Включить версию для слабовидящих

История празднования Рождества в России

^Back To Top

foto1 foto2 foto3 foto4 foto5

Календарь праздников

Праздники России

Контакты

346780 Ростовская область

г. Азов, Петровский б-р 20 

тел.(86342) 4-49-43, 4-06-15 

E-mail: This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it.

Besucherzahler
счетчик посещений

ИСТОРИЯ ПРАЗДНОВАНИЯ РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА

Почему мы празднуем Рождество Христово именно 7 января (25 декабря по старому стилю)?

Ответ надо искать в ранней истории церкви, в IV веке. В то время римский император Константин, бывший язычником, принял христианство и специальным указом узаконил религию Иисуса. Новая церковь сразу повела борьбу с существующими культами, используя для этого и наполняя новым христианским смыслом традиционные языческие обряды и праздники.

022 6Один из главных праздников тогдашние солнецпоклонники отмечали в последние дни декабря, в период зимнего солнцестояния, когда начинается приближение Земли к Солнцу и становится светлее. Эти дни воспринимались язычниками как победа света над тьмой. Именно тогда и стали христиане праздновать Рождество как рождение подлинного Солнца, вхождение в мир духовного света истинного Бога.

Рождество - день рождения сына у Девы Марии - день примирения, миролюбия, день прославления Христа. Согласно ветхозаветным пророкам, Христос родился в Вифлееме в 5508 году от сотворения мира. Первыми о его рождении узнали пастухи. Приняв всем сердцем эту весть, они отправились поклониться младенцу. Восточные мудрецы - волхвы, также уверовавшие в Христа, предприняли трудный путь к месту его рождения. Но были и такие, как царь Ирод, пожелавшие смерти ему. Когда он понял, что его замысел найти младенца не осуществился, приказал убить в Вифлееме и его окрестностях всех мальчиков двух лет и младше. Он рассчитывал, что среди убитых будет и Богомладенец, в котром видел претендента на царский престол. Так было погублено 14000 младенцев. Они считаются первыми мучениками за Христа.

В связи с этим период с 7 по 18 января, называемый Святками, продолжается 12 дней и делится так: первая неделя, с 7 по 14 января, называется святой; вторая, с 14 по 18 января - страшными вечерами, в память об истореблении младенцев в Вифлееме. В храмах в Рождественскую ночь повсеместо идут праздничные богослужения. Горят все подсвечники, паникадила, радостно поёт славословия хор.

История Рождества

Рождество Христово является одним из больших праздников христианства и относится к двенадцати великим двунадесятым праздникам. Этот праздник отмечается католиками 25 декабря, православными 7 января по новому стилю. Этот праздник установлен в честь рождения Иисуса Христа в Вифлееме и является одним из главных христианских праздников. Это не два различных праздника, а один и тот же праздник, отмечаемый по разному стилю календаря, старому и новому. Связано это в первую очередь с системой летоисчисления по юлианскому и григорианскому календарю.

В Восточной церкви праздник Рождества Христова считается вторым после Пасхи праздником. А в западной церкви, в некоторых конфессиях, этот праздник почитается даже выше Пасхи. Это происходит потому, что Рождество Христово символизирует собой возможность спасения, открывающуюся для людей с приходом (рождением) в мир Иисуса Христа. В восточных странах Пасха символизирует духовное воскресение человека, которое чтится больше чем Рождество Христово.

К рождественскому празднику люди подготавливают себя сорокадневным постом, который называется Рождественским. Канун праздника, который также называется сочельником, отмечается особо строгим постом. В этот день по церковному уставу потребляют в пищу сочиво (пшеничные зёрна, предварительно размоченные водой), и то только после появления первой звезды, которая олицетворяет появление Вифлеемской звезды.

В IV веке были окончательно сформированы правила по празднованию Рождества Христова. Так, например, если навечерие праздника припадает на воскресный день, используют правило первое Феофилакта Александрийского для празднования этого праздника. В навечерие праздника вместо обычных часов читаются так называемые Царские Часы, вспоминаются различные ветхозаветные пророчества и события, имеющие отношение к Рождеству Христову. После полудня происходит литургия Василия Великого, в том случае, когда навечерие не происходит в субботу или воскресенье, тогда совершается литургия Иоанна Златоуста, в обычное время. Всенощное бдение начинается Великим повечерием, на котором выражается духовная радость по поводу Рождества Христова пророческой песней "Яко с нами Бог".

