Включить версию для слабовидящих

Тургенев как драматург

^Back To Top

foto1 foto2 foto3 foto4 foto5

Календарь праздников

Праздники России

Контакты

346780 Ростовская область

г. Азов, Петровский б-р 20 

тел.(86342) 4-49-43, 4-06-15 

E-mail: This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it.

 

      !!!  Новое !!!

kids

Besucherzahler
счетчик посещений

ТУРГЕНЕВ КАК ДРАМАТУРГ

(Слайд - портрет И. С. Тургенева. Звучат «Времена года».)

ВЕДУЩИЙ:   Ребята, вы уже начали своё знакомство с творчеством Ивана Сергеевича Тургенева. «Отцы и дети», «Дворянское гнездо», «Записки охотника», стихотворения в прозе — эти признанные шедевры русской литературы вам известны... Но до всего этого было ещё далеко, когда Тургенев уже стал известен как талантливый драматург, один из создателей новой русской драмы.Тургенев
ЛИТЕРАТУРОВЕД:  Нельзя не упомянуть, что сначала его пьесы казались настолько новаторскими, что вызывали серьёзную критику современников. Однако проверку временем они прошли на ура. Сейчас, заглянув в репертуар многих современных театров — русских или зарубежных, — вы встретите имя нашего писателя.
ВЕДУЩАЯ: Уже больше века пьесы Тургенева не сходят с театральных подмостков мира, привлекая внимание наиболее даровитых исполнителей. Такие разноплановые, но одинаково известные вам зарубежные актёры, как Аманда Пламмер, которую вы можете помнить по «Криминальному чтиву», Джон Хёрт, известный вам по роли мистера Оливандера из «Гарри Поттера», и Джозеф Файнс, игравший в «Елизавете» и «Влюблённом Шекспире», считали честью воплощать образы, созданные нашим драматургом, и исполняли ведущие роли, например, в пьесе Тургенева «Месяц в деревне» (Натальи Петровны, Ракитина и Беляева соответственно).
ТЕАТРОВЕД: Кризис, назревавший во второй половине XIX в. в родной драматургии, острая потребность в современных и своих, а не переводных пьесах, стремительное развитие русского театра, заданное гением Н.В. Гоголя, обусловили живой интерес к нему многих поколений русских писателей Золотого века. Заинтересованность публики и критики определила внимательное отношение современников к пьесам Тургенева. На них возлагали большие надежды и часто разочаровывались, неверно воспринимая их новизну, так называемую несценичность, когда за счёт тургеневского лиризма и психологизма заметно ослаблялся драматический накал действия и отсутствовал привычный пафос.
ЛИТЕРАТУРОВЕД: Но ведь Чехова тоже не раз упрекали в несценичности, отсутствии действия, затянутости диалогов...

