Включить версию для слабовидящих

Вспомним их поименно

^Back To Top

Календарь праздников

Праздники России

Контакты

346780 Ростовская область

г. Азов, Петровский б-р 20 

тел.(86342) 4-49-43, 4-06-15 

E-mail: This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it.

qr VK

Besucherzahler
бзҐвзЁЄ Ї®бҐйҐ­Ё©

Яндекс.Метрика

ВСПОМНИМ ИХ ПОИМЁННО
Час памяти, посвящённый юным борцам с фашизмом

   Библиотекарь 1. Ежегодно в календаре отмечено несколько дат, они призваны напомнить о Второй мировой войне, её жертвах, героях, уроках. Ваши сверстники того времени испытали на себе все ужасы войны с фашизмом. И проявили невероятный героизм и стойкость. Их вклад в борьбу был значителен, часто оплачивался жизнями подростков. Они не смогли прожить свои взрослые жизни — выбрать профессию, создать семью, иметь детей...
   
Нельзя забывать ребят гой поры, своей отвагой приближавших победу. Кто-то из них был награждён высокими правительственными наградами — даже удостоен звания Героя Советского Союза. Были и такие, кто погибал безвестным — и об их подвигах могли поведать только уцелевшие очевидцы.
   
Если ваши бабушки и дедушки могли без труда назвать несколько имён юных героев войны, то сегодня мы подготовили для вас несколько сообщений, они помогут запомнить имена ваших сверстников — героев борьбы с фашизмом. В книгах этих ребят их часто называют пионерами-героями. Понимаете ли вы, почему?

Выслушать ответы.
На экране — обложки известных книг данной тематики.

   Библиотекарь 2. Первое имя, которое мы просим вас запомнить...

   Учащийся 1. ВОЛОДЯ ЩЕРБАЦЕВИЧ. О его жизни я прочитал в книге Вячеслава Морозова «Им было по четырнадцать».

   Библиотекарь 2. Когда началась оккупация, Володя был обычным минским школьником, закончил седьмой класс. Тогда, в самом начале войны, острейшим вопросом была помощь раненым советским солдатам. Раненых бойцов надо было спасать: лечить, кормить и выводить из города. Этим благороднейшим делом занималась мама Володи. Её выдал предатель, которому она спасла жизнь. Так мать с сыном оказалась в фашистских застенках.
   
После войны нашлась женщина, сидевшая с мамой Володи Ольгой, которую истязали на допросах. Зоя Маркевич оставила воспоминания.

   Библиотекарь 1 (читает). Последний раз её привели еле живую. Я положила её голову к себе на колени. «Об одном прошу,— прошептала она.— Если ты останешься в живых, расскажи, пожалуйста, людям, за что мы с Вовой погибли».

   Библиотекарь 2. Это документальное свидетельство последних минут жизни Володи сделано самими немцами. Мальчика опознала его учительница. Публичная казнь состоялась 26 октября 1941 года — повешенье должно было стать актом устрашения. За то, что собирал оружие, писал и распространял листовки, помогал лечить раненых, тайными тропами выводил их из Минска, подросток перенёс страшные допросы, никого не выдал и принял мученическую смерть. Его звали Володя Щербацевич.

На экране — памятник Марату Казею в Минске.

   Библиотекарь 1. Назовём ещё одно имя — МАРАТ КАЗЕЙ. Памятник ему установлен в парке Янки Купалы. Мы видим юного героя, который держит над головой гранату. Почему скульптор так изобразил Марата?

Выслушать ответы.

   Учащийся 2. Это напоминание о последних минутах жизни юного партизана. Я прочитал об этом в сборнике «Пионеры - герои».

На экране — фотографии Марата и Ариадны.

    Библиотекарь 2. На экране вы видите не только фото Марата, но и его старшей сестры. Нам хочется назвать её имя. АРИАДНА КАЗЕЙ тоже героиня войны. Она выжила, но гибель любимого брата и многих друзей-партизан были не единственным её несчастьем. Однажды суровой зимой партизаны вынуждены были, затаившись, долго лежать на снегу вблизи фашистов. В таких условиях двигаться — обнаружить себя и погибнуть. Надо было терпеть. Терпела и юная девушка Ариадна. Она отморозила ноги, началась гангрена — чтобы спасти ей жизнь, ноги пришлось пилить обычной пилой, наркоза не было. А потом долгое время ухаживали за искалеченной девушкой её молодые братья по оружию. Ариадну спасли, она стала потом учительницей и прожила достойную жизнь.

