Включить версию для слабовидящих

Кагальник

^Back To Top

Календарь праздников

Праздники России

Контакты

346780 Ростовская область

г. Азов, Петровский б-р 20 

тел.(86342) 4-49-43, 4-06-15 

E-mail: This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it.

 

      !!!  Новое !!!

kids

Besucherzahler
счетчик посещений
Яндекс.Метрика

Фомичев, Н. Страницы истории нашего города /Н. Фомичев //Читай. – 1998. - №38. – С.5.

   КАГАЛЬНИК давно был известен как рус­ским торговцам и промышленникам, так и запорожцам. Здесь издавна сидели зимовниками и хуторами несколько за­порожцев, занимавшихся рыбным и зве­риным промыслом и снабжавших своим товаром через Доломановку (торговый форштадт крепости Дмитрия Ростовско­го) торговцев киевских и московских, про­мышленников Глуховских и Коропских (в Глухове и Коропе Черниговской губер­нии выделывалось в те времена хорошее малороссийское сало, которое тушами расходилось по всему Запорожью).
   В 1736 г. в Кагальнике поселилось не­сколько семейств украинцев. В 1750 г. кагальничане уже имели походную церковь во имя Покрова Богоматери и при ней иреромонаха Самарского монастыря. Пе­ред началом военных действий в 1768 г. многие кагальничане вместе с иеромо­нахом и церковью ушли в крепость Дмит­рия Ростовского, где по распоряжению обер-коменданта Потапова были посе­лены в Доломановке. После освобожде­ния Приазовья от турок и татар Кагаль­ник вновь заселился малороссийским народом, а новым священником походной церкви слободы Кагальник стал питомец Киевской академии Кирилл Остролуцкий из Волыни. Мирная обстановка позволи­ла кагальничанам заниматься не только рыбным и звериным промыслами, но и скотоводством, хлебопашеством и пче­ловодством.
   В 1776 году Кагальник по­сетил губернатор новооткрытой Азовс­кой губернии В. А. Чертков, он назвал его государственной слободой и приказал земскому комиссару и слободскому ата­ману позаботиться о развитии слободы. В октябре 1781 года кагальничане по ини­циативе Кирилла Остролуцкого и по на­стоянию земского комиссарского Прав­ления, начали хлопотать об устройстве здесь постоянной церкви. Все труды и заботы по постройке церкви они возло­жили на слободского старосту Григория Ляха и жителей Семёна Лысого, Осипа Москаленка, Василия Лебедя и Ивана Шагоренка. Для притча будущей церкви кагальничане отмежевали 120 десятин удобной земли, приготовили строитель­ный материал и составили письменное обязательство содержать за свой счёт церковный притч, снабдить церковь колоколами и книгами, облачениями и со­судами. 3 мая 1782 года выборные от кагальничан представили особое донесение в Азовскую губернскую канцеля­рию, прося её ходатайствовать у архи­епископа Славенского и Херсонского Никифора разрешения и благословления на строительство церкви во имя Покрова Пресвятой Богоматери. В доношении они указывали, что в Кагальнике имеются уже около 110 дворов, священник для исправ­ления мирских треб, однако постоянной церкви нет, проект её строительства ещё не сделан, а на представлении бывшего земского комиссара секунд-майора Горленского его высокопревосходительство господин генерал-поручик В. А. Чертков разрешил соорудить церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Перед отъездом на новую должность генерал-губернато­ра Харьковского и Воронежского Черт­ков все эти документы — план на отме­жеванную землю, письменное обязатель­ство кагальничан и их доношение отпра­вил к преосвященному Никифору, прося его дать разрешение на это строитель­ство.
   Рассмотрев эти бумаги, Славянская духовная консистория постановила доз­волить это строительство и выдала 19 мая 1782 года святительскую храмозданную благославительскую грамоту.
    12 июля 1782 года Новоростовский прото­иерей Иоанн Андреев освятил место сооружения деревянной церкви.
   24 ноября 1782 года Новоростовское духовное Правление сообщило преосвященному Никифору,что в слободе Усть-Кагальницкой Азовской крепости Таганрогского уезда, Покровская церковь построена и снабжена утварью, облачением, книгами и иконами и подготовлена к освящению.Поэтому Правление просило преосв­ященного Никифора выдать благословительную грамоту наосвящение этой цер­кви и освященный антиминс (покрыва­ло, лежащее на престоле под евангели­ем)для проведения здесь богослужения. Разрешение на освящение было получе­но и 16 января  1787 года грамота и ан­тиминс были выданы. 16 февраля 1783 года Новоростовский протоиерей Иоанн Адреев освятил Покровскую церковь и начал в ней совершать богослужения и священнодействия.
  Однако в 1789 году произошло непред­виденное. В доношении Мариупольского (в Таганроге) духовного Правления к пре­освященному Амвросию Екатеринославскому указывалось, что 11 числа священник Кагальницкой слободы Кирилл Остролуц­кий прислал рапорт о том, что 2 мая в день праздника Преполовения Господня, после отправления литургии, пошёл он вместе с бывшими в церкви прихожанами на источ­ник для освящения воды; в это время не­ведомо от чего Покровская церковь вся до основания сгорела. Во время пожара ус­пели лишь вынести иконостас, ризницу, свя­той антиминс, святые дары и сосуды. Ка­гальничане просили у Высокопреосвящен­ства и Мариупольского духовного Правле­ния архипастырской резолюции с позво­лением на постройку на месте сгоревшей церкви часовни для богослужения и раз­мещения в ней спасённых церковных ве­щей. На доношении кагальничан преосвя­щенный Амвросий 30 июля 1789 года на­писал резолюцию: "Дозволить". 20 июля 1789 года священнику Остролуцкому и ка­гальничанам был объявлен консисторский указ о разрешении на строительство. В начале 1790 года кагальничане начали хло­потать о постройке ноной церкви и вновь подали прошение преосвященному Амвро­сию. 3 мая 1790 года консисторским ука­зом известили Мариупольское духовное Правление о разрешении строительства нового здания Покровкой церкви. 31 мая Таганрогский протоиерей Стефан Разорский положил закладку на сооружение церкви. Уже 26 июля Мариупольское ду­ховное Правление довело до сведения пре­освященному Амвросию Екатеринославскому, что благодаря трудам и усердию вто­рой гильдии купца и бургомистра крепос­ти Дмитрия Ростовского Ивана Тимофее­вича Назарова строительство Покровской церкви в слободе Кагальник было завер­шено. Сохранившиеся от прежней церкви иконостас, церковные сосуды, облачения и другое сохранились в Кагальницкой вре­менной часовне, а святой антиминс нахо­дился в городовой Андреевской церкви Азовской крепости. Поэтому Правление просило преосвященного разрешения и благословления освятить в слободе Кагаль­ник новоустроенную Свято-Покровскую церковь. 2 сентября 1790 года преосвящен­ный Амвросий дозволил и благословил освятить эту церковь; однако указ об этом из консистории в Мариупольское духовное Правление был отправлен только 30 сен­тября. 15 февраля 1791 года Таганрогский протоиерей Стефаи Разорецкий освятил эту церковь и начал в ней богослужения и священнодейство.
   К 1880 году многолюдная торгово-промышленная слобода Кагальник с богатым и зажиточным населением входила в состав 2-го благочинного округа Рос­товского уезда Екатеринославской губернии.


