Включить версию для слабовидящих

Крестьянский сын с душой поэта

^Back To Top

Календарь праздников

Праздники России

Контакты

346780 Ростовская область

г. Азов, Петровский б-р 20 

тел.(86342) 4-49-43, 4-06-15 

E-mail: This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it.

 

      !!!  Новое !!!

kids

Besucherzahler
счетчик посещений
Яндекс.Метрика

КРЕСТЬЯНСКИЙ СЫН С ДУШОЙ ПОЭТА
Литературный вечер

 (Слайд — С.А. Есенин. Звучит песня «Мне осталась одна забава» в исполнении А. Малинина)

ВЕДУЩИЙ: Здравствуйте, ребята! Как вы уже поняли, сегодняшний вечер мы посвящаем памяти удивительного русского поэта Сергея Александровича Есенина.

БИБЛИОТЕКАРЬ: Мы перелистаем страницы книги о жизни и творчестве замечательного поэта, о людях, которые его окружали. Его стихам в высшей степени свойственен исповедальный характер. Есенин сам обращал на это внимание читателя, утверждая: «Что касается остальных автобиографических сведений — они в моих стихах...»

ЧТЕЦ (1), декламирует стихотворение Николая Кутова «Он, как будто чародей...»:

«Он, как будто чародей,
Превращал зарю в котёнка,
Руки милой — в лебедей,
Светлый месяц – в жеребёнка.
Говорить учил леса,
Травы, рощи в брызгах света,
И слились их голоса
С чистым голосом поэта».

ГЛАВА 1. ДЕТСТВО И ЮНОСТЬ

БИБЛИОТЕКАРЬ:    «Я сын крестьянина. Родился в 1895 г. 21 сентября в Рязанской губернии Рязанского уезда Кузьминской волости, — писал Сергей Есенин в автобиографии. — С двух лет, по бедности отца и многочисленности семейства, был отдан на воспитание довольно зажиточному деду по матери, у которого было трое взрослых неженатых сыновей, с которыми протекло всё моё детство... Среди мальчишек я всегда был коноводом и драчуном и ходил всегда в царапинах... Бабушка любила меня изо всей мочи, и нежности её не было границ...» 
       (Слайды — Наталья Евтихиевна и Фёдор Андреевич Титовы, бабушка и дедушка поэта)

ВЕДУЩИЙ: Серёжа рос, учился плавать, ездить верхом и работать в поле. От бабушки мальчик узнал множество народных сказок, песен и частушек. По признанию самого поэта, именно бабушкины рассказы стали первым толчком к написанию собственных произведений. Дед мальчика в свою очередь был знатоком церковных книг, так что ежевечерние чтения стали традиционными в семье.
            (Слайд — С.А. Есенин в детстве)

ЧТЕЦ (2):

Покинул я
Родимое жилище.
Голубчик! Дедушка!
Я вновь к тебе пишу.
У вас под окнами
Теперь метели свищут,
И в дымовой трубе
Протяжный вой и шум,
Как будто сто чертей
Залезло на чердак.
А ты всю ночь не спишь
И дрыгаешь ногою.
И хочется тебе,
Накинув свой пиджак,
Пойти туда,
Избить всех кочергою.
Наивность милая
Нетронутой души!
Недаром прадед
За овса три меры
Тебя к дьячку водил
В заброшенной глуши
Учить: «Достойно есть»
И с «Отче» «Символ веры».
Хорошего коня пасут.
Отборный корм
Ему любви порука.
И, самого себя
Призвав на суд,
Тому же самому
Ты обучать стал внука.
Но внук учёбы этой
Не постиг.
И, к горечи твоей,
Ушёл в страну чужую.
По-твоему, теперь
Бродягою брожу я,
Слагая в помыслах
Ненужный глупый стих.
С.А. Есенин. Письмо деду

БИБЛИОТЕКАРЬ: В 1904 г. Есенин поступил в Константиновское земское училище, по окончании которого в 1909 г. начал учёбу в церковно-приходской второклассной учительской школе в Спас-Клепиках.
   Стихи наш герой начал писать рано, в девять лет. Правда, сам он признавался, что «сознательное творчество относил к 16-17 годам». Некоторые вещи тех лет вошли в первый сборник «Радуница», вышедший в 1916 г.

