Включить версию для слабовидящих

Юрием Ремесником

^Back To Top

foto1 foto2 foto3 foto4 foto5

Календарь праздников

Праздники России

Контакты

346780 Ростовская область

г. Азов, Петровский б-р 20 

тел.(86342) 4-49-43, 4-06-15 

E-mail: This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it.

 

      !!!  Новое !!!

kids

Besucherzahler
счетчик посещений

179«И кто-то о строку порезал душу…»: интервью Елены Кравцовой с Юрием Ремесником //Новая азовская газета. – 1998. – 21 августа.

 

Имя Юрия Ремесника у каждого азовчанина тотчас же ассоциируется с Вячеславом Малежиком, поэтому этойтемыявинтервьюзатрагиватьне буду, каждыйзнает, чтоЮрийПетровичпишет«дляМалежика»—этотсоюзобеспечиваетидовольночастыевизитыМалежикав Азов. Однакопесни—несамаяглавная, хотя иважнаячастьтворчестваРемесника. Он— поэт, этимиинтересен.

 

Юрий Петрович, выверитевпровидение, случай, судьбу?

—Верю. Ивсегдаверил, особенновслучай. Этоодноизважныхслагаемыхивтворчестве, и, особенно, вжизни, какнистранно.

У васвжизнибылислучаи, которые что-томеняливжизни, перемещаликакие-тоакценты?

—Да, пожалуй. Былтакойпечальныйслучай. Настоящихдрузей, какизвестно, вжизни не много, всебольшетоварищи, приятели... Самоебесценноекачествоудрузей—этопонимание: чего-тонепростить, сказатьпрямовглаза, неерничая, неиздеваясьнадошибкойкакой-то. Таквот, незадолгодосмертиодногоиз моихдрузеймыотдыхаливЛазаревской, заплылидалековморе, иясталтонуть. Неподрассчиталсилы... И, знаешь, Лена, явпервые увиделВолодюплачущим, ачеловеконбыл мужественный, дажежесткий. Онбуквально умолялменядержаться. Плакалмужчина, волевойчеловек... Вотэтотслучайпомогмнене поверхностноразглядетьчеловека (адружили мыоченьдавно, иясчиталегодажеиногда жестокимпоотношениюкомневкаких-товыводах, оценках). Ияпонял, чтодоконцанезнал его; оноказалсясовсемнетаким, какимяего представлял. Дружбанашапослеэтогоокрепла, аядлясебясделалвыводы, чтонельзяскоропалительноделатьоценкииневправеясудить... Вот, можетбыть, инеоченьудачныйслучай, ноонкое-чтоизменилвмоейсудьбе.

Но вывообще, мнекажется, человек мягкий, оченьмногоепрощаетедругим. Стакимхарактеромтрудножить?

—Оченьтрудно, Лена. Яиногдасебяклянузасвоюмягкотелость, засвойхарактер. Не умеюсопротивлятьсянапору... Необижаюсвоеговрага, зная, чтооннеправ; япереживаюэто гораздотяжелее, чемон, понимаешь? Мневсегдакажется, чтоянеправ. Короче, дляменя датьпощечинухаму—это, наверное, потерять годжизни. Ноэто, всмыслечертыхарактера, ниочемнеговорит, ведьязанималсяспортом, былчемпиономсредиюношейпоборьбе, работалнаринге, ивтрусостиобвинитьменясложно, ядрузейникогданебросал—нивбеде, нивдраке. Авотмягкотелостьмояиногдадорого мнеобходится, но, увы, переделатьсебянемогу.

А васдрузьяпредавали?

—Побольшомусчету, предавали—громкосказано, аразочарованиеиспытывалчасто. Особеннововременауспехов, счастливыхпраздничныхмоментов. Вотпредставь, чтотебя окружаетогромноеколичестводрузей, людей, которыедоброжелательноктебеотносятся, а потомонипотихонькуисчезают, исчезают. Расхожаяфраза: «другпознаетсявбеде», нопраздник—этотожеиспытание. Иногдаболеесерьезное.

Вы частовлюбляетесь?

