Включить версию для слабовидящих

Матухно А. Пешковские богомазы

^Back To Top

foto1 foto2 foto3 foto4 foto5

Календарь праздников

Праздники России

Контакты

346780 Ростовская область

г. Азов, Петровский б-р 20 

тел.(86342) 4-49-43, 4-06-15 

E-mail: This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it.

Besucherzahler
счетчик посещений

Анна Матухно

«ПЕШКОВСКИЕ БОГОМАЗЫ»

 

image009В основе иконы лежит учение Боговоплощения, то есть икона сама по себе является выражением веры. Главное в иконе – вызвать у молящегося перед ней человека впечатление присутствия Бога, его причастности к жизни людей. Чтобы вызвать такое сильное, трепетное отношение к Богу, иконы писались профессионалами иконописцами в соответствии с каноном и не могли изображать конкретных людей. Искусство иконописи является основным жанром древнерусской станковой живописи.

Во все времена душа и руки самодеятельных художников тянулись к этому искусству. После выхода в свет «Домостроя» всё чаще и чаще в домах стали появляться иконы не только написанные иконописцами, но и выполненные непрофессиональными деревенскими живописцами.

«Домострой» - энциклопедия семейной жизни, домашних обычаев, традиций русского хозяйствования середины XVI века. «Домострой» написан живым языком, с частым использованием пословиц и поговорок. Нас интересует пункт 11, который гласит:

«Каждому христианину нужно в доме своем, во всех комнатах, по старшинству развесить на стенах святые и честные образа, на иконах написанные, их украсив, и поставить светильники, в которых во время молебствия перед святыми образами возжигаются свечи, а после служения - гасятся, закрываются занавеской от грязи и пыли, строгого ради порядка и для сохранности. Постоянно следует их обметать чистым крылышком и мягкою губкой их протирать, а комнату эту всегда содержать в чистоте. К святым образам прикасаться лишь с чистою совестью, во время службы, при пении и молитве свечи возжигать и кадить благовонным ладаном и фимиамом. А образа святых расставляются по старшинству, сначала, как уже сказано, особенно почитаемые. В молитвах и в бдении, и в поклонах, и во всяком хвалении Бога нужно всегда воздавать им почесть - со слезами и с плачем, и со скорбным сердцем, исповедуясь в своих прегрешениях, просить отпущения грехов».

Во исполнение «Домостроя» в семьях появились иконы.

Богомазами народ насмешливо называл неискусных иконописцев, про которых говорили, что они святых пишут наоборот «Егорья пешком, а Пятницу на коне». Разумеется, на коне было принято изображать воина Егория (Георгия Победоносца), а не странницу Параскеву. Творчество богомаза-иконописца чаще всего относилось к направлению крестьянского декоративного искусства – к крестьянской иконе. Она значительно отличалась от профессиональной иконы. Многие крестьянские иконы имели красный цвет, определялись красной краской – ваканом. Это и дало название, которое стало затем пренебрежительным: крестьянская икона, «краснушка», что-то несерьёзное.

Иконы, писанные богомазами, и стали, в основном, семейными иконами.

 

Иконы семьи Черновых

Семья Черновых имеет большую родословную. Её основатели – Софья Артёмовна Бегункова и Кирилл Иванович Чернов. Для меня они – прапрапра- бабушка и дедушка. У них было 16 детей, восемь выжило, и каждый из них создал свою семью. Одна из старших дочерей – Анна, моя прапрабабушка. Она прожила трудную жизнь, пережила голод, уже имея двух дочерей. Сама опухала от голода, но девочки – Валя и Зоя выжили. Семья пережила и войну. «С божьей помощью», – говорила бабушка Аня. Зоя – моя прабабушка, вспоминает, что в семье всегда были иконы, даже в годы преследования верующих. Как правило, это были иконы в киоте и в окладах. Но были и писанные на досках. Не все дошли до нашего времени. Война, переезды – потери были неизбежны.

