Включить версию для слабовидящих

Поэзия моя, ты из окопа

^Back To Top

Календарь праздников

Праздники России

Контакты

346780 Ростовская область

г. Азов, Петровский б-р 20 

тел.(86342) 4-49-43, 4-06-15 

E-mail: This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it.

qr VK

Besucherzahler
бзҐвзЁЄ Ї®бҐйҐ­Ё©

Яндекс.Метрика

ЛИТЕРАТУРНО – ПОЭТИЧЕСКИЙ ВЕЧЕР

«ПОЭЗИЯ МОЯ, ТЫ - ИЗ ОКОПА»

Чтец:

Не гремит колесница войны.

Что же вы не ушли от погони,

На верху бранденбургской стены

Боевые немецкие кони?

Вот и арка. Проходим под ней,

Суд свершив справедливый и строгий.

У надменных державных коней

Перебиты железные ноги.

/В. Субботин «Бранденбургские ворота»/

Ведущий:

Пройдут годы, зарубцуются раны войны, сотрутся следы боевых походов, а народ никогда не забудет людей, водрузивших над столицей Германии Знамя Победы» - говорилось в специальной листовке, изданной 6 мая 1945 года политотделом 3 – й Ударной Армии.

9 мая 2015 года в честь 70 – й годовщины погремят Салюты Победы. А в памяти народной и поныне живы безмерные страдания военных лет и безмерное мужество народа. Все яснее вырисовывается всемирно – историческое значение нашей Победы, значение всенародного боя с фашизмом, как удивительно точно сказал поэт «Не ради славы, ради жизни на земле».

Чтец:

«Все в мире сущие народы,

Благословите светлый час!

Отгрохотали эти годы,

Что на земле застали нас.

Ещё теплы стволы орудий,

И кровь не всю впитал песок,

Но мир настал. Вздохните люди,

Переступив порог войны…

     /А. Твардовский «В час мира»/

Ведущий:

Путь к победе был труден и долг. 1418 дней войны…

И каждый из них – это кровь и смерть, боль и горечь утрат, гибель лучших сынов и дочерей России, радость больших и малых побед, каждая из которых – чудо бесстрашия и доблести.

Живая память о бесстрашном народном подвиге – стихи наших поэтов, участников грозовых событий Великой Отечественной войны. Набатным колоколом зазвучали их голоса с первых же дней фашистского нашествия, мобилизуя народ на борьбу, на победу:

Чтец:

Вставай, страна огромная,

Вставай на смертный бой

С фашистской силой темною,

С проклятою ордой!

Пусть ярость благородная

Вскипает, как волна, -

Идёт война народная,

Священная война.

     /В. Лебедев – Кумач «Священная война»/

Ведущий:

Грозная сила стихов А. Суркова, А. Твардовского, К. Симонова, Н. Тихонова, О. Берггольц, А. Ахматовой звала к отмщению. Пробуждала в сердцах ненависть к врагу, жажду подвига. Их передавали по радио, рядом со сводками Совинформбюро, печатали в центральных фронтовых газетах. Названия многих стихов той поры гневны, призывны: К. Симонов «Убей его!», В. Инбер «Бей врага», А. Прокофьев «Умрем, но не допустим!», А. Твардовский «Слово ненависти».

Разящие, гневные и мужественные строки стихов можно было видеть всюду: на плакатах, на ящиках со снарядами, на пакетах черных солдатских сухарей.

В суровые для родины дни поэты стали её чутким нервом, они собрали в огромный эмоциональный узел чувства, владеющие сражающимся народом: ненависть к врагу, готовность умереть за отчизну, веру в Победу.

Чтец:

От черного дня

     До светлого дня

Пусть крестит меня

     Испытаньем огня.

Идя через версты глухие

Тобой буду горд,

Тобой буду тверд.

Мать моя, Россия!

     /С. Наровчатов «В кольце»/

Ведущий:

В первый же день войны А. Сурков обратился к стране со своим стихотворением «Присягаем победой». С 26 – го июня поэт был уже на фронте. В ряды солдат России вступили многие уже известные поэты: А. Твардовский, К. Симонов, М.Светлов, И. Сельвинский и многие другие.

В огне великого испытания рождались новые поэты: С. Гудзенко, А. Межиров, С. Наровчатов, Е. Винокуров, С. Орлов, М. Луконин, Б. Слуцкий, Б. Окуджава, Ю. Друнина и другие.

