Включить версию для слабовидящих

Читаем, рассуждаем, познаём

^Back To Top

foto1 foto2 foto3 foto4 foto5

Календарь праздников

Информер праздники сегодня

Контакты

346780 Ростовская область

г. Азов, Петровский б-р 20 

тел.(86342) 4-49-43, 4-06-15 

E-mail: This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it.

Besucherzahler
счетчик посещений

«ЧИТАЕМ, РАССУЖДАЕМ, ПОЗНАЁМ»

Краеведческая литературная композиция

Ведущий: Здравствуйте, ребята. Так уж повелось, что человек всегда любит тот край, где родил­ся. Человеку, ро­ждённому на Русском Севере, больше по нраву суровая красота приполярных просторов. Те, кому посчастливилось родиться в Сибири, не мыслят себе жизни без бескрайности её просторов. Уроженцу средней полосы России не нужно доказывать, что ми­лее берёзовых рощ, наполненных озоном сосняков и широколист­венных дубрав нет ничего милее! А разве аборигены якутской или чукотской тундры не любят свой край, кажущийся приезжему чело­веку слишком суровым и неприветливым? Южанин не представляет себе жизни без жаркого солнца, без капризного в непогоду, но такого ласкового в другие дни моря, без ярких цветов и зарослей экзотических деревьев. Одним словом, верна, наверное, русская поговорка: «Где родился - там и пригодился!» Конечно, не следует понимать её буквально: если бы было только так, а не иначе, то люди просто не путешествовали бы, не стреми­лись в необжитые края, не искали бы приключений за тридевять морей...

Первооткрыватели дальних стран в своих записках и отчётах рисуют невероятные картины неведомых доселе уголков земли. Честь им за это и хвала! Но время больших географических откры­тий уходит в прошлое. А эпоха краеведов - седобородых и опыт­ных, юных и увлечённых - продолжается! Именно краеведы помо­гают заполнить все странички в биографии земли.

География родного края... Из чего она состоит? Речки, которые тысячелетиями текут по избранному пути; горы, холмы, пригорки и береговые откосы, усложняющие рельеф местности; древние кур­ганы, отмечающие могилы наших предков, населённые пункты -разные! - и те, которые у нас перед глазами, и те, которые исчезли с географической карты...

Под словосочетанием «родной край» мы понимаем любую местность, любой насе­лённый пункт - столицу государства, не­большой райцентр или совсем крошечную деревеньку, затерявшуюся в лесах. Не бы­вает «неинтересных» мест! Бывают места, о которых мы мало знаем, которые ещё не раскрылись для своих жителей во всей сво­ей природной красоте и исторической не­ожиданности.

Наша встреча посвящена Донскому краю. И сегодня мы вспомним об истории Донского края, о его растительном и животном мире. Проходить она будет в виде викторины.

Правила для участников викторины: ведущие будут задавать вам вопросы, и давать различные задания. За каждый правильный ответ вы получите жетоны. Выигрывает команда, которая набрала большее количество жетонов.

1. «О РОДНОМ КРАЕ»

«История родного края»

Здесь мы вспомним об истории Донского края.

1. Когда предположительно произошло первое появление человека на территории теперешней Ростовской области? Варианты ответов: А- 100 лет назад , Б – 15000 лет назад, В – 350000 лет назад.

2. Как назывались первые жители Донского края? ( кочевники).

3. Чем занимались кочевники на Дону? (разведением овец, лошадей, земледелием, ловлей рыбы, разведением крупного рогатого скота).

4 Какова протяженность границ Ростовской области? А- 2280 км, Б- 50207 км, В – 103 км.

5. Назовите главную реку области? Какова её длина? (Дон, длина 1870 км.).

6. Какие полезные ископаемые имеются на территории Ростовской области? (каменный уголь, природный газ, мел, глина, песок, известняк, железная руда, поваренная соль).

