Включить версию для слабовидящих

Комсомольские ударные

^Back To Top

Календарь праздников

Праздники России

Контакты

346780 Ростовская область

г. Азов, Петровский б-р 20 

тел.(86342) 4-49-43, 4-06-15 

E-mail: This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it.

 

      !!!  Новое !!!

kids

Besucherzahler
счетчик посещений
Яндекс.Метрика

КОМСОМОЛЬСКИЕ УДАРНЫЕ

Забота у нас простая,
Забота наша такая:
Жила бы страна родная —
И нету других забот.
И снег, и ветер,
И звезд ночной полет...
Меня мое сердце
В тревожную даль зовет.

РОСТСЕЛЬМАШ

    И комсомол творил славную историю «Ростсельмаша».
   Это было особенное время для страны, когда из руин буквально на глазах строилась новая страна...
   Сельмаш стал воплощением надежд, веры и мужества людей, живших в нашем городе в те уже далекие 20-е годы прошлого века.
    К середине 20-х годов прошлого столетия в нашей стране завершилось восстановление народного хозяйства после гражданской войны и иностранной интервенции. Теперь ставилась задача в кратчайшие сроки вывести страну из экономической отсталости. В декабре 1925 года был взят курс на индустриализацию, а на XV съезде партии (декабрь 1927 г.) было принято решение о начале коллективизации сельского хозяйства.
   Программой индустриализации предусматривалось строительство более полутора тысяч крупных промышленных предприятий. И в их числе «Ростсельмаш», призванный стать крупнейшим в Европе заводом сельскохозяйственных машин. Решению о создании завода-гиганта в Ростове-на-Дону предшествовало тщательное обсуждение вопроса в Москве. Активное участие в этом процессе принял председатель ВСНХ Ф.Э. Дзержинский, начальник Главметалла ВСНХ  В.В. Межлаук и А.И. Микоян, в то время секретарь Северо-Кавказского крайкома ВКП(б).
   Уже 1 августа 1925 года на заседании Главметалла была принята резолюция, в которой Ростову-на-Дону отводилась роль в будущем стать одним из главных центров сельскохозяйственного машиностроения.
    В том же 1925 году по решению ВСНХ и Северо-Кавказского крайкома ВКП(б) в Ростове-на-Дону была создана специальная организация по проектированию «Ростсельмаша». Куда вошли крупнейшие специалисты страны в области сельскохозяйственного машиностроения. Задание правительства по проектированию завода-гиганта было выполнено на год раньше установленного срока. Генеральный проект «Ростсельмаша» был утвержден Советом Труда и Обороны страны.
    22 марта 1926 года на заседании Ростово-Нахичеванского городского Совета было принято решение: «Выделить 239 десятин земли под постройку завода и жилых домов».
  Летом 1926 года в донской степи под Ростовом началось сооружение одного из первенцев социалистической индустриализации.
   Зимой 1927 года по призыву партии на стройку пришла молодежь. Коммунистов и комсомольцем было более тысячи человек. Сразу же были созданы партком и комсомольский комитет. В первый период комсомольская организация «Сельмашстроя» объединяла около трехсот энтузиастов, которых возглавлял комсомольский вожак B.C. Владимиров.
   Работали в тяжелых условиях, не хватало техники, инструментов. От мороза руки прилипали к металлу. Комсомолец Александр Кудлатенко, бывший землекоп, писал впоследствии: «Иногда рабочий день продолжался по 12 часов, ребята сами не хотели расходиться по домам, работали и ночью при факелах».
   Комсомольцы внесли не одну яркую страницу в историю строительства «Ростсельмаша». В числе его первых построенных цехов был деревообделочный. На его фасаде много лет красовалась большая звезда с буквами «КИМ», напоминание о том, что это огромное здание детище комсомольцев.
  В ноябре 1928 года пленум ЦК ВКП(б), учитывая развернувшееся колхозное строительство и выросшую потребность в сельскохозяйственных машинах, решил ускорить строительство «Ростсельмаша». Этот призыв поддержал не только коллектив строителей, но и вся молодежь Дона. Уже в январские дни 1929 года сельмашевцы выдвинули лозунг: «Даешь план строительства досрочно!»
   В феврале 1929 года ЦК ВЛКСМ объявил комсомольский поход за повышение производительности труда и призвал развернуть социалистическое соревнование. Комсомол провел первую мобилизацию на новостройки пятилетки.
     Строительство «Ростсельмаша» было объявлено комсомольской стройкой. Сельмаш среди первых включился в социалистическое соревнование. Многие рабочие выступали застрельщиками ударного труда. На «Сельмашстрое» первой удостоилась звания ударной комсомольская бригада деревообделочного цеха, руководимая Петром Харкатовичем.
   В феврале 1929 года его бригада вместе с ударной бригадой Н. Лобова первыми в истории завода подписала договор о социалистическом соревновании. На них ровнялись. В течение года на «Сельмаше» ударными комсомольскими стали более 10 бригад.
   В ноябре 1929 года пленум Северо-Кавказского крайкома ВЛКСМ отметил огромную роль комсомольских организаций на производстве и подчеркнул, что созданием ударных бригад, участием в социалистическом соревновании они оказали огромную помощь партии в хозяйственном строительстве.
    В декабре 1929 года Петр Харкатович, как делегат от «Сельмашстроя», принимал участие в первом Всесоюзном съезде ударных бригад.
   В январе 1930 года на Сельмаше было 96 ударных бригад, в которых работало 1300 человек, а в апреле — уже 176 с числом работающих 2034 человек, что составляло 95% комсомольцев. Если в Ростове в феврале 1930 года было 30 соревнующихся ударных комсомольских бригад, то к 1 октября этого года их насчитывалось 230. Комсомольская прослойка в общем объеме промышленных рабочих в среднем составила 23,6%, на Сельмаше — 55%.
   Совершенствуя социалистическое соревнование, партком завода поддерживал инициативы молодежи. Именно на «Ростсельмаше» была создана первая в стране «сквозная бригада», которая включала представителей подразделений, служб, связанных с выпуском сеялок. Бригада избрала бюро во главе с комсомольцем Вано Миносьяном.
