Включить версию для слабовидящих

Русские_народы Дона

^Back To Top

Календарь праздников

Праздники России

Контакты

346780 Ростовская область

г. Азов, Петровский б-р 20 

тел.(86342) 4-49-43, 4-06-15 

E-mail: This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it.

 

      !!!  Новое !!!

kids

Besucherzahler
счетчик посещений
Яндекс.Метрика

РУССКИЕ

 1заставка

крупнейший по численности народ в Российской Федерации.
     Говорят на русском языке славянской группы индоевропейской семьи. Алфавит – вариант кириллицы. Большинство верующих – православные.
    Исторические истоки русского народа уходят в эпоху Древнерусского государства, возникшего в IX в. в результате объединения восточнославянских племен. Территория древнерусского государства простиралась от Белого моря на севере до Черного моря на юге, от Карпатских гор на западе до Волги на востоке. Образование и развитие русского народа находилось в прямой зависимости от расширения его историко-этнической территории.
   Вторая половина XII в. явилась переломным этапом в истории Древнерусского государства. Начался процесс его распада, наступила эпоха многочисленных политических центров.
   Монголо-татарское нашествие на Русь задержало объединение русского народа в единое Русское государство. Свержение ордынского господства (1480 г.) и объединение основной части земель Среднерусской равнины сыграло определенную роль в истории русского народа.
    Движение русского населения на юг в XVI в. был обусловлен,  прежде  всего,  прекращением  внутренних междоусобиц на Руси, быстрым ростом населения на бедных суглинистых землях, потребностями в сельскохозяйственной продукции в связи с оживлением экономики.
   В XVI–XVII вв.  в  ответ  на  усиление  турецко-крымской  экспансии  устанавливаются  и  расширяются взаимовыгодные отношения северокавказских владетелей с Московским царством. Голод и мор (1567–1577 гг.) усилили побеги крестьян на Дон из центральных районов России. В XVIII в. Россия становится крупнейшей империей, что оказало влияние на темпы заселения русскими Юга России. Донская земля из далекой окраины превращается во внутреннюю область. Русские переселенцы способствовали развитию на Дону скотоводства и земледелия, сохраняли бытовую культуру русских областей. Население Дона стало делиться на казаков и иногородних.
    В годы гражданской и Великой Отечественной войн многие города и станицы были подвергнуты разорению. Много сил и средств, прежде всего русских, было затрачено, чтобы восстановить народное хозяйство Донского края, создать  предпосылки  для  развития  промышленности, транспорта, связи, сельского хозяйства, а также для создания необходимых условий улучшения жизни людей. В послевоенные годы на Дону получили развитие многие отрасли промышленного производства, все виды транспорта, связь. В сельском хозяйстве наряду с производством зерна и продукции животноводства широкие масштабы приобрело виноградарство, овощеводство, плодоводство.2костюм
   Дон превратился в крупный центр науки, культуры и образования на Юге России. Глубокие общественно-политические преобразования второй половины 80-х – начала 90-х гг. на территории бывшего СССР, в том числе в Российской Федерации и на Дону, оказали огромное воздействие на многие стороны жизни русских.  Экономические  реформы  вызвали  рост рыночных  отношений  и  частного  предпринимательства, особенно в городах; на селе, наряду с действующими хозяйствами, появляется слой фермеров. Кризис  в  промышленности  и  инфляция  негативно сказались на материальном положении всего населения, появились безработица, забастовки рабочих и служащих, повысился уровень преступности и коррупции. В результате распада СССР в России появилось около 2 млн. беженцев и переселенцев преимущественно из числа русских, проживавших в ближнем зарубежье.
   В последние годы произошли позитивные перемены: на  селе  и  в  пригородах  крупных  городов  развернулось строительство индивидуального комфортабельного жилья, увеличилось  число  личных  автомобилей,  формируется опыт предпринимательской деятельности и активного участия  в  политической  жизни,  расширились  контакты  с внешним миром, в том числе с зарубежными соотечественниками.  Среди русских возрождаются  традиционные ремесла,  духовные  ценности  и  социальные  институты. Русской Православной церкви возвращены сотни храмов и десятки монастырей.
  Несмотря на многовариантность своих проявлений, русская культура остается единой. Ее основа – прочные этнические традиции, которые вместе с инновациями, входившими в быт на разных исторических этапах, составляют национальное своеобразие.