Красивый и торжественный праздник Рождества Христова празднуется в разных странах не одинаково, несёт в себе отпечаток обычаев и традиций определённого народа. Так, например, в католицизме Рождество Христово отмечается пышно и торжественно тремя богослужениями: в полночь, на заре и днём. Такое построение праздника символизирует собой Рождение Иисуса Христа в лоне Отца, в чреве Матери и в душе верующего человека. Со времён Францисска Ассизского в католических храмах устанавливают ясли с фигуркой Младенца Христа, для того, чтобы верующие могли совершить поклонение образу новорождённого Иисуса Христа. Сооружается вертеп (то есть пещера, где родился Иисус Христос) с фигурами Святого семейства и в православных храмах.

И в католицизме, и в православии во время Рождественской проповеди особенно подчёркивается та мысль, что с рождением Иисуса Христа открывается возможность перед каждым верующим человеком достичь спасения души и через исполнение учения Христова получить жизнь вечную и райское блаженство. В народе праздник Рождества Христова сопровождался народными гуляниями, песнями и играми, посиделками и колядованием, святочным весельем.

Почему Рождественский символ - ёлка?

Многим знакома добрая европейская сказка о ёлочке, которая, когда деревья пришли поклониться Младенцу Христу, смиренно стояла в дверях не имея подарков и боясь Его уколоть, пока другие деревья не дали ей свои плоды - орехи, яблоки, апельсины, чтобы она могла одарить Спасителя (по другой версии ёлочку украсил звёздами ангел). Христос с улыбкой потянулся к деревцу, так ель стала символом Рождества.

А вот почему возникла эта легенда известна не всем.

У германских племён задолго до принятия христанства вечнозелёные растения были символом жизни. Считалось, что они защищают домашний очаг от злых духов, мрака и холода. В средние века немцы всю зиму украшали дома можжевельником или елью. 

А в исторических источниках впервые рождественская ёлка упоминается в 1419 году: во Фрайбурге местные пекари украсили дерево фруктами, орехами и булочками, оставив детям на "разграбление" в Новый год.

В России новогоднюю ёлку попытался "насадить" Пётр I, но к Рождеству это никакого отношения не имело - еловые ветки украшали города к Новому году.

Рождественские ёлки появились благодаря приехавшим в Петербург немцам в начале XIX века и привлекли сначала высший свет, да и то далеко не сразу - лишь в канун 1840 года газета "Северная пчела" рекламирует продающиеся украшенные ёлки, а через год сообщает о новом обычае, как о "перенятом у добрых немцев детском празднике в канун Рождества Христова... Деревце, освещённое фонариками и свечками, увешанное конфетами, плодами, игрушками, книгами, составляет отраду детей, которым прежде уже говорено было, что за хорошее поведение и прилежание в праздник появится внезапное вознаграждение".

В народе же рождественское дерево прижилось не сразу, и дело вовсе не в противостоянии иноземным нововведениям. Ель на Руси не любили: она росла на болоте, была неприятна на ощупь (колючая, с влажным мшистым стволом) и символизировала западноевропейские традиции, нечистую силу и смерть. Лишь к концу XIX века ель и в России становится рождественским символом. А сегодня рождественскую и новогоднюю ёлку можно встретить и у православных христиан Востока - в родном городе Спасителя, окружённом пустыней Вифлееме, в витринах магазинов стоят украшенные ёлочки и Санты-Клаусы с санями и оленями.

История празднования Рождества в России 

На Руси праздник Рождества стал официальным торжеством с крещения князя Владимира в конце X века, однако, учитывая наличие и раньше христианской общины в древнем Киеве, празднование могло иметь более давнюю историю.

Начиная со дня Рождества и вплоть до Масленицы было принято заключать трудовые и финансовые договоры на год.

