Включить версию для слабовидящих

Фоменко Владимир

^Back To Top

Календарь праздников

Праздники России

Контакты

346780 Ростовская область

г. Азов, Петровский б-р 20 

тел.(86342) 4-49-43, 4-06-15 

E-mail: This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it.

qr VK

Besucherzahler
счетчик посещений
 

Яндекс.Метрика

Кузьменко , Л. Любовь архитектора к прекрасному городу, вечному – Азову на Дону /Л.Кузьменко//Читай-Теленеделя. – 2011. – 4 октября. – С. 7; 18 октября. – С. 7.

   Что значит быть архитектором города? Любить город! Любить! Болеть за него душой, отдавать ему свое сердце! Если этого нет, тогда зачем затевать в нем какие бы то необоснованные преобразования, не принимая должным образом во внимание его историю, его великое древнее прошлое, что досталось нам в наследство!
   Фоменко1Не имеем права разрушать святую старину, а только бережно охранять (мы же, в конце концов, не варвары!..), сохранять ее для последующих поколений, для потомков, на века! Не коммерческий интерес, не жажда наживы и не сиюминутная выгода временщиков, или прихоть власть имущих должны брать верх, а высокая нравственность и патриотизм! Истинная любовь к городу!
  Эти мысли, высказанные известными уважаемым в городе человеком, 25 лет занимавшим пост главного архитектора Азова, Владимиром Тихоновичем Фоменко, заслуживают уважения и с этим, думаю, многие согласятся!
  Накануне Дня архитектора, который отмечается 4 октября, В.Т. Фоменко попросил через газету поздравить всех архитекторов города, своих коллег с профессиональным праздником и пожелать им здоровья и творческих успехов! А мы решили рассказать о человеке, у которого в жизни слова и чувства не расходятся с делом!
   ...Как бы долго судьба не водила Владимира Тихоновича Фоменко вокруг да около Азова, а после того, как он здесь родился жарким июлем 1949 года, возвращала его сюда снова и снова, чтобы будущему главному архитектору бесповоротно влюбиться в город, полюбить его всем сердцем, прикипеть к нему душой на всю жизнь!
   Семья В.Т. Фоменко из села Пешково. Трогательные и нежные воспоминания, которые хранит о родителях Владимир Тихонович, и особенно об отце, достойны отдельного рассказа. Но главное, как я поняла, заключается в том, что отец стал для сына примером — быть на переднем крае жизни, быть человеком дела, быть необходимым людям, приносить пользу.
   Тихон Родионович Фоменко преподавал в Азовском педучилище, которое закончил сам. Но вскоре был призван на Финскую войну, а там и Великая Отечественная война началась, попал на Ленинградский фронт, да так 7 лет и провоевал... В родимом селе его ждала любимая, Мария. Поженились. Родилась дочь, а через два года — двойня: Владимир, да Ольга. Отец окончил пединститут в Ростове, стал директором Обуховской школы, был депутатом. Затем его перевели в райком партии заведующим идеологическим отделом.
    Владимир в учебе с детства тянулся за старшей сестрой Валентиной, научился читать, потом писать, очень любил рисовать. В Азове он окончил среднюю школу №9 с серебряной медалью. А вот куда идти дальше, долго не мог определиться. Человек с даром богатой фантазии представлялся себе в будущем даже военными попробовал себя в Ростовском артиллерийском училище, познакомился с Таганрогским радиотехническим институтом, но чтобы не терять даром времени без учебы, поработал в фотолаборатории СКБ-9.
   — С детства я хотел быть лесничим, когда подрос - хирургом, а поступать учиться думал идти в институт кинематографии!.. — рассказывает В. Т. Фоменко. - Так много всего интересного видел для себя. На чем-то остановиться было трудно!.. А тут узнал, что в Ростове, в РИСИ, открылось архитектурное отделение! Я в школе принимал участие в ежегодных олимпиадах по рисованию и здесь в двух турах по рисунку получил высший балл! Плюс у меня серебряная медаль. Поступил! Стал учиться на архитектора.
  ...Владимир Тихонович до сих пор не может вспоминать без волнения, как в детстве в сельской школе во время уроков любил смотреть в окно на Обуховский храм, затаив дыхание созерцать его красоту...Сказочные золотые купола утопали в плывущих лохматых белых облаках на синем небе...Детская фантазия уносила его в неведомые дали...
  В первом классе его рука сама тянулась к карандашу и он, завороженный, пытался делать зарисовки колокольни, желание рисовать становилось непреодолимым... Он изучал взглядом храм до мелких деталей и делал наброски... Его душа тянулась к прекрасному, наполнялась светом прекрасного!