   Под влиянием новых веяний русский национальный костюм быстро менялся – терял многие свои местные особенности, отражавшие его этническую специфику, становился общераспространенным. Процесс нивелировки и выработки общенациональных форм, прежде всего, коснулся мужской одежды.
    Русские  мужчины  почти  повсеместно  носили  рубашки-косоворотки,  выпущенные  поверх  нешироких  штанов  и подпоясанные поясом. В качестве верхней одежды были известны разнообразные кафтаны. Зимой носили овчинные шубы и длинные тулупы, подпоясанные яркими кушаками
   Женский русский национальный костюм намного интереснее и богаче, чем мужской, ведь в женском облике заложены представления народа о женственности, красоте, семейных ценностях. В старину на Руси костюм был одним из проявления народного прикладного искусства и ремесел.
  3головной убор Основные элементы русского народного костюма сложились еще в Древней Руси. Основной костюма была длинная рубаха прямого кроя «сорочица», которая шилась из домотканого плотна, с широкими рукавами. Обычно, женщина надевала не одну такую рубаху (минимум еще одна выступала в качестве нижнего белья).
   Одежда русской крестьянки состояла из такой вот рубахи, украшенной вышивкой, которая в русском народном костюме обычно размещалась на рукавах, подоле и по плечам. Сверху надевали однотонный сарафан, а также передник. Крестьянский костюм готовился с большим старанием, обычно в связи с трудовыми праздниками – жатвой, сенокосом, выгоном скота.
    Сарафан – одна из главных деталей народного русского женского костюма. Нарядный вариант его носили в комплекте с рубахой, передником, подпоясанным поясом. В каждой местности был свой фасон сарафана, и узоры на нем, как и на других вариантах русских народных костюмов, имеет свои особенности. В южной части России предпочтение отдавали красному цвету, который имел множество различных оттенков. Вышивка на сарафанах выполнялась золотыми нитями и жемчугом.
   Самым распространенным головным убором женского русского народного костюма был кокошник – плотная шапочка разнообразных форм, и обычно пышно декорированная вышивкой и камнями.
   Девицы носили обручи (мягкие или твердые) из разноцветных лент. Если незамужние девушки могли носить одну косу или расплетенные волосы, то замужние дамы заплетали в обязательном порядке 2 косы и всегда носили головной убор.

4фольклор

    Одним из традиционных видов народного искусства, созданных русскими на протяжении их истории, было устное поэтическое творчество, фольклор. По мере того, как календарная  обрядность  теряла  свою  целостность,  одни песни забывались, другие становились все более развлекательными или игровыми. Основу обрядового фольклора составляли песни. Но они не представляли единого жанра и были по своему виду очень разнообразны. В большей мере сохранялся семейный обрядовый фольклор, особенно свадебные песни. Среди свадебных песен выделялись венчальные,   шуточные-корильные,   метафорически-описательные. Календарные песни были тесно связаны с обрядами. Это были повсеместно распространенные колядки и их разновидности. К обрядовому фольклору примыкали заговоры, применявшиеся по самым различным поводам.
   К архаическим жанрам фольклора относился героический эпос, который у русских сохранился в живом бытовании до ХХ в. Специфически русская форма историко-эпического жанра – былины, исполнявшиеся сказителями в своеобразной манере –речитативом с замедлениями и повторами. Любимым былинным героем был богатырь Илья Муромец, которому приписывали многие подвиги, а также Добрыня Никитич, Алеша Попович, Василий Буслаев. Сказка исстари была на Руси популярнейшим прозаическим  жанром.  Особенно  большое  место  занимала сказка  в  семейном  быту,  где  ею  увлекались  и  дети,  и взрослые; она же разнообразила и украшала досуг рабочих артелей. Сказки бытовали повсеместно. Их рассказывали и во время работы, если позволял характер труда, за сказочника иногда даже работали.
    Широко бытовали произведения не сказочной фольклорной прозы –легенды и предания, в которых память о реальных событиях причудливо переплеталась с традиционными сказочными сюжетами и мотивами.
   Народное изобразительно-прикладное искусство и в настоящее время является неотъемлемой частью быта русского народа, составляет часть его национальной культуры. Огромный опыт народного творчества, исторически сложившаяся народная художественная традиция в современных условиях испытывает большое влияние со стороны профессиональной культуры, в свою очередь, питая ее и духовно обогащая.

