Включить версию для слабовидящих

Право выбирать сценарий

^Back To Top

ПРАВО ВЫБИРАТЬ
сценарий квеста

           Правила игры. Участники собираются в фойе. Ведущий объясняет правила игры, раздаёт командам значки одного из четырёх цветов и маршрутные листы, по которым ребята будут передвигаться по станциям. (В сценарии представлен маршрут для одной команды; при разработке схем движения для других участников необходимо предусмотреть, чтобы их пути не пересекались). На каждой станции команды получают карточки с определениями терминов из области избирательного права – «знания», которые помогут игрокам в последнем испытании. После прохождения девяти площадок все ребята одновременно  отправляются выполнять финальное задание. Команда, быстрее всех сделавшая это, становится победителем.
             Ведущий следит за ходом квеста и проводит заключительный конкурс. Хозяева станций отвечают за конкретные площадки. Наблюдатели – за финальное испытание.

            Ведущий: Через несколько лет вы впервые получите возможность голосовать. Но готовы ли вы к столь серьёзному шагу? Ведь в ваших руках окажется будущее не только нашего региона, но и всей страны. По нашему мнению, без знаний невозможно сделать правильный выбор.
           Сейчас вам предстоит пройти девять станций, собирая «знания» — карточки с определениями, которые помогут выполнить финальное задание. Но сначала с помощью жеребьёвки мы распределим вас на четыре команды, и вы получите маршрутные листы.
                 (Ребята формируются в команды. Ведущий выдаёт им маршрутные листы. Команды выходят на маршруты)

 СТАНЦИЯ 1. «ПАРТИИ»

(Игроков встречает Хозяин станции (1))
           Хозяин станции (1): В нашей стране многопартийная система. Будущий избиратель должен знать о том, какие существуют партии. Сейчас вам предстоит определить их по описанию. (На столе перед участниками — лист с определениями и шесть стрелок с указанием партий)

Задание:
          1. Выступает за огосударствление экономики на основе общественной собственности, полное равенство, контроль   государства над социальной и политической жизнью. (Коммунистическая партия.)
          2. Является центристской. Характеризуется коллективным принятием решений парламентариями или рядовыми гражданами (выборы, референдумы). (Демократическая партия.)
              3. Партия, нацеленная на усиление влияния церкви и религиозных идей.   (Клерикальная партия.)
              4. Выступают за государственное регулирование общественной жизни. (Социал-демократические партии.)
               5. Ратует за форму правления, при которой верховная государственная власть частично или полностью принадлежит одному лицу. (Монархическая партия.)
               6. Нацелены на защиту окружающей среды. (Зелёные.)

(После выполнения задания Хозяин станции (1) выдаёт команде карточку «знание»)

            «Знание». Политический плюрализм — это принцип, содействующий существованию многообразия политических сил с  конкуренцией  между  ними за представительство в органах государственной власти. Предполагает легальное столкновение интересов, дискуссии между сторонниками различных точек зрения. Другими словами — многопартийность.
                (Игроки переходят на вторую станцию)

 СТАНЦИЯ 2. «ДЕМОКРАТИЯ»

(Игроков встречает Хозяин станции (2))
          Хозяин станции (2): Согласно части первой статьи первой Конституции 1993 г., Российская Федерация - Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. Уверен, вам не составит труда из семи характеристик отметить те, которые действительно относятся к демократии. (На столе перед участниками лист с утверждениями. Игроки ручкой помечают правильные варианты)

Задание:

