Включить версию для слабовидящих

Королева Скифы на Дону

^Back To Top

Календарь праздников

Праздники России

Контакты

346780 Ростовская область

г. Азов, Петровский б-р 20 

тел.(86342) 4-49-43, 4-06-15 

E-mail: This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it.

Besucherzahler
счетчик посещений
 

Яндекс.Метрика

Королёва, А. Скифы на Дону /А. Королёва //АиФ на Дону. – 2019. - №25. – С.20.

  Множество народов обитало на землях Ростовской области ещё со времён каменного века. Одним из самых таинственных оказались скифы. К сожалению, они не имели письменности, поэтому изучают их в основном исходя из археологических находок, таких как Милютинский курган. Множество легенд бытует об этом народе и местах его погребения.
   Но что же привлекает и интересует специалистов и туристов в древних захоронениях, разбирались «АиФ на Дону».

1СкифыВ. Васнецов. Бой скифов со славянами. 1881
Скифы никогда не встречались со славянами,
что не помешало художнику Виктору Васнецову изобразить этот момент на картине

НАРОД - ЗАГАДКА

  Как считают историки, скифы - это древний ираноязычный народ, который обитал в степной зоне под названием «Скифия» с VIII века до нашей эры до IV века нашей эры. Восточная граница Скифии традиционно определяется именно на территории Ростовской области. Скифы занимались в основном скотоводством, земледелием и военным промыслом. Большинство информации об этом племени было почерпнуто из произведений древнегреческих авторов, которых повадки кочевников приводили в ужас.
  «Военные обычаи их таковы: скиф пьёт кровь первого убитого им врага, а головы всех врагов, убитых в сражении, относятся к царю, потому что только при условии предоставления головы неприятеля, скиф получает долю добычи, в противном случае не получает ничего. Скиф, располагающий наибольшим числом полотенец из кожи неприятеля, почитается доблестнейшим человеком», - писал о традициях воинственных кочевников древнегреческий историк Геродот.
  Любопытно, что при наличии информации о жизни скифов, например, о земледелии или военном деле, в научной среде до сих пор нет единого мнения, откуда взялось название народа. Кто-то говорит, что оно обозначает «лучники», кто-то утверждает, что это название связано с «напитком из мёда», которым любили баловаться кочевники.

1Скифы картаВосточная граница Скифии традиционно определяется именно на территории Ростовской области

   Мифы же гласят, что пошли скифы от трёх братьев: Липоксайя, Арпоксайя и Колксайя. С неба на земли братьев упали золотые предметы: плуг, ярмо, секира и чаша. Только младшего Колксайя приняло золото, других же отвергло. В результате именно Колксайя стал главным в царстве. Он разделил земли от Дуная до Дона на три равные части, чтобы отдать их братьям, а племена, живущие на них, назвали сколотами или царскими, тогда как греки дали им название скифы. Так о своём появлении рассказывали сами скифы.
  По древнегреческим же мифам скифы пошли от Геракла и Богини со змеями и их младшего сына по имени Скиф. Он оказался единственным из трёх братьев, который смог натянуть лук отца и опоясаться его поясом. Старшие же братья были отосланы из страны, а Скиф стал родоначальником всех царей Скифии.
  Как бы то ни было, но все эти легенды сходятся в одном - на территории нынешней Ростовской области жили именно царские скифы, которые сыграли огромную роль в истории Древнего мира. Фактически именно на территории донского края они нанесли страшное поражение тогдашнему мировому гегемону – Персидской империи.