ВЕДУЩИЙ: Кстати, одним из первых опубликованных произведений поэта была красивая и лиричная «Белая берёза», которая известна каждому школьнику.

ЧТЕЦ (3):

Белая берёза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.
На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.
И стоит берёза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.
А заря, лениво
Обходя кругом,
Обсыпает ветки
Новым серебром.
С.А. Есенин. Берёза

БИБЛИОТЕКАРЬ: Лирика Есенина переносит нас на деревенское приволье. Это неисчерпаемая в своей красоте жизнь природы. В стихах поэта мы можем увидеть и преданность родному краю, и ликующее чувство любви к этой прелести вокруг, и грусть, и мечтательность...

ЧТЕЦ (1):

Край ты мой заброшенный,
Край ты мой, пустырь.
Сенокос некошеный,
Лес да монастырь.
Избы забоченились,
А и всех-то пять.
Крыши их запенились
В заревую гать.
Под соломой-ризою
Выструги стропил,
Ветер плесень сизую
Солнцем окропил. <...>
С.А. Есенин «Крап ты мой заброшенный...»

ВЕДУЩИЙ: Тема природы проходит через всё творчество Есенина. Поэт не просто описывал то, что его окружало, но и сравнивал природные явления с человеческим организмом: «васильками сердце светится, горит в нём бирюза». Лирик «одурманен весной», когда «сыплет черёмуха снегом, зелень в цвету и росе, в поле, склоняясь к побегам, ходят грачи в полосе».

БИБЛИОТЕКАРЬ: Родина Есенина — это «море голосов воробьиных» и «золотеющая осень, в берёзах убавляя сок, за всех, кого любил и бросил, листовою плачет на песок».

ГЛАВА 2. БОЛЬШИЕ ГОРОДА

БИБЛИОТЕКАРЬ: После окончания школы, летом 1912 г., Сергей Есенин приехал в Москву: осенью он должен был поступать в институт. Наш герой вспоминал: «Когда же я подрос, из меня очень захотели сделать сельского учителя, и потому отдали в закрытую церковно-учитель-скую школу, окончив которую, шестнадцати лет, я должен был поступить в Московский учительский институт. К счастью, этого не случилось. Методика и дидактика мне настолько осточертели, что я и слушать не захотел...»

ВЕДУЩИЙ: Так что наперекор решению родителей он устроился в книгоиздательство «Культура» и отказался учиться. «Теперь решено. Я один. Жить теперь буду без посторонней помощи. Эх, теперь, вероятно, ничего мне не видать родного. Ну что ж! Я отвоевал свою свободу», — писал он своему другу Григорию Панфилову.
   Молодой поэт отправлял свои стихотворения в журналы, но ему отказывали. В одном из писем Панфилову Есенин признавался: «Особенно душило меня безденежье, но я всё-таки твёрдо вынес удар роковой судьбы, ни к кому не обращался и ни перед кем не заискивал».

БИБЛИОТЕКАРЬ: В 1913 г. Сергей стал вольнослушателем историко-философского цикла в Московском городском народном университете имени Альфонса Шанявского. Занятия проходили по вечерам, а днём Есенин работал в типографии Товарищества Ивана Сытина помощником корректора.

ВЕДУЩИЙ: Сотрудница типографии Анна Изряднова так описывала молодого коллегу: «Только что приехал из деревни, но по внешнему виду на деревенского парня похож не был... С золотыми кудрями он был кукольно красив... Настроение было у него упадочное — он поэт, никто не хочет этого понять, редакции не принимают в печать, отец журит, что занимается не делом... На книги набрасывался, всё свободное время читал, всё своё жалованье тратил на книги...»
     (Слайд - С.А. Есенин в 1910-е гг.)

