Включить версию для слабовидящих

Славен Дон храбростью

^Back To Top

foto1 foto2 foto3 foto4 foto5

Календарь праздников

Информер праздники сегодня

Контакты

346780 Ростовская область

г. Азов, Петровский б-р 20 

тел.(86342) 4-49-43, 4-06-15 

E-mail: This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it.

Besucherzahler
счетчик посещений

«СЛАВЕН ДОН ХРАБРОСТЬЮ»

Вечер-встреча

/В зале звучит музыка/

Библиотекарь: Добрый день дорогие гости! Дорогие друзья! Мы живем с вами в богатом славными традициями и людьми Донском крае.

Прекрасен наш край. Это о нём так взволнованно написал наш земляк- писатель М.А. Шолохов:«Родимая степь под низким донским небом! Вилюжины балок, суходолов, красноглинистых яров,ковыльный простор с затравевшим гнездоватым следом конского копыта, курганы, в мудром молчании берегущие зарытую казачью славу... Низко кланяюсь и по-сыновьи целую твою пресную землю, донская, казачьей нержавеющей кровью политая степь.»

И сегодня мы познакомимся с еще одной страничкой истории Донского края-жизнью и бытом донского  казачества. Мы узнаем о зарождении донского казачества, о правах и обычаях этихгероических людей, познакомимся с их фольклором. Итак, приглашаем вас на казачьи посиделки. На нашем празднике присутствуют: Липович Геннадий Арьевич – сотник, председатель Совета стариков станицы «Азовская. Гальчук Сергей Григорьевич – подъесаул, офицер по особым поручениям при атамане.

1 ученик:

На завалинке, в светёлке
Иль на брёвнышках каких
Собирались посиделки
Пожилых и молодых.

При лучине ли сидели                  

Иль под светлый небосвод-           

Говорили, песни пели,             

Да водили хоровод.                

Добрым чаем угощались

С мёдом, явно без конфет.

Как и нынче мы, общались-

Без общенья жизни нет.

2 ученик:

А играли как? В горелки!
Ах, горелки хороши.

Словом, эти посиделки

Были праздником души.

 Быт людей отмечен веком.

Поменялся старый мир.

Нынче все мы по "сусекам"

Личных дач, своих квартир.

 Наш досуг порою мелок,

И чего там говорить,

 Скучно жить без посиделок,

Их бы надо возродить.

3 ученик:

Если вы в "своей тарелке"
И пришли к нам не на час,
Предлагаем посиделки
Провести вот здесь тотчас,
Огонёк души не тухнет.

Дедов искренний досуг!

Отдых- это не безделки-

Время игр и новостей.

Начинаем посиделки!

Открываем посиделки!

Для друзей и для гостей!

 Импровизированная горница. Дети в казачьих костюмах занимают места в «избе»

Входят казак и казачка с караваем на рушнике

 

Казак:

Добрых гостей встречаем

Круглым пышным караваем.

Он на блюде расписном                                               

С белоснежным рушником.

Каравай мы вам подносим,

Поклоняясь, отведать просим.                              

Казачка: Жива традиция.

Жива- от поколенья старшего.

Важны обряды и слова,

Из прошлого из нашего.

И потому принять изволь,

Тот. кто пришёл на посиделки,

На этой праздничной тарелке

Из наших рук и хлеб и соль!

Обходят гостей, угощают караваем

Казак:

Дроля, гармонист, кудесник,

На вечернице в строю.

Песне, доброй русской песне

Слово первое даю.

Звучит в записи песня «Казачья» в исп. А. Розенбаума.

Ученик:

Чем дальше в будущее входим,
Тем больше прошлым дорожим,

И в старом красоту находим.

Хоть пору принадлежим.

Ученик:

Россия- мать! Тебе хвала!        .
В веках ты видела немало.

Когда б ты говорить могла,

Ты многое бы рассказала.

Ученик:

От отцовского порога,

От заветного жилья,

Вьётся, вьётся путь- дорога,                        

Золотая колея.

Ученик:

Вьётся, вьётся путь- дорога

Мимо луга, мимо лога,

Мимо сёл и городов

Больше тысячи годов...

Старый казак: Да, корни наши глубоко ухолят в прошлое. Казаки пришли на Дон очень давно. Удивительные края, нетронутые, безлюдные, дремучие леса и широкие степи. Ни одного человека не встретишь, а зверей и птиц - великое множество.

