Включить версию для слабовидящих

Столицы донского казачества

^Back To Top

Календарь праздников

Праздники России

Контакты

346780 Ростовская область

г. Азов, Петровский б-р 20 

тел.(86342) 4-49-43, 4-06-15 

E-mail: This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it.

 

      !!!  Новое !!!

kids

Besucherzahler
счетчик посещений
Яндекс.Метрика

СТОЛИЦЫ ДОНСКОГО КАЗАЧЕСТВА

Граница породила казачество, а казаки создали Россию.
Л.Н. Толстой

   О времени возникновения донских казаков до сих пор среди историков нет единой точки зрения. По мнению Р.Г. Скрынникова, например, первоначальные казачьи общины состояли из татар, к которым присоединялись затем русские. Л.Н. Гумилев предлагал вести донских казаков от хазар, которые, смешавшись со славянами, составили бродников, являвшихся не только предшественниками казаков, но и прямыми их предками.
   Казаками становились не только русские и украинцы, но и выходцы из среды местных народов. В конечном счете сближение пришлого люда с коренным населением сказалось на материальной и духовной культуре казачества, определило его специфические этнические приметы

Донское казачество

   Все больше специалистов склоняются к тому, что истоки донского казачества следует видеть в древнем славянском населении, которое согласно археологическим открытиям последних десятилетий существовало на Дону в VIII - XV вв.
   Пролить свет на время возникновения донского казачества поможет установление точной датировки челна, найденного в марте 1955 года в протоке у острова близ хутора Пухляковский школьниками под руководством педагога и краеведа Раздорской средней школы JI.T. Агаркова. Тогда в результате строительства Цимлянской ГЭС Дон сильно обмелел. Челн был выдолблен из огромного дубового ствола. Его длина около 4 метров, диаметр - 80 см и высота - 45 см. В настоящее время челн находится в Новочеркасском музее истории донского казачества, по поводу его датировки споры еще продолжаются.
  История донского казачества — это история непрерывной борьбы на степных просторах южных рубежей русского государства. По образному выражению Льва Николаевича Толстого, «граница породила казачество, а казаки создали Россию».
  Все, кто уходил на Дон, находили там пристанище, не опасаясь, что их настигнет рука власти. Не случайно в плоть и кровь донских казаков вошла поговорка: «С Дону выдачи нет». Казаки, обосновавшиеся в Диком Поле — так стало называться с XV века пустынное место, образовавшееся после разорения монголо-татарами южно-русских княжеств, - постоянного места жительства не имели. Убежищем им служили вырытые в земле ямы, покрытые хворостом или камышовые шалаши-шиши. Первое время женатых среди них не было. Основным источником существования являлась военная добыча.
   Природа щедро одарила донских казаков, они говорили: «Кормит нас, молодцев, Бог: подобно птицам мы не сеем и не собираем хлеба в житницы, но всегда сыты. А ежели кто станет пахать землю, того нещадно сечь розгами». Таким образом, первые казаки ревностно следили за тем, чтобы ничто не отвлекало от главного их занятия — военной службы.
   В XV веке распалась Золотая Орда и на ее месте образовались Казанское, Крымское, Астраханское ханства, Малая и Большая Ногайская орды, руками которых Османская империя стремилась задушить молодое Российское государство. Ханства продолжали совершать опустошительные набеги на Русь. На южных ее рубежах первыми сталкивались с незваными гостями донские казаки.
   В конце XV — начале XVI веков на южных рубежах России начала создаваться единая система пограничной обороны — «засечные линии» из лесных завалов, валов, городов-острогов и постоянных гарнизонов.
   К этому времени относятся известия о появлении постоянных казачьих поселений — городков.
   Казачьи городки служили опорой для русских царей в их стратегии продвижения к Азовскому и Черному морям. Учитывая выгоды расположения городков, уже вскоре после их возникновения прежний путь сообщения с Турцией, шедший вдоль Днепра в Крым, был заменен на путь по Дону в Азов как более надежный и быстрый.
    Первое письменное упоминание о казачьих городках относится к 1549 году.
   В грамоте, подписанной царем Иоанном IV Грозным 3 января 1570 года и посланной на Дон с боярином Новосильцовым, казакам и их атаманам Мамину и Яковлеву предписывалось слушаться Новосильцова во всех государевых делах, «... тем бы есте нам послужили, а мы вас за вашу службу жаловати хотим». За службу по охране царского посла впервые всему казачьему войску было обещано жалованье.
   Эта грамота — первый официальный документ о признании московским царем донских казаков и считается отправной точкой в дальнейшей истории служения казаков российскому государству. Поэтому 3 января 1570 года является датой создания Всевеликого войска Донского.

