Включить версию для слабовидящих

Матухно А. Пешковские богомазы

^Back To Top

Календарь праздников

Праздники России

Контакты

346780 Ростовская область

г. Азов, Петровский б-р 20 

тел.(86342) 4-49-43, 4-06-15 

E-mail: This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it.

qr VK

Besucherzahler
бзҐвзЁЄ Ї®бҐйҐ­Ё©

Яндекс.Метрика

Анна Матухно

«ПЕШКОВСКИЕ БОГОМАЗЫ»

 

image009В основе иконы лежит учение Боговоплощения, то есть икона сама по себе является выражением веры. Главное в иконе – вызвать у молящегося перед ней человека впечатление присутствия Бога, его причастности к жизни людей. Чтобы вызвать такое сильное, трепетное отношение к Богу, иконы писались профессионалами иконописцами в соответствии с каноном и не могли изображать конкретных людей. Искусство иконописи является основным жанром древнерусской станковой живописи.

Во все времена душа и руки самодеятельных художников тянулись к этому искусству. После выхода в свет «Домостроя» всё чаще и чаще в домах стали появляться иконы не только написанные иконописцами, но и выполненные непрофессиональными деревенскими живописцами.

«Домострой» - энциклопедия семейной жизни, домашних обычаев, традиций русского хозяйствования середины XVI века. «Домострой» написан живым языком, с частым использованием пословиц и поговорок. Нас интересует пункт 11, который гласит:

«Каждому христианину нужно в доме своем, во всех комнатах, по старшинству развесить на стенах святые и честные образа, на иконах написанные, их украсив, и поставить светильники, в которых во время молебствия перед святыми образами возжигаются свечи, а после служения - гасятся, закрываются занавеской от грязи и пыли, строгого ради порядка и для сохранности. Постоянно следует их обметать чистым крылышком и мягкою губкой их протирать, а комнату эту всегда содержать в чистоте. К святым образам прикасаться лишь с чистою совестью, во время службы, при пении и молитве свечи возжигать и кадить благовонным ладаном и фимиамом. А образа святых расставляются по старшинству, сначала, как уже сказано, особенно почитаемые. В молитвах и в бдении, и в поклонах, и во всяком хвалении Бога нужно всегда воздавать им почесть - со слезами и с плачем, и со скорбным сердцем, исповедуясь в своих прегрешениях, просить отпущения грехов».

Во исполнение «Домостроя» в семьях появились иконы.

Богомазами народ насмешливо называл неискусных иконописцев, про которых говорили, что они святых пишут наоборот «Егорья пешком, а Пятницу на коне». Разумеется, на коне было принято изображать воина Егория (Георгия Победоносца), а не странницу Параскеву. Творчество богомаза-иконописца чаще всего относилось к направлению крестьянского декоративного искусства – к крестьянской иконе. Она значительно отличалась от профессиональной иконы. Многие крестьянские иконы имели красный цвет, определялись красной краской – ваканом. Это и дало название, которое стало затем пренебрежительным: крестьянская икона, «краснушка», что-то несерьёзное.

Иконы, писанные богомазами, и стали, в основном, семейными иконами.

 

Иконы семьи Черновых

Семья Черновых имеет большую родословную. Её основатели – Софья Артёмовна Бегункова и Кирилл Иванович Чернов. Для меня они – прапрапра- бабушка и дедушка. У них было 16 детей, восемь выжило, и каждый из них создал свою семью. Одна из старших дочерей – Анна, моя прапрабабушка. Она прожила трудную жизнь, пережила голод, уже имея двух дочерей. Сама опухала от голода, но девочки – Валя и Зоя выжили. Семья пережила и войну. «С божьей помощью», – говорила бабушка Аня. Зоя – моя прабабушка, вспоминает, что в семье всегда были иконы, даже в годы преследования верующих. Как правило, это были иконы в киоте и в окладах. Но были и писанные на досках. Не все дошли до нашего времени. Война, переезды – потери были неизбежны.