Библиотекарь: Вот как поэтично рисует картину того времени волгоградский писатель-краевед Б.С. Лащилин: "Весной степь зарастала высокими густыми травами. Не изумрудный ковер был испещрен алыми, синими, нежно-голубыми, фиолетовыми и золотисто-желтыми цветами. На солнце серебром отливали ковыли. В небе, где причудливыми громадами проплывали кучевые облака, кружили орлы и коршуны. На степном приволье паслись стада сайгаков.

На Дону и его притоках - Донце, Хопре и Медведице - держались и гнездились белоснежные красавцы-лебеди. У озер в камышах рыли ил дикие кабаны, беспокоя и пугая уток, чибисов, цапель ибесчисленное множество обитавших там куликов. В поймах непроходимой чащей стояли вековые дремучие леса. Здесь было полное раздолье зверю и птице. В густых зарослях, промышляя добычу, бродили волки, лисицы и медведи. Осенью по сеткам целыми днями сновали белки".

Старый казак: Вот в этот райский уголок и бежали от гнета помещиков вольнолюбивые люди. И всех Дон принимал, и всем находил место. Казаки селились в степи, самом боевом поле. Они строили свои городки и ставили бедные плетневые шалаши, чтобы не жалко было их бросить в случае неудачи. Городок окружай частокол и плетень из лозы, перевитый колючими ветками терновника. В то время казаки землю не пахали, хлеба не сеяли, а жили добычею. Когда не было военных походов, занимались охотой, рыболовством.                                               

Библиотекарь: Но отстаивать свое право жизнь казакам приходилось в обстановке постоянных набегов неприятелей. Военная организация жизни формировала и нравы казаков. Трусов не терпели! Храбрость признавалась высочайшей добродетелью. Об этом так говорят казачьи пословицы и поговорки: На Дону пословица не от безделья молвится. Казачьему роду нет переводу. Казак с конём и ночью и днём. Казак скорее умрёт, чем с родной земли сойдёт. Казачья   смелость порубит любую крепость. И один в поле воин, если он по-казачьи скроен. Лучше голову сложить, да казачьей чести не уронить.

Демонстрация слайдовой презентации « Быт, традиции и семейные обряды на Дону»

Выступление казака Липовича Геннадия Арьевича

Песня в записи «Сотник» в исп. М. Звездинского.

Библиотекарь: Много обычаев и обрядов у донских казаков. Это касалось и полевых работ, и семейной жизни, рождения ребёнка, также было много у казаков суеверий и поверий. Ну, а мы расскажем хотя бы о некоторых из них на посиделках. Вот, например, такие приметы:

При выпадении зуба в детском возрасте, когда ожидают, что вырастит новый, бросают его на чердак, приговаривая: «Мышка, мышка, на тебе костяной, дай мне железный».

Нож подавать другому лезвием - значит мыслить тому человеку зло.

Казаки ревностно сохраняют свои традиции и обычаи. В казачьей семье не только старики, но и женщины пользовались особым положением, уважением и почитанием. Их оберегали и защищали их честь и достоинство. Интересы женщины-казачки защищал сначала отец и брат, а затем муж и сыновья.

Слово казаку Гальчуку Сергею Григорьевичу.

Казачка: Казачки ходили в сарафанных костюмах, юбках и кофтах ("кохточка"') сшитые из ситцевой, шерстяной и шелковой ткани. Носили и нижнюю юбку ("спидницу"). Неотъемлемую часть костюма составлял запон (фартук), сшитый из полуситца (ткани из хлопчатобумажных и льняных нитей) с набивным растительным узором. Запон шьется из двух полотнищ. У пояса нижнее полотнище присборено и заложено в складки. На ногах полусапожки. На руках золотые и серебряные кольца. Костюм замужней женщины дополнял головной убор - полушалок (небольшая шаль) из шелковой набивной ткани.

В качестве украшения казачки носили янтарные бусы (монисты) под горлышко.

Для девочек и девушек шили сарафаны из ситца. Сарафанный костюм девушки отличался головным убором и прической: заплетенные косы украшались лентами, на голову мог надеваться венец или обруч.

Казак: В доме казак кладет шапку на видное место, под икону, это означает, что семья казака находится под защитой Бога и общины.