7. Всем известны строки поэмы А.С.Пушкина «Руслан и Людмила»:

У лукоморья – дуб зеленый, златая цепь на дубе том…

А знаете ли вы, где находится это «лукоморье»? (Лукоморье – старинное название Таганрогского залива. Береговая северная часть его действительно своими очертаниями напоминает изогнутый лук).

8. Знаете ли вы, где на территории области «полюс» холода, а где  «полюс» жары? («Полюс» холода – станица Вешенская (-40). «Полюс» жары – село Заветное (+43)).

9. К какой природной зоне относится Донской край? (Донской край расположен в степной зоне).

10. В каких частях света расположена наша область? Где проходит граница между ними? (Наша область расположена в двух частях света: Европа и Азия. Граница между ними проходит по Кумо –Маныческой впадине).

11. Почему в песнях и сказаниях Дон часто величают «Ивановичем»? (В недалеком прошлом река вытекала из Иван – озера, в Тульской области. При Петре1 у истока возвели обводной канал, и уровень озера понизился).

12. Каким царем и за что официально была пожалована казакам река Дон? (Иваном Грозным за помощь при взятии Казани)

13. Как называли Дон в древности? (В 5 в. До н. э. назывался Амазонией, позже – Танаис)

14. Назовите известные реки нашей области. (Миус, Дон, Кагальник, Западный Маныч, Маныч, Северский Донец, Сал).

15. Откуда взялось название «Ростов – на – Дону»? (От крепости, названной в честь митрополита Дмитрия Ростовского. Крепость находилась на территории Темерника).

16. В каком городе Ростовской области Петр I предполагал основать столицу государства Российского? (В Таганроге. Здесь на Таганьем Рогу (мыс), Петр I заложил крепость, предполагая на ее месте основать столицу государства).

/С младшими детьми можно провести игру «Города Ростовской области»/.

 «Природа Донского края»

1.  Есть ли болота в Ростовской области? (Да, в низовьях Дона).

2.  Назовите ядовитые растения Ростовской области. (Лютик едкий, паслён красногорький,  болиголов обыкновенный, белена чёрная, мак снотворный).

3.  Назовите лекарственные растения Донского края. (Зверобой, ландыш, пастушья сумка, шиповник, чабрец, мать-и-мачеха, тысячелистник).

4.Перечислите основные формы охрана природы. (Заповедники, заказники, национальные парки, памятники природы, Красная книга, ботанические сады, зоопарки, питомники).

5.Что такое заповедник? (Заповедник – это территория, полностью изъятая из какой-либо хозяйственной деятельности, где ведется научно-исследовательская работа.

6.Есть ли заповедники на территории Ростовской области? На территории Ростовской области есть три заповедника «Персиановская степь», «Донской Государственный рыбный заповедник (Донское запретное рыбное пространство)», Государственный степной заповедник «Ростовский»).

7.  Расскажите о Красной книге. (Красная книга – это реестр редких и исчезающих видов животных и растений. На красных страницах – исчезающие виды, на жёлтых – редкие, на черных – исчезнувшие, а на зелёных – восстановленные виды).

8.Назовите редкие и охраняемые растения Дона. (Пион узколистный, кувшинка белоснежная, валериана лекарственная, рябчик русский, тюльпан Шренка, подорожник ланцетовидный и др.).

9.Назовите редких и охраняемых животных Донского края. (Степной орёл, пеликан розовый, журавль-красавка, дрофа, каравайка, выхухоль, гигантская вечерница и др.).

10.Где находится «свидетель» лесной мощи Дона? (В 3-х км от ст. Вёшенской находится дуб-великан 400 лет).

11.Назовите главное богатство Ростовской области? Главное богатство – плодородная почва - чернозём).

12.О каком растении Дона пишет А. Софронов:

Как будто из меди его лепестки,

И стебель свинцового цвета.

Стоит на кургане у самой реки

Цветок, не сгибаемый ветром.

