Включить версию для слабовидящих

Друшляков Внешность казаков

^Back To Top

Календарь праздников

Праздники России

Контакты

346780 Ростовская область

г. Азов, Петровский б-р 20 

тел.(86342) 4-49-43, 4-06-15 

E-mail: This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it.

qr VK

Besucherzahler
бзҐвзЁЄ Ї®бҐйҐ­Ё©

Яндекс.Метрика

Внешность казаков и некоторые её особенности //Друшляков, В.Ю. Острова. Часть 1 / В.Ю. Друшляков.- Азов: АРТ, 2020. – С.83-90 с.: ил.

  Казачий народ жил оседло на Дону уже в XV веке. Практически сразу у них появились свои отличительные черты: причёска - чуб (наиболее выражена у Запорожских казаков), длинные усы, борода, серьга или серьги и неизменная трубка во рту. Можно сказать, что чуб, который ещё назывался оселедец, имел для казаков сакральное значение. Носить его могли далеко не все, а потеря чуба и вовсе означала потерю статуса.
  Немного истории. Во многих странах растительность на лице являлась неким обозначением, к какому племени, полку или общине принадлежал мужчина. Во времена чисто казачьего этноса усы не носили лишь те мужчины, у которых генетические особенности не предполагали роста волос на лице. Казаки всегда отличались от других народов особой формой усов, даже на поле боя казаки не сбривали бород и усов. Для казачьего народа усы и борода были не просто поводом отделится от других народов, а были атрибутом национального достояния.
   Интересный исторический факт. Во время правления Петра I царь запретил дворянам, купцам и прочим важным лицам носить бороды и усы. Но для казаков действовало исключение из правил, правитель дал добро на то, чтобы воинский народ сам решал судьбу своей растительности на лице.

   Итак, для чего казаки носили чуб на голове?
  Чуб, или оселедец, - мужская причёска с оставленной на макушке или у лба длинной прядью волос. Носить его могли только те казаки, которые участвовали в сражениях и отличились доблестью. Молодые казаки, только вступившие в общину или войско, носить чуб на голове не имели права. Юных казаков просто коротко стригли.
  Чуб у запорожских был не просто причёской и напоминанием о храбрости в бою. Он был признаком того, что казак не забыл о своей вере 
чтит её. Казаки верили в то, что после смерти они обязательно будут гореть в аду за загубленные ими души, а казачий чуб поможет им выбраться из ада. Ходило поверье, что попавшего в ад казака за чуб может вытащить сам Господь и спасти от адских мук.
  Чуб казаку нужен был ещё для того, чтобы отпугивать нечистую силу. Казаки носили прядь волос, зачёсанную на левый бок, чтобы она отгоняла нечистую силу. Считалось, что нечистые садятся на левое плечо и толкают людей на неправедные поступки. До сих пор, то плюнуть через левое плечо, то через него бросить щепотку рассыпанной соли...
  Потеря чуба была позором для казака. Атаман мог лишить казака оселедца за преступление или серьёзную провинность. Во время войн, враги, знающие традиции казаков, намеренно отрезали чубы у пленённых казаков. Считалось, что с потерей чуба донские казаки теряют свою веру, начиная думать, что им теперь не спастись из ада.

Как выглядят казачьи усы и что символизируют?
  Казаки предпочитают носить растительность на лице не просто для придания своей внешности привлекательности и мужественности, а и в дань героям истории и великим мужам, которые сделали большой вклад в историю. Ярким тому примером могут считаться казачьи усы, которые отличаются колоритом и самобытностью. Если вернутся к истории, редко кто из казаков мог позволить себе сбрить усы.
  Казачьи усы имели огромное значение, как для самого казака, так и для общины, в которой он состоял. Казачьи усы требуют некоторого времени на взращивание, моделирование, уход и создания духа мужества и патриотизма. В старые времена сбривание усов воспринималось казачьей общиной как предательство и желание покинуть ряды казаков.
  Казаки в первую очередь воспринимали свои усы не как атрибут чего-либо, а как признак славы и достоинства мужчины. Казачий народ очень ценил свою растительность на лице, ухаживал   за   усами    и   придавал   им   раскидистую   форму, напоминающую крылья летящей птицы. Если казак помимо усов носил бороду, это означало, что он был женат.

