Включить версию для слабовидящих

весь мир читает Пушкина

^Back To Top

Календарь праздников

Праздники России

Контакты

346780 Ростовская область

г. Азов, Петровский б-р 20 

тел.(86342) 4-49-43, 4-06-15 

E-mail: This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it.

qr VK

Besucherzahler
бзҐвзЁЄ Ї®бҐйҐ­Ё©

Яндекс.Метрика

 «ВЕСЬ МИР ЧИТАЕТ ПУШКИНА. А ТЫ?»

Литературное многоборье

 Ведущий: Добрый день, уважаемые друзья! Сегодня мы собрались для того, чтобы вспомнить о великом русском поэте Александре Сергеевиче Пушкине. С чего для нас начинается Пушкин? Наверное, со сказки, которую вам читали в детстве, со стихотворения из школьного учебника… это поэт на все времена, для любого возраста. Нам хочется досконально знать о его нелёгкой судьбе, постичь черты характера и личности, тайны художественного творчества.

Пушкин был величайшим поэтом, его вклад в культуру России огромен. Он был преобразователем русского языка, в его творчестве отразились все стороны жизни страны, её прошлое и настоящее. Пушкин – это «начало всех начал». Он как воздух, которым мы дышим, как солнце, дающее жизнь всему земному. Мы все настолько привыкли к этому имени, что порой даже забываем, что великий поэт вовсе не наш современник. Давайте попробуем  сегодня представить, как жил этот человек, оживить его облик и наше представление о нём.

/Электронная презентация «Это имя знакомо нам с детства»/.

Ведущий: Жить в современном мире, уважать себя – значит знать Пушкина. Ваши знания мы сейчас оценим с помощью игры – викторины.

Игра – викторина «В дивном мире сказок Пушкина»

  1. Назовите имя няни А.С. Пушкина (Арина Родионовна)
  2. Сколько лет прожил старик со своей старухой? (Тридцать лет и три года).
  3. Назовите первые строки стихотворения, посвящённого Анне Керн («Я помню чудное мгновенье…»).
  4. Любимый друг – лицеист А.С. Пушкина? (Кюхельбекер).
  5. В каком году родился А.С. Пушкин? (1799г.).

Ведущий: Чтобы лучше узнать ваши знания о Пушкине, предлагаю провести параллельно конкурс «Чёрная шкатулка». В ней находятся предметы, имеющие отношение к произведениям великого поэта.

Собственность дуба, но имеет прямое отношение к коту. («Златая цепь»).

  1. Кто был прадедом А.С. Пушкина? (Арап Петра I).
  2. В каком городе родился А.С. Пушкин? (Москва).
  3. Как начинается известное стихотворение Пушкина об осени? («Унылая пора, очей очарованье…»).
  4. Имя хана, приказавшего воздвигнуть Бахчисарайский фонтан? (Хан Гирей).
  5. Имя литературного героя Дубровского? (Владимир).

Ведущий: Вернёмся к «Чёрной шкатулке». Предмет, который Марья Кирилловна должна была опустить в дупло дуба? (Кольцо).

  1. Были ли у А.С. Пушкина братья и сёстры? (сестра Ольга, брат Лев).
  2. Имя и отчество отца А. С. Пушкина? (Сергей Львович).
  3. Предмет быта, с которым старуха так и не рассталась? (корыто).

Ведущий: Последний вопрос из «Чёрной шкатулки»: Что сделала Татьяна перед тем, как гадать у зеркала? (Сняла крестик).

  1. Кто научил Пушкина читать? (бабушка Мария Алексеевна Ганнибал).
  2. Как звали детей Пушкина? (Машка, Сашка, Гришка и Наташка).
  3. Как начинается стихотворение А.С. Пушкина о зиме? («Буря мглою небо кроет…»).
  4. Сколько раз и в кого превращается князь Гвидон? (Три раза: в комара, муху, шмеля).
  5. Кличка собаки семи богатырей из «Сказки о мёртвой царевне и семи богатырей»? (Соколко).
  6. Причина пробуждения мёртвой царевны? («И о гроб невесты милой он ударился всей силой. Гроб разбился. дева вдруг ожила»).
  7. Фамилия художника, изобразившего А.С. Пушкина у моря? (Айвазовский).

