Включить версию для слабовидящих
^Back To Top
МЯТЕЖНЫЙ БУРЕВЕСТНИК
сценарий квеста к юбилею Максима Горького
150 лет со дня рождения М.Горького 28 марта (1868-1936)
БИБЛИОТЕКАРЬ: Приветствуем вас, дорогие друзья! Наш сегодняшний квест посвящен Максиму Горькому — писателю, драматургу, общественному деятелю. Одному из самых значительных и известных в мире русских мыслителей. Ещё при жизни он снискал признание миллионов людей как в нашей стране, так и за рубежом. Горький пять раз был номинирован на Нобелевскую премию по литературе (в 1918-м, 1923-м, 1928-м, 1930-м и 1933-м), но так и не получил заветную награду
ВЕДУЩИЙ: Писатель, исходивший пешком всю Россию, удивительно тонко чувствовал ритмы своего времени и «запахи» новых идей, носящихся в воздухе. Величие таланта Горького состоит в великой любви к людям. Ею проникнуты его произведения «Детство», «В людях», «Старуха Изергиль», «Песня о Соколе» и многие другие.
БИБЛИОТЕКАРЬ: Максима Горького считают одним из основоположников современной детской литературы, хотя произведений, написанных для юных читателей, у него не так много. Маленькими вы, конечно, читали сказки «Воробьишко», «Самовар», «Случай с Евсейкой». А став подростками, познакомились со «Сказками об Италии», повестями «Детство», «В людях».
ВЕДУЩИЙ: В марте 2018 г. исполняется 150 лет со дня рождения великого русского писателя. В честь юбилея классика мы и проводим квест — полюбившийся многим жанр игрового путешествия.
Цель квеста — собрать из отдельных слов, заработанных в ходе выполнения заданий, цитату Максима Горького. Выигрывает та команда, которая сделает это первой.
БИБЛИОТЕКАРЬ: Если команда отвечает неправильно, то фрагмент ключевой фразы ей не выдаётся. Помогать в выполнении того или иного задания вам будут разнообразные подсказки. А порядок прохождения станций вы можете увидеть в своих маршрутных листах, там же будет ставиться отметка о прохождении этапа.
ВЕДУЩИЙ: После того как будут заработаны все карточки, команды встречаются в этом зале и собирают из фрагментов всё высказывание, затем показывают составленную фразу и сдают маршрутные листы. В конце мы подведём итоги и назовём победителей...
БИБЛИОТЕКАРЬ: ...Которых ждёт достойная награда.
ВЕДУЩИЙ: Итак, начинаем квест. (Раздаёт капитанам маршрутные листы.) Вас ждёт разминка, в ходе которой надо будет вспомнить факты из жизни писателя.
РАЗМИНКА "ЖИЗНЬ БЕЗ ПРИКРАС"
Вопросы для первой команды:
1. Настоящая фамилия писателя. Пешков; Панкратов; Прилуков.
2. Где родился будущий классик? в Нижнем Новгороде; в Астрахани; в Москве.
3. Назовите имя и отчество отца писателя. (Максим Савватьевич Пешков)
4. А как звали мать нашего героя? (Варвара Васильевна Каширина-Пешкова)
5. Кем по профессии был отец Максима Горького? Столяром-краснодеревщиком; пекарем; матросом на судне.
6. У кого жил Алексей после смерти родителей? у деда по материнской линии; у бабушки по отцовской линии; у тёти.
7. Владельцем какого заведения был дед? Трактир; красильня; сапожная мастерская.
8. Как звали бабушку? Авдотья Никитична; АкулинаИвановна; Анфиса Петровна.
Вопросы для второй команды:
1. Какое учебное заведение окончил Алексей Пешков? Гимназия; ремесленное училище; университет.
2. Первый опубликованный рассказ писателя. «Старуха Изергиль»; «Макар Чудра» (1892 г); «Дед Архип и Лёнька».