«Мы вышли из войны» - скажет позднее о своем поэтическом поколении К. Ваншенкин.

Спустя годы после великой Победы, пришли к нам, прорвавшись сквозь смерть, стихи поэтов, погибших на Великой Отечественной войне – Павла Кагана, Николая Майорова, Михаила Кульчицкого, Георгия Суворова, Всеволода Багрицкого.

Сбылись пророческие слова одного из них – Н. Майорова:

…пусть под именем моим

Потомок различит в архивном хламе

Кусок горячей, верной нам земли,

Где мы прошли с обугленными ртами

И мужество, как знамя, пронесли.

                            «Мы»        1940 г.

Ведущий:

Поэты – войны не только мерзли в окопах, ходили в атаку, но и писали, рассказывали о войне. Их стихи воскрешают напряженную атмосферу тех лет, солдатские костры, трагедию русских городов и деревень, горечь отступления и радость первых побед.

Чтец:

Я говорил от имени России,

Её уполномочен правотой,

Чтоб излагать с достойной прямотой

Её приказов формулы простые.

Я был политработником. Три года:

4Сорок второй и два ещё потом.

Политработа – трудная работа.

Работали её таким путем:

Стою перед шеренгами неплотными,

Рассеянными час назад

                                        в бою.

Перед голодными,

                            перед холодными,

Голодный и холодный –

                                        так!

                                                    Стою.

Им хлеб не выдан,

                            Им патрон недодано.

Который день поспать им не дают.

И я напоминаю им про Родину.

Молчат. Порют. И в новый бой идут.

Все то, что в письмах им писали из дому,

Все то, что в песнях

                            с их судьбой сплелось,

Все это снова, заново и сызнова

Коротким словом – Родина – звалось.

Я этот день,

Воспоминанье это,

Как справку, собираюсь предъявить

Зачем,

     Чтоб я новой должности – поэта

От имени России

                            говорить.

                /Б. Слуцкий «Я говорил от имени России»/

Ведущий:

Уроки мужества и воинской чести дают нам стихи военных лет, зовут к вершинам человеческого духа. В их ряду строки Григория Поженяна полные редкостной душевной самоотверженности:

Чтец:

«Вернешься - ты будешь героем,

ты будешь бессмертен. Иди!»

И стало тревожно, не скрою,

и что – то кольнуло в груди,

и рухнул весь мир за плечами:

полшага вперед – и в века…

Как это не просто – в молчанье

коснуться рукой козырька,

расправить шинельные складки,

прислушаться к дальней пальбе,

взять светлую сумку взрывчатки

и тут же забыть о себе…

Ведущий:

Солдатская лирика Симонова, народная мудрость в произведениях Твардовского, фронтовые стихи Гудзенко, Недогонова, Орлова, Луконина, Межирова, Слуцкого вводят нас в мир солдата, воюющего за Родину. Вот стихи – клятва А. Твардовского служившего в то время в войсках оборонявших Москву:

Чтец:

Пускай до последнего часа расплаты,

До дня торжества – недалекого дня –

И мне не дожить, как и многим ребятам,

Что были нисколько не хуже меня.

Я долю свою по-солдатски приемлю,

Ведь если бы смерть выбирать нам, друзья,

То лучше, чем смерть за родимую землю,

     И выбрать нельзя.

Ведущий:

Победа – это слово со всей силой убеждённости возникает в поэтических строчках уже в самые тяжёлые дни первых испытаний:

Чтец:

Испытало нас время свинцом и огнём.

Стали нервы железу под стать.

Победим. И вернёмся. И радость вернём.

И сумеем за все наверстать.

Неспроста к нам приходят неясные сны

Про счастливый и солнечный край.

После долгих ненастий недружной весны

Ждёт и нас ослепительный май.

Ведущий:

Как поразительное пророчество воспринимаем сегодня мы это стихотворение А. Суркова «Видно выписал писарь мне дальний билет», созданной им под Ржевом в сентябре 1942 года.