ТЕАТРОВЕД: Да, и не зря. С позиции сегодняшнего дня, когда драматическая традиция видна отчётливее, можно сказать, что именно Тургенев-драматург оказался ближайшим предшественником драматурга Чехова. Драмы и комедии Тургенева, родившиеся в течение одного десятилетия, поражали разнообразием тем и художественных мотивов. Критики не усмотрели в них единой эстетической системы. Театры сочли их несценичными. И сам драматург согласился с общим мнением, не видя в своих пьесах выдающейся самостоятельной ценности и предвосхищения драматургии будущего.
ИСКУССТВОВЕД: А между тем скромно названные автором «сцены и комедии» предвещали огромные перемены в театре. Новатор в прозе, он оказался новатором и в драматургии, создав своеобразную драматургическую систему.
ВЕДУЩИЙ: Тургенев действительно высоко ценил пьесы Гоголя. Ещё в 1846 г. писатель заявлял, что кризис театрального репертуара может быть преодолён лишь усилиями писателей гоголевского типа драматургизма, к коим он причислял и себя.
ТЕАТРОВЕД: Такое отношение к Гоголю вытекало из его сравнения с Шекспиром, которого Тургенев считал подлинно народным драматургом. Произведениями прославленного англичанина Иван Сергеевич занимался внимательно и вдумчиво. Для освоения литературных приёмов драматургии он даже работал над переводами Шекспира.
ЛИТЕРАТУРОВЕД: «При этом он не пытался копировать драматургические  приёмы Шекспира, он лишь интерпретировал его образы, а все попытки его современников-драматургов использовать творчество Шекспира в качестве образца для подражания, заимствовать его театральные приёмы вызывали у Тургенева лишь раздражение. В 1847 г. он писал: «Тень Шекспира тяготеет над всеми драматическими писателями, они не могут отделаться от воспоминаний; слишком много эти несчастные читали и слишком мало жили» (Л.М. Лотман «Драматургия И.С. Тургенева»).
ВЕДУЩАЯ:   Первый период драматургического творчества несёт на себе отчётливый отпечаток литературно-романтических увлечений. Так, действие пьесы «Неосторожность» происходит в условной Испании, а сюжет отдалённо напоминает историю Дон Жуана. Здесь появляются типичные характеры: томящаяся взаперти молодая жена старого дворянина, коварный соблазнитель, трагически влюблённый в героиню друг её мужа.
ЛИТЕРАТУРОВЕД: В.Г. Белинский, рекомендовавший напечатать пьесу в журнале «Отечественные записки», видел в ней «мастерский эскиз, но не больше». Впоследствии Тургенев никогда больше не обращался в драматургии к условным сюжетам, все последующие его пьесы написаны под впечатлением реальной российской жизни, характеризуют её людей и их житейские проблемы.
ИСКУССТВОВЕД: Однако даже в этой драматургической пробе писатель стремился разгадать пружины театрального механизма, создать характеры, столкновение которых рождает действие и непредвиденный, ничем, казалось бы, не обещаемый финал. И ясно, что его интересуют вовсе не испанские нравы, а возможность показать страсть в её крайнем проявлении.
ТЕАТРОВЕД: И действительно, вчитавшись, понимаешь, что скучающая Долорес напоминает праздную русскую барышню, вышивающую по канве, дон Рафаэль — русского ловеласа, а дон Бальтазар — помещика-степняка, ленивого и трусливого. Неслучайный, хотя и неожиданный эпилог завершает пьесу. Вместо возмездия за убийство дон Пабло стал важным чиновником. Так, в соответствии с духом времени, буднично и прозаично завершилась романтическая драма с любовью и преступлением.
ВЕДУЩИЙ:   Чтобы создать драму со свойственным Тургеневу видением поэтического, следовало не только учиться у старого театра, но в значительной мере усовершенствовать его. Новая попытка писать для театра была освоением эстетических требований времени.
ВЕДУЩАЯ: В 1845 г. были написаны и поставлены на сцене Александрийского театра «сцены из петербургской жизни молодого дворянина» — «Безденежье», которые, как уже было замечено исследователями, тематически примыкают к «Ревизору» Гоголя. Герой небольшой одноактной пьесы Жазиков — литературный вариант Хлестакова. Бездельник и мот, легко меняющий решения, зависящие от ожидаемого минутного удовольствия, смехотворно щеголяющий замашками богатого барина, как и Хлестаков.
ЛИТЕРАТУРОВЕД: Но Тургенев, однако, не подражал и не пародировал. Он возрождал знаменитый сюжет, овладевая секретом естественного построения диалога, пока оставляя в стороне вопросы композиции, действия. Драматург мастерски воспроизвёл незначительность повседневного житейского разговора об отсутствии денег, дров, сахара, чая. Столкновения с сапожником, купцом, прачкой, пререкания со слугой заменяют здесь драматические поступки и исключительные события. Так становился доступен сцене драматизм будней. Тема беднеющего дворянства делается в этот момент чрезвычайно актуальной.
ИСКУССТВОВЕД: Пьеса, однако, не имела успеха. Кроме того, она претерпела серьёзные цензурные вмешательства. Дело в том, что с 1828 г. среди многочисленных запретов и ограничений, смотренных цензурным уставом, был запрет критиковать дворянское сословие. Спектакль был снят с репертуара после второго представления, однако критики не преминули отметить жизненность и правдивость комедии. Впоследствии «Безденежье» неоднократно ставилось в Александрийском театре в Петербурге и Малом театре в Москве.

(Инсценировка отрывка из пьесы «Безденежье».   На сцену выходят Жазиков и Матвей)

ВЕДУЩИЙ:   У Тургенева, как и у драматурга А.Н. Островского, есть пьеса, названием которой стала русская пословица. Как она называется? («Где тонко, там и рвётся».)