    Библиотекарь 1. Мы хотим, чтобы сегодня прозвучало ещё одно имя вашего сверстника. ГРИША ПОДОБЕДОВ. В его честь написана песня, текст которой прозвучит сейчас в исполнении ваших товарищей.

   Учащийся 3.

Солнце сосен золотит верхушки,
Над Чечерой стелется туман...
Спит в могиле братской на опушке
Гриша Подобедов, партизан.
Кто сказал, что бой сложился круто?
Просто отдохнуть прилёг солдат,
Может, на какую-то минуту,
Ив руке сжимает автомат.

   Учащаяся 1.

Спит.
И удивляться тут не надо,
Что не слышит песни боевой;
Прожил он большую жизнь, ребята, —
Многим взрослым не прожить такой.
Эта песня высоко взмывает,
Льётся над просторами полей,
Ширится от края и до края...
Песня, песня!
Жизнь живая в ней.

   Учащаяся 2. О жизни и подвиге Гриши Подобедова я прочитала в книге Семёна Шакарова и Марата Лещинского «Юные герои Гомелыцины».

    Библиотекарь 2. В деревне Себровичи фашисты по доносу провокатора расстреляли семью начальника полиции, который занял эту должность по заданию партизан. Это произошло на глазах у случайно спасшегося Гриши. Он видел, как погибли отец, мать и сёстры. Более того, мальчик выжил потому, что его отец Никифор Подобедов в последний момент столкнул сына в откос на мгновение раньше выстрелов. Подросток чудом выжил.
   
На тот момент старший брат Гриши Алексей уже был в партизанах. Попав к нему в отряд, младший брат неоднократно успешно ходил в разведку.
   
Партизаны остро нуждались в продовольствии, и однажды со старшиной Николаем Борисенко Гриша поехал за мукой для партизан. Внезапно появились каратели, начался неравный бой. Николай был убит первым. Гриша стрелял из автомата, пока не кончились патроны. Потом достал пистолет и крикнул, что сдаётся. Он успел выстрелить в лицо подбежавшего полицая и затем — себе в висок.
   
Вокруг Гриши нашли одиннадцать убитых карателей. Юный герой похоронен в братской партизанской могиле на Замковой горе в городе Чечерске. Гриша Подобедов — ещё одна жизнь, ценой которой оплачено освобождение нашей Родины от фашизма.

Звучит песня Владимира Высоцкого «На братских могилах».

    Библиотекарь 1. Ещё одно достойное имя вашего сверстника. ТИХОН БАРАН. Этот мальчик тоже совершил подвиг и пожертвовал своей жизнью.

   Учащийся 3. Такие подвиги во время Великой Отечественной войны совершались несколько раз. Люди, которых фашисты всеми силами склоняли к предательству, выбирали смерть.

    Библиотекарь 2. Обстоятельства войны часто ставили людей перед ужасным выбором. В дом, где жил Тихон, его мама и восьмилетние сёстры Женя и Нина, ворвались каратели. Офицер угрожал убить всех, если Тихон не поведёт фашистов к партизанам. Перед парнем встал жуткий выбор (увидеть смерть самых близких своих людей) или совершить предательство (довести карателей, чтобы они убили партизан, среди которых были отец и братья Тихона).
   
Офицер не только запугивал, но и искушал — обещал счастливое будущее в Германии, подарил шоколадку. Тихон принял решение вести гитлеровцев, понимая, что назад уже не вернётся. Как это случилось, вы уже знаете из сообщения. Боялся ли мальчик вооружённых до зубов фашистов? — Конечно. Хотелось ли ему жить? — Очень. Но выбор был сделан — Тихон не только в непролазную чащобу вёл карателей, он отводил гибель от партизан, заплатив за их спасение самую высокую цену. Так погиб Тихон Баран, обыкновенный мальчишка из белорусской деревни.

   Библиотекарь 1. Одна из улиц белорусской столицы носит имя Герасименко. Это очень правильно — сохранить в памяти потомков эту фамилию, ведь за ней — целая семья борцов с фашистами: отец, мать, дочь. Вспоминаем сегодня ваших сверстников — и потому сейчас прозвучит это имя. ЛЮСЯ ГЕРАСИМЕНКО.

   Учащаяся 1. Когда фашисты убили Люсю и её маму, девочке было всего одиннадцать лет. Про её героическую семью я узнала из книги «Их именами названы улицы города.