   В 16 лет он почувствовал себя абсолютно счастливым, когда в его руках появился фотоаппарат и он смог — все прекрасное — фиксировать, делать фото! Бродил с фотоаппаратом по Азову и все больше и больше влюблялся в него! Рассматривая через объектив с Крепостных валов окрестности Дона, он фантазировал о будущем Азова! Его воображение рисовало картины, каким удивительным может стать этот прекрасный уголок земли!
   Когда начал учебу на архитектурном отделении, его желание, желание влюбленного в город, о преобразованиях Азова только окрепло!
   Но в Азов судьба привела его окончательно уже уверенным в своих силах специалистом! Во время учебы у него была практика в Ереване, где ему посчастливилось получить уроки мастерства у советской легенды, у знаменитого художника Мартироса Сарьяна; в составе студенческого стройотряда он был на целине Ростовской области, где возводили 2-х этажные дома и др.
   А фантазийные планы по преобразованию Азова студента не покидали никогда! На втором курсе учебы он подготовил проект (свое видение!) лодочной станции и речного вокзала Азова! На его долю выпало счастье принимать посильное студенту участие в разработке Генерального плана Азова, которым (во время его преддипломной практики) на тот момент занимался Ростовгражданпроект! В дипломном проекте он представил жилой район на склоне Коллонтаевского спуска, и эта работа выставлялась на конкурсе в Москве, где была замечена членами Союза архитекторов СССР и признана лучшей.
   Работая в Волгограде, в Гражданпроекте, он получил хорошую школу в мастерской экспериментального проектирования, где был бок о бок с архитекторами, которые восстанавливали из руин послевоенный Сталинград! В армии служил в инженерно-строительных войсках, был на строительстве тоннелей. А после службы женился на однокурснице-ростовчанке, Наталье, и двоих архитекторов взяли с радостью на работу в Таганрог!
   Еще будучи в институте, В. Т. Фоменко вел разговор с председателем горисполкома Измайловым о желании работать в Азове, рассказывал ему о своих проектах преобразования города. Председатель хвалил молодого архитектора за творческий порыв, но откровенно намекал, что тот еще слишком молод, чтобы заниматься настолько серьезными проблемами, что в этом деле нужен немалый опыт!..
   К Владимиру Тихоновичу Фоменко обратились, когда председателя горисполкома не стало: поступило предложение сделать надгробный памятник.
   Беседовать с архитектором Владимиром Тихоновичем Фоменко не просто: эрудит! Философствовать - одно удовольствие: у него на все свой взгляд, свое мнение! Вот, например, если принять за основу, что главный архитектор мироздания – есть Господь Бог, то роль простого смертного, посягнувшего называться архитектором - в высоком смысле этого слова, сами понимаете, незавидна!
   Хотя по призванию эта профессия предполагает особенность - чувствовать красоту и гармонию в совершенстве!.. А в святые обязанности, извините, все же входит преобразовывать окружающий мир, созидать для людей, создавая все более и более благополучную среду для комфортного обитания на земле!..
   - Любовь архитектора к городу должна выражаться во поэтизированном восприятии его прошлого, настоящего и будущего! — говорит Владимир Тихонович. — Если этого нет, то и браться за преобразование облика города нет смысла! Ошибки, допущенные в работе, они не на бумаге, где можно что-то стереть, исправить, они останутся городу. Быть архитектором — большая ответственность перед временем!
   Владимир Тихонович убежден, что сделанное должно вызывать интерес, радовать глаз не только у искушенных знатоков, но и у людей ничегошеньки не смыслящих в архитектуре, а, значит, таким образом попросту воспитывать вкус к прекрасному!.. Это подтверждается, например, таким фактом: азовчане и гости города получили возможность любоваться необычными скульптурами, расположившимися в городском парке, перед ГДК, в центре города на Петровском бульваре, во дворике Порохового погреба, у Крепостных валов и на спуске к порту… Эти произведения искусства из камня-песчаника – скифский воин в шлеме, каменные бабы, ангелы, Нептун, отдыхающий казак, кресло задумчивости, лев спящий, птица-феникс и другие – подарок городу от участников первого и второго симпозиумов архитекторов, проходивших в 1993 и 1994 годах.
   Камень - песчаник поэтому случаю был заказан и привезен из Каменского района. Работал и архитекторы вдохновенно, на природе, в городском парке. Им так понравился Азов, что весь свой творческий пыл они решили вложить в скульптуры и оставить их в дар городу! Участники тех симпозиумов, организованных В.Т. Фоменко, были из Липецка, Тамбова, Курска, Омска, Воронежа, Таганрога и др.

