Включить версию для слабовидящих

Хейердала

^Back To Top

foto1 foto2 foto3 foto4 foto5

Календарь праздников

Праздники России

Контакты

346780 Ростовская область

г. Азов, Петровский б-р 20 

тел.(86342) 4-49-43, 4-06-15 

E-mail: This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it.

 

      !!!  Новое !!!

kids

Besucherzahler
счетчик посещений

Азовский поход Хейердала: интервью со старшим научным сотрудником музея-заповедника Николаем Фомичевым //Наше время. – 2009. – 9 октября (№ 334-336 

Если бы знаменитый путешественник и археолог Тур Хейердал дожил до сегодняшнего дня, свое 95-летие он мог бы встретить в Азове. О том, чем так манил его этот город, рассказывает выставка, открывшаяся в канун юбилея Тура 198Хейердала в Азовском историко-палеонтологическом музее-заповеднике.

Ну а мы попросили напомнить о связанных с Азовом его надеждах и версиях старшего научного сотрудника музея-заповедника Николая Фомичева.

— Николай Михайлович, так что же этот всемирно известный норвежец искал в наших донских краях?

— Следы легендарного города Асгарда, который называют столицей скандинавских богов.

Когда-то исландский историк Снорре Стурлусон, опираясь на языческие скандинавские мифы, составил генеалогию норвежских королей. Из того, что он обобщил и проанализировал, следует, что в древности к востоку от Дона обитали племена асов, вождем которых был Один, а в низовьях Дона — племена ванов.

Асы и ваны долго враждовали друг с другом, но потом примирились. Часть объединенного племени Один увел в Скандинавию. Там он покорил местное население, а после смерти был обожествлен и в конце концов стал почитаться как верховный бог германских племен.

Но братья Одина, а также другая часть асов и ванов остались в наших краях и даже будто бы не утратили родственных связей с ушедшими в Скандинавию.

В работах скандинавских историков 19-го века можно прочесть о том, что Один был по происхождению алан, а готские племена, занявшие потом Северное Причерноморье, отправились сюда в поисках своей прародины.

 — А донские ученые связывали существование Асгарда с нашим краем?

 — Такую идею высказывал много лет назад крупный донской археолог Михаил Миллер. Но в годы Великой Отечественной войны он ушел с «немецким обозом», поэтому и его имя, и его идеи были преданы забвению.

 — Хейердалу удалось найти что-то в пользу своей версии?

 — Она не подтверждена, но и не опровергнута. Вопросов, разумеется, больше, чем ответов.

К примеру, о племени асов сообщалось еще в трудах античных авторов. А вот существовали ли ваны? В низовьях Дона в те времена жили меоты. Может быть, это они имеются в виду? А, может, это — одно из этнических племенных самоназваний, не дошедших до наших дней?

 — А что насчет Асгарда? Ищут его где-нибудь, кроме окрестностей Азова?

 — У Азова тут немало конкурентов. Одни исследователи считают, что следы Асгарда найдены на территории современной Туркмении возле Ашхабада. Другие пишут, что их обнаружили в Малой Азии.

Есть и такая версия, что Асгардом какие-то обитавшие здесь племена называли Танаис. Этот список можно продолжить.

 — Николай Михайлович, вам довелось общаться с Хейердалом. Каким он вам запомнился?

 — Тур был энергичен и бодр, несмотря на преклонные годы. Сам он уже не копал — работал над книгой, но нередко спускался в раскоп, живо интересовался находками археологов.

Что в нем удивляло, — так это сочетание глубокой эрудиции с каким-то по-детски радостным восприятием мира, светлой детской верой в существование того же Асгарда, который, если очень захотеть, то можно найти.

 — После того, как Тура Хейердала не стало, его соотечественники продолжали в Азове поиски прародины Одина?

 — Они работали у нас еще один полевой сезон, но потом, видимо, финансирование этого проекта прекратилось.

Однако и еще через год у нас снова были гости из Норвегии, но уже не археологи, а путешественники, ребята из Географического общества.

 — Назовите артефакты, которые бы подтвердили, пребывание здесь Одина, — сказали они.

 — Ни меча Одина, ни копыта его коня мы вам представить не сможем. Но зато для каждого из вас найдем среди азовчан двойника,  — это ли не свидетельство нашего древнего родства, — пошутили мы.

 — На кого же я похож? — попросил конкретизировать один из норвежских путешественников.

 — На Емелю — героя русских сказок, — ответил переводчик.

Больше в Азов они не возвращались. Наверно, ищут следы Одина в каком-то другом месте.

 — Или увлеклись чтением русских сказок… Николай Михайлович, а мне вот вспоминается характеристика Хейердала, данная ему одним из его западных коллег: «Это был гениальный шоумен. Каждое его путешествие — будь то поездка на остров Пасхи или плавание на лодках, построенных по древним чертежам, сопровождалось великолепной пиар-кампанией». Проживи он дольше, наверно, и об Азове услышал весь мир?

 — А как современному археологу не быть хоть немножко шоуменом? Финансирование археологических работ тесно связано с общественным интересом к раскопкам.

Я думаю, если бы поисками Асгарда в Азове Тур занялся лет на десять-двадцать раньше, и об этом говорил бы весь мир. Об азовском путешествии Хейердал успел написать лишь главу, которую включил в один из своих обширных трудов. Но и это вызвало за рубежом большой интерес.

…Найдут ли когда-нибудь в Азове следы пребывания легендарного Одина — все еще вопрос. Но то, что в истории этого города свой след оставил наш выдающийся современник Тур Хейердал, — это безусловно.

2     425    facebooklarger