В послевоенное время появилась большая потребность в духовности. Во многих семьях хотели иметь икону. Но были трудности в её приобретении. В свободной продаже их не было, в церковь далеко не каждому можно было ходить. Да и церкви сохранились не в каждом селе. Прабабушка Зоя вспоминает, что нельзя было крестить детей, особенно членам партии КПСС и молодым родителям – членам ВЛКСМ. Тем, у кого иконы сохранились, приходилось даже прятать их. Потому что любой мог донести, исказить информацию, и нередко такой донос заканчивался даже тюрьмами или лагерем.

image0101В семье Черновых по двоюродной линии прабабушки Ани в начале 50-х годов XX века пришёл из Армии талантливый художник – Чумаченко Владимир, это мой двоюродный прадедушка. Он рисовал ковры масляными красками по покрывалу. На них он изображал «мещанских» лебедей, русалок, голубей и так далее. За это ему давали продукты, платили какую-то сумму денег или рассчитывались спиртным. Он рисовал и картины, и портреты по заказам, часто делал просто наброски. К сожалению, мало сохранилось фотографий, а тем более произведений самодеятельного художника.

Но было у Владимира ещё одно увлечение – это большое желание писать иконы. Ему заказывали их за небольшую плату. Поскольку специального образования у Владимира Семёновича не было, он писал иконы, как мог. Сельский богомаз писал иконы для жителей Азовского района. Его помнят в селе Маргаритово, в посёлке Приморском, в хуторе Казинки… Сейчас бы его иконы назвали «краснушками», а тогда это были обыкновенные семейные иконы. На них молились, ими благословляли молодожёнов, крестили детей… Написанные на необработанной доске, нередко иконы, а точнее дерево, на котором они были писаны, портились вредителями-насекомыми. Но в некоторых семьях они сохранились.

До наших дней дошла икона прабабушки Вали, сестры прабабушки Зои, которая бережно хранит её. Оказывается дедушка Коля, её муж, работал столяром и знал, как обработать дерево, чтобы оно сохранилось. Этот семейный раритет сейчас находится в посёлке Волочаевком, Орловского района. Бабушке Вале 86 лет, и она считает, что её молитвы на эту икону доходят до пресвятой Богоматери. Доска - липа. Приятная, душевная икона. Она как будто хочет нам что - то рассказать, что - то напомнить, от чего-то защитить. Многие считают, что письмо этой иконы у Владимира Чумаченко очень хорошее.

Ещё одна двоюродная ветвь Черновых – это семья прадедушки Ивана. Его жена – бабушка Люба, была глубоко верующим человеком. Молитвами она лечила людей, особенно, детей. И хотя бабушки Любы уже нет с нами, ей благодарны очень многие пешковначе. У неё были очень старинные иконы, как церковные, так и «краснушки», которые передавались из поколения в поколение. Имя художника, который написал иконы апостолов Петра и Павла, икону Иисуса Христа – Спаса Вседержителя, никто не знает, но то, что это художник конца XIX века подтвердила и эксперт музея-заповедника города Азова, хотя отказалась проводить профессиональную экспертизу, так как считает эту икону «незначительным» произведением искусства.

А как оценить профессионализм художника, который дал веру семье, который помог выжить в трудных ситуациях многим десяткам людей нескольких поколений?! Я думаю, что эта чудесная икона всех нас много лет охраняет и защищает от всех напастей.

Когда я смотрю, прикасаюсь к этим вещам, испытываю какой – то трепет, волнение и думаю: в них целая жизнь, это судьбы нескольких поколений и очень важно, чтобы о них помнили, передавали потомкам, что и делает наша семья.

 

image0111Сельский богомаз

В семье Малых бережно относятся к иконам, которые по наследству достались от бабушки. Среди старинных икон конца 19-начала 20 веков есть икона Николая Угодника, Пантелеймона, святого, молящегося о младенце и другие. С детства смотрел на них с трепетом маленький Женя. Любил рассматривать их в деталях, подробно, хотелось нарисовать, но боялся. Думал, будут ругать, боялся, что не получится красиво. Не думал о том, что надо разрешение или особая молитва.

С возрастом желание не пропало. Только усилилось. В начале 21 века стали появляться календари с иконами, доступными в продаже стало всё, что связано с религией, церковью…

Когда крестили младшую дочь, откуда-то появилось неумолимое желание рисовать иконы и оформлять их по-своему: или в киот, или в оклад или оставить в эскизах… Евгений называет это «внутренней потребностью», духовным порывом, говорит, что «наконец-то внутри что-то созрело, как будто сверху кто-то подтолкнул»...

Нет, Евгений не учился рисованию, нет, он не проходил школу иконописи, нет, он не постился и не причащался перед тем, как начать рисовать… Но, что это?! Озарение? Талант?..

