальнюю дорогу.

Ведущий: Молодцы! Всё верно. Снимаем ещё одну звезду. Экспедиция продолжается. Идём дальше...
       (переход к следующей звезде)

Дети: (находят жестяную коробочку)

Ведущий: А теперь посмотрите внимательно и вспомните, в каком произведении Гайдара была жестяная коробка. Кому она принадлежала?

Дети: В рассказе Гайдара «Чук и Гек» жестяная коробка была тоже у Чука. В неё он складывал бумажки от чая, конфетные обёртки (если на них был нарисован танк, самолёт или красноармеец), галчиные перья для стрел, конский волос для китайского волоса и ещё всякие очень нужные вещи. В ней он спрятал и телеграмму от папы.

Ведущий: Молодцы! Всё верно. Поэтому эту звезду забираем тоже  и идём дальше...
         (переход к следующей звезде)

Дети: (обращают внимание на штурвал и провод с привязанными консервными железными банками)

Ведущий: Ребята, посмотрите внимательно и скажите из какого произведения Гайдара эти предметы? Что это за предметы и для чего они?

Дети: Это штурвал и провод с банками из произведения А. Гайдара «Тимур и его команда». С помощью этих предметов Тимур собирал команду на чердаке сарая.

Ведущий: Молодцы! Вы правы. Это своеобразное средство связи. Ведь в те времена обычных проводных телефонов у людей было мало и  к тому же в те времена  не было никакого Интернета. Вот ребята и сделали такое своеобразное средство связи:  взяли морской штурвал, привязали к нему провода, протянули их к тем участкам, где жили ребята, повесили банки, бутылки. И когда штурвал поворачивался, то натягивались провода. В ответ на движение гремели на проводах все привязанные банки и бутылки. И всем было понятно, что надо срочно бежать к сараю.

Ведущий: Снимаем звезду и переходим к следующей звезде. И внимательно ищем ещё предметы.
          (переход к следующей звезде)

Дети: (находят детскую игрушку - вертушку)

Ведущий: Вспомните, пожалуйста, из какого произведения этот предмет и кому он принадлежит?

Дети: В рассказе А. Гайдара «Голубая чашка» папа вместе с дочкой Светланкой закрепили вертушку на крыше своего дома.

Ведущий: Ответ правильный. Молодцы ребята! Ещё одна звезда наша. Достаём её, забираем с собой и идём дальше.
          (переход к следующей звезде)

Дети: (находят среди книг яблоко)

Ведущий: Ребята, вам придётся вспомнить, в каких произведениях А. Гайдара есть сады, в которых растут яблоки.

Дети: Яблоневые сады у  А. Гайдара  встречаются  в сказке «Горячий камень» и в повести «Тимур и его команда».

Ведущий: Молодцы! Правильно. Снимаем звезду и отправляемся к следующей путеводной звезде.
         (переход к следующей звезде)

Дети: (находят голубую чашку)

Ведущий: Ребята, посмотрите, этот предмет вам ни о чём не напоминает?

Дети:  Рассказ  А. Гайдара «Голубая чашка». Только в рассказе чашка была разбитая.

Ведущий: Какие вы молодцы! Как внимательно вы читаете книги! Умницы! Забираем ещё одну звезду и отправляемся дальше.
        (переход к следующей звезде)

Дети: (находят книгу с названием «Букварь»)

Ведущий: Ребята, вспомните, в каком рассказе А. Гайдара литературный герой шёл в школу и нёс с собой букварь с заложенной в него тетрадкой.

Дети: В рассказе А. Гайдара «Совесть».

Ведущий: Молодцы! Ещё одна звезда - ещё одна буква волшебного слова ребята. Осталось добыть ещё последнюю букву. Отправляемся за последней звездой...

Дети: (находят барабан)

Ведущий: Интересный предмет вы нашли, ребята. Пионерский барабан.  Вспомните, ребята, в каком произведении А. Гайдара главный герой был старшим барабанщиком.

Дети: Сергей Щербачёв в повести А. Гайдара «Судьба барабанщика».

Ведущий: Молодцы! Всё! Завершилась наша экспедиция. Все звёзды мы собрали. Проходим в читальный зал и рассаживаемся.