    6 июля 1930 года вопрос о работе «сквозной бригады» слушался на бюро Северо-Кавказского крайкома ВКП(б).
   В июле 1930 года об опыте «сквозной бригады» говорилось на XVI съезде ВКП(б). Выступая на его заседании, секретарь ВЦСПС Н.М. Шверник подчеркнул, что «опыт «Ростсельмашстроя» должен стать достоянием всех других предприятий». Примеру сельмашевцев последовали многие рабочие коллективы страны.
   Более 60% строителей и рабочих Ростсельмаша были моложе 25 лет. Они внесли большой вклад в строительство гиганта сельхозмашиностроения.
   15 июня 1930 года коллектив завода рапортовал XVI съеду ВКП(б) об окончании строительства на год ранее правительственного срока.
   В августе 1930 года Родина высоко оценила самоотверженный труд строителей наградив «Сельмашстрой» орденом Трудового Красного Знамени.
    1 января 1931 года завод «Ростсельмаш» вступил в строй действующих предприятий, а в июне 1931 года были собраны первые комбайны «Сталинец» ростсельмашевской марки.
     На них комбайнеры устанавливали невиданные в нашей стране и за рубежом рекорды уборки и обмотки зерна.
 ростсельмаш 1   В 1935 году на «Ростсельмаше» началось стахановское движение, уже к концу года в его рядах было более 600 стахановцев, и в октябре состоялся их первый заводской слет.
   В 1937 году на Международной выставке в Париже ростовский комбайн С-1 награжден первой премией и дипломом Гран-при. Передовики сельского хозяйства превысили все мировые рекорды уборки урожая.
   К началу Великой Отечественной войны «Ростсельмаш» выпустил более 54 тысяч прицепных зерноуборочных комбайнов С-1 и много другой сельскохозяйственной техники.
   В марте 1946 года ЦК ВЛКСМ принял постановление о шефстве комсомола над восстановлением 15 старейших городов, наиболее пострадавших в годы войны, в их числе был и Ростов-на-Дону. Комсомольцы Ростова организовали 327 молодежных бригад восстановителей и 56 бригад строителей, определили каждой конкретные объемы работы. На улицах столицы Дона повсюду были лозунги: «Мы возродим тебя, Ростов!».
   Областной комсомольской стройкой стало возрождение завода «Ростсельмаш». Комсомольские организации всех городов и районов области направили на предприятие бригады юношей и девушек. Только комсомольцы и молодежь Ростова отработали сотни тысяч часов на субботниках и воскресниках на восстановлении завода «Ростсельмаш».
   2 ноября 1947 года была восстановлена первая очередь завода, а в ноябре 1948 года «Ростсельмаш» восстановлен полностью.
   17 февраля 1956 года завода «Ростсельмаш» за успехи в деле оснащения сельского хозяйства техникой награжден орденом Ленина.
     28 мая 1958 года завод начал выпуск самоходных комбайнов СК-3.
   19 ноября 1958 года молодежная бригада слесарей-монтажников, руководимая А.И. Гайдиным, первой на заводе начала соревнование за коммунистический труд.
   В 1962 году на заводе освоено производство нового, более совершенного и производительного самоходного комбайна СК-4. В 1963 году на Международной Лейпцигской ярмарке он был признан лучшим в мире.
   22 января 1971 года за успешное выполнение заданий 8-й пятилетки завод «Ростсельмаш» награжден орденом Октябрьской Революции.
    В 70-е годы комсомол области шефствовал над ударными стройками. В годы 9-й пятилетки в Ростовской области их насчитывалось более пятидесяти, в том числе четыре всесоюзных: строительство «Атоммаша» и Азовского комбината производства детского питания, реконструкция Ростсельмаша и Таганрогского комбайнового завода. По комсомольским путевкам на ударные комсомольские стройки было направлено 7,5 тысяч юношей и девушек. Кроме этого, каждое лето на них направлялись студенческие строительные бригады. Для усиления оперативного руководства этой работой были созданы областной, городские и районные штабы шефства над пусковыми объектами.
   ростсельмаш 2За большие успехи, достигнутые во всесоюзном социалистическом соревновании, за досрочное выполнение заданий 9-й пятилетки, Ростовская область была награждена переходящим Красным Знаменем ЦК КПСС, Совета Министров СССР, ВЦСПС И ЦК ВЛКСМ. Большой вклад в эти достижения внесли молодые труженики Дона.
   Более 20 тысяч комсомольцев, 1532 комсомольско-молодежных коллективов досрочно завершили план 9-й пятилетки. Лучших результатов добились Ростовская и Новочеркасская городские и Тацинская районная организации ВЛКСМ, им была присвоена почетная награда «Юбилейная лента ЦК ВЛКСМ» (в честь 50-летия присвоения комсомолу имени В.И. Ленина).
    В годы 10-й пятилетки (1976-1980 гг.) на заводе были освоены выпуски различных модификаций комбайна «Нива», предназначенных для работы в горных и сильно увлажненных условиях, для уборки урожая риса, подсолнечника, клещевины и других культур. Выполнение этой программы было связано с завершением реконструкции предприятия. Одиннадцать с половиной тысяч комсомольцев завода были заняты выпуском комбайнов «Нива», потом, уже в 80-х годах, готовили к производству и участвовали в выпуске новых зерноуборочных машин семейства «Дон», что было задачей общегосударственной значимости.
   Достижения Ростсельмаша восхищают. И заводская комсомолия на протяжении всей истории завода находила свое достойное место в успешном осуществлении задач, которые в то или иное время ставились перед гигантом отечественного машиностроения. Комсомольская молодежь активно участвовала в управлении производством, социалистическом соревновании, в техническом прогрессе и внедрении передовых методов труда и ценных починов.
   Ветеранам комсомола есть чем гордиться. Их традиции добросовестной и самоотверженной работы, трудового энтузиазма, без сомнения находят свое продолжение в деяниях современных молодых ростсельмашевцев.

