Включить версию для слабовидящих

Любо, братцы, любо!

^Back To Top

foto1 foto2 foto3 foto4 foto5

Календарь праздников

Информер праздники сегодня

Контакты

346780 Ростовская область

г. Азов, Петровский б-р 20 

тел.(86342) 4-49-43, 4-06-15 

E-mail: This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it.

Besucherzahler
счетчик посещений

ТУРНИР «ЛЮБО, БРАТЦЫ, ЛЮБО!»

сценарий мероприятия к Дню Донского казачества

 

Ведущий (1): Дон, земля донская, донские казаки... Произносишь эти слова и перед мысленным взором встанут ковыльные степи, Дон - батюшка, образы Ермака Платова, Разина и Булавина, и сотни других донцов, прославивших Дон и России своими деяниями. Сколько почестей воздали казакам, но сколько незаслуженной хулы излилось на их! Все прошло, века пролетели, как мгновения, но осталась память потомков неугасимая и неистребимая.

Библиотекарь: Сегодня библиотека созвала малый круг по случаю праздника - Дня донского казачества, чтобы вспомнить его славную историю, 365-летие Азовского осадного сидения. А начинается Донское казачество с Гимна. Прошу всех встать и слушать Гимна стоя, как испокон веков велось на Дону.

/Гимн «Всколыхнулся, взволновался» /

Прошу садиться.

Чтец (2):

Гербов немало есть на свете...

Но ты, наш раненый олень,

Напомнил, что твои мы дети,

Пронзен стрелой наш прошлый день.

Да нам досталась доля злая:

Стрела в нас накрепко вошла,

Но даже мучаясь, страдая,

В свои мы верили дела.

Олень войдет в родное поле

 Живой отведая травы

И станет сильным на приволье -

Хулы превыше и молвы

И если нам легенде верить,

Богиня, давние дела,

Любимца обратила в зверя,

И тем от гибели спасла...

По следу шли собаки злые,

 /Уж это, без сомненья, быль/

И в годы страшные России

Укрыл презренного ковыль.

О Герб наш, ты наш. посох зрячий!

Кровоточит вчерашний день,

Но собирает круг казачий

Бессмертный Атаман — Олень.

Ведущий (2): Славное было Войско Казачье. На далеких дозорах, в пустынях и в дебрях, на заставах и постах проходили казачьи кони, охраняя Россию. От тихих вод Дона до всех уголков земли русской шли казаки служить службу царскую. Славное было казачество. Звонко лилась казачья песня в хуторах и станицах, по всей земле казачьей... Верно стояли казаки на страже России и Веры Православной, строго держась заветов старины.

А там, в самом сердце Земли Казачьей, протекал Тихий Дон.

Звучат песни: «Тихий Дон, наш батюшка»; «На устье Дона Тихого»; «За лесом солнце воссияло»

Ведущий (3): Тихий Дон. Издревле гордо несет он свои воды по широким просторам полей к Сурожскому, а ныне Азовскому морю, омывая берега Крыма с востока. Воды его соприкасаются Черным морем. Занавес веков скрывает от нас судьбы миллионов людей, связавших свои жизни с этими землями и морями. Сколько казаков сложило свои смелые головы в донских степях и по берегам Дона, сколько лежит их на дне Азовского и Черного морей, не знает никто. Неустанные войны и кровавые сражении шли здесь из года в год, изо дня в день. Здесь жили тревожной боевой жизнью, не зная покоя. Отсюда выходили герои, удивлявшие весь мир своими подвигами.

Ведущий (4): Первоначально имя казаков трактовалось древними греками как коссахи. В античную эпоху оно неоднократно встречается в танаистских надписях, а греческое начертание - касакос - сохранилось до X века. Позже в русских летописях оно стало звучать на общекавказский лад - касаги, касоги, казяги. Коссаги по скифски означает белые сахи или саки (олени). Олень был темным знаком могучего племени саков. Начертание оленя, раненного стрелой, сохранилось до наших времен и стало казачьим символом с древнейших времен.

Ведущий (5): Любили казаки свои земли, свои реки, хутора и станицы. И куда бы казака ни забросила служба, всегда грустил о своей сторонке, всегда слал ей свой сыновний привет. Ибо таков был уклад жизни казачьей - свое люби, цени и защищай.

Казаки были не только ратной силой. Была в них сила духа, сила спайки, товарищества, основанная на глубоком вековом понятии христианства, на верности и боевой честности. В самые страшные моменты великой российской трагедии казаки пошли по зову Правды и Чести. На казачьих землях происходила кровавая схватка Правды со Злом, и казаки принимали в ней самое деятельное участие.

Ведущий (1): Давно это было. Но не выросла трава забвения на казачьих могилах, пока помнят о подвигах казаков, пока память в книгах живет.

- Скажите, может ли один вооруженный воин устоять против 40 хорошо вооруженных, да еще и победить?

- Простой воин - нет, а вот донской казак - может. Не поверите? Тогда послушайте правду, похожую на легенду, но именно так все и было.

Ведущий (2): Золотыми  буквами  вписаны  в  военную  историю  России  и Дона подвиги, свершенные более 365 лет назад в легендарном Азовском «осадном сидении» Азов...

Теперь небольшой городок в устье Дона, некогда он был сильной турецкой крепостью, вокруг которой многие столетия велась ожесточенная борьба между Россией и Блистательной Портой, как гордо именовали Турцию ее правители.

Как любимое дитя лелеяли и берегли турецкие султаны Азовскую крепость, из года в год укрепляли ее и без того мощные фортификационные сооружения. Далеко выдвинутая на север Османской империи, крепость позволяла держать в узде крымских и ногайских татар и обеспечивала становление власти султана над степными просторами Дона и Северного Кавказа. Большое место отводилось Азову в стратегических планах турок по захвату земель по Дону, Волге и Кавказу, в намерении восстановить под своей властью Казанское и Архангельское ханства, сокрушенные русскими при Иване Грозном.

Чтец (3):

В кургузом сюртуке и с зонтиком в руках,

Потомок тех донцов, которые в челнах

Носилися у стен богатого Азова,

Брожу, задумчив я, по рвам и по валам,

Взывая мыслию к прошедшим временам.

Кругом безмолвно все: ничто не скажет слова

О тех, кого уж нет, кто кровию своей

Когда-то обогрял и туки сих полей,

И рвы глубокие, и гордые твердыни.

Их нет давно, все спит безмолвием пустыни!