КАК ДАРИЙ СО СКИФАМИ ВОЕВАЛ

  Нашествие войска персид­ского царя Дария на земли скифов произошло в конце VI века - начале V века до нашей эры, и стало серьёзной опасностью для  существования скифского народа. Кочевники понимали, что если попытаются вступить в бой с огромным войском, то неминуемо потерпят поражение, поэтому выбрали тактику отступления вглубь степей. Но не просто отступления, за собой они оставляли только сожжённую траву и засыпанные колодцы.
  Царю Ахеменидов удалось дойти до самого Дона (который тогда называли Танаис). Переправившись через Дон (некоторые историки считают, что это произошло чуть севернее современного Ростова),  Дарий I решил, что дошёл до самого окончания скифских земель, и теперь здесь надо построить крепости, чтобы принудить кочевников к покорности.
  Однако те вовсе не считали себя проигравшими – войско кочевников просто-напросто обошло эту крепость и вернулось в свои земли. Царю пришлось бросить своё недостроенное сооружение и погнаться дальше за неуловимым племенем, но он так и не смог их разбить.
  Войско Дария несло огромные потери в связи с холодами, жаждой, голодом, болезнями и хорошо спланированными врагом диверсионными атаками. В результате из огромного войска персов, дошедшего до Дона, уцелела лишь малая часть. 
   Однако это не помешало Дарию всё же объявить себя победителем. Поскольку персид­ский владыка проник в самую глубину скифской территории, то это позволило ему заявить о триумфе и включить причерноморских скифов в список подвластных народов. Он дал новое имя скифам - «заморские саки».
   Как реагировали на такую наглость сами скифы, история умалчивает, но догадаться несложно. Тактика же скифов сохранилась в веках, и уже в XIX веке донские казаки, атаковавшие войска Наполеона, фактически полностью повторяли действия своих предшественников.

КУДА ПРОПАЛИ КОЧЕВНИКИ

  Вопрос о том, как появились скифы - это один из самых животрепещущих вопросов в современном историческом обществе. Но ещё больше легенд, мифов и гипотез связано с вопросом: а куда же они пропали?
  Долгое время многие учёные считали, что скифский народ был уничтожен сарматами -  лихими степными разбойниками. Однако эта версия оспаривается. Некоторые учёные считают, что сарматы появились в степях намного позже исчезновения скифов. Ещё одной теорией об исчезновении скифов считают множественные нашествия готов, которые просто уничтожили всех скифов. Однако и эта теория до сих пор не является окончательной.
  Так что же произошло? Может быть, просто ушли, растворившись в чужих землях и смешавшись с другими народами, теми же славянами? И тогда Александр Блок, прямо заявлявший в своём знаменитом стихотворении «Да, скифы мы!», абсолютно прав?
  Некоторыми историками были сделаны предположения о великой засухе или эпидемии, которая настигла и погубила степной народ. Но точно сказать ничего нельзя, слишком мало достоверных источников, по которым можно проверить.
  Именно поэтому, скифы вызывают столь бурный интерес как у историков, так и обычных людей. Их тайны и загадки до сих пор не полностью раскрыты.

ЧТО ПОСМОТРЕТЬ МОЖНО НА ДОНУ?

  В 1961 году в 30 километрах от Ростова-на-Дону был открыт музей-заповедник «Танаис». Он находится на базе раскопанного археологами городища и некрополя Танаиса (III век до нашей эры-V век нашей эры). Там вы сможете найти не только музеефицированную часть города, но и узнать историю Танаиса, посмотреть на исторические костюмы и сходить в выставочный центр.
  Каждый год учёные, которые проводят раскопки местности около и в самом городе, находят что-нибудь новое или открывают новые части строений. Например, в 2014 году археологи откопали мощёную каменную дорогу I-II века нашей эры шириной около 2,5 метра. Есть в этой экспозиции место и рассказу о скифах.
  Если же вас интересуют настоящие захоронения, то сейчас в Ростовской области насчитывается около 30 изученных курганов. Один из последних был найден в Аксайском районе, датируется он I веком нашей эры и по найденным там украшениям археологи сделали вывод, что это погребение знатной женщины.
  Скифское золото представлено в коллекциях Ростовского и Азовского краеведческих музеев. Однако, к сожалению, многие курганы сейчас не представляют особой ценности, так как были варварски разрушены так называемыми «чёрными копателями». Эти люди вскрывают захоронения без какого-либо уважения к культурному и историческому прошлому, желая лишь получить драгоценные украшения и всё, что находится в погребении.
   Поэтому спешите прикоснуться к тайне этого загадочного народа, который проживал на территории Ростовской области.

ЗАГАДКА ЦАРЮ ДАРИЮ

   Известно, например, что преследуемые Дарием скифы прислали персидскому царю птицу, мышь, лягушку и пять стрел. Дарий сказал: «Скифы признают себя побеждёнными. Мышь живёт в земле, лягушка в воде, птица в воздухе - всё это они передают нам, и вместе с этим выдают своё оружие». 
  Но Гобрий, советник Дария, заявил: «Ты не прав, царь. Скифы считают себя победителями. Они говорят нам: если вы не скроетесь в небо, как птицы, или в землю, как мыши, или в воду, как лягушки, то все вы погибнете от наших стрел».