(Ребята отвечают)

Правильно! В ней впервые угадывается поэтический облик Тургенева — прозаика и стихотворца, определилось то, что принято называть тургеневской манерой, то есть тонкий анализ психологических взаимоотношений.Щепкин
ТЕАТРОВЕД: Герои пьесы — молодые люди Горский и Верочка — тянутся друг к другу, между ними идёт своего рода любовная борьба, никто не хочет уступить, подчиниться полностью. Горский холодно ведёт свою интригу, рассчитывает свои ходы и ошибается: Верочка соглашается выйти замуж за другого, который целен и более определён в своих отношениях к ней.   Здесь как бы продолжается анализ нравственного состояния дворянства в психологическом плане. Уже поднимается проблема эгоизма, половинчатости чувств, разочарованности в жизни, отсутствия общественного идеала и цели. Тема эта будет развита и в прозе Тургенева, и в его последующих пьесах.
ИСКУССТВОВЕД: Комедия была впервые опубликована в журнале «Современник» в 1848 г. с небольшими исправлениями цензуры. Впервые она была поставлена в 1851 г. в петербургском Александрийском театре — в бенефис Н.В. Самойловой. Бенефис — это спектакль, сбор с которого поступает в пользу бенефицианта — актёра или режиссёра. До 1925 г. бенефисы проводились, как правило, для выдающихся или нуждающихся театральных деятелей. Кроме привилегированного положения в отношении доходов, бенефицианты сами могли выбирать пьесы. Сейчас театральные бенефисы возрождаются. А тем временем у этого слова в русском языке появилось переносное значение — бенефисом сегодня могут назвать любое удачное выступление не только актёров, но и музыкантов, спортсменов.
ВЕДУЩИЙ: Тургенев как тонкий наблюдатель жизни увидел в людях определённого круга душевное оскудение, потерю искренности, цельности. Тема эта социальной гранью повернётся в пьесе «Нахлебник», «маленькой трагедии» о бедном, но гордом человеке, унижаемом богатыми из спеси: муж дочери, да и сама дочь стесняются его бедности, откупаются от него деньгами, только бы он не «позорил» их своим присутствием.
ТЕАТРОВЕД: Кузовкин, став героем драмы, не только выпил «по капле и до капли весь горький и ядовитый напиток подчинённого существования», но пришёл к осознанию трагизма своего положения. Случайное и печальное его отцовство — почти что мираж. Тяжким стыдом и позором обернулось для Кузовкина его признание. После этого скудная жизнь, к которой он, столбовой дворянин, притерпелся, стала совсем невыносимой.

(Слайд — портрет М. С. Щепкина.)

ЛИТЕРАТУРОВЕД: Как раз в тот период произошло сближение Тургенева с Белинским, который обратил внимание писателя на знаменитого актёра московского Малого театра М.С. Щепкина. Белинский отчасти помог раскрыть секрет сценичности, обратив внимание драматурга на игру Щепкина.
ВЕДУЩАЯ: Осваивая традиционные приёмы водевиля и мелодрамы, учитывая индивидуальные особенности великого актёра в создании главной роли, Тургенев написал психологическую комедию с трагическим содержанием, совсем не похожую на современные ему драмы.  Открытия, совершённые Тургеневым в драме, намного опережали своё время, предвосхищали последующие пути её развития и содержали зёрна, которым суждено было прорасти в пьесах А.Н. Островского, Л.Н. Толстого и А.П. Чехова.

(Серия слайдов — портреты А.Н. Островского, Л.Н. Толстого и  А.П. Чехова.)

ОстровскийИСКУССТВОВЕД: Комедия впервые была опубликована под заглавием «Чужой хлеб» в журнале «Современник» в 1857 г. Тургенев писал «Нахлебника» специально для М.С. Щепкина, стараясь успеть к его бенефису. Но из-за театральной цензуры бенефис актёра прошёл без «Нахлебника». И он смог сыграть пьесу лишь через пять лет.
ВЕДУЩИЙ:   Тема трагедии маленького человека возникает и в трёхактной комедии «Холостяк», где бедная невеста будет оставлена женихом-чиновником, которому покажется, что она ему не пара, что он может жениться более выгодно не только в материальном, но и в социальном смысле. Работая над «Холостяком», Тургенев помнил о цензурном запрете «Нахлебника» и смягчил наиболее острые мотивы. И потому в конце пьесы он готовит Маше сравнительно благополучный выход — брак с Мошкиным.