Лишь ты, о слава, ты, в преданиях своих

Неумирающих, ты не забыла их!

А. Леонов «Азов»

Ведущий (5): Казачья песня сохранила яркую характеристику турецкого Азова. «В том Азове кили поганские люди, и исходили все Российское государство и окраинные породы... православных христиан под меч подклоняли, и в плен брали, порабощали... Лестию превращали в свою бусурманскую веру, а иных на море продавали в великую неволю на каторги. И церковь божию они многожды разоряли...»

Ведущий (4): Острой занозой сидел Азов в казачьем сердце. Азов мешал казакам нормально жить и развиваться, надо было выдернуть эту занозу из сердца земли донской. Казаки несколько раз подступали к Азову, несколько раз штурмовали его неприступные стены и башни, всякий раз откатываясь с потерями назад. Однако, намерение покончить с Азовом у донцов оставалось твердым: они ждали только удобного случая. И он приспел...

Ведущий (5): Весной 1637 года султан Мурад IV решил с помощью крымского хана нанести удар по Ирану, с которым Турция вела затяжную войну. Удачной войной против Ирана султан надеялся потушить народное недовольство в самой Османской империи. Против иранского шаха султан бросил свои лучшие войска и привлек вассалов. Мурад IV понимал, что донцы, давно жаждавшие захватить Азов, постараются воспользоваться моментом, чтобы осуществить свою мечту. Однако, он и в мыслях не допускал, что «неверные» возьмут Азов. Но и осада той крепости не входила в планы «светоча ислама», поэтому он послал к царю Михаилу Федоровичу Фому Кантакузина - опытного и многознающего дипломата. Основной задачей посла было дипломатическим путем добиться отвода угрозы казачьего нападения на Азов.

/ Звучит музыка «У излучины Дона» /

Ведущий (1): А на Дону тем временем шла активная подготовка к походу на Азов. Решение об том походе казаки приняли на кругу в январе 1637 года. Весной следующего года в Монастырский городок, расположенный между Аксаем и Черкасском и бывший тогда Главным Войском, со всех концов земли донской стали стекаться казаки, русские торговые люди, бобыли. Всего набралось 4,5 тысячи бойцов.

21 апреля 1637 года на майдане Монастырского городка, у часовни, состоялся большой казачий круг. Почти единогласно походным атаманом избрали известного вожака Михаила Татаринова. Из Монастырского под Азов пробрались казачьи охотники - разведчики, захватили «языков» и выяснили обстановку крепости.

Ведущий (2): Походный атаман разделил казачье войско на четыре полка, в каждом из которых казаки выбрали полковников и есаулов. В тот же день казачья пехота на судах, а конница бегом подошли к Азову и осадили его. К удивлению турок, казаки повели правильную осаду. Они вырыли вокруг Азова рвы, соорудили насыпи, позволявшие метать в осажденных камни и стрелять из пушек. И потянулись дни осады, более месяца не приводя к зримому успеху.

Ведущий (3): Осада продолжалась, но турки не поддавались, отбивая все приступы казаков. Мало -помалу у донцов стала ощущаться нехватка пороха и свинца, поэтому более тем, кстати, оказалось «государево жалование», с которым в конце мая на Дон прибыл царский посол Степан Чириков, который привез порох, ядра, ружья, тут же пущенные казаками дело.

Понимая, что крепость трудно будет взять приступом, казаки решили подвести под стену подкоп и, взорвав его, ворваться в город. С высоты крепостных стен, вверенные в неприступности Азова, турки посмеивались над казаками, не подозревая, что подкоп приближается к стенам города.

Ведущий (4): 18 июня 1637 года на рассвете окрестности Азова огласил мощный взрыв. Когда рассеялись дым и пыль, в целостной стене зиял огромный провал, куда густой разноцветной человеческой лентой устремились казаки, стреляя на ходу и размахивая саблями и ножами. На улицах крепости разгорелись кровопролитные бои лившиеся три дня. Турки сражались с отчаянием обреченных, отстаивая каждый дом, торговые лавки, стреляя с крыш и из подворотен. Особенно тяжело пришлось казакам при штурме каменных башен, где укрепились янычары. В одной из них турки продержались еще две недели: казаки взяли башню, когда пал последний ее защитник. Наконец, бои затихли, Азов пал. Казаки освободили 2тысячи пленных, сидевших в подвалах: часть, из них поблагодарив освободителей, ушла в родные места, другие остались помогать казакам в ремонте стен города.

исп. «Хвалебную»

Чтец (5): Как написано в «Сказочной повести об Азове», обороняя крепость, казаки часто совершали дерзкие вылазки в лагерь турок. В одной из таких вылазок есаул Зыбин с товарищами вошел в шатер, где спали четверо пашей, заорал / знамен, а среди них было самое большое знамя - знамя Гусейна-паши, забрали казаки и золотые сосуды. Потом казаки увидели шатер крымского хана Старчия, они закололи часовых и убили хана. Вернулись казаки в город, положили перед атаманом свою добычу: знамена да дорогие украшения. «Ловкая у тебя, брат Иван, вылазка вышла», - одобрили казаки.

А вскоре турецкая конница в бою захватила есаула и двух казаков. Паша опрашивал пленных, укоряя их в убийстве хана. А потом привязал есаула к хвосту горячего коня и стал гонять по полю. Один из казаков убил коня, и разбитое тело взяли в город. После прощания растерзанное тело было предано земле.

В 19 веке в Монастырском урочище, где хоронили казаки своих товарищей, было остановлена часовня. Вокруг часовни высажены константинопольские розы и Азовский цветок - сирень. И теперь, зная это сказание о мужестве и храбрости Донского казака Ивана Зыбина, вы, глядя на цветущую сиреневую веточку, помяните его добрым словом.

Чтец (4):

Русь помнит те былые годы,

Когда свой гибельный удар,

Сын дикой степи и свободы,

Бросал ваш предок на татар;

Когда от Дона до Урала

И вдоль Днепровских берегов

Внезапной молнией сверкала

Казачья сабля меж врагов,

И помнит Русь тот день великий,

Когда бесстрашный богатырь

К подножью Грозного владыки

Поверг обширную Сибирь;

И подвиг дивный и кровавый,

Которым в летопись веков

На память вечную и славу

Внесен разрушенный Азов.