(О бессмертнике. Растет он главным образом на Южных каменистых склонах, каменистых россыпях северной части области. Цветы лимонно-желтого или кирпичного цвета, жесткие, как и стебель).

13.Какое растение на Дону называют «шелковой» травой? (Ковыль).

/С младшими детьми провести игру «Суп и компот»/

Ведущий: Ребята, у нас на Дону выращивают прекрасные овощи и фрукты, которые мы с вами все любим. И сейчас приготовим суп и компот.

Дети делятся на две команды. Одна команда будет «варить суп» (называть овощи), а другая - «компот» (называть фрукты). Говорят по очереди. Выигрывает та команда, которая назвала больше слов. Вариант: играют не команды, а два человека.

 «Животный мир Дона»

1.Какой зверь спит всю зиму вниз головой? (Летучая мышь).

2.Это безобидное для человека насекомое американцы называют «драконом», а русские «чёртовой иглой», «небесными коньками». Кто же это?(Стрекоза).

3.В Европе это насекомое знают как «божью овечку или «солнечного телёнка». Как называем его мы? (Божья коровка).

4.Название этого червя происходит от атмосферного явления. Называется этот червь? (Дождевой червь).

5.  Эта весёлая красивая птица воспроизводит голоса собратьев. Она может крякать, чирикать, подобно воробью, подражать кваканью лягушки. (О скворце).

6.С.Т. Аксаков утверждал, что «это драгоценная рыба, на всё пригодная. Одним словом – это постная говядина». О какой рыбе идёт речь? (О судаке).

7.У этих насекомых всё не как у людей: поют надкрыльями, а слушают ногами. На голени передней ноги можно разглядеть беловатое пятнышко – это и есть его ухо. Как называется это насекомое? (Сверчок).

8.Это насекомое является залётной прожорливой птицей, получившей своё название из тюркского по цвету – «жёлтый, желтоватый». Кто же это? (Саранча).

9.Установлено, что этот необычный червь выделяет ферменты, способствующие рассасыванию кровяных сгустков и разрушению вредных веществ. Кто эти лекари? (Пиявки).

10.Статистика свидетельствует, что в нашей стране ежегодно на дорогах их гибнет около 10 млн., а в некоторых странах, например в Германии, вдоль автострад ставят специальные барьеры из проволоки и специальный знак, предупреждающий, что на дорогу могут выйти эти животные – амфибии. Кто именно? (Лягушки).

11.Эта рыбка семейства карповых своими повадками похожа на карася, но её тело покрыто липкой слизью, а окраска зависит от водоёма, в котором она обитает. Кто эта хитрюга? (Линь).

12.Гладенькая, скользкая, блестящая рыбка, достигающая 45 см в длину и 3-х кг весу – не рыба, а сплошной блеск и лоск. Назовите её. (Лещ).

13.Название этой рыбки, приобретённое ею за внешний вид, тождественно по значению словам «игла», «шип», «гвоздь». Назовите её. (Ёрш).

14.Своё название эта яркоокрашенная хищная рыбка, по убеждению рыбаков, не чувствительная к боли, получила за свои очень большие глаза. Промышляя мелкой рыбкой (её размеры достигают 40 см, а вес – 2 кг), она не прочь проглотить и ракообразных, икру и даже собственную молодь. (Окунь).

15.У неё устрашающий вид: она достигает 1, 5 м в длину, вся пасть этой хищницы в зубах (зубы есть даже на языке и нёбе!). Кто это? (Щука).

16.  Не случайно эта птица названа бегающей: летает плохо, так сказать, на «троечку», зато «драпает» — бегает на «пятёрку». Что это за птица? (Дрофа).

17.  Эти птицы не только летают стремительно, но и стоят на первом месте по скорости полёта среди всех птиц. Что это за птицы? (Стрижи).

18.Вертлявая, юркая, прыткая, в наших краях вполне безобидная, хищница заметно отличается от своих родственниц (особей), живущих на островах Восточной Индонезии, способных справиться даже с оленем и кабаном.(Ящерица).