* * *

   ...Главным архитектором Азова Владимир Тихонович Фоменко стал в 1980 году, а за год до этого он стал членом Союза архитекторов СССР. Всего сразу и не перечислить, что было сделано под его руководством за 25 лет! Например, такие предприятия как фабрики, чулочно-перчаточная и обувная (на ее месте сейчас красуется смотровая беседка!) были вынесены из центральной части города; проспект, тогда им. К. Маркса, продлили, сделали лестничный спуск к подвесному мосту; реконструировали Крепостные валы и площадь перед речным вокзалом...
   В промышленной зоне выросли завод напорных труб, ПОГАТ, новый элеватор... В городе началась массовая застройка общественных зданий, появились новые - кафе, столовая, аптека, магазины, открылась гостиница «Азов».
   Было много задумок у главного архитектора, но не все их удалось осуществить, и не по его вине. Не была доведена до ума и одна из очень важных проблем. Решается она до сих пор аж с 1947года и никак не может быть разрешена: Судоверфь, предприятие в свое время союзного значения, и было даже решение по этому поводу, —перенести на новую площадку! А на ее месте сделать — набережную со спуском к воде: тогда Ленинградский проектный институт даже подготовил соответствующий проект.
   — Городу нужен второй Измайлов! Настоящий хозяин города! — считает В.Т.Фоменко.— А то эта ржавая позорная груда металлолома, а не предприятие, еще не один год будет вноситься в планы под снос!.. Вместо того, что бы эту огромную территорию привести в порядок и отдать ее в пользование горожанам для проведения настоящих массовых праздников у Дона, таких, например, как День города, или, фестивалей исторических и патриотических клубов в честь значимого для нас всех и подрастающего поколения особенно - славного Азовского осадного сидения донских казаков!

* * *

   ...В.Т. Фоменко с 1997 года член Российской Академии архитектурных и строительных наук, он член Союза архитекторов СССР, член Союза архитекторов России, избирался депутатом Азовского горсовета, был назван «Человеком года-2007».
   — Азов — город небольшой, компактный, он очень удобен для проживания в нем, для жизни!— говорит В.Т. Фоменко. — И как всякий живой организм он требует к себе внимания для поддержания жизни на должном уровне!
   Все не осуществленные замыслы живут в нем и не дают ему покоя, хотя он сам себе говорит, что «его солнце склоняется уже далеко за полдень»... А в городе живут его осуществленные проекты: въездной знак города — Башня, пушка и дата основания Азова — его Заслуга, его труд! Труд его, как главного архитектора, в реконструкции Мемориала «Павшим за Родину!», где горит Вечный огонь; это — Поклонный крест в честь Азовского осадного сидения донских казаков у подножия Крепостных валов; фонтан на Петровской площади у городской администрации; памятник Гагарину в городском парке; памятник — «афганцам»; его непосредственное участие в возведении Свято-Троицкого храма; часовня на территории городской больницы; а так же церкви в Займо-Обрыве и Кулешовке, сделан проект церкви и для села Маргаритово ...И многое-многое другое!..
  Сотрудничество с ростовскими коллегами было очень плодотворным. Например, в содружестве со скульптором A.M. Дементьевым азовчанам был представлен памятник А.С. Пушкину, а в соавторстве с академиком, скульптором O.K. Комовым — создан памятник Петру!.
  Диплом, Почетная грамота, Благодарность от имени областной и городской администраций Ростова-на-Дону, и от имени Российской академии художеств В.Т. Фоменко получены — «...за значительный вклад в развитие культуры и искусства, создание скульптурной композиции основателям и строителям крепости Св. Димитрия Ростовского», «...за создание скульптурного ансамбля, посвященного основателям г. Ростова-на-Дону». В Ростове, на Большой Садовой, на открытии памятника основательнице города, императрице Елизавете Петровне (совместной работе со скульптором С.Олешней ) — был даже, говорят, Владимир Путин.


Зекрач, М. Цель жизни – благоустроить и изменить внешний облик Азова /М. Зекрач //Азовская неделя. -  2019.- № 29.- С. 10. – (17 июля)

  19 июля свой 70-летний юбилей отмечает Владимир Тихонович ФОМЕНКО. Именно этот человек четверть века проработал главным архитектором города Азова и внес неоценимый вклад в его развитие, преображение и благоустройство.