Дети: (рассаживаются в читальном зале)

Ведущий: (пока дети рассаживаются, раздаёт звёзды детям, сидящим в первых рядах) Всем хватило мест, всем удобно. И мы продолжаем. Нам предстоит «собрать» волшебные слова из 13 звёзд, которые мы собрали в экспедиции, чтобы попасть наконец -то в волшебный мир театра.  Те, у кого звёзды в руках, наверное, обратили внимание, что с обратной стороны звезд написаны цифры и числа. Сейчас, я буду по порядку называть их, а те, у кого названная цифра или число будут выходить и вставать по порядку слева направо, так чтобы получились необходимые волшебные слова.
       (ведущий называет цифры /числа; дети со звёздами выходят на сцену;  выстраиваются по порядку)

Ведущий: А теперь давайте прочитаем все вместе волшебные слова дружно хором.

Дети: (по команде ведущего, все вместе, хором произносят) Горячий камень!!!

Ведущий: (раздвигает штору-занавес) Волшебные слова прозвучали и... О, чудо! Читальный зал превратился в кукольный театр «Сказка». Появился занавес... Откуда ни возьмись, появились актёры, декорации, куклы-перчатки... Просто какое-то волшебство! Но перед тем, как начнётся кукольный спектакль по сказке А. Гайдара «Горячий камень», я хочу попросить вас быть очень внимательными. У  Аркадия Петровича Гайдара все произведения необыкновенные. Вы спросите: «Что это значит?» А это значит, что Гайдар  умел рассказать очень просто и доходчиво о самых сложных вещах, донести как бы невзначай до ребятишек, читающих его книги, очень важные мысли о том, как нужно жить, каким нужно быть в жизни, что значит быть настоящим человеком, что такое совесть, счастье и др.  Вот и в «Горячем камне» Гайдар говорит о том, как нужно жить, чтобы стать счастливым. Обратите внимание, какие «счастья» были у героев сказки Ивашки Кудряшкина и дедушки-колхозного сторожа.. Я обязательно после просмотра сказки у вас спрошу. Итак,  смотрим внимательно сказку «Горячий камень»...

(включение музыкального фрагмента - музыка из х/ф «Ворошиловский стрелок»; композитор В. Дашкевич)
(звук музыкального фрагмента немного убавляется)

Рассказчик: Жил на селе одинокий старик... (появляется старик)  Был он слаб, плёл корзины, подшивал валенки, сторожил от мальчишек колхозный сад и тем зарабатывал свой хлеб. Он пришёл на село давно, издалека, но все сразу поняли, что он хром, не по годам сед. От щеки его через губы пролёг кривой  рваный шрам. И поэтому, даже когда он улыбался, лицо его казалось печальным и суровым.

(звук музыкального фрагмента постепенно убирается)

Старик: О - хо - хо - хо - хо! Тяжело ходить, ноги так устали. Пойду в саду присяду. Отдохну маленько.
(старик уходит)

Рассказчик: В это время мимо сада проходил деревенский мальчик Ивашка Кудряшкин.
(появляется Ивашка, он весело напевает первый куплет «Лесного марша»)

Ивашка:
Нам птицы просигналили подъём,
Знакомыми тропинками шагаем мы!
Мы каждую берёзку сбережём
В лесах любимой Родины!...
(Ивашка смотрит на яблоки, любуется яблоками)
       О, какие яблоки созрели в нашем колхозном саду! (поворачивается к зрителям) Сейчас залезу в сад, наберу там яблок и тайно наемся ими до отвала...  (подпрыгивает и цепляется руками за верхний край забора)  Оп!  Какой я ловкий!

Рассказчик:  Ивашка залез на забор... И только хотел перелезть, но не удержался и свалился прямо в крыжовник... 

Ивашка: (Ивашка падает и кричит) А-а-а-а-а! Какой колючий крыжовник. Ой-ой-ой! Как  же больно!!!
(появляется старик)

Старик: Это кто это тут решил в сад залезть и  хочет колхозные яблоки украсть?

Ивашка: Ой, дедушка, миленький, не бей меня, очень тебя прошу.