 5фестивали

   Ежегодно в Ростовской области проходят масштабные празднования и фестивали, посвященные истории и культуре:

«Играй гармонь!»
Ростовская область, Ремонтненский район, с. Ремонтное
   На фестивале «Играй гармонь!» встречаются самобытные таланты и коллективы, любители народного творчества. Число участников фестиваля с каждым годом растет: одни здесь стали уже завсегдатаями, другие, услышав добрые отзывы о необычном слете гармонистов, приезжают сюда впервые.

«Международные Каяльские Чтения»
Ростовская область, Белокалитвинский район, хутор Погорелов
   Ежегодно в мае в течение двух дней в социально-этническом центре «Игорево поле» проводятся Международные Каяльские чтения под девизом: «Слово о полку Игореве — памятник культуры, объединяющий народы».
   В мероприятии принимают участие военно-патриотические клубы, творческие коллективы, мастера декоративно-прикладного искусства из разных уголков России и ближнего зарубежья.

«Троицкие гуляния»
Ростовская область, Белокалитвинский район, х. Дядин
    Проводится ежегодно в день православного праздника Святой Троицы.
   Цель фестиваля традиционного быта и народного творчества «Троицкие гуляния» — поддержка православной веры в форме оказания помощи по восстановлению Свято-Троицкого храма; содействие развитию и создание условий для новых и традиционных форм художественного выражения казачьей и народной песни; привлечение людей в творческие коллективы самодеятельного народного творчества и активному участию в подготовке и проведении Фестиваля.

«Воспетая степь»
Ростовская область, Орловский район
   На территории Орловского района ежегодно проводится межрегиональный фестиваль экологического туризма «Воспетая степь».
   Здесь туристы могут познакомиться с природой заповедника «Ростовский», увидеть цветущую весеннюю степь, проявить себя в творчестве, поработать с природными материалами, а также познакомиться с людьми, которые посвятили свою жизнь творчеству во благо сохранения природы Донского края, посетить экологическую тропу «Лазоревый цветок».

Международный Чеховский книжный фестиваль
Ростовская область, г. Таганрог
   Фестиваль проводится с 2007 г. Программа фестиваля рассчитана на взрослых и детей, людей всех возрастов, профессий и интересов.
  Популярностью пользуются творческие вечера, концерты, спектакли, театрализованные представления, фотовыставки, презентации, экскурсии, стрит-арты, литературные пикники, викторины, конкурсы, розыгрыши, флэшмобы, перформансы, исторические реконструкции.

«Оборона Таганрога 1855 года»
Ростовская область, г. Таганрог
    Фестиваль,  посвящен одному из ярких эпизодов Крымской войны. В мае 1855 года, несмотря на длительный обстрел города англо-французской эскадрой небольшой гарнизон Таганрога, состоявший из казаков, местных ополченцев и солдат внутренней стражи, отразил морские десанты врага.

«Шолоховская весна»
Ростовская область, Шолоховский район
    «Шолоховская весна» — посвящённый дню рождения писателя Всероссийский литературно-фольклорный праздник. Проходит он вот уже более 30 лет ежегодно в конце мая. На него собираются десятки тысяч человек с различных регионов России, из стран ближнего и дальнего зарубежья.
    Если вы интересуетесь жизнью и творчеством М.А. Шолохова и хотите приобщиться к незабываемой атмосфере тех мест, где он жил и творил — вам путь сюда. В дни праздника работают все объекты и сувенирная лавка Государственного музея-заповедника М.А. Шолохова.