«Поле чудес»

Вопросы:

1-я тройка участников: Большим событием в жизни Пушкина – лицеиста был публичный экзамен, на котором присутствовал патриарх русской литературы. назовите его фамилию. (Державин Г.Р.)

2-я тройка участников: Какой пушкинский сказочный герой является обладателем чудесной бороды, в которой таилась сила? (Черномор).

3-я тройка участников: Пушкин верил в различные обереги. У него было кольцо с сердоликом, которому он и посвятил стихотворение. Как называется это стихотворение? («Талисман»).

4-я тройка участников: Какой журнал издавал А.С. Пушкин? («Современник»).


Конкурс синквейнов на тему «Золотая рыбка»

Рыбка

Прил. – золотая;

гл. – исполняет;

пр. – рыбка решила проучить старика и старуху.

Творческие задания:

  1. Представьте А.С. Пушкина: какой он, как выглядит? Опишите своего Пушкина.
  2. Если вы говорите о Пушкине, какие строки вспоминаются первыми? Запишите.
  3. Рисунок: нарисуйте героя из сказок А.С. Пушкина, на которого вы хотели бы быть похожим, который вам наиболее близок.

Ведущий: Вы, ребята, будете взрослеть, и с вами всегда бу­дет ваш Пушкин. Сначала книга стихов или сказок. Потом другая — книга поэм, потом еще одна — пове­стей, а потом еще и еще. А сегодня нам предстоит совершить увлекательное пу­тешествие по сказкам Александра Сергеевича Пуш­кина. С какой же мы начнем? Эх, была не бы­ла! Отправляемся в путешествие по всем сказкам сразу!

Вперед выбегает Поп.

Поп: Моя сказка первая! «Жил-был поп!» Ой! А дальше забыл!

Ведущий: Подскажите, пожа­луйста, ребята!

Дети: «Толоконный лоб!»

Ведущий: Правильно! В какую же сказку мы с ва­ми попали?

Дети: В «Сказку о попе и о работнике его Балде».

Ведущий: Верно!

«Что, батька, так рано поднялся?

Чего ты взыскался?»

Поп:

«Нужен мне работник:

Повар, конюх и...»

И-и... Кто-то еще?

Ведущий: Подскажите, кто еще нужен попу?

Дети: Плотник!

Ведущий: Верно! Пусть поп пока поищет себе ра­ботника «не слишком дорогого». А мы, не теряя вре­мени, едем дальше.

Вперед выбегает Старик.

Старик: «Жил старик со своею...» (хватается за голову). Ох! Вспомнить страшно...

Ведущий: Ребята, подскажите старику пушкин­ский текст.

Дети: «Со своею старухой»!

Ведущий:

«Они жили в ветхой землянке

Ровно…»

Дети: «Тридцать лет и три года».

Ведущий: В какую сказку мы с вами попали?

Дети: Это «Сказка о рыбаке и рыбке».

Ведущий: И что же делал старик все тридцать три года?

Дети: «Старик ловил неводом рыбу».

Ведущий: А старуха?

Дети: «Пряла свою пряжу».

Ведущий: «Раз он в море закинул невод...» (Ста­рик закидывает в «море» «невод».)

Дети: «Пришел невод с одною тиной». (Старик вытаскивает и вновь закидывает «невод».)

Ведущий: «Он в другой раз закинул невод...» (Ста­рик закидывает «невод».)

Дети: «Пришел невод с травой морскою». (Старик вытаскивает «невод».)

Ведущий: «В третий раз закинул он невод...» (Ста­рик закидывает «невод» и вытаскивает золотую рыбку.)

Дети: «Пришел невод с одною рыбкой».