Чтец (1):

Привык казак к огню и бою,

Ему не страшно по реке

В глухую полночь под грозою

Пуститься в легком челноке,

Подкрасться к вражескому стану,

Канату судна отрубить

И из — под носа оттомана

Его спокойно уводить

Схватить язык, открыть дороги

В лесах, болотах и горах,

И в неприятельских шатрах

Наделать шуму и тревоги,

Иль, подбоченясь молодцом,

На скакуне своем степном,

Скрываясь в поле под туманом,

В руке с губительным арканом

Врага беспечного открыть

И вдруг — с коня его схватить,

Войны, испытанные дети,

Русь помнит ваши имена!

Недаром славою столетий

Покрыты Дона знамена!

Ведущий (1): Захватив Азов, казаки начали обустраиваться, решив превратить город в свою столицу - Главное Войско. Пролом в городской стене быстро заделали греки, занятые казаками. Около трехсот разнокалиберных пушек, находившихся в распоряжении казаков, были установлены на крепостных стенах. Но тревожило почти полное отсутствие пороха, израсходованного при взрыве стены, а также явная нехватка продовольствия. Однако, радость великой победы перевешивала все неприятное, и жизнь в новой казачьей столице постепенно налаживалась: шла служба в церкви Иоанна Предтечи, казачья разведка надежно охраняла окрестности, на торговой площади Азова развернулась бойкая торговля захваченным в городе добром.

/ звучит музыка / «Казачий Дон»

Ведущий (2): Взятие казаками азовской твердыни имело огромные последствия для Дона и России. Первым и важнейшим его результатом было прекращение в 1638 году татарских набегов на Русь. Захват Азова отразился и на судьбе ногайских татар: введенные с родных мест крымским ханом, ногаи в первые годы после падения азовской крепости стали возвращаться в донские степи.

Занятый войной с Ираном, султан Мурад IV не мог пока начать активные военные действия против казаков, укрепившихся в Азове, но приказал крымскому хану вернуть азовскую крепость ему. И вассал султана, хан, начал действовать...

Ведущий (5): 19 апреля 1638 года на подступах к Азову появилось крымское посольство, встретившись казачьими атаманами, татары решительно и нагло потребовали очистить город. «Не токмо, что город дать вашему царю, а мы не дадим с городовой стены и одного камня снять вашему царю,- спокойно и уверенно отвечали атаманы, нешто будут наши головы так же будут валяться около города, тат топеря ваши басурманские головы валяются, тогда нешто ваш город Азов будет». Крымские послы с достоинством и неспешно удалились.

Понимая, что турки и татары на этом не успокоятся, казаки начали готовиться к долговременной осаде и обороне. К лету 1638 года они усилили прежние крепостные вооружения города, накопив запасы ядер, пороха, свинца и продовольствия. Постепенно восполнялись людские потери, благодаря подходу русских людей из окраинных городов Московии, а также прибытию казаков из Запорожья. Под стенами крепости шла бойкая торговля: боясь замаскировавшихся под торговцев лазутчиков неприятеля, казаки запретили торговлю в городе.

Ведущий (4): В разгар подготовки нападения турок на Азов неожиданно умер султан Мурад V.

Новый султан Ибрагим 1 продолжил политику покойного брата. С января по май 641 года по всей Османской империи, особенно в пограничных с Азовом городах, ша лихорадочная подготовка к грандиозной по масштабу экспедиции с целью взятия азовской твердыни.

7 июня 1641 года тяжелой поступью уверенных в победе людей огромные массы турок, татар, немцев, валахов, венгров и представителей других покоренных народов ходивших в состав султанской армии, подошли к Азову. Началась беспримерная эпопея, названная историками и литераторами Азовским «осадным сидением».

Чтец (3):

Вы узнали нашу лаву,

Наш казачий дружный гик

И вспомнили отраву

Смертоносных наших пик.

Отчего ж вы, басурманы,

Не обернетесь лицом?

Отчего ж вы ятаганы

Не ударите с копьем?

Оттого, что наши деды

Вам твердят про казаков,

И про наши встарь победы,

И про старый наш Азов.

Ведущий (5): Готовясь к обороне, казаки, кроме укрепления стен, башен и бастионов, приготовили туркам сюрпризы в виде ям-ловушек и подкопов, которые должны были работать в решающие моменты штурма.

Обложив город, плотным кольцом и не сомневаясь в своей быстрой победе, турки послали к казакам «переговорщиков» с предложением сдаться на условиях свободного выхода из города. Казаки ответили отказам, простым и незатейливым по норме, но решительным по существу. Турецкие послы ни с чем вернулись в свой лагерь.

Чтец (4):

Господи! Сегодня к Твоему подножью

Прошепчу молитвы тихие слова:

Сатана давно бы смог нас уничтожить,

Кабы не святая сила Покрова.

Пред иконой темной на коленях стоя,

Я в ночной звенящей голубой тиши

Древнего Азова помяну героев,

За покой их гордой помолюсь души.

Господи - Иисусе! Всем, что в битвах пали,

Что с нечистой силой полегли в борьбе,

Отпусти их вины. Утоли печали,

Утоли их раны. Допусти к Себе.

Помяни нас в Небе, Пресвятая Дева,

Перед Богом снова вспомни казаков,

Что в молитвах теплых и степных напевах,

В рук делах суетных — помнят Твой Покров.

Более наш Великий! В темноте столетий

Нам светила вера в правоту Твою,

И мы твердо знаем — будем мы, что дети,

Под Твоим Покровом у Тебя в Раю.

Поляков П. С. «Молитва на Покров»

 

Ведущий (1): 24 июня на рассвете начался интенсивный обстрел города из мощных штурмовых орудий. Затем волна за волной на крепостные стены полезли янычары, исступленно крича: « Алла! Алла!». Почти сразу туркам удалось захватить часть Азова. Однако, тут же сработало сразу несколько мин-ловушек, и казаки яростной контратакой дымили деморализованного взрывами врага из только что занятого ими места.

Ведущий (2): Положение осажденных в Азове казаков было тяжелым. Город дымился от пожаров, возникших в результате ожесточенных турецких бомбардировок, большая часть зданий была разрушена. На строгом учете находились оружие, порох и продовольствие.

Особенно страдали от недоедания дети, их желтые бескровные лица тоскливые взоры и мольбы о еде заставляли сжиматься от боли и страданий окаменелые, казалось, сердца казаков. И еще упорней и яростней сражались донцы на стенах крепости с напиравшим врагом.