ИСКУССТВОВЕД: Роль Мошкина была предназначена для Щепкина и была создана точно по актёру. Мошкин — «живой, хлопотливый, добродушный старик» — это сценические приметы самого Михаила Семёновича.
ЛИТЕРАТУРОВЕД: Комедия была высоко оценена Н.А. Некрасовым. Игра актёров переносила зрителей в «действительную жизнь». Это говорило о том, что драматургия Тургенева помогала формированию реалистической школы актёрской игры.

(Инсценировка отрывка из пьесы «Холостяк». Действие третье: Маша и Мошкин — последняя сцена, «объяснение».)

ВЕДУЩИЙ: В следующих одноактных комедиях «Завтрак у предводителя», «Провинциалка», «Разговор на большой дороге» Тургенев ставил перед собой очень конкретные, частные задачи, не претендуя на большую тему.
ВЕДУЩАЯ: Жанр драматического рассказа, лёгкой комедии насыщался реальным материалом и при этом сохранял свойственные данному жанру энергию и сценичность. Герои маленьких тургеневских комедий не новы: замшелые помещики, бедные и богатые, смирные и кичливые; ловкая жена, муж-тюфяк; незадачливый чиновник и беззаботные светские дамы. Однако психологическая достоверность образов не могла оставить зрителей равнодушными.
ТЕАТРОВЕД: В «Завтраке у предводителя» основу драматического конфликта составляет ссора между помещиком и его сестрой по поводу доставшегося им наследства.
ИСКУССТВОВЕД: «Провинциалка» — комедия в одном действии. Скромно одетая провинциалочка оказалась утончённой светской львицей, которая действует с точным психологическим расчётом и добивается своего — перевода мужа в Петербург. В сцене «Разговор на большой дороге» драматическую основу составляет разорение имения помещика Михрюткина. В небольшой сцене проявились и социальная тема, и мастерство диалога, и владение искусством подтекста.
ТоостойИСКУССТВОВЕД: Комедия «Завтрак у предводителя» была написана в 1849 г., а напечатана в журнале «Современник» в 1856 г. Публикация была запрещена цензурой. Первая постановка комедии с некоторыми цензурными изменениями была допущена в Москве и Петербурге лишь в 1949 г. В 1954 г. комедия была экранизирована.
ТЕАТРОВЕД: «Провинциалка» была написана специально для актрисы Александрийского театра Надежды Самойловой, хотя в итоге роль была сыграна её сестрой Верой Самойловой. Специально для талантливого актёра Малого театра Прова Садовского драматургом была создана сцена «Разговор на большой дороге».
ВЕДУЩИЙ: В конце 1840-х гг. Тургенев работал одновременно над несколькими пьесами, герои которых объединялись по признаку своей социальной неустроенности. Он начал пятиактную комедию «Студент» и одновременно писал «Компаньонку», которая, к сожалению, до нас не дошла. Драматурга интересовали «обычные» персонажи жизни.
ЛИТЕРАТУРОВЕД: Тема студенчества, появившаяся в прозе писателя, пришла и в его комедию «Месяц в деревне» (первоначальное название — «Студент»). Герой пьесы студент Беляев — не знавший строгих уз воспитания, не испытавший страха перед общественным мнением. Всем строем своего характера, воззрений и этических взглядов он противостоит дворянскому семейству, куда на лето нанят русским учителем к сыну Натальи Петровны.
ВЕДУЩАЯ: Тургенев одним намёком определяет причастность Беляева к демократическому направлению русской мысли. Пьеса была запрещена цензурой не только для сцены, но и для печати. Автор переделал отдельные детали в пьесе — даже изменил название на «Две женщины». Однако исправленный вариант тоже был запрещён.
ТЕАТРОВЕД: Пьесу сравнивали с драмой «Мачеха» О. де Бальзака. Как и у французского писателя, у Тургенева любовь — бедствие, болезнь. Но с нею раскрываются огромные духовные ресурсы, которые если и не принесут счастье, то помогут человеку остаться человеком.
ИСКУССТВОВЕД: «Месяц в деревне» — пьеса о любви. Ислаев любит свою жену, ею же пленён друг дома Ракитин. Сама Наталья Петровна вдруг обнаруживает, что полюбила учителя своего сына студента Беляева, на которого с тайной надеждой и робкой влюблённостью посматривает её воспитанница Верочка. Любовь приходит к героям как самое тяжкое жизненное испытание.
ЛИТЕРАТУРОВЕД: На смелого и свободного человека Беляева любовь обеих женщин обрушилась как бедствие. Беляев, став центром любовных тяготений пьесы, сам оказался вне любви. Он потрясён — и удаляется навсегда. Все надежды, связанные с этим героем, все явные симпатии к нему драматург обращает в будущее. Он очень молод, и вся жизнь ещё впереди. Студент-разночинец многому научился в богатом поместье Ислаевых и многое пробудил в его обитателях.