Казачество

   Столицами области Войска Донского в разное время были: Раздоры - с 1571 г., Монастырский Яр (близ г. Аксая) - с 1622 г., Азов - 1637-1642 гг., Махин остров - с 1642 г., Черкасск (ныне ст. Старочеркасская) - 1645-1805 гг., 1775-1917 гг.
   Последней столицей был Новочеркасск - 1805-1920 гг., который в настоящее время является мировой столицей донского казачества

СТАНИЦА РАЗДОРСКАЯ

   РаздорскаяНа высоком холме, над берегами Донца, который вьется излучинами, прорезая гладью вод, отразивших широкое небо, отроги Донецкого Кряжа, переходящие в первозданную ковыльную степь, есть особые места — Раздоры, остров Поречный, хутора Пухляковский и Мелиховский... У экскурсоводов часто спрашивают, почему станица называется Раздорской. Сотрудники музея выдвигают две версии: для туристов — романтическая — мол, казаки не поделили между собой турчанку-полонянку, отсюда и вышел раздор. Вторая версия — научно-доказанная и географически обоснованная теория.
   Слово «раздор» означает, что река Дон разрывается на 2 части. И вот на этом месте, в раздоре реки и располагается городок Раздоры.
   Раздоры Донецкие являлись во второй половине XVI века одним из самых известных казачьих поселений. Именно там, как доносил в 1570 году царский посол Иван Новосильцов, от Азова за «три днища» находились «ближние зимовища атаманские».
   Станица Раздорская оставалась столицей донского казачества до 1622 г.
   В Раздорах находятся несколько оригинальных куреней, в которых жили донские казаки. Территория музея-заповедника включает места уникальных археологических находок. Здесь расположены археологические памятники эпохи неолита, бронзы, раннего железного века и средневековья. Следы о своем пребывании на территории современных Раздор оставили такие древние народы, как киммерийцы, скифы, сарматы, аланы, готы, гунны, хазары, половцы, монголы.
   25 февраля 1988 года по инициативе писателя А.В. Калинина был создан Раздорский этнографический музей-заповедник. В состав музея-заповедника помимо станицы Раздорской вошли хутора Пухляковский и Каныгин. Сегодня Раздорский этнографический музей-заповедник продолжает хранить богатые традиции казачьей культуры, в том числе архитектуры, быта, фольклора.
    В настоящее время в станице Раздорской и хуторе Пухляковский открыты выставки по истории и культуре донского казачества; проводятся этнографические программы и фольклорные праздники, сопровождаемые песнями, реконструкциями старинных казачьих обрядов; организованы пешеходные экскурсии. Развивая богатые культурные традиции народов Дона, благодатной осенью, когда собран урожай, срезаны гроздья спелого винограда и уже бродит молодое вино, здесь собираются на фольклорный фестиваль «Донская лоза».
  В хуторе Пухляковский недавно открылся этнографический комплекс «Пухляковская казачья усадьба». Появление усадьбы связано с давней мечтой писателя Анатолия Вениаминовича Калинина создать архитектурный памятник героине романа «Цыган» казачке Клавдии Пухляковой. Хуторяне хорошо знают, что ее прототипом стала их землячка Клавдия Николаевна Чекунова - прекрасной души человек, знатная виноградарь, певунья и, наконец, красавица. В Пухляковском, кстати, и снимали все фильмы по произведениям А. В.Калинина («Возврата нет» (1974), «Цыган» (1967), «Цыган» (1979), «Возвращение Будулая» (1985), «Цыганский остров» (1993)   , «Будулай, которого не ждут»  (1994).

