Включить версию для слабовидящих

Хидекель Б. Полвека «Азовфильму»

^Back To Top

foto1 foto2 foto3 foto4 foto5

Календарь праздников

Праздники России

Контакты

346780 Ростовская область

г. Азов, Петровский б-р 20 

тел.(86342) 4-49-43, 4-06-15 

E-mail: This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it.

Besucherzahler
счетчик посещений

ПОЛВЕКА «АЗОВФИЛЬМУ»

Б.Хидекель

 

Этот декабрьский день запомнился Валентину Михайловичу Бойко на всю жизнь. Самая заветная мечта его - «делать кино», - похоже, начала сбываться. Судьба мечты решалась в кабинете директора азовского оптико-механического завода Николая Георгиевича Васильева.

image002Специально для историков события: произошло это 28 декабря 1964 года на совещании руководителей служб и подразделений при директоре завода. Впервые Валентину Бойко   довелось оказаться в роли выступающего на таком высоком собрании. Он должен был изложить совещанию проект создания заводской киностудии, чётко ясно и лаконично сформулировать свои соображения и аргументы в пользу этой идеи.

Он никогда не замечал за собой ораторских способностей, терпеть не мог выступлений перед многолюдной аудиторией. Комуприятны? Не выносил этих ужасных ощущений перед публичным выступлением: во рту сушь, как в знойной пустыне, язык отказывается повиноваться, на ум вышколенными официантами услужливо сбегаются банальные и мало что говорящие фразы! А тут как будто прорвало. Из-за волнения почти не видя директора и других командиров производства, людей серьёзных, озабоченных выполнением ответственейших заказов государства в секторе оборонки, он внезапно почувствовал необыкновенный прилив сил и смелости. Невесть откуда приходили самые нужные и самые точные - прямо в десятку - слова, сами собой явились заражающая энергия и убедительность. Он говорил о необходимости студии на заводе, прежде всего, для работающих на нём людей. К примеру, родителям, отправившим своих детей в заводской лагерь на черноморском берегу, очень важно увидеть своих мальчиков и девочек воочию, убедиться в том, что у них всё в порядке, что они счастливы. После этого и спится спокойно, и работается с огоньком. Как сказали бы в перестроечные времена, напирал на «человеческий фактор». Сколько интересных и значительных событий происходит в жизни коллектива и города- почему бы не запечатлевать их на киноленте для современников и для будущих поколений.

Многие наши юные земляки уже и не знают, чем для Азова был в советские годы оптико-механический завод. Крупнейшее градообразующее предприятие и крупнейший работодатель.

На нём трудились многие тысячи азовчан. И когда они по утрам шли на работу, и когда возвращались после трудового дня, казалось, что в городе дважды в день регулярно проходят яркие многолюдные демонстрации тысяч преимущественно молодых рабочих и инженерно-технических работников. Возникало ощущение праздника.

Предприятие делало чрезвычайно много для развития социальной сферы: построило сорок два многоэтажных жилых дома, девять детских садов и яслей, три общежития, две столовые, поликлинику со стационаром, политехникум, стадион, базу отдыха « Стрелка» на Дону, оздоровительный комплекс «Зарница» на Чёрном море.И всё это было доступно не только заводчанам, но и жителям города. Следовательно, то, что интересно заводским, не может быть неинтересно горожанам. Инаоборот. Уж слишком тесно и неразрывно переплелась жизнь завода и города. Впрямую или опосредованно почти всё городское население имеет отношение к заводу. Следовательно, внимание к «продукции» будущей киностудии гарантировано.

image001Конечно, нельзя не учитывать, что предприятие режимное, и не всё можно снимать и не всё демонстрировать для широкой аудитории. Однако это всего лишь специфика работы киностудии, но никак не препятствие для её создания.

Если всё выступление свести к одной фразе, суть его состояла в утверждении необходимости киностудии, так как кино обладает исключительной силой воздействия на человека и выполняет как информационные, познавательные, так и воспитательные функции.

Валентин испытывал необыкновенный подъём. Какое - то чувство, шестое, наверное, подсказывало ему, что один из участников совещания точно на его стороне. Один! Но это директор завода. Сам Васильев.

