Включить версию для слабовидящих

история освещения в городе Азове

^Back To Top

foto1 foto2 foto3 foto4 foto5

Календарь праздников

Праздники России

Контакты

346780 Ростовская область

г. Азов, Петровский б-р 20 

тел.(86342) 4-49-43, 4-06-15 

E-mail: This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it.

Besucherzahler
счетчик посещений

Фоменко, В.Т. Азовский Столыпин [история освещения в городе Азове] /В.Т.Фоменко //Читай-теленеделя. – 2012. - № 12 (20 марта). – С. 15.

История городского освещения в Азове не менее увлекательна, чем другие истории из его прошлой жизни. В 1906 году город, точнее, посад, перешел в управление к новому городскому голове В.И. Мышкину. Созидательная энергия этого человека сообщила Азову значительное оживление, особенно в 1911 – 1912 годы. В этот период Мышкин очень своевременно дал старт электричеству и телефонизации в городе, без которых теперь существование современного человека представляется катастрофой.

С наступлением сумерек в городе, по стародавней традиции, ворота, двери и ставни окон домов наглухо закрывались. Часа за два до полуночи в его домах все добропорядочные люди уже спали при лампадках перед образами. Редкие уличные фонари гасили, город погружался в непроглядный мрак ночи и замирал до утра. Те же, кого нужда заставала в это время выходить на улицу, старались следить за расписанием появления луны. В ее отсутствие, особенно в ненастье, в ночном Азове нелегко было выявить признаки жизни. Даже дворовые собаки, обязанные выказывать такие признаки, не желали отзываться на случайный шум с улицы.

Окажись Чичиков со своим пьяным кучером Селифаном в версте от Азова в ту ненастную ночь, описанную Н.В.Гоголем, вряд ли он обнаружил бы этот спящий городок – посад и нашел ночлег в нем, как нашел его у Настасьи Петровны Коробочки, услышав издалека лай собак в ее деревне.

Попытки освещать ночью улицы в Азове долгое время безуспешно пытались предпринимать преходящие градоначальники. «Когда же, наконец, придет желанная пора, и мы освободимся от тьмы кромешной, которая долго парит над нашим грязным осенью и пыльным летом городком, освещенным старыми примитивными фонарями?» - вопрошала городскую власть местная газета.

С приходом Мышкина улицы Азова продолжали еще освещаться тусклым светом керосиновых фонарей. Их обслуживал некий Кваша по договору с городской управой. Затем, в 1909 году, освещением улиц занялась контора В.Я.Асмуса, вызвав впоследствии жалобы и проклятия жителей.

В обязанности этой конторы входило обслуживание трех десятков более усовершенствованных керосинокалильных фонарей, расставленных для освещения центральной части города.

Особенные свойства этих фонарей проявлялись в их оригинально-беспокойном поведении, периодически оживлявшем однообразие жизни азовских улиц.

В местной газете от 1912 года можно ознакомиться с заметкой на эту тему из хроники новостей:

«8 марта сего года на углу Петербургской улицы и Петровского проспекта загорелся керосиново-калильный фонарь. Зрелище это привлекло массу гуляющей в то время публики. Через десять минут раздался страшный, подобный орудийному выстрелу, взрыв, и публика в паническом страхе побежала в разные стороны. Когда дым расселся, резервуар и колпак фонаря разорвало и исковеркало. К счастью, из публики никто не пострадал».

Это случалось нередко по вине отдельных городских жителей из породы злоумышленников, которые упрямо воровали керосин и увечили фонари. Что являлось одной из причин, отчего фонари мало горели и тускло светили. К тому же в городской управе с целью экономии городских средств установили очень короткий (2 – 3 часа) промежуток времени для освещения улиц.

Концессионер В.Я.Асмус потерял всякую надежду на то, что при таких условиях в Азове фонарное дело принесет ему прибыль, и он разбогатеет. Терпя убытки, Асмус отказался от договора на концессию освещения города до истечения срока.

Все фонари перешли в распоряжение города под присмотр члена городской управы Семена Ильича Иващенко, человека с амбициями, старослужащего чиновника. Впоследствии этого освещение города не улучшилось, а скорее ухудшилось.

