Включить версию для слабовидящих

Боронова Легендарный азовчанин

^Back To Top

Календарь праздников

Праздники России

Контакты

346780 Ростовская область

г. Азов, Петровский б-р 20 

тел.(86342) 4-49-43, 4-06-15 

E-mail: This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it.

 

      !!!  Новое !!!

kids

Besucherzahler
счетчик посещений
Яндекс.Метрика

РУДОЛЬФ ЛАЗАРЕВИЧ САМОЙЛОВИЧ

Даты жизни: 13 сентября 1881- 4 марта 1939
Место рождения: город Азов, Область Войска Донского, Россия
Советский полярный исследователь, профессор, доктор географических наук
Известные произведения: «Во льдах Арктики», «Путь к полюсу», «Моя восемнадцатая экспедиция», «На спасение экспедиции Нобиле»

   4 марта 2019 года исполняется 80 лет со дня гибели нашего выдающегося земляка, родившегося и выросшего в Азове.

ПРИЗНАНИЕ  ВИНЫ - НЕПРАВДОПОДОБНО

   rudolf lazarevich samoylovich 5a23bd167eb8eРудольф Лазаревич Самойлович (1881-1939) - доктор географических наук, профессор Ленинградского университета, вице-президент Русского географического общества, почетный член географических обществ многих стран мира, вице-президент международного общества «Аэроарктика», член Международного морского арбитража. Награжден орденом Трудового Красного Знамени (1928) и орденом Ленина (1935).
   В 1938 году, после возвращения из последней экспедиции, прошедшей успешно, Рудольф Лазаревич Самойлович был арестован на отдыхе в Кисловодске 24 июля и доставлен в Москву, во внутреннюю тюрьму НКВД СССР.
   Обвинялся он в том, что «являлся агентом германской и французской разведок, а также в том, что создал в институте антисоветскую вредительскую организацию» (Справка ФСБ РФ по Санкт-Петербургу от 25 октября 1999 года).
   4 марта 1939 года Военная Коллегия Верховного Суда СССР приговорила Р. Л. Самойловича к высшей мере наказания - расстрелу. В тот же день приговор был приведен в исполнение. Похоронен в братской могиле на Донском кладбище в Москве. Реабилитирован посмертно 16 апреля 1954 года, «дело за отсутствием состава преступления прекращено».
    В реабилитационном деле Р.Л. Самойловича, хранящемся в военной коллегии Верховного Суда СССР, есть фраза о том, что обвиняемый Самойлович «виновным себя признал, однако проведенная в 1956 году проверка установила: показания Самойловича Р.Л. с признанием своей вины неправдоподобны», иначе говоря - даны под пытками... Три тома основного «Дела» до сих пор хранятся в спецхранах КГБ.

ОСВОЕНИЕ АРКТИКИOptimized 0 18af41 485c2a01 XXXL

  Самойлович Р.Л. сыграл выдающуюся роль в деле изучения и освоения Арктики, начиная с 1912 по 1938 годы И сегодня значимость его деятельности только возрастает. Полярный исследователь, совершивший 21 экспедицию, стоял у истоков создания Северной научно-промысловой экспедиции и возглавил ее, директор Института Арктики, открыватель угольных месторождений на Шпицбергене, организатор акционерного общества «Грумант», приложивший много сил, чтобы русские владения на Шпицбергене не только давали уголь, но и были сохранены.
  Открыватель месторождения слюды-мусковита на Севере Карелии, позже подсчитал запасы апатитов в Хибинах, что дало толчок развитию этого северного края.
  Сегодня на материальной базе треста «Арктикуголь» на Шпицбергене развернут крупнейший научный центр России за границей, а также туристический центр «Грумант».
  Уточнение географической карты, создание карт течений, открытие неизвестных островов - все это и многое другое - результат морских высокоширотных экспедиций Р.Л. Самойловича.
   Создание полярных станций на Земле Франца Иосифа, Новой Земле, Северной Земле, мысе Челюскин полуострова Таймыр, разработка научной программы дрейфующей станции «Северный полюс»-1 - все это результат деятельности Всесоюзного арктического института и лично его директора. Рудольф Лазаревич разрабатывал программу научной экспедиции в Антарктиду.