Шашка или сабля - символ полноты прав казака. Она вручалась в 17 лет и давала право обладать земельным паем. В церкви шашка обнажалась наполовину, что означало готовность казака встать на охрану веры. Сабля передавалась в семье по наследству, но если в роду не оставалось наследников, шашка ломалась и укладывалась в гроб к умершему казаку. Нагайка - такой же символ власти, как и шашка. Ее имел право носить только женатый казак, она дарилась на свадьбе отцом невесты, а затем как знак власти мужа в семье висела в хате у двери в спальню.

Звучит запись песни «рассвет перед боем» в исп. В. Васильева.

Казак: Казаки часто носили серьги в виде кольца. Серьга означала роль и место казака в роду. Единственный казак в роду носил одну серьгу в левом ухе, а единственный сын у родителей - две серьги в обоих ушах. Командир при равнении направо или налево видел, кого из казаков нужно поберечь в бою. часто таких ребят не посылали в пикеты и не пускали в бою в первых рядах или в атаку.(3вучит отрывок из поэмы В.Ходарева «Казачья любовь»).

Казачка: Женщина не имела права сидеть при казаках, лишь женщине преклонных лет это позволялось. У казаков женщина (по- казачьи - баба) ни на Круг, ни на Сход не допускались вообще. Все Придонье сверху донизу было распахано. Пахала, сеяла, жала, снопы вязала, молотила. зерно молола, хлеб пекла - все это в основном делала женщина - чернобровая осанистая донская казачка, ведь казак почти всю жизнь проводил в походе, на службе. Женщины работают в поле, а казаки при оружии лишь охраняют их. Казак всегда служил за Веру. Царя и Отечество, а казачка растила детей и создавала семейный уют. "Казак на чужбине воюет, а жена дома горюет" (воинские тяготы ложатся и на семью), "станичники казака в армию снаряжают, что в могилу провожают" (служба казачья полна реальной опасности).

Старый казак: Казак рождался воином. В семье его называли не мальчиком, а казачьим сыном. Новорожденному друзья и родственники приносили подарки только военные: патрон, стрелу, лук, пулю; дед дарил шашку или ружье. Сабля сохранялась из рода в род, переходила от отца к сыну, потом к внуку. Ее украшали золотом или серебром, вешали под образа, давали почетное место.

Трехлетние казачата уже ездили верхом по двору, а пятилетние скакали, отводя лошадь в табун.

С 17 лет казак назывался малолетка. Начинались скачки, стрельба в цель на скаку, рубка - т.е. ученье воинскому делу.

В 19 лет - приводился к присяге на верность службе.

В 21 год - зачислялся в военно-полевой разряд на 15 лет. Все 15 лет он обязан был в любую минуту стать в стремя и встретить врага с оружием в руках. Часть срока он служил "срочную" службу, т.е. вдали от дома. Иногда выпадала1 служба по 4-5 лет без побывки. Для того чтобы казак был постоянно в готовности, ежегодно проводились летние и зимние сборы в лагерях, смотры оружия, учения.

 Только в 61 год казак увольнялся "вчистую". Освобождался от всех воинских повинностей. Но привычные к воинской дисциплине и самоотречению старики считали и в эти преклонные лета "служивыми". Они не снимали с папах и картузов кокарды - знак службы - и составляли совет стариков, который помогал Атаману управлять станицей.

Казачонок: При рождении сына в казачьих семьях - он пользовался авторитетом, равным родительскому. В случае смерти родителей на старшего сына "большака", возлагалась обязанность вырастить своих младших братьев и сестер. Отцовский курень (дом) всегда доставался младшему сыну "меньшаку", в обязанности которого входило содержание и опекунство до смерти своих родителей.

Библиотекарь: До сих пор в казачьих станицах и хуторах сохраняются элементы быта, характерного для 16-18 веков. В избе, в «красном углу» обязательно висела икона. Горницы украшались салфетками, скатертями, вышитыми руками казачки. На столе всегда стояла глиняная и деревянная посуда, каравай хлеба, соль - символ богатства и достатка. Окна украшались занавесками, кружевным пологом прикрывалась и детская люлька. Пол в хате застилался ткаными дорожками, они назывались «половик».

