Включить версию для слабовидящих

Отарова Л. Поэзия тихого счастья: о жизни и творчестве азовского художника Геннадия Прошутинского

^Back To Top

Календарь праздников

Праздники России

Контакты

346780 Ростовская область

г. Азов, Петровский б-р 20 

тел.(86342) 4-49-43, 4-06-15 

E-mail: This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it.

qr VK

Besucherzahler
счетчик посещений
 

Яндекс.Метрика

ПОЭЗИЯ ТИХОГО СЧАСТЬЯ

 

«У каждого человека есть своё назначение, и он должен всеми силами развивать в себе способности, дарованные ему Богом. И в своё время Господь приведет его к исполнению своего назначения...» Эта запись сделана в книге отзывов о персональной выставке семидесяти картин художника Геннадия Прошутинского в Центральной библиотеке г. Азова.

12Как только его ни называют: художник-любитель, самоучка, самодеятельный, народный... Специального образования у него действительно нет. Но, как говорит Геннадий Евгеньевич, «художник начинается с его биографии, с его детства, с того, что он полюбил, чему предан, с его совести». И он стремится поделиться своим дарованием с окружающими, в первую очередь - с детьми и молодёжью.

Смотрю на портрет пожилого человека: сухое морщинистое лицо, волевые губы, крепко очерченный подбородок, подчёркивающий твёрдый характер; в его умных глазах - беспредельная доброта. Сидит, опершись на посох, дед художника, старый казак Иван Тимофеевич. В образе деда отражено целое поколение, познавшее революции, войны, эпидемии, голод и нелёгкий, часто подневольный труд. Но поколение несломленное, не только сумевшее выжить, но и сделать всё для продолжения жизни. Художник написал этот портрет, когда деда уже не стало.

Одна рука старика опирается па клюку, другая, узловатая, натруженная, - с достоинством покоится на колене. Рядом, на скамеечке, видавшая виды гармонь. Она на картине не случайна: с этой гармонью дед в составе Первой конной армии прошёл долгими дорогами гражданской войны; доводилось на нем играть и для Семёна Михайловича Будённого.

Вернувшись в родную Верхнюю СеребряковкуЗимовниковского района, Иван Тимофеевич стал председателем сельсовета. В то же время он был человеком верующим, умел лечить от болезней с помощью молитв, научил этому и дочь, будущую мать художника. Во время оккупации Ростовской области попал в концлагерь. Бежал, а после войны работал в колхозе. Вот что таится за морщинами и проницательным взглядом, переданными внуком-художником! Было ему, что рассказать внуку. Наверное, от деда и перенял подросток умение видеть и понимать красоту природы, познавать характер людей.

Мама Геннадия, 1923 года рождения, сейчас проживает в Зимовниках. Во время войны она служила в авиации, возила продукты и боеприпасы на аэродром. Воевала почти до самого рождения ребёнка; в 1944 году была отправлена на родину в свою станицу. Отец Геннадия тоже служил стрелком в авиации, погиб при выполнении боевого задания, так и не увидев сына.

В мирное время мать вновь вышла замуж, родила ещё четверых.

Старший, 13Геннадий, всегда жил вместе с дедом, главой дома. Вторым его наставником стал - по долгу службы и по призванию- школьный учитель, бывший капитан артиллерии, участник Великой Отечественной войны Карп Константинович Жарков. На его груди ордена и медали; один из них - орден Красной Звезды с отбитой эмалью: он спас сердце учителя от осколка. «Справедливый был и добрый, особенно к полусиротам, как я», - вспоминает Геннадий Евгеньевич. Для ребят он был образцом настоящего мужчины и гражданина. Именно он подметил у юноши способности к рисованию, помог овладеть начальной техникой живописи, убедил поступить после окончания семилетки в Ростовское художественное училище. Правда, учиться не довелось: училище общежития не имело, да и семейные обстоятельства складывались туго. Снимать квартиру в городе дедушкина тридцатирублёвая пенсия не позволяла, к тому же у матери на руках - малыши... И четырнадцатилетний мальчик пошёл работать в колхоз: зимой скотником, летом рулевым на комбайне. А вечерами при свете керосинки изучал иллюстрации к произведениям Шолохова.

В 1960 году Геннадий поступил учиться в Азовский индустриальный техникум. Вот здесь-то впервые мальчишке открылся новый мир. Книги и альбомы по искусству знакомили с именами титанов эпохи Возрождения - Рафаэля, Тициана, Микеланджело... Он просиживал над ними в библиотеке, потом бежал в техникум, где после учёбы его ждала оформительская работа, ставшая впоследствии одним из его постоянных занятий.

А когда пришло время служить в армии, он удивил многих на призывном пункте: у других в вещевом мешке домашние припасы на дорогу, а у него в вещмешке, пошитом мамой, лишь кисти, палитра и краски. И закономерно, что, проходя службу в должности водителя клубной автомашины, рядовой Прошутинский стал и внештатным художником части. На нём лежали все оформительские работы.

И всё же, видимо, очень сильна была сила примера школьного наставника: Геннадий поступил в зенитно-артиллерийское училище.

...Однажды в летних лагерях на берегу Волги он увидел церквушку, которая отражалась в воде вместе с тёмным лесом и, восхищённый, на фанерке маслом написал свой первый этюд.