НАЧАЛО ПОСЛЕДНЕЙ ЭКСПЕДИЦИИ

   В 1931 году О.Ю. Шмидту на ледокольном пароходе «Сибиряков» впервые в истории удалось осуществить за одну навигацию проход по северному морскому пути. Маршрут разрабатывал  ВАИ.
  В 1937 году Рудольф Лазаревич отправился в свою 21-ю экспедицию на ледокольном пароходе «Садко». Предполагался «обычный» высокоширотный рейс. «Садко» был передан в аренду экспедиции на 90 суток. На борту парохода - экипаж (43 человека), экспедиционный состав (28 человек), состав полярной станции острова Генриетты - 6 человек, строительный - 8 человек и пассажиров до Диксона - 3.
  Главная задача экспедиции - исследование вод, омывающих с севера Новосибирские острова, одновременно намечалось строительство новой полярной станции на острове Генриетты (острова Де-Лонга) и попутно - поиски Земли Санникова.
   А если бы они увенчались успехом, экспедиция должна была бы соорудить станцию и на этой земле. У Земли Санникова была долгая и запутанная история. В1886 году русский полярный исследователь Толль будто бы видел эту землю с Новосибирских островов.
    Ни одному из судов, кроме «Фрама», не удалось еще выйти на большие глубины севернее Новосибирских островов, где предполагалось существование Земли Санникова. Это осуществила экспедиция Самойловича, но Земля Санникова обнаружена не была, ее просто не существовало.
   Тем не менее, плавание проходило успешно, научная программа выполнялась. Заходили на маленькие островки, водружали на них красные флаги. Строители соорудили полярную станцию «Остров Генриетты». Однако ледовая обстановка складывалась хуже некуда. «Садко» то и дело бросали на помощь попавшим в плен судам. В итоге по окончании навигации 1937 года в Арктике остались на зиму 26 судов - практически весь ледокольный и транспортный флот Главсевморпути.

ВЫНУЖДЕННАЯ ЗИМОВКАЦепелин

   Только к середине октября «Садко» и двум оказавшимся по соседству пароходам - «Георгий Седов» и «Малыгин» - было разрешено уходить на восток. Но это разрешение опоздало. 23 октября 1937 года три ледокольных парохода встали во льдах моря Лаптевых.
   С этого дня началась вынужденная зимовка на дрейфующих льдах трех пароходов с населением 217 человек на борту. Среди них были и женщины, и больные, и просто ослабевшие, не готовые к полярной зиме люди. Катастрофическая нехватка угля, недостаток продовольствия, теплой одежды, медикаментов и пр. сулили тяжкие испытания.
  Встал вопрос: кто возглавит зимовку. По единодушному желанию трех испытанных полярных капитанов и всех моряков начальником дрейфующего каравана Главсевморпуть назначил профессора РЛ. Самойловича, авторитет которого был непререкаем.
  В первую очередь подготовились к зиме. Законсервировали все механизмы, погасили все котлы. И не стало у них ни парового отопления ни воды, ни света... Появились самодельные камельки, свечи, керосиновые лампы, ветряк, иногда дававший электрический свет. Керосин экономили, большую часть суток приходилось жить впотьмах.
  Перераспределили людей. Научные сотрудники поселились на «Садко», на «Седове» - студенты. Для них организовали «Дрейфующий филиал Гидрографического института».
  В дрейф попали зимовщики с полярных станций, плотники, строившие дом для полярной станции на острове Генриетты. Всем нашлись занятия.
   С первых же дней дрейфа на всех трех судах начались регулярные наблюдения в максимальном объеме. Был установлен строгий порядок корабельных вахт. Через каждые 30 миль пройденного пути гидрологи брали с разных горизонтов пробы воды.
   Гидробиологи изучали представителей подводной фауны. Геологи извлекали со дна пробы грунта. Проводились магнитные и гравитационные исследования. Изучение полярных сияний. Они двигались на север, довольно быстро. За первый месяц прошли 420 километров, приблизившись к полюсу, если считать по прямой, на 200 километров.

ОБЛАСТЬ «БЕЛЫХ ПЯТЕН»

   Утром 27 ноября корабли пересекли трассу «Таймыра», по которой 24 годами ранее них прошел капитан 2 ранга Борис Вилькицкий, открывший Северную Землю. Началась область «белых пятен». Теперь на столе вахтенного вместо карты лежал чистый лист бумаги, на котором прокладывали линию дрейфа, наносили глубины и другие навигационные данные.
  Огромная ответственность, размах научных исследований, все возрастающие тяготы быта не изменили характер Рудольфа Лазаревича. Он наравне с другими участвовал во всех авралах, таскал уголь, пилил снег (из него вытапливали воду), с ломом в руках окалывал борта судов, вместе с капитанами ежедневно делал обход, находил время для бесед с моряками и учеными.
   В апреле 1938 года, после того, как зимовщики соорудили во льдах аэродром (это потребовало неимоверных усилий: посадочную полосу не раз ломало, и почти все население участвовало в ее восстановлении), начались рейсы пилотов А.Д Алексеева, П.Г. Головина, Г.К. Орлова.
   Ледовый лагерь благополучно покинуло 184 человека, начальник экспедиции в числе последних. На трех судах осталось 33 человека во главе с капитаном Хромцовым ждать навигации.
   21 мая 1938 года профессор Самойлович вернулся в Ленинград. Его очередная, 21 -я по счету экспедиция, завершилась благополучно. Только он еще не знал, что она - последняя.

Галина Николаевна Боронова,  зав.отделом новейшей истории
Азовского музея-заповедника

Боронова, Г.Н.  Легендарный азовчанин / Г.Н. Боронова //Азовская неделя, 2019.- №9.- С.16.(27 февраля)

 

 

2     425    facebooklarger