Кенько, П.  Прикосновение к истории, или скифы – исчезнувший народ / П. Кенько // Библиотека предлагает. Книжное путешествие по странам и континентам.- 2016.- №6.- С. 33 -55.

   Разговор пойдет о

...тех, о ком шептали в старину,
С невольной дрожью, эллинские мифы:
Народ, взлюбивший буйство и войну,
Сыны Геракла и Эхидны, — скифы.

   Так  писал о загадочном народе древности поэт, нобелевский лауреат Валерий Брюсов.

  С того момента как человек обосновался на Земле, сменилось многое, появлялись и исчезали государства, народы, оставляя потомкам неразгаданные загадки. Среди них наиболее интересны, скифы.
  О них, скифах, в страхе вопрошает богов великий и грозный царь Ассирии Асархаддон в VII в. до н.э. Как божью кару характеризует их нашествие библейский пророк Иеремия. Кто же он, этот таинственный народ, перед одним именем которого трепетали самые могущественные владыки, покорявший народы, а затем под ударами новых завоевателей исчезнувший с лица земли?
  Шумеры, египтяне, финикийцы оставили потомкам письменные сведения о себе. Скифы — молчаливые курганы. Какие тайны и сокровища хранят они? Их разгадыванием уже на протяжении двух столетий занимаются археологи.
  В археологии нет незначительных вещей. Любой предмет, сохранившийся с древних времен, — ценен, любая мелочь — значительна. Каждая крохотная находка, сделанная руками талантливых скифских умельцев и извлеченная из земных недр,— новый рассказ об обрядах, обычаях, легендах, истории народа. Она подтверждает или противоречит тем сведениям о скифах, других народов, которые с симпатией или сарказмом описали их.
  Скифы не оставили нам письменных источников о себе. Поэтому-то для изучения их истории и образа жизни интерес представляют сведения их непосредственных соседей — греческих, а позднее римских авторов. И первый античный автор, упомянувший о скифах, Гомер — основоположник героического эпоса. Античная традиция рисует Гомера слепым, однако последние данные исследований позволяют предположить, что он прожил зрячим большую часть жизни, это позволило ему насытить «Илиаду» и «Одиссею» яркими образами природы и деталями окружавшего его героев быта. В 13 песне «Иллиады» певец ведет речь о справедливых «доителях кобылиц», питающихся молоком. Скифов, «доителей кобылиц», называет и Гесиод,— первый исторически достоверно установленный греческий поэт, живший около 700 г. до н.э. В V в. До н.э. скифы присутствуют в отрывках «Землеописания» Гекатея из Милета, пьесах Эсхила «Прикованный Прометей», Софокла  «Скифы» и «Царь Эдип», Еврипида «Рес».
  После Геродота скифский след встречается в комедиях Аристофана, стихах Пиндара, афинского историка и стратега Фукилида, придворного врача персов Ктесия Книдского, составившего «Историю Персии». Интересные сведения по этнографии и антропологии скифских племен даны в отрывках из произведений «О воздухе, водах и местностях» и «О болезнях» основоположника медицины Гиппократа из Коса и философском труде «Чужестранные обычаи» Аристотеля - ученого и воспитателя Александра Македонского.
  В условиях колонизации Востока греками интерес их политиков в делах Босфора, сбор информации об этом регионе становятся не просто полезными, но и необходимыми. Ведь, как утверждал Александр Пушкин:

Рожденные в снегах для ужасов войны
Там хладной Скифии свирепые сыны,
За Истрому таясь, добычи ожидают
И селам каждый миг набегом угрожают.

