Включить версию для слабовидящих

История празднования Рождества в России

^Back To Top

foto1 foto2 foto3 foto4 foto5

Календарь праздников

Праздники России

Контакты

346780 Ростовская область

г. Азов, Петровский б-р 20 

тел.(86342) 4-49-43, 4-06-15 

E-mail: This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it.

 

      !!!  Новое !!!

kids

Besucherzahler
счетчик посещений

ИСТОРИЯ ПРАЗДНОВАНИЯ РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА

Почему мы празднуем Рождество Христово именно 7 января (25 декабря по старому стилю)?

Ответ надо искать в ранней истории церкви, в IV веке. В то время римский император Константин, бывший язычником, принял христианство и специальным указом узаконил религию Иисуса. Новая церковь сразу повела борьбу с существующими культами, используя для этого и наполняя новым христианским смыслом традиционные языческие обряды и праздники.

022 6Один из главных праздников тогдашние солнецпоклонники отмечали в последние дни декабря, в период зимнего солнцестояния, когда начинается приближение Земли к Солнцу и становится светлее. Эти дни воспринимались язычниками как победа света над тьмой. Именно тогда и стали христиане праздновать Рождество как рождение подлинного Солнца, вхождение в мир духовного света истинного Бога.

Рождество - день рождения сына у Девы Марии - день примирения, миролюбия, день прославления Христа. Согласно ветхозаветным пророкам, Христос родился в Вифлееме в 5508 году от сотворения мира. Первыми о его рождении узнали пастухи. Приняв всем сердцем эту весть, они отправились поклониться младенцу. Восточные мудрецы - волхвы, также уверовавшие в Христа, предприняли трудный путь к месту его рождения. Но были и такие, как царь Ирод, пожелавшие смерти ему. Когда он понял, что его замысел найти младенца не осуществился, приказал убить в Вифлееме и его окрестностях всех мальчиков двух лет и младше. Он рассчитывал, что среди убитых будет и Богомладенец, в котром видел претендента на царский престол. Так было погублено 14000 младенцев. Они считаются первыми мучениками за Христа.

В связи с этим период с 7 по 18 января, называемый Святками, продолжается 12 дней и делится так: первая неделя, с 7 по 14 января, называется святой; вторая, с 14 по 18 января - страшными вечерами, в память об истореблении младенцев в Вифлееме. В храмах в Рождественскую ночь повсеместо идут праздничные богослужения. Горят все подсвечники, паникадила, радостно поёт славословия хор.

История Рождества

Рождество Христово является одним из больших праздников христианства и относится к двенадцати великим двунадесятым праздникам. Этот праздник отмечается католиками 25 декабря, православными 7 января по новому стилю. Этот праздник установлен в честь рождения Иисуса Христа в Вифлееме и является одним из главных христианских праздников. Это не два различных праздника, а один и тот же праздник, отмечаемый по разному стилю календаря, старому и новому. Связано это в первую очередь с системой летоисчисления по юлианскому и григорианскому календарю.

В Восточной церкви праздник Рождества Христова считается вторым после Пасхи праздником. А в западной церкви, в некоторых конфессиях, этот праздник почитается даже выше Пасхи. Это происходит потому, что Рождество Христово символизирует собой возможность спасения, открывающуюся для людей с приходом (рождением) в мир Иисуса Христа. В восточных странах Пасха символизирует духовное воскресение человека, которое чтится больше чем Рождество Христово.

К рождественскому празднику люди подготавливают себя сорокадневным постом, который называется Рождественским. Канун праздника, который также называется сочельником, отмечается особо строгим постом. В этот день по церковному уставу потребляют в пищу сочиво (пшеничные зёрна, предварительно размоченные водой), и то только после появления первой звезды, которая олицетворяет появление Вифлеемской звезды.

В IV веке были окончательно сформированы правила по празднованию Рождества Христова. Так, например, если навечерие праздника припадает на воскресный день, используют правило первое Феофилакта Александрийского для празднования этого праздника. В навечерие праздника вместо обычных часов читаются так называемые Царские Часы, вспоминаются различные ветхозаветные пророчества и события, имеющие отношение к Рождеству Христову. После полудня происходит литургия Василия Великого, в том случае, когда навечерие не происходит в субботу или воскресенье, тогда совершается литургия Иоанна Златоуста, в обычное время. Всенощное бдение начинается Великим повечерием, на котором выражается духовная радость по поводу Рождества Христова пророческой песней "Яко с нами Бог".