После окончания училища молодого офицера направили в Ростовскую область начальником солдатского клуба. Прошутинский прослужил в Ростовском корпусе ПВО пятнадцать лет. Заочно окончил Львовское высшее военно-политическое училище по специальности «культурно-просветительная работа». Тяга к живописи не оставляла, он изучал технику великих мастеров, вырабатывая свою оригинальную манеру. Стал участвовать в армейских и районных выставках.

За годы службы вЮжно-Сахалинском гарнизоне Прошутинский часто бывал в командировках: Сахалин, Курилы. Тогда и создал большую серию морских пейзажей. На его 14картинах море всегда разное: сердитое и спокойное, тёмно-зелёное и голубое, в отблесках вечерней зари или под полуденным солнцем. Он часто вспоминает этот период жизни, который запомнился и тем, что там живут необыкновенно добрые и отзывчивые люди.

С 1996 года Геннадий Евгеньевич живёт в Азове. До недавнего времени он работал художником на одном из предприятий города.

Способность остро чувствовать характер изображаемого особенно раскрывается в его портретах. «Девочка в маковом венке с гвоздикой» - это дочь Геннадия Евгеньевича. Навеяна картина одной из работ Кипренского. Опершись на стол, сидит девочка в домашней телогрейке; на голове венок, лицо повёрнуто к нам в пол-оборота. Словно бы на минуту оторвав взгляд от стоящего перёд ней букетика, она смотрит, не теряя внутренней сосредоточенности, с детской мудростью, свойственной крестьянским детям. Тёплая гамма холста создает настроение уюта.

На портрете мамы- красивое, волевое лицо пожилой женщины. Горделивая посадка головы, выразительно сложены руки, ни одной лишней детали. На «Портрете ветерана» типаж сурового старика так характерен, что возникает впечатление, будто мы его где-то встречали. А то, что в общевойсковой форме перед нами казак- видно по манере важно сидеть, уперев руки в колени. Удачен и портрет друга - художника, поэта и журналиста Бориса Бартошевича.

Каждую неделю Геннадий Евгеньевич посещает воскресную службу, у него свой духовный наставник. В 2010 году художник совершил паломническую поездку в Дивеево, Муром, Оптину пустынь; результат - цикл портретов российских старцев. В течение двух последующих лет возникают портреты монахов-подвижников: преподобных Леонида, МакарияОптинского, Моисея, Амвросия, Варсонофия, а также схимонахини Софии (Болотовой), первой настоятельницы Шамардинской15пустыни, старца архимандрита Модеста (Потапова), уроженца села Павло-Очаково Азовского района. На могилу отца Модеста 14 октября (в день Покрова Пресвятой Богородицы) Геннадий Евгеньевич приезжает ежегодно вместе с братьями-казаками.

Старец схиархимандрит Зосима, преподобный старец Серафим Вырицкий, свято-блаженный старец Павел Таганрогский, старец Сампсон (Сивера) - портреты, в которые вложен огромный труд и душа мастера. Художник считает, что «духовное преображение доступно всем желающим спасения не на словах и в мечтаниях, а на деле, которому служат старцы и монахи нашей матушки Руси». Он также уверен в том, что «главное при создании образа — жить в Иисусовой постоянной, покаянной молитве. Тогда рукой твоей будет водить сам господь, наделив тебя ярким даром».

Тема христианства, православия - одна из главных у Геннадия Евгеньевича. Во время выставки в школе-интернате № 10 на вопрос детям-какая из картин им больше понравилась, многие ответили: иконы. Художник подарил детям тридцать две картины! Сегодня художник продолжает писать портреты святых старцев, готовится к созданию специальной выставки на православную тему.

Прошутинский постоянно совершенствует мастерство, изучая творчество Андрея Рублёва, Ивана Аргунова, Владимира Боровиковского, Дмитрия Левицкого, Александра и Виктора Шиловых, Карла Брюллова, Ильи Репина, Архипа Куинджи, Фёдора Васильева, Алексея Саврасова, Ивана Айвазовского...

У Геннадия Евгеньевича много почётных грамоты и дипломов, он лауреат Второго и Третьего Всесоюзного фестивалей народного творчества. Его кисти принадлежат   вдохновенные полотна о казачьем крае, истории, быте и традициях людей, живущих на донской земле. На картинах, написанных в низовьях Дона - «Причал Обуховки», «Тополиный остров», «Хутор Узяк», «Донской пейзаж», «Мост через Азовку», «Родной курень», «Осенний пейзаж», - мы чувствуем лёгкое марево душного лета, спокойное течение тёплых вод, прекрасную золотую осень.

В книге отзывов с выставок - благодарность, добрые пожелания художнику. Вот одно из них: «Художник от Бога Г.Е. Прошутинский живёт и творит рядом с нами, и мы гордимся этим! В картинах Геннадия Евгеньевича столько поэзии, доброты, тихого счастья! Желаем талантливейшему художнику и дальше дарить людям радость!».

А вот что написала Н. Синельникова, научный сотрудник Государственного музея изобразительного искусства имени А. С. Пушкина: «Я искренне радуюсь за вас - вы нашли для себя дело, ставшее для вас радостью, счастьем, дающее вам подлинную радость творчества. Это выпадает на долю далеко не каждого. Свою радость, вы щедро дарите другим - это тоже очень редкий и счастливый удел. Мне нравятся ваши пейзажи, особенно сахалинские. Вы тонко чувствуете природу, умеете передать её красоту. Творите больше, продолжайте дарить радость людям и себе».

2         425