   История скифов с первых упоминаний о них и до XXI столетия трактуется по-разному. Одни ученые считают их коренным населением Северного Причерноморья, приводя в пользу гипотезы веские аргументы. Другие не менее убежденно считают скифов народом пришлым, перекочевавшим в причерноморские степи с востока Евразии. Геродот, говоря о происхождении этого народа, приводит три версии: скифскую, греческую и третью, которую, по его словам, «передают одинаково как эллины, так и варвары».
  По скифской версии первым жителем прежде необитаемой страны был Таргитай, родители его — бог Зевс и дочь реки Борисфена (Днепра). У Таргитая было три сына: Липоксаис, Арпоксапс и Колаксаис. В их царствование на скифскую с неба упали золотые плуг, ярмо, секира и чаша. Первым их увидел старший брат, но когда приблизился, чтобы поднять их, золото запылало огнем, и он вынужден был отступить. То же повторилось и со средним братом. Когда же к золотым предметам приблизился младший, пламя погасло, и он отнес золото к себе в дом. Поэтому старшие братья согласились отдать  ему царство. От каждого из братьев произошло племя, а все вместе они называются «сколотами», т.е. царскими. Греки же называли их скифами.
  Согласно греческой версии Геракл, гоня быков Гериона, прибыл в необитаемую степную страну, где его застала непогода. Закутавшись в львиную шкуру, он заснул, а проснувшись, обнаружил, что исчезли его кони. Он исходил всю степь в поисках пока не нашел их в Гилее. Там их стерегла ехидна — женщина змея. Она пообещала вернуть коней, если Геракл вступит с ней в брак, чтобы родить от героя сыновей — хозяев этих земель. Через некоторое время родились три мальчика: Агафирс, Гелон и Скиф. При расставании Геракл сказал: «Когда увидишь, что сыновья возмужали, посмотри, кто из них сможет натянуть мой лук и опоясаться этим поясом, как я тебе указываю, того оставь жить здесь. Того же, кто не выполнит моих указаний, отошли на чужбину». Геракл показал, как выполнить задание, оставил один из своих луков и пояс, на конце которого висела золотая чаша, и уехал. Когда сыновья выросли, мать передала указание Геракла. Агафирс и Гелон с заданием не справились, и мать изгнала их из страны. Младший же, Скиф, все выполнил правильно и остался, стал родоначальником всех скифских царей.
  Но третьему сказанию Геродота кочевники-скифы обитали в степях между Алтаем и Уралом, но, вытесненные другими кочевниками, пришли из Азии и сами изгнали из Причерноморья обитавших там киммерийцев. Эту же версию излагает Аристей в поэме «Аримаспия».
  Геродот во время путешествий по Скифии с удивлением отмечает: «У скифов нет ни городов, ни укреплений, и свои жилища они возят с собой». И действительно, так как им был свойствен кочевой образ жизни, археологами открыты единицы поселений скифов, да и большая их часть относится к поздним этапам их истории, когда часть скифов занялась земледелием. А раз они были в постоянном движении, то и усопших своих хоронили в местах, где проходили их передвижения, это Сибирь, Алтай, Урал, Причерноморье, Крым.
   В степях Украины и Южной России высятся несколько тысяч курганов. Большинство их небольшие, но встречаются и огромные, до 10 метров в высоту и 100 в диаметре. Большое внимание уделяется в последние годы курганам и могильникам Тувы. Именно они, курганы, являются  основным источником изучения жизни скифов.
  Начало изучения материальной и духовной культуры скифов началось в 1715 году, когда уральский горнозаводчик Никита Демидов (герой романа Федорова «Каменный пояс») прислал в подарок Екатерине I по случаю рождения сына — «на зубок новорожденному 100 тысяч рублей золотом и несколько золотых предметов из сибирских курганов. Эти вещи были найдены бугровщиками — людьми, промышлявшими поиском старинных курганов и извлекавшими оттуда ценности. Многие купцы Сибири и Урала покупали добытые таким путем сокровища и переплавляли их, наживаясь на сбыте золота. Сегодня таких любителей называют черными копателями, их деятельность запрещена законом. Еще Петр I решил положить этому конец и издал указ, предписывающий все интересные и необычные находки сдавать властям. Вскоре губернатор Сибири князь М.П. Гагарин прислал в столицу много старинных золотых предметов, которые и легли в основу коллекции. Коллекция хранилась сначала в Кунсткамере, а в 1859 году ее передали в Эрмитаж. Со временем составляющие коллекцию экспонаты географически далеко вышли за рамки сибирских курганов, основные ядром ее стало знаменитое на весь мир «скифское золото».
  Первым скифским курганом была Красная, или Литая Могила, которая помещалась за 30 верст от города Елизаветграда (ныне Кировоград). Она была раскопана в 1763 г. по приказу генерал-губернатора Новороссийского края О.П. Мельгунова, который не только о скифах, но и об археологии вообще не имел представления. Выявленные в кургане вещи губернатор подарил Екатерине II. В науку они вошли под названием «мельгуновского» сокровища. Среди них были золотая диадема, оковка рукоятки и ножен меча с изображением реальных и фантастичных зверей, золотые украшения одежды. Раскопки Литой Могилы можно считать началом скифской археологии.