Красивый и торжественный праздник Рождества Христова празднуется в разных странах не одинаково, несёт в себе отпечаток обычаев и традиций определённого народа. Так, например, в католицизме Рождество Христово отмечается пышно и торжественно тремя богослужениями: в полночь, на заре и днём. Такое построение праздника символизирует собой Рождение Иисуса Христа в лоне Отца, в чреве Матери и в душе верующего человека. Со времён Францисска Ассизского в католических храмах устанавливают ясли с фигуркой Младенца Христа, для того, чтобы верующие могли совершить поклонение образу новорождённого Иисуса Христа. Сооружается вертеп (то есть пещера, где родился Иисус Христос) с фигурами Святого семейства и в православных храмах.

И в католицизме, и в православии во время Рождественской проповеди особенно подчёркивается та мысль, что с рождением Иисуса Христа открывается возможность перед каждым верующим человеком достичь спасения души и через исполнение учения Христова получить жизнь вечную и райское блаженство. В народе праздник Рождества Христова сопровождался народными гуляниями, песнями и играми, посиделками и колядованием, святочным весельем.

Почему Рождественский символ - ёлка?

Многим знакома добрая европейская сказка о ёлочке, которая, когда деревья пришли поклониться Младенцу Христу, смиренно стояла в дверях не имея подарков и боясь Его уколоть, пока другие деревья не дали ей свои плоды - орехи, яблоки, апельсины, чтобы она могла одарить Спасителя (по другой версии ёлочку украсил звёздами ангел). Христос с улыбкой потянулся к деревцу, так ель стала символом Рождества.

А вот почему возникла эта легенда известна не всем.

У германских племён задолго до принятия христанства вечнозелёные растения были символом жизни. Считалось, что они защищают домашний очаг от злых духов, мрака и холода. В средние века немцы всю зиму украшали дома можжевельником или елью. 

А в исторических источниках впервые рождественская ёлка упоминается в 1419 году: во Фрайбурге местные пекари украсили дерево фруктами, орехами и булочками, оставив детям на "разграбление" в Новый год.

В России новогоднюю ёлку попытался "насадить" Пётр I, но к Рождеству это никакого отношения не имело - еловые ветки украшали города к Новому году.

Рождественские ёлки появились благодаря приехавшим в Петербург немцам в начале XIX века и привлекли сначала высший свет, да и то далеко не сразу - лишь в канун 1840 года газета "Северная пчела" рекламирует продающиеся украшенные ёлки, а через год сообщает о новом обычае, как о "перенятом у добрых немцев детском празднике в канун Рождества Христова... Деревце, освещённое фонариками и свечками, увешанное конфетами, плодами, игрушками, книгами, составляет отраду детей, которым прежде уже говорено было, что за хорошее поведение и прилежание в праздник появится внезапное вознаграждение".

В народе же рождественское дерево прижилось не сразу, и дело вовсе не в противостоянии иноземным нововведениям. Ель на Руси не любили: она росла на болоте, была неприятна на ощупь (колючая, с влажным мшистым стволом) и символизировала западноевропейские традиции, нечистую силу и смерть. Лишь к концу XIX века ель и в России становится рождественским символом. А сегодня рождественскую и новогоднюю ёлку можно встретить и у православных христиан Востока - в родном городе Спасителя, окружённом пустыней Вифлееме, в витринах магазинов стоят украшенные ёлочки и Санты-Клаусы с санями и оленями.

История празднования Рождества в России 

На Руси праздник Рождества стал официальным торжеством с крещения князя Владимира в конце X века, однако, учитывая наличие и раньше христианской общины в древнем Киеве, празднование могло иметь более давнюю историю.

Начиная со дня Рождества и вплоть до Масленицы было принято заключать трудовые и финансовые договоры на год.