Но вот уже 9 лет, как икона освящена одним из первых батюшек после возрождения храма Иоанна Богослова в селе Пешково. Она стоит в доме вместе с другими иконами.

Жена Светлана, говорит: «Не смотря на то, что я не очень верующая, что в семье есть другие иконы, я подхожу именно к его иконе Иисуса Христа и прошу о здоровье детей. Помогает».

Икона в киоте размером 40*60 , внутренняя отделка сделана из фольги и пищевого алюминия. Сама икона не является копией фотографии или рисунка Лика Иисуса Христа, она просто другая. Вроде бы форму и содержание сельский богомаз не менял, но оттенки, колор, цветовая гамма сделали икону неповторимой, своеобразной.

 

 Анкета «Семейные иконы»

Целью и задачей анкеты было следующее: на основе вопросов исследовать знания учащихся 8-11 классов об иконе в твоей семье и в жизни русского народа. В анкетировании добровольно приняли участие 84 человека.

Сводная таблица ответов анкеты показала, что вызвали затруднение вопросы об истории появления иконы в доме, названия икон и вопросы, касающиеся православного воспитания. Это говорит о том, что с обихода эти вопросы ушли, лексика пешковчан поменялась, стала современнее, как и во всей России.

Радуют ответы о наличии икон в доме. 97,7% респондентов ответили, что иконы в доме есть. А 2,3% - в школе обучаются мусульмане. Интересны ответы и на вопрос: «Какие иконы особо почитаемы Вами?». Более 35% старшеклассников не знают название икон, особо почитаемых ими! Можно предположить, что они их и не имеют. 32% почитают образ Матери Божией. Скорее всего, идёт воплощение и сравнение со своей матерью. Почти 17% имеют своих Агелов-хранителей. Есть и редкие иконы в семьях пешковчан и лично почитаемые: Кеприон и Устинья, Неувядаемый цвет, Тайная вечеря, Терновый венец… Исторически сложилось так, что наиболее распространенными моленными образами среди пешковских икон всегда были образы Богоматери (72,6%), Вседержителя (27,4%) и святителя Николая Чудотворца (26,2%).

image01211Изучив и проанализировав анкету, можно сделать вывод, что учащиеся хорошо знают значение икон в доме и в храме, владеют общими вопросами об иконах и о православии. А главное об иконах пешковчане помнят ещё и потому, что во многих домах сохранились иконы, перешедшие по наследству (39%), а 35% пешковчан купили уже в настоящее время. И не потому, что модно, а потому, что очень не хватает душевного и духовного благополучия в доме. Именно поэтому 79% пешковчан ответили, что иконы нужны современному человеку, а 89% подтвердили, что храмы надо реставрировать и строить новые. Значит, не забыли пешковчане Бога и веру в него.

 

ДПИ и юные художники-богомазы

Более 20 лет назад в Пешковской школе был создан клуб «Эстет». И неоднократно юные художники обращались к духовной тематике. Писали храмы, иконы, расписывали пасхальные яйца, рисовали библейские мотивы…

Особенно актуальной эта тема стала в последнее десятилетие, когда восстанавливался сельский храм Иоанна Богослова. Объявлялся конкурс на лучший проект храма, писались иконы, которые по архивным данным были в разрушенных церквях.

Использовались различные виды искусства: масло, акварель и гуашь, карандаш, бисер, аппликация из ткани и бумаги, батик, гобелен.

На протяжении всей истории христианства иконы служили символом веры людей в Бога и его помощь им. Иконы берегли: их охраняли от язычников и, позднее, от царей-иконоборцев.

Икона - это не просто картина с изображением тех, кому поклоняются верующие, но и своеобразный психологический показатель духовной жизни и переживаний народа того периода, когда она была написана.

Иконопись - это сложное искусство, в котором все имеет особый смысл: цвета красок, строение храмов, жесты и положения святых по отношению друг к другу.

Несмотря на многочисленные гонения и уничтожение икон, часть из них все же дошла до нас и являет собой историческую и духовную ценность.

Иконы сейчас можно приобрести разные. Любой освящённый образ - святыня. И бумажная литография, и воспроизведенный художником-иконописцем, и старинный фамильный образ, и приобретённый в антикварном магазине раритет - все это икона. Замечательно, если дома есть старые семейные иконы. Но не следует пренебрегать и современной репродукцией. И дело здесь не столько в том, какая икона перед нами, но и в нас самих.

2         425