Старик: «С не простою рыбкой — золотою».

Ведущий: Вот как повезло старику!

Старик: А я вот попрошу волшебную рыбку изба­вить меня от старухи...

Ведущий: Ни в коем случае! Тогда это совсем другой старик. Срочно отправляемся в путешествие за новой сказкой.

Старуха: Дурачина ты, простофиля! (Набрасыва­ется на Старика с кулаками). Не сумел ребятам рассказать нашу сказку! (Прогоняет Старика со сцены.)

Ведущий: Что же это выходит? Поп еще не полу­чил щелчка, а уже забыл слова, наверное, от страха. Старик, наоборот, осмелел... Знаете, что я придума­ла? Лучше сама возьмусь за рассказ, а вы мне помо­жете. Договорились?

Дети: Да!

Ведущий: «Три девицы под окном...»

Дети: «Пряли поздно вечерком».

Ведущий: «Кабы я была царица...»

Дети: «Говорит одна девица...»

Ведущий: «То на весь крещеный мир...»       

Дети: «Приготовила б я пир».

Вперед выбегает Ткачиха.

Ткачиха: (заламывая руки, мечтательно): «Кабы я была царица...»

Ведущий: (отступая и показывая на Ткачиху): «Говорит ее сестрица...»

Ткачиха (решительно):

«То на весь бы мир одна

Наткала я полотна».

Вперед выступает Царица.

Царица: (тихо и нежно): «Кабы я была ца­рица...»

Ведущий: (показывая на Царицу и делая упор на слово «молвила»): «Третья молвила сестрица...»

Царица:

«Я б для батюшки-царя Родила богатыря».

Ведущий: Размечталась... А царь-то?

К будущей царице направляется Царь Салтан. Она низко кланяется ему.

«Во все время разговора

Он стоял позадь забора».

И все слышал. Скажите, речь которой из девиц больше понравилась царю? Первой, второй или третьей?

Дети: Третьей.

Ведущий: И не просто понравилась. Как у Пуш­кина сказано?

Дети: «Полюбилася».

Ведущий: Да, «речь последней по всему полюби­лася ему».

Царь Салтан (ласково):

«Здравствуй, красная девица...

Будь царица

И роди богатыря

Мне к исходу сентября».

Ведущий: А что царь сказал сестрам?

 Дети:

«Будь одна из вас ткачиха,

А другая повариха».

Ведущий: «В сени вышел царь-отец...» (Жестом приглашает  продолжить.)

 Дети: «Все пустились во дворец».

Царь Салтан под руку с будущей женой удаля­ется, за ними следуют Ткачиха и Повариха.

Ведущий: Пока они будут свадьбу играть, мы с ва­ми побываем в «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях». Начинается она так:

«Царь с царицею простился,

В путь-дорогу снарядился,

И царица у окна Села ждать его одна».

Дождалась она царя?

Дети: Да.

Ведущий: Но слишком долго не возвращался царь. Любящее сердце ее страдало в разлуке. Царь вернул­ся, и царица в тот же день умерла. И осталась малютка без материнской любви и заботы. А когда она под­росла, мачеха просто возненавидела бедняжку. Кто знает за что?

Дети: За то, что царевна была красивей.

Ведущий: Да, она завидовала царевне. И решила ее извести. В какой еще сказке рассказывает Пуш­кин о людской зависти?

Дети: В «Сказке о царе Салтане».

Ведущий: Кто кому завидовал?

Дети: Ткачиха с поварихой завидовали царице.

Ведущий: Сколько зла они принесли царице!.. Бедную царицу с младенцем посадили в бочку, «за­смолили, покатили и пустили в окиян...» Скажите, а в «Сказке о мертвой царевне» злая мачеха погуби­ла царевну?

Дети: Да! Нет!

Ведущий: Да или нет?

Дети: Да! Нет!

Ведущий: Ничего не понимаю. Одни говорят «да», другие — «нет»... Но царевна ведь проглотила кусо­чек отравленного яблока?