Николай Георгиевич Васильев принадлежал к блестящей плеяде выдающихся «красных директоров». Сын своей суровой эпохи, со всеми её достоинствами и недостатками, он обладал редкой способностью мыслить масштабно, стратегически, заглядывать далеко вперёд. Как руководитель, отличался требовательным и в то же время внимательным и уважительным отношением ко всем своим подчинённым без различия их статусов и рангов. Ему очень важно было мнение каждого из них. Разумеется, идея создания киностудии была близка ему. Среди множества проблем производственного и социального характера, занимавших его ум с утра до вечера, нашлось место и для размышлений о нужности для завода киностудии. Как никто другой, он понимал насущность и значимость для людей и производства реализации этой инициативы. Но ему хотелось, чтобы такое решение не было единоличным, ему было важно обрести единомышленников в своих ближайших соратниках. Хотя в глубине души он ни на минуту не сомневался в их понимании и поддержке. Иначе не стал бы предоставлять слово Валентину Бойко.

Когда Валентин Михайлович сел на место, Николай Георгиевич обратился к своим коллегам: «Вы выслушали товарища Бойко. Ваше мнение. Не получится ли с этой идеей, как с духовым оркестром? Инструменты купили, а теперь всё поломано и валяется в Доме культуры?».

Неожиданно даже для себя и для старших по возрасту и положению членов руководства завода, лидеров партийной, профсоюзной и комсомольской организаций, опережая их ответ и мнения, Валентин горячо воскликнул: «Пока я жив, с киностудией этого не произойдёт!» Этот эмоциональный порыв и решил исход дела.

Умудрённый огромным опытом работы с людьми, Николай Георгиевич Васильев едва ли не с первого взгляда умел безошибочно разглядеть сущность человека, понять, чего он стоит. И такая искренняя и непроизвольная реакция только укрепила его ранее сложившуюся уверенность в том, что в фанатически преданном кино парне он не обманывается. Этот не подведёт. «Добро» было получено.

К этому судьбоносному, как иногда выражаются, моменту Валентин пришёл не с пустыми руками. Во-первых, для еще не родившейся студии много-много лет назад уже было заготовлено имя. Вместе с другом детства Валентином Ерёменко, который тожебылодержим желанием снимать кино, ещё подростками, они мечтали: в их родном городе обязательно будет киностудия, и нет лучшего для неё названия, как «АЗОВФИЛЬМ». На совещании это имя было принято безо всяких споров.

Во - вторых, для начала у студии уже имелась кинокамера КС50Б. И не какая-нибудь любительская «восьмёрка» или «шестнадцатка» - профессиональная.На таких работают в киностудиях страны.

Сохранился и текст документа о передаче кинокамеры конкретному адресату. Вот он: « Получена камера КС50Б для киностудии «Азовфильм». 23.08.1960г.». Свалилось это неслыханное богатство на головы азовчан после списания съёмочной камеры в Ростовской областной студии документальных фильмов.

Идея открытия киностудии в городе давно витала в воздухе. Было даже принято постановление горисполкома о создании изо - и киностудии. В подвале под нынешним шахматным клубом «Ладья» и помещение выделили: одна большая комната - для изостудии под руководством Олега Радченко и вторая, совсем маленькая, для «киношников». Поначалу «киношников» было всего трое, киномеханики В. Бойко и Г.Шабляи электрик Б. Поздняков. Все они работали киномеханиками в одном кинотеатре - «Родина», на месте которого сегодня высится какой - то унылый «недострой». Кроме самого В. Бойко, после рабочего дня здесь постоянно находились ГеннадийШабляи Борис Поздняков, ныне покойный, медалист, прозванный за свою необыкновенную эрудицию бродячей энциклопедией. Как раз в то время Борис Поздняков был исключен с «волчьим» билетом из Таганрогского радиотехнического института за участие в коллективной акции протеста студентов против некачественного питания в студенческой столовой. Уже тогда киностудия называлась «Азовфильм».

Со временем энтузиазм городского руководствапоугас- и без студии хлопот полон рот. Идея благополучно не скончалась, нет, но заглохла. Она была подхвачена оптико-механическим заводом и принята к исполнению на памятном декабрьском совещании.

Вот почему 28 декабря 1964 года Валентин Михайлович считает настоящим днём рождения киностудии «АЗОВФИЛЬМ» Появился «младенец» на свет по символическому совпадению под добрым знаком - именно в Международный день кино.

Крёстным отцом и вдохновителем киностудии стал Николай Георгиевич Васильев!

2     425    facebooklarger