Поэзия времен войны чрезвычайно разнообразна по жанрам и стилям. Эпос, лирика, патетика, сатира, агитация, разговорно-интимная интонация, стихотворения листовки и письма в стихах, философские раздумья и лирическая исповедь – все эти средства поэзия мобилизовала для одной цели – для победы, Широко известными на фронте и в тылу стали лирические стихотворения Суркова «В землянке» и Симонова «Жди меня». Они были приняты людьми, отстаивающими свою Отчизну, как самое нужное, необходимое душе слово. Оба стихотворения стали популярными песнями.

В освобождённом Ленинграде создавались мужественные поэмы «Киров с нами» Н. Тихонова, «Февральский дневник» О. Берггольц, «Пулковский меридиан» В. Инбер. Вместе с солдатами советской армии по трудным дорогам войны прошёл герой знаменитой поэмы А. Твардовского «Василий Теркин». И поэма, и её герой навсегда остались в нашей литературе, в нашей жизни, в сознании русских людей.

Поэтическая летопись народного подвига отражает многие события тех лет и в частности один из величайших переломов войны – победу под Москвой. Солдатская ярость и ненависть стали непреодолимой преградой на пути мощного врага. Психологию этого святого солдатского чувства точно и страстно раскрывают строки из стихотворения «Полмига» поэта – фронтовика Павла Шубина:

Чтец:

Мне б только,

Вот эту гранату

Злорадно поставив на взвод,

Всадить её,

Врезать как надо

В четырежды проклятый дзот,

Чтоб стало в нём пусто и тихо,

Чтоб пылью осел он в траву…

Прожить бы мне эти полмига,

А там я всю жизнь проживу!»

Ведущий:

В таком напряжении сил, на священной подмосковной земле начиналась Победа, которая привела наших солдат в Берлин. Поэзия военного поколения раскрывает такой накал высоких человеческих чувств, такой патриотический подъём, что становится понятно, почему люди стояли на смерть под Москвой, под Сталинградом, на Курской дуге, на каждом клочке родной земли. И может быть самое поразительное в этом смысле произведение – знаменитое стихотворение А. Твардовского «Я убит подо Ржевом». В нём слово погибшего, обращение к живым. В нём вера, ненависть, страсть. В нём завещание живым.

Чтец:

Фронт горел не стихая,

Как на теле рубец.

Я убит и не знаю:

Наш ли Ржев наконец?

Удержались ли наши

Там, на среднем Дону?..

Этот месяц был страшен,

Было все на кону.

Неужели до осени

Был за ним уже дон,

И хотя бы колесами

К волге вырвался он?

Нет, неправда. Задачи

Той не выиграл враг!

Нет же, нет! А иначе

Даже мёртвому – как?

И у мертвых, безгласных,

Есть отрада одна:

Мы за Родину пали, но она – спасена.

Ведущий:

Через всю поэзию военных лет проходит тема опалённой юности.

Чтец:

Качается рожь несжатая.

Шагают бойцы по ней.

Шагаем и мы –

                девчата,

Похожие на парней.

Нет, это горят не хаты –

То юность моя в огне.

Идут по войне девчата,

Похожие на парней.

Ведущий:

О них, о юношах и девушках в солдатских шинелях с проникновенной человечностью рассказывают стихи Б. Окуджавы:

Чтец:

Ах война,

что ты сделала, подлая:

стали тихими наши дворы,

наши мальчишки головы подняли –

повзрослели они до поры,

на пороге едва помаячили

и ушли

за солдатом – солдат…

До свидания, мальчики!

                Мальчики,

постарайтесь вернуться назад.

Нет, не прячьтесь вы,

будьте высокими,

не жалейте ни пуль, ни гранит

и себя не щадите,

                и все – таки

постарайтесь вернуться назад.

Ведущий:

Молодым солдатам войны посвящены многие стихотворения Евгения Винокурова, Давида Самойлова, Юлии Друниной, Николая Старшинова, Юрия Левитанского и других поэтов, чья фронтовая юность стала потом стихами.

Василию Субботину принадлежат проникновенные и сильные слова: «мальчики сороковых годов, сверстники, певцы военного подвига. Это прекрасное поколение, к которому я принадлежу сам. Непреклонные мальчики, на чьи плечи и спины оперлась Родина. Выросшие как раз к началу войны… История, как танковая гусеница, прошла по следам нашим. Товарищи мои!».

Чтец:

Вышел мальчик

                из дому

В летний день

                в первый зной.

К миру необжитому

Повернулся спиной.