/звучит музыка / «Не кружись моя буйная головушка»

Библиотекарь: Много казаков погибло, защищая крепость. Погиб и предводитель казаков главный донской атаман Михаил Иванович Татаринов. Думал ли Михаил Татаринов что его жизнь мог оборвать какой - то мулла, и как раз в тот момент, когда атаман так был нужен войску. Безутешно рыдала на его груди дочь Варвара, которая тоже находилась в крепости.

О судьбе донской казачки Варвары Татариновой наш следующий рассказ.

Чтец (1): Ночью вышла Варвара с двумя казаками на вылазку в стан врага, чтобы отомстить за гибель отца своего. Но была взята в плен. И вот стоит она в шатре Гусейн - паши. У нее спокойный взгляд, ясное лицо. Гусейн - паша не может понять зачем эта красивая женщина оказалась здесь.

/ Монолог Варвары и Гусейн — паши /

Гусейн - паша: Ты христианка?

Варвара:      Да! Я христианка!

Гусейн - паша: Если хочешь сохранить себе жизнь, ты должна стать

мусульманкой!

Варвара:      Нет, этого не будет!

Гусейн - паша: Если ты будешь упрямиться, то умрешь в страшных мучениях.

Варвара:      Умру, но магометанства вашего ни за что не приму.

Чтец: Мужественно выносила Варвара все мучительные пытки и отвергала все увещевания. Варвара даже ни разу не застонала. И, наконец, ничего не добившись, Варвару казнили.

Ведущий (3): Наконец турки соорудили грандиозный вал и, установив на нем мощные пушки, стали беспрерывно обстреливать крепость. Зловещее зарево пожаров повисло над дымящимся Азовом. В эти страшные дни обстрелов и штурмов все защитники городе сидели без деда. На стены шли все, кто в состоянии был держать в руках оружие; раненые и больные в изнеможении опускались у полуразрушенных зубцов крепостной стены, готовясь свалить хоть одного противника, прежде чем самому спустить дух. Усталые, оборванные и обожженные казаки не теряли присутствия духа. Поправляя окровавленные повязки, с глазами, горевшими неукротимым огнем, казаки занимали свои боевые места, готовясь к схватке.

Женщины и дети ухаживали за ранеными, подносили бойцам пищу и боеприпасы, тушили пожары, участвовали в земляных работах. Многие жены казаков наравне с мужьями стояли на крепостных стенах, поливая турок и татар горячей смолой и кипятком.

Чтец-казак:

Эту землю снова и снова

Поливала горячая кровь.

Ты стояла на башне Азова

Меж встречающих смерть казаков.

И на ранней заре, средь тумана,

Как молитва звучали слова:

За Христа, за святого Ивана,

За казачий престол Покрова

Чтец-казачка:

За свободу родную, как ветер,

За простую степную любовь,

И за всех православных на свете,

И за свой прародительский кров.

Чтец-казак:

Не смолкало церковное пенье;

Бушевал за спиною пожар;

Со стены ты кидала каменья

В недалеких уже янычар

И хлестала кипящей смолою,

Обжигаясь сама и крича...

Дикий ветер гулял над тобою

И по-братски касался плеча:

За святого Ивана, за волю,

За казачью любовь навсегда!..

Отступала, бежала по полю

И тонула на взморье орда.

 Н. Туроверов «Азов»

Ведущий (4): Шестнадцать суток днем и ночью грохотала турецкая артиллерия, посылая смертоносные снаряды в крепость, заставляя казаков зарываться в землю. Одновременно с обстрелом турки повели несколько подкопов к крепостным стенам, но казаки, угадав намерение врага, рыли навстречу свои подкопы, взрывая турок...

Мрачную картину разрушений и опустошений являл собой Азов к началу осени 1641 года. Местами почти до основания были разрушены крепостные стены, рухнули от беспощадной канонады старинные башни. Центральным участком обороны к тому времени стал «четвертый земляной городок».

Атаки следовали одна за другой; турки изматывали казаков, которые вынуждены были без отдыха отражать яростные штурмы османов, неизменно выходя победителями из многочисленных схваток на стенах города.

Тогда Гуссейн-паша снова предложил казакам крупный денежный выкуп за оставление Азова, но донцы ответили отказом. Не взяли они и денег за возвращение туркам их убитых военачальников, заявив, что им, казакам, не дороги деньги, а дорога слава воинская...

Монолог Турьяна и атамана из книги Дмитрия Перова (Бирюка) «Степные рыцари»

К атаману подошел Гурьян.

Гурьян: - Атаман, гляжу я на турок и думаю, что они что-то замышляют. Глянь, с лопатами пошли...

Атаман: - Подкопы под крепость ведут. Не иначе как... Плохо нам придется.

Гурьян: - Надо бы упредить. Подорвать их подкопы.

Атаман: - Правильно /мотнул головой атаман/. Толково сказал. Но как узнать, где они подкапывают, чтобы им навстречу прорыть бы подкопы да подорвать их, а?.. Кто бы о том сказал? Ведь шпионов во вражеском стане у нас нет.

Гурьян: - Пошли меня, атаман, к турчанам. Я у них обо всем разведаю.

Атаман: - О! Правду кажешь, тебя послать бы, а? Более нет никого подходящего. Ты ж сам что турчанин; и мать у тебя туркеня. Никто в тебе не опознает русского. Послужи, Гурьяшка, нашему делу. Может быть, ты выведаешь все, что нам нужно, и благополучно развернешься в крепость. Упасешь всех нас от беды...А ежели, к тому...

Гурьян: - Убьют? Так я смерти не боюсь.

Атаман: - Все может быть. Память о тебе в Войске Донском останется тогда большая. Для тебя, должно, сподручнее было б пойти к туркам вдвоем? Может, подыскать товарища тебе?

Гурьян: - Нет. Один пойду.

Атаман: - Ну, господь тебя благослови (перекрестил его атаман).

Ведущий (4): …Сентябрь подходил к концу, а за ним наступили холода. В турецком лагере снова начались раздоры и распри. А Гуссейн-паша, страшась за свою жизнь, упорно гнал на стены города спешенных татар, но те так же упорно отказывались лезть на верную гибель, исступленно повторяя: «Не городоимцы мы!». Крымский хан дерзко говорил с главнокомандующим, припоминая ему бессмысленную гибель своей гвардии в начале в начале лета и грозя уйти из-под Азова, потому что в его владения вторглись польско-литовские войска и забрали большой полон. Гуссейн-Дели тут же отправил султану жалобу на строптивого хана, надеясь, что часть вины за неудачу под Азовом падет на него.