БИБЛИОТЕКАРЬ: Вскоре жизнь в Москве стала угнетать Есенина. Он рассказывал Панфилову: «Москва — это бездушный город, и все, кто рвётся к солнцу и свету, большей частью бегут от неё. Москва не есть двигатель литературного развития, а она всем пользуется готовым из Петербурга». Так родилось решение переехать в Питер, и в 1915 г. он прибыл в Северную столицу. Сергей Александрович писал: «Восемнадцати лет я был удивлён, разослав свои стихи по журналам, тем, что их не печатают, и поехал в Петербург. Там меня приняли весьма радушно. Первый, кого я увидел, был Блок, второй — Городецкий... Городецкий меня свёл с Клюевым, о котором я раньше не слыхал ни слова. С Клюевым у нас завязалась при всей нашей внутренней распре большая дружба».

ГЛАВА 3. «ВЫ ПОМНИТЕ, ВЫ ВСЁ, КОНЕЧНО, ПОМНИТЕ»

(Слайд — З.Н. Райх)

ВЕДУЩИЙ: Перед вами портрет Зинаиды Николаевны Райх — первой жены С.А. Есенина. Со дня их знакомства до венчания прошло примерно около трёх месяцев. Всё это время отношения были сдержанными, будущие супруги оставались на «вы», встречались лишь на людях. В июле 1917 г. Есенин совершил поездку к Белому морю, с ним было двое приятелей и Зинаида Николаевна. Уже на обратном пути, в поезде, Сергей Александрович сделал возлюбленной предложение, сказав громким шёпотом: «Я хочу на вас жениться». Её сухой ответ: «Дайте мне подумать» — поэта немного рассердил.
   Решено было венчаться немедленно. Все четверо сошли в Вологде. Денег ни у кого не было. Отец невесты выслал из Орла сто рублей. Купили обручальные кольца, наряд для Зинаиды. На букет денег уже не хватило. Есенин нарвал полевых цветов по пути в церковь.
                                      (Слайд — С.А. Есенин и З.Н Райх)

БИБЛИОТЕКАРЬ: Совместная жизнь Есенина и Райх была сложной. Денег не хватало. Молодожёны поселились в крохотной квартирке на Литейном в Петрограде. В семье скоро должно было появиться пополнение, и ближе к родам в 1918 г. Зинаида уехала к родителям в Орёл, а Сергей — в Москву, чтобы примкнуть к поэтам-имажинистам.
    Неудивительно, что начались ссоры. Райх надеялась, что дети — к тому времени у пары родились дочь Таня и сын Костя — заставят Есенина одуматься и жить как все, но он избегал жены, общался с ней холодно порой даже резко...

ЧТЕЦ (2):

Вы помните,
Вы всё, конечно, помните,
Как я стоял,
Приблизившись к стене,
Взволнованно ходили вы
по комнате
И что-то резкое
В лицо бросали мне.
Вы говорили:
Нам пора расстаться,
Что вас измучила
Моя шальная жизнь,
Что вам пора за дело приниматься,
А мой удел —
Катиться дальше, вниз.
Любимая!
Меня вы не любили.
Не знали вы, что в сонмище людском
Я был, как лошадь, загнанная в мыле,
Пришпоренная смелым ездоком
Не знали вы,
Что я в сплошном дыму,
В развороченном бурей быте
С того и мучаюсь, что не пойму —
Куда несёт нас рок событий.
С.А. Есенин Письмо к женщине

ГЛАВА 4. ЛЮБОВЬ ХУЛИГАНА

ВЕДУЩИЙ: После переезда Есенина из Петрограда в Москву в 1918 г. для него начинается новый период. Поэт был в приподнятом настроении, вдохновлён, погружён в новые начинания и проекты. Его стихами зачитывалась молодёжь. На его вечерах в зале порой не было свободных мест.
   В произведениях Есенина того периода особенно выражена стихия озорства и бунтарства. Об этом следует сказать особо, поскольку наиболее отрицательное в репутации нашего героя связано именно с поэтизацией им хулиганства.