  Скифы   относились  к умершим  с  большим  почтением, и желая обеспечить им загробное существование, отмечали место захоронения насыпью. Простых скифов хоронили в земляной  могиле, клали с ними личное оружие, ставили один-два горшка с едой и питьем. Их курганы были скромными.
  Совсем иными были захоронения знати. Тело умершего владыки, натертое воском и различными ароматическими травами, возили  по всем территориям подчиненных племен для прощания. После этого оно доставлялось на специально отведенное для погребения место. Могилу вырывали чаще всего в виде четырехугольной ямы. Сверху ямы или в самой яме над телом покойного воздвигали деревянный сруб. Затем следовали каменная и земляная округлые насыпи, образовывавшие высокий курган. Часто вместе с царем хоронили слуг и верховых лошадей. Например, в горном Алтае на высоте 1600 метров над уровнем моря находится урочище Пазырык, где обнаружены курганы, под которыми покоились родовые могилы знатных воинов или племенных вождей, живших в 5—2 веке до н.э.
  В 1929 году С.И. Руденко в этом месте раскопал курган, в погребальную камеру которого проникла вода и замерзла там, на долгие тысячелетия сохранив все содержимое как в морозильной камере. Сохранились не только предметы из драгоценных металлов, но и вещи из дерева, кожи, шерсти, кости, волос, которые не доживают до наших дней в других курганах. В деревянном  саркофаге хорошо сохранились мумифицированные тела мужчины — знатного воина и женщины. А еще останки 10 лошадей, на мордах четырех коней были ритуальные кожаные маски с рогами. В том же 1929 году на Кубани, около аула Уляп, произведены раскопки одиннадцати Ульских курганов. В самом большом из них — останки 410 принесенных в жертву лошадей.
  В богатых скифских курганах нередко находят скелеты убитых наложниц и слуг — они сопровождали царя в загробный мир. Геродот рассказывает, что вокруг могилы царя расставляли чучела коней и сажали на них убитых юношей. Специально для погребального ритуала шилась одежда, изготовлялись оружие, украшения, конская утварь, ритуальные сосуды. Выбор предметов для погребения этих особ неслучаен. Легенды выделяют эти предметы как важные, божественные. И оружие, и утварь, вазы и кувшины, пекторали и гривны часто украшались изображениями животных и сцен жизни.
  Это подтверждается изображениями на сосудах из крымского кургана Куль-Оба и кургана под Воронежом. Археолог Д.С. Раевский «читает» четыре изображения куль-обского фриза так: «Началом повествования может считаться одиночная фигура — скиф, натягивающий тетиву на лук. Эта сцена показывает сущность испытания, которому должны подвергнуться три сына прародителя скифов Геракла. В таком случае остальные сцены должны последовательно показывать, как каждый из сыновей справился с заданием. Следующие за одиночной фигурой — две парные группы. Сцены лечения травм (выбитый луком зуб у одного и покалеченная нога у другого), неизбежных при неумелых и безуспешных попытках старших братьев натянуть тетиву тем способом, который показан в первой сцене. Последняя парная сцена — главная во всем сюжете. Царь с повязкой-диадемой на голове, в котором ученый видит Геракла, излагает младшему сыну, Скифу, задачи управления народом.
  С изображениями на куль-обской вазе перекликаются сцены на  воронежском скифском ритуальном сосуде. Сосуд украшен фризом с изображениями трех групп, каждая из которых состоит из двух воинов. Их внешний облик и одежда соответствуют тому, что на сосуде из Куль-Обы: те же длинные  волосы, усы и бороды (лишь один юный воин безус и безбород), те же подпоясанные кафтаны, облегающие штаны, мягкие сапоги, подвязанные ремешками у щиколоток, такие же гориты, копья, щит — все соответствует тому представлению об облике скифских воинов, которые дала куль-обская ваза.
  В одной группе безбородый юноша-скиф, сидящий на возвышении из камней и придерживающий рукой боевую секиру, внимательно слушает бородатого воина, также восседающего на возвышении из камней и протягивающего юноше лук. На боку у него горит с таким же вторым луком. Во второй сцене изображен тот же бородатый скиф. Одной рукой он опирается на рукоятку боевого топора, а другую с двумя загнутыми пальцами протягивает в сторону собеседника, стоящего спиной к нему на коленях. Третья сцена изображает двух сидящих друг перед другом бородатых воинов. Один опирается на рукоятку упершейся в камень боевой секиры, другая его рука опущена; он слушает сидящего напротив воина, упирающегося одной рукой о камень, а в другой держащего двухвостую нагайку. У обоих на  боку гориты с луками».
  Дополняет представление об облике скифов и их образе жизни другая ценная находка. В 1971 году в кургане Толстая Могила (окраина города Орджоникидзе Днепропетровской области) Борисом Николаевичем Мозолевским среди многих ценных вещей найдена пектораль. Эта находка названа ЮНЕСКО «одним из величайших археологических открытий человечества XX века». Это уникальный образец античного ювелирного искусства, изготовленный, по мнению специалистов, во второй четверти IV ст. до н.э.