АТОММАШ

   Каждая утренняя планерка в кабинете главного редактора областной молодежной газеты «Комсомолец» начиналась одинаково:
       —Кто был на Атоммаше, какие материалы привез?
    Первым докладывал ответственный секретарь, в функции которого входило формирование и верстка номеров газеты:
      —   Есть большой фоторепортаж и интервью с Георгием Фоменко.
     —  И все?, — возмущался редактор. — Газета выходит пять раз в неделю, а у тебя материала только на один номер?! Где Калинина, Стариков, Петрович?
      —  Они на Атоммаше.
      —  Что, втроем?
      —  Нет, вчетвером. С ними еще внештатница — Женя Васильева.
      — А это кто такая? Почему не знаю?
     — Художница. Отдел комсомольской жизни решил сделать «разворот» (две полосы газеты) зарисовок о людях Атоммаша. И каждую зарисовку сопроводить рисунками-портретами.
       — Впятером они там, — добавил заведующий отделом культуры Валера Яловой. — Раиса Михайловна тоже поехала.
           — А она-то что?
           — Торжественное открытие молодежного клуба.
      — Ну-ну, — смирился редактор. И на лице появилось довольное выражение. — Наверное, Иваницкий, секретарь обкома партии, который инспектировал еженедельно состояние дел на строительстве и участие областного комитета комсомола в нем, останется глубоко удовлетворенным таким журналистским десантом. Если, конечно же, газета не позволит себе еще раз критиковать прораба-коммуниста, за то, что готовый бетон вывозит к себе на строительство дачи...Поняв настроение редактора, ведущий секретарь Костя Серов буркнул:
         — Скоро вся редакция в Волгодонск десантируется, номер не с кем будет делать.
        Планерка посмотрела на него осуждающе.