—Явообщечеловекочень, влюбчивый. Каждыйчеловекобладаетопределеннымиталантами, которыемогуточаровать, ведьполных бездарностейнебывает.

В когоиливочтовывпоследнийраз влюбились?

—Аеслияскажу, чтовлюбилсявмолодую, красивуюженщину, этоведьнекрамола? Явлюбляюсьвовсекрасивое. Этодляпоэта естественно. Иещеуменяоченьмногоблизких друзей. ЭтоПушкин, Твардовский, Лермонтов, АстафьевиПастернак—снимиврядлисоскучишься. Простонадоорганизоватьсвоевремя, уметьвовремясделатьпаузу, переключитьсясодногонадругое: сегодняпочитатькнигу, завтрасходитьнарыбалку, аеще—простопосидетьиподумать. Мнечертовскинехватает времени.

А вотстихи, онирождаютсяотрадостиилинаоборот?

—Ахматовабылаабсолютноправа, сказав, «когдабвызнали, изкакогосорарастутстихи...»Уменячащевсего—из-загрустногонастроения. А«веселуха»как-тонедается. Ивообщеврадужномсостояниияредкопишустихи. Неидутони. Ивеселыхстихов, ксожалениюгорькому, уменямало.

Юрий Петрович, «звание»поэта-песенникаваснезадевает?

—Несколькоснисходительнопоройсмотрятнапоэтов-песенников. Новпесеннойпоэзии, какивпоэзиивообще, есть «текстовики», графоманыипростопоэты. Песни—каторга ни чутьнеменьшая, еслиэтимзаниматьсяпо-настоящему. Сейчасподмузыкупоройтакоенесется, чтостыднослушать. Ксчастью, этисуррогатыдолгонеживут. Идетвозвраткхорошей поэзии, многиеобращаютсякпесне, дажете, ктосчиталеелегкимжанром.

Поэзияэторемесло?

— Да, вопросик... Еслибыпоэзияначиналаськакремесло, ябысомневалсявеесуществовании. Но... Когдачеловекначинаетработатьпрофессионально, вкакой-томере—да. Эторемесло. Поэтомуисуществуетпонятие профессионализма. Кольэторабота, этоиесть ремесло, норемеслоБожье. Евтушенкокак-то сказал: «ДаймнеБогдилетантскойстроки». Он, классныйпрофессионал, иногдатосковалподилетантскойстроке, пустьнеуклюжей, нотакой искренней. Аотшлифованность, профессионализммедвежьюуслугуоказываютиногда. Тут меранужна.

Кому сейчаснужнапоэзия?

—Унасиногдапоэзиювоспринимаюткак рифмованныестроки. Умеетчеловекрифмовать, значитонужепоэт. Нолюбойпятиклассникможетвполнеприличнорифмовать. Аужчеловек подготовленный, темболее. Нобудетливтаком стихотворениипоэзия, вотвопрос. Поэзия—это впервуюочередь, состояниедуши. Ипоэт, привсемтом, чтоэтотожепрофессия, этоинаитие, ипредчувствие, ипроницательность. Когдаявстречаюновыхпоэтов, аунас сейчаспоявилосьбольшоеколичествоодаренныхлюдей, —удивительно, чтововремена, казалосьбы, невостребованностисамойпоэзии, появилосьтакмноготалантливыхпоэтов—я определяюихпоумениюсравнитьчто-то, по метафоре, пояркостиобраза. Когдачеловекнепростоговоритолуне, а«месяцтонкий, какталияуТоньки»—этодерзкоинеожиданно. Образность—первыйпризнакпоэзии. Таквот, я недавнопрочелподборкустиховТаниСтаценко—безусловно, талантливаядевочка. Таместь иоченьсложныестихи, длянеподготовленного читателяонинепонятны, ауподготовленного возникаетнекотораянастороженность. Зависимости, подражаниякому-то. Еслибынебыло тамдвух-трехстихотворений, вкоторыхраскрываетсяПоэт. Гденельзянивыдумать, нинадумать, надопрочувствовать. Иуженетникаких колебаний—передвамипоэт. Исложностьее стиховвызываетрадость. Онаещеиглубокий поэт.ВАзовемногомолодыхталантливыхпоэтов, иядумаю, чтополучитсявыпуститьихкнигу, покаеще, ксожалению, коллективныйсборник. Иябудурадболееглубокопознакомиться этимиребятами, почитаюихстихи.