Наступило 26 сентября 1641 года. Азов стоял разрушенный, но грозный и неприступный. Казаки собрали круг и решили, что держаться уже нет сил и необходимо совершить ночную вылазку в турецкий лагерь, чтобы пробиться к Черкасску. Темной ночью казачьи сотни одна за другой двинулись на турок, но турецкий лагерь был пуст, враг покинул его...

/Звучит музыка «Дону-батюшке»/

Чтец (2):

Сто дней уж длится осада,

И приступ последний отбит.

Одна казаку лишь отрада -

Казачий Азов устоит.

Легла казаков половина

В стодневных неравных боях,

И ночь была мглистой и длинной

Но не было ночи в сердцах.

Молились, сменили рубахи

И с шашками в пешем строю

Из крепости вышли рубаки —

Молитву Пречистой поют.

Идут на последнюю битву

Со славой в бою умереть,

С казачьею честью, с молитвой

Принять неизбежную Смерть.

Чтец (2):

Пришли в укрепление турок,

Все было в объятиях сна,

И шаг осторожный был гулок,

Разлита была тишина.

И вот оно чудное чудо:

Турецкое войско ушло.

И степь пред Азовом, как блюдо,

И солнце над нею взошло.

А турки, черкесы, татары

В кипчакские степи ушли,

Не били в тарелки, литавры,

Лишь ветры следы их мели.

Пречистая всех защитила

Простерла Небесный Покров

И турок несметная сила

Смотрела со страхом с судов.

Н.Н.Евсеев«Азовское сидение»

Ведущий (4): Оставшиеся в живых турецкие военачальники были преданы суду и наказаны, турецкие государственные деятели недоумевали: «Как отсиделись такие малые люди от множества людей?». И не только отсиделись, но и победили, нанеся турецкой армии огромный урон.

Однако, донцы понимали. Что весной будущего года турки с новыми силами подступят к Азову. В Москве, обрисовав положение в Азове, израненном, но не покоренном, казаки предложили царю: «Государь! Мы взяли Азов своею кровию, возьми от нас этот город себе в вотчину». Царя и бояр пугала перспектива затяжной войны с Турцией. Решено было оставить Азов...

27 апреля 1642 года бояре передали атаману Науму Васильеву приказ покинуть Азов. 23 мая царская грамота с этим приказом была зачитана на казачьем кругу в Азове, после чего казаки со слезами на глазах и с болью душевной покинули город. Вскоре в устье Дона вошли турецкие корабли с войском...

Азовская военная эпопея, воспетая в многочисленных исторических и литературных произведениях, навсегда вошла в историю России, навечно оставшись в памяти потомков, ибо мужество и героизм обладают удивительным свойством не исчезать в потоке быстро летящего времени.

Библиотекарь: В древности говорили: «Каждое дерево сильно своими корнями, отруби их и дерево погибнет». Для нас корни - это наша история, вот почему мы снова и снова обращаемся к своей истории, к своим корням. Ведь народ, не знающий своей истории, обречен на исчезновение с лица Земли.

Ребята! Я надеюсь, что вы всегда будете помнить и гордиться тем, что родились живете на славной Донской земле и будете чтить память Донских казаков.

Ведущий (2): Мы, живущие на заветной земле, у святого батюшки Дона, будем чтить, изучать и с почтением относиться к славному прошлому земли родной, помогать возрождению святых заветов, высокой культуры прадедов наших, дабы и впредь сиял истинно казачий девиз: «Мы были! Мы есть! Мы будем!»

Чтец-казак:

Мне любо лишь Войско мое Всевеликое,

Где равны мы всякому всяк!

В душе моей пламя разгульное, дикое:

Я с Дона природный казак!

Мой Дон независимой Славной Державою

Я видел, и видеть хочу!

За войско Донское могучею лавою

Плечом станем с братом к плечу!

И Войска Законы, его Основные,

Я свято и верно блюду!

За них, за народ, за степи Донские

Я в бой, на бояся, пойду!

Я верю, что Вольным, как издревле, будет

Великий Кормилец наш Дон,

И вечным девизом Казачества будет

Мой клич: «Воля. Правда. Закон!».

И с верою в будущность Дона родного

Я крепкую клятву даю

Ватаге Сарыни приволья Донского:

Быть с ней — на пиру и в бою!

Я— сын Всевеликого Войска Донского,

И честью казачьей клянусь:

Для блага Отечества - Дона Родного,

Ни смерти, ни мук не боюсь.

Библиотекарь: Ребята, настоящий, а не показной уровень культуры отдельного человека и всего народа в целом можно понять, познакомившись с его бытом и нравами. Быть и нравы меняются под воздействием внешних условий или изменений внутреннего характера в жизни людей. В прошлом учебном году мы изучали быт и нравы казаков в XVIII веке. Сегодня мы увидим, какие черты изменились, а какие остались прежними. Изменения в положении казаков в XVIII в. привели к быстрому преобразованию быта. По мнению В.Д. Сухорукова, со взятием Азова и запретом казакам предпринимать морские и сухопутные набеги, их природная «деятельность», «не находя для себя ниши в немногих военных занятиях вне жилищ, обратилась на "житейский круг"». Речь идет о том, что казакам пришлось отказаться от походов за «зипунами», теперь они выходили в походы только по указу императоров, а чаще — императриц (вспомните дворцовые перевороты — эпоху правления «дам и детей»). О том, как эти обстоятельства изменили быт и нравы донских казаков, вам будут сообщать в ходе урока мои помощники.

Ведущий: Совершенно по-новому показаны историками семейные отношения. Церковное венчание стало обязательным, и нельзя было, как раньше, на круге, развестись с женой. О том, что браки все еще заключались многократно, свидетельствует грамота Елизаветы Петровны от 1745 г., в которой казакам запрещалось жениться более 4 раз.

Свадебный обряд усложнился. Е. Кательников называет свадебные чины: дружка (распорядитель от жениха), полудружья (помощники), свахи, повозника (управляющего запряженными в повозку лошадьми), храброго наезда (отряда верховых казаков, сопровождающего жениха в пути за невестой и «от венца»). Все они известны и сейчас. Собственно казачьим явлением является определение «храбрый наезд», хотя традиция сопровождения жениха верхом на конях известна по записям русского (XVI в.) и украинского (XVII в.) обрядов.