Отвечая через газету на жалобу азовского инкогнито – обывателя о плохом освещении улиц, обвиняемый Семен Ильич болезненно отреагировал в забавном своем оправдании: «От бешеных собак, разумеется, никто из нас не застрахован, и в любое время мы можем подвергнуться их нападению, так точно и мы не застрахованы и от людей, могущих во всякое время, от нечего делать, вылить ушат грязи на какую угодно личность. Что же касается указанных в письме случаев не горения фонарей в пасмурные ночи, то это произошло потому, что в лунные ночи производится ремонт и чистка фонарей, которые на это время остаются без керосина, и так как в те дни дождевые тучи появились на небе вечером и неожиданно, то не было возможности приготовлять фонари к зажиганию в тот же вечер: развозка и наливка керосина в фонари требует более трех – четырех часов».

Ох, эти дождевые тучи! Сколько бы еще жизни ушло понапрасну в Азове под прикрытием этих дождевых туч, не объявись тогда Мышкин во главе города, чтобы привлечь предприимчивых людей, пригодность которых не хотели признавать в другое время.

Так, благодаря содействию Мышкина, азовчане впервые, в феврале 1912 года, увидели свет от электрической лампочки, которую зажег «ненормальный» В.С. Ходич, от тока динамо-машины, установленной в своем кинотеатре «Прогресс». До этого Азов еще не знал, что такое электрический свет.

Неудачные керосинокалильные фонари все хуже освещали улицы города, и постепенно накалили нервы азовским обывателям. Городской думе во главе с Мышкиным пришлось усиленно думать, как осветить ночной мрак, измучивший город.

Спустя год после того, как Асмус сдался и сдал свои фонари городу, в ноябре 1910 года, в городскую управу поступило предложение «от физика – механика А. Лыскина из Керчи» о предоставлении ему комиссионного устройства электрической станции для освещения Азова, с эксплуатацией ее не менее 15 лет и переходом потом в собственность городу.

Это предложение приятно всполошило городские авторитеты. Чтобы вновь не попасть впросак, в городской думе решили послать наиболее сведущих в этом вопросе думцев в другие города: посмотреть и узнать, как там живут люди после захода солнца.

На этом электрическое возбуждение думцев закончилось. По-видимому, вновь неожиданно появились те самые дождевые тучи Семена Ильича и зависли на думском небосводе, пока в марте 1911 года в Азов не пришли новые люди со своими предложениями по устройству электростанции.

Этими людьми были электротехник Василий Иванович Буссе и компаньон и его компаньон Сергей Иванович Дядькин. Они без всякой хитрости убедили Виссариона Ивановича Мышкина и членов городской управы заключить с ними выгодный для города договор о строительстве электростанции в Азове и эксплуатации ее в течение 24-х лет, то есть до 1936 года.

Для подготовки проекта договора была создана комиссия из гласных думы. Над диалогом думских приятелей из комиссии подтрунивала опять же местная пресса:

« - А здрастуй, Кузьма Григорьевич! – Здрастуй, Родион Алексеевич! – Куда, братушка, прешь? – В комиссию. – И я, братушка, в комиссию. Пойдем вместе. Я только прокинулся, совсем замотался, поду, думаю, в комиссию, отдохну и умных речей послухаю. – По электричеству? – Да, по этому самому. Замысловатая эта штука, разные там акомуляторы, эзоляторы… - Што и говорить, штука трудная, без ума не разберешься. – А подкомиссия избрана? – Нет? Я уже сам подумываю давно об этом, без подкомиссии нам не обойтись».

Создание комиссий в городской думе было привычным делом. Комиссии созывались по любому поводу, где было нужно и где не нужно, чтобы служить, прежде всего, коллективным зонтиком безопасности ее членов. В случае чего, призвать к ответу комиссию за ее просчеты в таком новом тогда деле, как электричество, было гораздо сложнее, чем одного ответственного человека. В первых числах апреля 1911 года думская комиссия определилась с территорией города, нуждающейся в освещении, и необходимым для этой цели количеством электрических фонарей.

На экстренном заседании городской думы 24 июня 1911 года был рассмотрен и утвержден проект договора на устройство в Азове электрического освещения на концессионных началах.

Этот договор был заключен между городом Азовом и концессионерами компании «Дядькин и Буссе»-11 июля, под залог в 3000 рублей. В тридцати девяти пунктах договора городская дума постаралась, и даже перестаралась, учесть все, что было нужно городу. В числе этих пунктов были жесткие условия, предъявляемые концессионерам, а также и подробное описание места под строительство электростанции.

2     425    facebooklarger