Включить версию для слабовидящих

Хидекель Б. Полвека "Азовфильму"

^Back To Top

Календарь праздников

Праздники России

Контакты

346780 Ростовская область

г. Азов, Петровский б-р 20 

тел.(86342) 4-49-43, 4-06-15 

E-mail: This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it.

qr VK

Besucherzahler
бзҐвзЁЄ Ї®бҐйҐ­Ё©

Яндекс.Метрика

«ПОЛВЕКА «АЗОВФИЛЬМУ»

Борис Хидекель

(Окончание. Начало в №№3,4)

«Здравствуй, Лира!» и «Счастливое детство!»

Круг друзей киностудии пополнился в 1965 году.

В тот год на Черноморском побережье  открылся пионерский лагерь  для детей работников завода. Это событие и стало информационным поводом  к созданию первого фильма студии под названием «Здравствуй, «Лира»! На  съёмки отправилась группа  из двух человек: Валентин Бойко, кинооператор и заодно  сценарист, и Вячеслав Мотин, тогдашний секретарь заводского комитета комсомола.

009 5Впоследствии Вячеслав Николаевич много лет руководил заводским профсоюзом, а с открытием в 1980 году в Ростове – на - Дону филиала Азовского оптико-механического завода возглавил его и вплоть до 2014 был генеральным директором и главным конструктором преобразованного в акционерское общество научно – производственного космического предприятия «Квант». При нём «Квант» стал одним из лидеров европейского космического приборостроения. Сегодня Вячеслав Николаевич - доктор технических наук, академик Российской инженерной и других национальных и международных академий, и, может быть, его участие в создании дебютного фильма студии осталось  светлым эпизодом  далёкой молодости. Может быть. Но, безо всяких «может быть», пока он работал в Азове, киностудия имела в нём друга, готового всегда помочь и поддержать. Первый фильм  принёс студии успех, и в продолжение темы вслед за ним вышла кинолента «Мы живём в «Лире».

Голосом киностудии, её гордостью и ценнейшим достоянием стал инженер завода Борис Дыгай. Обладатель удивительного по красоте и силе бархатного баритона, он пел в самодеятельности, читал со сцены стихи любимых поэтов. Почти во всех фильмах студии звучит его голос. Озвучивал он  и киноленту, посвящённую комбинату №29 «Маячок».

Любимое детище Николая Георгиевича было открыто для 560 детей в 1972 году  (спросим сегодня: построено ли в нынешнем Азове что-либо равное этому детскому садику? И во что он превратился после передачи его в 1992 году в муниципальную собственность?)  А тогда это было лучшее и уникальнейшее дошкольное учреждение в СССР. В годы его строительства каждое рабочее утро директора начиналось с посещения этого объекта. Естественно, после открытия садика он поручил «своим» киношникам рассказать о необыкновенном «Маячке». Так появился фильм «Счастливое детство». Позже за дело принялась и киностудия Министерства Обороны. В заводской Дом культуры гости привезли свой фильм «Ступеньки»; в нём через призму судьбы одной воспитательницы рассказывалось о жизни детского садика.  Как и заводской, фильм тоже состоял из двух частей, но был цветным. После просмотра Николай Георгиевич сдержанно похвалил:  «Хороший фильм, но хотелось бы представить садик, а не судьбу отдельного человека. У нас тоже есть фильм о детском саде, но чёрно-белый.  Давайте посмотрим». Когда фильм закончился,  Н. Васильев,  обращаясь к москвичам, заметил: «Вот примерно в таком ключе фильм  ожидал я получить от вас».  Гостям кинорассказ  азовчан понравился, и они вынуждены были признаться: «Теперь мы понимаем, в каком плане нужно было делать это». А голос Бориса Дыгая привёл их просто в восхищение: «Где вы нашли ТАКОГО диктора?!!».

 В день семидесятилетия Бориса Григорьевича главный сценарист «Азовфильма», инженер и поэт Валентин Ерёменко  от имени коллег, друзей и соратников по киностудии  поздравил его добрыми  строками:0010 5

И Вашим голосом за кадром

Был наш озвучен «Азовфильм».

Ваш редкий голос и талант

Все признавали поголовно.

Мы говорили Вам любовно:

«Вы наш азовский Левитан!»  

Время, увы,  беспощадно ко всем. И Бориса Дыгая уже нет с нами!

Работать оперативно и творчески

Ещё не приступив к работе, студийцы сформулировали для себя важнейшее правило,  от которого не отступали ни при каких обстоятельствах: всегда быть на стрежне  жизни,  работать оперативно и  творчески.

 Сделанные ими репортажи о жизни завода и города «Азов – октябрь – 67», «Азов – май – 72», «Азов - июнь -74» и другие демонстрировались в «Октябре» как киножурналы перед киносеансами и с огромным интересом воспринимались зрителями.

В целях распространения передового опыта по заказу руководства завода студийцами были подготовлены фильмы «Поставить цель» и «Бригады» - о новой форме организации труда – бригадном подряде.