В конце XVIIначале XVIII веков из Польши в Россию проник вертепный театр: на Рождество в специальном ящике-вертепе с помощью кукол разыгрывались сценки о рождении Иисуса Христа в пещере, где его укрывали от царя Ирода. Позже появились и другие сюжеты. Эта традиция продержалась вплоть до Октябрьской революции 1917 года. К концу XIX века непременным атрибутом Рождества как в городе, так и в деревне стала украшенная рождественская ёлка, а с началаXX века подарки стал носить российский аналог западного Санта-Клауса — Дед Мороз.

В 1920-х годах религиозные праздники искоренялись атеистическим государством. Рождественская ёлка и связанные с ней торжества постепенно потеряли значение. С 1929 года в советской России было запрещено отмечать Рождество Христово. По постановлению СНК СССР от 24.09.1929 «О рабочем времени и времени отдыха в предприятиях и учреждениях, переходящих на непрерывную производственную неделю» 
«В день нового года и дни всех религиозных праздников (бывших особых дней отдыха) работа производится на общих основаниях».
Однако в 1935 году в результате неожиданного поворота государственной политики рождественские традиции были приняты как часть светского празднования Нового года (1 января). С тех пор «рождественская ёлка» в современной России устойчиво воспринималась как «новогодняя». Подарки, посещения Деда Мороза также стали частью новогодних традиций и утратили первоначально рождественские ассоциации. В 1937 году на встрече Нового года в московском Доме Союзов в качестве спутницы и внучки Деда Мороза впервые появилась Снегурочка — русский сказочный персонаж, уже не связанный с практикой празднования Рождества.

Традиция официального празднования Рождества на государственном уровне была возрождена в 1991 году: в декабре 1990 года Верховный Совет РСФСР принял постановление, объявлявшее православный праздник Рождества нерабочим днём. Уже 7 января 1991 года было нерабочим. Однако в некоторых республиках РСФСР, например, Татарской АССР, это постановление было проигнорировано, и государственные учреждения в этот день работали. В настоящее время Рождество является частью общих «новогодних каникул», которые начинаются от Нового года (или накануне) и продолжаются до Рождества.

Рождество Христово - один из самых больших, светлых и древних христианских праздников. История Рождества Христова в России уходит корнями в далекое прошлое. Большинство верующих в нашей стране отмечают Православное Рождество по Старому стилю (юлианскому календарю) 7 января. Прихожане католической церкви отмечают праздник 25 декабря, по Новому Стилю.

Традиции Рождества Христова в России

К сожалению, за тот продолжительный период времени, пока Рождество Христово находилось в СССР под запретом, многие старинные народные традиции были утеряны и забыты. Только в наше время их начали восстанавливать буквально по крупицам. Например, наши предки считали, что в канун Рождества вся вода становится целебной. Поэтому в рождественской воде обязательно мылись, на ней замешивали тесто для каравая и пирогов. Также традиционно на Рождество в доме, под иконами устанавливали снопы соломы, чтобы привлечь благополучие. Ещё одна забытая традиция Рождества - поминание усопших огнём. Возле дома в рождественский сочельник разводили костёр, чтобы «согреть» души своих близких, покинувших этот мир.

Ключевой момент праздника - Рождественская служба в ночь с 6 на 7 января. Сейчас рождественские службы может посетить любой человек. А те, кто в силу обстоятельств не могут выйти из дома, имеют возможность посмотреть прямую трансляцию торжественного богослужения из храма Христа Спасителя в Москве. Для многих россиян пока ещё Рождество Христово - это праздник, логично продолжающий Новый Год, с шумными застольями, ёлкой, подарками и вечеринками. Но, все же, ни в коем случае нельзя забывать его огромного религиозного значения. Рождество Христово - это день, когда родился человек, изменивший ход всемирной истории. Это тот великий День, когда наш мир и мы изменились безоговорочно и навсегда.

 

См. также:

Соколова, П. Далёкое и близкое: Рождественские праздники на Дону /П. Соколова //Батюшка Дон. - 2007. - №4. - С.6-9.

Рождество Христово //Православие и мир. - Режим доступа: http://www.pravmir.ru/articles/rozhdestvo-hristovo/ (29.12.2016)

Рождество Христово //Православие.RU. - Режим доступа: http://www.pravoslavie.ru/28884.html (29.12.2016)

 

2     425    facebooklarger