Атоммаш 1

    Это был 1977 год. Строительство на Всесоюзной ударной комсомольской стройке началось в 1975 году. До сих пор ощущается дефицит кадров. Комсомольский призыв шел по всей стране и в Ростовской области. Обком комсомола работал, не расслабляясь. Два инструктора Валера Коленкин и Саша Воскобойников были командированы в Волгодонск на постоянную работу в горком комсомола. Их задачей был прием добровольцев, организация работы во всех комсомольских звеньях и «добиться такой работы», чтобы не было текучки кадров, и молодежь со строительства не уезжала. Это ведь не многие понимали тогда, что строится эпохальный объект, что Атоммаш — стройка века, и люди, которые работают здесь, вершат великий трудовой подвиг.Атаоммаш 2
   Это сейчас можно подводить некоторые итоги. В тресте «Волгодонскстрой» на этом объекте работало 35 тысяч человек. Всех их смогли обеспечить собственными квартирами. А ведь еще были нужны больницы, школы, детские сады, кинотеатры, магазины.
   В чистом поле за пять лет вырос большой город — сейчас второй по величине в Ростовской области. И дело не в том, что стройку курировало Министерство энергетики и электрификации СССР, да и чего там — лично Генеральный Секретарь ЦК КПСС Л.И. Брежнев.
   Комсомольцам-добровольцам хотелось обогнать время, сдать все объекты в сжатые сроки, отвергая и изгоняя тех, кто такой работе мешал. Многих надо было воспитывать.
    В 1976 году на третьем корпусе завода-гиганта была сделана надпись, ставшая визитной карточкой: «Атоммаш — это гордость твоя, комсомол!» И как тут было не гордиться. Годом раньше в 1975 году на главном корпусе появилась первая колонна. Это был март.
    А в июне был поднят на проектную отметку и смонтирован первый блок перекрытия главного корпуса площадью 540 кв.м.
     1976-й год — бетон третьего корпуса залит в фундамент под оборудование.
    1976-й год октябрь — установлен первый станок. 17 декабря корпус вступил в строй. В нем на площади в тридцать тысяч кв.м разместились четыре цеха: ремонтно-механический цех, нестандартизированного оборудования, электроремонтный и инструментальный.
     1977- й год — запуск производства главного корпуса.
    «Ты родился в Волгодонске. Так пронеси через всю жизнь любовь к родному городу, уважение к добрым делам земляков, поклонись трудолюбивым рукам отца и матери, которые построили прекрасный город, возвели чудо-богатырь Атоммаш, будь достойным наследником славы и рабочей чести! Твердо иди по жизненному пути, указанному великим Лениным. Помни, что жизнь измеряется не прожитыми годами, а тем, что каждый из нас сделал добро для людей, какой оставил след на земле». (Вступление к главе №2 к книге «Я — Атоммаш»).
    Итак, 1975 год — первая колонна корпуса №3. 1976 год — корпус №2, и еще через два года — заложен первый камень завода «Энергомаш» для производства парогенераторов и водогрейных установок для нефтяной промышленности, а также изделий для атомной станции.
    В 1981 году были смонтированы первые сваи для гиганта, который должен был стать крупнее Атоммаша. Этим мечтам не дано было сбыться, так как оказалась возможной просадка грунта под заводом. В тринадцати километрах от завода развернулась стройка Ростовской атомной электростанции, которая была названа областной ударной комсомольской стройкой, куда буквально хлынула молодежь.
    Александра Иванова однажды назвали левшой в энергетике. Сам он вспоминает: «Представьте себе пресс для выдавливания крышек атомного реактора с давлением 17 тыс. тонн! Оборудование установили японское. Но когда подошло время сдавать гидравлический пресс, стало необходимо выверить с точностью до нескольких тысячных долей микронов, чтобы не было никаких перекосов. Запросили такое мерительное оборудование в Японии, и выяснилось, что его стоимость составляет чуть ли не половину стоимости самого гидравлического пресса. Тогда умельцы-монтажники из треста «Южтехмонтаж» посоветовались и приняли решение сами выполнить эту работу. И выполнили ее на отлично! Когда специалисты из Японии приехали посмотреть на установленное оборудование, не поверили своим глазам, которые от удивления стали круглыми, — гидравлический пресс был смонтирован идеально, с точностью до тысячной микрона. Вот такие левши в энергетике нашлись».
     Вот некоторые записи из дневника одного из комсомольских лидеров стройки того времени: «1976 год. Февраль. На строительство «Атоммаша» приезжают посланцы комсомола Дона. Положение с жильем критическое. Сильные морозы, штормовые ветры, метели не испугали ребят. Все прибывшие были расселены в помещениях, приспособленных под общежития. Морской вокзал, спортзалы, общежитие Цимлянского винзавода и т. д. Из прибывших добровольцев никто не уехал». «1976 год. Февраль. Объявлен ударный декадник на строительстве столовой №3 («Юность»)... Ежедневно после основной работы у столовой высаживались трудовые десанты в 40-50 человек. Работу заканчивали в 3-4 часа утра. В общежитие возвращались с песнями, а после короткого отдыха — снова на работу в первую смену». «1976 год. Ночь с 1 на 2 марта. Возникла острая необходимость разгрузить эшелон бутового камня. Комсомольский штаб стройки поднял по тревоге комсомольцев, проживающих в общежитии Цимлянского винсовхоза. После короткого собрания проголосовали единогласно: всем ехать на разгрузку, несмотря на то, что утром выходить на работу в первую смену. Несмотря на мороз и пронизывающий ветер, более 1440 тонн камня было разгружено к 5.00».
    «Вот так тогда билось комсомольское сердце нашей стройки! Когда я читаю эти строки дневника, мне вспоминаются усталые фигуры молодых строителей после окончания непрерывного бетонирования ростверков, приемки тяжелого бетона на рентген-камерах, на огромных фундаментах под технологическое оборудование, но их глаза тогда светились гордостью за достойно выполненное дело» (Владимир Тормосин).

ДЕЛА КОМСОМОЛЬЦЕВ НЕ ЗАБЫТЫАтоммаш 3

   40 лет назад в Волгодонске состоялся первый организационный пленум горкома ВЛКСМ.
  10 декабря 1977 года состоялся первый организационный' пленум ГК ВЛКСМ. Пленум избрал первым секретарем и членом бюро ГК ВЛКСМ Виктора Баласюка, вторым секретарем — Александра Воскобойникова, секретарем ГК ВЛКСМ, заведующей отделом учащейся молодежи и членом бюро — Валентину Киселеву, заведующим орготделом бюро — Владимира Базавова, членом бюро и внештатным секретарем ГК ВЛКСМ — Виталия Бессарабова, секретаря комитета ВЛКСМ завода Атоммаш. Членами бюро ГК ВЛКСМ избраны: учащаяся школы №8 Ирина Боева, командир городского штаба оперативных комсомольских       отрядов Николай Демин, секретарь комитета ВЛКСМ треста «Волго- донскэнергострой» Валерий Коленкин, врач горбольницы Тамара Кондакова, слесарь химзавода Виктор Забазнов, корреспондент газеты «Волгодонская правда» Галина Хнжнякова. Пленум утвердил составы городского штаба «Комсомольского прожектора» во главе с заведующим орготделом ГК ВЛКСМ Владимиром Базавовым.
   Александр Воскобойников и Валерий Коленкин были направлены в Волгодонск для работы в комсомольской организации из областного комитета ВЛКСМ.

Стоят дворцы, стоят вокзалы
И заводские корпуса, и заводские корпуса –
Могу назвать вам адреса.
А без меня, а без меня тут ничего бы не стояло,
Тут ничего бы не стояло, когда бы не было меня.
А кто я есть — рабочий малый,
Семейный добрый человек, семейный добрый человек,
Живу, как ты, в ракетный век.