В.Д. Сухорукое в очерке «Общежитие донских казаков в XVII и XVIII столетиях» описал обычаи, связанные с рождением ребенка: о пребывании матери и ребенка вне дома до 40 дней (явление, характерное для горцев Кавказа), одаривание младенца оружием «на зубок», о постриженах его на 40-й день (когда... мать, взяв в церкви очистительную молитву, возвращалась с ребенком домой, отец «опоясывал» его саблей, сажал на лошадь, подстригал ножницами волосы в кружок и, возвращая сына матери, поздравлял ее «с казаком»). О древности этого обычая говорит упоминание в Лаврентьевской летописи о пострижении князем сидящего на коне маленького сына. О даровании храбрости казаку молились Иоанну-воину, приводя мальчика (у которого прорезались зубы) на молебен в церковь. По словам В.Д. Сухорукова, и «трехлетние уже сами ездили на лошадях по двору, а в пять лет бесстрашно скакали по улицам и участвовали в детских маневрах ».

Библиотекарь: Казак воспитывался как воин, и сейчас вы познакомитесь с воинским обучением ка­зака.

Ведущий (2): Мальчики до 15 лет не показывались в переписях. Юноши проводили время, упраж­няясь в стрельбе из лука или ружья, джигитовке, участвовали в охоте. С 17 лет они именовались малолетками и готовились к службе, в 19 лет зачислялись в служилые казаки. Войсковой атаман проводил смотр, на котором оценивались навыки, обмундирование и вооружение. По указу от 31 декабря 1765 г. от казаков требовалось, чтобы «на всякий случай потребное по их обряду оружие, лошадей и прочее исправно имели».

Проводились своеобразные сборы: в течение двух недель или месяца юноши упражнялись в верховой езде, стрельбе на скаку, джигитовке, бое плетьми, переплывали в полном вооружении реку. Лучшие получали поощрительные призы — оружие, уздечку и др. За это время молодежь проходила испытание и в итоге переходила в другую возрастную группу. Поэтому подобные смотры могут быть приравнены к древним ритуалам посвящения в новых организационных условиях.

Библиотекарь: Послушайте рассказ о донском праздничном календаре.

Ведущий (2): Из календарных праздников в XVIII веке отличались преимущественно связанные с церковным календарем — зимние Святки (т.е. праздники) — от Рождества до Богоявления (Крещения); завершающая зимний период Масленица или сырная неделя (последняя перед Великим постом); из летних — Троица (50-й день после Пасхи). Объединяющим началом всех праздников на Дону был их общинный характер. Группы станичников составляли компании, каждая из которых выбирала себе ватажного атамана, двух судей (для разрешения споров и конфликтов) и квартмейстера (производного от армейской должности, ведающей размещением подразделений). Последний извещал о прибытии компании в дом.

На Рождество во главе компании, обходящей дворы, чтобы «Христа славить», нередко бывали действующие атаманы. На Масленицу (в Прощеное воскресенье) и в престольные праздники делали общие обеды, частью оплачиваемые из станичных средств, частью участием каждого («в складчину»).

В повседневном быту и на праздниках мужчины и женщины нередко образовывали обособленные группы. Казаки выступали активной стороной, предпринимающей различные действия (состязания, объезды дворов, организацию тех или иных предприятий). Женщины принимали гостей, потчевали их, на улице составляли толпу зрителей. Они проводили свой досуг отдельно от мужчин.

Библиотекарь: Послушайте рассказ о женском воспитании.

Ведущий (2): С тринадцатилетнего возраста девочкам запрещалось находиться в обществе мужчин (за исключением свадьбы). Дома они приобщались к ведению домашнего хозяйства — приготовлению пищи, шитью. Умелая мастерицы могла сшить кубелек (платье), простегать одеяло или кафтан, вышить («выстрочить») воротник. В богатых семьях этому искусству учились у служанок (татарок и турчанок).

Девушкам разрешалось проводить время в обществе подруг за играми в кремешки, в жмурки, в лапту. Они пели и плясали, иногда под надзором бабушек водили хороводы; зимой катались на льду. Женщины-казачки отличались чистоплотностью, прекрасно вели хозяйство, были красивы.

Библиотекарь: О казачьей одежде вы узнаете в следующем сообщении.

Ведущий (2): Об одежде того времени мы знаем благодаря описаниям, составленным А.Н. Ригельманом: «Для мужчин это кафтан, полукафтанок шли бешмет. Широкие штаны заправляются в короткие сапоги. Кафтаны подпоясывают кушаками, волосы подстригают «вокруг», ходят с бородами или, сбривая, оставляют усы (ткани используют харчевые, шорные, суконные)».

И.И. Георги добавляет к этому, что шапки казаки носят с крупными из овчинок высокими околышами. Он отмечает и отличия в одежде рядовых казаков и старшин. Рядовые подпоясываются сабельным опоясьем или же поясом камилотовым и других материй; старшины имеют шелковые персидские и польские пояса. Рядовые казаки носят красные шаровары, а полусапоги черного сафьяна или простой кожи; старшина — цветные сапоги (красные, желтые) и шаровары под цвет.

В течение XVIII в. поэтапно вводилась форменная одежда, которая соответствовала описанной, но отличалась в разных полках по цвету (голубой, синий, зеленый). Все части одежды сочетались по тону, даже верхи шапок.

В 1774 г. форма была унифицирована. Верхние кафтаны — голубые с красным воротником, обшлагами и подбоем. Бешметы, шаровары и верхи шапок — голубые. Кушаки малиновые, с желтой бахромой. Офицерская одежда выделялась отделкой — золотой тесьмой (верхи шапок) и серебряными и золотыми украшениями кушаков.

Детально вышеописанное облачение казачьих старшин можно увидеть на парадных портретах донских атаманов, находящихся в Новочеркасском музее истории донского казачества. Благодаря этим портретам, а не только словесным описаниям А.И. Ригельмана и В.Д. Сухорукова, мы можем судить и о женской одежде.

Женщины низовых станиц и Черкасска одевались на восточный манер. Основным видом платья был кубелек. Лиф плотно облегал тело и застегивался серебряными и золотыми бляшками (на каждой было какое-нибудь изображение или орнамент). Расширяющиеся полы запахивали, под кубелек надевали длинную шелковую рубаху с длинными рукавами. «На голове носят повязки с висящими по щекам чикиликами, то есть лопастьями жемчужными, а поверх оных высокие кички с сороками...». Так описывал одежду казачек А.И. Ригельман.