3. В какой университет пытался поступить Алексей Пешков? Нижегородский; Московский; Казанский.
4. С кем из американских писателей Горький был знаком лично? с Марком Твеном; с Джеком Лондоном; с Эдгаром По.
5. Какое издательство было организовано по инициативе и при участии М. Горького? «Детская литература»; «Советский писатель»; «Всемирная литература», в 1919 г.
6. Какую страну рекомендовал увидеть М. Горький своим юным читателям? Италия; Франция; Германия.
7. В каком году умер писатель? В 1935-м; в 1936-м, 18 июня в усадьбе Горки; в 1937-м.
8. Где похоронен наш герой? В Нижнем Новгороде; на Новодевичьем кладбище в Москве; на Красной площади у Кремлёвской стены.
БИБЛИОТЕКАРЬ: И вы с ходу заработали первое слово — «однако». (Передаёт команде/командам карточку со словом). А теперь — основная игра. Первый этап посвящен биографии М. Горького.
(Команды выходят на маршрут — каждая направляется в свой зал.)
ЭТАП I. «РАННИЕ ГОДЫ»
Задание 1
БИБЛИОТЕКАРЬ: Известно, что грамоте Алёшу Пешкова обучал родной дед Василий Каширин. Найдите на выставке книгу, по которой он это делал.
ВЕДУЩИЙ: И вот вам подсказка. (Передаёт команде таблицу, на которой каждой букве русского алфавита соответствует цифра: А — 1, Б —2 и т. д., )
Подсказка. Название книги состоит из следующих букв алфавита: № 1 — 17-я буква алфавита; № 2 - 19-я; № 3 - 1-я; №4-13-я; № 5 - 20-я; №6-29-я; № 7 - 18-я; № 8 - 30-я. Ответ. Псалтырь.
Задание 2
БИБЛИОТЕКАРЬ: Сейчас вам предстоит объяснить значение слова.
Для первой команды
Что такое подклеть в доме деда? Кто там жил? (Подклеть — чёрная рабочая изба, она находилась в нижней части дома. Здесь по возвращении из Астрахани поселилась мать писателя Варвара Васильевна с сыном Алексеем.)
Для второй команды
Что такое ветошничество, о котором хозяин магазина сказал Алёше, что «это хуже нищенства, хуже воровства»? (Ветошник — сборщик ветоши, то есть изношенной одежды.)
Задание 3
Для первой команды
ВЕДУЩИЙ: Алексей Пешков с 11 лет был вынужден много и тяжело работать. Он был пекарем, буфетным посудником на пароходе, посыльным в магазине. Постигал азы иконописи в мастерской. А вот какому ремеслу ему не удалось научиться, находясь в доме сестры, Акулины Ивановны? Ваша задача — найти в комнате (на столике) инструменты, имеющие отношение к данному ремеслу. (В зале или на столе разложены различные предметы.)
Предметы: линейка, ножницы, карандаши, краски, наждачная бумага, калька, циркуль, угольник, лекало, чертёжная доска. Ответ. Мальчик не научился ремеслу чертёжника, так как Алексей выполнял много другой работы, заниматься было некогда. (Об этом говорится в повести «В людях», 4-я глава.)
Для второй команды
БИБЛИОТЕКАРЬ: В повести «В людях» мы читаем: «По будням к утреннему чаю покупали два фунта пшеничного хлеба и на две копейки грошовых булочек для молодой хозяйки». Ваша задача — показать, как старуха со снохой проверяли Алёшу на предмет утаивания довеска к хлебу. Ответ. Они заглядывали ему в рот и смотрели, нет ли хлебных крошек на зубах. «Когда я приносил хлеб, женщины подозрительно осматривали его и, взвешивая на ладони, спрашивали: — А привеска не было? Нет? Ну-ка, открой рот — и торжествующе кричали: — Сожрал привесок, вон крошки-то в зубах!»