19.Это традиционное животное современник мамонта. В степи обитает с древних времён, от врагов спасают быстрые ноги – скорость бега достигает 80 – 85 км/час. (Сайгак).

20.Это одна из красивейших птиц наших лесов получила своё название за красивое оперенье. Его звонкие трели преображают лес. Молодые учатся пению у старших птиц, иначе они никогда не смогут так же петь хорошо. Что это за птицы? (Щеглы).

21.Принадлежа к семейству беличьих, он прячется не в деревьях, а в земле. Однако его можно встретить не только в степи, но и в жаркой пустыне, и за Полярным кругом. (Суслик).

22.По словам А. Брэма, это «весёлая, живая, ловкая и умная птица, способная оживить ту местность, в которой водится». Кто же это? (Галка).

/С младшими ребятами провести игры /.

«Рыбалка»

На стул ставится глубокая тарелка, участники должны по очереди бросать в неё с расстояния 2-3 метров пуговицу, либо пробку от бутылки, стараясь попасть так, чтобы пуговица осталась в тарелке. Эта простая игра очень увлекает и захватывает ребят.

«Сороконожка»

Количество участников: 7—25 человек.

Правила. Игроки становятся в ряд друг за другом, и каждый держится за пояс игрока, стоящего впереди него. Ведущий дает «сороконожке» различные задания, которые она должна выполнять.

Можно проводить соревнования между несколькими «сороконожками». При этом выигрывает та команда, которая выполнит больше всех заданий, прежде чем их «сороконожка» развалится.

Примеры заданий, которые может давать ведущий «сороконожке»:

-Сороконожка поднимает все свои правые (левые) ножки.

-Сороконожка прыгает.

-Сороконожка садится (игроки должны присесть на корточки).

-Сороконожка ползет сидя (игроки передвигаются на корточках).

-Сороконожка встала и побежала.

Ведущий: Переходим ко второму этапу нашей викторины.

Как называют коренного жителя Ростовской области? (казак.)

История Подонья уводит нас в далекую древность. Временем возникновения донского казачества считают начало 16 века. Но само слово «казак» начало бытовать на Руси гораздо раньше. «Казак» означает – вольный человек, удалец. Тех, кто селился на Дону, стали именовать донскими казаками.

По обеим берегам Тихого Дона живут донские казаки. Они живут в этой суровой степи с незапамятных времен вольной, удалой жизнью.

Кто же такие казаки? Это жители Донской земли, воины. Они были смелыми и отчаянными, храбрыми наездниками, охотниками. Коня своего холили и уважали, как верного друга. Прекрасно владели саблей, луком, пикой.

Казаки жили вольной жизнью и верно стояли на защите южных границ России, и считали это важным патриотическим делом. Главными среди казаков были атаманы, которых выбирали сами казаки. У Войска Донского была своя печать и свой гимн.

2. «КАЗАКИ - НАРОД УДАЛЫЙ»

1.   Как называлась земля, на которой появилось и окрепло донское казачество? (Дикое поле)

2.   Назовите города, которые были в разное время столицами Донского казачества? (Азов, Раздоры, Черкасск, Новочеркасск)

3.   Чье прозвание «Вихорь-атаман»? (М. И. Платова)

4.   В каком городе РО установлен памятник Ермаку? (В Новочеркасске)

5.   Флаг Всевеликого Войска Донского был утвержден в 1918 году и состоял из трех полос. Назовите цвета полос. (Синий, желтый, красный)

6.   Продолжите строки Гимна казачества:

Всколыхнулся, взволновался…»

(…Православный Тихий Дон

И послушно отозвался на призыв свободы он.)