Казачки увлекались украшениями и носили, кроме упомянутых чикиликов, жемчужные ожерелья, серьги, подвески, на запястьях — браслеты (бизилики), перстни. На ногах у них были «чулочки или ичеги кожаные желтые и туфли или башмаки красные, золотом шитые».

В зимнее время костюм дополнялся шапкой (у богатых — собольей) и шубой, крытой материалом и мехом внутрь. У верховых казачек, особенно бедных, одежда была такая же, как у женщин южно-русских селений. Ригельман упоминает кички и сороки (головные уборы), поневы (род запашной юбки из ткани в клетку, на ногах — лапти-портни (портки) и даже мужские сапоги. Девушки одевались почти так же, как и женщины; вместо рогатого головного убора носили повязку (чела-учь) с чикиликами.

Традиционная женская одежда сохранялась дольше, чем мужская. Для казаков, людей военных, одеждой служила форма, которая постоянно видоизменялась.

Библиотекарь: А сейчас вы услышите рассказ о казачьей кухне.

Ведущий (2): Кухня донских казаков отличалась разнообразием и обилием блюд, заимствованных у других народов. При этом неистощимость фантазии в этой сфере жизни была присуща низовцам. Относительно меню казачьих обедов приходится доверять В.Д. Сухорукову. Среди названных им: круглики — пирожки с рубленым мясом или дичью; студень; отварные языки, щи, пельмени (шурубарки) в похлебке; борщ со свининой; долма или долна -— голубцы в виноградных листьях; лапша, жаркое, фаршированный целиком поросенок; блины; лапшевник; свежие фрукты. Но много и экзотичных: мясо лебедя, соленое мясо журавля, суп из курицы с рисом и изюмом, суп из дикой утки, тушка ягненка с чесноком, кушанья из дрофы, куликов и др.

В качестве напитка подавался мед, приготовленный с ходой, хмелем и пряностями, либо переваренный с ягодами. В походы казаки брали сухую рыбу, мясо, крупу и сало.

Библиотекарь: Очевидно, что на жизнь, быт и нравы казаков наложили отпечаток новые условия, сложившиеся в XVIII в. Казачья вольница ушла в прошлое, и это повлияло на семейные отношения. Брак оформлялся в церкви, его сопровождали сложные обряды.

В воспитании мальчиков присутствует стремление сделать их воинами, защитниками родной земли. В этом донские обычаи сходны и с древнерусскими, и с современными им кавказскими обычаями. До 15 лет мальчишки проходили подготовку стихийно, соревнуясь между собой в ловкости, храбрости, силе и выносливости. С 15 лет начиналась более организованная военная подготовка. К 19 годам молодой казак был готов к службе. В женском воспитании преобладало стремление воспитать женщину-домохозяйку, хранительницу домашнего очага.

Мужская одежда принимает четко выраженный военизированный облик. В ней прослеживается имущественное расслоение казачества.

Донская кухня изобилует блюдами различных народов, с которыми были знакомы казаки.

Таким образом, в быту казаки ни в чем не уступали окружающим их народам и к тому же имели специфику — они жили как народ-воин, как народ-защитник.

ВИКТОРИНА

«Казаки - народ удалый»

 

Вопрос

Ответ

Как издревле называлась земля, на которой появилось, окрепло и возмужало донское казачество?

Дикое поле.

Назовите основные заповеди казачества.

1. Казаком нужно родиться!

2. Казаком нужно стать!

3. Казаком нужно быть!

4. Люби Россию, ибо она Мать твоя и ничто в мире не заменит тебе ее.

5. Люби Дон, ибо он колыбель твоей свободы.

6. Люби правду, ибо она единственный маяк в жизни человека.

7. Все, кто идет против Отчизны твоей, -твои враги.

8. Только в борьбе за счастье Родины ты обретешь свое утерянное право.

9. Веруй твердо в правоту своего дела, ибо вера - единственный камень, на котором    ты    построишь    новую Отчизну свою, и др.

Каким царем и за что казакам была официально пожалована река Дон?

Иваном Грозным, за помощь во взятии Казани.

Как во времена Ермака у казаков наказывали за измену и трусость?

«В куль да и в воду» - провинившегося сажали в мешок, наполненный камнями или песком, опускали на веревке в воду и держали до тех пор, пока человек не задыхался.

Назовите столицы Войска Донского в разные периоды истории.

Раздоры, Черкасск, Новочеркасск, Азов.

По обычаю, когда в семье казака рождался сын, родные и знакомые приносили в дар ему, «на зубок».... Что приносили ему?

Стрелу,    патрон,    пулю,    ружье    и развешивали все это на стене.

В чем заключалась главная обязанность казака перед царем и Отечеством?

Казак   обязан   был   нести   военную службу на своем коне, с собственным холодным оружием.

В     каких     сражениях,      войнах участвовали  казаки?  Назовите  самые значительные из них.

Азовское  Осадное  сидение   1641   г; Азовские походы Петра 1 - 1695, 1696гг; Отечественная  война   1812г;   война  за освобождение    Болгарии    1877-1878гг; Великая Отечественная война 1941-1945гг и др.

Что означала серьга в ухе казака?

Серьга в правом ухе?

Серьга указывала на место казака в роду.

Единственный   сын   у   матери. Таким образом командир видел кого надо в бою поберечь.

Назовите автора этих строк:  «...турок нужно удовлетворить... Таганрог разорить..., а Азов - вернуть» 30 сентября 1711г.?

Петр     1     (в     письме     адмиралу Ф.М.Апраксину       после       неудачного Прутского похода).

Что такое станицы?

1. Вооруженные отряды казаков 2. Казачье селение, стан

Назовите первого донского войскового атамана, известного по историческим документам 16 века.

Сары-Азман.

Среди плеяды славных казачьих атаманов достойное место занимает граф, генерал, прославленный герой Отечественной войны 1812 года, гордость Дона и России. Кто это?

Матвей Иванович Платов.

Ему англичане в 1814 году подарили ценную   саблю,   назвали   его   именем корабль,      спущенный      на      воду. Оксвордский  университет  вручил  ему диплом почетного доктора. За боевые подвиги казаков этот атаман получил чин графа. Назовите его.

Матвей Иванович Платов.

Вихорь — атаман. Кого так называли?

Матвея Ивановича Платова.

В каком городе Ростовской области установлен памятник атаману М.Платову?

Новочеркасск.