(Слайд — портрет М.Г. Савиной.)Савина

ИСКУССТВОВЕД: Пьеса была опубликована в журнале «Современник» только в 1855 г. с цензурными изменениями и под названием «Месяц в деревне». Первая постановка была осуществлена в Москве на сцене Малого театра в 1872 г. В Петербурге - в 1879 г., роль воспитанницы Верочки исполнила великая актриса М.Г. Савина.
Чехов А.П.ТЕАТРОВЕД:  Этот спектакль вошёл в историю сцены как выдающееся произведение, открывшее для театра жемчужину русской драмы. Впоследствии К.С. Станиславский в книге «Моя жизнь в искусстве» рассказал о методе работы над спектаклем «Месяц в деревне», в котором блестящие актёрские работы были подчинены общему режиссёрскому замыслу.

(Инсценировка отрывка из пьесы «Месяц в деревне». Действие второе: Беляев и Вера в саду запускают змея)

ВЕДУЩИЙ: Последняя комедия — «Вечер в Сорренте» представляла собой третий вариант сюжета, разработанного сначала в «Неосторожности», затем так совершенно в «Месяце в деревне». Вместо месяца в деревне — лишь вечер в чужой и прекрасной Италии.
ЛИТЕРАТУРОВЕД: Сам драматург не придавал этой пьесе серьёзного значения и не включил её в собрание сочинений. Тургенев обрывает её там, где начнутся драматические события. Пьеса кончена, а драма начинается. Здесь она не только уведена в подтекст, но и вынесена за пределы собственно действия. Оттого-то драматург считал её несостоявшейся.
ИСКУССТВОВЕД: Пьеса написана в 1852 г., при жизни Тургенева не печаталась и не ставилась на сцене. Однако ещё при жизни автор отдал рукопись сцены «Вечер в Сорренте» в полное распоряжение М.Г. Савиной, доброй приятельницы драматурга, с тем, чтобы она могла сделать с комедией что угодно, «то есть поставить её на сцену или бросить в печку».
ТЕАТРОВЕД: Впервые «Вечер в Сорренте» был поставлен в Петербурге по инициативе Савиной 19 декабря 1884 г. на музыкально-драматическом вечере в пользу Красного Креста в квартире министра иностранных дел Гирса. Савина исполняла роль Марии Петровны. Через месяц этот спектакль был показан в Александрийском театре, в Москве в Малом театре и других театрах России.
ВЕДУЩИЙ: И заканчивая наше путешествие по пьесам Тургенева, хочется сказать, что в его произведениях нашли отражение все ведущие мотивы передовой русской драматургии того периода. Вместе с А.Н. Островским, А.В. Сухово-Кобылиным, А.К. Толстым он сформировал реалистическое направление русской драмы, дал театру образцы нового сценического метода.
ИСКУССТВОВЕД: Тургенев-драматург особенно легко сопоставляется с поздним Островским и точнее всего определяется как непосредственный предшественник Чехова. Теперь уже навсегда и окончательно русская драматургия стала питаться источниками реальной действительности, а её героями стали обыкновенные люди, сформированные конкретной эпохой — её нравами и идеалами.
ВЕДУЩАЯ:   Ребята, может быть, кто-то из присутствующих впервые открыл для себя Тургенева как драматурга. Я помогу вам выбрать пьесу и найти её для дальнейшего с ней знакомства в фондах нашей библиотеки, а также проведу книжный обзор для самых любознательных.

Использованная литература:
Гроссман, Л.П. Театр Тургенева /Л.П. Гроссман.- СПб.: Брокгауз - Ефрон, 1924.
Тургенев, И.С. Собрание сочинений. Т.9 /И.С.Тургенев.- М.: Худож. литература, 1979.
Рыбаков, Ю. Эпохи и люди русской сцены /Ю. Рыбаков.- М.: Сов. Россия, 1989.
Аполлонова, Г.В. Тургенев как драматург //Читаем, учимся, играем, 2014.- № 4.- С. 31-35.  

 

2     425    facebooklarger