   Библиотекарь 2. Николай Герасименко и его жена Татьяна вели подпольную работу, что было делом очень опасным. Маленькая Люся оказывала им посильную помощь. Она подкарауливала колонны военнопленных и передавала записки, клеила листовки, переносила и передавала связным лекарства и даже оружие.
   
Когда провокатор выдал семью Герасименко, их всех арестовали. Это случилось 26 декабря 1942 года. Сохранилось свидетельство партизанского связного Александра Дементьева, которому Люся приносила оружие и документы. Он случайно увидел обессиленную, окровавленную девочку в тюрьме. Как и всех взрослых, её гоняли на допросы. Люсю с мамой держали в одной камере, а отца — в другой. Александр запомнил слова девочки.

    Библиотекарь 1 (читает). Когда увидите папу, передайте ему: я, как и мама, ничего не сказала...

   Библиотекарь 2. Вскоре Люсю и Татьяну Герасименко фашисты бросили в так называемую душегубку — особую машину, специально созданную, чтобы жертвы умирали там от отравления газом.

   Библиотекарь 1. Разве стойкость, отвага и страдания этих людей не достойны нашей благодарной памяти? Разве не заслужили они того, чтобы мы, их земляки, помнили: та победа оплачена неисчислимыми жертвами. И помнить имена героев, беречь памятники, оказывать уважение старикам, чьё детство искалечила война — всё это нужно в первую очередь нам самим.

   Библиотекарь 2. Имя ещё одного нашего героя носит улица в городе Ивацевичи Брестской области.

   Учащийся 4.  КОЛЯ  ГОЙШИК. О нём я прочитал в очерке Виктора Шимука «Только вперёд».

   Библиотекарь 1. Вражеский эшелон с танками и орудиями, который Коля уничтожил ценой жизни, был уже восьмым. Только задумайтесь, скольким фронтовикам он тем самым спас жизнь!
   
Коле было тринадцать, когда он понял: его отец связан с партизанами. Решил поговорить с мамой, признался, что нашёл и спрятал пулемёт, ящики с патронами. Мальчик неоднократно ходил в разведку, расклеивал листовки.
    
Однажды Коля привёл домой и спрятал на сеновале двух раненых красноармейцев.
    
Ночами подросток кормил и поил их, помогал перевязывать раны.
    
В 1943 году полицай выдал немцам отца Коли. Василий Гойшик умер после ужасных истязаний, никого не выдав и даже не сказав, зачем из своей деревни Воля он в тот день приходил в Ивацевичи. Фашистам не удалось ничего добиться — и они отправились в деревню за семьёй Гойшика. Мама Ольга всё поняла, увидев подводы с фашистами. Коля с мамой и бабушкой бросились к лесу.

   Библиотекарь 2. Глубокий снег, метель — быстро бежать не получалось. И тогда бабушка решила вернуться домой, чтобы задержать немцев и дать родным время добраться до леса.
   
Подвиги бывают разные — и такие тоже... У бабушки выпытывали, где мать с сыном, жестоко избивали, потом оставили в подожжённом доме. Бабушка чудом выбралась из дома и умерла на пепелище.

   Библиотекарь 1. В партизанском отряде Коля Гойшик стал настоящим знатоком взрывного дела. По несколько суток в дождь и снег приходилось прятаться у железнодорожных путей, часто лёжа совсем без движения. Однажды парень так обморозился, что два его друга всю дорогу несли Колю на руках. Медикам тогда удалось лишь чудом спасти ему ноги. А Коля снова стал ходить на железку. В начале 1944 года Гойшика уже называли настоящим героем. А 23 апреля парень совершил свой последний подвиг. А мечты у него были самые мирные — обязательно для себя и мамы построить дом.
   
Получилось так, что когда-то в Ивацевичах на улице Николая Гойшика жила его мама. Ничто не способно утешить боль матери от потери любимого сына.

    Библиотекарь 2. Назовём ещё одно имя, оно связано с началом войны, когда до победы было очень далеко. Этим борцам с фашизмом было особенно тяжело — они видели только горечь поражения и могучую бесчеловечную машину фашистской агрессии. Но эти люди сделали всё возможное, а часто и невозможное, чтобы фашисты не победили.

   Учащаяся 3. НЮРА КИЖЕВАТОВА. Я узнала про судьбу этой девушки из воспоминаний участника обороны Брестской крепости Алеся Махнача.