  1. Признание Президента источником власти и носителем суверенитета. (Неправильно. Признание народа источником власти и носителем суверенитета. Именно народу принадлежит учредительная, конституционная власть в государстве, он выбирает своих представителей и может периодически сменять их)
  2. Формально-юридическое равноправие граждан и их равная возможность участия в политической жизни страны. (Правильно)
  3. Наличие фундаментальных прав и свобод человека, их признание, гарантированность и защита со стороны государства. (Правильно)
  4. Принятие важнейших властных решений по принципу меньшинства: именно меньшинство, а не большинство выражает через институты демократии свою волю. (Неправильно. Принятие важнейших  властных  решений по принципу большинства: именно большинство, а не меньшинство выражает через институты демократии свою волю)
  5. Отсутствие политического плюрализма, под которым понимается наличие различных автономных социально-политических партий, движений, групп, находящихся в состоянии свободной конкуренции. (Неправильно. Демократия характеризуется политическим плюрализмом, под которым понимается наличие различных автономных социально-политических партий, движений, групп, находящихся в состоянии свободной конкуренции)
  6. Система разделения властей, при которой различные ветви государственной власти зависят друг от друга, препятствуя установлению диктатуры. (Неправильно. Система разделения властей, при которой различные ветви государственной власти достаточно независимы и уравновешивают друг друга, препятствуя установлению диктатуры)
  7. Выборность основных органов власти на основе всеобщего, прямого, равного избирательного права при тайном голосовании. (Правильно)

(После выполнения задания Хозяин станции (2) выдаёт команде карточку «знание».)

 «Знание». Законность - политико-правовой режим или принцип реального действия права в государстве, при котором государственные органы, должностные лица и граждане строго соблюдают правовые нормы, и в первую очередь законы. (Игроки переходят на третью станцию)

 СТАНЦИЯ 3. «РЕСПУБЛИКА»

(Игроков встречает Хозяин станции (3))
          Хозяин станции (3): В нашей стране республиканская форма правления, то есть такая, при которой все органы государственной власти либо избираются на определённый срок, либо формируются общенациональными представительными учреждениями (например, парламентом), а граждане обладают личными и политическими правами.
         Важнейшей чертой республики как формы правления является выборность главы государства, исключающая наследственный или иной не выборный способ передачи власти. Но республики бывают разные. Выделяют парламентскую, президентскую, смешанную и теократическую. Соотнесите виды республик и страны, в которых они представлены. (На столе перед игроками четыре листа с видами республик и 15- с указанием стран. Участникам необходимо правильно их сопоставить.)

Задание:  Виды республик

  1. Парламентская республика - разновидность республики с перевесом полномочий в пользу парламента. В такой республике правительство отвечает только перед парламентом, а не перед президентом. Не путать с парламентарной монархией.
  2. Президентская республика - характеризуется значительной ролью президента в системе государственных органов, соединением в его руках полномочий главы государства и главы правительства. Её также называют дуалистической республикой, подчёркивая тем самым факт чёткого разделения двух властей: сосредоточения сильной исполнительной власти в руках президента, а законодательной - в руках парламента.
  3. Смешанная республика (президентско-парламентская, парламентско-президентская) - форма государственного правления, находящаяся между президентской и парламентской республиками.
  4. Теократическая республика - форма государственного устройства, при которой как политическая, так и духовная власть сосредоточена в руках духовенства (церкви). Представляет собой компромисс между традиционной теократической монархией и принципами республиканского строя.

Страны. Италия, Германия, Греция, США, Колумбия, Российская Федерация, Финляндия, Литва, Румыния, Украина, Киргизия, Ватикан, Саудовская Аравия, Иран, Афганистан.

Ответы:

  1. Парламентская республика - Италия, Германия, Греция.
  2. Президентская - США, Колумбия.
  3. Смешанная - РФ, Финляндия, Литва, Румыния, Украина, Киргизия.
  4. Теократическая - Иран, Афганистан.

Примечание. В Ватикане и Саудовской Аравии - абсолютная теократическая монархия.

(После выполнения задания Хозяин станции (3) выдаёт команде карточку «знание».)

