Включить версию для слабовидящих

Хидекель Б. Полвека «Азовфильму»

^Back To Top

ПОЛВЕКА «АЗОВФИЛЬМУ»

Б.Хидекель

 

Этот декабрьский день запомнился Валентину Михайловичу Бойко на всю жизнь. Самая заветная мечта его - «делать кино», - похоже, начала сбываться. Судьба мечты решалась в кабинете директора азовского оптико-механического завода Николая Георгиевича Васильева.

image002Специально для историков события: произошло это 28 декабря 1964 года на совещании руководителей служб и подразделений при директоре завода. Впервые Валентину Бойко   довелось оказаться в роли выступающего на таком высоком собрании. Он должен был изложить совещанию проект создания заводской киностудии, чётко ясно и лаконично сформулировать свои соображения и аргументы в пользу этой идеи.

Он никогда не замечал за собой ораторских способностей, терпеть не мог выступлений перед многолюдной аудиторией. Комуприятны? Не выносил этих ужасных ощущений перед публичным выступлением: во рту сушь, как в знойной пустыне, язык отказывается повиноваться, на ум вышколенными официантами услужливо сбегаются банальные и мало что говорящие фразы! А тут как будто прорвало. Из-за волнения почти не видя директора и других командиров производства, людей серьёзных, озабоченных выполнением ответственейших заказов государства в секторе оборонки, он внезапно почувствовал необыкновенный прилив сил и смелости. Невесть откуда приходили самые нужные и самые точные - прямо в десятку - слова, сами собой явились заражающая энергия и убедительность. Он говорил о необходимости студии на заводе, прежде всего, для работающих на нём людей. К примеру, родителям, отправившим своих детей в заводской лагерь на черноморском берегу, очень важно увидеть своих мальчиков и девочек воочию, убедиться в том, что у них всё в порядке, что они счастливы. После этого и спится спокойно, и работается с огоньком. Как сказали бы в перестроечные времена, напирал на «человеческий фактор». Сколько интересных и значительных событий происходит в жизни коллектива и города- почему бы не запечатлевать их на киноленте для современников и для будущих поколений.

Многие наши юные земляки уже и не знают, чем для Азова был в советские годы оптико-механический завод. Крупнейшее градообразующее предприятие и крупнейший работодатель.

На нём трудились многие тысячи азовчан. И когда они по утрам шли на работу, и когда возвращались после трудового дня, казалось, что в городе дважды в день регулярно проходят яркие многолюдные демонстрации тысяч преимущественно молодых рабочих и инженерно-технических работников. Возникало ощущение праздника.

Предприятие делало чрезвычайно много для развития социальной сферы: построило сорок два многоэтажных жилых дома, девять детских садов и яслей, три общежития, две столовые, поликлинику со стационаром, политехникум, стадион, базу отдыха « Стрелка» на Дону, оздоровительный комплекс «Зарница» на Чёрном море.И всё это было доступно не только заводчанам, но и жителям города. Следовательно, то, что интересно заводским, не может быть неинтересно горожанам. Инаоборот. Уж слишком тесно и неразрывно переплелась жизнь завода и города. Впрямую или опосредованно почти всё городское население имеет отношение к заводу. Следовательно, внимание к «продукции» будущей киностудии гарантировано.

image001Конечно, нельзя не учитывать, что предприятие режимное, и не всё можно снимать и не всё демонстрировать для широкой аудитории. Однако это всего лишь специфика работы киностудии, но никак не препятствие для её создания.

Если всё выступление свести к одной фразе, суть его состояла в утверждении необходимости киностудии, так как кино обладает исключительной силой воздействия на человека и выполняет как информационные, познавательные, так и воспитательные функции.

Валентин испытывал необыкновенный подъём. Какое - то чувство, шестое, наверное, подсказывало ему, что один из участников совещания точно на его стороне. Один! Но это директор завода. Сам Васильев.