БИБЛИОТЕКАРЬ: «Хулиган», Исповедь хулигана», «Стихи скандалиста» — такие названия всё чаще появляются в его произведениях. И всё-таки Есенин вкладывал в эти слова совсем иное содержание, нежели мы сегодня вкладываем в понятие «хулиган». В его похвальбе больше позы.
   И как чувство нежности у него облекалось иногда в религиозные одежды, так и чувство отчаяния, тревоги, непонимания и протеста превращались в непривлекательный образ скандалиста. Есенин больше говорил о своей трагедии, о своей боли, нежели хотел причинить страдания другим...

ЧТЕЦ (З):

Бродит чёрная жуть по холмам,
Злобу вора струит в наш сад,
Только сам я разбойник и хам
И по крови степной конокрад,
Кто видал, как в ночи кипит
Кипячёных черёмух рать?
Мне бы в ночь в голубой степи
Где-нибудь с кистенём стоять.
Ах, увял головы моей куст,
Засосал меня песенный плен.
Осуждён я на каторге чувств
Вертеть жернова поэм.
Но не бойся, безумный ветр,
Плюй спокойно листвой по лугам.
Не сорвёт меня кличка «поэт».
Я и в песнях, как ты, хулиган.
С.А. Есенин. Хулиган

ВЕДУЩИЙ: В эти годы поэт подготовил к печати сборники стихов «Голубень», «Преображение» и «Сельский часослов», написал теоретический трактат «Ключи Марии» о творчестве и литературе, сочинил поэмы «Инония» и «Иорданская голубица» с библейскими мотивами. Несмотря на то что поэт с воодушевлением принял Октябрьскую революцию, он тяжело переживал ломку крестьянского быта. Эти печальные, ностальгические настроения легли в основу поэмы «Сорокоуст».

БИБЛИОТЕКАРЬ:  На  одном из поэтических вечеров 1918 г. Сергей Есенин вместе друзьями-поэтами Анатолием Мариенгофом, Вадимом Шершеневичем и Рюриком Ивневым решили создать новую школу поэзии — имажинизм. Главной идеей этого литературного направления стала независимость образа от действительности.
   В 1919 г. была опубликована декларация имажинизма. Основной пункт программы был такой: «Образ как самоцель. Слово требует освобождения от идеи. <...> Поедание образом смысла — вот путь развития поэтического слова».

ВЕДУЩИЙ: Но хулиган и гуляка Есенин достаточного внимания новому объединению не уделял.
   Образ жизни отразился на творчестве поэта: он создал цикл стихотворений «Москва кабацкая». Из лирики исчезли жизнерадостность и деревенские зарисовки, на смену пришли мрачные пейзажи ночного города, где бродит потерянный герой.

БИБЛИОТЕКАРЬ: Сергей Александрович писал: «Живу я как-то по бивуачному, без приюта и без пристанища, потому что домой стали ходить и беспокоить разные бездельники. Им, видите ли, приятно выпить со мной! Я не знаю даже, как и отделаться от такого головотяпства, а прожигать себя стало совестно и жалко».

ВЕДУЩИЙ: Чтобы отвлечься, в 1921 г. поэт уехал из Москвы в Среднюю Азию и Поволжье, собирать материал для поэмы «Пугачёв». Новое произведение критики оценили высоко. Писатель М. Горький признавался: «Даже не верилось, что этот маленький человек обладает такой огромной силой чувства, такой совершенной выразительностью».
   Поэта опять закружила шумная Москва... И на одном из вечеров он увидел красивую статную женщину — американскую танцовщицу Айседору Дункан.