Старик: Да как же тебе не стыдно?!

Рассказчик: Ивашка испугался, что старик хочет отвести его в школу и рассказать там, как было дело.

Ивашка: Дедушка, отпусти меня, пожалуйста... Я больше не буду-у-у-у... (плачет)

Старик: Ладно, не плачь. Иди.  (старик уходит)

Рассказчик: Старик отпустил перепуганного Ивашку восвояси, так и не дав ему ни одного тычка. И даже, не сказав вдогонку ни одного слова.

Ивашка: (с переживанием) Вот горе-то какое! Вот стыдно-то как! Пойду, куда глаза глядят... (Ивашка направляется в противоположную сторону от сада)

(включение музыкального фрагмента - музыка из х/ф «Ворошиловский стрелок»; композитор В. Дашкевич)
(звук музыкального фрагмента немного убавляется)

Рассказчик: Ивашка долго шёл.  Он сильно переживал.

Ивашка: Вот горе-то какое. (вздыхает) Ох-хо-хо-хо...

Рассказчик:  И   не заметил, как забрёл в лес.

Ивашка: Ой, я, кажется, заблудился! И попал на болото! Что же теперь делать? Я знаю, что надо делать.  Надо отдохнуть! Сейчас найду какой-нибудь пенёк или камень и отдохну.
     А вот и камень! Сейчас я на него сяду... (Ивашка садится на камень, но тут же подскакивает и вскрикивает от боли) Ай! Как больно! Что же это такое?  (присматривается к камню) Может это я сел на лесную пчелу, и она через дыру в штанах больно ужалила меня? Нет. (поворачивается к зрителям) Нет тут никакой пчелы. (снова смотрит на камень и осторожно трогает камень и отскакивает от   него) Ого! Да это камень такой горячий как уголь. (присматривается к камню)
    А тут ещё буквы какие-то. (поворачивается к зрителям)  Ясно, камень не простой. Он волшебный! (снова присматривается к камню) Тут что-то написано. Сейчас прочитаю... (читает) «КТО РА-ЗО-БЬЁТ Э-ТОТ КА-МЕНЬ НА ЧА-СТИ, ТОТ ВЕР-НЁТ СВО-Ю МО-ЛО-ДОСТЬ И НА-ЧНЁТ ЖИТЬ СНА-ЧА-ЛА...»   (поворачивается к зрителям)   Ничего себе!  (снова присматривается к камню)  А рядом печать. Но не простая. Не круглая, как в совете. Не треугольная, как на талонах в кооперативе. (поворачивается к зрителям)   А похитрее -  два креста, три хвоста и четыре запятые. (удивлённо) Во дела! (размышляет)  А мне-то  всего  восемь лет, девятый пошёл. И что же получится? Если я жить   начну сначала, то опять на второй  год останусь в первом классе? Нет, не хочу! (мечтательно)  Вот если бы с помощью этого камня, не уча заданных уроков, можно было бы из первого класса сразу в третий перескочить - это другое дело! Но таких камней не бывает! Пойду домой.  (идет в направлении к саду)

(включение музыкального фрагмента - музыка из х/ф «Ворошиловский стрелок»; композитор В. Дашкевич)
(звук музыкального фрагмента немного убавляется)

Рассказчик: Проходя мимо сада, Ивашка вспомнил о старике.

Ивашка: А ведь старик очень свободно мог хлестнуть меня крапивой. Но пожалел меня. Теперь я его пожалею. (зовёт старика) Дедушк-а-а! Д-е-душка! (появляется старик)  Дедушка, я верну тебе молодость.  И тогда ты не будешь кашлять, хромать и тяжело дышать. Там на болоте есть волшебный камень.  Если по нему стукнуть молотком, молодость вернётся.  Пойдём,  я покажу.

Старик: Нет, не могу уйти с караула.  А вдруг за это время сад обворуют? Знаешь что...   Ты сам притащи камень. А я потом приду и скоренько по камню стукну.

