Включить версию для слабовидящих

памятники культуры

^Back To Top

foto1 foto2 foto3 foto4 foto5

Календарь праздников

Информер праздники сегодня

Контакты

346780 Ростовская область

г. Азов, Петровский б-р 20 

тел.(86342) 4-49-43, 4-06-15 

E-mail: This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it.

Besucherzahler
счетчик посещений

Какие наиболее значительные памятники культуры есть в нашем регионе? //Культурология в вопросах и ответах. – Ростов н/Д., 1997. – С. 459-462.

 

Донской край богат замечательными памятниками культуры. К одним из древнейших памятников относится древнегреческий город Танаис, самое северное поселение эллинов, самое большое после Пантикапея. Музей Танаиса на его раскопках создан в 1960 г. В нем экспонируются свидетельства развитых ремесел — ювелирные, керамические, литейные изделия. Но самое интересное — руины самого города, фундаменты домов и хозяйственных построек, части декора зданий и остатки башен, с которых жители Танаиса обозревали степной простор — не покажется ли враг? Варвары-степняки разрушили город в III веке.

Интереснейшим памятником казачьей культуры, а также петровского барокко является историко-заповедная часть города Старочеркасска , первой казачьей станицы на Дону. Здесь сохранились казачьи курени и атаманские каменные дома. Но исключительный интерес представляет собой Воскресенский войсковой собор, Он строился по указанию Петра Iтак, чтобы его купола были видны туркам в Азове. Собор венчают девять глав, он не велик по размеру, однако среди станичной одно - двухэтажной постройки производит монументальное впечатление. Воскресенский собор состоит из трех восьмигранных башен, поставленных по главной оси, и двух боковых, в плане он образует крест. Промежутки между башнями, несущими большие купола, заполнены еще четырьмя башенками и малыми куполами. Сдержанное наружное оформление собора указывает на его родство с деревянными храмами. Внутреннее же убранство поражает великолепием. Иконостас Воскресенского собора дает блистательный, уникальный образец раннего русского барокко. Многоярусное сооружение украшено обильно и изобретательно деревянной позолоченной резьбой, отчасти орнаментальной, отчасти изображающей растительные мотивы, в которых многие видят отражение донской флоры: листья и плети хмеля и винограда. Среди икон, написанных итальянскими мастерами, выделяется храмовая подписная икона Ефима Грека «Воскресение Христово». Ее колорит особенно насыщен, икона пронизана глубоким религиозным чувством.

Хоры собора расписаны сценами из Ветхого и Нового заветов. Различие в стилистике частей росписи заставляет предположить, что над росписями деревянной обшивки хоров работал не один мастер.

В 1806 г. столица казачества переносится в Новочеркасск . Но еще в 1805 г. там производится закладка нового войскового собора. Его строительство будет полно драматизма и продолжится 100 лет. Храм строился в нововизантийском стиле. Его должен был венчать большой купол, но поспешность и неточность в работе дважды приводили к тому, что купол обрушивался. Довести замысел до конца удалось архитектору А.А.Ященко. Сегодня Новочеркасский Вознесенский кафедральный собор с куполом 17 м в диаметре не только главный архитектурный акцент города Новочеркасска, образующий центр ансамбля главной площади и центральных улиц города, но и один из крупнейших храмов православного и христианского мира.

Проект храма за время его строительства менялся. И если в результате нарушилась чистота византийского стиля, то зато приобретено светлое и радостное решение архитектурного убранства. Огромное здание украшено множеством проемов и окон, окна на барабане главного купола делают его легким и светлым. Колонны коринфского ордера делают фасад нарядным, праздничным. Колоссальное здание в плане крестообразно. Пирамидальная композиция и большая высота (74,6 м) также усиливают впечатление легкости и устремленности к небу.

Внутреннее убранство собора торжественно, оно сдержанно по колориту, стенные росписи, за образец которых были взяты росписи киевского собора Святого Владимира, строги, но нарядны. Работы выполняло «Санкт-Петербургское общество художников». Консультантом выступал киевский профессор, знаток византийского искусства А.В. Прахов.

2     425    facebooklarger