1Скифы1

  Пектораль — золотой нагрудник с высокохудожественными скульптурными изображениями сцен борьбы животных и сюжетов из жизни скифов. В древнем мире пектораль была довольно распространенным атрибутом и выполняла различные функции: от защитных до ритуальных (была символом власти). Эта культовая вещь отражала мировоззрение скифов, их представления об устройстве мира.
  Пектораль из Толстой Могилы состоит из  четырех жгутообразных трубок, скрепленных на концах обоймами. К ним при помощи штифтов прикреплены изящные плетенки, заправленные в орнаментированные обоймы с наконечниками в виде львиных голов. Трубки делят пектораль на три полукруглых яруса: в нижнем — животные, в среднем — растительный мир, а верхний прус изображает жизнь людей. В ней 1150 граммов золота 958-й пробы, диаметр — 30,6 сантиметра. Поражает высокохудожественная  работа древних мастеров: фигурки людей, животных, птиц  объемные, выполненные очень реалистично.
  Кочевой образ жизни скифов не позволял создавать произведения монументальной живописи или архитектуры.  Скифы жили в седле и передвигались по огромнейшим территориям, следовательно, произведения их искусства могли быть миниатюрными, служить украшением скифского быта, оружия, снаряжения, упряжи, одежды.
  Изображение животных — отражение понимания строения Вселенной скифами. В скифской картине мира птицы связаны с небом — верхний мир, копытные — с землей — средний мир хищные — с подземным царством — нижний мир. Устройство Вселенной, состоявшей из трех миров, повторялось в разделении общества на три сословия (цари и воины, жрецы, простые скифы), а Скифии на три царства (три мифологических брата).
  Один из известнейших шедевров Эрмитажа — золотая фигура оленя, найденная в кургане VI в. до н.э. у станицы Костромское на Прикубанье. Олень красовался на круглом железном щите в погребении скифского вождя. Скифы обожествляли прироу и символически связывали образ божества с образом оленя несущего на своих рогах солнце. Вся фигура оленя подчинена особенному, напряженному ритму, в котором выражена сила и мощь дикого зверя.
  В ней нет ничего случайного, лишнего. Гармонично сочетается мягкий изгиб шеи оленя с его тонкой мордой, над которой величественно возвышаются завитки откинутых на спину огромных рогов! Таких рогов, которые протянулись бы вдоль всей спины оленя, нет в природе! Зверь лежит, прислушиваясь к малейшему шороху, но в его позе такой порыв, такое сильное стремление вперед, что кажется, будто он не лежит, а летит в воздухе, вытянув шею и закинув рога. В фигуре оленя все изображено условно и в то же время предельно реалистично. Мы даже не замечаем, что художник изобразил у оленя  не четыре ноги, а только две. Плотно поджатые под брюхом, они создают впечатление сжатой пружины, готовой сработать в любую секунду.
  Эрмитаж обладает богатейшим собранием скифских древностей, в экспозициях свыше сорока тысяч предметов скифского искусства. Среди них золотая поясная бляха 12,5 на 8 см, на которой существо с кудрявой гривой или с рогами антилопы терзает склоненного перед ним коня. В глазу коня ясно видна смертная мука и страшная пустота смерти, а в глазу хищника — свирепая ярость. Спаянные в борьбе эти фигуры — хищник и жертва — единое, неразрывное целое в круге жизни, подчиненной ритму и порядку.
  Круг  в скифском искусстве — символ солнца и жизни, поэтому и изображения животных нередко заключены в круг, как часто демонстрируемая пантера из золотой кладовой.