В послевоенное время появилась большая потребность в духовности. Во многих семьях хотели иметь икону. Но были трудности в её приобретении. В свободной продаже их не было, в церковь далеко не каждому можно было ходить. Да и церкви сохранились не в каждом селе. Прабабушка Зоя вспоминает, что нельзя было крестить детей, особенно членам партии КПСС и молодым родителям – членам ВЛКСМ. Тем, у кого иконы сохранились, приходилось даже прятать их. Потому что любой мог донести, исказить информацию, и нередко такой донос заканчивался даже тюрьмами или лагерем.

image0101В семье Черновых по двоюродной линии прабабушки Ани в начале 50-х годов XX века пришёл из Армии талантливый художник – Чумаченко Владимир, это мой двоюродный прадедушка. Он рисовал ковры масляными красками по покрывалу. На них он изображал «мещанских» лебедей, русалок, голубей и так далее. За это ему давали продукты, платили какую-то сумму денег или рассчитывались спиртным. Он рисовал и картины, и портреты по заказам, часто делал просто наброски. К сожалению, мало сохранилось фотографий, а тем более произведений самодеятельного художника.

Но было у Владимира ещё одно увлечение – это большое желание писать иконы. Ему заказывали их за небольшую плату. Поскольку специального образования у Владимира Семёновича не было, он писал иконы, как мог. Сельский богомаз писал иконы для жителей Азовского района. Его помнят в селе Маргаритово, в посёлке Приморском, в хуторе Казинки… Сейчас бы его иконы назвали «краснушками», а тогда это были обыкновенные семейные иконы. На них молились, ими благословляли молодожёнов, крестили детей… Написанные на необработанной доске, нередко иконы, а точнее дерево, на котором они были писаны, портились вредителями-насекомыми. Но в некоторых семьях они сохранились.

До наших дней дошла икона прабабушки Вали, сестры прабабушки Зои, которая бережно хранит её. Оказывается дедушка Коля, её муж, работал столяром и знал, как обработать дерево, чтобы оно сохранилось. Этот семейный раритет сейчас находится в посёлке Волочаевком, Орловского района. Бабушке Вале 86 лет, и она считает, что её молитвы на эту икону доходят до пресвятой Богоматери. Доска - липа. Приятная, душевная икона. Она как будто хочет нам что - то рассказать, что - то напомнить, от чего-то защитить. Многие считают, что письмо этой иконы у Владимира Чумаченко очень хорошее.

Ещё одна двоюродная ветвь Черновых – это семья прадедушки Ивана. Его жена – бабушка Люба, была глубоко верующим человеком. Молитвами она лечила людей, особенно, детей. И хотя бабушки Любы уже нет с нами, ей благодарны очень многие пешковначе. У неё были очень старинные иконы, как церковные, так и «краснушки», которые передавались из поколения в поколение. Имя художника, который написал иконы апостолов Петра и Павла, икону Иисуса Христа – Спаса Вседержителя, никто не знает, но то, что это художник конца XIX века подтвердила и эксперт музея-заповедника города Азова, хотя отказалась проводить профессиональную экспертизу, так как считает эту икону «незначительным» произведением искусства.

А как оценить профессионализм художника, который дал веру семье, который помог выжить в трудных ситуациях многим десяткам людей нескольких поколений?! Я думаю, что эта чудесная икона всех нас много лет охраняет и защищает от всех напастей.

Когда я смотрю, прикасаюсь к этим вещам, испытываю какой – то трепет, волнение и думаю: в них целая жизнь, это судьбы нескольких поколений и очень важно, чтобы о них помнили, передавали потомкам, что и делает наша семья.

 

image0111Сельский богомаз

В семье Малых бережно относятся к иконам, которые по наследству достались от бабушки. Среди старинных икон конца 19-начала 20 веков есть икона Николая Угодника, Пантелеймона, святого, молящегося о младенце и другие. С детства смотрел на них с трепетом маленький Женя. Любил рассматривать их в деталях, подробно, хотелось нарисовать, но боялся. Думал, будут ругать, боялся, что не получится красиво. Не думал о том, что надо разрешение или особая молитва.

С возрастом желание не пропало. Только усилилось. В начале 21 века стали появляться календари с иконами, доступными в продаже стало всё, что связано с религией, церковью…

Когда крестили младшую дочь, откуда-то появилось неумолимое желание рисовать иконы и оформлять их по-своему: или в киот, или в оклад или оставить в эскизах… Евгений называет это «внутренней потребностью», духовным порывом, говорит, что «наконец-то внутри что-то созрело, как будто сверху кто-то подтолкнул»...

Нет, Евгений не учился рисованию, нет, он не проходил школу иконописи, нет, он не постился и не причащался перед тем, как начать рисовать… Но, что это?! Озарение? Талант?..