РОСТОВСКИЙ ВЕРТОЛЕТНЫЙ ЗАВОД

   29 октября, ежегодно — комсомольские активисты всех поколений ростовского вертолетного завода собираются вместе, чтобы отметить годовщину рождения комсомола, вспомнить дни своей юности, наполненные энергичными, инициативными и очень важными делами. Звучат имена, звучат жизнерадостные тосты.
   — А можно ли не любить наш край донской? Это ведь и сельскохозяйственная житница и промышленный мегаполис. А народ? Михаил Александрович Шолохов утверждал: вольное казачество — самобытное, талантливое и сильное духом. Это ведь я и о нас, — утверждает Владимир Беланов, бывший сначала заместителем секретаря комсомольской организации завода, а затем — вторым секретарем обкома комсомола.
   Рертолет завод 1 А еще секретарем обкома комсомола стал Сергей Монаков.
    Заведующими отделами — Анатолий Дюбин, Геннадий Зинченко.
  После работы на заводе был первым секретарем Октябрьского райкома комсомола г. Ростова-на-Дону, председателем Октябрьского райисполкома народных депутатов стал Валерий Хрипун, а в последнее время — председатель Контрольно-счетной палаты Ростовской области.
   Что было присуще комсомольскому активу вертолетного завода — это командность, единение. Коллектив вертолетного завода стал кузницей руководящих кадров области и города, среди которых были также Николай Волков, Михаил Яковлев, Николай Назаров, Валерий Морозов...
    Секретарь комсомольской организации инструментального цеха Александр Конкин был заместителем директора завода по кадрам, заместителем министра труда Ростовской области.
  Да и нынешний управляющий директор ОАО «Роствертол», член совета директоров Петр Мотренко из комсомольских работников. Именно здесь он стал закаленным руководителем, в последствии награжденным медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени, почетной грамотой Министерства экономики Российской Федерации, медалью ордена «За заслуги перед Ростовской областью» и др.
      — Учителя у нас были хорошие. И работать нас научили отлично, и отдыхать!
      Работать!!!

Вертол завод 3

    1940-й год — слесарь комсомолец Анискин перевыполняет норму на 50%. К его рекордам подтягивается В.Чусов. Августовский план он выполняет на 170%. За ними подтягиваются почти все комсомольцы.
  1948-й год — молодежные бригады завода вступают в соревнование «Две нормы — в смену!», начинают шефствовать над МТС при подготовке к весеннему севу. Такие специалисты колхозам были очень нужны.Вертол завод 2
   1954-й год — в хуторе Веселом силами молодых вертолетчиков строится комплекс подсобных хозяйств — водонапорная башня, ремонтные мастерские, административные здания и т.д. Так реализуется программа помощи селу. И комсомольцы многих цехов становятся ударной силой.
    1957-й год — начато серийное производство цельнометаллических лопастей клееной конструкции вертолетов. Комсомольцы начинают массово учиться новым технологиям.
     1973-й год — начинается производство транспортно-боевых вертолетов МИГ-240Д.
     1976-й год — подготовка к производству вертолетов МИ-24. Это целый спектр технологий.
  1980-й год — выпущены первые такие машины — топливнозаливные, противопожарные, медицинские, пассажирские, боевые, вертолет-кран...
   Развивается страна. На вертолетном заводе совершенствуется производство, новым технологиям учится молодежь.
      1981- й год — на производственном участке огромный плакат. На нем слова М. Горького — «Труд и наука — выше этих двух сил нет ничего на земле!»
   Секретарь комитета комсомола цеха Дарья Игнатова учится на вечернем, получает высокую квалификацию специалиста-технолога и занимает одно из ведущих мест в бюро технического контроля.
     Студентами становятся Г. Рыбальченко, В. Тихонова, Л. Парфенова, Л. Скогорев, Ю. Гришанин.
   90-е годы — директор Роствертола М.В. Нагибин, именем которого теперь названы ростовский проспект, где располагается Роствертол, любил говорить молодежи, напутствуя ее на ударный труд и учебу: «В небо поднимаются с земли!»
   На земле, в цехах умножаются рекорды, добывается слава завода, сегодня востребованного и процветающего, шагающего на переднем крае военно-промышленного комплекса страны.
   1975-й год — для комсомольской организации завода особый. Комсомольская организация выступает с инициативой «Сверхплановый вертолет — БАМу!»
   Директор, Герой социалистического труда Дмитрий Михайлович Чумаченко инициативу сборочного цеха №3 поддерживает и всячески помогает. Разрабатывается целая программа: работать сверх плана, экономить расходные материалы, добиваться высокого качества. Об инициативе становится известно Центральному комитету комсомола.
   Секретарь ЦК ВЛКСМ Виктор Мишин, пребывающий в Ростове-на-Дону во время передачи вертолета БАМу, знакомится с комсомольской организацией завода, дает ей высокую оценку.
   Экипаж летчиков был прислан с ударной комсомольской стройки Байкало-Амурской магистрали. Они приняли участие в митинге по сдаче сверхпланового вертолета. Символические ключи от МИ-6 передала секретарь комсомольской организации третьего сборочного цеха Валентина Назарова.
     Все годы — команду комсомольцев вертолетного завода всегда тянуло не только к трудовым подвигам в цехах. И если в стенах вертолетного завода гремела слава орденоносца, депутата Верховного Совета СССР шлифовщицы Таисии Штыменко, рядовые комсомольцы, ровняясь на нее, ставили свои производственные рекорды. А еще...
    «Мы строили нашу «Зорьку» (лагерь в Туапсе), гостиницу «Турист» (на пл. Ленина в Ростове-на-Дону), ДК культуры вертолетного завода, жилье.

НОВОЧЕРКАССКИЙ ЭЛЕКТРОВОЗОСТРОИТЕЛЬНЫЙ ЗАВОД (НЭВЗ)

  Новочеркасский электровозостроительный завод всегда являлся мощной созидательной силой и гордостью городского комсомола.
  В 30-е годы в донской степи началось строительство гиганта 2-й пятилетки -Новочеркасского паровозостроительного завода.