Жизнь казаков изменяется вместе с тем, как меняется жизнь вокруг нас. Сейчас редко встретишь казака на коне, женщины-казачки ходят на работу, почти не осталось семей, где растут 7-8 детей. Но мало кто знает, что в нескольких селах Ставропольского края почти в первозданном виде сохраняется казачий быт. Здесь люди живут так, как 200 лет назад, они называются казаки-некрасовцы. После 1917 года под руководством своего атамана казака Некрасова многочисленная община уехала из России в Турцию, где обрела вторую родину, и лишь в 70-е годы XX века они смогли Вернуться в СССР, поселившись в поселке Новокумском Левокумского района и нескольких хуторах.

Казаки-некрасовцы являются старообрядцами, то есть крестятся двумя перстами, соблюдают особые религиозные обычаи. Мужчины у них не бреют бороды с момента женитьбы, а замужние женщины носят платки и никогда не показывают своих волос. Даже речь некрасовцев отличается от современной разговорной речи: они «окают» и «якают», используют особые слова, не понятные нам. К сожалению, старики уходят из жизни, а молодежь из семей некрасовцев не хочет жить по-старому, забывает язык предков. Чтобы древние традиции не вымерли совсем, фольклор некрасовцев бережно собирают ставропольские ученые-филологи и хранят в записях на современных носителях как бесценное достояние нашей культуры.

Библиотекарь: Во все времена, у всех народов, хорошая песня отражала самые сокровенные думы, мысли. Донской край испокон считался песенным краем. Песни пели и после работы, вечерами, в поле и на гулянии, и на проводах в армию, в военных походах, всегда находился среди казаков хороший песенник. Таких людей обычно уважали и любили, а в походах старались оберегать.

О песнях казаки говорили так, в своих пословицах: Казак без песен, что виноградная лоза без винограда. На Дону казаку и камушек подпевает. Веселы припевы, где казаки запели.

Звучит в записи песня «Эх, казаки» в исп. Д. Донского.

Библиотекарь: До сих пор язык казаков представляет собой особое наречие, смесь украинского и русского языка. Этот язык является составной частью южновеликорусского наречия. Интересен и самобытен казачий фольклор. С незапамятных времен сохранились и дошли до наших дней традиционные казачьи песни, игры и забавы. Непривычному слушателю покажется, что казаки поют украинские песни, но это не так. Сибирские и Уральские казаки нередко используют русский литературный язык для своего фольклора.

3вучит песня «Ой, то не вечер...»

Особого внимания заслуживают величальные песни. Их исполняли на свадьбах, на именинах, на похоронах, при проводах казака в армию. Одна из них, сложенная терскими казаками, прозвучит сейчас.

Звучит песня «Да в саду дерево цветет...»

Библиотекарь: На посиделках каждый старался блеснуть умом, и порой устраивались настоящие состязания. А может быть и на наших посиделках, устроить какое - нибудь состязание? Давайте попробуем. Сейчас я вам буду называть старые казачьи слова, а вы если знаете их современное название, назовёте его:

Раззявил (раскрыл), чувяки (тапочки), хворать (болеть), квёлый (слабый), цибарка (ведро) гутарить (говорить), кочет (петух), ошкарябать (поцарапать), батя (отец), нехай (пускай), вечерять (ужинать), завеска (фартук), бедовая (шустрая), могёт (может), буханка (булка), хлёбово (жидкая еда), баз (сарай), хата (дом).

Всем известны строки А.С.Пушкина «У Лукоморья дуб зелёный...». Где находится Лукоморье? (Лукоморье - это старинное название Таганрогского залива, береговая северная часть его действительно своим очертанием напоминает изогнутый лук.

Быт и жизнь казаков мы можем пронаблюдать и в народных пословицах: Без углов курень не строится, без пословицы речь не молвится. Одна из пословиц написана на доске, как эпиграф к нашему утреннику. Какие пословицы и поговорки донского народа знаете вы?

Казак без коня- сирота.

И шашка остра, а дух сильнее.

Где казак, там и слава.

 Не хвались в поход собираючись, а хвались с похода едучи.

С доброй песней и путь короче, и жизнь слаще, и смерть легче.

Дон тихий, а слава о нём громкая.

Казак без друзей что дуб без корней. И пр.)

Библиотекарь:  объявляет турнир знатоков половиц: А какие вы знаете пословицы и поговорки связанные с казачьей удалью? На сцену выходит творческая группа и работает со зрителями, которые или называют пословицы или поясняют их.