Ведущий: На Дону бытовало много пословиц и поговорок, в которых отражены неписанные законы казачьей вольницы. Предлагаем вам закончить их: (сделать на карточках и разрезать)

1.Терпи казак, …атаманом будешь

2.Где наше казачье … не пропадало

3.Была бы булава,… будет и голова

4.Казак донской  как… ерш морской

5.При войсковой булаве,… да при своей голове

6.На Дону не ткут, не прядут – …хорошо ходят

7.Секи меня сабля турецкая,… не бей боярская плеть

8.Казачьи песни слушать –… мед ложкой кушать

9.На Дону казаку… и камешек подпевает.

10.Всяк свиснет,… да не по-казацки

11.И шашка остра,… а дух сильнее

12.Где казак, …там и слава!

13.  С доброй песней и путь короче,… и жизнь слаще, и смерть легче

14.  Не всяк тот казак,… что фуражку набекрень носит

15.  Нет уз святее… товарищества

16.  Казак без коня –… сирота

17.  Слава предков …не ржавеет

18.  Кровь казачья –… не водица.

/Для младших детей «Конкурс загадок/.

1. Крепка, звонка, да отточена,

Кого поцелует, тот и с ног долой. (Сабля)

2. Летит птица крылата,

Без глаз, без крыл,

Сама свистит, сама бьёт. (Стрела)

3. Мал мужичек – костяная ручка. (Нож)

На чужой спине едет, на своей груз везёт. (Седло)

4. Шесть ног, две головы, один хвост.  (Всадник на коне)

5. Какая обувь в огне изготавливается и с ног не снимается? (Подковы)

6. Погоны желтые, шашки острые,

Пики длинные, кони борзые,

Полем едут с песнями

Искать царю чести, а себе славы! (Казаки).

«Конкурс переводчиков»

 Ведущий: Жителей Дона отличал особый диалект, и сейчас проведем викторину по словарю донского говора.

Переведите с донского диалекта на общеупотребительный русский:

1.Как на Дону называют дрофу? (Дудак).

2. … волка? (Бирюк).

3.…петуха? (Кочет).

4.  …ворону? (Карга).

5.  … судака? (Сула).

6.  …леща? (Чебак).

7.   …стрекозу? (Зинчик).

8.  …свёклу? (бурак).

Что означают слова:

1.  Горище – чердак

2.  Гутарить – говорить

3.  Гумно – место для хранения зерна

4.  Курень – дом

5.  Вечерить – ужинать

6.  Шлях – дорога

7.  Атаман – вожак

8.  Казаки – вольные люди

9.  Майдан – площадь

10.Станица – село большое

11.Хутор – село маленькое

12.Чувяки – тапки

13.Хворать – болеть

14.Цибарка – ведро

15.Завеска – фартук

16.Баз – сарай

17.Нехай – пусть

18.Ноне – сегодня

Ведущий: Назовите самый древний из существующих ныне городов  донского края. (Азов. Он основан в 1067 году).

3. ЗНАЕШЬ ЛИ ТЫ СВОЙ ГОРОД?

1.   Где находится барельеф с изображением исторической композиции «Взятие крепости Азов»? (Алексеевские ворота)

2.   Всегда ли Азов входил в состав Русского государства?

(Нет. В 13-14 в.в. Азак входил в состав Золотой Орды, в 15 веке он стал турецким городом, в 1774 вошел окончательно в состав России по Кучук-Кайнарджийскому договору).

3.   Как называли Азов другие народы в древности?(Римляне – Паниардис, Греки – Танаис, Турки – Азак, Итальянцы – Тана)

4.   Назовите самые древние исторические памятники нашего города.

(Крепостные валы, Алексеевские ворота, Пороховой погреб)

5.   У Скопина кургана начинается речка, которая в 18 веке называлась Скопинкой. Кто знает ее современное название? (Азовка)

6.   Какие музеи Азова вы знаете?