Ивашка: Хорошо! Так завтра и сделаю. (уходит)
    (пока будет звучать мелодия, необходимо надеть на плечо Ивашке мешочек с камнем)

(продолжительное включение музыкального фрагмента - музыка из х/ф «Ворошиловский стрелок»; композитор В. Дашкевич)  (звук музыкального фрагмента немного убавляется)

Рассказчик: На следующее утро Ивашка взял мешок, чтобы не обжечь руки о камень,  пошёл за камнем.  И вытащил его из болота.  (Ивашка идёт и тащит камень в мешке)

Ивашка: Ой, какой тяжёлый камень. Ой! Думал и не вытяну его. Ох! Как же я устал. Прилечь бы отдохнуть... Но надо торопиться, надо скорее помочь дедушке...

Рассказчик: Идёт Ивашка, а сам  мечтает...

Ивашка: Вот придёт старик, разобьёт камень, помолодеет и начнёт жить сначала. Люди говорят, что хватил он немало горя. Он стар, одинок, изранен и счастливой жизни никогда не видел. А другие люди её видели. Уж на что я молод, а и то три раза такую жизнь видел.
   Первый раз - когда опаздывал на урок и меня подвёз шофёр на блестящей легковой машине от конюшни колхозной до самой школы.
    Второй раз весною, когда голыми руками я поймал в канаве большущую щуку.
   А в третий раз, когда дядя Митрофан взял меня с собой в город на весёлый праздник Первое мая. Так пусть же и несчастный старик увидит  хорошую жизнь. Так!  Ну, всё хватит отдыхать. Сейчас ещё немного оттащу и позову дедушку. (немного отходит в сторону сада) Ну, всё! Притащил! Ура! (зовёт старика) Дедушка! Дедушка!
(выходит старик)

Ивашка: Дедушка, здравствуй!

Старик: Здравствуй Ивашка! Что принёс камень!? Молодец! Такой камень тяжёлый один притащил!

Ивашка: Дедушка, ну что же ты?  Не принёс ни молотка, ни лома, ни топора. Или ты надеешься его разбить рукой?  

Старик: Ты, конечно, думал, что я стар, хром, уродлив и несчастен. А на самом деле я самый счастливый человек на свете. Жизнь моя была трудной.
    Ударом бревна мне переломило ногу, но это тогда, когда мы ещё  неумело валили заборы и строили баррикады, поднимая восстание против царя.
      Мне вышибли зубы, когда мы дружно  пели в тюрьме  революционные песни.
      Шашкою в бою мне рассекли лицо, но это тогда, когда первые народные полки уже били и громили  белую вражескую армию.
     На соломе, в низком холодном бараке метался я в бреду, больной тифом. И грозней смерти звучали надо мной слова о том, что наша страна в кольце и вражья сила нас одолевает. Но, очнувшись вместе с первым лучом солнца, узнавал я, что враг опять разбит и мы опять наступаем. И, счастливые, с койки на койку протягивали мы друг другу костлявые руки и робко мечтали тогда о том, что пусть не при нас, а после нас наша страна будет такой вот, как она сейчас, - могучей и великой. Это ли ещё, глупый Ивашка, не счастье?!
     И на что мне иная жизнь? Другая молодость? Когда и моя прошла трудно, но ясно и честно!!!

Ивашка: Дедушка, но раз так, тогда зачем же я тащил этот камень в гору, когда он очень спокойно мог бы лежать на своём болоте.

Старик: А давай, Ивашка, отнеси этот камень и положи на самое видное место. 

Ивашка: Согласен. Интересно, что из этого выйдет? (старик и Ивашка уходят в разные стороны)

(включение музыкального фрагмента - музыка из х/ф «Ворошиловский стрелок»; композитор В. Дашкевич)
 (музыка звучит и после окончания слов рассказчика некоторое время)

Рассказчик: С тех пор прошло много лет, но камень так и лежит на том же самом месте неразбитым.  Много около него народу побывало.
       Подойдут, посмотрят, подумают, качнут головой и идут восвояси.
     Был на том месте и Аркадий Гайдар. Что-то у него была неспокойная совесть, плохое настроение.  «А что, - думает, - стукну по камню и начну жить сначала!» Однако постоял-постоял и вовремя одумался.  «Э-э! - подумал Гайдар, - скажут, увидев меня помолодевшим соседи: «Вот идёт молодой дурак. Не сумел он видно, одну жизнь прожить так, как надо, не разглядел своего счастья и теперь хочет то же начинать сначала». И пошёл прочь - своей дорогой.

