Включить версию для слабовидящих

Макаровский

^Back To Top

foto1 foto2 foto3 foto4 foto5

Календарь праздников

Праздники России

Контакты

346780 Ростовская область

г. Азов, Петровский б-р 20 

тел.(86342) 4-49-43, 4-06-15 

E-mail: This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it.

 

      !!!  Новое !!!

kids

Besucherzahler
счетчик посещений

Сорока, Т. Мифический Макаровский /Т. Сорока //Петровский бульвар. - 2007. - 11 декабря (№33). - С.13.

 

      В каждом городе есть улицы, и у каждой есть имя. В древности их называли запросто: кожевенная, гончарная, кузнечная-по роду деятельности жителей. Еще были названия географические: в дореволюционном Азове существовали улицы Московская, Петербургская, Таганрогская. Где-то как-то они совпадали с направлениями дорог. В советский период процветала стандартизация, и улицы Ленина, Мира, Шмидта появились повсюду. Но есть и исключения из правил. Например, улица, носящая имя Михаила Макаровского. Такая есть только в Азове.

      Несмотря на многочисленные научные и газетные публикации и хорошо подготовленный отдел музейной экспозиции, мало кто знает, кто такой Макаровский и что сделано этим человеком для города. Михаила Макаровского смело можно назвать героем мифическим. Например, я слышала, что он был первым азовским комсомольцем. А еще он был пионером-героем. Кроме того, спасал народ от холеры во время эпидемии, разразившейся в начале двадцатого века. Ясен только один факт: Макаровскийазовчанин. Давайте в очередной раз попытаемся восстановить историческую справедливость.

***

      Для начала сухие биографические факты.

      Макаровский Михаил Аронович (1893 - 1918). Председатель первого Азовского Совета рабочих и солдатских депутатов, член комитета азовской организации РСДРП, председатель общества «Народное просвещение», библиотечный работник, член городской управы и гласный Думы (с 30 июля 1917 года). Родился в селе Александровке, в 1911-ом окончил с золотой медалью Азовскую гимназию, в 1916-ом – физико-математический факультет Петроградского университета. Учась в Петрограде, в летние каникулы он закончил библиотечные курсы в Университете общественных наук им. Шанявского в Москве. Вернулся в Азов незадолго до Февральской революции. После выхода из Городской управы продолжал оставаться гласным Думы, ведя активную работу в обществе «Научное просвещение». Пришедшие к власти в Азове в начале 1918 года большевики предлагали войти в состав большевистского Совета, чтобы заниматься там вопросами просвещения, но он отказался. Повешен отрядом К. Икаева.

***

      Поразительно много было сделано Макаровским за короткий период. По сути, не считая реорганизации библиотеки, которую он предпринял еще до поступления в университет, всего год был отпущен ему судьбой. И не устаешь удивляться тому, что он успел. Благодаря его энергии в городе возникло общество «Народное просвещение», сыгравшее огромную роль в общественной жизни Азова. Вот строки Устава: «1. Общество «Народное просвещение» имеет целью умственное, нравственное, физическое, эстетическое и политическое развитие, как своих членов, так и других лиц. 2. Для этого общество: а) устраивает лекции, чтения, школы и курсы всех типов, музеи, книжные склады, библиотеки-читальни, выставки, экскурсии, литературные вечера, концерты, спектакли, чайные, кружки самообразования, детские праздники, игры и т.д.; б) печатает книги, брошюры и периодические издания».

      При Обществе были созданы: музыкально-драматический кружок, вечерняя школа для взрослых, воскресная школа, учительские курсы, музей. Библиотека, перешедшая в руки Общества, становится бесплатной. Каждую неделю в городском саду работает три дня кинематограф, два дня происходят собрания, лекции, митинги. Здесь же происходят заседания местного Совета рабочих и солдатских депутатов. По договору с профессиональной драматической труппой в помещении кинематографа еженедельно по субботам и воскресеньям ставятся спектакли. После многолетнего перерыва начала издаваться новая городская газета с характерным названием «К делу». Редактировали ее М. Макаровский и Г. Быков. Авторитет Общества был так велик, что Макаровского избирают гласным Думы и членом Городской управы. Почетная, совершенно не прибыльная и ко многому обязывающая должность.

*** 

      Азов был растрепан, бездорожен, голоден. В связи с реквизициями скота для армии, дефицитом хлебом и других продуктов в городе начались беспорядки. Городская управа часто осаждалась многочисленными группами недовольных горожан. 2 сентября 1917 года разъяренные женщины ворвались в помещение продовольственной Управы. Членам Управы пришлось спасаться бегством, и только случайно появившиеся подводы с мукой, предназначавшейся для отправки в армию, положили конец волнениям – мука тут же была разобрана. 27 сентября вновь происходили беспорядки. Вот отрывок из статьи газеты «Русская воля»: «Толпа жителей подошла к Городской управе, ворвалась в отдел продовольствия и набросилась на служащих Управы, которые разбежались. Пытавшегося успокоить толпу члена Управы Макаровского толпа спустила с лестницы второго этажа, после чего разбросала находившиеся в отделе книги, ордера и бумаги».