В конце XVIIначале XVIII веков из Польши в Россию проник вертепный театр: на Рождество в специальном ящике-вертепе с помощью кукол разыгрывались сценки о рождении Иисуса Христа в пещере, где его укрывали от царя Ирода. Позже появились и другие сюжеты. Эта традиция продержалась вплоть до Октябрьской революции 1917 года. К концу XIX века непременным атрибутом Рождества как в городе, так и в деревне стала украшенная рождественская ёлка, а с началаXX века подарки стал носить российский аналог западного Санта-Клауса — Дед Мороз.

В 1920-х годах религиозные праздники искоренялись атеистическим государством. Рождественская ёлка и связанные с ней торжества постепенно потеряли значение. С 1929 года в советской России было запрещено отмечать Рождество Христово. По постановлению СНК СССР от 24.09.1929 «О рабочем времени и времени отдыха в предприятиях и учреждениях, переходящих на непрерывную производственную неделю» 
«В день нового года и дни всех религиозных праздников (бывших особых дней отдыха) работа производится на общих основаниях».
Однако в 1935 году в результате неожиданного поворота государственной политики рождественские традиции были приняты как часть светского празднования Нового года (1 января). С тех пор «рождественская ёлка» в современной России устойчиво воспринималась как «новогодняя». Подарки, посещения Деда Мороза также стали частью новогодних традиций и утратили первоначально рождественские ассоциации. В 1937 году на встрече Нового года в московском Доме Союзов в качестве спутницы и внучки Деда Мороза впервые появилась Снегурочка — русский сказочный персонаж, уже не связанный с практикой празднования Рождества.

Традиция официального празднования Рождества на государственном уровне была возрождена в 1991 году: в декабре 1990 года Верховный Совет РСФСР принял постановление, объявлявшее православный праздник Рождества нерабочим днём. Уже 7 января 1991 года было нерабочим. Однако в некоторых республиках РСФСР, например, Татарской АССР, это постановление было проигнорировано, и государственные учреждения в этот день работали. В настоящее время Рождество является частью общих «новогодних каникул», которые начинаются от Нового года (или накануне) и продолжаются до Рождества.

Рождество Христово - один из самых больших, светлых и древних христианских праздников. История Рождества Христова в России уходит корнями в далекое прошлое. Большинство верующих в нашей стране отмечают Православное Рождество по Старому стилю (юлианскому календарю) 7 января. Прихожане католической церкви отмечают праздник 25 декабря, по Новому Стилю.

Традиции Рождества Христова в России

К сожалению, за тот продолжительный период времени, пока Рождество Христово находилось в СССР под запретом, многие старинные народные традиции были утеряны и забыты. Только в наше время их начали восстанавливать буквально по крупицам. Например, наши предки считали, что в канун Рождества вся вода становится целебной. Поэтому в рождественской воде обязательно мылись, на ней замешивали тесто для каравая и пирогов. Также традиционно на Рождество в доме, под иконами устанавливали снопы соломы, чтобы привлечь благополучие. Ещё одна забытая традиция Рождества - поминание усопших огнём. Возле дома в рождественский сочельник разводили костёр, чтобы «согреть» души своих близких, покинувших этот мир.

Ключевой момент праздника - Рождественская служба в ночь с 6 на 7 января. Сейчас рождественские службы может посетить любой человек. А те, кто в силу обстоятельств не могут выйти из дома, имеют возможность посмотреть прямую трансляцию торжественного богослужения из храма Христа Спасителя в Москве. Для многих россиян пока ещё Рождество Христово - это праздник, логично продолжающий Новый Год, с шумными застольями, ёлкой, подарками и вечеринками. Но, все же, ни в коем случае нельзя забывать его огромного религиозного значения. Рождество Христово - это день, когда родился человек, изменивший ход всемирной истории. Это тот великий День, когда наш мир и мы изменились безоговорочно и навсегда.

 

См. также:

Соколова, П. Далёкое и близкое: Рождественские праздники на Дону /П. Соколова //Батюшка Дон. - 2007. - №4. - С.6-9.

Рождество Христово //Православие и мир. - Режим доступа: http://www.pravmir.ru/articles/rozhdestvo-hristovo/ (29.12.2016)

Рождество Христово //Православие.RU. - Режим доступа: http://www.pravoslavie.ru/28884.html (29.12.2016)

 

2     425    facebooklarger