   18 ноября 1932 года — состоялась 1-я заводская комсомольская конференция, на которой был избран первый состав заводского комитета комсомола и его секретарь Николай Костенко. Было принято решение, несмотря на все трудности и лишения, не дать сорвать строительство Паровозстроя. Многие комсомольцы НПЗ стали инициаторами важных дел. Вот что, например, писал в газете «За паровоз» бригадир комсомолец Иван Скобалев: «В нашей молодежной бригаде 7 плотников. Соревнуясь с бригадой Завьялова, мы взяли обязательство задание выполнять на 114 процентов... В нашей бригаде нет расхлябанности, хождения во время работы. Бригада решила хлеб получать до или после работы, а курить всем вместе 10 минут через три часа.
   Работая на строительстве НПЗ, вступил в комсомол Николай Лещенко, вскоре возглавивший передовую комсомольско-молодежную бригаду, состоящую из 20 человек. Для каждого из них было правилом выполнять по два - три задания за смену. Вскоре сбылась их мечта о теплом и уютном жилье — работая на субботниках и воскресниках, молодыми первостроителями был построен первый комсомольский барак!
    Ни тяжелые условия труда, ни холод, ни голод не могли помешать энтузиазму заводской комсомолии. Благодаря неутомимой энергии и стойкости передовой молодежи строительство предприятия шло быстрыми темпами — один за другим появлялись цеха НПЗ, а на Соцгороде — в течение 8-9 месяцев поднимались многоэтажные жилые дома, созданные исключительно во внерабочее время комсомольцами-энтузиастами: Аркадием Шахвердовым, Никитой Хорьковым, Валентиной Лебедевой, Василием Коршуновым, Николаем Хижняковым, ...(всего около 319-ти человек). Точно также, между делом, организовывая субботники и воскресники, молодые первостроители построили первый детский сад, клуб, магазин, соорудили парк-стадион на Рабочем городке, где в 1935 году произошла встреча первостроителей НПЗ с М. Шолоховым.
    Сентябрь 1935 г. — широкая волна стахановского движения докатилась и до Новочеркасского «Локомотивстроя». И здесь появились первые комсомольцы-стахановцы и первые молодежные стахановские бригады.
  Петр Кисель. Его бригада каменщиков, и до этого перевыполнявшая задания, стала работать по-новому: организовали рабочее место каждого, по-другому расставили рабочих, работая, рассчитывали каждую секунду, каждое движение. 15 октября бригада приступила к кладке водонапорной башни высотой в 47 метров. Пятеро комсомольцев закончили работу досрочно, перекрыв нормы вдвое. Скоро «Локомотивстрой» и Новочеркасск узнал о первых достижениях первых заводских стахановцев — комсомольцев бригады Петра Киселя. Кузнец Ершов показал невиданную производительность труда на изготовлении пневматических обжимов для сборки металлических конструкций. Работал на двух горнах одновременно. Его результат: 53 обжима вместо 13! Новатором производства выступил электросварщик Черненко, перестроивший свою работу и перевыполнивший норму на 300 процентов. Став в ряды стахановцев женская бригада бетонщиц Надежды Чернобродовой вместо 40 плит изготовила 75! Токарь-инструментальщик Валощенко ежедневно вырабатывал по 749 процентов, а к городскому слету стахановцев выдал 10 норм за смену!
    27 апреля, 1936 год — невероятно, но при нехватке рабочих рук, почти полном отсутствии машин и техники, на одном лишь энтузиазме комсомольцев 1930-х годов завод был построен и дал свою первую продукцию — первый новочеркасский паровоз.
  НЭВЗ 1 1940-1945 годы — золотыми буквами вписаны в историю Ленинского комсомола имена отважных заводчан, вставших на защиту Родины в годы Великой Отечественной войны, ковавших Победу в цехах у станков, принимавших участие в восстановлении разрушенного войной предприятия. Среди них первостроители НПЗ Герои Советского Союза — Иван Клещев, Василий Стаценко, Василий Плесинов.
   В числе первых комсомольцев НПЗ был легендарный Семен Лучина. Являясь одним из организаторов новочеркасского комсомола, в 1920 году он возглавлял отряд ЧОНа, который самоотверженно боролся с белогвардейщиной и бандитизмом. В 1933 году С. Лучина пришел работать на строительство НПЗ, здесь стал старшим мастером, принимал участие в создании первых паровозов. Когда началась Великая Отечественная война, и к Новочеркасску приближались немецко-фашистские захватчики, бесстрашный комсомолец первым вступил в ряды народного ополчения. В ноябре 1941 года, находясь на линии обороны г. Новочеркасска в группе добровольческого истребительного батальона, заставившего отступить передовые части врага, погиб один из первых комсомольских лидеров Новочеркасска, легендарный Марат, так называли Семена Лучину... Его жена, узнав о гибели мужа, напишет: «Ухожу на фронт, чтобы отомстить за тебя!» Жена и сын С. Лучины отомстили за мужа и отца, пройдя всю Великую Отечественную войну.НЭВЗ 2
  Когда началась Великая Отечественная война, Ольге Васильченко (Илларионовой) было всего 14. Эвакуировавшись со всей семьей в далекий Воткинск, она работала за станком наравне со взрослыми — нарезала стволы для орудий. Иногда падала в обморок от голода, иногда против воли засыпала от усталости. Сон после минутного отключения, как рукой снимало, и девочка вновь становилась к станку. После смены и длинной дороги домой шла пилить огромные дрова, которые подвозили к баракам.
     Юная Ольга Васильченко вступила в ряды ВЛКСМ в 1942 году, и в этом же году ее братья — комсомольцы Иван и Константин — ушли на фронт добровольцами.
    В 1942 году, когда решалась судьба нашей страны, вступил в комсомол фронтовик Василий Вислогузов. За плечами у 19-летнего парня была работа станочником на Новочеркасском паровозостроительном... В неравной схватке с гитлеровцами комсомолец стоял насмерть.
    Всего несколько месяцев носил он комсомольский билет. Вражеская пуля, оборвавшая жизнь солдата, попала в сердце — комсомольский билет Василия Борисовича Вислогузова был пропитан кровью.
    Лучшие черты характера советской молодежи, вставшей на защиту Родины, с особой силой проявлялись в битвах за Москву и Ленинград, на Курской дуге и под Сталинградом, при освобождении стран Европы и взятии Берлина. Вместе со всей страной на всех фронтах Великой Отечественной сражались с врагом комсомольцы НПЗ. Многие погибли в эту войну, не дожив до Победы... Светлая им память!