          «Знание». Равноправие - важнейший принцип демократии и классического либерализма, согласно которому все граждане равны перед законом, независимо от их расы, национальности, пола, места жительства, положения в обществе, религиозных и политических убеждений. Нарушение этого принципа называется дискриминацией. (Игроки переходят на четвёртую станцию) 

СТАНЦИЯ 4. «ИСТОРИЧЕСКАЯ»

(Игроков встречает Хозяин станции (4))
           Хозяин станции (4): Человечество всегда стремилось прийти к такой форме правления, при которой власть была бы сосредоточена в руках народа, а не группы избранных. Однако странам мира пришлось проделать долгий путь, прежде чем все граждане получили право участвовать в политической жизни. И Россия не исключение. Ответьте на 10 вопросов по истории отечественного избирательного права. Из трёх предложенных вариантов вам нужно выбрать верный. (Ведущий раскладывает на столе вопросы и варианты ответов)

Вопросы:

  1. Народное собрание в Древней и средневековой Руси: вече; Земский собор; земство.
  2. Сословно-представительный орган, образованный в середине XVI в.: Изборная палата; Земский собор; Боярская дума.
  3. Когда был опубликован манифест «Об усовершенствовании государственного порядка», который «даровал» гражданские свободы и учреждал Государственную думу? 17 октября 1905 г.; 29 января 1649 г.; 1 января 1810 г.
  4. Глава «Избирательная система» впервые появилась: в Конституции СССР 1936 г.; в Конституции РФ 1993 г.; в Конституции РСФСР 1982 г.
  5. Первый федеральный закон современной России, закрепивший основные гарантии избирательных прав, был принят в: 1994 г.; 1997 Г.; 2002 г.
  6. По результатам реформы какого русского царя образовались земские избы в XVI в.? Ивана IV; Петра I; Екатерины II.
  7. Кто из иностранных граждан в соответствии с Конституцией 1918 г. обладал избирательными правами? Проживающие на территории России и принадлежащие к рабочему классу или крестьянству; работники дипломатических представительств; члены коммунистических партий иностранных государств.
  8. С какого возраста допускались к выборам в земское само-управление граждане в соответствии с Указом Александра II 1864 г.? с 25 лет; с 18 лет; с 35 лет.
  9. Какой ценз для избирателей и кандидатов был отменён после 1936 г.? Классовый; возрастной; наличие гражданства.
  10. Какой из важнейших принципов избирательного права впервые был введён после 1987 г.? принцип состязательности кандидатов; принцип равных выборов; принцип тайного   голосования.

(После выполнения задания Хозяин станции (4) выдаёт команде карточку «знание»)

        «Знание». Делегирование полномочий - это процесс передачи части функций руководителя другим управляющим или сотрудникам для достижения конкретных целей организации. (Игроки переходят на пятую станцию)

СТАНЦИЯ 5. «НА ВЫБОРАХ»

(Игроков встречает Хозяин станции (5))
         Хозяин станции (5): Порядок голосования определяется статьёй 64 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Помимо государственных органов за отсутствием нарушений на избирательных участках следят наблюдатели. Сейчас вам предстоит стать такими наблюдателями - выявить ошибки в порядке голосования и отметить правильные действия участников. (На столе перед игроками лежит текст. Ребята зачитывают его и устно определяют, какие утверждения верны, а какие нет.)

Задание:
Примечание. Неправильные ответы выделены жирным шрифтом, а правильные подчёркнуты.

     Один из избирательных участков Заельцовского района города Новосибирска открылся в 8:00 по московскому времени. Житель Мошковского района НСО гражданин Иванов решил отдать свой голос именно на этом избирательном участке. Для того чтобы проголосовать, он взял свой паспорт и паспорт друга, который не смог присутствовать в день голосования. Член избирательной комиссии произвёл соответствующие записи в книге учёта. Иванов не проверил записи, расписался и за себя, и за друга. Взяв бюллетени, он отправился к кабинкам, но все они были заняты. Тогда член избиркома предложил Иванову проголосовать за его столом. Иванов сделал свой выбор, однако тут же передумал. Он попросил у члена избиркома новый бюллетень, но тот отказал ему. Иванов опустил свой бюллетень в урну для голосования и принял решение в следующий раз голосовать по почте.
       Комментарии:  Статья 64 «Порядок голосования» Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