По заданию  Минобороны они снимали в Баку ход возведения азербайджанского филиала АОМЗ - завода для изготовления и ремонта оптических приборов.  Филиал заработал в 1975 году, в настоящее время  он носит название АЛОВ – промышленное предприятие по производству изделий точной механики и оптических приборов и продолжает функционировать в независимом Азербайджане.  Аналогичная командировка с той же целью состоялась в башкирский город Салават, там строился Салаватский оптико – механический завод. После пуска его в строй он стал производителем широкой гаммы оптических приборов, начиная от знаменитых биноклей марки «Беркут», приборов ночного видения, лазерных прицелов и заканчивая медицинским оборудованием.  

В 1975 году, к четвертьвековому юбилею завода, студия выпустила фильм «Нам -25» - наш оптико – механический».       

Немало треволнений, но и радости принесла азовфильмовцам работа над документальным фильмом «Азов на ВДНХ СССР».  Было это летом 1984 года.  Экспозиция предприятия на главной выставке страны – это уже успех. Но съёмочная группа столкнулась с проблемой статичности объекта. Показать группу посетителей у стенда и представителя завода, что – то объясняющего им, – в тысячах  репортажей видано - перевидано. А почерк  «Азовфильма» - творческий подход, и в этот раз ребята нашли выход из положения. Дополнили эпизоды с выставки кадрами  из Московского научно – исследовательского онкологического института им. П. А. Герцена, где использовался тепловизор, выпущенный заводом. Для съёмки второго дополнения  спускались в забой одной из шахт Донбасса, чтобы продемонстрировать работу шахтного интерферометра, тоже заводского продукта. И фильм ожил, приобрёл содержательность и динамичность.

В год семидесятилетия Победы следует отметить, что эта тема была сквозной для киностудии. Трижды она обращалась к ней («Азов – май -1965», «Тридцатый май Великой Победы» и  к полувековому юбилею великого исторического события  совместно со студией «Солнышко» и на его аппаратуре подготовила цикл из четырёх передач под общим девизом  «Вспомним!»).

Большой резонанс у общественности города вызвал фильм  «Преступная страсть» о пристрастии к алкоголю и его  пагубных последствиях.

«Лебединой песней» киностудии стал фильм «Сотрудничество  «Ямато»  - АОМЗ». Снимали уже не кино, - а видеокамерой сюжет о сулившем большие перспективы совместном с японцами производстве швейных машин промышленного назначения «Ямато».  Картину должны были увидеть и в стране «Восходящего солнца», поэтому авторы фильма старались показать наш город во всей его цветущей красе. Чтобы представить захватывающую панораму Азова, съёмку операторы вели с вертолёта. И это была «последняя высота» «Азовфильма».

Конец «АзовФИЛЬМА»

Глава эта - самая короткая и самая драматическая  в истории «Азовфильма». К середине девяностых  студия оказалась под катком  неблагоприятных для неё объективных факторов непреодолимой силы.

 Завод – база киностудии - переживал в высшей степени травматичную для него конверсию, цеха арендовались предприятиями, не имеющими никакого отношения к профилю АОМЗ. Началась интенсивная распродажа объектов социальной инфраструктуры завода. Проводились масштабные сокращения персонала; после ухода на пенсию Н. Васильева  директора завода, сменяя друг друга, всеми силами  пытались удержать его на плаву.

 Сказались и проблемы, рождённые неизбежным  научно – техническим прогрессом. Мощный импульс  получило развитие видеотехники. Процесс подготовки фильмов с  появлением видео намного упростился, ускорился и стал заметно дешевле. Истины ради следует сказать, что и поныне ведущие   киностудии страны  остаются верны традиционным технологиям производства фильмов, а телевизионщики  снимают видеокамерами. Но горькая правда состояла  в том, что киностудия оказалась никому не нужной – ни в кино, -  ни в видеоформате по многим причинам, объективным и субъективным.  Коммерческий интерес представляли только занимаемые ею помещения.

0011 5Были предприняты попытки сохранить ценное оборудование, передав его Политехническому музею Москвы безвозмездно, но из-за отсутствия средств у обеих сторон план не осуществился.

Родилась  новая идея – развернуть киноэкспозицию в просторном подвале нового музейного здания во дворе Порохового погреба. Директору музея идея понравилась, во всяком случае, он проявил к ней интерес. Валентин готов был на общественных началах выступать гидом при кинолинейке. Но пока решались всякие организационные вопросы, имущество киностудии исчезло.  Без объяснений понятно, что выставлять в музее стало уже нечего.  Лишённая помещения и техники, студия прекратила своё существование. 

Послесловие. Каждый год 28 декабря давно уже не молодые мужчины собираются в киностудии «Солнышко». Сугубо мужская компания.  За скромным столом они отмечают Международный день кино и день рождения киностудии «Азовфильм». Вспоминают об ушедших друзьях.  Говорят о настоящем. И почти никогда – о будущем.  Их круг становится всё уже.  И всплывает в памяти  грустная и вместе с тем  светло утешающая строка В. А. Жуковского: «Не говори с тоской: «их нет», но с благодарностию: «были».  

Автор выражает искреннюю признательность Валентину Ерёменко и Александру Цыбулину за их  бесценную помощь советами, замечаниями, кино - и фотоархивами, мемориальными материалами в ходе подготовки публикации об истории «Азовфильма».

 

2         425