Либо грудь в крестах, либо голова в кустах (решился действовать)     

Казак скорее умрёт, чем с родной земди сойдёт (за родную землю бьётся до конца)

Кто пули боится, тот в казаки не годится (в опасности казаку трусить нельзя)

Донской казак честь не кинет, хоть головушка сгинет (честь ему дороже жизни)

В стремя ногой - расстанься с головой (можешь и не вернуться со службы)

Гайтан на шее, да шапка сбоку - не скоро быть смертному сроку (вера и сила - вот что даёт казаку надежду)

ЗАГАДКИ ЖИТЕЛЕЙ ДОНА:

- Крепка, звонка да отточена.

Кого поцелует, тот с ног долой, (сабля).

- На чужой спине едет, на своей груз везёт, (седло).

-  Погоны жёлтые, шашки острые,

Пики длинные, кони борзые,

Полем едут с песнями

Искать царю честь, а себе- славы! (казаки).

 - На солнышке полежал, да весь в ерик убежал, (снег весной).

 - Не казак, а с усами; о четырёх ногах, а не конь. (кот).

 - Пришли казаки без топоров, срубили избу без углов, (муравьи).

 - Лохматый казак, посерёдке кушак, по двору ходит, порядок наводит, (метла).

 - Кривой двух братцев понёс к Дону купаться.

- Пока братцы    купаются, кривой без дела валяется, (вёдра и коромысло).

Казачка:

Раз, два, три, четыре, пять, —    

Мы собрались поиграть.

Одной из самых любимых детских игр была игра в "Коршуна". Дети выбирают "коршуна" и "наседку", остальные "цыплята". Выбор осуществляется с помощью считалок:

Казак:

Прилетел издалека,

Из высока- высока,

Опустился он на баз,

Чтоб ловить цыплят у нас.

Аты- баты, ата- ты,

Этот коршун будешь ты!

Казачка: На базу цыплятки- детки

Разбежались без наседки.

Чтобы горю пособить,

Знать, тебе наседкой быть!

(Условия игры)

Передний игрок- «наседка»; остальные выстраиваются в затылок за «наседкой», взявшись за талию впередистоящего. «Коршун» роет ямку. «Наседка» ходит вокруг «коршуна» (а цыплята за ней) и припевает:

Вокруг коршуна хожу,

По три денежки ношу:

По копеечке, по совелочке...

«Коршун» перестаёт рыть. Топчется вокруг ямки, приседает, машет руками, как крыльями. Происходит диалог:

-Коршун, коршун, что ты делаешь?

-Ямку рою. Копеечку ищу.

-На что тебе копеечка?

-Иголочку купить, мешок пошить, камешки сложить. В твоих детушек кидать, чтобы после их поймать.

-Зачем?

-Чтоб ко мне в огород не лазили!

-А ты сделай плетень повыше. А нет- так лови!

«Коршун» старается поймать «цыплят», а «наседка»- преградить ему путь. «Цыплята» вслед за «наседкой» движутся цепочкой, уклоняясь от «коршуна». «Наседка» старается всё время быть лицом к «коршуну», кричит: «Кыш!». Машет руками, но хватать «коршуна» ей нельзя. Игра идёт до тех пор, пока «коршун» не переловит всех «цыплят». При разрыве «цыплята» стараются тут же восстановить цепочку.

Библиотекарь:  Какие ещё игры Донских казаков вы знаете? ("В пряжки", "Горелки", "В чехарду", "В краски", "В цыгана"..) Также проводились игры соревновательного характера: на ловкость, силу, смекалку.

Казак:

Отдохнуть пришла пора,

И сейчас без подготовки

Начинается игра

"Кто сегодня самый ловкий?"

Игра – соревнование «накинь подковку» (набросить колечки на стержень)

Библиотекарь: Девушки на посиделках вечеринках не сидели без дела. С разговорами, песнями они шили, вязали, пряли пряжу.

Казачка:

Подходите ближе, пряхи,

Пряжу тките на рубахи.

Тот, кто нить длинней спрядёт,

Вот того подарок ждёт.

Игра для девочек «Намотай нитку на веретено»

Библиотекарь: А вокруг бабушки собралась ребятня. Они заворожено слушают бабушкины сказки. Послушаем и мы.