   Библиотекарь 1. Нюра не мечтала о подвигах. Она хотела стать врачом, любила танцевать — на конкурсе получила награду за цыганский танец. К пограничной службе девочка относилась с большим уважением. Нюрин отец, лейтенант Андрей Кижеватов, был начальником одной из партизанских застав.
   
Когда начались боевые действия, немецкие войска рассчитывали на скорую победу. Солдаты крепости сопротивлялись отчаянно. Среди взрослых было немало детей и подростков. Нюра испытывала те же трудности — не хватало еды. Ещё мучительней было отсутствие воды. Тем не менее, Нюра, как и другие подростки крепости, собирала с мест сражений патроны и, если повезёт, оружие. Она ухаживала за ранеными, перевязывала, когда с водой стало совсем плохо, смазывала им водой губы. Часто это было единственным лекарством.
   
Во время боевых действий Нюра подносила бойцам гранаты, патроны, затаскивала раненых в безопасные места, дежурила с винтовкой у амбразур.

   Библиотекарь 2. А потом немцы прислали парламентёра, с которым общался Кижеватов как командир обороны. Немец уговаривал прекратить бессмысленное сопротивление и сдаться, чтобы сохранить жизни защитников крепости. Бойцы решили сражаться до конца, но измученных до крайности женщин и детей было решено выпустить.
   
Израненный Андрей Кижеватов дал солдатам добро на прорыв, но сам принял решение остаться, хотя воины предлагали нести раненого командира не руках. Вместе с другими ранеными Андрей остался и погиб как герой. Ему посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.
   
А прорыв помог некоторым бойцам остаться в живых и продолжить борьбу с фашистами.
   
Вышедшая из крепости семья Андрея в полном составе была расстреляна фашистами осенью 1942 года. Погибли мать героя, бабушка Нюры, её мама, десятилетний брат Ваня и сестричка Галя, которой было всего два годика.

    Библиотекарь 1. Вы услышали сегодня всего несколько имён юных героев борьбы с фашизмом. Составим их групповой портрет. Какими вам представляются эти ребята? Какие их качества помогли им стать настоящими героями?

Выслушать ответы.

    Какой вам представляется жизнь наших людей в условиях оккупации? Что подталкивало людей к активному сопротивлению?

Выслушать ответы.

    Как вы думаете, чем сегодня ребята отличаются от своих сверстников Великой Отечественной войны?

Выслушать ответы.

    Пусть редко, но случаются и становятся известными факты неуважительного, издевательского или равнодушного отношения молодых людей к памяти о павших борцах с фашизмом. Кто-то плюнул в вечный огонь, кто-то залихватски попытался от него прикурить, кто-то бросает фантики на партизанскую могилу, кто-то делает радостные сэлфи на фоне массовых захоронений...
    
Ваше отношение к подобным поступкам? Что надо делать, чтобы подобного не происходило?

Выслушать ответы.

   Библиотекарь 2. Предлагаем закончить наш час памяти перечнем имён тех, о ком мы сегодня вспоминали. Сделаем это вместе.
    
Есть такой афоризм: «Человек жив, пока о нём помнят. А мы помним.

Учащийся 1. (и все присутствующие): ВОЛОДЯ ЩЕРБАЦЕВИЧ

Учащийся 2. МАРАТ КАЗЕЙ

Учащаяся 1. АРИАДНА КАЗЕЙ

Учащаяся 2. ГРИША ПОДОБЕДОВ

Учащийся 3. ТИХОН БАРАН

Учащаяся 1. ЛЮСЯ ГЕРАСИМЕНКО

Учащаяся 3. ТАТЬЯНА ГЕРАСИМЕНКО

Учащийся 2. НИКОЛАЙ ГЕРАСИМЕНКО

Учащийся 4. КОЛЯ ГОЙШИК

Учащаяся 1. ВАСИЛИЙ ГОЙШИК

Учащаяся 3. НЮРА КИЖЕВАТОВА

Учащийся 2. АНДРЕЙ КИЖЕВАТОВ

   Библиотекарь 1. Вечная слава героям, отдавшим жизнь в борьбе за освобождение нашей родины от фашизма! Взрослые и дети, они спасли планету от коричневой чумы.

Матвеева, Е. Вспомним всех поименно /Е. Матвеева, А. Панкратова// Библиотека предлагает, 2018.- № 6.- С. 42-52.

 

 

2         425