АЗОВ

  1Азов История города Азова насчитывает почти десять веков! Здесь выход в южные моря - через Азовское в Черное и дальше... За обладание дельтой Дона в старину соперничали между собой киммерийцы, скифы, сарматы, гунны, печенеги и половцы. Через Азов проходил один из маршрутов Великого Шелкового пути, здесь строили свои колонии древние греки, средневековые Венеция и Генуя, здесь находилась северная точка Османской империи.
  В XVII в. крепость препятствовала донским казакам выходить на судах в Азовское и Черное моря для торговли и набегов. Казаки долго добивались от царя разрешения завоевать Азов и, когда получили, отправились в поход. В июне 1637 г. отряды запорожских и донских казаков после двухмесячной осады штурмом захватили Азов. Турция совершенно не хотела мириться с таким положением дел и летом 1641 г. направила к стенам крепости сильный флот и сухопутные войска. С июня по сентябрь 1641-го продолжалась осада Азова турками — «Азовское осадное сидение», окончившаяся победой донских казаков, но не принятая в тот момент русским царем Иваном Грозным.
  Стратегическую важность Азова как форпоста на побережье понимал царь Петр. В 1695 г. во время первого Азовского похода войска Петра I осадили Азов с суши. После двух неудачных штурмов осада крепости была снята.
  Для завоевания Азова Петр отдал приказ строить военный флот. Летом 1696 г. при содействии кораблей Азовской флотилии русские войска овладели крепостью. Российские корабли одержали свои первые славные победы под стенами Азова. А первые в истории России залпы салюта в честь этого события прогремели в станице Старочеркасской - в те времена столице донского казачества. Сейчас в городе можно посмотреть остатки турецкой крепости: высокие земляные валы по левому берегу Дона (высота от 3 до 15 м, ширину у основания от 10 до 30 м) и крепостной ров. Из 11 ворот крепости сохранились Алексеевские ворота (1801-1805) и фундаменты Троицких ворот, пороховой погреб (1799, ныне в нем размещена экспозиция краеведческого музея, в т.ч. диорама «Азовский поход Петра I в 1696 г.», художник А. Чернышев). Внутри крепости - лабиринт узких извилистых улочек, глиняные и саманные дома XIX в.
   Отдавая дань богатому прошлому, круглый год сокровища скифских курганов, уникальные находки археологов эпохи палеолита в виде окаменелых останков гигантов прошлого — трогонтериевого мамонта высотой 4,5 метра, динотерия и прочих реликтов, — крепостные валы и фортификационные сооружения времен Петра Великого, ждут гостей.
   В 2001 году в Азов для проведения раскопок приезжал знаменитый норвежский исследователь и путешественник Тур Хейердал, искавший следы древнего города Азгарда. Он хотел найти доказательства своей теории о южных корнях викингов - предков нынешних народов Скандинавии (1в. до н.э.).

Об истории российского салюта
    Все знают о давней традиции салютовать в честь воинских побед.
   Но мало кто знает, что истоки этой традиции берут начало с земли Донской. А произошло это более 300 лет тому назад, в Петровские времена, когда турецкая крепость Азов пала, не выдержав атаку российского флота и войск нового строя. Тогда в военных действиях активное участие приняли донские казаки под предводительством атамана Фрола Минаева. После взятия Азова, на следующий же день, 18 августа 1696 года, по приказу Петра I в Старочеркасске прогремели залпы первого в России салюта Победы.
   Потом, уже в Москве, после возвращения Петра, был устроен грандиозный праздник, на котором помимо фейерверка был дан пушечный салют. Но это был уже второй по счету салют в истории государства Российского.