Дети: Да!

Ведущий:

«И она под образа

Головой на лавку пала

И тиха, недвижна стала...»

Так написано у Пушкина. Ведь яблоко послала ца­ревне злая и завистливая мачеха. Не так ли?

Дети: Да, но Королевич спас царевну.

Ведущий: Его любовь воскресила царевну! Где только не искал Королевич свою невесту. Но...

«...кого ни спросит он,

Всем вопрос его мудрен;

Кто в глаза ему смеется,

Кто скорее отвернется...»

А кто же помог Королевичу Елисею найти царевну?

Дети: Ветер!

Ведущий: Королевич сам догадался к нему обра­титься за помощью? Или кто-то ему подсказал?

Дети: Месяц.

Ведущий: А к месяцу кто послал?

Дети: Солнце.

Ведущий: Как у Пушкина сказано? «К красну солн­цу наконец обратился молодец».

Вперед выходит Королевич Елисей.

Королевич Елисей:

«Свет наш солнышко!

Ты ходишь

Круглый год по небу, сводишь

Зиму с теплою весной,

Всех нас видишь под собой.

Аль откажешь мне в ответе?

 Не видало ль где на свете

Ты царевны молодой?

Я жених ей».

Солнце:

«Свет ты мой... Я царевны не видало.

Знать, ее в живых уж нет.

Разве месяц, мой сосед,

Где-нибудь ее да встретил

Или след ее заметил».

Королевич стремительно отходит на край сце­ны и взывает к месяцу.

Королевич Елисей:

«Месяц, месяц, мой дружок,

Позолоченный рожок!

Ты встаешь во тьме глубокой

Круглолицый, светлоокий,

И, обычай твой любя,

Звезды смотрят на тебя.

Аль откажешь мне в ответе?       

Не видал ли где на свете

Ты царевны молодой? Я жених ей».

Ведущий: Месяц, как и солнышко, сочувствовал королевичу, но и он не видел царевны.

Месяц:

«Погоди; об ней, быть может,

Ветер знает. Он поможет.

Ты к нему теперь ступай,

Не печалься же, прощай».

Королевич Елисей бросается на другой край сцены.

Королевич Елисей:

«Ветер, ветер! Ты могуч,

Ты гоняешь стаи туч,

Ты волнуешь сине море,

Всюду веешь на просторе,

Не боишься никого,

Кроме Бога одного.

Аль откажешь мне в ответе?

Не видал ли где на свете

Ты царевны молодой?»

Ведущий: Оказалось, ветер видел хрустальный гроб с невестой в норе, «во тьме печальной» «на це­пях между столбов». Королевич Елисей в отчаянии отправился «к пустому месту» на прекрасную невес­ту посмотреть.

«И о гроб невесты милой

Он ударился всей силой.

Гроб разбился.

Дева вдруг Ожила.

Глядит, вокруг Изумленными глазами.

И, качаясь над цепями,

Привздохнув, произнесла:

«Как же долго я спала!»

Дети, а кто в «Сказке о царе Салтане» помог ца­рице с сыном? 

Дети: Волна.

Ведущий: Как торопил волну царевич? Выходит Царевич, герой «Сказки о царе Салтане».

Царевич:

«Ты, волна моя, волна!

Ты гульлива и вольна;

Плещешь ты, куда захочешь,

Ты морские камни точишь,

Точишь берег ты земли,

Подымаешь корабли

Не губи ты нашу душу:

Выплесни ты нас на сушу!»

Ведущий:

«И послушалась волна:

Тут же на берег она

Бочку вынесла легонько

И отхлынула тихонько».

Хорошо то, что хорошо кончается. А нас теперь ждет путешествие по «Сказке о золотом петушке».

«Негде, в тридевятом царстве,

 В тридесятом государстве...

Жил-был славный...»

Дети: «Царь Дадон». Ведущий:

«Смолоду был грозен он

 И соседям то и дело-.»