Вы противник«массовых»сборников?

—Боюсь, чтоменяпоймутпревратно, но раньшемыназывалиихбратскимимогилами. Потомучтопослеэтихсборниковредкоктоиздавалотдельныекниги. Этобылараньшекак быотмазкавласти: видите, мыпровелиочереднуюкампаниюпопоискумолодыхталантов. Называлосьэтоработойстворческоймолодежью. Даещеуспевалипослеэтогосборничка кое-комунамылитьшею, чтобыккормушкене подпускать. Поэтдолженвначалевыпустить своюкнигу. Первую, пустьинебольшую. Сейчасвсевденьгиупирается. Ноэтабедапроходящая. Людинаедятсябездарности, способной самостоятельнооплатитьсвоикниги, итогда начнутвыпускатьнастоящее. Ничегонеостанетсяневостребованным. Вернулисьжекнам Гумилев, Мандельштам, Пастернак, Цветаева..лаваБогу, поэзия—этовещьнедлявсех. Если яотогрелвэтомгородечеловекдвадцать, я, наверное, своюмиссиювыполнил.

Когда вашакнигавыйдет?

—Увы, незнаю. Проектовиразговоров быломного... Вотговорятмне: напишигимн. Янаписал песнюобАзове—удачная, теплаяпесняогородке, которыйялюблю, облизкихмнелюдях. Нет, напишигимн. Смешно.

Юрий Петрович, говорят, чтовсе идетиздетства. Какоеоноувасбыло?

—Какиувсех, прекрасное. Дажев самые трудныевременадетствоостаетсядетством. А уменя—какувсех послевоенныхмальчишек. Первое, чтоя запомнил, какмыбежалисКубани—благодатногокрая—от голода. ВАлма-Ату. ТакужКубаньвысосалиналогаминепомерными... Мамау менябылаучительницей, потомстала начальникомпочты. Атогдапочему-то принятобылонаэтой должностиподолгу наодномместенезадерживаться, иее частенькопереводилисместанаместо. Сплошныескитания были: Алма-Ата, Усть-Каменогорск, Алтай, сноваКубань, Г Ростовскаяобласть, Урал,   Миус...   Bceбыловдетстве... Господи, ившколунеходили, ипосемьраз«Чапаева»смотрели—ждаличто-тоновое, иподрабатывали, чтобыкуревакупить,вкиносходить, девочкувкиносводить—разгружалиплатформыспескомилищебенкой, и это 14-летнимпацаном...

Юрий Петрович, когдавыпочувствовали, чтовыпоэт. ВедьвыжевЛитературныйинститутзачем-топоступили?

—Яраноначалписатьстихи. В 16 летменя впервыевызваливредакцию, по-моему, это былабатайская«Вперед», идумали, чтояуже человеквзрослый, состоявшийся. Авпервые ощутилсебя   поэтом,   когдаотошелот поэзии, решилзаниматьсяпрозой. Но—бесполезныйтруд. Яуженемоготпоэзииотмахнуться. Первое, чтозаставиломеняповеритьвсебя, каквпоэта—этословаУчителя. Замечательныйпедагогунасбылвжелезнодорожномучилище, ионмнесказал: «Тыпиши, Юра». Яповерил, сталбольшечитать, читалтакмногодругихпоэтов, чтоярастерялся, почувствовал, что онименяопустошили, понял, чтослабопишу. Потомбыла работа. Невсегдаудачная. Думал, чтоЛитературныйинститутмнепоможетстать поэтом.. Глупостивсеэто. Тамстихамнеучат. Этотдарестьилинет. Институтчемхорош? Самоебесценноевнем—это«кухня», цех, то естьтывращаешьсявкругусебеподобных: вечноспорыдо хрипоты, чутьлинедодракиистихи, стихи, стихи. Хотя, знаешь, яисейчаспорой сомневаюсь: чтояпоэт. Ямучительнопереношутакиевещи. НапишуиногдаикакПушкин хвалюсебя, ачерездваднядумаю: Господи, как это плохосделано! Якак-товсюжизньписалвполсилы. Думалещеуспею, всечто-тооткладывал... Новтожевремяяощущалсвойуровень, чтобынесебялюбитьв поэзии, апоэзиювсебе. Этокакболезнь, отстиховнеотмахнешься...