СТАНИЦА СТАРОЧЕРКАССКАЯ

   СтарочеркасскЭто самая известная столица донского казачества, город, где с 1644 по 1805 гг. находились органы управления Войском и всем Доном. В 1670 г. Черкасск был обнесен земляным валом с деревянными башнями, а со стороны Дона прикрыт каменной стеной. С 1805 г. столицу Войска Донского перенесли во вновь построенный город Новочеркасск. Старая столица была разжалована и стала именоваться станицей Старочеркасской.
   С Черкасском навечно связаны имена Емельяна Пугачева, Степана Разина, Кондратия Булавина, Матвея Платова... Своим посещением город жаловали величайшие деятели истории - Петр I, Александр I, великий князь Михаил Павлович, цесаревич Николай Александрович, Александр Суворов, Александр Пушкин... Бывали в Старочеркасской и выдающиеся представители современности - Михаил Шолохов, Василий Шукшин, Борис Спасский, Анатолий Карпов, Тур Хейердал...
    Это здесь в далеком 1753 году гремела «Меланьина свадьба», вошедшая в историю своим размахом и обильным застольем — так женился казачий атаман Степан Ефремов на запримеченной им простой казачке, торгующей баранками на местном базаре - Меланье.

Меланьина свадьба
   Вот уже как 255 лет на Дону лучшей похвалой для хозяев дома является поговорка: «Ох, и наготовлено, как на Меланьину свадьбу!» Она отражает сущность гостеприимства и хлебосольства казачьего дома.
   В разговорную речь поговорка вошла после свадьбы Степана Ефремова с 20-летней красавицей казачкой Меланьей. Степан, сын атамана и первого казачьего генерала русской армии Даниилы Ефремова, будучи, как говорится, в возрасте и уже дважды женатым, влюбился в красавицу Меланью.
   Ни разница в возрасте и в сословных положениях, ни вторая жена, ни упорство юной невесты, не очень-то жаждавшей этого брака, не остановили упорного Степана, и в 1753 году повел он Меланью под венец.
  Атаман очень любил свою нареченную и решил, как говорят, удивить не только жителей Черкасска, но и весь казачий мир невиданным хлебосольством. Столы, ломившиеся от жареных, пареных, вареных и вяленых осетров, стерлядей и белуг, раков, горшков с разными кашами, холодцами, взварами, соленьями, пирогами, окороками, колбасами, начиненными разными пряностями, поросятами, с дымящимися шашлыками и бычьими боками, были выставлены по всей длине центральной улицы донской столицы. Черкасск гулял неделю. Специально назначенные служивые зорко смотрели, чтобы не было на празднестве гостей  тверезых, и специально «заботились» о таких.
  Но Меланья вошла в историю донского края не только легендарной свадьбой. Став женой атамана, она быстро постигла не только грамоту, но и весь сложный придворный этикет, так что при дворе Екатерины Великой вела себя вполне достойно. Пыталась Меланья воздействовать и на «отсталые» нравы своих земляков-казаков. Первой на Дону запрягла в карету лошадей. До этого донские кони хомута не знали. Связаны с Меланьей и до сих пор упоминаемые ее легендарные прогулки по Дону на огромных осетрах, специально выращиваемых для таких затей в особых заводях...
  Со Степаном прожила она 20 лет, до тех пор, пока он не был уличен во взяточничестве, за что приговорен к смертной казни. Но казнь потом заменили вечной ссылкой с конфискацией имущества. Меланья, познав вновь нужду, тем не менее, смогла выстоять, воспитать четверых детей от Степана, определив сыновей на военную службу и выдав дочь замуж. Умерла в возрасте 71 года, став свидетельницей того, как вошла в быт поговорка, напоминавшая ей о начале семейной жизни.