УНИВЕРСАЛЬНЫЙ АРХИТЕКТОР

  Владимир Тихонович имеет огромное множество регалий и наград различного рода - начиная от благодарственных писем и грамот, заканчивая медалями. Одна из крайних наград была получена из рук Зураба Церетели в Москве. Владимир Фоменко был избран почетным членом Российской академии художеств по отделению архитектуры.
  Других почетных академиков в Азове и во всей Ростовской области пока больше нет. Награды Владимира Тихоновича можно долго перечислять, однако более красноречивыми являются его работы, которые известны не только старшему поколению, но и практически каждому юному жителю Азова.
  Владимир Тихонович является автором-архитектором памятника Юрию Гагарину, Александру Пушкину, памятника директору АОМЗ Н.Г. Васильеву, памятника воинам-афганцам, кладбищенской часовни праведного Лазаря, стелы Строителям Азова, памятной камплички об Азовском казачьем сидении, Памятного знака в честь Азовского сидения казаков и походов Петра I, Церкви Св. Троицы, Памятника Петру I, лестничного спуска к реке, Архитектурного решения въездного знака в город Азов, Мемориала гражданской и отечественной войн и многих других.
  Также в соавторстве с известными региональными скульпторами Владимир Тихонович создавал архитектурные композиции, которые украшают город Ростов-на-Дону, а это Памятник строителям крепости Св. Дмитрия Ростовского, Памятник императрицы Елизавете, Памятник первой учительнице и др.

   - Архитектор должен обязательно уметь рисовать, иначе он уже не архитектор. Через рисунок он выражает свои мысли, - делится Владимир Тихонович.
    Склонность и любовь к рисованию у Владимира Фоменко была с детства.
   - Сколько себя помню - я все время что-то рисовал. Когда я учился в первом классе в хуторе Обуховка, из окна нашей школы была видна церковь и колокольня. Я рассматривал детали церкви, ее кладку и невольно начинал делать зарисовку. Именно тогда и появилась у меня тяга к архитектуре. Но я получился каким-то всеядным архитектором, потому что ни от чего не отказывался. Если меня просили, мог спроектировать дверную ручку, плафон, памятник или целый жилой квартал, - говорит юбиляр.
    Помимо тяги к рисованию, у Владимира Тихоновича был огромный интерес к фотографии, который он пронес через всю свою жизнь. Будучи еще школьником, в далекие 60-е годы Владимир просил фотоаппарат у своего дяди и фотографировал Азов. Он уже тогда чувствовал, что ему предстоит большая работа в городе, поэтому и старался все запечатлеть и сохранить не только в памяти, но и на снимках. Дома он занимал ванную комнату, проявлял фотографии и развешивал их на прищепках.
  - Первый свой снимок я сделал 7 ноября 1963 года. Залез на дерево, чтобы найти более удачный ракурс и сфотографировал праздничную демонстрацию. Чтобы овладеть цветной фотографией, я много времени проводил в библиотеке, - вспоминает Фоменко.
   Мальчику тогда хотелось иметь свой личный фотоаппарат, а не брать его каждый раз у дяди, поэтому Владимир решил заработать денег и осуществить свою мечту. Он начал разводить и продавать кроликов и, когда накопил 70 рублей, вместе с мамой поехал в Ростов и купил себе зеркальный фотоаппарат «Зенит-ЗС». С того момента Владимир Тихонович не выпускал фотоаппарат из рук.
   Он снимал своих одноклассников, школу, семью, увлекался пейзажной съемкой. Все эти кадры он тщательно сохранял и вел архив.
   На его уникальных фотографиях - черно-белых и цветных - запечатлен Азов. На фотографиях, которые датируются 1965 годом, 1971 годом и т.д. изображен старый Петровский проспект, пляж, валы, саманные дома, крытые камышом, особнячки, которых уже нет, надгробия старого кладбища за ГДК и многое другое.
   - Я мечтал поступить в институт кинематографии, но потом передумал и правильно сделал. Вообще я одно время метался и хотел стать агрономом, пойти в науку и даже стать лесником. Но благодаря фотографии я все сильнее влюблялся в Азов, привязывался к нему, увлекся им. И понял, что хочу связать свою жизнь с архитектурой, - делится Фоменко.