Итак, борода.
  Казачья борода имеет свою историю. Борода у казаков староверов была признаком приверженности «древнему благочестию» и культурно - религиозным традициям. По святоотеческой традиции борода - безусловный признак мужчины, созданного по образу и подобию Божиему. «Резало не должно касаться брады» - говорили старообрядцы по поводу бритья бороды. Бритьё растительности на лице считалось как уподобление противоположному полу и считалось у старообрядцев грехом и мерзостью.
  В 1771 году, когда из казаков хотели делать гусарские эскадроны, прошла молва, что им будут брить бороды. Произошёл мятеж яицких казаков, которые в 1773 году убили генерала Траубанберга, приказавшего брить казакам бороды. Войсковой атаман также был убит. Новым атаманом мятежных казаков был избран Емельян Пугачёв, который обещал жаловать всех, кто присоединится к нему, крестом, бородой, рекой, свинцом, землёй, хлебом, порохом и вечной волей. В.И. Даль отмечал в повести об уральских казаках (а они, как известно, пришли с Дона), что «казаку борода головы дороже». «Чем одну бороду (брить), уж лучше всю буйну голову» - говорили казаки. У донских казаков в XVII веке брадобритие, считалось величайшим бесчестьем. «Не дозволим никому оскорблять себя, сии неверные вздумали ругаться над нами: поймав на промыслах казаков, остригают у них бороды и усы».
  В 1698 году донские казаки более недели осаждали город Камышин на Волге «за бритье бород и новые обряды». Бритым людям отрубали головы. Жителям Камышина объявили, чтобы они впредь бород не брили, платья немецкого не носили, веру не переменили и в том государя не слушали, а были с казаками заодно. Горожане приняли присягу. Предупредили, возможно, придётся бежать на Кубань. На Кубани к тому времени уже жили староверы, бежавшие после подавления восстания под предводительством Степана Разина.
   А на Дону готовились дать бой «антихристу», захватившему власть на Руси. В 1707 году «антихрист» явился на Дон в лице князя Долгорукова и потребовал выдать беглых христиан. На Верхнем Дону Долгоруков поймал 2000 крестьян. «Христолюбивое воинство», то есть многие казаки под предводительством Кондрата Булавина, решили отстаивать свой обычай «с Дону выдачи нет». Казаки Булавина разбили московский отряд и убили князя Долгорукова. Войсковой атаман Лукьян Максимов решил принять царскую сторону, выдать беглых и подавить мятеж в Войске. Отряд Максимова разбил булавинцев и вынудил Кондратия бежать в Запорожскую Сечь.  
  Булавин собрал отряд из сочувствующих борьбе за казацкую волю и вернулся с ними на Дон. На Хопре к Булавину присоединились 20 тысяч донских повстанцев. Началось восстание, которое с невероятной жестокостью подавила 32-тысячная царская армия. Часть казаков с атаманом Игнатом Некрасовым бежали на Кубань. На Дону все же остались приверженцы «древнего благочестия». По воспоминаниям Фаддея Булгарина, все казаки Атаманского полка Матвея Платова носили бороды «и не было в полку бороды ниже пояса». Ермолай Гаврилович, с донской станицы   Серединской,   написал   письмо   атаману   Платову,   в котором говорил: «Мы с бородками и долгополы, а Отцу Богу мы веруем; от Него нам ведь и помощь-то».
  Казаки видели связь между внешним мужским признаком бородой и духовным мужеством. Академик М.И. Сухомлинов писал «Донские казаки, будучи в заграничной армии, обрили себе бороды по приказанию начальства; им казалось, что с утратою бороды они потеряли и часть своей храбрости». Во второй половине XIX века казаки на службе обязаны были брить бороды, некоторые не оставляли даже усов. «По возвращению домой с военной службы казак обычно перестаёт брить бороду, к 30 - 35 годам она достигает больших размеров и густо покрывает подбородок и щёки».
  Казаки Верхнего Дона дольше низовых придерживались старых обычаев, в том числе касательно бороды. Впрочем, среди низовых черкасы (жители Черкасска и окрестностей) исстари носили только усы. Генерал-майор Ригельман в 1778 году написал «Историю, или повествование о Донских казаках», в которой поведал, что донские казаки «ходят с бородами или, сбривая, оставляют усы».
  В 1919 году на Дону снова появился «антихрист» для подавления Вёшенского восстания в лице чекиста Малкина, чья жестокость описана в романе «Тихий Дон»: «А другого старика, Митрофана с хутора Андрияновского, увидал сам Малкин на улице, зазывает к себе:
  - Откуда? Как по фамилии? - и ржёт. - Ишь, - говорит, - бороду распушил, как лисовин хвостяку! Очень уж ты на угодника Николая похож бородой. Мы, - говорит, - из тебя, из толстого борова, мыла наварим! По третьей категории его!
  У этого деда борода была действительно, как просяной веник. И расстреляли только за то, что бороду откохал, да в лихой час попался Малкину на глаза».
  И ещё о бороде. В древние времена считалось, что борода служит для накопления жизненной энергии и духовной силы («бо» - богатство, «рода» - принадлежность к роду). Староверы считают, что каждая волосинка кроме накопления жизненной шергии и духовной силы ещё связывает владельца бороды с одним из предков. В седую старину перед началом сражения отводилось   время на подвязывание бороды, повредить  или дёрнуть бороду считалось кровным оскорблением.
  Смерды не понимают истинного назначения бороды и не умеют ей пользоваться. Бриться начали те из них, кто хотел походить на женщин. По одной из версий, Пётр I начал сбривать у русских людей бороды из-за того, что у него из-за особенности генетики не росла борода.
  Повреждение бороды мужчины или насильственное отрезание её в древние времена считалось тягчайшим преступлением против всего Древнего Рода Великой Расы и оскорблением Небесных Богов, покровительствующих этому Роду. Поэтому такие оскорбления не прощались никому, из-за этого в прошлом произошло немало войн. Подпаленная борода посла означала объявление новой войны.
  Зрелых безбородых мужчин издревле называли женоликими, с таковыми наши предки старались не иметь никаких дел, ибо считалось, что женоликие мужчины ведут женский образ жизни. Представьте себе льва без гривы, так и мужчина без бороды.
  Прославленные донские атаманы - Ермак Тимофеевич, Степан Разин, Емельян Пугачёв - носили бороды.