   После войны все нужно было начинать с начала... Опять бараки без отопления, света и воды, голод и тяжелейший труд по восстановлению разрушенного войной предприятия.
   Из хроники комсомольских дел НЭВЗа только одного дня 1947 года: фрезеровщица Нина Уголькова обрабатывает 1200 коллекторных пластин вместо 360, токарь Валентин Рыбаков обрабатывает три трудоемких вала вместо одного, бригадир пневматиков Шевцов за 3 года выполнил семилетний план, за двоих трудился слесарь РМЦ из бригады Кезина Туманов. И таких примеров было сотни!
    История комсомольской организации Новочеркасского электровозостроительного завода — это очень большой путь богатый историей, печальными и радостными событиями и конечно трудовыми традициями, передаваемыми из поколения в поколение. Вот одна из них: все знаменательные события страны молодежь нашего завода отмечала трудовыми подарками — изготавливала электровозы в свободное от основной работы время и безвозмездно.
    1955-й год... Страна с нетерпением ждет машин, способных водить составы свыше 3.5 тысяч тонн. Комсомольцы завода взяли обязательство подарить Родине к 1 мая первый сверхплановый Н8. Два месяца они работали лишние часы после каждой смены, и с честью выполнили данное слово — электровоз был сдан в срок. С этого дня комсомольская организация НЭВЗа стала могучей созидательной силой, нередко игравшей ведущую роль в трудовых достижениях коллектива.
    1954-1960 годы — комсомолкой пришла на наш завод Вера Соколенко, трудилась рабочей, потом стала мастером. Как активную, инициативную девушку, ее выдвинули на комсомольскую работу. Шесть лет Вера Антоновна Соколенко возглавляла заводской комитет комсомола. Комсомольская организация участвовала во многих интересных начинаниях. Своими успехами комсомольская организация НЭВЗа завоевала авторитет среди комсомольских организаций области и вышла в число передовых. Юноши и девушки уделяли огромное внимание благоустройству территории завода и поселков, в нерабочее время принимали участие в строительстве. К 1955 году относится и еще одно «живое» дело рук комсомольцев НЭВЗа, плоды которого до сих пор определяют лик Соцгорода. Это посадка полутора тысяч акаций, вот уже более 60-ти лет каждую весну благодарно цветущих, распространяя над поселком электровозостроителей нежный аромат.
    В 1956 году — НЭВЗ, под шефством заводской комсомольской организации, к XX съезду КПСС изготовил опытные образцы ВЛ23, усовершенствованного и более мощного электровоза, вскоре заменившего ВЛ22.
    1957-й год — готовя достойную встречу Всемирному фестивалю молодежи и студентов в Москве, комсомольцы-электровозостроители изготовили очередной сверхплановый локомотив.
    1958-й год — перед комсомольцами завода была поставлена задача — собрать не менее трех миллионов тонн бесхозного металлолома. Комсомольская организация НЭВЗа активно включилась в это важное и нужное дело: было собрано около 650 тонн металлолома. В этом же году к 40-летию Ленинского комсомола молодые электровозостроители подготовили достойный подарок — из сэкономленных средств был изготовлен и отправлен на магистрали страны юбилейный комсомольский электровоз. Когда стало известно о предстоящем очередном XIII съезде ВЛКСМ, комсомольская организация НЭВЗа развернула подготовку к этому событию. В январе 1958 года было принято решение построить в подарок Родине сверхплановой восьмиосный магистральный электровоз. Развернув социалистическое соревнование, юноши и девушки плодотворно трудились над изготовлением деталей и узлов комсомольского локомотива. За это время число молодых передовиков производства выросло вдвое, вместо 40 комсомольско-молодежных бригад на предприятии трудились уже 80 молодых коллективов. Сверхплановый комсомольский электровоз, построенный в срок, стал свидетельством большой сплоченности заводской молодежи.