«Покровские зори»
Ростовская область, Неклиновский район
   Фестиваль авторской песни «Покровские зори» пропагандирует высокие духовные и семейные ценности, создает условия для всестороннего развития личности. Через фестиваль проходит приобщение молодежи к музыке, поэзии, здоровому образу жизни, туризму, спорту. Выявляются талантливые авторы и исполнители. Развивается самодеятельное песенное движение. В фестивале принимают участие лучшие авторы и исполнители Приазовья. Это и лирические, и юмористические, и туристские песни, и городской романс, песни о родном крае.

«Донская Уха»
Ростовская область, Азовский район, х. Курган
   Жители и гости Ростовской области могут посетить этнографический фестиваль «Донская уха».
  Главная задача фестиваля — предоставить жителям и гостям области возможность активно отдохнуть на живописном берегу Тихого Дона, познакомившись с местными традициями, культурой и историей Донского края. В программе фестиваля: конкурс на лучшую уху среди команд сельских поселений Азовского района; дегустация ухи, приготовленной участниками конкурса.

«Купаловское лето на Дону»
«Комаровский пляж», Ростовская область, Кагальницкий район, станица Кагальницкая
   Уникальность фестиваля состоит в том, что он стал праздником межнациональной дружбы десятков национальностей, проживающих на Дону.
     Необходимо пояснить, что фестиваль «Купаловское лето на Дону» от языческого праздника летнего солнцестояния взял только элементы обрядовости восточных славян. Купаловским он именуется в честь белорусского народного поэта Ивана Доминиковича Луцевича, который создавал стихи под псевдонимом Янко (Иван) Купала. День его рождения празднуется в Беларуси 6 июля.

«Берега дружбы»
Ростовская область, Неклиновский район, село Покровское
   Одним из уникальных мероприятий культурной жизни села Покровске является международный фестиваль национальных культур «Берега дружбы», история которого насчитывает более 10 лет.
   Ежегодно, на несколько дней, главная площадь села превращается в центр межнационального общения и культурного взаимообмена делегатов Беларуси, Украины и России. Здесь гости могут на время превратиться в мастеров народного ремесла на выставке-ярмарке национальных ремесел и быта

КУХНЯ

6кухня

   Для русской кухни с древнейших времен было характерно использование широкого круга пищевых продуктов и разнообразие способов приготовления блюд. Ведущее место в пище занимали хлебные, мучные и крупяные блюда. Особенно важная роль принадлежала хлебу и хлебным изделиям,  составлявшим,  по  существу,  основу  питания большей части населения в течение всего года. Большие круглые хлеба делали из кислого теста и выпекали в русской  печи  на  поду,  реже  пользовались  металлическими формами. Преобладал черный хлеб из ржаной муки. Кроме хлеба, из кислого теста пекли пироги с различными начинками, лепешки, оладьи, блины
   За сравнительно недолгий срок на Руси возникло и распространилось множество способов приготовления картофеля (вареный, жареный, толченый, битый, как заправка супов, окрошек, начинок). Варенный в кожуре картофель с солеными огурцами или квашеной капустой стал почти ежедневным блюдом для широких слоев русского населения в селах и городах.
   Потребление мяса было ограничено не только слабым  развитием  животноводства,  недостатком  средств  у большинства крестьян и городского населения, но и длительными постами и еженедельными постными днями, которые вместе составляли около половины дней в году. Однако мясная еда также была исконной для русских. В народе было разработано множество традиционных рецептов, имевших широкое распространение: засолка, копчение, вяление мяса; использование жира, голья, крови, изготовление  мясных  похлебок,  жаркого,  запеченных  блюд, мясных пирогов, студня.
    Из свинины делали ветчину – окорока, лопатки, а также мякоть вместе с салом снятую с костей и засоленную в бочках, а затем высушенную на воздухе. Также готовили домашнюю колбасу. Жир перетапливался и шел на приправу для различных блюд.
   Большим подспорьем в пище была рыба. Она заменяла мясо во время постов, так как считалась полупостной.
   Из традиционных напитков бытовали хлебный квас и пиво. Из меда готовили горячий напиток с пряностями (сбитень), которым торговали на улицах в городах и на сельских ярмарках. Из сухих фруктов варили взвар.