БЛАГОУСТРОИТЬ И ИЗМЕНИТЬ ВНЕШНИЙ ОБЛИК АЗОВА

   В личный дневник, куда молодой Владимир записывал все свои мысли, внес 8 октября 1967 года запись, которая оказалась пророческой.
  «Стать архитектором Азова. Благоустроить и изменить внешний облик Азова. Оставить о себе память. - Моя цель жизни. С меня хватит», - так записано в его тетрадке.
   И действительно Владимир Тихонович Фоменко проработал главным архитектором Азова с 1980 года по 2005 год, оставил и продолжает оставлять память о себе и менять облик города в лучшую сторону.
   Владимир Тихонович родился и вырос в городе Азове. Окончил школу №9 и поступил в Ростовский инженерно-строительный институт на факультет архитектуры. После института отслужил два года в армии, затем некоторое время по направлениям работал в Волгограде, Таганроге, Ростове-на-Дону и др.
   - Я сравнивал города и понял, что Азов наиболее выгодный город в своей планировке, в своих возможностях, природном окружении для архитектора. И ближе, роднее мне нет города. Тем более архитектор Азова должен правильно понимать прошлое города, сохранять его корни.
   Я мечтал, чтобы азовчанам было очень удобно жить в своем городе, а все задатки для этого у него были. Согласно генеральному плану развития Азова все промышленные предприятия мы переносили из центральной части на окраину. На их месте появилась гостиница, дома. Планировалось сделать жилые районы, которые бы пронизывались зелеными бульварами, люди должны были иметь доступ к эпизодическому посещению зон отдыха - пляжу, загородному парку, планировалось сделать Верхний и Нижний речные парки.
    Если бы все это осуществилось, город стал бы идеальным для проживания азовчан. В 70-80-е годы генплан четко осуществлялся, но в начале 90-х годов началась неразбериха, все планы рухнули, началась перестройка, а с ней пришли совсем другие земельные отношения. В 90-х, в 2000-х годах город стал терять свою компактность, появились «аппендициты» в виде поселков Солнечный, Ясный. Азов, как и другие города, стала захлестывать автомобильная эпидемия, - говорит Владимир Тихонович.
   По словам бывшего главного архитектора сейчас город не имеет возможности сносить старые, ветхие жилые дома и здания, поскольку все участки находятся в частной собственности. Поэтому в городе ведется точечная, фрагментальная застройка. До перестройки земля была в собственности государства, и могли сноситься целые кварталы.
    - Тогда люди к сносу относились положительно. Они меняли старые дома на новые квартиры с большим удовольствием. Причем жилые дома сносились и под объекты социального значения. К примеру, чтобы построить школу №15, было построено и отдано более 35 квартир. Также зона перед подвесным мостом была вся занята жилыми домами - саманными с камышовыми крышами. Дома страдали от сырости, так как уровень воды периодически поднимался и подтоплял их. В 80-е годы – и я считаю это большим достижением - все дома были снесены, жильцы получили новые квартиры, а у нас появилась возможность сажать там деревья и благоустраивать территорию. Со временем там был сделан лестничный спуск.
   Тогда мы жили в большом напряжении, хотелось работать, испытывать удовольствие от достигнутого. Я считаю, новому поколению мы оставили хороший фундамент для развития, - говорит юбиляр.

СТАРЫЙ И НОВЫЙ АЗОВ

  Глядя на современную реконструкцию Петровского бульвара, Владимир Тихонович, достал старые снимки и вспомнил, что последняя реконструкция его проводилась в 1971 году.
   - Изначально Петровский бульвар, а вернее его тогда называли Петровский проспект, представлял собой аллею с лавочками и пешеходную зону посередине, с двух сторон этой аллеи по булыжной мостовой ездил редкий транспорт и автобусы. Были даже автобусные остановки.
   В таком виде проспект просуществовал около 80 лет до 1971 года. В 1971 году было принято решение проспект реконструировать, потому что он уже не соответствовал современности тех лет. Автором проекта была Наталья Андреевна Хазагерова, она же являлась и автором генерального плана города. Проспект сделали полностью пешеходным, но старую композицию сохранили. Конечно, бульвар городу послужил хорошо, и сейчас настало время его обновлять. Как сейчас, так и тогда многие горожане выражали недовольство из-за реконструкции бульвара. Но все потому, что они не знали, каков будет конечный результат. В 1971 году председатель гор. исполкома Лукьян Измайлов поступил мудро - он выставил макет нового  бульвара на всеобщее обозрение и волна возмущений стихла. Потому что люди увидели, как преобразится главный бульвар Азова, - рассказывает архитектор.
  В настоящее время Владимир Тихонович занимается просветительской работой - он автор передачи «Голос Минувшего» на телеканале «Пульс». В рамках этой передачи Фоменко рассказывает о том, каким Азов был в прошлом, об архитектуре города, вспоминает о выдающихся деятелях.
  Продолжает сотрудничать с ростовскими скульпторами. Сейчас вместе с Сергеем Олешня работает над созданием памятника герою, защитнику города в годы Великой Отечественной войны Цезарю Куликову, а также над созданием памятника выдающемуся городскому главе Виссариону Мышкину, который провел в Азов железную дорогу, построил школы и больницы.
   Также юбиляр увлекается публицистикой, печатает свои работы в периодических изданиях. К юбилею Азова выпустил сборник фотографий. Сейчас ведет кропотливую работу над созданием второго сборника, который будет содержать в себе как снимки 60-70-х годов, так и современные ракурсы.
    - Я беру старую фотографию и делаю ее копию - только уже современную. Нахожу ту же точку, с которой много лет назад делал снимок, под тем же углом и в тот же сезон года. Такой альбом позволит сравнить старый Азов с новым Азовом, наглядно увидеть, что изменилось в городе, а что осталось нетронутым. Но работа конечно трудоемкая, зато очень полезная и интересная, - делится Владимир Фоменко.