Ведущий: Мы посмотрели с вами сказку «Горячий камень Аркадия Петровича Гайдара. И сейчас я хочу вам представить актёров нашего библиотечного кукольного театра «Сказка», членов нашего кружка «Кукольный театр», наших читателей, учащихся 5 класса школы № 11. Итак, самую главную и ответственную роль рассказчика исполнила Надежда Вьюгина.

Вьюгина Н.: (выходит из-за занавеса, становится перед зрителями посередине и произносит небольшой отрывок из пьесы) «Был на том месте и Аркадий Гайдар. Что-то у него была неспокойная совесть, плохое настроение.  «А что, - думает, - стукну по камню и начну жить сначала!»
(зрители аплодируют)

Ведущий: Роль Ивашки Кудряшкина замечательно исполнила Елизавета Горбунова.

Горбунова Л.: (выходит из-за занавеса - на руке кукла-перчатка - становится перед зрителями, рядом с Н. Вьюгиной справа и произносит небольшой отрывок из пьесы) «Вот горе-то какое! Вот стыдно-то как! Пойду, куда глаза глядят...»
(зрители аплодируют)

Ведущий: Роль дедушки - колхозного сторожа талантливо исполнила Анастасия Слободчикова.

Слободчикова А.: (выходит из-за занавеса - на руке кукла-перчатка -  становится перед зрителями, рядом с Н. Вьюгиной слева и произносит небольшой отрывок из пьесы) «И, счастливые, с койки на койку протягивали мы друг другу костлявые руки и робко мечтали тогда о том, что пусть не при нас, а после нас наша страна будет такой вот, как она сейчас, - могучей и великой. Это ли ещё, глупый Ивашка, не счастье?!»
(зрители аплодируют)
(после аплодисментов ведущий благодарит актёров; актёры уходят за ширму)

Ведущий: Ребята, вы посмотрели спектакль по сказке А. Гайдара. Вам понравилась сказка?

Дети: Да.
(далее ведущий проводит беседу по сказке)

Ведущий: А сейчас давайте пообщаемся.. Ивашка был нехорошим мальчиком? Ведь он хотел сорвать яблоки без разрешения, т. е. украсть их из колхозного сада.

Дети: Он совершил неправильный поступок, но не был плохим. Ивашка был совестливым. Ему было стыдно за своё поведение. Он попросил прощения.  И ещё он пожалел дедушку. Ивашка очень хотел, чтобы старик помолодел и увидел наконец-то счастливую жизнь.

Ведущий:  А дедушка наказал Ивашку за его проступок?

Дети: Нет. Простил. 

Ведущий: Да, вы правы. Дедушка не был злым, он был великодушным, добрым, он простил Ивашку и отпустил. Умение прощать - очень важное человеческое качество. В этой сказке Гайдар учит ребятишек умению признавать свои ошибки, своё неправильное поведение и просить прощения. А ещё, что не менее важно, учит умению прощать. Но это не всё, чему учит Гайдар в этой сказке... Чтобы выяснить, чему ещё учит Гайдар...  Давайте сначала вспомним, какие счастливые моменты были у Ивашки?

Дети: Первый раз, когда его подвезли на автомобиле от конюшни до школы. Второй раз, когда поймал щуку в канаве... А в третий раз, когда он побывал в городе на празднике 1 мая.

Ведущий: А что было счастьем для дедушки?  

Дети: Для дедушки счастье было в борьбе за нашу страну, чтобы она была великой и могучей.

Ведущий: Ребята, это ещё одна важная мысль, которую Гайдар хотел донести до читателей. Нужно жить так и делать всё возможное, чтобы наша страна была великой и могучей. Учиться хорошо, становиться хорошими людьми, достойными гражданами. И уметь защитить свою страну, встать на защиту Отечества, если  враг нападёт.

Ведущий: И последний вопрос. Был у камня и Гайдар.  Разбил он камень? Стал молодым?