БИБЛИОТЕКАРЬ: Ребята, вы быстро справились и с этим заданием. Поздравляю! Вы заработали следующее слово — «читай» (передаёт команде карточку) — и можете переходить ко второму этапу. (Команда переходит в следующий зал.)
II ЭТАП. «ПОРТРЕТЫ»
ВЕДУЩИЙ: Вас ждёт новое интересное задание. Для этого мы отправляемся в импровизированную фотогалерею. (Демонстрируются фотографии М. Горького со знаменитыми людьми.)
Задание
Укажите, с кем изображён М. Горький на этих снимках. Ответ 1. С И.В. Сталиным. 2. С Л.Н. Толстым. 3. С А.П. Чеховым. 4. С В.И. Лениным. 5. С Ф.И. Шаляпиным. 6. С сыном М.А. Пешковым. 7. С внучками.
ВЕДУЩИЙ: Молодцы! И вот вам ещё одно слово — «книги». (Передаёт команде карточку.) Ребята, приготовьтесь. Вас ждёт самый главный и сложный этап, посвященный творчеству нашего героя. На этом отрезке квеста вы сможете заработать сразу несколько слов. (Команда переходит в следующий зал.)
III ЭТАП. «ТВОРЧЕСТВО»
Задание 1
Для первой команды
Предложите свою версию, почему писатель взял себе литературный псевдоним Горький. (У него были тяжёлое детство, юность, полная лишений. Именно этот горький опыт и натолкнул писателя взять такой псевдоним. Он характеризует не только судьбу литератора, но и направление его творчества: автор писал про горькую участь обездоленных. Впоследствии мастер говорил: «Не писать же мне в литературе — Пешков»)
Для второй команды
Почему в свой псевдоним Горький взял имя Максим? (В память об отце — Максиме Савватьевиче Пешкове)
БИБЛИОТЕКАРЬ: За такой развёрнутый ответ вы заработали ещё один фрагмент фразы — «а своим». (Передаёт команде карточку.) И наша игра продолжается.
Задание 2
Среди буквенной путаницы найдите восемь названий произведений М. Горького. (Ведущий передаёт команде карточку с текстом.)
Ответ ПАВИЦВСТРЯСКАСАМБУТРОЗАКВОРОБЬИШКОХОЛТДЕТСТВО ЛЕНЬПЕПЕХОДРОДНИКСАМОВАРНОСТМИШААПОЖУКВЛЮДЯХВОЛДМУ
БИБЛИОТЕКАРЬ: А теперь -портретная викторина «Узнай героя».
Задание 3
Для первой команды
1. «Кинул взор вперёд себя на ширь степи гордый смельчак — кинул он радостный взор на свободную землю и засмеялся гордо. А потом упал и — умер». (Данко. Рассказ «Старуха Изергиль»)
2. «...Весь в белом, он всё-таки казался чумазым, на пальцах у него росла шерсть, из больших ушей торчали волосы». (Повар Смурый на пароходе «Добрый». Повесть «В людях»)
3. «Он должен прибрать их постели, вымести мастерскую, потом, выпив стакан холодного и спитого чая, он достанет из угла мастерской большую каменную плиту, положит её на табурет и с пирамидальным камнем в руках усядется растирать краски». (Мишка. Рассказ «Встряска»)
Для второй команды
1. «Он умел делать фокусы с картами, деньгами, кричал больше всех детей и почти ничем не отличался от них». О ком идёт речь? (Цыганок. Повесть «Детство»)
2. «Он хрупкий, тоненький, быстрый, как ящерица, пёстрые лохмотья болтаются на узких плечах, в бесчисленные дыры выглядывает кожа, тёмная от солнца и грязи. Он похож на сухую былинку». (Пепе. «Сказки об Италии», рассказ № 26)
3. «Его тусклые и воспалённые глаза старика, с красными, опухшими веками, беспокойно моргали, а испещрённое морщинами лицо замерло в выражении томительной тоски. Он то и дело сдержанно кашлял и, поглядывая на внука, прикрывал рот рукой». (Дед Архип. Рассказ «Дед Архип и Лёнька»)
ВЕДУЩИЙ: За правильные ответы команда получает следующее слово — «помни».