    ЩИ – это суп с капустой, который придумали еще в XI веке. Список ингредиентов включает мясо, приправы и кислую заправку из капустного рассола. Впрочем, составляющие могут меняться в зависимости от вида щей (постных, рыбных, зеленых).  Едят щи с ржаным хлебом, заправляя сметаной или приправами.

   ПЕЛЬМЕНИ – без преувеличения самое известное блюдо русской кухни. Появилось на Урале в конце XIV века. Само название «пельмени» происходит от похожего слова финно-угорской группы языков, которое в буквальном переводе означает «хлебное ухо». Классические пельмени – это мясной фарш, состоящий из говядины, баранины, свинины, завернутый в пресное тесто из муки, яиц и воды. Готовые пельмени варят в кипящей подсоленной воде. Подают с маслом, горчицей, майонезом или другим приправами.

   КАШИ, как и супы – это то, без чего немыслима русская кухня. Манная, перловая, овсяная, гречневая и еще несколько десятков разновидностей. Как говорят в России, кашу маслом не испортишь, что означает, что полезное вредным не будет даже и в больших количествах.

  ПИРОГ в русской кухне имеет примерно такое же значение, как пицца в итальянской. Русские пироги пекут в основном из несладкого теста с различными начинками – от мясных и рыбных до фруктовых и творожных. Ватрушки, кулебяки, расстегаи, куличи, шаньги, калитки, курники – далеко не полный список разновидностей этого блюда.

   БЛИНЫ — древнейшее блюдо русской кухни, появившееся в IX веке. Рецепт приготовления одного из самых известных русских яств весьма прост — молоко, яйца, соль, а вот процесс приготовления сродни мастерству, овладеть которым под силу не каждой хозяйке. Жидкое тесто выливают на разогретое на сковороде масло, задача повара — испечь румяный ровный блин без комочков и не дать ему сгореть раньше времени. Чем тоньше блины, тем выше уровень мастерства. В России до сих пор в ходу поговорка «Первый блин комом», означающая неудачу в начале какого-либо дела. Обычно блины подают горячими со сметаной, маслом, медом или заворачивают в них различные начинки – мясные, рыбные, овощные, сладкие, фруктовые и другие. Особый шик – блины с икрой.

   ВИНЕГРЕТ Этот салат появился в русской кухне в XIX веке. Его готовят из отварных свеклы, картофеля, фасоли, моркови, а также соленых огурцов и лука. Заправляется подсолнечным маслом. По виду напоминает «сухой» борщ.

  СОЛЕНЫЕ ОГУРЦЫ Любое застолье в России редко обходится без солений. Часто огурцы, помидоры, капуста, грибы собственного посола являются предметом особой гордости радушных хозяев.

    ХОЛОДЕЦ (СТУДЕНЬ) Это мясное желе. Готовится из густого мясного бульона с кусочками мяса, варят мясо несколько часов, а потом охлаждают. Подается к столу как холодная закуска.

    КВАС – один из древнейших русских напитков, который любили все – от крестьян до царей. Впервые упоминается в 1056 году. До конца XIX века изготавливался как слабоалкогольный напиток (2-3 градуса) на ржаном солоде с добавлением пряных трав, ягодных и фруктовых соков. Впоследствии квас стали делать из готового печеного хлеба, сухарей. Некоторые россияне по-прежнему настаивают домашний квас. Напиток очень освежает в жару. Пить его нужно охлажденным.

7пословицы

ПОСЛОВИЦЫ

  • · Друзья познаются в беде.
  • · Каждый кулик своё болото хвалит.
  • · Кончил дело – гуляй смело.
  • · Из малого облака бывает большой дождь.
  • · Не счастье человека, а человек счастье создает.

 

 

2     425    facebooklarger