Дети: Нет.

Ведущий: А почему?

Дети: Гайдар сумел одну жизнь прожить так, как надо.

Ведущий: Вы молодцы, ребята, всё поняли. Вы правы. Этой сказкой Гайдар хотел сказать, что жизнь у человека одна и прожить её человеку надо достойно, чтобы в конце жизни не было больно, что жизнь прошла впустую.  Жизнь - это не черновик, её не перепишешь. Это только в сказках есть камни, разбив которые можно прожить жизнь заново. Вот какую удивительную, умную, поучительную сказку написал для вас Гайдар, ребята. А сейчас я хочу обратить ваше внимание на выставку, посвящённую творчеству А. Гайдара. Посмотрите, сколько замечательных книг написал этот талантливый детский писатель...

(далее ведущий проводит обзор у выставки «Гайдара книг читаем строки...»)

Ведущий: А теперь, ребята, в конце нашего мероприятия, я предлагаю вам посетить нашу картинную галерею - «Галерею Гайдаровских героев». В ней всего три картины. Вы узнаёте героев, нарисованных на них?

Дети: Да. Это Мальчиш-Кибальчиш, Чук, Гек, Тимур, Гейка и Коля Колокольчиков.

Ведущий: А кто из вас хотел бы хоть на минутку стать одним из этих героев?

Дети: (поднимают руки)

Ведущий: Сейчас вам предоставляется  такая возможность. Ведь наши картины непростые и очень весёлые. Это картины - тантамарески. Это значит, что на каждой такой картине вырезаны отверстия для лиц ... И если зайти за картину, поместить своё лицо в отверстие, то с другой стороны картины будет полное ощущение, что вы находитесь в образе этого героя... Вот смотрите...

(ведущий отодвигает лицо на одной из картин и показывает, как «стать» литературным героем с помощью картины - тантамарески)

Ведущий: Сейчас мы разделимся на три команды, разойдёмся по трём фотозонам - трём картинам. Где каждый будет сфотографирован.  Потом группы поменяются местами.

                   (сотрудники библиотеки, дети, руководители детским чтением делятся на команды, распределяются по трём зонам библиотеки и принимают активное участие в фотосессии с картинами - тантамаресками).

(На протяжении всей фотосессии звучит песня  «Ты - человек»  из х/ф «Приключения Электроника» (слова Юрия Энтина, музыка Евгения Крылатова)

Ведущий: (после окончания фотосессии) Дорогие, ребята, наше мероприятие подошло к концу. Вы молодцы - читаете книги А. Гайдара. С вами было очень интересно и весело! Приглашаем тех, кто ещё не записан в библиотеку, обязательно  записаться. И что очень важно, став читателем, обязательно читать книги. Записаться в библиотеку очень просто. Нужно, чтобы кто-то из ваших родителей (папа или мама) пришёл со своим паспортом и вас записал. Всего вам доброго! До новых встреч!

(Выход участников мероприятия из библиотеки.
Звучит музыкальная тема «Появление Алисы в финале» из х/ф «Гостья из будущего»  композитора Евгений Крылатова)

ЛИТЕРАТУРА
Гайдар, А. Горячий камень: сказка // Гайдар А. Рассказы и сказки / А. Гайдар. - М.: ЭКСМО, 2014. - С. 28-45. - (Книги - мои друзья).

РЕСУРСЫ ИНТЕРНЕТ
Евгений Крылатов - Мой Конь Вороной: видеоролик // YouTube. - Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=Vn7mj_hbN6M (10.04.19);
Евгений Крылатов - Появление Алисы в финале: видеоролик  // YouTube. - Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=lRXcRAkRA7s  (11.04.19)
Песня из к/ф  «Приключения электроника»: видеоролик  // YouTube. - Режим доступа : https://www.youtube.com/watch?v=dAbJQdTznDc  (09.04.19);
Ты гори, гори мой костёр: видеоролик   // YouTube.- Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=68MwOd6wzTc  (11.04.19)

 Составитель: ведущий библиотекарь Детской библиотеки им. А. Гайдара Т.В. Новоселова

            

2         425