Включить версию для слабовидящих

каменных изваяний «бабы»

^Back To Top

foto1 foto2 foto3 foto4 foto5

Календарь праздников

Информер праздники сегодня

Контакты

346780 Ростовская область

г. Азов, Петровский б-р 20 

тел.(86342) 4-49-43, 4-06-15 

E-mail: This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it.

Besucherzahler
счетчик посещений

Рычагова, Е. Поговорим о «бабах»: музейная коллекция каменных изваяний «бабы» /Е. Рычагова //Азовская неделя. – 2009. – 30 июля. – С. 8.

 

207В донских степях половцы хозяйничали около двухсот лет. Борьба с ними открыла первую страницу русской литературы великим «Словом о полку Игореве». Азов же обязан им основанием и именем. К сожалению, материальных свидетельств о пребывании в наших краях племен, сыгравших в истории города столь значительную роль, сохранилось немного. Среди них – каменные изваяния, попросту – «бабы».

С момента основания музея во дворе порохового погреба вырос целый сад этих удивительных статуй. Время не пощадило их: ветер, дождь и солнце стерли индивидуальные признаки, однако при внимательном рассмотрении еще можно различить шлемы воинов, косицы на спине мужских фигур, сапожки, чулочки, а с одной общей их особенностью не в силах были справиться ни годы, ни погода. Как и тысячу лет назад, они сжимают в растопыренных пальцах сосуды – ключик, объясняющий предназначение идолов. Вспомните, как мы поминаем предков – ставим им еду, питье, мысленно или вслух беседуем с ними, веря, что будем услышаны. И в этом отношении мало чем отличаемся от кочевников. Они тоже клали пищу для погребенного родственника – на сосудики в руках изваяний. Сами же статуи предназначались для замены умершего на его поминках и служили временным вместилищем одной из его душ, которая принимала участие в поминальном пиршестве.

То есть «бабы» были непременной частью распространенного среди кочевых племен культа предков. Само слово «баба» - это переиначенное на русский лад тюркоязычное слова «вава», что означало предок. Отголски древних верований и традиций сохранились до наших дней. «Этнографические исследования показали, - рассказывает старший научный сотрудник И.Р. Гусач, - что и у современных тюркоязычных народов (в частности, у казахов) существовал обычай заменять покойника на поминках деревянной куклой, наряженной в одежду умершего. Куклу усаживали между гостями, угощали едой и питьем».

Ставились статуи в поминальных святилищах на курганах и возвышенных местах. Если «баба» изображала человека прославленного, выдающегося, обожествленного после смерти, воспринимаемого современниками защитником и покровителем, она так и оставалась на вершине. Ей поклонялись, приносились жертвы. «Знает каждый пастух, прогоняющий стадо, что оставить овцу перед идолом надо», - писал древний поэт. Если же каменная фигура делалась с заурядного половца, ее по прошествии какого-то времени сносили в восточный сектор кургана и прикапывали.

Уважительное отношение к истуканам продолжалось на протяжении столетий не только со стороны половцев, но и других народов. Составители древнерусской книги отмечали в своем труде: «А на речке на Терновке стоит человек камен, а у него кладут Белгорода станичники доездные памяти, а другие памяти кладут на Самаре у двух девок каменных». Даже когда «бабам» уже не придавали культового значения и служили они путевыми вехами, их не разрушали и не уничтожали. И лишь где-то в 17-18 веках статуи божков запросто могли стать стройматериалом и пойти на закладку фундамента.

Музейная коллекция «баб» стала складываться ровно пятьдесят лет назад. Сегодня она насчитывает 15 каменных изваяний. Последние пополнения годичной давности прошли реставрацию и заняли почетные места в каменном саду Порохового буквально неделю назад. Это две женские фигуры. Одна, выполненная из ракушечника, была раскрашена белой и красной краской. Скульптор одел ее в шапочку необычной формы, штаны, сапожки, прикрепленные ремешками к поясу. Грудь «дамы» украшена двумя гривнами и ожерельем. Вторая статуя – из песчаника, она лучше сохранилась и более интересна в качестве предмета для исследования кочевой культуры. У нее прекрасно сохранились черты лица, которые наверняка имеют портретное сходство с оригиналом. На голове высится высокая конусообразная шапка, из-под которой выходят «рога» - украшения из войлочной трубочки, перевитой проволокой. Волосы спрятаны под «лопасть» - тканевую накидку. И, самое главное, - у нее на груди четыре гривны. По-видимому, на Юге России это первая статуя со столь большим количеством шейных обручей. Скорее всего, они указывают на принадлежность умершей к верхушке половецкой аристократии. Поэтому за «бабой» закрепилось другое, более подходящее к ее статусу название: «царевна».

2     425    facebooklarger