Бартошевич, Б. Теперь он преображает Ростов /Б. Бартошевич // Первый. -  2007.- декабрь.- С. 6-8.

  Представлять азовскому читателю Владимира ФОМЕНКО нет никакого смысла, его все знают. Двадцать пять лет он проработал главным архитектором нашего города и внес заметный вклад в формирование облика Азова. Старейший член Союза архитекторов России, советник Российской академии архитектуры и строительных наук, великолепный художник, скульптор, дизайнер и фотомастер, опытный историк-краевед. По его проектам преображался наш древний город, город Виссариона Мышкина и Лукьяна Измайлова. Остается только гадать, по каким соображениям Фоменко не вписался в команду новой городской администрации и не продолжил главное дело своей жизни.

Фоменко2К ПОРТРЕТУ:

  Владимир Тихонович Фоменко родился в Азове 19 июля 1949 года.
 Выпускник архитектурного факультета Ростовского инженерно-строительного института. В 1980 - 2005 годы работал главным архитектором г. Азова. Награжден тремя правительственными наградами. Автор многих архитектурных сооружений в нашем городе. Среди них - гостиница «Азов», Мемориал Славы, Троицкий собор, кладбищенская и больничная часовни, кладбище ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов, лестничный спуск к реке, крепостная и центральная площади, жилые и общественные здания. Автор памятников Петру Первому, Лукьяну Измайлову, Юрию Гагарину, Александру Пушкину, Азовскому осадному сидению донских казаков, воинам, погибшим в Афганистане и других горячих точках.
   Любимая книга - «Старосветские помещики» Николая Гоголя.
   Главная мечта - не умереть до смерти.
   Главный жизненный принцип - лучше ничего не делать, чем делать плохо или неправильно.

— Владимир Тихонович, прежде всего, разрешите снять перед вами шляпу в знак благодарности за ваш долгий труд на творческой ниве главного архитектора. Я просто очарован красотой, компактностью и уютом азовских улиц, проспектов и площадей.
   — Масштабы Азова маломальские.  Бедный  город.  У него  нет возможности  сделать что-то шикарное. Я тут мечтал и творил тридцать лет и не жалею, что после окончания архитектурного факультета пошел работать в свой родной и любимый город.
   Сколько проектов и замыслов не претворено в жизнь! Бульвар, парк, спортивный центр, набережная, загородный парк, историческая зона крепости. Все осталось в надежде осуществления.

—      А что мешало сделать бульвар таким,  каким вы хотели бы его видеть?
    — Его сделали. Но он же состарился за тридцать лет. Штаны износились, надо новые покупать. Третье поколение азовчан уже появилось. Для первого поколения бульвар был поистине модерном. Теперь та молодежь состарилась. А люди как ходили по бульвару, так и ходят. От парка до «пятачка», от «пятачка» до парка. Бульвар должен, как пешеходная артерия, органично разветвляться в парковую зону, в историческую зону на набережную, в места для отдыха молодых, пожилых людей, детей. Можно вернуться к старой планировке, когда была центральная аллея, по ней все прохаживались, все друг друга насквозь видели, кто идет, с кем идет, с какой собакой, а ты сидишь на скамеечке и обозреваешь. Была центральная аллея, не было двух аллей. Так, как, например, Пушкинскую улицу сделали в Ростове.

— Ладно, не будем ворошить прошлое. Чем занимается сегодняшний Фоменко? Я   немножко наслышан   о вашей   теперешней   творческой деятельности. Разговор начнем с памятника императрице  Елизавете  в областном центре. Как так получилось, что созданием этой  большой творческой работы со скульптором Сергеем   Олешней   занимались именно вы, почему именно вам доверили это совсем не пустяшное дело, на открытие которого приезжал сам Путин?
  — Ростовской мэрией был объявлен закрытый конкурс на создание памятника Елизавете Петровне, основательнице  города  Ростова.  Пригласили наиболее известных скульпторов. Было открытое обсуждение проектов в ростовской публичной библиотеке. Скульпторы выставили свои   макеты.    Заполнялась книга отзывов. Когда посчитали отзывы, у нас с Олешней оказалось положительных больше всех. Жюри все взвесило и признало нас победителями. Мэр Ростова издал постановление о том, чтобы победителям конкурса Олешне и Фоменко поручить выполнение памятника  императрице. Памятник уже стоит возле строящегося Покровского храма в Покровском сквере (бывший Кировский) напротив музыкального театра на Большой Садовой.

—   Какого он размера?
    —   Фигура — три метра сорок сантиметров, постамент — три пятьдесят, общая высота — шесть метров девяносто сантиметров.