   В станице Старочеркасской находится историко-архитектурный музей- заповедник. Музейный комплекс включен в туристические справочники ЮНЕСКО. Он охраняет территорию бывшего города Черкасска и архитектурные памятники старины XVII-XX вв. Площадь музея-заповедника — 164,2 га. Музей включает в себя 23 памятника федерального значения, 4 — областного и 150 — вновь выявленных объектов. Самым выдающимся является ансамбль Войскового Воскресенского собора (построен в 1706-1719 гг.) с золоченым иконостасом, шатровая колокольня высотой 48 м, сохранились также церковь Петра и Павла, где был крещен казачий атаман Матвей Платов, остатки оборонительных бастионов XVII—XVIII вв., атаманское подворье: усадьба атаманов Ефремовых, Донская Домовая церковь, XVIII-XIX вв., Ратное урочище с Преображенской церковью (1740) и старинным некрополем, где похоронены герои Азовского осадного сидения донских казаков 1641 года... В охранную зону музея-заповедника входят также два крупных памятника истории федерального значения XVIII в. — Монастырское урочище и Аннинская крепость.
  В ст. Старочеркасской ежегодно с июня по август проводится межрегиональный фестиваль казачьего фольклора «Нет вольнее Дона Тихого!». Фестиваль имеет огромное значение для сохранения культуры казачества.
  Сегодня в Старочеркасской функционирует гольф-клуб с самым большим в России чемпионским полем на 18 лунок, строится туристский центр «Казачий Дон», в котором воссоздаются традиции жизни и быта донских казаков.
  Старочеркасская — место паломничества туристов, ежегодно сюда приезжают более 200 тысяч человек. К праздникам, проводимым здесь традиционно, с этого года добавился и День чебака — веселый этнографический фестиваль, где собираются любители и ценители рыбалки, активного отдыха, казачьих песен и народных забав.

НОВОЧЕРКАССК

   Новочеркасск Один из немногих городов, построенных «с нуля», наряду с Санкт-Петербургом и Бразилиа.
  В 1805 г. войсковым атаманом М.И. Платовым основан город Новый Черкасск как новый административный центр земли (с 1870 — области) войска Донского. В ХЕХ в. Новочеркасск был сосредоточием политической жизни донского казачества.
   Главным архитектором города стал знаменитый Франц де Волан. Новочеркасск был заложен на возвышенности Бирючий Кут на берегах рек Тузлов и Аксай.
   Город строился медленно, так как казаки участвовали в военных кампаниях того периода. В 1812 году начинается военная кампания против Наполеона и казаки под командованием Платова показали чудеса героизма, а сам Платов удостоился похвалы командующего русской армией Барклая де Толли, а позже и самого Кутузова. На центральной площади города «Вихрь-атаман» указывает булавой на запад, куда он водил свои казачьи полки до самого Парижа. На постаменте золотом высечена надпись: «Атаману Графу Платову за военные подвиги 1770—1816 гг. Признательные донцы».
   В Новочеркасске две триумфальные арки (1817). Они появились раньше, чем в Москве на Кутузовском проспекте (1829 - 1834). Их две, так как Платов хотел торжественно встретить Александра Первого и не знал, с какой стороны император приедет — со стороны Таганрога (с юго-запада) или со стороны Санкт- Петербурга (с севера).
   Вознесенский кафедральный Войсковой собор Новочеркасска — «второе солнце Дона». Дело в том, что до революции все купола были покрыты золотом, а в главный крест было вмонтировано 80 монолитов из горного хрусталя, и, восходя, солнце отражалось от куполов, создавая эффект второго восходящего солнца. В настоящее время это третий по величине собор в России, который единовременно вмещает в себя до 5000 коленопреклоненных молящихся. Построен собор в византийском стиле. Высота собора вместе с главным крестом 74 метра, внешний диаметр главного купола — 21 метр. С западной стороны устроено 3 входа во избежание сквозных ветров.
   Над главным входом и над часами до революции находилось две иконы — Иисус Благословляющий и Донская Божья матерь. Сейчас над главным входом находится икона Христа, копия той, что когда-то находилась здесь, принесена в дар собору в 2007 году на праздник Пасхи. По престольным праздникам и по выходным на фасадной стене проецируются картины на библейские сюжеты, что собирает на соборной площади большое количество народа.

Источник: Столицы донского казачества //Путешествие по свету, 2008.- № 12.-21.

 

 

2     425    facebooklarger