Задание 4
Закончите горьковские афоризмы.
Для первой команды «В жизни всегда есть место...»: подлости; подвигам; самопожертвованию.
Для второй команды «Рождённый ползать...»: летать боится; высоко не взлетит; летать не может.
Задание 5
Назовите банкноту, которая была несбыточной мечтой деда Архипа в известном рассказе «Дед Архип и Лёнька». «Кабы скопить ... рублей! Умер бы я тогда покойно». Подсказку вы можете найти в одной из сказок М. Горького на книжной выставке. (Можно заранее в одну из книг положить карточку с подсказкой) Ответ. 100 рублей.
ВЕДУЩИЙ: Вы отлично справились, и я с радостью вручаю вам новое слово — «мозгом». (Передаёт команде карточку.) Приглашаю вас перейти на следующий этап. (Команда переходит в следующий зал.)
IV ЭТАП. «ПОВЕСТЬ «ДЕТСТВО»
БИБЛИОТЕКАРЬ: Поэт Дмитрий Мережковский назвал «Детство» М. Горького «вечной русской книгой», своеобразной иллюстрацией национального характера и образа жизни. Предлагаем вам вспомнить героев повести в нашей «Литературной разминке».
Задание
Перечислите домочадцев семьи Кашириных. Вы заработаете долгожданное слово, если назовёте 12 членов семьи. Подсказка. Всего в доме жило 16 человек. Ответ. В повести упоминаются: дед Василий, бабушка Акулина, Алексей, мать Алёши — Варвара, его отец — Максим. Затем дядья — Михаил и Яков (сыновья деда), их дети — оба Саши (двоюродные братья Алёши). А ещё тётка Наталья, сестра Катерина, мастер Григорий, подмастерье Цыганок, нянька Евгенья. Плюс жильцы: Хорошее Дело и дядя Пётр.
БИБЛИОТЕКАРЬ: Неплохо. Чувствуется, вы внимательно читали это произведение. Ваша команда получает очередное слово — «книгой». (Передаёт команде карточку)
ВЕДУЩИЙ: Продолжаем игру. Пришла пора поговорить о бабушке и дедушке Алёши Пешкова. Мы разделили это задание: одна команда будет отвечать на вопросы об Акулине Ивановне, а вторая — о Василии Васильевиче.
Для первой команды
Задание 1
Завершите цитату, выбрав правильный ответ. «Бабушка не плясала, а словно...»: плыла; ходила на цыпочках; рассказывала что-то. (Информация. Для неё танец —не просто движение тела, а наполненное внутренним смыслом действие).
БИБЛИОТЕКАРЬ: Бабушка была не только ангелом-хранителем для внука, она словно магнит притягивала к себе людей, старалась всем помочь. Акулина Ивановна давала своим соседкам разные хозяйственные советы, например: как правильно выбрать огурцы для засолки, как сделать вкусным квас... (Выносит поднос с различными ингредиентами и ставит его на стол.)
Задание 2
Найдите на подносе ингредиент, которым Акулина Ивановна советовала заправлять квас. Подсказка. Ответ рифмуется со словом «рахат-лукум». Ингредиенты Сахар, изюм, курага, корица, лимонная кислота. (Информация. Бабушка говорила неопытным хозяйкам: «Квас сладкого не любит, так вы его изюмцем заправьте»).