  1. В 8:00 по московскому времени. Время голосования обычно определяется с 8 до 22 часов по местному времени.
  2. ...Именно на этом избирательном участке. В случае если избиратель не будет иметь возможности прибыть в помещение для голосования того избирательного участка, где включён в список избирателей, он вправе получить в участковой комиссии данного участка открепительное удостоверение для голосования на выборах. И принять участие в голосовании на том избирательном участке, на котором будет находиться в день голосования.
  3. ...Он взял свой паспорт... Бюллетени выдаются избирателям, участникам референдума, включённым в список избирателей, участников референдума, по предъявлении паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина. А если избиратель, участник референдума голосует по открепительному удостоверению - по предъявлении также открепительного удостоверения.
  4. ...Паспорт друга, который не смог присутствовать в день голосования. Каждый избиратель, участник референдума голосует лично. Голосование за других избирателей, участников референдума не допускается.
  5. …Член избирательной комиссии произвёл соответствующие записи в книге учёта. При получении бюллетеня избиратель, участник референдума проставляет в списке избирателей, участников референдума серию и номер своего паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина. С согласия избирателя, участника референдума либо по его просьбе серия и номер предъявляемого им паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, могут быть внесены в список избирателей, участников референдума членом участковой комиссии с правом решающего голоса. Избиратель, участник референдума проверяет правильность произведённой записи и расписывается в соответствующей графе списка избирателей, участников референдума в получении бюллетеня. В случае голосования по открепительному удостоверению в списке избирателей, участников референдума делаются дополнительные отметки. В случае проведения голосования одновременно по нескольким бюллетеням избиратель, участник референдума расписывается за каждый бюллетень. Член участковой комиссии, выдавший избирателю, участнику референдума бюллетень (бюллетени), также расписывается в соответствующей графе списка избирателей, участников референдума.
  6. Иванов не проверил записи... Избиратель, участник референдума проверяет правильность произведённой записи и расписывается в соответствующей графе списка избирателей, участников референдума в получении бюллетеня.
  7. ...И за друга. Каждый избиратель, участник референдума голосует лично, голосование за других избирателей, участников референдума не допускается.
  8. Взяв бюллетени, он отправился к кабинкам... Бюллетень заполняется избирателем, участником референдума в специально оборудованной кабине, ином специально оборудованном месте, где не допускается присутствие других лиц, за исключением случая, указанного в пункте 10 настоящей статьи.
  9. Тогда член   избиркома предложил Иванову проголосовать за его столом. Бюллетень заполняется избирателем, участником референдума в специально оборудованной кабине, ином специально оборудованном месте, где не допускается присутствие других лиц, за исключением случая, указанного в пункте 10 настоящей статьи.
  10. Он попросил у члена избиркома новый бюллетень... Если избиратель, участник референдума считает, что при заполнении бюллетеня допустил ошибку, он вправе обратиться к члену комиссии, выдавшему бюллетень, с просьбой выдать ему новый бюллетень взамен испорченного.
  11. ...Но тот отказал ему. Член комиссии выдаёт избирателю, участнику референдума новый бюллетень, делая при этом соответствующую отметку в списке избирателей, участников референдума против фамилии данного избирателя, участника референдума. Испорченный бюллетень, на котором член комиссии с правом решающего голоса делает соответствующую запись и заверяет её своей подписью, заверяется также подписью секретаря участковой комиссии, после чего такой бюллетень незамедлительно погашается.
  12. ...Принял решение в следующий раз голосовать по почте. Законом субъекта Российской Федерации может быть предусмотрена возможность голосования избирателей, участников референдума по почте. При этом учитываются голоса избирателей, участников референдума, поступившие в соответствующую комиссию не позднее окончания времени голосования в день голосования. Порядок голосования по почте при проведении выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, референдума субъекта Российской Федерации, местного референдума до урегулирования этого вопроса федеральным законом определяется Центральной избирательной комиссией Российской Федерации.