БИБЛИОТЕКАРЬ: Дункан приехала в Россию на гастроли, а также для того, чтобы открыть школу пластического танца — нового оригинального направления.   Когда   Есенин   увидел Айседору, он не мог отвести глаз. Поэт не знал английского, а танцовщица не говорила по-русски, но они понимали друг друга. Не помешало им и то, что Дункан была старше Есенина на 17 лет.
           (Слайд — С.А. Есенин и А. Дункан)

ВЕДУЩИЙ: Влюблённые поженились в 1922 г. Поэт решил сопровождать жену на гастролях в Западной Европе и США. Друзьям он заявлял: «Я еду на Запад для того, чтобы показать Западу, что такое русский поэт». Властям обещал наладить в Берлине издательство книг русских поэтов, а в Америке — урегулировать отношения между советским государством и Штатами.
   Через год наш герой вернулся в Москву. Один. Его отношения с пламенной Айседорой закончились. Сергей Коненков, знакомый Есенина, писал: «Дункан была яркая, необычная фигура. Она много дала Есенину, но ещё больше забрала у него нравственных и душевных сил».

БИБЛИОТЕКАРЬ: Увы, у поэта был непростой характер. Но тем не менее его тяготила семейная неустроенность, отсутствие собственного дома. Хотелось уюта, внимания, любви... У нашего героя был короткий роман с красавицей-актрисой Августой Миклашевской, которой он посвятил семь проникновенных стихотворений из цикла «Любовь хулигана».
                (Слайд—Августа Миклашевская)

ЧТЕЦ (1):

Ты такая ж простая, как все,
Как сто тысяч других в России.
Знаешь ты одинокий рассвет,
Знаешь холод осени синий.
По-смешному я сердцем влип,
Я по-глупому мысли занял.
Твой иконный и строгий лик
По часовням висел в рязанях.
С.А. Есенин «Ты такая ж простая, как все...»

ВЕДУЩИЙ: 12 мая 1924 г. у Есенина после романа с поэтессой и переводчицей Надеждой Вольпин родился сын Александр — впоследствии известный математик и деятель диссидентского движения. 
                (Слайд — Н.Д. Вольпин)

БИБЛИОТЕКАРЬ: 18 сентября 1925 г. Есенин женился в третий раз — на Софье Андреевне Толстой, внучке Л.Н. Толстого, в ту пору заведующей библиотекой Союза писателей. Но и этот брак не осчастливил нашего героя: «Всё, на что я надеялся, о чём мечтал, идёт прахом. Видно, в Москве мне не остепениться. Семейная жизнь не клеится, хочу бежать». С Софьей Толстой поэт развёлся через полгода совместной жизни.
          (Слайд — С.А. Толстая)

ВЕДУЩИЙ: В конце лета 1925 г. Сергей завершил свой цикл «Персидские мотивы». Кстати, в далёкой Персии поэт никогда не был, хотя мечтал её посетить. В цикле отразились впечатления от Кавказа, а также воспоминания о Средней Азии, где он побывал весной 1921 г.
  Несколько стихотворений посвящено восточной красавице Шаганэ (Шагандухт) Нерсесовне Тальян, преподавательнице литературы в одной из школ   Батума. В своих воспоминаниях о встречах с Есениным Ш.Н. Тальян писала: «На третий день нашего знакомства он принёс мне рукопись стихотворения «Шаганэ ты моя, Шаганэ!..», посвященного мне. Поэт подарил мне также книгу стихов с автографом».
            (Звучит песня «Шаганэ ты моя, Шаганэ...» в исполнении С. Безрукова)

ГЛАВА 5. «ДО СВИДАНЬЯ, ДРУГ МОЙ, ДО СВИДАНЬЯ»

БИБЛИОТЕКАРЬ: Иногда поэт приезжал в родную деревню. Здесь он создал стихотворения «Возвращение на родину», «Отговорила роща золотая...», «Низкий дом с голубыми ставнями...», «Видно, так заведено навеки...». Деревенские впечатления позже легли и в основу других произведений: «Этой грусти теперь не рассыпать...», «Не вернусь я в отчий дом...», «Спит ковыль. Равнина дорогая...», «Сыпь, тальянка, звонко, сыпь, тальянка, смело...».