Улыбнулся разлуке,

На платформу шагнул,

К пыльным поручням

                руки,

Как слепой,

                протянул.

Невысокого роста

И в кости не широк,

Никакого геройства

Совершить он не смог,

Но с другими со всеми,

Неокрепший ещё,

Под тяжёлое время

Он подставил плечо:

Под приклад автомата,

Расщеплённый в бою,

Под бревно для наката,

Под отчизну свою.

                /А. Межиров «Защитник Москвы»/

Ведущий:

С гордостью пишет Юлия Друнина о женщинах своего поколения, о комсомолках грозных сороковых годов: «Друзья, подруги, школьницы, осаждающие райкомы комсомола, двери военкоматов были закрыты для тех, кому не исполнилось 18 – ти»:

Чтец:

С восторгом нас, девчонок, не встречали,

Нас гнал домой охрипший военком.

Так было в сорок первом

                            А медали

И прочие регалии потом…

Ведущий:

Это потом прогремели по фронтам и тылам имена Зои Космодемьянской, снайпера Людмилы Павличенко, лётчицы Жени Рудневой, отчаянной сандружинницы Кати Новиковой. В каждом полку, в каждом батальоне была своя Женя, своя Катя. Сейчас само слово «фронтовичка» звучит как награда. А тогда…:

Чтец:

Смотрю назад в продымленные дали –

Нет, не заслугой в тот зловещий год,

А высшей честью школьницы считали

Возможность умереть за свой народ…

Ведущий:

Не все из них, Солдатов России вернулись домой, многие остались лежать в подмосковных снегах, у берегов Волги, за пределами родной земли.

Военная поэзия оплакала павших солдат, с огромной силой передав боль расставания с теми, чью жизнь оборвала война. Значительное место в ряду этих произведений, занимает драматическая поэма Павла Антокольского «Сын».

Она посвящена памяти младшего лейтенанта Владимира Антокольского, павшего смертью храбрых 6 июня 1942 года.

Задачу поэмы предельно точно объясняют слова Антокольского: «Наша железная и святая обязанность – прорыдать о страданиях нашего народа, прорыдать так, чтобы услышали будущие поколения… Поэтому во весь размах должна прозвучать скорбь о погибших. Во весь рост выпрямившейся, побеждающей, предельно напряжённой души. Со всей пронзительной надеждой на победу».

Чтец:

Прощай. Поезда не приходят оттуда.

Прощай. Самолёты туда не летают.

Прощай. Никогда не сбудется чуда.

А сны только снятся нам. Снятся и тают.

Мне снится, что ты ещё малый ребёнок,

И счастлив, и ножками топчешь босыми

Ту землю, где столько лежит погребённых.

На этом кончается повесть о сыне.

Ведущий:

В том, что страна вновь и вновь вспоминает о подвиге своих сыновей, есть высокая, историческая справедливость… Мир был бы другим, если бы советские люди не выстояли, не выдержали этих 4 – х лет /так сказал К. Симонов/

На святой вере в народ, в здравый смысл прочих людей всех стран основана и наша сегодняшняя вера в мир без войны.

Мы помним прошлое. Мы ставим памятники погибшим. И один из самых величественных памятников – слово поэта.

Известный критик Андрей Турков, участник Великой Отечественной войны писал: «Горит у Кремлёвской стены вечный огонь на могиле Неизвестного солдата. Но четверть века до того, как он был зажжен, на пожелтевших страничках газет и журналов военных лет зажёгся свой, поэтический огонь, восславляющий великий подвиг русского народа. Спасибо за это поэтам!»

Использованная литература:

1.Лицом к Победе: Сборник стихотворений [Текст] /Сост. Н. К. Старшинов; Худож. А. Сергеев. – М.: Современник, 1985. – 110 с.

2.Народ – победитель [Текст] /Стихи поэтов народов СССР; Сост. Ю.Н. Спасская; Предисл. А. Туркова; Художник О. Боловинцева. – М.: Дет. лит., 1985. – 159 с., ил.

3.Свет Победы: Стихи [Текст] / Сост. В. К. Карпенко. – М.: Воениздат, 1985. – 486 с.

4.Стихи Великой Отечественной [Текст] /Серия «Школьная библиотека». – Кн. изд – во Мурманск, 1974. – 200 с.

Подготовила зав. библиотекой им. М. Горького

О. Г. Скороходова

2         425