(После выполнения задания Хозяин станции (5) выдаёт команде карточку «знание»)

          «Знание». Имущественный ценз - требование избирательного закона, согласно которому избирательное право (активное или пассивное) предоставляется только гражданам, владеющим имуществом определённой стоимости или вносящим налоги не ниже определённой суммы. В XIX в. был распространён повсеместно; в настоящее время встречается редко, поскольку противоречит принципу равноправия граждан. (Игроки переходят на шестую станцию)

 СТАНЦИЯ 6. «ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА»

(Игроков встречает Хозяин станции (6))
          Хозяин станции (6): Федеральный закон «О выборах депутатов Государственной думы Федерального собрания Российской Федерации» устанавливает процентный барьер. С 2007 г. такой барьер повышен с 5 до 7 процентов. Тем не менее, на выборах 2011 г. было предусмотрено предоставление также одного-двух мандатов партиям, набравшим от 5 до 7 процентов голосов (на практике столько голосов не набрала ни одна партия). То есть для попадания в Госдуму по пропорциональной системе партиям было необходимо преодолеть пятипроцентный барьер. Рассчитайте, какой процент голосов был отдан за партии, и назовите те из них, которые не преодолели пятипроцентный барьер на выборах в 2011 г. (На столе перед игроками лежит лист с заданием. Участникам разрешено пользоваться калькулятором.)

Условия задачи:
            На избирательные участки в 2011 г. пришло 65,7 млн. человек. «Единая Россия» получила 32,4 млн. голосов, КПРФ -12,6 млн. За «Справедливую Россию» отдали свои голоса 8,7 млн. россиян, за ЛДПР - 7,7 млн., за «Яблоко» - 2,3 млн. «Патриотов России» поддержали 0,7 млн., а «Правое дело» - 0,4 млн. Испорченных бюллетеней - 1 млн.
            Ответ: На избирательные участки в 2011 г. пришло 65,7 млн. человек. «Единая Россия» получила 49,3 процента голосов. КПРФ - 19,2. За «Справедливую Россию» отдали свои голоса 13,2 процента россиян, за ЛДПР - 11,7, за «Яблоко» - 3,4. «Патриотов России» поддержал 1 процент, а «Правое дело»  - 0,6. Испорченных бюллетеней - 1,6 процента. Не прошли: «Яблоко», «Патриоты России», «Правое дело». (После выполнения задания Хозяин станции (6) выдаёт команде карточку «знание»)

          «Знание». Легитимация - узаконение какого-либо нового политического режима, придание ему легитимности (согласия народа с властью).

(Игроки переходят на седьмую станцию)

СТАНЦИЯ 7. «ПРЕЗИДЕНТ»

(Игроков встречает Хозяин станции (7))
        Хозяин станции (7): Принцип разделения властей заключается в том, чтобы сферы властных полномочий были распределены и сбалансированы между различными государственными органами, чтобы исключить сосредоточение всех полномочий либо большей их части в ведении единого органа государственной власти либо должностного лица и тем самым предотвратить произвол. Независимые ветви власти могут сдерживать, уравновешивать, а также контролировать друг друга, не допуская нарушения Конституции и законов, - это так называемая система сдержек и противовесов. (На столе перед игроками лежит лист со схемой, на которой пропущены элементы, см. рис. 1. Правильные ответы см. рис. 2)
           Перед вами схема власти в Российской Федерации. Но на разных уровнях мы исключили из этой схемы некоторые элементы. Дополните таблицу, используя карточки. (После выполнения задания Хозяин станции (7) выдаёт команде карточку «знание»)

           «Знание». Активное избирательное право - право граждан участвовать в выборах главы государства и представительных органов власти (парламента, муниципалитета и т. д.) в качестве избирателя. (Игроки переходят на восьмую станцию)

 СТАНЦИЯ 8. «МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ»

       Примечание. Вставить информацию актуальную для региона, где проводится мероприятие. 
(Игроков встречает Хозяин станции (8))
            Хозяин станции (8): Местное самоуправление в России также осуществляется через выборные представительные органы. В нашей области выбирались губернаторы, мэры, депутаты Законодательного собрания и городского Совета. Сейчас вам предстоит определить, кто и какую должность в разное время занимал в органах местного самоуправления. (Хозяин станции (8) демонстрирует команде презентацию)