ВЕДУЩИЙ: К середине 1925 г. на смену плодотворному творческому периоду пришла полоса чёрного душевного кризиса. Пессимистические настроения и расшатанные нервы осложнялись физическим недомоганием.

БИБЛИОТЕКАРЬ: Незадолго до трагической гибели Есенина видел поэт Маяковский. «Последняя встреча с ним, — рассказывал Владимир Владимирович, — произвела на меня тяжёлое и большое впечатление. Я встретил у кассы Госиздата ринувшегося ко мне человека с опухшим лицом, со свороченным галстуком, с шапкой, случайно держащейся, уцепившись за русую прядь. Я буквально с трудом узнал Есенина».
    (Слайд — С.А. Есенин в 1920-е гг.)

ВЕДУЩИЙ: Поэт всё чаще размышлял о своей судьбе. Глубочайшей тоской веет от некоторых его стихотворений, написанных в последние месяцы 1925 г.

ЧТЕЦ (2):

Может, поздно, может, слишком рано,
И о чём не думал много лет,
Походить я стал на Дон-Жуана,
Как заправский ветреный поэт.
Что случилось? Что со мною сталось?
Каждый день я у других колен.
Каждый день к себе теряю жалость,
Не смиряясь с горечью измен.
Я всегда хотел, чтоб сердце меньше
Вилось в чувствах нежных и простых,
Что ж ищу в очах я этих женщин —
Легкодумных, лживых и пустых?
Удержи меня, моё презренье,
Я всегда отмечен был тобой.
На душе холодное кипенье
И сирени шелест голубой.
На душе — лимонный свет заката,
И всё то же слышно сквозь туман,—
За свободу в чувствах есть расплата,
Принимай же вызов, Дон-Жуан! <...>
С.А. Есенин «Может поздно, может слишком рано...»

БИБЛИОТЕКАРЬ: 23 декабря 1925 г. Есенин приехал в Ленинград и остановился в гостинице «Англетер». 27 декабря он рассказал своим друзьям, что утром хотел написать стихотворение, а так как в номере гостиницы не оказалось чернил, он разрезал руку и написал весь текст кровью. Листок он отдал поэту В.И. Эрлиху в присутствии нескольких друзей и попросил прочесть позднее, наедине. Но Вольф Иосифович забыл об этом стихотворении, и оно было прочитано только 28 декабря, уже после смерти Есенина...

ЧТЕЦ (3):

До свиданья, друг мой, до свиданья.
Милый мой, ты у меня в груди.
Предназначенное расставанье
Обещает встречу впереди.
До свиданья, друг мой, без руки, без слова,
Не грусти и не печаль бровей, —
В этой жизни умирать не ново,
Но и жить, конечно, не новей.
С.А. Есенин «До свиданья, друг мой, до свиданья»

ВЕДУЩИЙ: У советского писателя и сценариста В.М. Шукшина в рассказе «Верую» есть такая строка о Есенине: «Прожил он мало, ровно с песню, но иначе она не была бы столь щемящей, оттого и не бывает длинных песен...»

БИБЛИОТЕКАРЬ: Ребята, после смерти поэта прошло уже более 90 лет. Но имя Сергея Александровича не забыто. Его произведения постоянно включают в хрестоматии, есенинская поэзия звучит в концертных залах. В России существует не меньше 25 памятников, посвященных «последнему поэту деревни», открыто множество музеев. Книги его изданы на 150 языках.
   Наш вечер подходит к концу. И мы предлагаем вам просмотреть фрагмент телесериала «Есенин».
               (Демонстрируется фрагмент телесериала «Есенин»)

 Шишкина, Е.А. Крестьянский сын с душой поэта/ Е.А. Шишкина // Читаем, учимся, играем, 2019.- № 7.- С. 30- 36.

 

2     425    facebooklarger