НЭВЗ 3

   НЭВЗ 4 1970-е годы — в создании стальных богатырей принимали участие многочисленные комсомольско-молодежные коллективы НЭВЗа: бригада В. Калмыкова (инструментальный цех), Е. Ловчева (экспериментальный цех), В. Куропятникова (цех механизации и автоматизации), Ивана Оберемко (цех сварных конструкций), Ю. Алимова (пантографный цех), Раисы Шевченко и многие другие, на чей ударный труд равнялись все молодые рабочие завода. В то время по заводскому радио регулярно объявлялись итоги социалистического соревнования за минувшие сутки, и в числе победителей нередко назывался коллектив комсомольско-молодежной бригады имени 50-летия ВЛКСМ сварочно-кузовного цеха, которым руководил Игорь Викторович Наседкин.
   О трудовых успехах передового молодежного коллектива было хорошо известно не только на самом предприятии, знали о них труженики всего Донского края. Рабочий почерк бригады Наседкина был не сложен: опережать время, бороться за повышение качества, своим трудом показывать пример.
   Труженики молодежного коллектива, зная цену своим изделиям, так как работали с клеймом «Отличное качество», все операции делали четко и точно. Трудились без простоев, потому что в бригаде была полная взаимозаменяемость.
   Бригада И. Наседкина и бригада Героя Социалистического Труда Е.Н. Туманова, являясь родственными коллективами по выполнению сварочных работ, по сборке узлов и деталей, в 1971 году вступили в социалистическое соревнование, в ходе которого обменивались опытом работы, внедряли на местах передовые приемы и методы труда, улучшали организацию производства. В результате показатели производительности труда комсомольско-молодежного коллектива были выше на несколько процентов.
    1972-й год — на стальные магистрали страны вышел электровоз, на котором яркими красками было выведено: «Молодые электровозостроители — 50-летию СССР». В числе тех, кто на субботниках показывал рекордные результаты в изготовлении деталей и узлов для комсомольского электровоза, была комсомольско-молодежная бригада имени 50-летия ВЛКСМ Игоря Наседкина сварочно-кузовного цеха.
   За любое дело дружный коллектив бригады брался уверенно, с энтузиазмом. И на все их хватало. Помимо успешного выполнения производственных заданий, ребята принимали активное участие в общественной жизни завода. К очередному летнему сезону исключительно во внеурочное время изготовили теннисные столы, душевые, понтоны и буйки для базы отдыха в хуторе Калинин. На заводском стадионе в короткие сроки соорудили целый гимнастический комплекс для занятий призывников.
   Июнь 1973 года — на имя кавалера ордена «Знак Почета» бригадира Игоря Викторовича Наседкина была получена поздравительная телеграмма: «По итогам социалистического соревнования за первое полугодие 1973 года комплексная комсомольско-молодежная бригада признана лучшей по Министерству электротехнической промышленности». В следующем 1974 году бригаде имени 50-летия ВЛКСМ кузовного цеха, которой руководил Игорь Наседкин, за высокие показатели во Всесоюзном социалистическом соревновании были присуждены переходящее Красное Знамя ЦК ВЛКСМ Министерства электротехнической промышленности, ЦК профсоюза и первая денежная премия. На Знамени были начертаны слова: «Герои пятилеток, ветераны труда — лучшему комсомольско-молодежному коллективу».
   К концу 1970-х в заводской комсомольской организации состояло около 4000 человек, почти каждый второй комсомолец — «Ударник коммунистического труда». Из 35 комсомольско-молодежных бригад завода 21 — коллектив коммунистического труда. Ежегодно около 2000 молодых рабочих повышали свою квалификацию, около 500 — осваивали смежные профессии. 1500 молодых рабочих сдавали продукцию с первого предъявления.
   1978 год — в очередной раз силами комсомола НЭВЗа на средства, отработанные во внеурочное время был создан локомотив ВЛ80. А через некоторое время на НЭВЗе представителям Горьковской железной дороги торжественно вручали символический ключ от электровоза с надписью «Комсомольский электровоз — XIX съезду ВЛКСМ».
  1978 год — на НЭВЗе началась масштабная реконструкция предприятия, которую объявили областной комсомольско-молодежной стройкой. Создавая современный завод, вместе с комсомольцами НЭВЗа трудились лучшие представители молодежи Ростовской области. Ребята работали на строительстве новых цехов, принимали участие в реконструкции старых заводских корпусов, возвели детский комбинат в поселке Молодежном, городок детских аттракционов, построили кинотеатр «Октябрь», молодежное общежитие №1, занимались благоустройством пионерского лагеря «Звездочка Ильича» в Агролесе, базы отдыха на комсомольском острове на Дону.

НЭВЗ 5

   1983-й год — на НЭВЗе был создан 12-осный сверхмощный электровоз ВЛ85. Потребность в таком локомотиве была вызвана интенсивным строительством Байкало-Амурской магистрали, где работали лучшие представители молодежи 80-х.
    Своеобразным подарком от НЭВЗа комсомольцам БАМа стал самый мощный электровоз XX века ВЛ85.
   История комсомольской организации НЭВЗа — это история людей, которые со свойственным юности оптимизмом верили в то самое светлое будущее и оставались активными, энергичными, беззаветно преданными своему делу, готовыми в любую минуту на трудовой подвиг.
   Многие, прошедшие комсомольскую школу НЭВЗа стали впоследствии партийными руководителями, возглавили различные отрасли народного хозяйства, стали заслуженными деятелями науки, техники, образования. Среди них — Вера Соколенко, Виктор Сальников, Александр Носков, Виктор Лучкин, Владимир Передерий, Евгений Володин, Петр Мрыхин, Петр Кольцов и многие другие.
   Сегодняшнее, новое поколение НЭВЗа — молодежь XXI века, сменяя старшее поколение, принимает от них эстафету жизни и работы с задорным огоньком в глазах на благо людей, веры в лучшее и памяти о тех, кто молод душой, — комсомольцах НЭВЗа разных поколений.

100 - летию ВЛКСМ посвящается. Летопись Донского комсомола.- Ростов/д.: ПРИНТ-СЕРВИС, 2018.-248 с.: ил.

 

 

2     425    facebooklarger