      В тот же день Макаровский подал заявление: «Ввиду того, что голодные люди рассуждать не умеют, я, не желая создавать излишних осложнений для своих товарищей, слагаю с себя звание члена Городской управы и гласного Думы».

      Когда читаешь о грозных событиях тех лет, очень сложно себе представить, как удавалось Михаилу Макаровскому осуществлять свои совершенно несвоевременные затеи… Палеонтологические экспедиции, походы с детьми за город, устройство детской площадки, основание музея, организация выставок. Голодные толпы и театральные постановки. Как это возможно? Но ведь было. Газета «Приазовский край» писала: «Разнообразие партийных и национальных групп, разные организации культурно-просветительского характера – это все необычно для старого Азова, в котором прежде после 2 часов дня не найдешь, бывало, бодрого человека, и в окна магазинов заглядывали бродячие лошади». Городская интеллигенция, словно проснувшись, включилась в процесс построения новой России. Идеальной страны, о которой столько было прочитано в юности. Сердцем этого движения, несомненно, был беспокойный Макаровский.

***

      Но уже бушевала Гражданская война. Страна раскололась. Белые, красные. Ненависть. Насилие. Кровь… Совершались неслыханные вещи. Рождалась новая эпоха. Азов был городом прифронтовым. На какое-то время власть в городе установилась советская. Но рядом были войска белоказаков. И совсем неподалеку – немцы.

      Властью большевиков азовчане довольны не были. Впрочем, не жаловали горожане и отряды Каледина, которые неоднократно входили в город и звали под свои знамена. Нехватка хлеба и топлива озлобляла население. Участились факты разбоя и воровства. Народ голодал, а политические идеи перестали волновать умы. Большинство граждан «призывного возраста», как могло, уклонялось от призыва в армию – и красную, и белую.

      Что делает в этот период Макаровский? Как известно, в состав большевистского Совета он войти отказался, несмотря на то, что ему предлагали заняться вопросами просвещения – любимым его детищем. Он отошел от дел политических. Искал работу. Хотел устроиться библиотекарем. Разочаровался он или просто ждал окончания смуты?

      Когда в город вошли белые и стали наводить свои порядки, социалист Михаил Макаровский даже не пытался скрываться. Возможности-то наверняка были, но он остался. Почему? Вряд ли он возлагал надежды на новую власть. Белое казачество сурово относилось ко всяческим «инородцам» - был тогда такой термин. Он не стал прятаться, скорее всего, потому, что, как человек, всю жизнь сеявший «разумное, доброе, вечное», гуманист, просто не мог осознать масштабы происшедшей катастрофы. Когда фраза «и пойдет брат на брата» стала реальностью. Когда истребление людей начало принимать колоссальные масштабы. Не мог предвидеть, что уже в начале 1919 года на окраине Азова будет создан концентрационный лагерь, в котором погибнет более 20 000 человек. Заметьте, лагерь создавали белые… Так что это вовсе не изобретение большевиков, как принято нынче думать… Хотя, насколько известно, позднее, когда власть переменилась, в этом же лагере умирали белогвардейцы. Романтик, социалист Макаровский верил, что «революция есть созидание». Но именно ему довелось стать одной из первых жертв.

***

      В начале осени 1918 года, с целью организации мобилизации в белую армию, в город вошел карательный отряд К. Икаева. 27 сентября в центре Азова была устроена публичная казнь. Были повешены 4 человека: красноармеец Бондаренко, рабочий Кузьменко, молодой крестьянин села Кугей Трут и Михаил Макаровский. Это была обычная тактика икаевцев. Они везде действовали одинаково: сгоняли народ, вешали несколько человек, кого-то подвергали порке, брали заложников… Бездушная машина войны. Простая логика. Гибельная.

       Когда Михаила, согласно эстетике погромщиков, вешали на фонарном столбе, веревка оборвалась. Раньше это служило знаком для отмены казни, но тогда с такими техническими неполадками решено было не считаться. Пустая формальность. Не помиловали. Это была показательная, устрашающая акция. Политика.

      Знаете ли вы, что Михаилу Макаровскому было всего 25 лет, когда его убили?

      Макаровский был слишком заметен, слишком активен. Таких беспокойных смутьянов принято уничтожать в назидание.

      Именем его, сразу же после установления советской власти, была названа улица. И долгое время, до 1939 года, когда Дон посетила Н.К. Крупская, наша библиотека носила имя Макаровского. Библиотеку переименовали, а вот улица осталась. Просто был человек, сделал много, а мог бы сделать и больше. Верил в людей. И подвиг его помнят и чтят. Какими бы ни были политические веяния и режимы. Люди остаются людьми.

2     425    facebooklarger