Дети:

«Наносил обиды смело».

Ведущий: Но со временем все переменилось. Да­дон постарел, и соседи так стали его допекать своими набегами, что Дадон «инда плакал», «инда забывал и сон». Спас Дадона мудрец-звездочет. Кого он пода­рил царю Дадону?

Дети: Золотого петушка.

Выходят Царь Дадон и Звездочет с Золотым Петушком.

Звездочет:

«Посади ты эту птицу...»

Ведущий:

«Молвил он царю...»

Звездочет:

«На спицу.

Петушок мой золотой

Будет верный сторож твой:

 Коль кругом все будет мирно,

Так сидеть он будет смирно;

Но лишь чуть со стороны

Ожидать тебе войны,

Иль набега силы бранной,

Иль другой беды незваной,

Вмиг тогда мой петушок

Приподымет гребешок,

 Закричит и встрепенется

И в то место обернется».

Ведущий:

Царь его благодарит, «горы золота сулит».

Дадон:

«За такое одолженъе...»

Ведущий:

«Говорит, он в восхищенье...»

Дадон:

«Волю первую твою

Я исполню, как мою».

Ведущий: Сдержал царь обещание?

Дети: Нет!

Ведущий: Не сдержал и поплатился за это. Уви­дел шамаханскую царицу и обо всем на свете за­был: и погибших сыновей, и свою ответственность за страну.

Однако в сказках порок всегда наказывается. На­казывает своих отрицательных героев и Пушкин — за злые деяния, за легкомыслие, за неумение дер­жать слово, за...

Дети: За жадность.

Ведущий: Правильно! Кого из сказочных героев наказал за жадность поэт?

Дети: Попа в «Сказке о попе и о работнике его Балде».

Ведущий: Поп нашел себе «работника не слиш­ком дорогого». За какую плату?

Дети: За три щелчка по лбу в год.

Ведущий: Поп сначала-то рад был... А потом так перетрусил, что и сон, и аппетит потерял: все думал о будущей расплате. Лоб у него заранее трещал. Как избавиться от Балды, подсказала попадья — к чер­тям послали его за оброком. Да только тот и с чертя­ми справился. И пришлось попу расплачиваться за свою жадность.

Дети:

«Бедный поп подставил лоб:

С первого щелка

Прыгнул поп до потолка.

Со второго щелка

Лишился поп языка...»

Ведущий: А кого еще наказал Пушкин за жад­ность?

Дети: Старуху из «Сказки о рыбаке и рыбке».

Ведущий: Старуха не только жадная, но и грубая ужасно.

Старуха (выбегая в одежде царицы): Дурачины вы, простофили...

Старик (ковылял за старухой): «Опять моя ста­руха бунтует...»-(Пытается увести старуху за ку­лисы.)

Старуха (старику):

«Воротись, поклонися рыбке,

Не хочу быть вольною царицей,

Хочу быть владычицей морскою,

Чтобы жить мне в Окияне-море,

Чтобы служила мне рыбка золотая».

(Набрасывается на Старика и прогоняет его со сцены.)

Ведущий: На этот раз не дождался старик ответа золотой рыбки.

Дети:

«...к старухе воротился

Глядь: Опять перед ним землянка;

На пороге сидит его старуха,

А пред нею разбитое корыто».

Ведущий: Печальный конец... А какая пушкинская сказка запомнилась вам веселым концом? Вспомним вместе!

«И садятся все за стол;

И веселый пир пошел-.»

Дети:

«А ткачиха с поварихой,

С сватьей бабой Бабарихой

Разбежались по углам;

Их нашли насилу там.

Тут во всем они признались,

Повинились, разрыдались;

Царь для радости такой

Отпустил всех трех домой».

Ведущий: В какую сказку мы вернулись?

Дети: В «Сказку о царе Салтане»!

Ведущий: А кто исполнял все желания князя Гвидона? Кто помог ему встретиться с отцом?

Дети: Лебедь.