— Из какого он сделан материала?
    — Фигура — из бронзы, постамент — из украинского гранита   Капустинского   месторождения. Красный гранит с черными вкраплениями.
   Постамент украшен рельефами. На одном из рельефов — темерницкая   таможня   (это то, с чего по указу Елизаветы начинался Ростов). 1749 год.
   На другом — создатели крепости Дмитрия Ростовского главный  инженер-строитель Ригельман,   донской   атаман кремов, солдаты. На главном фасаде памятника расположен бронзовый картуш, на котором написано: «Императрице Елизавете Петровне». На задней стороне постамента выбито в граните: «С именем   государыни   Елизаветы Петровны связано основание Темерницкой таможни, крепости Дмитрия Ростовского и    города   Ростова-на-Дону. Благодарные ростовчане Елизавете Петровне».

— Вы с Сергеем Олешней в Азове выполнили еще одну работу — открыли памятную доску с изображением генерал-фельдмаршала петровского времени Федора Головина. Расскажите об этом человеке, азовчане мало что о нем знают.
    —  В Азове еще в прошлом году стояла большая доска в нише памятника над прахом известного писателя, почетного гражданина города Азова Григория Мирошниченко с текстом «Азов — город русской воинской доблести. Здесь в жестоких сражениях в 1637 — 1641 годах, в 1695 — 1696 годах рождалась боевая слава молодой России». Доску эту выломали лихие люди и унесли, видимо, в пункт приема цветных металлов. Смысл этой доски в том, что с Азова начался славный путь многих видных государственных деятелей России. Царь Петр Первый, генералиссимус Александр Шеин, генералы-фельдмаршалы Александр Меньшиков, Михаил Голицын, Федор Головин, Александр Репнин, Яков Брюс, Борис Шереметьев, Петр Ласси. Все они, крещенные азовскими походами, укрепляли впоследствии славу и могущество России. Причем генерал-фельдмаршал Петр Ласси через сорок лет вторично штурмовал войсками турецкий Азов и 20 мая 1736 года окончательно вернул его России. За эту крупную победу русского оружия полководец Петр Ласси был награжден орденом Андрея Первозванного. Он достоин установки памятника в нашем городе.
   Федор Алексеевич Головин командовал полком во втором успешном азовском походе Петра Первого. Отличился в этом походе. Он очень понравился Петру своей преданностью, то есть службой без предательства. Он считался при Петре Первом вторым человеком в России. Петр всецело ему доверял. Никому не доверял так, как Головину.
   Головин был первым кавалером ордена Андрея Первозванного. С 1700-го года он — первый генерал-фельдмаршал России. Орден № 2 Андрея Первозванного Петр Первый получил из рук Федора Алексеевича Головина.
  Петр наградил Федора Алексеевича Головина за Азов золотой медалью ценой в пять с половиной червонцев, позолоченным кубком из серебра, кафтаном на соболях, имением, состоящим из пятидесяти семи крестьянских дворов. По тем временам такая награда считалась не маленькой.
   В память о таком великом человеке фонд Андрея Первозванного объявил конкурс на создание в Азове мемориальной доски. Выбрали место на Крепостных воротах,  объявили конкурс. Выиграл конкурс ростовский скульптор Анатолий Михайлович Дементьев, он пригласил меня как архитектора сотрудничать. И Олешню пригласил. Рядом с доской, которая была установлена десять лет назад, рассказывающей о взятии Петром Первым Азова, появилась теперь доска первого его соратника Федора Головина.

—   Чем сейчас занимаетесь?
   — Открыли  в сентябре памятник  Лермонтову   ко Дню города в Ростове. Мэрия Ростова пригласила меня поучаствовать в сооружении этого памятника. Им понравился мой эскиз. Скульптурную композицию в Ростове о строителях крепости Дмитрия   Ростовского   нам   поручили с Сергеем Олешней. Сейчас эта работа ведется на пересечении улицы Садовой и переулка Крепостного. Это делается   под   руководством первого    заместителя    мэра города Ростова Сергея Афанасьевича    Манакова.    Как видим, Ростов идет по пути монументальной пропаганды истории.

—   А дальше что в планах?
   — А дальше пора приземляться. Летать в облаках в наше время опасно. К земле нужно прижиматься (она не предаст), к семье, к родным, близким, то есть теснее к родине своей. Теперь главное для меня — душевное равновесие. Есть задумки написать объективную историю Азова двадцатого века, используя свои накопившиеся записи, фотоархив, воспоминания очевидцев, которых уже давно нет в живых.

—   И вот еще какой вопрос, Владимир Тихонович. В середине мая этого года, наконец-то,    после   долгих лет строительства архиепископ Ростовский и Новочеркасский Пантелеймон освятил в Азове Троицкий храм. Это же ваше детище, его проект — ваша авторская работа.  Сколько лет строился храм?
     —  Восемнадцать, если датой его основания считать 13 июля 1989 года, когда в Азов приехал митрополит Владимир и освятил место под строительство храма.