Николай Георгиевич Васильев принадлежал к блестящей плеяде выдающихся «красных директоров». Сын своей суровой эпохи, со всеми её достоинствами и недостатками, он обладал редкой способностью мыслить масштабно, стратегически, заглядывать далеко вперёд. Как руководитель, отличался требовательным и в то же время внимательным и уважительным отношением ко всем своим подчинённым без различия их статусов и рангов. Ему очень важно было мнение каждого из них. Разумеется, идея создания киностудии была близка ему. Среди множества проблем производственного и социального характера, занимавших его ум с утра до вечера, нашлось место и для размышлений о нужности для завода киностудии. Как никто другой, он понимал насущность и значимость для людей и производства реализации этой инициативы. Но ему хотелось, чтобы такое решение не было единоличным, ему было важно обрести единомышленников в своих ближайших соратниках. Хотя в глубине души он ни на минуту не сомневался в их понимании и поддержке. Иначе не стал бы предоставлять слово Валентину Бойко.

Когда Валентин Михайлович сел на место, Николай Георгиевич обратился к своим коллегам: «Вы выслушали товарища Бойко. Ваше мнение. Не получится ли с этой идеей, как с духовым оркестром? Инструменты купили, а теперь всё поломано и валяется в Доме культуры?».

Неожиданно даже для себя и для старших по возрасту и положению членов руководства завода, лидеров партийной, профсоюзной и комсомольской организаций, опережая их ответ и мнения, Валентин горячо воскликнул: «Пока я жив, с киностудией этого не произойдёт!» Этот эмоциональный порыв и решил исход дела.

Умудрённый огромным опытом работы с людьми, Николай Георгиевич Васильев едва ли не с первого взгляда умел безошибочно разглядеть сущность человека, понять, чего он стоит. И такая искренняя и непроизвольная реакция только укрепила его ранее сложившуюся уверенность в том, что в фанатически преданном кино парне он не обманывается. Этот не подведёт. «Добро» было получено.

К этому судьбоносному, как иногда выражаются, моменту Валентин пришёл не с пустыми руками. Во-первых, для еще не родившейся студии много-много лет назад уже было заготовлено имя. Вместе с другом детства Валентином Ерёменко, который тожебылодержим желанием снимать кино, ещё подростками, они мечтали: в их родном городе обязательно будет киностудия, и нет лучшего для неё названия, как «АЗОВФИЛЬМ». На совещании это имя было принято безо всяких споров.

Во - вторых, для начала у студии уже имелась кинокамера КС50Б. И не какая-нибудь любительская «восьмёрка» или «шестнадцатка» - профессиональная.На таких работают в киностудиях страны.

Сохранился и текст документа о передаче кинокамеры конкретному адресату. Вот он: « Получена камера КС50Б для киностудии «Азовфильм». 23.08.1960г.». Свалилось это неслыханное богатство на головы азовчан после списания съёмочной камеры в Ростовской областной студии документальных фильмов.

Идея открытия киностудии в городе давно витала в воздухе. Было даже принято постановление горисполкома о создании изо - и киностудии. В подвале под нынешним шахматным клубом «Ладья» и помещение выделили: одна большая комната - для изостудии под руководством Олега Радченко и вторая, совсем маленькая, для «киношников». Поначалу «киношников» было всего трое, киномеханики В. Бойко и Г.Шабляи электрик Б. Поздняков. Все они работали киномеханиками в одном кинотеатре - «Родина», на месте которого сегодня высится какой - то унылый «недострой». Кроме самого В. Бойко, после рабочего дня здесь постоянно находились ГеннадийШабляи Борис Поздняков, ныне покойный, медалист, прозванный за свою необыкновенную эрудицию бродячей энциклопедией. Как раз в то время Борис Поздняков был исключен с «волчьим» билетом из Таганрогского радиотехнического института за участие в коллективной акции протеста студентов против некачественного питания в студенческой столовой. Уже тогда киностудия называлась «Азовфильм».

Со временем энтузиазм городского руководствапоугас- и без студии хлопот полон рот. Идея благополучно не скончалась, нет, но заглохла. Она была подхвачена оптико-механическим заводом и принята к исполнению на памятном декабрьском совещании.

Вот почему 28 декабря 1964 года Валентин Михайлович считает настоящим днём рождения киностудии «АЗОВФИЛЬМ» Появился «младенец» на свет по символическому совпадению под добрым знаком - именно в Международный день кино.

Крёстным отцом и вдохновителем киностудии стал Николай Георгиевич Васильев!