Включить версию для слабовидящих

центры региональной культуры Дона

^Back To Top

foto1 foto2 foto3 foto4 foto5

Календарь праздников

Праздники России

Контакты

346780 Ростовская область

г. Азов, Петровский б-р 20 

тел.(86342) 4-49-43, 4-06-15 

E-mail: This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it.

 

      !!!  Новое !!!

kids

Besucherzahler
счетчик посещений
Яндекс.Метрика

КАКОВЫ ОСНОВНЫЕ ЦЕНТРЫ РЕГИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ДОНА? //Культурология в вопросах и ответах. – Ростов н/Д., 1997. – С. 456-472.

    О многочисленных народах, населяющих Донские земли, и их культурных традициях человечество впервые узнало от самого первого историка планеты — Геродота. Одним из интереснейших районов донского низовья справедливо считают кольцо городов — Аксай, Новочеркасск,Старочеркасскуюстаницу. У этих населенных пунктов различный исторический возраст, различная судьба, неодинаков рельеф, но наряду с отличиями есть и много общего, что роднит их.

    Аксай1АКСАЙ — одно из старейших казачьих поселений на Дону, упомянутых в летописях 1570 г., когда казаки провожали отсюда в Турцию царского посла Новосильцева. Еще задолго до получения статуса города Аксай довольно-таки длительное время числился кандидатом в мощную оборонительную крепость. Как известно, корни европейской цивилизации уходят в Танаис. В результате значительных по объему раскопок в зоне расположения нынешнего Аксая археологи обнаружили на территории города несколько различных по времени и культуре поселений. Древнейшие из них относятся к эпохе бронзы, затем на этой территории возникло новое поселение, существовавшее в первые века нашей эры. Поселение входило в районы античной цивилизации, центром которой вПодоньеи был Танаис. И по сей день древность здесь встречается на каждом шагу: в откосах городища — слоистые останки зольников, погасших более двух тысячелетий назад; в зарослях полыни, сохранивших обломки вещей от античности до средневековья. И на протяжении последующих столетий Аксай сохраняет свое значение. Аксай3
   В старых справочниках можно встретить упоминание об Аксае как о большом торговом селении и одной из важнейших пристаней на Дону. Место расположения города у
впаданияреки Аксай в Дон исключительно живописно и удобно.
   Из летописей известно, что наши предки даже собирались здесь в XVIII веке строить мощную крепость Дмитрия Ростовского с тем, чтобы перенести сюда столицу донских казаков. Но всякий раз обстоятельстваизменялисьи древняя казачья столица стала городом лишь в 1957 году. Аксай и сегодня город небольшой.

  Судьба другого города региона —НОВОЧЕРКАССКА сложилась совсем по-иному.Новочерскасск— единственный из старых городов Дона, который родился сразу городом буквально с чертежей. В 1864 году при раскопках курганаХохлачв Новочеркасске были найдены десятки вещей сарматской эпохи — золотые кубки, браслеты, два головных убора. Один из них — диадема, окаймленная жемчугом и золотом. Очевидно, что этот золотой венец принадлежал знатной сарматке. Почти все вещи, обнаруженные в раскопкахХохлача, находятся в экспозиции Санкт-Петербургского Эрмитажа (вНовочерскасскоммузее демонстрируются копии).
    Новочеркасск Материалы раскопок другого замечательного кургана — Садового, вскрытого отрядом археологов в 1962 году на окраине Новочеркасска, экспонируются в зале драгоценных экспонатов в Ростовском областном музее. Курган оказался той же эпохи, что иХохлач, но найденные вещи принадлежали воину и вождю. Прекрасныефалары— бляхи, украшения, детали щита, тончайшей работы чаша для вина, оружие...
   Недалеко от станции Богдановка сохранился интересный памятник военно-фортификационного искусства — пороховой погреб. Дата постройки его 70-е годы XVIIIвека, в период, когда Россия готовилась к последнему штурму турецких позицийцийв Приазовье. Пороховой погреб сооружен на скальной площадке надпойменной террасы. Мощные стены из большемерного старинного кирпича и камня-ракушечника перекрыты сводчатыми потолками и сверху засыпаны землей.
    Редчайшие памятники, сохранившиеся у нас на Дону, такие как крепости Павловская, Лютик, Аннинская, пороховой погреб, являются по сути дела документами, свидетельствующими о многолетних тяжелых войнах с Османской империей, но одновременно они и своеобразная энциклопедия фортификационного зодчества, строительной техники и архитектурной мысли.
    Возвращаясь к разговору о Новочеркасске, можно добавить следующее: во-первых, Новочеркасск вырос без реки; во-вторых, торжественная закладка новой столицы донских казаков была ознаменована «ста одним войсковым пушечным выстрелом». Памятники самого раннего этапа развития города — две триумфальные арки. Во всей области это единственные примеры когда-то довольно распространенных в России архитектурных сооружений в честь наиболее значительных событий. С весны 1817 года приказом атамана М.Платова были воздвигнуты двое огромных каменных триумфальных ворот по примеру тех сооружений, какие были установлены в Санкт-Петербурге в честь возвратившейся из Парижа победоносной гвардии.Новочеркасск арка
    Триумфальные арки Новочеркасска — образцы архитектурной классики, самого позднего завершающего развития стиля.
   Войсковой собор — замечательный образец чрезвычайно важного и сложного этапа в развитии русской архитектуры второй половины XIX века. Он вносит в облик города довольно таки яркие, легко узнаваемые штрихи первых лет биографии, создавая необходимую каждому городу глубину прошлого, специфику и колорит. Это был период с ярко выраженным историзмом художественного мышления, обусловившего выбор из богатейшего арсенала прошлых веков многих архитектурных форм. Просторная площадь вокруг собора не скрадывает устойчивых, тяжелых форм, величественности здания; жесткая прорисовка декоративных деталей на поверхности стен, низкие полукруглые абсиды и тесно прижавшиеся к центральному шлемовидному куполу угловые главки усиливают это величие... Храм в какой-то мере завершал почти полувековой этап развития целого архитектурного направления, получившего в специальной литературе условное наименование «эклектики» или «историзма». Интересна и профессиональная художественная роспись интерьера собора, выполненная известными русскими художниками.В основном это портреты канонизированных древнерусских церковных и государственные деятелей, например, Дмитрия Ростовского — страстного обличителя раскола.

 

 

 

2     425    facebooklarger