Ведущий: Когда мы впервые встречаемся с ней? Помните? Князь Гвидон...

«К морю лишь подходит он,

Вот и слышит будто стон-

Видно, на море не тихо;

Смотрит видит дело лихо:

Бьется лебедь средь зыбей,

Коршун носится над ней...»

Спас царевич лебедь-птицу от коршуна, и она стала ему верным другом.

Вперед выходят Царевич и Лебедь.

Лебедь:

«Ты, царевич, мой спаситель,

Мой могучий избавитель,

Не тужи, что за меня

Есть не будешь ты три дня,

Что стрела пропала в море;

Это горе все не горе.

Отплачу тебе добром,

Сослужу тебе потом:

Ты не лебедь ведь избавил,

Девицу в живых оставил;    

Ты не коршуна убил,

Чародея подстрелил».

Ведущий: С тех пор в жизни царевича начались чудеса. 

Дети:

«Вот открыл царевич очи;

Отрясая грезы ночи   

И дивясь, перед собой

Видит город он большой,

Стены с частыми зубцами,

И за белыми стенами

Блещут маковки церквей :

И святых монастырей».

Ведущий: И стал царевич княжить в этом городе и нарекся князем Гвидоном. О его чудо-белке с золо­тыми орешками, о тридцати трех богатырях с дядь­кой Черномором пошла молва по всему свету. Дошла она и до царя Салтана... Кто же мешал царю Салтану навестить князя?

Дети: Ткачиха с Поварихой, с сватьей бабой Бабарихой.

Ведущий: К каким только уловкам они не при­бегали! Но царь Салтан все-таки навестил князя Гвидона!

Вперед решительным шагом выходит царь Сал­тан. Цепляясь за него, трусливо семенят Ткачиха с Поварихой.

Царь Салтан: «Что я? Царь или дитя?.. Нынче ж еду!»

Топает ногой. Ткачиха с Поварихой отскакива­ют. Слышен звук хлопнувшей двери. На другой конец сцены торопливым шагом выходит князь Геидон.

Князь Гвидон (кричит):

«Матушка моя родная!

Ты, княгиня молодая!

Посмотрите вы туда:

Едет батюшка сюда».

Ведущий:

«Разом пушки запалили (слышна пальба);

В колокольнях зазвонили (слышен звон);

К морю сам идет Гвидон;

Там царя встречает он».

Князь встречает гостей, ведет в палаты. Им на­встречу богатыри с дядькой Черномором и Белка (золотой орех грызет, изумрудец вынимает).

Дети:

«Все теперь идут в палаты:

У ворот блистают латы,

И стоят в глазах царя

Тридцать три богатыря.-»

Ведущий:

«Царь ступил на двор широкий:

Там. под елкою высокой

Белка песенку поет,

Золотой орех грызет,

Изумрудец вынимает

И в мешочек опускает...

Гости идут дальше. Навстречу им идут под руку Княгиня и Царица.

Ведущий:

«Смотрят что ж?

Княгиня — диво...»

Дети:

«Под косой луна блестит,

А во лбу звезда горит;

А сама-то величава,

Выступает, будто пава...»

Ведущий:

«И свекровь свою ведет,

Царь глядит и узнает...»

Царь Салтан:

«Что я вижу? Что такое? Как?» (Рыдая, обнимает Царицу)

Ведущий:

«И дух в нем занялся...

Царь слезами залился,

Обнимает он царицу,

И сынка, и молодицу».

Дети:

«И садятся все за стол;

И веселый пир пошел».

Царь Салтан: (обращаясь к участникам  )Давайте пожелаем друг другу никогда не расставаться со сказками и стихами Александра Сергеевича Пушкина!

Ведущий: Спасибо всем за участие в нашей встрече! Надеюсь, наш великий классик стал вам немного ближе и вам будет интереснее вчитываться в его произведения.

До свидания, до новых встреч!

Составитель: Мишахина Л.А.,

библиотекарь абонемента библиотеки им. А. Штанько

2         425