ДЕВОЧКА В КОСТЮМЕ БАБУШКИ РАССКАЗЫВАЕТ СКАЗКУ "КАЗАК И ЛИСА" ("Край родной" хрестоматия для чтения. Стр.47-48.)

Казак:

Чтоб потешить вашу душу

И в душе оставить след,

Предлагаю спеть частушки,

Лучше этих песен нет.

ДЕВОЧКИ ИСПОЛНЯЮТ ЧАСТУШКИ:

 1. Эх, топни нога, топни правенькая,

Я плясать пойду, хоть и маленькая.

Пойду плясать по соломушке,

Раздайся, народ, по сторонушке!

2.Шире круг, шире круг

Дайте круг пошире.

Не одна иду плясать,

Нас идёт четыре.

3. Не хотела я плясать,

Стояла и стеснялася,

А гармошка заиграла,

Я не удержалася.

4.А у нас во дворе

Квакали лягушки,

А я с печи башмаком,

Думала- подружки.

5.По деревне я шла

И Ванюшку видела-

Под кустом сидел и плакал:

Курица обидела.

6. Я плясала в три ноги,

Потеряла сапоги,

Оглянулася назад:

Сапоги мои лежат.

7. Сидит ёжик на берёзе-

Белая рубашечка.

На головке сапожок,

На ноге фуражечка.

8. Если б не было воды,

 Не было б и кружки.

 Если б не было девчат,

 Кто бы пел частушки?

Библиотекарь: Казаки всегда отличались не только храбростью, но и остроумием, весельем.

Казачка:

Небылицы в лицах

Сидят в светлицах,                                                     „

Да творят насмешки.

Хотите знать какие?

А вот такие…

Шутки – диалоги:

1. (Хозяйка и Федул):

-Федул, что губы надул?

-Кафтан прожог.

-Можно зашить?

-Да иглы нет.

-А велика ли дыра?

-Один ворот остался.

2.(Хозяйка и Фома):

-Фома, что из леса не идёшь?

-Да медведя поймал!

-Так веди сюда!

-Да он не идёт!

-Так сам иди!

-Да он меня не пускает!

3. (Хозяйка и сынок):

-Сынок, сходи за водицей на речку!

-Брюхо болит!

-Сынок, иди кашу есть!

-Что ж, раз мать велит- надо идти!

Где моя большая ложка?

Итог:

(монтаж в стихах)

Ученик:

В небе будто от побелки

 Засветился млечный путь,

Отшумели посиделки

В нашей праздничной светёлке.

Где пришлось нам отдохнуть.

Ученик:

Дни общенья- счастья вехи,
Посиделкам каждый рад.

Делу время, а потехе Рады люди как- никак.

Ученик:

Мы делились новостями,
Мы старались вас развлечь.

Мы прощаемся с гостями,

Говоря: до новых встреч!

Ученик:

Не потухнет, не погаснет,
Если ты не нем, не глух,

Самый светлый, самый ясный

 Посиделок русский дух.

Ученик:

Посиделки, вечеринки,
Звёзды в праздничной выси-
Это русские картинки

Нашей жизни на Руси.

Ученик:

Жизнь такая- не иная,

Не заморская, чужая,

Это наша сторона.

Всё, что было вспоминая,

Пусть живёт страна родная

Очень русская, земная,

В мире лучшая страна!

Библиотекарь:

В моей придонской стороне

Дышу полынью в час восхода.

Не знаю как кому, а мне

Вода донская слаще мёда.

Не знаю как другой, но я

Весь- слух, весь- жадное вниманье,

 Когда услышу соловья

Возвышенное ликованье.

Осенний лес затих, замолк,

Над степью прошумели ливни,

Но соловьиный свист и щёлк

 Звучат в душе напевом дивным.

 Чуть- чуть взгрустнули небеса,

В природе ярких красок мало,

 Но радует мои глаза

Литая кисть калины алой.

Пусть облетели тополя,

Я у степной твержу криницы:

«Благословенной будь земля,

Где довелось и мне родиться!»

И заканчивая наши посиделки, хочется обратить ваше внимание на книги о казачестве. (Обзор – презентация книг о казачестве).

Библиотекарь: Спасибо всем за участие в наших посиделках. До новых встреч!

Подготовили Мишахина Л. А., Турунина И. Н.

 

 

 

2     425    facebooklarger