Включить версию для слабовидящих

Горшков Георгий

^Back To Top

ГЕОРГИЙ ГЕОРГИЕВИЧ ГОРШКОВ
(11 августа 1881 — 23 августа1919)

Полковник. Начальник эскадры воздушных кораблей «Илья Муромец» русской армии (1917).

  ГоршковПервая мировая война стала самым серьезным экзаменом на зрелость народившейся военной авиации: разведывательной, истребительной, бомбардировочной. Если в 1914 году воюющие стороны имели сотни летательных аппаратов, то к концу Великой войны в армиях и на флотах воюющих государств уже насчитывались многие тысячи аэропланов.
  Российская империя тоже относилась к числу держав, которые блистали постановкой военного воздухоплавательного дела. Она имела таких бесстрашных летчиков, как Нестеров и Ткачев, таких результативных воздушных бойцов, как Казаков и Крутень. Но был еще один род авиации, который развился в годы войны не сразу, хотя и выглядел перспективным.
  В русской армии «серьезное» бомбометание в годы той войны началось с действий эскадры воздушных кораблей «Илья Муромец». Это было уникальное соединение, своего рода первая в отечественной истории авиационная дивизия, хотя таковой она тогда не называлась.
  К фронтовой славе эскадры воздушных кораблей «Илья Муромец» был причастен уральский казак Георгий Георгиевич Горшков, командовавший ей в 1917 году. В Первой мировой войне русский ас был знаменит, хотя в отечественной истории после войны Гражданской его забыли. Судьба же этого человека была удивительна.
  Родился он в степной Уральской области. Отец его был казачий есаул, который постарался дать сыну офицерское образование, что было в традициях рода Горшковых. Георгий Горшков закончил в 1901 году Оренбургский Неплюевский кадетский корпус, а затем поступил в столичное Николавевское инженерное училище, из которого выпустился в 1904 году подпоручиком.
  Офицеру с казачьим происхождением службу начинать пришлось не «по войску», а в 8-м саперном батальоне. Георгий Горшков имел достаточно хорошее знание военно-инженерного дела для того, чтобы заниматься обучением других. Через год после выпуска из училища он назначается заведующим обучения в унтер-офицерском классе. Затем получает должность заведующего обучением во 2-м отделении саперного класса батальонной школы.
   В начале того века воздухоплавание «входило в моду» и притягивало к себе людей, влюбленных в небо и любящих рисковать. Таким оказался и уральский казак в чине саперного поручика. Он добивается права на обучение в офицерском классе Учебного воздухоплавательного парка, который с успехом заканчивает в 1908 году и остается в его постоянном составе.
   В том же году поручик Георгий Горшков переводится в Брест-Литовское крепостное воздухоплавательное отделение. В 1910 году становится заведующим Гатчинским аэродромом, но вскоре оказывается в постоянном составе Офицерской воздухоплавательной школы.
  С июня по август 1911 года штабс-капитан Георгий Горшков проходил обучение на аппаратах «Балеро» во Франции. Та служебная командировка за границу только закрепила в нем желание летать именно на тяжелых, в два-четыре мотора, аэропланах. И если воевать, то воевать именно летчиком-бомбометателем. О таком искусстве воздушного бойца тогда еще только начинали говорить.
  Звание военного летчика Горшков получил лишь после того, как вернулся в Россию из командировки во Франции. Он был назначен помощником начальника авиационного отдела Офицерской воздухоплавательной школы, при этом сам часто поднимался в небо.
  Но мечта капитана Г. Г. Горшкова сбылась только после начала Первой мировой войны: в августе 1914 года уже опытный пилот становится командиром воздушного корабля «Илья Муромец-Киевский». В следующем месяце он оказался на фронте в составе эскадры воздушных кораблей, то есть в «тяжелой бомбардировочной дивизии» русской армии.
   Как воевал на фронте уральский казак Георгий Георгиевич Горшков, носивший в 1915 году уже погоны подполковника, лучше всего свидетельствует высочайший приказ от 28 ноября того года о награждении военного летчика Георгиевским оружием «За храбрость». В том приказе, подписанном императором Николаем II, рассказывалось о совершенном им подвиге так: «...Награжден... за то, что 15-го, 24-го и 25-го февраля 1915 года, лично управляя вверенным ему кораблем, произвел повреждение авиационных ангаров, железнодорожных путей и сооружений станции Вилленберг, брошенными с корабля 42-мя бомбами.
   Произвел фотографирование означенной станции и всех укреплений г. Вилленберга и выполнил разведку, доставив своевременно важ¬ные сведения о движении неприятельских войск из Единорожец-Прасныш и отсутствии движения войск и переправ у города Плоцка, вопреки имевшимся агентурным сведениям, чем оказал огромную услугу штабу армии».
   Иначе говоря, многомоторный «Илия Муромец-Киевский», с бомбовой нагрузкой в 42 единицы, разбомбил военный аэродром и железнодорожную станцию Вилленберг на территории Восточной Пруссии. Тем самым германской армии был нанесен немалый материальный и людской урон.
  Помимо этого, обладатель почетного Георгиевского оружия внес «с воздуха» серьезные коррективы в планы русской армии: теперь в штабе Северо-Западного фронта знали доподлинно, что вражеского удара через реку Вислу у города Плоцка не будет. А ведь агентурная разведка из числа местных жителей Царства Польского сообщала со¬всем иное...
  За Первую мировую войну Г.Г. Горшков, ставший в мае 1917 года полковником, заслужил за меткие бомбометания несколько орденов и два высочайших благоволения «за отлично-усердную службу и труды, понесенные во время боевых действий».

СамолетСамолёт "Илья Муромец", 1914 год

  Октябрьской революции он не принял. Когда Восточный фронт Первой мировой войны окончательно развалился, полковник Горшков волей судьбы оказался одним из руководителей петлюровской Украинской народной республики (УНР), а затем гетманской Украины.
  Но и в годы Гражданской войны он не забывал о своей давно данной присяге на верность Богу, царю и Отечеству. Горшков активно способствовал тайной переправе различного авиационного имущества в белую Добровольческую армию генерала А.И. Деникина, вербовке в нее людей.
    В 1919 года гетманский авианачальник бежал с Украины, с целью добраться до мест пребывания частей деникинской армии. Однако он был арестован Одесской ВЧК и расстрелян.

 Шишов, А.В. Сто великих казаков / А.В. Шишов.- М.: Вече, 2007.- С. 413- 416. – (Сто великих)