Включить версию для слабовидящих

1 сентября картины

^Back To Top

Календарь праздников

Праздники России

Контакты

346780 Ростовская область

г. Азов, Петровский б-р 20 

тел.(86342) 4-49-43, 4-06-15 

E-mail: This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it.

 

      !!!  Новое !!!

kids

Besucherzahler
счетчик посещений
Яндекс.Метрика

   

Krum Panov. Первый день в школе.

      Школа открывает путь в огромный мир знаний. Уже взрослые люди с теплом вспоминают, как впервые пришли в школу, сели за парты и с головой окунулись в новую жизнь, преподнесшую свои законы, уставы и правила. О том, какова была школьная жизнь учеников и учителей много лет тому назад можно узнать, просмотрев живописные полотна старых мастеров разных стран, которых вдохновляла тема школы и ее воспитанников.
   Запечатленный на картинах художников процесс обучения, отразивший реалии тех далеких времен, вызывает неподдельный интерес у современного зрителя, имеющего возможность сопоставить особенности обучения: тогда и сегодня.
     Учебный год в сельской местности в те давние времена был намного короче, нежели сейчас. В некоторых странах он колебался в пределах 150 дней. Эта цифра менялась в зависимости от того, как проходил сбор урожая: дети в эту пору привлекались к сельскохозяйственным работам и были незаменимыми помощниками. Поэтому школы свои двери открывали не в начале осени, а иногда даже в начале зимы.
     А такие понятия как "1-сентября" и "каникулы" в России появятся в жизни учеников лишь после 1935 года.  
     
Школы в XIX веке представляли собой дома с одной комнатой, в которой одновременно обучались ученики разного возраста. Почти так же выглядели в то время сельские школы и в Российской Империи. При том при всем, школа была одна на несколько деревень и некоторым ребятам за знаниями приходилось ходить пешком, ежедневно преодолевая расстояние в 5-6 километров. Учителям же приходилось иногда жить в этих же домах, или же поочередно в семьях своих учеников.      
       
В школах училось обычно от пяти до двадцати детей в возрасте от 7 до 16 лет. Один учитель вел все предметы, а ученики постарше помогали ему учить младших одноклассников и отстающих товарищей. С родителей бралась плата за обучение отпрыска. Кроме денежных взносов, полагалось приносить учителю еще и угощение.         
      В переводе с греческого слово "педагог" означает "ведущий ребенка". В древней Греции педагогами были рабы, которым вменялась в обязанность охрана воспитанника от физических и нравственных опасностей, а до школы — и элементарное обучение грамоте. Обязанности свои педагог обязан был нести до вступления воспитанника в возраст совершеннолетия. 
    Что касается школьников, то обучаться грамоте в то время было нелегко даже способным детям. Печатных букварей не хватало, и приходилось пользоваться азбуками, которые переписывались от руки. Одолев букварь, ученики переходили к заучиванию церковных книг, так как школы находились в ведении духовенства и было их совсем мало. 467 fox
    Из-за этого многие дети вовсе не ходили в школы, а учились, кто как мог. Некоторые родители обучали их сами, если знали грамоту. В противном случае отдавали их учителям, называвшимися "мастерами" и "мастерицами". 
     Еще в XVII веке такие мастера и мастерицы учили грамоте и многому другому не только детей богатых и знатных вельмож, но и царских отпрысков. Вплоть до средины XIX века обучение у таких учителей еще практиковалось в русских городах.
    В те времена перья с чернилами были большой роскошью и ученики вынуждены были пользоваться личными грифельными дощечками и мелом, а учитель, объясняя урок, писал на большой доске. Использовались также заостренные гусиные перья, которые цеплялись за рыхлую бумагу, оставляя кляксы. Написанные буквы посыпали мелким песком, дабы чернила не растекались.
     За неаккуратность школяров наказывали: таскали за уши, секли розгами, ставили в угол на колени на рассыпанный горох, а подзатыльникам и счету не было. Порядки в школах XIX века были весьма архаичны. Например, по субботам все ученики без различия подвергались порке.    
     «Пороть или не пороть?» – в царской России, как и в множестве других стран, над таким вопросом даже не задумывались. Различные виды наказаний были настолько распространены и обыденны, что прочесть о них можно и в литературных произведениях и увидеть в изобразительном искусстве. Лишь в 1864 году появился «Указ об изъятии от телесных наказаний учащихся средних учебных заведений». 
     В школах крестьянских детей обучали арифметике, чтению, письму и закону Божьему. Детей же мещан и купцов дополнительно к этому – геометрии, географии, истории.   
     Девочек из бедных семей крайне редко отдавали учиться в школу, как правило, их учили грамоте на дому. А вот из знатных семей из-за их будущего положения в обществе еще обучали литературе, искусству, иностранным языкам, а так же вышиванию, танцам, игре на музыкальных инструментах, пению.          
      
Понятие грамотности в то время было довольно расплывчатым: "Грамотным считался и человек, могущий в домашнем или церковном обиходе читать церковные книги, и мастеровой или купец, который мог пользоваться грамотой в своих делах и, наконец, грамотей, который мог составить или переписать деловую бумагу".
     Один интересный факт: в России история школьной формы началась в 1834 году, когда император Николай I подписал "Положение о гражданских мундирах". Вплоть до революции согласно регламенту мальчики должны были носить темные брюки, гимнастерку, фуражку и шинель, а девочки — коричневые платья с черным или белым фартуком. После революции школьную форму отменили, но в 1949 году ввели снова, она мало чем отличалась от дореволюционной.   

А.В. Волков. Первое сентября. 1951Волков А.А. Первое сентября. 1951

А.И. Кречетов. Первое сентября.Кречетов А.И. Первое сентября

Баскаков Н.Н. В школьном саду, 1969Баскаков Н.Н. В школьном саду. 1969

В. Н. Пегов. Первоклассница.Пегов В.Н. Первоклассница

В. Соколов. Школа.Соколов В. Школа 

Виктор Цветков. Не решила. 1970 е гг.Цветков В. Не решила. 1970-е годы

В сельской школе. (1883). Автор Владимир Маковский.Маковский В. В сельской школе. 1883

Защита школьников. Автор Андре Анри Даргелас.Андре Анри Даргелас Защита школьников

И. А. Козлов. ПервоклассницаКозлов И.А. Первоклассница

Кругосветное путешествие. Автор Андре Анри Даргелас.Андре Анри Даргелас Кругосветное путешествие

Наказание. Автор Basile de Loose.Basile de Loosу Наказание

Наказание розгами в школе.Николай Богданов Бельский. У дверей школы. 1897Богданов-Бельский Н. У дверей школы. 1897

Новый ученик Автор  Guilotti.Guilotti Новый ученик

Первый рисунок. Автор Роберт Уильям Бусс.Роберт Уильям Бусс Первый рисунок

Томас Брукс. Новый ученик. 1854Томас Брукс Новый ученик. 1854

Федор Решетников Опять двойка, 1952Решетников Ф. Опять двойка. 1952

Эмилия Шанкс. Новенькая в школе. 1891Шанкс Эмилия Новенькая в школе. 1891

Яблонская Т. Утро, 1954Яблонская Т. Утро. 1954

 

 

2     425    facebooklarger