Зачем казаки носили серьгу в ухе?
  Серьги у казаков имели не меньшее значение, чем оселедец, чуб, усы, борода. Зачастую казачьи серьги имели форму полумесяца и были изготовлены из серебра. Причина, почему казаки носили серьгу в левом или правом ухе, кроется в их положении в семье, так, казаки, носящие серьгу в левом ухе, были единственными сыновьями у своей матери. А серьга в правом ухе символизировала то, что он остался последним мужчиной в своём роду.
  Бывали случаи, когда казаки носили серьги в обоих ушах. Такие казаки были единственными детьми в своей семье. К таким казакам в Войске Донском относились с особым уважением и заботой, особенно если им приходилось воевать. В боях таких казаков старались защищать и беречь от опасностей. Происходило это из-за того, что казаки уважали родителей и считали, что потеря единственного ребёнка для них будет страшной трагедией.
  В некоторых казачьих общинах серьгу в ухе носили лишь подростки, желающие показать, что они готовы на подвиг. Иногда с серьгой ходили холостые казаки, сироты или младшие сыновья, - в общем, те, кому не надо было проявлять заботу по отношению к семье или предкам. Таких казаков посылали на самые опасные задания и рейды.
  Было и иное значение серёг у казаков. Считалось, что серебряная серьга уберегала от различных болезней, в том числе венерических. Если казачий отряд останавливался у незнакомого водоёма, а нужно было утолить жажду, то каждый клал в свою кружку с водой серьгу. Это делалось для того, чтобы обеззаразить воду.
  Ношение серёг помогало и во время обучения. Зная, в каком ухе у него весит серьга, казаку было проще выполнять команды «налево» и «направо» при строевой подготовки. Это облегчало и работу командира. Командир, видя, на каком ухе у подчинённого серьга, понимал, единственный он ребёнок или нет и стоит ли отправлять его в тыл, чтобы сберечь.
  В заключение отрывок из статьи главкома РККА Иоакима Вацетиса, активного участника красного террора и расказачивания, о внешности казаков: «Мы будем совершенно правы, если скажем, что более в мире нет такого исторического суррогата, как казачество, а донское в особенности... Особенно рельефно бросается в глаза дикий вид казака, его отсталость от приличной внешности культурного человека западной полосы. Длинные под скобку подстриженные волосы, обыкновенно намазанные деревянным маслом взбитые при помощи какой-то особой пудры, состоящей из смеси обыкновенного солдатского хлеба, дёгтя и скипидара. В ухе у казака обыкновенно серьга, а то иногда их даже две. Иногда приходится видеть казака, у которого даже в носу проделана дырка для вставления особого кольцеобразного приспособления...».

 

 

 

2         425