(Азовский краеведческий музей-заповедник, Пороховой погреб, музей Р. А. Самойловича, выставочный зал «Меценат»

7.   Какому деятелю русской истории установленный памятник в центре города в 2010 году? (Генералиссимусу Алексею Семеновичу Шеину)

8.   Как называют местные жители ветер, дующий с запада и нагоняющий воду в Дон? (Низовка)

9.   Одна из библиотек города носит имя юного партизана, азовчанина А. Штанько. Где она расположена? (По ул. Московской, 292)

10. Назовите улицы и переулки Азова, которые носят имена писателей и поэтов (Улицы: Пушкина, Лермонтова, Горького, Чехова, Гоголя, Мирошниченко, Цветаевой, Пришвина, Толстого, Есенина, Крылова.

Переулки: Маяковского, Ломоносова, Тургеневский, Достоевского, Кольцова, Некрасова, Островского).

11. Этот поэт благодаря песням, написанным на его стихи, известен в разных уголках России. Он почетный гражданин Азова. Кто этот поэт? (Ю. П. Ремесник)

12. Азовчане гордятся гимнами, написанными в честь 60-летия РО «Святыня Донская» (муз. И. Левина), 300-летия Российского флота «Века и мгновения Азова» (муз. М. Краснокутского).

Назовите автора этих произведений.

(В. Олефиренко)

13. Перечислите произведения различных писателей об Азове.

(Мирошниченко Г.  «Азов», «Осада Азова», Бухаревский В. «Свадьбы», Потапов В. «Факел гонца», Петров-Бирюк Д. «Степные рыцари», поэма А. Скрипова «Азовское сидение»)

14. О мужестве и героизме азовчан рассказывают книги, которые подготовлены и изданы по инициативе группы ветеранов нашего города. К 65-летию Великой Победы был выпущен 7 том. Как называются эти книги?

(«Незабываемые годы 1941-1945»)

Ведущий: В наше время краеведение преподаётся в уни­верситетах, по праву входит в число школьных дисциплин, спе­циалисты пишут книги и учебные пособия, к примеру, доноведение. А школьники получают за свои знания пятёрки (а иногда и другие оценки). Но давайте с вами отнесёмся к краеведению не как к очередному предмету из школьной программы, а как к интереснейшему занятию, которое может принести пользу не только вам, но и вашим односельчанам, друзьям, соседям...

Мир полон тайн и загадок, и совсем не обя­зательно лететь за ними на край земли: у вас прямо под рукой есть свой «край», кото­рый многие справедливо считают центром Вселенной. Он действительно «центр зем­ли» для каждого из нас: здесь мы родились, отсюда начался наш путь по планете, сюда - где бы мы ни были! - мы всегда готовы вернуться...

Удачи вам в жизни, учёбе, в открытиях новых и очень старых земель, в постижении тех больших и маленьких тайн, которыми так богата наша планета!

 

Литература:

1.   Арутюнов, Б.Г. Азов – имя знаменитое /Б.Г. Арутюнов. – Азов: Информационно – Издательский Центр Патарва, 2009. – 96с.

2.   Астапенко, М. П. История Дона и Донского казачества: Учеб. Пособие для 5-8 кл. сред. школы /М. П. Астапенко, Е. М. Астапенко. – Ростов н/Д: БАРО-ПРЕСС, 2005. – 304 с.

3.   Большой толковый словарь донского казачества: Ок.18000 слов и устойчив. словосочетаний /Ростов. гос. ун-т. – М.: ООО Русские словари; ООО Астрель, 2003. – 608 с.

4.   Детская энциклопедия. Познавательный журнал для девочек и мальчиков. – 2015. – №3.

5.   Степаненко, Л.Г. Степные загадки/Л.Г. Степаненко. – Ростов-н/Д.: ООО Багир, 2004. – 80с.

6.   Шумов, В. В. История казачества в вопросах и ответах/В. В. Шумов. – Изд.2-е, дополненное. – Ростов н/Д: ООО Ростиздат, 2004. – 240 с.

Подготовила Турунина И.Н.,

библиотекарь детского абонемента Библиотеки им. А. Штанько

2     425    facebooklarger