Ответы:
… - мэр.
…- мэр, губернатор.
…- мэр, губернатор.
…- председатель Совета депутатов.
…- председатель Совета депутатов города … пятого созыва.
…- председатель Законодательного собрания Ростовской области.
…- губернатор.
…- мэр, губернатор.
               (После выполнения задания Хозяин станции (8) выдаёт команде карточку «знание»)

             «Знание». Пассивное избирательное право закрепляет возможность гражданина быть избранным в государственные органы власти (парламент, муниципалитет и т. д.). (Игроки переходят на девятую, финальную станцию)

СТАНЦИЯ 9. «ИЗБИРАТЕЛЬНЫЙ УЧАСТОК»

(Все команды собираются на этой станции для выполнения финального задания. Игроков встречают Ведущий и Наблюдатели)
            Ведущий: Поздравляю всех, кто смог добраться до финала! Сейчас вам предстоит решающее испытание. Команда, выполнившая задание правильно за одну минуту, будет объявлена победителем. (Для финального задания на четырёх столах раскладываются карточки с утверждениями и стрелки двух цветов (красные и белые, см. рис. 3). Карточка «В политическом плюрализме нет необходимости» лежит лицом вверх, остальные - вниз. Лучше закрепить карточки скотчем.)
         Перед вами на столе тест, но большая часть вопросов закрыта. Открыть их вы сможете, только ответив на самый первый вопрос. Если вы согласны с утверждением, то переходите по красной стрелочке (ДА) и открывайте новый вопрос. Если не согласны - переходите по белой стрелочке (НЕТ). И так далее. Если в конце теста вы пришли к надписи «Демократия» - вы выиграли, если к «Тоталитаризму» - проиграли. Ну а надписи «Смешанный тип» дают возможность вернуться к началу и пройти тест заново, если позволяет время. 
          В вопросах вы встретите много незнакомых терминов. Воспользуйтесь карточками «знание». Итак, время пошло!

Задание:
(Участники выполняют задание. Наблюдатели следят за ходом работы)

Ответы

  1. В политическом плюрализме нет необходимости. (Нет)
  2. Пассивным избирательным правом может в полной мере обладать лишь тот кандидат, кто внёс залог. (Нет)
  3. Для защиты демократического процесса необходим имущественный ценз. (Нет)
  4. Избиратель сам решает, участвовать ли ему в избирательном процессе. (Да)
  5. Свободные выборы – один из способов легитимации власти государства. (Да)
  6. Для государства не характерно равноправие граждан. (Нет)
  7. Государство действует на основании законности. (Да)
  8. Государство отвечает перед человеком за свою деятельность. (Да)
  9. Народ делегирует свои полномочия государственным органам. (Да)
  10. Одним из важнейших прав человека является право выражать свою волю посредством выборов. (Да)
  11. Выборы не являются обязательными. (Да)
  12. Гражданин обладает пассивным и активным избирательным правом. (Да)
  13. Избирательная система является гарантом прав граждан. (Да)

(Ведущий подводит итоги игры и называет команду-победителя)

            Ведущий: Дорогие друзья! Вы - будущие избиратели, кандидаты в депутаты, члены партий и общественных объединений. Мы надеемся, что знания, полученные при прохождении нашего квеста, помогут вам делать ответственный выбор в будущем, участвовать в обсуждении политических проблем с родителями и другими взрослыми, ориентироваться в происходящем.
            Это необходимо для развития и процветания нашей страны. От того, какой выбор вы будете делать, зависит будущее России. И мы хотим всем вам вручить медаль «Ответственный за будущее России».
             (Ведущий, Хозяева станций и Наблюдатели вручают всем участникам медали)
             А теперь переходим к награждению победителей!
             (Награждение команды-победителя)

Право выбирать 1

Право выбирать 2

Право выбирать 3

Бусаргина, И.В. Право выбирать: квест /М.В.Бусаргина, Д.В.Судакова//Читаем, учимся, играем.-2018.- № 1.- С.75-85.