Кагальник – хранилище кладов? //Дон. – 2012. - №3. – С. 7.

107  Краеведам знакома такая истина: чем солиднее возраст того или иного поселения, тем больше о нем легенд. Вот о донском селе Кагальник поговаривают, что он богат надежно упрятанными кладами. Но только ли этой легендой гордятся кагальничане?
   Согласно нашему правилу, сначала приведем справку. Итак, читаем:
 «Кагальник - село в Азовском районе Ростовской области. Входит в состав Кагальницкого сельского поселения, являясь его административным центром.
  Кагальник основан в 1760 году. Наиболее бурный период своего развития село переживает после русско-турецкой войны 1768-1774 годов, когда в междуречьеКагальника и Ей хлынул поток переселенцев. По распоряжению азовского губернатора В. А. Черткова селениям Койсуг и Кагальник отводилась роль опорных пунктов в распределении этого потока. Село быстро растет, на отведенных ему землях возникают поначалу неприметные хутора, превратившиеся со временем в самостоятельные селения: Круглое, Головатовка, Пешково, Кугей, Качеван, Подазовский,Узяк, Займы. Село становится волостным центром, ежегодно в нем проводились весенние и осенние ярмарки. Село названо по речке Кагальник; само это слово, возможно, восходит к огузо-половецкому «когалы» - «поросшая осокой, кугой». (В материалах, собранных в 1905 году X. И. Поповым, сохранилась запись кагальницкого старосты Канивца о том, что селение Кагальник, по слухам, «получило название свое от слова «Кагаль», будто бы на этом самом месте... было турецкое поселение Когаль», - ее можно рассматривать как пример «народной этимологии». (Источник: интернетовская Википедия).
  Но обратимся к заметкам журналиста-краеведа В. А. Литвиненко. В разгар крестьянской войны мятежный атаман Степан Разин не смог успешно завершить осаду Симбирска осенью 1670 г., был ранен (4 октября 1670) и удалился на Дон, где со своими сторонниками укрепился в Кагальницком городке, что связано с легендой о «разинских кладах». Разину приписывают также основание села. Однако это утверждение следует отнести к явно ошибочным. Кагальницкий городок, основанный Разиным, находился на правом берегу Дона вблизи станицы Раздорской, где в Дон впадает речка, называемая тоже Кагальник. Этот городок после подавления крестьянского восстания был разрушен, и следов его не найдено поныне.
  Существует легенда о несметных сокровищах, якобы захороненных вблизи с. Кагальник в середине XVIIIв. в одном из курганов запорожским, кошевым атаманом Петром Калнишевским.
   По другой версии, начало селу положили в 1736 г. украинцы во главе с Трофимом Королем, поселившиеся здесь тайком для занятия рыбной ловлей. Жили в землянках, от турок скрывались в камышах. И уже в 1750 г. у них здесь была своя походная церковь. Хотя, возможно, имеет право на существование и версия, связанная с упомянутой выше датой - 1760 г. В том году была упразднена крепость Святой Анны (находившаяся километрах в 12 выше Ростова), ее жителям предложено было переселиться в новую крепость Дмитрия Ростовского, но многие из них предпочли перебраться на гирло Свиное, где можно было заниматься рыболовством. Это событие и дало повод считать датой основания с. Кагальник 1760 г., но скорее всего, оно явилось лишь этапом в истории населенного пункта: места эти потихоньку обживались и запорожскими, и донскими казаками еще с XVIIв.
    Так что не только дело в потаенных кладах, а в богатой событиями истории Кагальника.

 

 

2     425    facebooklarger