Задание 3
Этим ремеслом Акулина Ивановна подрабатывала и в детстве, и в дальнейшем, когда дед отказался её «кормить». Разгадайте «профессию» бабушки. (Передаёт команде таблицу, на которой каждой букве русского алфавита соответствует цифра: А — 1, Б —2 и т. д.,) Подсказка. Её название состоит из следующих букв алфавита: № 1 — 12-я буква алфавита; № 2 - 18-я; № 3-21-я; № 4 - 8-я; № 5 - 6-я; № 6 - 3-я; №7- 15-я; № 8 - 10-я; №9-24-я; №10-1-я. Ответ. Кружевница.
Для второй команды
ВЕДУЩИЙ: Ваша команда будет отвечать на вопросы, связанные с дедом главного героя повести, который прожил большую сложную жизнь.
Задание 1
Завершите цитату, выбрав правильный ответ. Дед мне не понравился, «я сразу почувствовал в нём...»: врага; недруга; обидчика; лиходея.
Задание 2
(Выносит поднос с изображениями различных предметов одежды и ставит его на стол) Найдите среди вещей предмет одежды деда Василия Каширина. Предметы одежды: Манишка, жилет, косынка, картуз, пиджак. (Информация. «Его атласный, шитый шелками глухой жилет был стар, вытерт, ситцевая рубаха измята, на коленях штанов красовались большие заплаты, а всё-таки он казался одетым и чище и красивей сыновей, носивших пиджаки, манишки и шёлковые косынки на шеях»)
Задание 3
Скажите, что объединяет Василия Каширина, отца и деда семейства, с одной из представленных картин русских художников. Обоснуйте свой ответ. (Демонстрируются картины: Н.А. Ярошенко «Кочегар», И.Е. Репин «Бурлаки на Волге», К.Н. Крамской «Пасечник», Л.К. Плохое «Кузница».) Ответ. Картина И.Е. Репина «Бурлаки на Волге». Информация. В молодости Каширин был бурлаком: «своей силой супротив Волги баржи тянул». Дед говорит, что он Волгу вымерял три раза туда и обратно — многие тысячи вёрст. Василий Васильевич всю жизнь берёг широкий кожаный ремень (бурлацкую лямку) и любил показывать его внукам.
ВЕДУЩИЙ: Вы справились с этим непростым раундом и заработали седьмой конверт — со словом «двигай». (Передаёт команде карточку.) Ребята, осталось последнее задание. Уверена, с ним у вас проблем не будет. (Команда переходит в следующий зал.)
V ЭТАП. «ПАЗЛ»
(На столе — пазл: обложка книги «Детство», разрезанная на 16 частей.)
Задание Соберите пазл — обложку книги «Детство». (Команда выполняет задание.)
БИБЛИОТЕКАРЬ: Отлично! Вы получаете слово «книга». (Передаёт команде карточку.) И переходите в первый зал, где встретитесь со второй командой. (Команды собираются в первом зале.)
VI ЭТАП. «ФИНАЛ»
ВЕДУЩИЙ: Друзья, мы подошли к финишу квест-игры! И теперь — решающее задание.
Задание
Из полученных карточек со словами составьте цитату Максима Горького. Кто первый соберёт предложение, тот и побеждает в нашей игре. Вперёд! (Команды выполняют задание.)
Первой с заданием справилась команда ...(называет). Зачитайте, что у вас получилось. (Капитан команды читает: «Книги читай, однако помни — книга книгой, а своим мозгом двигай!»)
Всё верно! Поздравляем победителей нашего квеста! Аплодисменты! (Все аплодируют. Награждение победителей.)
БИБЛИОТЕКАРЬ: Благодарим команды за активное участие в игре!
ВЕДУЩИЙ: Пусть пожелание большого мастера литературы, разгаданное сегодня, станет важным напутствием в вашей жизни.
БИБЛИОТЕКАРЬ: Читайте произведения Максима Горького, пронизанные глубоким состраданием к людям!
Барчева, Т.Ф. Мятежный буревестник /Т.Ф.Барчева //Читаем, учимся, играем, 2017.- № 12.- С. 40-46.