—   Наверняка были большие сложности, особенно в начале его строительства?
    —  Да, конечно, я бы мог многое рассказать, как рождалась идея его строительства, как она воплощалась в жизнь, какие  были  трудности,  кто мешал, хотя в душе уже был согласен, но партия не позволяла. Хочу сказать слова глубочайшей   благодарности строителю Сергею Рудику и особенно  отцу Сергию,  сегодняшнему настоятелю Троицкого собора, за то, что он спас этот храм, вдохнул в него жизнь и завершил этот долгострой. Я как вспомню, когда мне заместитель председателя горисполкома говорил, когда в здание горисполкома во главе с отцом Александром вошли священники. «Им надо запретить входить сюда в таком виде. Пусть без ряс входят». А я ему в ответ: «А как же тогда генералу? Он что, в штатском должен входить в здание исполкома?» «Что они здесь в черном ходят, в своих длинных одеждах?» — возмущался он. Тогда еще был идеологический отдел. А служители церкви уже поняли: пришло их время. Уже строился в Москве собор Христа Спасителя. Значит, эта волна должна была пойти по всей России. И она пошла. Везде открывались церкви.
   Был еще такой случай. В восьмидесятые годы полулегально я разработал проект церкви для Кулешовки и вел авторский надзор за ее строительством. Молва об этом дошла до кабинета третьего секретаря горкома партии, отвечающего за идеологию и пропаганду в городе.
    Я был вызван в кабинет третьего секретаря. Состоялся такой разговор.
   —  Я знаю, что ты строишь   церковь   в   Кулешовке. Так вот, если не хочешь положить партбилет, то купол церкви не должен быть выше существующей двухэтажной школы.
   —  Так что же, нам этот купол перевернуть верхушкой вниз?
   —  Ну, смотри, доиграешься. Я тебя предупредила.
    Таким было начало возрождения храмов.

— У меня такое ощущение, что какая-то загадка есть в здании Троицкого храма. Снаружи он вроде небольшой, а входишь внутрь — зал громадный. Вам так не кажется?
  — Он так получился. И в этом его уникальность. Входишь  и чувствуешь  совсем другое    пространство.    Кажется, что маленький, а на самом деле огромный собор.
   Его вместимость 500-700 человек. Заглубленный   храм. Его пространство как бы замаскировано внутри, обманчивое такое впечатление. И еще одна деталь. Наконец-то я удостоверился, что в нем прекрасная акустика. И последнее. В нашем Троицком соборе применены витражи. В нем четыре световых окна, и все они обрамлены витражами. Уникальными работами выдающихся ростовских художников Николая и Лилии Игнатовых.

—   Что ж, большое вам спасибо за интервью, за ваш долгий труд на благо Азова. Дай Бог вам здоровья и дальнейших успехов,  Владимир Тихонович.
    —   Доброго пути журналу «Первый»!

   Мэр Ростова Михаил Чернышев направил Владимиру Фоменко благодарственное письмо, а Ростовский региональный фонд защиты прав творческой интеллигенции наградил Владимира Тихоновича дипломом «Человек года 2007» в номинации «Архитектор года».


Владимиру Тихоновичу Фоменко          

Не верится, что семьдесят тебе,
И, кажется, ты не стареешь вовсе.
Разумно правит творчество в судьбе.
Что ты талантлив – без вопросов.

Азов ты любишь, а Азов тебя.
Какое счастье, коль любовь взаимна!
Плоды твоих трудов  пленяют взгляд,
И не пройти твоих творений мимо.

Историю Азова знаешь ты
Не хуже, чем работники музея.
Прошёл пешком ты многие версты,
Создал портретов фото галерею.

Художник, архитектор, человек –
Творец и созидатель ты, Фоменко,
И прокричать «Ура!» тебе не грех
На выставке под гром аплодисментов.

Ну, что тебе сегодня пожелать?
Твори и впредь, дай Бог тебе здоровья.
Добра тебе, душевного тепла,
Рождённого всеобщею любовью.

Тебе давно  Почётным надо стать.
Я думаю, решатся власти наши
За вклад в Азов такое званье дать,
Чтоб ты пил славу полной чашей.

И сколько б ни прошло отныне лет,
Твой звёздный сохранится вектор.
Для азовчан, увидевших твой след,
Ты вечный  Главный архитектор.

       Анатолий Иванович  Баклыков, 19.07.2019


 ВЛЮБЛЁННЫЙ В СВОЙ ГОРОД: презентация к 70-летию со дня рождения Владимира Тихоновича Фоменко

 

 

 

 

2         425