Но вот уже 9 лет, как икона освящена одним из первых батюшек после возрождения храма Иоанна Богослова в селе Пешково. Она стоит в доме вместе с другими иконами.

Жена Светлана, говорит: «Не смотря на то, что я не очень верующая, что в семье есть другие иконы, я подхожу именно к его иконе Иисуса Христа и прошу о здоровье детей. Помогает».

Икона в киоте размером 40*60 , внутренняя отделка сделана из фольги и пищевого алюминия. Сама икона не является копией фотографии или рисунка Лика Иисуса Христа, она просто другая. Вроде бы форму и содержание сельский богомаз не менял, но оттенки, колор, цветовая гамма сделали икону неповторимой, своеобразной.

 

 Анкета «Семейные иконы»

Целью и задачей анкеты было следующее: на основе вопросов исследовать знания учащихся 8-11 классов об иконе в твоей семье и в жизни русского народа. В анкетировании добровольно приняли участие 84 человека.

Сводная таблица ответов анкеты показала, что вызвали затруднение вопросы об истории появления иконы в доме, названия икон и вопросы, касающиеся православного воспитания. Это говорит о том, что с обихода эти вопросы ушли, лексика пешковчан поменялась, стала современнее, как и во всей России.

Радуют ответы о наличии икон в доме. 97,7% респондентов ответили, что иконы в доме есть. А 2,3% - в школе обучаются мусульмане. Интересны ответы и на вопрос: «Какие иконы особо почитаемы Вами?». Более 35% старшеклассников не знают название икон, особо почитаемых ими! Можно предположить, что они их и не имеют. 32% почитают образ Матери Божией. Скорее всего, идёт воплощение и сравнение со своей матерью. Почти 17% имеют своих Агелов-хранителей. Есть и редкие иконы в семьях пешковчан и лично почитаемые: Кеприон и Устинья, Неувядаемый цвет, Тайная вечеря, Терновый венец… Исторически сложилось так, что наиболее распространенными моленными образами среди пешковских икон всегда были образы Богоматери (72,6%), Вседержителя (27,4%) и святителя Николая Чудотворца (26,2%).

image01211Изучив и проанализировав анкету, можно сделать вывод, что учащиеся хорошо знают значение икон в доме и в храме, владеют общими вопросами об иконах и о православии. А главное об иконах пешковчане помнят ещё и потому, что во многих домах сохранились иконы, перешедшие по наследству (39%), а 35% пешковчан купили уже в настоящее время. И не потому, что модно, а потому, что очень не хватает душевного и духовного благополучия в доме. Именно поэтому 79% пешковчан ответили, что иконы нужны современному человеку, а 89% подтвердили, что храмы надо реставрировать и строить новые. Значит, не забыли пешковчане Бога и веру в него.

 

ДПИ и юные художники-богомазы

Более 20 лет назад в Пешковской школе был создан клуб «Эстет». И неоднократно юные художники обращались к духовной тематике. Писали храмы, иконы, расписывали пасхальные яйца, рисовали библейские мотивы…

Особенно актуальной эта тема стала в последнее десятилетие, когда восстанавливался сельский храм Иоанна Богослова. Объявлялся конкурс на лучший проект храма, писались иконы, которые по архивным данным были в разрушенных церквях.

Использовались различные виды искусства: масло, акварель и гуашь, карандаш, бисер, аппликация из ткани и бумаги, батик, гобелен.

На протяжении всей истории христианства иконы служили символом веры людей в Бога и его помощь им. Иконы берегли: их охраняли от язычников и, позднее, от царей-иконоборцев.

Икона - это не просто картина с изображением тех, кому поклоняются верующие, но и своеобразный психологический показатель духовной жизни и переживаний народа того периода, когда она была написана.

Иконопись - это сложное искусство, в котором все имеет особый смысл: цвета красок, строение храмов, жесты и положения святых по отношению друг к другу.

Несмотря на многочисленные гонения и уничтожение икон, часть из них все же дошла до нас и являет собой историческую и духовную ценность.

Иконы сейчас можно приобрести разные. Любой освящённый образ - святыня. И бумажная литография, и воспроизведенный художником-иконописцем, и старинный фамильный образ, и приобретённый в антикварном магазине раритет - все это икона. Замечательно, если дома есть старые семейные иконы. Но не следует пренебрегать и современной репродукцией. И дело здесь не столько в том, какая икона перед нами, но и в нас самих.

2     425    facebooklarger