  Еще одна часто встречающаяся в местах раскопок фигура — грифон —обитатель подземного царства или других труднодоступных мест. Античные авторы считали местом поселения этих существ гору Рифей в Скифии. По мнению греков, жадные и злые  грифоны охраняли золото и драгоценности, находящиеся под землей. Если чужак стремился завладеть сокровищами, грифоны разрывали его на части. Жили чудовища в гнездах, а вместо яиц откладывали агаты. Скифы показывали пришельцам гигантские кости, якобы принадлежащие грифонам, чтобы доказать их существование и так отпугнуть непрошенных гостей. Именно такими охранниками изображены грифоны на калафе (головной убор жрицы) из кургана Большая Близница на Таманском полуострове. Калаф состоит из тридцати соединенных между собой пластин и декорирован по нижнему краю меандром (геометрический орнамент в виде ломаной линии. Древние видели в нем глубокий магический смысл, линия отражала течение человеческой жизни) и розетками, инкрустированными синей эмалью. Каждая фигура отчеканена отдельно и прикреплена к пластине штифтами.
  Шедевры скифской цивилизации представлены в экспозициях киевской Лавры, Эрмитажа, в Одессе, Кызыле в таком замечательном состоянии, и кажется, что они сделаны недавно, а не пролежали в земле тысячелетия.
  1 апреля 1896 года, через антикваров из Вены, после проведения экспертизы французских специалистов знаменитый Лувр купил тиару (корону) скифского царя Сайтоферна.  Царь известен тем, что осадил греческий город Ольвию, жители которого заплатили за свободу откуп в размере 400 золотых. Об этом свидетельствовала надпись на сохранившейся в городе стеле. Конец текста был стерт, но историки предполагали, что кроме слитков речь шла о чем-то еще. И вот это-то «что-то» и предложили дирекции Лувра.
  Тиара представляла собой купол высотой 17 и диаметром 18  сантиметров весом 460 граммов, разделенный чеканкой-орнаментом на горизонтальные пояса. На главном — сцены из «Илиады»  и «Одиссеи». Второй пояс-фриз запечатлел скифского царя, который охотится на крылатого зверя. Изящные фигурки скифских воинов искусно сочетаются с изображениями быков, лошадей, овец. Верхняя часть тиары состояла из ажурных чеканных орнаментов и заканчивалась чешуйчатой змеей, кольцами венчавшей верхушку и поднявшей голову. Между вторым и третьим поясом по кругу шла надпись на древнегреческом языке: «Царя великого и непобедимого Сайтоферна. Совет и народ ольвиополитов». Отсюда следовало, что золотую «шапку» подарили знатному скифу жители города Ольвия.
  Французский музей не первый получил предложение приобрести тиару. Вначале ею любовались восхищенные директора венского музея. И их специалисты по археологии и античному искусству единогласно подтвердили античное происхождение тиары, высокую художественную ценность, и главное — ее безусловную древность. Но сумма, запрошенная за шедевр — 230 тысяч франков! Фантастическая и нереальная  для  австрийцев цена.
  Корону повезли в Париж, но и там музей не смог найти такие деньги, пришлось обращаться в правительство, просить помощи у меценатов. И вот раритет древнегреческого искусства торжественно занял место в постоянной экспозиции зала античного искусства Лувра. Отныне он будет таким же символом Лувра, как «Джоконда» Леонардо и Венера Милосская.

 

 

2     425    facebooklarger