С именем какого казачьего атамана связано освоение Сибири (завоевание Сибири)?

Ермак.

В каком городе Ростовской области установлен памятник Ермаку?

Новочеркасск.

Что означает слово «атаман»?

Одни источники утверждают, что слово «атаман» тюркского происхождения и означает «вожак», «главарь», «предводитель». Другие - выводят его корни из польского «гетман».

Что является высшим органом любого казачьего общества?

Круг, на котором все казаки, обладающие правом голоса, равны. Все решения на Кругу принимаются простым большинством голосов прямым голосованием.

Кто является ближайшим помощником войскового атамана, который избирается, как и атаман, на Кругу?

Есаул.

Кто автор этих слов: «Казаки создали Россию»?

Л.Толстой.

Когда и где на Дону и в истории Российского государства был произведен первый праздничный салют?

В 1696г. в Черкасске в честь взятия Азова.

Где произошло первое боевое крещение Российского флота?

Под Азовом, во время Азовских походов Петра 1 и взятия крепости Азов.

Назовите автора этих строк: «Гордиться славой своих предков не только можно, Но и должно, не уважать есть постыдное малодушие»

А.С.Пушкин.

Назовите автора Гимна Всевеликого Войска Донского.

Ф.Анисимов.

Как называется казачье жилище?

Курень.

Как называются казачьи поселения?

Хутор, станица.

Как у казаков назывались временные поселения, состоящие из шалашей или землянок?

Зимовище.

Назовите фамилию, имя и отчество нынешнего Атамана Всевеликого Войска Донского?

Виктор Петрович Водолацкий.

Какие вы знаете знаки атаманской власти?

Насека - деревянная длинная трость с металлическим (обычно серебряным) наконечником. Булава (пернач)- в виде палки с серебряным шаром на конце.

Какой известный церковный праздник казаки любят отмечать осенью?

Покров.

Какой веры придерживаются казаки?

Православие.

Назовите основную цель воспитания у казаков детей, особенно мальчиков.

Сделать из казачонка воина, способного встать на защиту родного Дона и матушки-России.

Флаг Всевеликого Войска Донского был утвержден в 1918 году. Он состоял из трех продольных полос равной ширины. Какого цвета были эти полосы?

Синего, желтого и красного цвета.

Почему, как вы думаете, флаг Всевеликого Войска Донского, утвержденный в 1918г., включа  л синий, желтый и красный цвета?

В постановлении Круга по этому поводу было сказано: «Три народности издревле живут на Донской земле и составляют коренных граждан Донской области -донские казаки, калмыки и русские. Национальными цветами их были: у донских казаков - синий, васильковый, у калмыков - желтый, у русских - алый»

Продолжите   первое   четверостишие гимна  Всевеликого   Войска   Донского: «Всколыхнулся, взволновался ...»

«.. .Православный Тихий Дон

И послушно отозвался

На призыв свободы он».

Что  изображено  на  печати  Войска Донского. Почему?

Олень,   пронзенный   стрелой  (символ непокоренности).

Какие   были   увеселения   взрослых

казаков в старину?

В   часы   досуга   собирались   они   в станичной избе. Играли в шашки, пели старинные песни. Устраивали охоту во главе с атаманом. Возвратившись с богатой добычей, устаивали общий обед. Любимым развлечением была стрельба по плывущей мишени.

На Дону бытовало много пословиц и поговорок,     в     которых     отражены неписанные законы казачьей вольницы.

Предлагаем вам закончить их:

-         Терпи казак,

-         Где наше казачье

-         Была бы булава,

-         Казак донской как

-         При войсковой булаве,

-         На Дону не ткут, не прядут-

-         Секи меня сабля турецкая,

-         Казачьи песни слушать -

-         На Дону казаку и камешек

 

 

 

 

атаманом будешь;

не пропадало;

будет и голова;

ерш морской;

да при своей голове;

хорошо ходят;

не бей боярская плеть;

мед ложкой кушать;

подпевает.

Не только на Дону, но и по всей России известна пословица «Напекли и наварили, как на Меланьину свадьбу». С каким

историческим фактом она связана?

Войсковой   атаман   Степан   Ефремов, проходя однажды по базару г.Черкасска,

увидел за прилавком молодую красивую казачку Меланью Карповну, обратившую

на себя его внимание бойкой речью и редкой    находчивостью.    Вскоре    была

сыграна пышная свадьба. Яств и питья было приготовлено такое множество, что

пиршество      продолжалось      несколько недель.

Известно, что каждый географический район отличается от других своим особым говором, диалектом. Отдельные слова и выражения, понятные только у нас, на Дону, широко использовали и используют писатели. Особенно часто с ними мы встречаемся в произведениях М.Шолохова. Предлагаем вам перевести некоторые слова и выражения, взятые из произведений М.Шолохова с донского диалекта на общерусский:

 

  • «С той поры редко видели его в хуторе,   не   бывал   он   и   на майдане». Что такое майдан?
  • «А ну, хлоп - неурожай? Кто я тогда? Старец!». Что означает слово «старец»?
  • «Сотник   рванулся,   в   воздухе повис стонущий крик: Сполох!»;
  • «Партизан - то парень грубой, но вы его забросили, не воспитали»;
  • «Завоевал себе сладкую жизнь, справедливую власть оборонял, а она меня за хиршу»;
  • «Мяса не захотелось! Ах, ты, анчибел в юбке!»;
  • «Лятьевскому изредка привозили пакеты. Он читал содержимое их и тотчас же сжигал в грубке»;
  • «Черной    свечой    тянется    к тягостному  высокому  черному небу   раина,   растущая   возле сельсовета»;
  • «Ты   поедешь   охлюбкой,   тут недалеко»
  • «Отец его, как известно вам, чеботарь был».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Майдан - площадь в центре станицы. Здесь же проводился в старину станичный Круг (собрание);

Старец - нищий;

 

Сполох - тревога;

 

Грубой - хороший;

 

Хирша — загривок (часть шеи ниже затылка;

 

 Анчибел -черт;

 

Грубка - печка;

 

Раина - пирамидальный тополь;

 

 

Охлюбкой - без седла;

Чеботарь - пастух.

 

/ Подведение итогов. Вручение призов /

Библиотекарь: Прошу всех встать. Круг заканчивает свою работу Гимном возрождения казачества.

/ Звучит Гимн /

 

Составитель: библиотекарь Л.А. Мишахина, библиотекарь библиотеки-филиала № 3

2     425    facebooklarger