Лгать частоприходилось? Лукавить?

—Приходилось. Хотяложьесть ложь. Яговорилабсолютнобездарным   людям, чтовнихчто-тоесть, оказываяисебе, ииммедвежьюуслугу. Это отвратительно, когдавыдаешьавансы, апотомтебяженачинаютдоставать. Хотяиневсякаяправдавоблагобывает. Какнистранно. Ненавижуправоверцев, которыеуверены, чтоправильнотолькотак, какдумаютони. Такие людинемалоплохогосделаливмоей жизни, покрайнеймере, разводсмоей женойпроизошелиз-затакихвотправоверцев...

Деньги многоезначатвжизни?

—Деньгидаютощущениесвободы, избавляютотунизительногочувствазависимости. Но, сдругойстороны, ясчитаю, что там, гденачинаютсябольшиеденьги, тамкончаетсяискусство. Этопроверено. Рабомденег явобщем-тоникогданебыл. Воглавууглаи никогданеставил. Тызнаешь, чточеловекяи богатыйичастеньковпроголодьприходите жить... Многиедумают, чтоеслиявошелвтак называемыйшоу-бизнес, якакими-тобольшимиденьгамидолженворочать. Нет. Дляменяможетэтогромкосказано, дорожесвободадуха,свободасвоеговосприятияжизни. Покрайне мере, нидрузей, нилюбимыхязаденьгии продавал. Иэтимгоржусь.

 

Блиц напоследок:

—Вгороскопыверите?

—Верю. Ивприметыверю.

—Авгадание?

—Яничеготакнебоюсь, какгрозы. Мне в детствецыганканагадала, чтояпогибнуотударамолнии. Маленькимяотгрозыподкровать прятался, сейчас-то, конечно, нет, новнутренне оченьбоюсь.

—Увасестьмашина?

—Дауменяителефона-тонет, нето, что машины. Былвелосипед, нонастолькоужестарый, чтоездитьнанемопаснодляокружающих.

Книгакакаясамаялюбимая?

—Ятрадиционен: изпоэтов—Пушкин, Есенин, Блок, изпрозаиковоченьлюблюЛьва Толстого—икакписателя, икакчеловек.ОченьлюблюО'Генри, изсовременных—АртураХейли, еготонкие, изящныероманы. Из современныхпоэтов—ЕвтушенкоиАхмадулину. ЛюблюБродского, нозачастуюнепонимаю. Инеяодинтакой. Этопоэзиябудущего.

—Хоббиимеете? Язнаю, чтовыpыбалкустрастнолюбите, нонепонимаюэтогоувлечения—сидетьнадрекойикормить комаров.

—Да, женщинывсевэтомпроцессевидят прежде всегокомаров. Тызнаешь, можетбанально, нообщениесприродой, какая-тососредоточенность, чувствосопричастностисприродой; знаешь, дляменязапахиоченьмного значат, хлорка, креазот, махра—этовокзал, запахдетства; запахморя, когдаслужилнафлоте...Таквоттишинатожепахнет. Травой, молчанием—когдачеловекрядомсидититоже смотритнапоплавок, как-тооберегаешьитишину, изапах. Запахлюбимойженщиныдолго-долгостобой...

—Проститезабанальныйвопрос: что такоелюбовь?

—Кромезапаха?

Невтомлипрелестьвся, чтоподлуною

Никтоизтех, ктоверилистрадал,

Необъяснилнам, чтолюбовь такое,

И как сберечь не подсказал.

2     425    facebooklarger